Научная статья на тему 'Единство миссии и жизненных целей человека, организации, страны'

Единство миссии и жизненных целей человека, организации, страны Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1743
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корнеенков Сергей Семенович

Мир моя миссия. Мухаммед. Рассматривается развитие человека и общества, когда миссия и цели жизни человека гармонично взаимосвязаны с миссией организации, к которой принадлежит человек, и миссией страны, в которой он проживает. Показывается, что наиболее благоприятные условия в выполнении миссии возможны на основе сохранения принципов саморазвития, сотрудничества между людьми, но не на основе конкуренции и подавления индивидуальности. Гармоничное развитие общества возможно в случае осознанного выполнения человеком своей миссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единство миссии и жизненных целей человека, организации, страны»

Человек и общество

С.С. Корнеенков,

кандидат психологических наук, доцент кафедры

менеджмента ДВГАЭУ

ЕДИНСТВО МИССИИ И ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА, ОРГАНИЗАЦИИ, СТРАНЫ

Мир - моя миссия.

Мухаммед.

Рассматривается развитие человека и общества, когда миссия и цели жизни человека гармонично взаимосвязаны с миссией организации, к которой принадлежит человек, и миссией страны, в которой он проживает. Показывается, что наиболее благоприятные условия в выполнении миссии возможны на основе сохранения принципов саморазвития, сотрудничества между людьми, но не на основе конкуренции и подавления индивидуальности. Гармоничное развитие общества возможно в случае осознанного выполнения человеком своей миссии.

По своей природе человек является одновременно телесным смертным (земным) и духовным бессмертным (небесным) существом. Дух, не имеющий тела, не может быть назван человеком, и тело, не имеющее духа, также нельзя назвать человеческим. Одухотворенное биологическое тело, воспитанное в сообществе (социуме), называется человеком. Какова же цель жизни и миссия телесного, психического, социального, духовного существа на Земле? Миссия (лат. ш188Ю - посылать) применительно к человеку понимается как поручение, роль, ответственное задание [5]. Каким образом миссия связана с целью жизни человека? Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека. Как осознать цель своей миссии и отличить истинную цель от ложной цели? Кто дает человеку это поручение, от кого оно исходит? Постановка и решение этих фундаментальных вопросов имеет первостепенное значение для понимания природы человека. Наиболее противоречивые суждения по этим вопросам сложились между взглядами материалистически ориентированной официальной науки и религиозно-духовными воззрениями. Не вдаваясь в глубокий анализ их разногласий по данной проблеме, попытаемся по-

нять психологическую природу миссии человека и соотнести ее с целью и смыслом жизни.

Биосоциопсиходуховное существо по имени «Человек» в природе представляет себя как индивид, в обществе - как личность, во вселенной -это дух. Личность - это земная, приобретенная, наработанная социальная роль индивида, и очень небольшая часть всего человека. Личность - это маска души, ее многочисленные земные роли. Человека, который познал свою личность и свою душу, называют духовным человеком.

Смысл существования человека заключается в постановке и достижении определенных целей посредством включения в разнообразные виды деятельности. Он растет и развивается, выполняя свою миссию. Личность, в отличие от человека, может жить любой целью, выполнять или играть любую роль. Через все новые и новые цели личность стремиться к своему жизненному бессмертию. Постановка целей и достижение их, постоянная ролевая игра разнообразит и продлевает ей жизнь и составляет саму ее суть. Отсутствие выраженных целей и ролей делает жизнь в глазах личности бессмысленной, что приводит ее к депрессии и деградации.

Цели личности или ложного эго по своей природе прямо противоположны целям души или истинного Эго и, стало быть, деструктивны по своей природе. Цель, выбранная личностью, направляет деятельность человека по ложному пути, и чем активнее его деятельность, тем дальше он уходит от своей истиной цели. С каждым неправильным выбором истинная цель постепенно отдаляется и заменяется ложной. Достигнув этой цели, человек получает не то, что ему нужно. Появляется новая цель, и человек устремляется к ней с новыми надеждами, и так может продолжаться всю жизнь. Самая заветная (и несбыточная) мечта личности - овладеть бессмертием, которым по природе наделена душа. Личность, как конечное и искусственно созданное существо, стремится овладеть бесконечным и естественным, что по ее природе невозможно. Человек, отождествляя себя с личностью и выполняя ее волю, находится на ложном пути развития. Чтобы найти свой истинный путь, ему необходимо прислушиваться не к социуму, но велениям души до полного с ней слияния.

