Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК И "ЧЕРНАЯ ДЫРА": ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ'

ЧЕЛОВЕК И "ЧЕРНАЯ ДЫРА": ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
132
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН "ЧЕРНОЙ ДЫРЫ" / ФИНАНСОВЫЙ ДЕМИУРГ / АБСОЛЮТНЫЙ СМЫСЛ / МОРАЛЬНОЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скворцов Л.В.

Рассматриваются особенности происходящего в мире цивилизационного сдвига, который оказывает фундаментальное влияние на перспективы человечества. В центре внимания находится изменение цивилизационного смысла воздействия транснационального капитала на формирование нового мирового порядка. Это воздействие определяется абсолютным смыслом экспансии капитала вне зависимости от его влияния на реальное благосостояние и жизнь народов. В статье доказывается, что абсолютизация установки экспансии капитала создает систему международных отношений аналогичную космической «черной дыре», всасывающую в себя материальные реалии, исчезающие из видимой действительности. Конечным результатом этого процесса может быть самодеструкция глобальной цивилизации. Анализ специфики воздействия «черной дыры» на реальность жизни свидетельствует о назревшей исторической необходимости рождения эпохи глобальной нравственной трансформации, которая может создать условия самосохранения человечества. В статье ставится вопрос о возможности нравственной трансформации владетеля финансового капитала как исходного начала эрозии цивилизационной «черной дыры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HETEROTOPY: A HUMAN BEING AND THE "BLACK HOLE": THE CIVILIZATIONAL CONTEXT

The paper considers the specificity of the ongoing civilizational shift which has a profound impact on the prospects of the humankind. It focuses on the change in the civilizational sense of the impact which the transnational capital has on the formation of a new world order. This impact is determined by the absolute sense of capital expansion regardless of its influence on the actual wellbeing and life of nations. The paper proves that absolutization of the capital expansion policy generates a system of international relations analogous to a «black hole» which absorbs material objects that disappear from visible reality. This process may ultimately result in the selfdestruction of the global civilization. The analysis of the impact that the «black hole» has on real life suggests that there is a historical need for a profound moral transformation which can provide conditions for the self-preservation of humankind. The paper considers the possibility of moral transformation for the owner of financial capital as the starting point of the civilizational «black hole» erosion.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК И "ЧЕРНАЯ ДЫРА": ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ»

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР

УДК: 008.2; 101.1 DOI: 10.31249/^/2020.04.01

Скворцов Л.В.

ЧЕЛОВЕК И «ЧЕРНАЯ ДЫРА»: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ1

Институт научной информации по общественным наукам РАН Москва, Россия, skvortsovcgsir@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются особенности происходящего в мире цивили-зационного сдвига, который оказывает фундаментальное влияние на перспективы человечества. В центре внимания находится изменение цивилизационного смысла воздействия транснационального капитала на формирование нового мирового порядка. Это воздействие определяется абсолютным смыслом экспансии капитала вне зависимости от его влияния на реальное благосостояние и жизнь народов. В статье доказывается, что абсолютизация установки экспансии капитала создает систему международных отношений аналогичную космической «черной дыре», всасывающую в себя материальные реалии, исчезающие из видимой действительности. Конечным результатом этого процесса может быть самодеструкция глобальной цивилизации. Анализ специфики воздействия «черной дыры» на реальность жизни свидетельствует о назревшей исторической необходимости рождения эпохи глобальной нравственной трансформации, которая может создать условия самосохранения человечества. В статье ставится вопрос о возможности нравственной трансформации владетеля финансового капитала как исходного начала эрозии цивилизационной «черной дыры».

Ключевые слова: феномен «черной дыры»; финансовый демиург; абсолютный смысл; моральное перевоплощение.

Поступила: 05.06.2020 Принята к печати: 19.06.2020

1 © Скворцов Л.В., 2020

Skvortsov L.V.

