Научная статья на тему 'ЕДИНСТВО МАТЕРИАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО КАК ОСНОВАНИЕ АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ'

ЕДИНСТВО МАТЕРИАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО КАК ОСНОВАНИЕ АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
117
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНОЕ / ИДЕАЛЬНОЕ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ИСТИНА / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скворцов Лев Владимирович

Статья посвящена анализу методологии определения истинности формирования целей и путей самосохранения глобальной цивилизации. Рассматриваются традиционные философские принципы понимания истинной методологии формирования цивилизационных целей, основанной на первенстве материального фактора как исходного принципа правильного объявления сущности цивилизационного процесса. Раскрывается относительность материального подхода и абсолютное измерение идеального подхода к определению истины цивилизационного целеполагания. Также рассматривается абсолютный смысл истины слияния материального подхода с идеальным как основания возникновения ряда цивилизационных феноменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNITY OF THE MATERIAL AND THE IDEAL AS THE BASIS OF THE ABSOLUTE TRUTH OF CIVILIZATIONAL GOAL-SETTING

Аbstract. The article is devoted to the analysis of the methodology for determining the truth of the formation of goals and ways of self-preservation of global civilization. Traditional philosophical principles of understanding the true methodology of the formation of civilizational goals based on the primacy of the material factor as the initial principle of correctly declaring the essence of the civilizational process are considered. The relativity of the material approach and the absolute dimension of the ideal approach to determining the truth of civilizational goal-setting are revealed. The absolute meaning of the truth of merging a material approach with an ideal one as the basis for the emergence of several civilizational phenomena is also considered.

Текст научной работы на тему «ЕДИНСТВО МАТЕРИАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО КАК ОСНОВАНИЕ АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

УДК 327.51

СКВОРЦОВ Л.В.* ЕДИНСТВО МАТЕРИАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО КАК ОСНОВАНИЕ АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ ЦИВИЛИ-ЗАЦИОННОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ DOI: 10.31249/rphil/2023.03.08

Аннотация. Статья посвящена анализу методологии определения истинности формирования целей и путей самосохранения глобальной цивилизации. Рассматриваются традиционные философские принципы понимания истинной методологии формирования цивилизационных целей, основанной на первенстве материального фактора как исходного принципа правильного объявления сущности цивилизационного процесса. Раскрывается относительность материального подхода и абсолютное измерение идеального подхода к определению истины цивилизационного целеполагания. Также рассматривается абсолютный смысл истины слияния материального подхода с идеальным как основания возникновения ряда цивилизационных феноменов.

Ключевые слова: материальное; идеальное; цивилизация; истина; целеполагание; глобальные проблемы, будущее человечества.

SKVORTSOV L.V. The unity of the material and the ideal as the basis of the absolute truth of civilizational goal-setting.

Аbstract. The article is devoted to the analysis of the methodology for determining the truth of the formation of goals and ways of self-preservation of global civilization. Traditional philosophical principles of understanding the true methodology of the for-

* Скворцов Лев Владимирович - доктор философских наук, главный научный сотрудник ИНИОН РАН.

mation of civilizational goals based on the primacy of the material factor as the initial principle of correctly declaring the essence of the civilizational process are considered. The relativity of the material approach and the absolute dimension of the ideal approach to determining the truth of civilizational goal-setting are revealed. The absolute meaning of the truth of merging a material approach with an ideal one as the basis for the emergence of several civilizational phenomena is also considered.

Keywords: Material; ideal; civilization; truth; goal-setting; global problems; the future of humanity.

Для цитирования: Скворцов Л.В. Единство материального и идеального как основание абсолютной истины цивилизационного целеполагания // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3 : Философия. - 2023. - № 3. - С. 124-153. DOI: 10.31249/rphil/2023.03.08

Вступление

Гуманитарное научное знание сформировало устойчивое представление, согласно которому первичным в цивилизационной эволюции является действие материального фактора. Материальный фактор - это понятие, охватывающее как естественные, природные, так и технические и экономические явления. Особенности цивилизационных сдвигов находили объяснение в технических и экономических общественных изменениях. Эти объяснения стали привычными в научных исследованиях.

Но такие объяснения стали встречать определенные трудности, когда научно-технические изменения стали выглядеть как угроза для существования цивилизации, как предпосылки возникновения грандиозной цивилизационной катастрофы.

Возникал вопрос: можно ли считать действие материального фактора первичным условием прогресса цивилизации, если он может представлять собой предпосылку ее самодеструкции? Или материальный фактор можно считать вторичным, поскольку самосохранение цивилизации требует признания идеального фактора как изначального действия человека, корректирующего применение материального фактора в цивилизационной эволюции?

Философия встретилась с концептуальной проблемой, от прояснения которой стала зависеть судьба человечества. Проблема взаимозависимости и взаимосвязи материального и идеального факторов в цивилизационной эволюции в современной ситуации приобрела конкретную действительность в информационном универсуме, в создании картинки действительности, которая определяет характер принимаемого стратегического и тактического решений. Судьба человечества сместилась в информационную плоскость, которая представляет собой соединение идеального (теоретического построения) и реального (действующего информационного образа).

Что в информационной картинке первично и что вторично? Этот вопрос требует прояснения. Ответ на него имеет принципиальное значение, поскольку он раскрывает механизм превращения идеальной установки и концепции в информационную технологию создания информационной картинки как образа реального материального процесса. Превращение идеальной установки в технологию реального процесса получает широкое распространение в сфере цивилизационной политики как реализации идеальной информационной картины.

В информационном универсуме человеческое бытие обладает необычной спецификой. Эта специфика заключается в том, что человек как материальное существо, весьма физиологически сложное, обретает идеальную сущность и может существовать как идеальное существо, наделенное определенным смыслом. Смысл, который признается как свой смысл, а значит как смысловая сущность, определяет тип поведения и структуры жизни человека, если у него для этого имеется достаточно реальных условий или он своей активностью добывает эти условия для себя.

С этим реальным процессом человечество и сталкивается сегодня. Что может сыграть решающую роль? Материальный или идеальный фактор? Традиционные подходы философии не дают ответа на этот вопрос: с какой реальностью мы имеем дело? Учитель должен знать, что первично: материальная или идеальная реальность в управлении современным миром? Или исходное следует искать в произволе свободы в толковании будущего?

В теории искусства существует такое понятие как «витальность», оживление смысла произведений, относящихся к истори-

ческому прошлому. Особый интерес представляет понятие «реви-тализация» в архитектурной теории, означающее возвращение к жизни пустующих или деградирующих территорий. «Витальность» подразумевает наполненность, прежде всего душевно-эмоциональную - не просто художественную состоятельность или совершенство, а потенциал, заряд, даже вызов, ждущий того, что в состоянии его принять или воспринять»1.