По аналогии модели развития человека происходит развитие организации, партии, нации, всего человечества. Если цели в организации сформированы людьми на основе личностных начал и лишены духовного начала, то совместная цель, а значит и деятельность, будет носить ложный и разрушающий характер. Такая совместная деятельность отражает проявления ложного сотрудничества, ибо она основано на корыстных интересах. Крупные организации и комплексы, состоящие из подобных деструктивных группировок, при объединении усилий в совместной деятельности, становятся особенно разрушительным для государства и общества в целом.

Идеи, исходящие от души человека, нашего Учителя, и правильно воспринятые личностью, всегда носят созидательно-творческий характер, и если личность в своей целенаправленной деятельности руководствуется именно этими идеями, то она становится творцом, созидателем. Совместная деятельность личностей-творцов, объединенных в организации, многократно усиливает свой созидательный потенциал и является примером истинного сотрудничества. Именно такие люди-личности способствуют развитию нации и общества.

Цель - это направление по приложению усилий в действиях и деятельности. Неверно выбранная цель поведет человека и общество по неправильному пути развития, подобных примеров индивидуального и общественного развития великое множество. Для индивида - это не сложившаяся жизнь, для организации - это несостоятельность, для государства - его увядание и распад.

Со стороны души и духа, личность (маска, роль, персона) представляет явление, посредством которого душа реализует временной смысл своего земного воплощения. Душа создает личность для того, чтобы иметь возможность приобретения опыта в мире форм. Опыт, накопленный личностью, передается высшему Я - вечному существу, находящемуся в постоянном развитии. Личности рождаются, вырастают, функционируют, стареют и умирают. Каждая последующая личность, как новый инструмент души, продолжает набирать опыт земной жизни и передавать его душе. Возможны случаи, когда в течение одной земной жизни индивидуальность может «поменять» несколько личностей, происходит быстрый рост от физиологического человека к социальному человеку и далее - духовно развитому. В том случае, когда в мир приходит «старая душа», эволюция индивида протекает ускоренными темпами. Человек в относительно раннем возрасте может стать пробужденным, то есть личность трансформируется и сливается с душой.

Душа создает личность (личности) благодаря природе и посредством социума, наделяет ее необходимыми качествами для самовыражения и предоставляет относительную свободу. Полнотой свободы обладает только дух человека. Личность свободна в выборе и принятии любой программы, но в конечном итоге, через бесконечную борьбу, она должна прийти к главному для себя пониманию: без служения своей душе и тотальной отдачи духу, ее жизнь конечна и бессмысленна. Тогда все ее социальные роли и цели, как иллюзия, пропадают, и она устремляется прямым путем к своей душе. Главной целью и смыслом жизни человека становится служение душе и духу, а значит и всему человечеству. В том случае, когда личность интуитивно или осознанно следует советам и наставлениям души, выполнение ее миссии и программы идет без задержек. Духовно реализованная личность после смерти не исчезает, она сливается с душой, душа с духом, но и на этом этапе эволюция человека не заканчивается.

Воплощенная душа, порожденная духом, призвана донести, раскрыть в материи высшие, божественные качества. Каждая душа в начале своего рождения наделяется миссией, которую она должна выполнить. Душа, в свою очередь, создает личности, наделяя каждую из них частью от своей миссии. Вся совокупность людей на Земле выполняет один божественный грандиозный план созидания.

Земную службу человека во имя Единого мы называем миссией. При выполнении миссии душа постепенно одухотворяет материю, создает истинную личность, наделяет ее божественными качествами. Истинная личность создает фрагментарную личность, состоящую из множества субличностей, которые вплотную взаимодействуют с социумом. Когда цели души, истинной и фрагментарной личности совпадают, можно говорить о гармоничном развитии человека. Итак, задача души - наделять человека и общество людей духовными, божественными качествами, что она постепенно и реализует, обучая человека сотрудничеству.