A human being and the «Black Hole»: The civilizational context1

Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences Moscow, Russia, skvortsovcgsir@mail.ru

Abstract. The paper considers the specificity of the ongoing civilizational shift which has a profound impact on the prospects of the humankind. It focuses on the change in the civilizational sense of the impact which the transnational capital has on the formation of a new world order. This impact is determined by the absolute sense of capital expansion regardless of its influence on the actual wellbeing and life of nations. The paper proves that absolutization of the capital expansion policy generates a system of international relations analogous to a «black hole» which absorbs material objects that disappear from visible reality. This process may ultimately result in the self-destruction of the global civilization. The analysis of the impact that the «black hole» has on real life suggests that there is a historical need for a profound moral transformation which can provide conditions for the self-preservation of humankind. The paper considers the possibility of moral transformation for the owner of financial capital as the starting point of the civilizational «black hole» erosion.

Keywords: phenomenon of «black hole»; civilization; finance demiurge; absolute sense; capital expansion; moral transformation.

Received: 05.06.2019 Accepted: 19.06.2020

Глобальный идейный сдвиг

Глобальные события, затрагивающие сложившиеся представления о формировании нового мирового порядка, ставят перед философской мыслью непростые вопросы.

Новый мировой порядок, который формировал американский гегемон, представлял собой пирамиду, на вершине которой располагались Соединенные Штаты Америки, а далее их вассалы -входящие в НАТО страны Западной Европы.

Страны, которые не принимали нового мирового порядка и следовали самостоятельному курсу развития, могли определяться гегемоном как «изгои», подвергаться различным наказаниям в форме экономических и иных санкций, которые играли функцию экономического и политического «удушения».

1 © Skvortsov L.V., 2020

Основным объектом такого «удушения» полагалась Россия, поскольку именно она проявила открыто свою независимость от этого нового мирового порядка и оказывала свое влияние на поведение других стран современного мира.

Установление и конечная «победа» нового мирового порядка казались неизбежными в силу экономического и военного превосходства глобального гегемона.

Два события последнего времени поколебали это представление.

Во-первых, это пандемия коронавируса, которая выявила реальные возможности государственных систем в противостоянии глобальным естественным угрозам. Во-вторых, морально-политический взрыв, охвативший Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы.

Эти явления по сути дела разрушили концептуальные основания создания нового мирового порядка, который предлагался человечеству странами Запада. В мире получила широкое распространение иллюзия, что геополитические установки американской цивилизации определяют конечную цель мировой истории. Правящая элита США была уверена в том, что она владеет концептуальным ключом, объясняющим особенности современной цивилиза-ционной эволюции, в которой главенствующую роль играет властный гегемон, формирующий новый цивилизационный порядок. Эта цивилизационная функция обеспечивает Соединенным Штатам незыблемость глобальной власти, эффективность которой обусловлена очевидным превосходством военного бюджета и созданием в основных регионах современного мира своих военных баз. Весь мир находится под военным контролем гегемона. Он может судить всех, будучи неподсудным никому. Запад брал на себя миссию решения ключевых глобальных цивилизационных проблем. Цивилизационная эйфория захватила носителей доктрины неолиберализма.

Победоносное движение идеологии неолиберализма должно было духовно обеспечивать «право» гегемона наказывать те народы и государства, которые пытались сохранить свою независимость, свой суверенитет и двигаться своим путем. По «логике» нового порядка эти страны должны быть изолированы, превращены в изгоев и подвержены санкциям и наказаниям. Мир, таким образом, разделился. Изоляция изгоев, применение к ним различных санк-

ций должно было сделать их «несчастными», отстраненными от концепции счастливого человека, человека обеспеченного и умиротворенного потребителя.

Запад - это ориентир потребителя. Потребитель - это универсальный индивид. Массы людей любых государств должны признать истину самосознания потребителя, ориентирующегося на эмпирическую реальность действительного мира. Эта реальность и есть его конечная цель. Иная конечная цель превращается в мир иллюзий.

Перед потребителем возникает бесконечное многообразие эмпирических реалий, образцов, которые образуют при их потреблении превосходство его жизни.

Страны Запада имеют те исходные платформы потребления, которые образуют эмпирические цели, к которым будут стремиться массы людей независимо от их этнических и социальных особенностей.

Обладание этими предметами потребления автоматически включает индивида в глобальную страту гламурной жизни.