В цивилизационном контексте явление ревитализации обретает характер оживления, казалось бы, окончательно умершего. Но как толковать этот феномен ревитализации - как оживление идеального, т.е. смыслового феномена, или феномена материального, как организационной структуры глобальной власти?

Ревитализация идеологи нацизма влечет за собой возрождение политики истребления «неполноценных» народов, сопротивляющихся возрождению нацизма и его господству в современном мире. И для решения этой задачи нацизм готов использовать любые средства. В этой идеологической установке нацизма, в его духовном институте и заключена возможность НИЧТО, самодеструкции человечества.

Оказывается, цивилизационные изменения могут происходить не только под влиянием развития производительных сил, но и под воздействием реанимации смысла. С этим мы и имеем дело сегодня.

Если сегодня ключевой проблемой цивилизационного бытия является проблема самосохранения человечества, то очевидное грядущее будущее как реанимированное нацистское прошлое несет в себе реальную угрозу самодеструкции человечества. Циви-лизационная мысль обращается к анализу возможностей реанимации цивилизационного прошлого. И сегодня эти проблемы возрождения внутренней сущности нациста. В этой связи перед теорией познания закономерно возникают гносеологические вопросы.

Во-первых, можно ли отождествлять создаваемую информационную картинку с действительной материальной реальностью, к которой она относится?

1 Витальность искусства. Современные проявления. Аналитика / отв. ред. О.А. Кривцун. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2022. - С. 70.

Во-вторых, можно ли считать цивилизационный интерес субъекта к глобальному господству совпадающим с абсолютной истиной смысла бытия? Что может означать отождествление идеального, т.е. заявления своего права на господство, с материальными, экономическими интересами существования страны и ее материальной действительностью?

В современной ситуации, качественно отличающейся от исторической традиции, следует соотносить идеальные претензии цивилизационных субъектов со спецификой современной глобализации.

Это качественное отличие определяется спецификой формирования современного глобального цивилизационного субъекта. Эта специфика определяется рождением ракетно-ядерного оружия, водородной бомбы, которые превращают в реальность нереальность существования человеческой цивилизации в специфической потенции небытия.

Это - потенциальная реальность НИЧТО, тотальное разрушение человечества как единого глобального субъекта. Человечество «зависает» в цивилизационной нереальности, оно исчезает, потенциально превращая в реальность конец истории.

В этой внеисторической ситуации возникает уникальная возможность смыслового абсолютизма, возникновения любого невозможного, поскольку для его появления отсутствует какое-либо сопротивление. Эта глобальная ситуация требует рассмотрения возникающих новых ключевых проблем теории познания, определяющих неизбежность распада иллюзий современной цивилизаци-онной реакции и вместе с тем их периодической реанимации.

В этой исключительной глобальной ситуации появляется возможность реанимации абсолютно ложного видения реальности как истины цивилизационного бытия и утверждения ее как практически безусловной политической реальности, используя тоталитарные насильственные, безнравственные средства. Кажущееся невозможным становится реальным. Простая фиксация этого явления как очевидного факта оказывается недостаточной.

Бесспорна ли истина приоритета материального?

Прогресс цивилизации определяется развитием ее материально-технической базы. Этот прогресс создает новые орудия трудовой деятельности, а значит, формирует новые технические средства, определяющие рождение новых производственных отношений, которые влияют на формирование социальных отношений и культуру общества.

Материя первична в цивилизационном развитии. Но до недавнего времени не появлялось научно-технических открытий, применение которых повлекло бы за собой гибель человечества. В этой ситуации определяющим оказывается разум человечества, определяющий фактор, от которого зависит правильное использование научно-технических открытий, а значит и нормальная циви-лизационная эволюция, не влекущая за собой гибели человечества. Идеальный фактор оказывается первичным в его цивилизационном самосохранении.

Приоритет материального фактора в жизни человека и в ци-вилизационной эволюции представляется очевидным: лишенный материальных условий обеспечения жизни человек умирает; воспроизводство материальных условий обеспечивает эволюцию цивилизации. Исходная истина кажется очевидной: здесь нет условий для дискуссии.

Дискуссия возникает тогда, когда человек лишается смысла своего материального бытия. Эта ситуация открывает истину идеального в осмысленной жизни человека. Вместе с тем возникает проблема соотношения материального и идеального в эволюции цивилизации.

Проблема соотношения идеального и материального в циви-лизационной эволюции представлялась давно решенной в силу очевидности приоритета материальных факторов, их роли в циви-лизационной эволюции. Когда человек обладает суммой материальных условий своей жизни, он готов жить дальше. Это значит, что потеря материальных условий жизни, одного условия вслед за другим, лишает человека смысла жизни, так что он может принять решение о выходе из этой жизни.

В ситуации утраты материальных условий сохранения смысла жизни человек может совершать невероятные для себя от-

крытия; для другого человека сохранение его жизни продолжало иметь высокий смысл. Индивид узнает, что его жизнь, потерявшая все необходимые материальные условия ее сохранения, заключает в себе высшую ценность для другого. Значит, в нем содержался феномен нематериального смысла, имеющего универсальную высшую ценность. О какой ценности можно в этом случае вести речь?

Эта ценность открывается другим индивидом, но не всеми индивидами одновременно. Ценность личности обладает специфическими свойствами: это не внешняя красота, это не деньги в их наличном выражении, это не модный наряд, не уникальная особенность фигуры. Так что же это такое?

Можно определенно утверждать, что это может быть абсолютная верность одной личности какой-то другой личности, которая обладает свойствами, определяющими наличие высшего смысла жизни. Это открытие позволяет познать для себя истину жизни.

Эта истина не исчезает вместе с исчезновением данной личности. В этом смысле речь идет об общей верности персоне, принадлежащей к данной человеческой общности: член данного социума пользуется поддержкой и защитой всех принадлежащих к данной общности. Какая ценность их соединяет?

В этом случае речь идет о персоне, формирующей принципы жизни следующей константы данной цивилизации. Личность, открывающая всем константы данной цивилизации, и создает условия для их практической реализации в жизни общества. Мы говорим не о формах нравственного поведения, объясняющих формы и содержание брачных отношений, похоронных церемоний, отношений родителей и детей, а о фундаментальных условиях осуществления принципов данной цивилизации, реформирующих и сохраняющих.

Если истина высшей ценности открывается всеми индивидами, то это значит, что рождается цивилизация, которая заключает в себе универсальную высшую ценность определенного смысла. Характер и судьба цивилизации определяется тем, какая ценность воспринимается индивидами в качестве абсолютной, ради которой они готовы пойти на подвиг.

Абсолютная верность определяет стабильность данной цивилизации. Это верность тому естественному и социальному целому, которое воспринимается как Родина, ка то социальное целое, которое породило и сформировало личность данного индивида. Личность - это индивид, знающий смысл своего бытия, стержень которого определяется верностью Родине как историческому целому, в котором род данного индивида соприкасается с вечностью бытия. Имеется в виду верность, включающую в себя верность высшим моральным и социальным принципам. Это - философская, метафизическая верность, имеющая в виду основания самосохранения человечества. Человек сохраняет себя как личность, если держит в себе неизменной истину верности своей Родине и своему роду.