Но не всякая личность и не всегда связана со своей душой, и тогда у нее появляются свои собственные цели, свои идеалы, свои идолы и авторитеты. В этом случае человек укрепляет свою эгоцентрическую суть, а не духовное и бескорыстное начало. Целью его существования становится всяческое укрепление своей самости, материальной и социальной власти. Многообразные цели личности реализуются посредством создания светских, общественных, политических, социальных, духовных и иных организаций, которые укрепляют ее силы, дают величие и славу, способствуют укреплению самости. Личность служит внешним организациям, которые, в свою очередь, укрепляют личность. Но, как правило, «личность привержена традиции, всему старому, привычному и шаблонному и потому стремится удержаться в этих рамках как можно дольше» [3.С.85]. Она изо всех сил противится всему новому, смене чувств, привычек, мыслей и самого образа жизни. Душа, напротив, изо всех сил стремится вывести нас к истинной свободе и независимости от иллюзий. Личность как самосоциализированный субъект, по нашему мнению, не имеет истинной цели миссии до тех пор, пока погружена в достижение собственных «миссионерских», внешних целей. Но так как личность - это прижизненное и временное образование, то и достигнутые цели временны, они не имеют никакого значения для ее души. «Ищите и потеряете, не ищите и найдете», - так характеризует жизненный путь человека христианская психология. Поиск личных целей приводит только к потерям. Социальные цели - это желания личности, но в случае их совпадения с желанием души создается единая энергия, которая позволяют человеку максимально реализовать свой потенциал. Объединенные энергии души и личности придают деятельности человека истинный, творческий и гармоничный характер. Личность, которая следует за душой, постепенно приобретает ду-

шевно-духовные качества. Духовная личность облагораживает все общество, что в конечном итоге должно привести его к процветанию.

Таким образом, всякий человек изначально имеет свою неповторимую миссию, но не каждый, рождаясь на свет, осознает свое предназначение. У кого-то миссия может быть большой, у кого-то совсем маленькой. Это зависит от того, что человек сможет сделать в своей жизни. Но самое главное, что все миссии одинаково важны, нет более или менее значимой миссии. Выполнение миссии имеет свой срок, и как бы человек не хотел, но выполнить ее раньше этого срока он не сможет. Он не может ее выполнить и позже назначенного срока. После выполнения своей программы и миссии человек становится полностью свободным и далее он вправе решать свою судьбу сам. После этого на него не действуют никакие силы или факторы.

Личность мало интересует программа и миссия всего человека, зато в этом полностью заинтересована душа. Личность получает цели деятельности от социума, где она их и реализует. Когда эти цели совпадают с миссией души, то последняя участвует в их реализации, наделяя человека силой. В противном случае ему приходится полагаться только на силы личности и силы референтного коллектива.

Душа разрабатывает программу своей земной миссии, еще находясь на тонком плане бытия (до воплощения) в сотрудничестве с многочисленными другими сущностями, как равными ей по силам, так и превышающими ее уровень развития. В первую очередь в этом ей помогает создавший ее дух. Существует единый план эволюции человечества, природы и Вселенной, в котором каждой душе и сущности отводится ее неповторимая часть. Миссия реализуется через разнообразные виды деятельности и осознанную (или неосознанную) постановку целей. С достижением истинных целей человек чувствует себя наиболее гармонично и уверенно. При заблуждениях и уходом в сторону наступает внешний и внутренний дискомфорт, болезни и страдания. Это может стать показателем того, верно ли человек выбрал свой путь. Именно в буднях, среди обыденной работы, человек осуществляет свою миссию. Миссия служит причиной для истинно целенаправленной деятельности личности. Человек, осознанно выполняющий миссию, выполняет волю своей души, и этим он вносит свою толику в общую эволюцию. В противном случае он будет идти против течения жизни.

Осознающий себя человек способен оказывать действительную помощь другим индивидам, но эта помощь будет эффективна лишь в том случае, когда другой человек желает ее принять. Никто насильно не имеет права воздействовать на другого человека даже с благими намерениями. Каждый проходит свой путь самостоятельно, у каждого «своя тропа», которая только на время пересекается с другими такими же «тропами». Жизнь и есть Путь. Неправильно оказанная помощь будет только укреплять ложное эго и уводить человека еще больше в сторону.