Потребитель в цивилизационном контексте - это не человек вообще, а цивилизационный феномен со специфическим самосознанием, стремлением заявить свою исключительность, свое восхождение над массой «обычных» людей. Это - постулирование себя в качестве представителя эксклюзивной элиты. Это значит, что в каждом государстве будет формироваться социальная община, ориентирующаяся на гламурную жизнь, а значит, на политику Запада. Потребитель превращается в символическую фигуру. Ориентир, обладающий «провальным» самосознанием, «провальными» формами и направлениями цивилизационного поведения.

Пандемия коронавируса и моральный взрыв в Соединенных Штатах разрушают эту, казалось бы, концептуально безупречную схему овладения смыслом глобального самосознания и способности повести за собой народы мира в «сияющее царство свободы». Обещания кнута вместо пряника, агрессивных военных и санкци-онных наказаний свободолюбивых народов и стран не выглядят привлекательными. В этой ситуации управление современным миром все больше начинает переходить в реальную экономическую политику финансового капитала, охватывающего основные регионы современного мира.

Капитал имеет свой взгляд на свободу и счастье потребителя. Потребитель в финансовом контексте - это объект, в своей массе являющийся средством превращения предметов потребления в отходы, позволяющим обеспечивать постоянный динамизм капитала, открывающим рыночные пространства для его роста. Доминирующее духовное влияние потребителя обеспечивает стабилизационную власть финансовой олигархии и ее растущее влияние.

Нарастающее глобальное влияние финансовой олигархии в современном мире создает специфическую атмосферу доминирующего превращения реалий цивилизационной жизни в товар, который продается с той или иной выгодой для продавца. Доминирующая атмосфера выгоды товарной реализации оказывает свое воздействие и на сущность потребителя, который стремится превратить себя в выгодный для продажи товар.

Рождение этой духовной атмосферы, ее распространение оказывает заметное влияние на межличностную мораль и характер человеческих отношений.

Продажа себя на существующих рынках - это явление становится все более широко распространенным, поскольку оно оказывается выгодным для продавца.

Продавец, продавая себя, обеспечивает свое материальное существование. Люди, стремящиеся превратить себя в товар, который востребован на мировых рынках, обретают новую цивилиза-ционную сущность, оторванную от системы тех отношений, в которых они формировались и обретали свои личностные качества. Этот процесс совпадал с теми изменениями, которые происходили в мировых финансовых отношениях, получивших свое толкование как процессы глобализации, оказывающие влияние и на изменение внутренней моральной сущности финансовой олигархии. В складывающейся современной мировой ситуации борьба за влияние будет принимать все более скрытый характер. Это - воздействие на материальные интересы человека, стремящегося к овладению вещами и средствами, которые позволяют владеть вещами.

Ключевые человеческие персоны, владеющие такими средствами в практически неограниченных масштабах, становятся теми сверхъестественными личностями, от взглядов и позиций которых зависят судьбы миллионов людей и их миропонимание. В сдвиге форм влияния на массовое поведение содержится скры-

тая цивилизационная опасность, связанная с рождением и действием цивилизационной «черной дыры».

Финансовый демиург: глобальное измерение

Земное человеческое взаимодействие в границах государств и за их пределами все более стало определяться не только этническими связями, но и динамикой финансовой системы, в которой наряду с узконациональными валютными системами все более активную и существенную роль играли такие космополитические валютные системы, как система американского доллара или европейского евро, которые обретали международный финансово-экономический характер.

Осуществление крупнейших торговых, экономических сделок на мировой арене стало все в большей степени зависеть от того порядка, по которому действовала международная валютная система.

Эта глобальная ситуация объективно придавала особую роль финансистам, владеющим системами капиталов, управляющими судьбами народов. Финансист, владеющий этими системами, играющий активную роль на мировых рынках, превращался в уникальную фигуру, обладающую специфическими качествами, оказывающую все более заметное влияние на характер сложившейся цивилизационной ситуации.

О каких специфических качествах такого финансиста может идти речь? Очевидно, что оперировать финансами приходится очень многим индивидам, даже тем, кто так или иначе имеет отношение к формированию своего семейного бюджета. Не говоря уже о бухгалтере, который влияет на финансовое регулирование жизни целых организаций. Но менталитет главы семейства и бухгалтера имеет ограниченный смысл, локальное поле действия. Этот смысл понятен и он лежит на поверхности: это материальное обеспечение жизни семьи или финансовой стабильности работы организации.