Информационные технологии стали использоваться как средство глобальной трансформации смыслов. Но возможна ли трансформация смыслов вне тех материальных технических сдвигов, которые определяют качественные изменения в эволюции цивилизации?

В эволюции технически развитых цивилизаций ключевую роль играет обновление материального базиса. Качество и количество материальных средств, обеспечивающих нормальное функционирование основных аспектов общественной жизни, безусловно, воспринимается как явление первичное, определяющее характер цивилизационной эволюции, ее качественные изменения.

Материальные средства - это то, что было вчера. Между тем цивилизационная эволюция требует видения будущего, его структурной иерархии. Но чем определяется характер иерархических отношений в обществе, властных подчинений и порядка принимаемых социальных, а затем духовных и государственных решений?

Решающим фактором является не столько физическая сила верховного руководителя, сколько способность принятия решений, определяющих успех дела. Это - случайное удачное совпадение обстоятельств или способность предвидения? Видение будущего, которое пока еще не случилось, не обрело материальной сущности и формы, представляется явлением чудесным, доступным избранным, обладающим исключительными свойствами. А личность, обладающая исключительными свойствами, влияет на переформатизацию смыслов, на качественную их трансформацию.

Все видят прошлое, которое закрывает собой будущее. Будущее станет материальной реальностью, и ее увидят все. Но пока его нет, оно обретает свою идеальную форму как возможный образ. Будущее в своей идеальной форме совпадает со сферой сознания. Оно кажется бессильной мечтой, наполняющей сознание как нечто вторичное.

Но будущее, в своей идеальной форме соединяющееся с лидером власти, обретает взрывную силу. Социум, которым руководит лидер власти, обретает смысл творца произведения будущего. В этом контексте идеальное, как видение будущего, оказывается первичным, тогда как материальное, как осуществленная, реализованная на практике идея, оказывается вторичным.

Произведение обретает внешнюю форму мира вещей. Это то, что видят все и то, что знают все, поскольку видят и слышат, и поэтому реагируют на эти явления как на попытку, как на реальность, имеющую те же свойства окружающих человека вещей. Мир вещей и свойства этого мира действуют на поведение людей как явление первичное. Их поведение - это реакция, явление вторичное, тогда как сам этот мир вещей явление первичное, исходное, определяющее характер поведения человека.

Ситуация, однако, меняется радикально при фундаментальных цивилизационных столкновениях. Инициативу такого столкновения проявляет верховный руководитель, принявший план достижения победы над своим возможным соперником. Своим решением он меняет порядок вещей.

Верховный руководитель определяет порядок вещей, начало и порядок действий, является той начальной причиной, которой приписывается конечная победа или поражение. Конечный результат зависит от исходного решения: работа интеллекта предопределяет ход событий. Наиболее очевидным явлением такого рода стали цивилизационные сдвиги, происходившие под воздействием создателей и носителей идей всемирно-исторических религий. Иллюстрацией такого рода было рождение всемирного влияния христианства.

Христианство - это идея нового смысла жизни, породившая священную историю и изменившая образ жизни Рима, а затем западноевропейских, восточных стран и России.

Великая французская революция изменила цивилизацион-ную ситуацию, открыв путь для торжества философии материализма, победы сознания человека над верой.

Происшедший глубокий философский сдвиг цивилизацион-ного самосознания привел к рождению личности Наполеона, сумевшего организовать новые формы государственной жизни Франции, приведшей к победоносным войнам в Европе и крушению великой армии в России. Свободный от предрассудков философский разум привел человечество к самому краю всемирной катастрофы. Реальность катастрофы первой почувствовала Европа. Под непосредственным воздействием Первой мировой войны философы и социальные теоретики зафиксировали мнение о начале заката Европы.

Небывалая ложь и гигантская сеть связей - это специфическое оружие, которое было в начале всей грандиозной фашистской авантюры. Но она состоялась потому, что была поддержана материально. Идеальное в этой авантюре первично, материальное вторично; результат - грандиозная катастрофа.

Какие уроки извлекло человечество из этой катастрофы? Казалось бы, сознание народов осветил свет разума. Состоялся Нюрнбергский процесс, который расставил все точки над I

Реалистическая, свободная от нравственных иллюзий идеология оправдывает превращение в политическую «истину» использование тотальной информационной лжи, которая положила начало новой мировой информационной войне. Развязала ее нацистская Германия. Нацизм встал на путь откровенной информационной лжи, с помощью которой он возвышал достоинства арийской расы, объяснял ее милитаристское возрождение и обосновывал начало грабительской милитаристской внешней политики.

Утопление себя во лжи можно представить как погружение себя в некий идеальный смысл, в самообожествление, позволяющее определить свои правила самому себе. Самообожествление идеального смысла может порождать волну духовного влияния. И это духовное влияние может обретать массовый характер. Вместе с тем самообожествление - это субъективный процесс, который в конечном счете находит подтверждение своей истинности в своем отражении в материальной реальности, образуется под воз-

действием идеального процесса, становится свидетельством претензии на сакральность.

Материальная реальность - это вещь, которая видима и осязаема. Исследование материальной вещи достигает уровня элементарной частицы, которая фиксируется специальными физическими приборами. Несмотря на свои ничтожные размеры, элементарная частица сохраняет качество физической реальности, обладающей определенными свойствами. Наличие этих свойств, качество и количество которых фиксируется приборами, и позволяет свидетельствовать о реальности элементарной частицы. Это - ее общее качество с другими физическими телами, которые могут достигать грандиозных размеров. Грандиозность эта в своей сущности ничтожна, но ничтожная сущность обладает энергетической силой. Это - парадоксы окружающей человека реальности. Но возможна ли реальная ситуация, когда волна идеального может становиться волной материального? Того материального, которое находится на границе идеального и которого современная наука пока еще не смогла зафиксировать и определить. И отсюда рождается много загадок.

Многообразие физических тел свидетельствует о его бесконечности, перехода вещи как тела различных размеров в невещную реальность, обладающую волнообразными свойствами. Существуют различные волны - световые, электромагнитные, звуковые, обладающие своими специфическими материальными свойствами.

Человек оказывается перед многообразием вещной и волновой материальной реальности. Можно сделать вывод, основанный на эмпирическом знании, знании вещной и волновой материальной реальности.

Можно задать вопрос: поскольку перед нами находятся два вида материальной реальности - вещная и волновая, то мы можем считать эти виды реальности исчерпывающими. То есть, мы доходим до конца материальной реальности - вещной и волновой - и таким образом подошли к познанию окружающего нас универсума. Если мы познали его исходные основания, то это значит, что мы проникли в своем познании в сущность мироздания. Дальше будет накопление знания и не более того. Но как оказывается, это утопическое представление: мы не достигли полноты исходных

оснований сущности той реальности, которая образует сущность универсума в его целостности.