Умение поставить или правильно выбрать цель своей деятельности зависит от уровня развития духовных качеств человека, от прочности его связи с душой. Чаще всего выделяют экономические цели, научно-технические, производственно-коммерческие, социальные и гораздо реже определяют (или совсем не учитывают) психологические, нравственные, этические, духовные. Бывает, что проработанные и сформированные цели, тем не менее, оказываются ложными и не служат стимулами для развития человека или организации. Сложность общей цели заключается в том, что она должна объединять, направлять усилия участников в одном позитивном развитии. Личная цель для индивида дороже общей, и чтобы цель общества стала для него значимой, каждый участник должен быть убежден в правильности (личной значимости) общей цели. Общие цели не должны разрушать индивидуальные цели и наоборот, они должны укреплять друг друга. Это особенно важно при осуществлении совместной деятельности. Правильный синтез частных целей и общих, как образ будущего, качественно изменяет мотивацию труда. Навязанные цели - это плохие цели, потому что «чьи-то цели» никому не интересны, каждый заинтересован в своих целях.

По естественной природе миссия человека на земле носит духовный характер, так как дух входит в материю и придает ей новое качество - жизненность. Миссия - это не нечто материальное, что человек должен совершить или оставить после себя, это качества человечности, которые могут быть выражены в материальном проявлении. Под миссией мы будем понимать психические и духовные качества или свойства, которые необходимо человеку раскрыть в самом себе с целью эволюции души и всеобщего сознания. Духовные качества человека широко описаны в соответствующей духовной литературе, в психологии им отводится статус надличных качеств. В христианской психологии они называются добродетелями, к ним относятся: аккуратность, бдительность, благодарность, благородство, благость, безмолвие, бескорыстие, бережливость, вера, вежливость, верность, воздержание, доброжелательность, добротолюбие, дружба, заботливость, любовь, милосердие, мудрость, мужество, осторожность, приветливость, простота, смирение, сотрудничество, сострадание, стыдливость, тактичность, терпение, честность, человеколюбие и т.д. [2]. Перечисленные качества ценились человечеством во все времена и относятся к высшим способностям человека. С раскрытием данных качеств и способностей души человек преобразует и самого себя, и общество, в котором он проживает. Природа надличных качеств человека такова, что все они проистекают от любви и любовью соединяются. Данные качества побуждают человека заботиться больше не о своем благе, а о благополучии ближнего. «Любовь и неотделимые от нее добродетели ищут не приятного себе, а полезного любимому» [2. С. 58]. Природа высших качеств такова, что они не способствуют самоутверждению, самореализации, самодостаточности. Духовные качества ограничивают, устра-106

няют действия личностных, эгоистичных, самостных проявлений человека и призывают, инициируют, побуждают, мотивируют на служение, сотрудничество, а не на конфронтацию и соперничество.

Миссия человека на Земле - это его роль, функции, совокупность действий и поступков, которые он совершил и которые ему предстоит совершить на Земле. Миссия определяется еще задолго до рождения и уже в соответствии со своей миссией рождается тот или иной человек в тех или иных условиях. Поучительно в этом плане мнение Иоанна Кронштадтского, он пишет: «Господь знает каждого из нас прежде, нежели мы зачаты во чреве матери и прежде, нежели вышли из утробы матери... Мы определены Творцом каждый на свое место служения» [4. С. 68]. Миссия определяется и зависит от взаимодействия множества структур, формирующих нацию, страну, социум. Она взаимосвязана с законами, существующими на разных уровнях бытия. В большинстве случаев человек совсем не знает своей миссии, но, тем не менее, не зная ее, выполняет. В этом случае человек является не более чем марионеткой, которой управляют внешние факторы. Его жизни не совпадет с целями его жизнедеятельности и смысл жизни не достигается. Возможна и такая ситуация, когда миссия человека совпадает со смыслом жизни. Человек достигает своей цели и при этом выполняет свою миссию, но не осознает этого. Возможен и такой вариант, когда человек осознал свою миссию, и цель его жизни совпадает с целями его жизнедеятельности. В этом случае человеку предоставлена свобода действий и выбора. Но эта свобода действует до определенного предела. Так, если человек отходит от поставленной перед ним цели, то его опять направляют на достижение этой цели. Если же человек сам осознанно движется к цели, то он может корректировать некоторые события и факты в свою пользу, которые бы он не получил, если бы им управляли.