Иной смысл, иной его уровень относится к феномену современного финансового олигарха. Для финансового олигарха приоритетное значение имеет возрастание капитала, которым он владеет. Это тот абсолютный смысл, которому подчиняется вся его финансовая политика: рост власти финансового олигарха. Специ-

фика этого роста заключается в том, что он не имеет определенной конечной цели. Его безграничность лишает его определенного человеческого смысла.

Рост капитала финансового олигарха происходит не только на национальном, но и на глобальном поле. Олигарх не следует духу национального патриотизма. Напротив, он подчиняет интересы нации интересам роста финансового капитала. Это значит, что его абсолютный интерес может вступать реально в противоречие с национальными интересами страны и народа. Самоотождествление абсолютного смысла персоны финансиста с движением глобального капитала рождает специфическое мироощущение: это абстрактное ощущение власти, стоящей выше ценностей человечности, это - сверхчеловеческая власть, которая определялась философией богочеловечества. Олигарх мог ощущать свое бытие как стоящее над человечностью, обретающее способность обладать властью над человеческим миром в его целостности, в сумме его человеческой реальности.

Становление этого специфического мироощущения прокладывает путь принятия решений, которые не останавливаются перед непреодолимыми границами моральных принципов. Это то эксклюзивное внутреннее состояние, которое полагается признаком принадлежности к богочеловечеству. Специфическое чувство власти, как чувство абстрактного превосходства не связано непосредственным образом с переживаниями темного гедонистического счастья. Сохраняя телесную форму обычной личности, богочеловек оказывается выше принципов гедонизма и кинизма. Становление суперличности совпадает с формированием функции, свободной от естественных человеческих чувств, оставаясь вместе с тем в форме обычной человеческой личности. Это внутреннее состояние субъекта делает легитимным движение чувств и мысли в таких направлениях, которые освобождают его от моральных обязательств перед другим человеком, перед народами мира и человечеством. Это - специфическая зона свободной власти, которая превращает человека в субъекта, сходного в своей сущности с демиургом.

Цивилизационный демиург определяет зону своей моральной неприкосновенности.

Зона моральной неприкосновенности определяется сакральными постулатами, за нарушениями которых следуют деструктив-

ные для нарушителя последствия. Эта духовная ситуация оказывает свое влияние и на формирование правовых систем и их практики.

Коль скоро сущность бытия отождествляется с движением капитала, то нравственным судьей становится его демиург.

Соответственно происходит переформатизация формулы спасения. Если раньше формула спасения толковалась как обеспечение самосохранения человечества, то теперь формула спасения должна трактоваться как обеспечение самосохранения возрастающего движения капитала. Все, что стоит на пути составляющих его абсолютного смысла, подлежит устранению в той или иной форме. Демиург в осуществлении абсолютного смысла формулы спасения капитала использует самые различные механизмы -как научно-аналитические, так и политические.

Реализация сверхзадачи самосохранения безграничной экспансии финансового капитала требует реализации управления народонаселением земли, преодоления «ограниченности» гуманистических ориентаций традиционных религий. На поверхность современной жизни всплывают различные мальтузианские проекты, которые носят как анонимный, так и персонифицированный характер.

Среди анонимных проектов следует выделить концепцию «золотого миллиарда», которая сошла с поверхности концептуальных глобальных дискуссий. Но это не значит, что она «умерла». Выделение и сохранение «золотого миллиарда» - это новый вариант продвижения идеи страты, которой должна быть уготовлена миссия не простого выживания, а господства в мире, путем освобождения жизненного пространства от «груза» излишнего населения.

Эта глобальная задача решается путем активной пропаганды и юридической легализации однополых браков. Их внедрение нацелено на страны с традиционной ориентацией. Одновременно развертываются исследования, способные влиять на формирование генетическими методами новой «современной» человеческой расы.