Если мы не владеем знанием целостности материальной реальности, то это значит, что, исходя из сущности материи как знания исходной истины бытия, мы не владеем знанием целостности окружающего нас мира Вселенной. Вещь может обладать определенной степенью твердости, жидкости, газообразности. Но может ли она может «выскочить» за свои материальные границы? Аналогичным образом волнообразная реальность может обладать различной длиной волны. Но она сохраняет свою волнообразность. Когда астрофизика встречается с «темной» материей, она не может определить конечную сущность ее свойства. Это значит, что наше знание не охватывает целостности свойств материи. Мы не знаем конечной сущности материи. Это значит, что в процессе постижения сущности материального мира мы не достигаем абсолютной истины нашего знания.

Действительность научного прогресса не опрокинула это представление. Лишь на земле жизнь человека может обретать свойство целостности, имеющей свое начало и свой конец. Так открывается истина бытия вещи для человека, а для него самого так возникает знание целостности абсолютного знания. Вещь обладает сущностью, которая предназначена для человека. Человек образует мир его вещей. Человек и мир его вещей образуют целостность и возможность постижения абсолютной истины единства человека и мира его вещей.

Реальность имеет ключевое качество: оно уже не может вызывать шоковое состояние у исследователя. Но познание вещи может рождать неожиданное явление, совпадающее с абсолютным смыслом. Если астрофизика открыла мир темной материи, реальность которой очевидна, а реальные ее свойства все еще недоступны для понимания, то это значит, что человек не знает истины ценности материального бытия. Целостность открывается в идеальной реальности.

Целостность идеального - это совершенство произведения. В отличие от материальной, идеальная реальность знает свою целостность как завершенность, как совершенство, включающее в себя начало и конец. Вместе с тем идеальная реальность оказывается сферой бесконечных изменений. Творец не знает, на чем он

может окончательно остановиться в своем воображении. Он может в своем окончательном результате совпадать с феноменом бесконечности вариантов качества. В этом состоит очевидный намек на то, что идеальное не имеет границ своего внешнего выражения совершенства. Идеальное не достигает окончательной завершенности своего самовыражения. Это значит, что если материальная вещь сливается с идеальным смыслом, то она может обретать варианты своих совершенных смысловых качеств. Вместе с тем, если возникает проблема постижения целостности идеального, то идеальное в своей сущности представляется совпадающим с неопределенностью бесконечности. Для того, чтобы обрести определенность, идеальное должно органично сливаться с материальным. Через это слияние совершенство идеального обретает свою определенность и становится доступным для определенности познания и для его оценки.

Идеальное достигает финальной стадии своей эволюции, когда оно становится абсолютным явлением, т.е. достигает стадии совершенства в своей материализации... Таков «Черный квадрат» Малевича.

Цивилизационный смысл слияния идеального с материальным

Вторичность идеального можно считать предрассудком, истиной факта отражения в идеальном материальной реальности. В этом контексте идеальное всегда вторично, всегда следует за материальной реальностью.

Этот взгляд является следствием привычки видеть действительность, смотреть на нее как на предстоящую реальность. Но эта привычка скрывает цивилизационную истину, истину создания, становления цивилизации.

Действительная истина состоит в том, что цивилизационной реальности не было, она не существовала до ее создания. Это значит, что созданию цивилизации предшествовала ее идея. Цивилизация как ставшее явление представляет собой слияние, единство материального и идеального, а значит - завершенность определенной целостности как достижения абсолютной истины.

Она как целостность, совершенная или противоречивая; суммарное единство определяется процессом как продуктом комплексной работы человеческого созидания, формирующего историческую гармонизированную целостность. «Первым фундаментальным переходом человека от одного объективного состояния в другое был его переход от естественных к социальным формам бытия... Естественные формы бытия основывались на потреблении того, что "производит" природа; социальные формы - на потреблении того, что производит сам человек. Сущность человека в этом длительном историческом переходе объективно претерпевает коренное изменение: он превращается из представителя человеческого рода в представителя государственной цивилизацион-ной системы»1.

Следует заметить, что характер такого «чудесного» превращения реального поведения человека был замечен и отражен в художественной культуре - в литературе, живописи и музыке. Достаточно напомнить о гоголевском образе Тараса Бульбы, который понял сущность духовного самопревращения во врага своего сына Андрея.

Духовное самопревращение отождествляется с достижением абсолютного смысла. Достижение абсолютного смысла означает достижение целостности смысла, т.е. его конечной точки. Расшифровка смысла конечной точки - это понимание завершения жизни, или нахождение точки возврата, а значит, продолжение новой жизни - это раскрытие конечного смысла самоотождествления себя с идеальным смыслом.

Так возникает проблема бытия в ситуации конечного смысла. Это бытие в ситуации открытия абсолютной истины, либо отречения от истины, и, стало быть, достижение ситуации небытия. В этой особенности влияния идеального на цивилизационное формирование заложена возможность парадоксальных ее следствий.

Проблема конечного смысла получила свое очевидное отражение в процессах формирования направленности массового политического поведения. Вместе с тем слияние идеального с мате-

1 Скворцов Л.В. Истина самосознания: гетеротопия смысла. - Москва Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2020 - С. 175.

137

риальным открыло пути формирования технологий, позволяющих управлять массовым цивилизационным поведением.

В XX в. целенаправленное изменение массового поведения с помощью идеального воздействия на сознание масс стало составной частью политической жизни. Все более заметное идейное влияние на формирование общественного самосознания стало оказывать воздействие культуры и искусства.

«Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины», - говорит Ф. Ницше. «Победить формой содержание - значит не только сотворить каждый раз уникальный в каждом акте художественного воления алфавит невыразимого, от восторга и упоения миром до всепоглощающей боли и страдания. Это значит - воплотить невозможность НИЧТО, уничтожающего самой мыслью о запре-дельности его понимания, в бездну, у которой есть видимые и осязаемые границы - вулканические отвесы кратера, протуберанцы бушующей магмы»1. Таким образом состояние бытия человека, определяемое как истина, соотносится с бытием Универсума. Универсум как космос, как миропорядок является основанием бытия человека.

Стабильность цивилизационной жизни человека определяется его способностью следовать универсальным моральным принципам жизни, соответствующим истине справедливости и добра. Отступление в жизни от этой истины влечет за собой дестабилизацию жизни и движение в направлении хаотичного состояния, бифуркации «двузубой вилки», противостояния взаимоисключающих социальных состояний. Каждый противостоящий субъект считает себя обладателем абсолютной истины бытия. Можно допустить, что очевидная свобода обретения многообразия содержания и формы идеального воздействия на процессы материальной эволюции могут порождать различные «чудеса», которые могут составлять специфическое содержание эволюции различных видов культуры и искусства, открывающих и легализующих вариации свободы межличностных отношений.