Миссий может быть огромное множество. Они могут быть большими и малыми, хорошими и не очень хорошими. Иногда бывают люди от миссии, но таких людей мало. Это люди, выполняющие не только земную цель, но и ту, что дается свыше. Такие люди могут выполнять это поручение независимо от своей земной роли. Просто такой человек находится как бы не на земном плане (не от мира сего). Есть в нем то, что отличает обычных людей земного плана от него. Обычные люди принадлежат только земному плану, это их эволюция здесь. Люди от миссии имеют скрытый (не проявленный) канал, который незрим для простого человека. У проявленного миссии сознание разделено на сознание земного плана и иного плана, через который проходит данный канал. Такой человек не принадлежит только земному плану, он этого может и не знать, но его другое сознание (подсознание) знает об этом.

Среди множества миссий можно обозначить несколько главных миссий. Миссия творчества, она принадлежит писателям, поэтам, художникам, композиторам, скульпторам. Так или иначе, творчеством занимаются почти

все люди. Те, кто осознал свою миссию, творят истинные произведения искусства, те же, кто не осознал этого, творят кое-что и кое-как. Среди множества людей богемных профессий лишь единицы из них творят шедевры, и они известны во всем мире.

Другая миссия, уравновешивающая миссию творчества, - это миссия разрушения. Эту миссию выполняют также почти все люди. Но истории известны примеры великих разрушителей (Наполеон, Гитлер, Сталин). Люди, которые не осознают этой миссии и их цели не совпадают с ней, приносят мало вреда. Люди, которые осознают эту миссию, причиняют только тот вред, который необходим, чтобы построить более новое и совершенное. Наиболее опасные - те люди, которые не осознают своей миссии, но их цели совпадают с целью миссии. Такие люди продолжают разрушать даже после выполнения своей миссии.

Существует еще миссия любви. Это самая великая миссия в мире. Она характерна почти всем людям, но все выполняют ее по-разному. Наиболее яркий представитель этой миссии - Иисус.

Миссия познания также присуща всем людям, наиболее яркий ее представитель - Будда. Есть миссия помощи, суть которой заключается в помощи людям. Наиболее яркий ее представитель - Нельсон Мандела. Есть еще множество других миссий, но все они составляют единое целое, только проявляют себя с разных сторон и в разное время. Все виды человеческих миссий взаимосвязаны и все нужны.

Необходимо отличать миссию от мессии. Мессия - означает посланник Бога, «помазанник Божий», это человек, который направляется Богом и который подобен Богу (например, Иисус).

Приход каждого человека на Землю преследует большую или малую цель, которую необходимо выполнить. Обладая жизнеспособным физическим телом, человек постепенно делает его еще более совершенным инструментом, и в этом также выражается его цель. Чем глубже сознание человека погружено в материю, тем большую работу оно совершает. Эволюция человека выражается не в освобождении от тела (материи), а в одухотворении материи, придании ей новых качеств. Духовным человеком может быть, кто в своей жизнедеятельности руководствуется велениями души, связанной с духом, он творит, создает себя и мир, служит людям. Социальный человек, в отличие от духовного, руководствуется инстинктами, традициями, правилами, принципами и законами общества, это механистический человек, он живет вчерашними заветами, он связан ими, и потому не в силах внести в жизнь общества что-либо качественно новое. Одним из показателей эволюции человека, выхода из-под общесоциального, служить степень проявления его индивидуальности, неповторимости. Культура общества проявляется в степени предоставления индивиду возможностей для полного самовыражения своей сущности. 108

Организация, как социальная система, отражает уровень развития культуры общества и в частности культуры входящих в нее индивидов - это с одной стороны. Миссия организации должна способствовать тому, чтобы человек максимально реализовал свою естественную природу. Разрабатывая миссию организации, необходимо исходить как из миссии каждого входящего в эту систему человека, так и тех людей, которые прямо или косвенно связаны (или будут связаны) с этой организацией. Миссия организации сплачивает и организовывает людей, притягивает к себе своего человека. Одновременно миссия ограждает, оберегает организацию от случайного субъекта. Правильно построенный образ миссии творит будущее, и чем он отчетливее построен, тем меньше искажений при его материализации. Сила человеческой мысли как раз и состоит в том, что производит реальные факты.

В зависимости от того, какой тип человека доминирует в данном сообществе, он и будет определять методы, средства, формы по достижению цели. Миссия организации должна способствовать расширению сознания каждого входящего в ее структуру человека.

Руководящее ядро организации по своему культурному развитию всегда должно быть на ступеньку выше основной массы людей и при этом тесно с ними взаимодействовать. Идеальный вариант, когда у руководства стоят люди с высокой степенью раскрытия сознания, те, кто стал пробужденным, целостным, тогда они смогут так организовать совместную деятельность, чтобы максимально обеспечить каждому типу человека реализацию своей миссии. Очень трудно выразить словами (символами) и реализовать в практике миссию организации, когда в нее входят люди разного уровня развития сознания, что встречается в больших по численности организациях (например, учебные заведения). Это легче прописать и реализовать в однородных коллективах или малых фирмах.

При невозможности выполнения индивидом какой-либо части своей миссии, последний вынужден оставить коллектив, который не обеспечивает дальнейших условий для его развития. Если отток миссионеров постоянен, то коллектив (организация) постепенно теряет свою жизнеспособность, что приводит его к самоуничтожению (банкротству), так как персонал исчерпал все возможности для жизненного роста. Банкротство организации наступает и в том случае, если она поменяла свое направление деятельности. Чтобы удержаться «на плаву» производят смену персонала, учредителей и управляющих и другие кадровые приемы, что может относительно долго поддерживать жизнь организации. Мало сказать, что банкротство есть результат неумелого руководства, когда применяемые методы и средства не соответствуют миссии и поставленным целям. Банкротство может быть следствием и объективным показателем того, что миссия организации исчерпана, или того, что миссия организации не соответствует миссии основной массы входящих в нее индивидуумов. Люди не нашли себя в этой организации или создали паразити-

рующий организм, который должен умереть. Ярким примером может служить разрушение оборонных предприятий и их перепрофилирование.

В больших коллективах для укрепления жизнестойкости создаются подразделения, имеющие свою собственную миссию, которая органично связана с миссией других подразделений. На их основе возможно создание интегрированной миссии и программы деятельности. Такие организации более жизнеспособны и устойчивы на социальном, культурном, политическом, экономическом поприще. Любая организация, созданная людьми, - это живой социальный и духовный организм, имеющий свою душу и живущий по определенным для него законам. У него, как у живого существа, есть рождение, долгая или короткая жизнь со всеми этапами, умирание и смерть. Миссия и программа организации определяет особенности и продолжительность ее жизни и является более сложным образованием, чем миссия каждого из его субъектов, но она не является суммой индивидуальных целей деятельности входящих в нее граждан. Эмерджентность организации - это качества ее души, делающие организацию неповторимым существом. Руководство организацией осуществляется не только специально назначенными или выбранными людьми, их энергией, но и более глубинными невидимыми силами, имеющими очень разветвленную сеть своих взаимосвязей. Глубинные силы (психические, духовные) действуют через своих представителей из числа людей, наделяя последних соответствующими качествами и способностями. Чем выше и значительнее миссия личности или организации, тем более могущественные силы осуществляют ее исполнение. Организации, как и люди, вступают в самые разнообразные взаимоотношения на принципах сотрудничества или конфронтации, что увеличивает или ослабляет их возможности в саморазвитии.

Миссия организации в ее конкретном выражении может иметь несколько компонент, направленных на достижение благосостояния всех и каждого, а не только на процветание учредителей или сотрудников. Миссия организации зачинается от духа людей, входящих в ее структуру, недаром говорят - дух организации, но она зависит и от целей деятельности многочисленных других организаций единого профиля (дух корпорации), и, в конце концов, от миссии страны и всего человечества. Дух человека (организации) охватывает и сливается с более широкими пластами психической, социальной, экономической, политической жизнедеятельности общества и выражает себя через разнообразные потребности и мотивы, требующие удовлетворения и реализации. Ложная цель, построенная корыстным умом (умами), также требует себе приращения, что порождает конфликтные и кризисные ситуации. Всеобщая ложь имеет свой собственный негативный дух огромной силы, который противостоит светлым силам.