1 Витальность искусства. Современные проявления. Аналитика / отв. ред. О.А. Кривцун. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2022. - С. 91.

При встрече с многообразием форм скульптуры и архитектуры, музыкальных форм, поэтического и театрального искусства приходится удивляться плюрализму имеющих новые смыслы произведений, обретающих конкретное содержание шедевров, имеющих для духовной жизни человека ключевой, развивающей его культуру смысл. Это - рождение новой реальности.

Этот вопрос неизбежно возникает, когда речь заходит о влиянии многообразия форм идеального на проявления группового и массового поведения, обретающего свободу отношения к социальным и нравственным универсалиям. Основная идея ума состоит в том, что во имя достижения полной свободы личность может переступать через нравственные запреты, заветы и традиции. Ощущение полной свободы приносит радость чувства своей силы и смелости, творческой способности, таланта, влияющих на формы цивилизационных отношений. Идеальное в этих отношениях оказывает влияние на судьбу и качество жизни человека.

Фундаментальная особенность идеального заключается в том, что оно может подвергаться свободным изменениям своего смысла Вместе с тем, сливаясь с материальным, идеальное превращает в реальность формы поведения, несущие свободу от внутренних запретов. Идеальное в своем воздействии на изменение качества материального не имеет каких-то непреодолимых препятствий. Идеальное имеет способность свободного передвижения в пространстве.

Процесс формирования информационного универсума создал наиболее благоприятные условия для соединения идеального с материальным, его распространения, соединения с поведением людей, обретающим глобальный характер.

Период становления глобальной антиколониальной системы получил свое международное оформление в создании Организации Объединенных Наций.

В условиях информационного общества, глобальных систем донесения информации до повседневной жизни возникают реальные условия для целенаправленного создания окружающей человека образной среды, которая способна превращать человечество в материал осмысленного функционирования и послушного отношения к требованиям глобальной цивилизационной системы. Это значит, что при возникновении всеохватывающих информацион-

ных систем появляются возможности целенаправленно формировать самосознание населения разных стран и влиять на константный характер его поведения, воспроизводящего власть глобальной финансовой системы. Очевидно, что идеальным может быть и фактическое решение, которое одним принятым действием дает ответ на сложные вопросы.

Убийство эрцгерцога австрийского стало идеальным толчком, который «вызвал политическое крушение, открывшее дорогу для первой мировой войны, ее фактическим следствием, и здесь реальные жертвы, смерть. Гибель в настоящем сопоставляется не с чем-то имеющим осуществиться в современности, а с предполагаемым в будущем»1. Этот вывод представляется исключительно истинным в ситуации, когда сама реальность исторического будущего человечества оказывается под вопросом. В этом смысле человечество оказывается в качественно новой ситуации, требующей особого цивилизационного мышления.

Концептуальную сложность представляет собой и материальная реальность ракетно-ударного оружия, приведение в действие которого становится однозначной самодеструкцией человечества. Человечество достигло такой стадии прогресса, когда слияние идеального с материальным может рождать специфические образцы самодеструкции. В этой ситуации принципиальное значение приобретает технология торможения процесса самодеструкции. Это - ситуация абсолютного смысла в его отрицательном значении. Она требует своей расшифровки в форме игры. Эта цивилизационная ситуация - лишь видимость игры, поскольку реальное бытие человечества находится в состоянии условного бытия на грани небытия.

Как может строиться жизнь на потенциальном основании самодеструкции? Можно себе представить возникший общечеловеческий хор проклятий человеческой глупости на грани глобальной самодеструкции. И это становится возможным, когда идеальный фактор выявляет свой смысл, когда он сливается с материальной формой, обретая видимость - а значит, очевидность своей самореализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Ландау Г. Сумерки Европы. Центр гуманитарных инициатив. М.; СПб., 2022. - С. 42.

Динамика эволюции материальных факторов глобальной цивилизации, ставящая под вопрос эту жизнь, делает определяющим идеальный фактор цивилизационной эволюции. Трансформация моральных оснований жизни человечества превращает идеальное в решающее основание сохранения самой жизни. Идеальный фактор - это верно понятый смысл, который становится решающей силой как мотивом действия. Если действие смысла обретает характер фактора, решающего судьбу человечества, то это коренным образом видоизменяет его функцию. Так рождается абсолютный смысл идеального, ради которого человек жертвует своей жизнью.

История периодически рождает иллюстрации действия этого смысла. Например, в истории Греции ключевым вопросом было единство жителей Эллады в противостоянии могуществу персов, стремившихся военным путем покорить её. «Рождение чувства ответственности как общего чувства, как проявления чувства жителей Эллады, как цивилизационного единства их жизни, определило содержание патриотизма как преданности Элладе. Это общее чувство фиксируется как воля Зевса. Преданность Элладе основывается на страхе перед Зевсом, который считается покровителем Эллады. Измена Элладе имеет своим следствием гнев Зевса и последующее наказание»1. Смысл складывается из преданности Элладе и страха перед Зевсом. Он находит свое персональное материальное выражение в наказании, вплоть до побития камнями. Таким образом, феномен патриотизма оказывается продуктом сложного процесса, сочетания факторов духовных и материальных.

Сила действия идеального фактора определяется верой в его связь с высшими сакральными силами. Структура влияния идеального фактора на цивилизационную жизнь исторически сохраняется в своей сущности, хотя видоизменяет свои внешние формы. Исторически соединение идеального фактора с материальными цивилизационными силами может проявляться как средство различения условных и цивилизационных сил. Например, процессы Великой Французской революции породили использование разных

1 См.: Скворцов Л.В. Истина самосознания: гетеротопия смысла. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2020 - С. 250.

141

цветов в качестве символов смысловой позиции конкурирующих политических сил1. 17 июля 1791 г. на Марсовом поле в Париже собрались противники монархии с требованием отречения короля. В связи с этим требованием у главного окна ратуши был вывешен красный флаг. На празднике в честь конституции 30 июня 1797 г. красный флаг был назван «эмблемой жестокости и резни»2.

Форма цивилизационного противостояния смыслов обретает характер политического противостояния «белых» и «красных». Цветовые смыслы превращаются в образы. Возникают белые генералы, генералы на белом коне3. Эти образы, возникающие как ограниченные национальные явления, обретают универсальный смысл.

Аналогичные метаморфозы наблюдаются в литературном, поэтическом творчестве, когда приобретают универсальный смысл черты произведений, имеющих очевидный национальный или даже местный колорит. Специфическая смысловая трансформация образов характерна для творчества литературных гениев, таких как Шекспир, Гете, Лев Толстой, Достоевский.

Идеальное, как смыслы, которые несут в себе герои произведений, открывает универсальные истины, заложенные в локальных формах. Это - образы Ромео и Джульетты, Гамлета Шекспира, Фауста Гёте, Анны Карениной Л. Толстого, братьев Карамазовых Ф. Достоевского. В конкретных поэтических формах предстают универсальные идеальные образы, которые в своих смыслах представляют универсальные истины жизни.

В этом заключается сила идеальных образов. Идеальный образ обретает универсальный смысл как результат органического синтеза индивидуального и универсального. Этот продукт слияния индивидуального со смыслом универсального делает универсальный смысл доступным массовому восприятию.

В романе «Идиот» Федор Михайлович Достоевский представляет князя Мышкина как реальный образец живого универсального нравственного поведения в сложных жизненных ситуа-

1 См.: Душенко К.В. Красное и белое: Из истории политического языка : сб. статей / РАН. ИНИОН, Центр гуманит. научн.-информ. исслед., Отд. культурологии ; отв. ред. Кулешова О.В. - Москва, 2018. - С. 18-20.

2 См. там же.

3 Там же.

циях. Князь Мышкин - это идеальное воплощение универсальной нравственности. В различных жизненных ситуациях русский князь обнажает универсальный моральный смысл происходящих событий. Он вынужден покинуть Россию. Это - моральный вызов реальному поведению общества в его действительной жизни. Общество вынуждено обратить свой критический взор на самого себя с внутренним требованием нравственной переформатизации. Князь Мышкин - это моральное зеркало, в котором общество видит свой образ обнаженной безнравственности. Видение своей обнаженной безнравственности - это шаг к победе над собой. Как общее явление такая победа есть шаг по верному пути самосохранения человечества.

Человечество исторически предстает как сумма соседей, каждый из которых открывает свой абсолютный смысл. В этом состоянии человечество подходит к исторической ситуации с водородной бомбой и ракетой-носителем. Победа над соседом сохраняет свой абсолютный смысл.

Человечество должно открыть для себя действительный смысл современной фазы эволюции. В противном случае ему грозит неизбежность самодеструкции. Цивилизационное пространство заполняется звуками фальшивых обвинений, нацеленных на искусственное сокрытие глобального зла. Мир находится постоянно в состоянии наличия соседа, который является воплощением зла.

Этот хор трудно отнести к какой-либо четко нарисованной формации. Это - хаос попыток выживания, или точнее - попыток нарисовать для себя возможную перспективу выживания в ситуации глобальной самодеструкции. Поскольку такая возможность минимальна, спасительная мысль направлена на поиск невозможной возможности. Доминирующим становится мир фантазии.

Получается, что идеальный фактор, как итог процесса осознания, оказывается фактором, определяющим судьбу мировой истории. Для философии - это открытие мирового значения: идеальный фактор может играть решающую роль в определении судьбы человечества.

Демистификация абсолютности идеального

XXI век обозначает для человечества действие особенностей новой эры, когда над всеми народами и странами нависает возможность одновременного исчезновения, создания ситуации угрозы НИЧТО. Это - бытие человечества как реальности и в то же время как реальной возможности превращения в нереальность материального, т.е. в реальность идеального.

Что может означать для бытия человечества эта ситуация? Чтобы ответить на этот вопрос, человечество должно пережить эту ситуацию, испытать ее на себе и тогда дать ответ; ответ не как смысловое словесное звучание, а реальное переживание качественно новой ситуации своего бытия. Это бытие реальности не персонального бытия идеального, это новое самоощущение идеального как повседневного присутствия возможности небытия; нового порядка реакций на обстоятельства физики жизни. Как человек может и должен реагировать на понимание ситуации своего бытия: оставаться самим собой, каким он был или понять новые смыслы и следовать этим новым смыслам практически.

Новый исходный смысл состоит в осознании новой реальности, сущность которой определяется тем, что возникла возможность для человечества, когда завтра его может уже не быть. Как он должен вести себя в реальном преддверии этой качественно новой ситуации возможного отсутствия собственного материального бытия? Это ситуация философского самоанализа смысла бытия. В этой ситуации продолжает существовать идеальная реальность, которая получает свою возможную реализацию в форме памяти. Память - это фиксация событий в их идеальной форме и их оценке с позиций принципов универсальной нравственности. Так образуется идеальная реальность в ее нравственной полноте -как основание принятия смысловых и юридических оценок, которые имеют непосредственное отношение к материальной реальности, принадлежащей участникам возможной исторической драмы.

Идеальная реальность прошлого трансформируется в личную память участников исторической драмы и юридическую память, оформленную документально. Память как идеальное обретает реальность как основание принятия решений в настоящем о будущем.

В ситуации, в которой содержится признание исчезновения материального в будущем человечества, содержится и логически обоснованное признание отсутствия смысла в каком бы то ни было историческом прошлом для небытия человечества в будущем.

В ситуации современной фазы цивилизационной эволюции человек оказывается перед фундаментальным выбором: если он следует фундаментальной истине превосходства, а значит абсолютному смыслу победы, то как сохранить свою жизнь? Если его выбор неизбежно совпадает с самодеструкцией, то это означает, что человек осуществляет фундаментальный выбор в сфере смысла и приходит к выводу, что истина процесса данного ему времени жизни должна определяться естественным ходом действия физических законов. Человек открывает истину своей жизни для себя как естественного процесса. Все идеальные смыслы смысла не имеют в конечной стадии бытия. Это значит, что смыслы бытия, которые возникают до критической ситуации открытия реальности НИЧТО, не содержат в себе истины финального смысла. Окружающие люди чувствуют и видят особенности личности, ее мышления и поведения, которые не имеют рационального объяснения. Это - не психическое отклонение от нормы, а реакция на необъяснимое открытие сущности бытия. Это открытие скрытого превосходства личности над своим окружением. Отличные друг от друга личности воспринимаются друг другом как нечто тождественное в своих фундаментальных духовных представлениях.

Так, например, Томас Манн считал, что Гёте и Лев Толстой образуют необычное сочетание. При всех их внешних различиях их объединяло божественное качество, способность видеть сущность человека и его противоречия через посредство вечности, через которую можно обнаружить гармонию человеческих отношений: преждевременные решения могут оказаться несостоятельными, не раскрывающими сущности человека. Сущность человека оказывается скрытой за его свободой в принятии текущих решений. Идеальное человека - это его потенциал. Способность человека к принятию свободных решений и привлекала внимание Томаса Манна. Дело в том, что соприкосновение с уникальностью свободы позволяет видеть ценность человека и человеческих отношений. Это истина гармонии, гармонии, которая является тем путем, которым человечество должно совершать свое движение,

чтобы его самосохранение стало реальностью. Человек открывает для себя, что он как индивид, познавший абсолютность уникальности своей сущности, оказывается ничтожностью для другого. Из парадоксальности этого отношения и непонимания его происхождения возникает многообразие цивилизационных парадоксов. Так, прощающее примиряющее решение может внутренне восприниматься как безумие, как попрание собственного достоинства чести и трезвого расчета. Все эти возможности существуют реально. И ставшему на путь разума приходится их игнорировать. Их как бы нет. Проблема состоит в том, что все они существуют как возможности, исполнение которых зависит от принимаемого решения.