Миссия - это манифестация человеческого духа, который выражает себя через разнообразные формы и результаты человеческой деятельности. 110

Эти результаты отражаются в многообразии создаваемых человеком промышленных и производственных товаров, в услугах, культуре, искусстве, технике, науке и т.д. Все, что создает человек, служит выражением духа, способствует или тормозит его саморазвитие. Проще говоря: построенный завод, предприятие, фирма отражают определенный уровень развития сознания человека и в тоже время должны создавать условия для перехода на более высокий его уровень. Организации, партии, институты, политика, наука, культура, искусство, образование также отражают степень развития сознания и служат средствами, но не целью, при помощи которых человек самораскрывается.

Миссия организации создается людьми первоначально в форме идеи, образа. Идея должна быть поймана умом человека и с минимальным искажением перенесена в материальные формы ее осуществления. Чистота принятой и переданной идеи зависит от степени развития сознания индивида. Человек высокого сознания примет идею без искажения и передаст с минимальной потерей ее смысла. В свою очередь, чем выше уровень развития сознания у сотрудников (исполнителей), тем с меньшими искажениями будет реализована принятая идея-миссия. В том случае, когда в разработке миссии принимают участие люди с низким уровнем развития сознания, поиск высокой идеи превращается в поиск иллюзии, цели миссии носят надуманный, искусственный характер. Реализация данной цели ничего хорошего не может принести. Люди могут потратить (и тратят) всю свою жизнь на реализацию неправильно сформированной как личной, так и общественной миссии. В этом случае говорят, что жизнь не удалась, человек чувствует себя несчастным со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто бывает и так, что цель миссии организации строилась профессионалами с высоким уровнем развития сознания, но ее реализация доверена людям неспособным к ее осознанию, что, естественно, не принесет ожидаемого результата.

В организациях и на предприятиях государственного масштаба неправильно сформированная или неправильно понятая миссия в конечном итоге принесет наиболее крупные неудачи, как для членов всего сообщества, так и для тех, кто не является непосредственным ее сотрудником. Еще сложнее обстоит дело, когда разрабатывается миссия и программа нации или государства. Правильно сформированная миссия и программа не зависит от количества лиц, принявших участие в ее разработке, здесь не поможет ни один из известных науке методов «коллективного думанья», «экспертных групп» или «мозговой атаки». Скорее наоборот, чем большее количество людей будет привлечено к этой работе, тем ниже ее качество.

Исключительное право в принятии высокой миссии и великой программы принадлежит людям соответствующего положения, но не по должности, а по раскрытию сознания, что определяется и интеллектуальным, и духовным развитием. Очень часто занимаемая должность совершенно не

коррелирует с уровнем раскрытия сознания данного индивида. Скорее наоборот. Уровень духовной некомпетентности наиболее высок на верхних эшелонах власти. Карьерные профессии создаются людьми, для которых социальный, публичный успех служит единственной и лучшей формой самовыражения эгоцентричной личности. Карьера - это путь ложной самореализации человека, то есть путь максимально возможного внешнего успеха без учета раскрытия души. Цель, как внешний успех, - это притязания личности, воплощение в реальность ее амбиций, не имеющих ничего общего с целями души. Личность (эгоизм) всегда противостоит душе (бескорыстию). Не случайно Н.А.Бердяев, анализируя свой жизненный путь, писал, что он никогда не стремился к карьере. «Все иерархические чины этого мира всегда представлялись мне лишь маскарадом, лишь верхней одеждой, которую я охотно содрал бы... Гении не занимали никакого иерархического положения в обществе и не были иерархическими чинами, как и пророки и святые. Я никогда ничего не добивался в жизни, не стремился к осуществлению целей» [1.С. 323-324].

С точки зрения православной нравственности, если цели поставлены не духовной личностью и она настойчиво их добивается, то у последней развиваются демонические черты характера [2]. Поэтому в христианстве, как, впрочем, и в других религиях, широко развито духовное наставничество. Духовный отец как всячески помогает молодой душе и личности обрести свой путь.