Характер принимаемых решений зависит от свободы личности в выборе власти. Чудеса начинаются тогда, когда личность достигает абсолютной власти. Но что будет с абсолютной властью? Феномен абсолютной власти, которой достигали римские императоры, открывал те чудеса, которые содержала человеческая свобода как идеальная реальность.

Безграничность свободы совпадает с достижением безграничности власти. Это - безграничность самопроявлений человека. Но как определить границы проявления свободы? Это загадка философии, свободы в границах несвободы. Свобода без границ может совпадать с преступлением, тогда как привычное восприятие свободы как блага для всего человечества представляется иллюзией.

Соприкосновение с бесконечностью свободы - это реальность идеального, которая открывает истину универсальности принципов, которые образуют истину морали. Эта истина находится над реальностью складывающихся эмпирически отношений, несущих реальность межличностных противоречий.

Возникающие в истории критические ситуации могут находить двойственное разрешение, либо чреватое серьезными человеческими жертвами, либо погашением противоречия без значительных жертв. Идеальный фактор в исходе противоречий может играть решающую роль согласия как победы разума. Парадокс ситуации, которая исторически повторяется, заключается в безусловном восприятии решения разума как достижения безусловной выгоды для себя, как более выгодной ситуации по сравнению с ситуацией, в которой оказывается враг. Если врагу становится ху-

же, то значит, ты с помощью разума достиг принятия правильного решения. Но это не идеальное решение. Идеальное решение разума означает равный выигрыш всех для данной конкретной ситуации. Жизнь может складываться из ситуаций, в которых в выигрыше оказываешься либо ты, либо твой противник. Если во всех ситуациях ты оказываешься в выигрыше, то это значит, что твой разум обеспечил достижение абсолютного совершенства принимаемого тобой решения. Таков вывод здравого смысла, который в современной ситуации заканчивается тотальной катастрофой.

Объективно мыслящие гуманитарии стали приходить к этому заключению уже в результате трезвой оценки итогов Первой мировой войны. Так, Григорий Ландау, давая смысловую нравственную оценку итогов войны, приходил к следующему заключению: «С обеих сторон уничтожались ценности, люди, культура; таким образом одновременно столь же непримиримо возрастал и счет победителей, сколь умалялась способность возмещения у побежденных. Дело неизбежно шло к тому, что, выражаясь для наглядности упрощенно арифметически, должна была настать минута, когда погубленное превысило бы сохраненное; и тогда сколько ни побеждай до конца, возмещение исключалось самой объективностью. И ясно, что задолго до этого момента уже наступали - если еще не уничтожение, то во всяком случае - разгром обеих сторон»1. Идея разгрома обеих сторон во второй половине ХХ и начале XXI в. превращается из фигуральной во вполне реальную. Ее все еще признают как концептуальную, виртуальную форму потенциальной победы как естественного следствия свободы действия в условиях превосходства.

В действительности свобода как идеальная реальная бесконечность заключает в себе все возможности: и великие победы, и безграничные формы самодеструкции. Победитель в войне, если даже он страдает материально, как и терпящий поражение, получает, однако, виртуальный статус победителя, со всеми вытекающими из него возможностями. Достижение морального превосходства на определенное историческое время.

1 Ландау Г. Сумерки Европы / Центр гуманитарных инициатив. -Санкт-Петербург, 2022. - С. 46.

Москва ;

В исторической ситуации возникающей возможности самодеструкции человечества происходит коренное изменение смысловой реальности, особенностью которой является интерпретация приоритета разума, следующего требованию исключения возможности самодеструкции человечества.

В действительности события, предшествующие принятию решений о полном физическом уничтожении противостоящего цивилизационного противника, создают виртуальную ситуацию, в которой они уже обречены на физическое исчезновение как жертвы потенциального применения термоядерного оружия. Существует реальная картина коммуникации цивилизационных союзников, тогда как в действительности они уже не существуют как цивилизационные субъекты. Они живы и действуют эффективным образом, но между тем они не знают, существуют ли они на самом деле, поскольку их существование как цивилизационных субъектов находится в потенции между бытием и небытием.

Реальность существования между бытием и небытием возникает во второй половине ХХ в. и начинает формировать типы цивилизационного поведения. Цивилизационные субъекты принимают решения и действуют традиционно, стремясь к достижению победы. Между тем сущность их бытия претерпевает коренные изменения: они живут и действуют между бытием и небытием, а идеальное теряет свой абсолютный смысл.

Синтез идеального и материального - узкие коридоры

в будущее

ХХ век со всей очевидностью поставил человечество перед фундаментальной проблемой бытия. Народы мира обратились к философии, чтобы дать ответ на вопрос о генеральной перспективе государства и своего народа.

ХХ век выявил две перспективы мировой истории в качестве основных, ясных в своей практической реализации. Эта коммунистическая перспектива и перспектива создания третьего рейха, которая рухнула вместе с военным поражением гитлеровской Германии. В 1991 г. в Советском Союзе произошла контрреволюция, Советский Союз был ликвидирован в Беловежской Пуще.

Историческая эволюция не содержит в себе возможности своей конечной совершенной формы и безупречного содержания, которые заключают в себе завершающую, конечную стадию циви-лизационной эволюции. Но это может быть более совершенная стадия в каких-то важных отношениях. И в этих достигнутых совершенных отношениях она может восприниматься как конечная. Ее разрушение воспринимается как реализация свободы. Но эта безусловная победа может обернуться очевидным поражением.

XXI век ознаменовался и новым подходом к противостоянию с Россией. Это не только связано с попытками создать эффективную пятую колонну и сеть организаций, которые будут проводить оплачиваемую работу по разложению государственной и информационной системы России изнутри. Этот путь представлялся наиболее эффективным и открывающим возможности проведения экспериментальной работы по разложению изнутри циви-лизационной структуры России. Идея должна была получить свою начальную экспериментальную материализацию.

Практическая реализация этой идеи требовала ответа на ключевой философский вопрос: какая реальность должна лежать в исходном основании построения той реальности, которая может стать эффективным антиподом коммунистической концепции формирования качественно новой цивилизации. Это - цивилизация будущего, и в то же время формирующаяся в настоящем. Из какого исходного материала она создается? Это истина исходной идеи, которая находит в настоящем материал своей реализации, превращения в действительность.