Отрицательные качества (грехи) и их происхождение обстоятельно исследованы и описаны в христианской литературе. К ним относятся: безжалостность, беззаботность, безответственность, безразличие, бессовестность, боязливость, властолюбие, воровство, враждебность, высокомерие, гордыня, гневливость, грубость, дерзость, двоедушие, жадность, жестокость, заносчивость, зависть, злопамятство, злость, лень, коварство, лицемерие, льстивость, многословие, надменность, небрежность, недоверчивость, нетерпение, обидчивость, осуждение, подобострастие, подозрительность, раздражительность, ревность, самомнение, самолюбие, самооправдание, самоуверенность, самолюбование, славолюбие, трусость, тщеславие, уныние, ярость и т.д. [2]. Данные черты личности отражают темную часть человека или отрицательный архетип. В эзотерике под грехами понимается наличие неотработанной инволюционной энергии в сознании человека. «Грех - это потеря внутренней связи с Отцом и памяти о своем божественном происхождении» [6. С. 117]. Грехи не позволяют сознанию подняться до более высоких уровней вибраций, чем и тормозят эволюцию. Стоит ли тратить жизнь на то, чтобы, достигнув при помощи низкой энергии «заветной» цели, в результате оказаться еще дальше от истиной цели и даже от той точки, с которой начиналось восхождение?

В каждой стране на роль духовного руководителя зачастую претендовали организованные формы религии и их лидеры, которые всячески боролись за «свое право». Такая борьба имеет место и в настоящее время. На наш взгляд, духовное руководство страной или нацией должно осуществляться не какой-либо религиозной организацией или социально-политической партией, но только теми людьми, которые достигли высокого уровня раскрытия сознания. Безусловно, эти люди должны полностью осознавать свое предназначение, то есть свою миссию. Объединяя свои усилия в сотрудничестве со всеми без исключения людьми, они способствуют выполнению каждым человеком своей миссии, а значит и миссии своего народа.

Естественно, вышесказанное не означает, что в руководстве организации, партии или страны не могут находиться духовно одаренные личности. При любой должности человек сохраняет возможности духовного и интеллектуального развития. Государственным человеком мало назвать того, кто стоит у руля политической и экономической власти, в первую очередь это те люди, которые наделены даром прозорливости и развитой интуицией, кто достиг высочайшего уровня раскрытия сознания. Большинство людей о них могут совсем ничего не знать. Не случайно во все времена все народы больше всего почитали мудрецов и святых. По мнению Ошо, один святой приносит обществу пользы больше, чем любая революция, не говоря уже о реформах и политических деятелях. Сложность реализации данного положения в том, что идеи просветленного человека с трудом воспринимаются власть имущими, так как они порой прямо противоположны их взглядам.

Цели, достигнутые естественным путем и связанные с миссией, возвышают человека, и цели, которые достигнуты насильственным путем и не связаны с миссией, отбрасывают человека далеко назад в его эволюционном развитии. Отсюда можно сделать главные выводы, что цель миссии и цели личности должны быть тесно взаимосвязаны. Ложная цель никак не способствует исполнению миссии и не может породить добрых дел, как грех не порождает добродетели, и по сему цели личности или организации, не имеющей связи с целью миссии, не принесут ничего благоугодного, они бессмысленны и вредны. Для успешной эволюции человечества необходимы лидеры с высокой духовной культурой, с раскрытым сознанием, которые осознают миссию каждого человека и миссию страны как единое целое.

Литература

1. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). - М.: Книга, 1991. - 446 с.

2. Гурьев Н.Д. Страсти и их воплощение в болезнях (соматических и нервно-психических). - М., 2000. - 192 с.

3. Ломборг Б. Зеркало ученика. Изд-во «Гумус», М., 1998. 399 с.

4. Протоерей Иоан Сергиев (Кронштадтский). Правда о Боге, о церкви и о душе человеческой. Размышления православного христианина. - М.: Изд-во "Даниловский Благовестник", 1900. - 95 с.

5. Словарь иностранных слов. - 15-е изд. - М.: Рус. яз., 1988. - 608 с.

6. Уроки кармы в эпоху последнего сражения. Послания и Веления Владык Шамбалы и Кармического Совета. Ч. 2. Святость. - М.: Вида-Н, 1997. - 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.