В формировании стратегии противоборства с советской идеологией ключевую роль стала играть исходная философская идея, которая была озвучена в XIX в. Фридрихом Ницше. Мартин Хайдеггер в своей аналитической публикации «Слова Ницше "Бог мертв"» обратил внимание на то, что эти слова подразумевают смерть христианского Бога. Но слово «Бог» может служить для обозначения сверхчувственного мира вообще. «Бог - наименование сферы идей, идеалов. Это область сверхчувственного, начиная с Платона... считается подлинным и в собственном смысле слова действительным миром. В отличие от него чувственный мир лишь посюсторонен и изменчив и потому он кажущийся и недействи-

тельный»1. М. Хайдеггер отмечал, что нигилизм движет историческое свершение, как может двигать его еще почти нераспознанный фундаментальный процесс внутри судьбы народов Запада.

ХХ в. представил богатое многообразие явлений, которые возникали в системах информации в своих противоположных сущностях. Объективный обозреватель, использующий существующие информационные возможности, оказывался перед противоположными оценками одних и тех же явлений.

Возникала парадоксальная ситуация: все информационные системы провозглашали свое истинное обозрение одних и тех же явлений. Однако характеристика этих явлений оказывалась взаимоисключающей по своему смыслу. Истина превратилась в субъективный феномен.

Свобода социального самосознания - это та сфера цивили-зационного бытия, в которой формируются, создаются и из которой возникают цивилизационные «чудеса». К феномену цивилизационного «чуда» относятся те явления цивилизационной жизни, которые воспринимаются как неожиданные и даже как невозможные. Характерны в этом отношения противоположные видения цивилизационного состояния государства.

Современные специалисты различным и даже противоположным образом оценивают перспективы цивилизационного состояния Соединенных Штатов Америки и Европейского Союза. Это объясняется тем, что истина понимается не как адекватное отражение объективной действительности, а как соответствие истинного представления политическим интересам властвующего субъекта. Оказывается, истину можно создавать.

Во время Великой Отечественной войны десять сталинских ударов по немецко-фашистским захватчикам сопровождались неожиданными военными решениями. Так, например, операция «Багратион» в Белоруссии осуществлялась путем использования болотной местности, считавшейся невозможной для приведения военной операции такого масштаба.

1 Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Звучащие смыслы: диалог с миром. Культурологический альманах. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2022. - С. 628.

В осуществлении Берлинской операции использовались масштабное ночное применение прожекторов, сеющих панику в немецких войсках. В структурах этих отношений идеальное начинает играть ключевую роль, определяющую ход событий. В этих отношениях рождается качество субъекта, обладающего развитым самосознанием. Именно он фиксирует и дает адекватную оценку мотиву как сущности идеального и его отношения к позициям действующих субъектов.

Идеальное как сущность мотива начинает определять характер межсубъективных отношений. Его оценку может дать и дает субъект, обладающий развитым самосознанием. Именно его позиция, определяемая развитым самосознанием, превращается в действующий и определяющий ход событий фактор. Он - актуальный демиург, самосознание которого играет определяющую роль в итоговом результате действия субъективных сил.

Развитое самосознание открывает возможность нахождения между бытием и небытием. Нахождение человека между бытием и небытием с точки зрения здравого смысла представляется чем-то нереальным. Но быть чем-то нереальным - это не значит не быть вообще. Картину бытия начинают составлять фантастические образы. Смыслового барьера, останавливающего этот процесс, не существует.

Для современного этапа цивилизационной эволюции характерно возникновение и включение в процессы информационной коммуникации, использование и реалистических, и фантастических средств коммуникации, приобщение к которым может вводить существующие цивилизации в новый глобальный мир, который основывается на общий глобальных истинах, имеющих универсальный идеальный смысл.

Субъект знает эту истину и несет ее в себе. Эта истина дает ему право на жизнь. Все, кто отрицают это право, теряют свое право на жизнь. Любое противостояние и любые противодействия этой специфической истинности оказываются нарушением правильности рассуждения.

Логика этих рассуждений неизбежно приводит к парадоксальным заключениям. Индивидуальные субъекты являются носителями своей уникальности и ее истины. Поскольку каждый индивидуальный субъект является носителем своей абсолютной

истины, он вместе с тем с точки зрения другого индивидуального субъекта представляет собой носителя цивилизационного заблуждения. Таким образом, индивидуальные носители своей абсолютной истины в то же время заключают в себе отрицание истины другого. Как социальное единство они, вернее каждый из них, есть уникальности собственной истины.

Субъект и его уникальная истина - это загадка для ума и задача цивилизационной реконструкции бытия человечества. Абсолютная истина как идеальное - это бесконечная совокупность возможностей и смыслов. Этот мир находится в человеке, в его сознании как идеальное без материального. Интеллект формирует единство возможностей смыслов для позитивного практического решения возникающих перед человечеством проблем.

Видение этого мира и выявление реальных возможностей реализации необходимого смысла - это исходная предпосылка исторической практики и культурного творчества. Так рождается новый мир, возникающий наряду с миром естественного универсума. Таким образом, человеческий мир, взятый в своей совокупности взаимопониманий, является неограниченной суммой абсолютных цивилизационных истин и в то же самое время - суммой цивилизационных заблуждений.

Это открытие специфики глобальной цивилизационной истины делает понятной специфику человеческой истории, ее меж-цивилизационных противоборств за утверждение цивилизацион-ным субъектом своей специфической истины. Эта специфическая истина может толковаться как исключительность, как право на особое привилегированное положение, как право распоряжаться истиной других. Это право быть господином. Быть господином -устроить безопасную жизнь в прошлых временах, когда человечеству не грозила возможность превращения в НИЧТО.

Переживание цивилизационной истины не тождественно обычному телесному ощущению, при том или ином столкновении с материальным предметом, тем или иным телесным или душевным ранением. Предательство цивилизационной истины воспринимается как космическое крушение, смысловая катастрофа, разрушение всего: смысла бытия, самосознания, своей человеческой сущности с этим всеохватывающим смыслом. Человек, переживая это тождество, не всегда может дать его рациональное толко-

вание. Можно предположить, что для достижения этой цели в глобальном масштабе следует привлечь весь массив русской и мировой культуры.

Список литературы

1. Витальность искусства. Современные проявления. Аналитика / отв. ред. О.А. Кривцун. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2022. - 256 с.

2. Душенко К.В. Красное и белое: из истории политического языка : сб. статей / РАН. ИНИОН, Центр гуманит. научн.-информ. исслед., Отд. Культурологии ; отв. ред. Кулешова О.В. - Москва, 2018. - 307 с.

3. Звучащие смыслы: диалог с миром. Культурологический альманах / отв. ред. и сост. С.Я. Левит. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2022. - 736 с.

4. Ландау Г. Сумерки Европы / Центр гуманитарных инициатив. - Москва ; Санкт-Петербург, 2022. - 360 с.

5. Скворцов Л.В. Истина самосознания: гетеротопия смысла. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2020. - 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.