В современной ситуации, поскольку начало третьей мировой войны грозит самоуничтожением, следует вести поиск «приемлемых» вариантов устранения излишней части человечества. А оно в наше время, если следовать концепции «золотого миллиарда», составляет 6,5 млрд человеческих жизней. Опыт подсказывает, что для реализации такой сверхъестественной возможности необходимо,

помимо обладания несметными финансовыми средствами, иметь в распоряжении информационные системы, способные управлять самосознанием людей в глобальных масштабах, и руководить работой лабораторий, способных находить «мягкие» и в то же время эффективные средства регулирования численности населения Земли. Проблема состоит в осмыслении приемлемой технологии решения глобальной проблемы с учетом специфики современной ситуации.

Реальность появления такой глобальной возможности и ее носителей стала предметом общественной реакции, ощущения новой глобальной угрозы, требующей своего осмысления и выработки определенных механизмов ее нейтрализации1. В силу возникающего кризиса традиционных механизмов государственного управления фактор транснационального финансового капитала начинает создавать свои рычаги воздействия на ситуацию глобальной цивилизации и глобальные факторы мировой цивилиза-ционной политики, происходит переадресация его активности со

1 Характерна в этом отношении развернутая и фактически аргументированная публикация в газете «Комсомольская правда» 11-18 июня 2020 г. «Билл Гейтс собирается чипировать Россию и весь мир?» (Комсомольская правда. 11-18 июня 2020 г., с. 10-11). В публикации отмечается, что после выступления Никиты Михалкова по этому вопросу общественное мнение разделилось на тех, кто считает основателя Microsoft виновником пандемии COVID-19, и тех, кто считает обсуждение таких вопросов дешевой конспирологией.

Вместе с тем в публикации отмечаются фундаментальные обстоятельства, связанные с биографией Билла Гейтса. Билл Гейтс 16 лет был самым богатым человеком планеты. Сегодня он на втором месте после основателя компании «Амазон» Джеффа Безоса ($108,9 млрд). Негативная реакция на Билла Гейтса связана с Фондом Билла и Мелинды Гейтс. Третьим попечителем фонда с активом 50 млрд долларов является Уоррен Баффет. Цели фонда - глобальное улучшение здравоохранения, расширение доступа к Интернету, распространение вакцин, планирование семьи за счет широкого распространения противозачаточных средств.

Выступая в 2012 г. на одной из конференций, Билл Гейтс заявил: «Огромная проблема - это демография. Сейчас в мире проживает 6,8 млрд человек.

Вскоре численность возрастет до 9 млрд. Однако если мы проделаем большую и качественную работу... мы сможем сократить прирост населения».

18 октября 2019 г. в Нью-Йорке Центр безопасности в области здравоохранения в партнерстве с Фондом Билла и Мелинды Гейтс провел стратегическую игру «Событие 201». Моделировался процесс распространения пандемии вируса, передаваемого воздушно-капельным путем. Сейчас Билл Гейтс финансирует семь лабораторий, разрабатывающих наиболее перспективные вакцины.

своей национальной почвы, что неизбежно порождает нарастание противоречий с силами, которые ориентируются главным образом на свою национальную почву. Нарастание остроты этих противоречий наиболее рельефно проявилось в Соединенных Штатах Америки. Это, в частности, выразилось в переводе экономической активности американских компаний в Китай, что определялось низкой стоимостью рабочей силы в Китае сравнительно с Америкой.

Избрание Дональда Трампа президентом США и его решительное стремление «сделать Америку снова великой» породило негативное отношение к его политике влиятельных сил.

Очевидно, что резкое негативное отношение руководства демократической партии США к Дональду Трампу, антитрампов-ская позиция влиятельных средств массовой информации имели под собой и глубинную основу. Противоречия затрагивают и духовные основы, в том числе и традиционные основы христианства. Разграбление магазинов и разрушение памятников сопровождается не только утверждением черного расизма, но и новой интерпретацией христианских ритуалов.

Так, уголовный элемент, каким является Джордж Флойд, был духовно отождествлен с Иисусом Христом. Его именем окунали мужчин и женщин в приготовленную купель, поднимая этот ритуал до уровня крещения, обращения в новую религию.

Тенденция дискредитации христианской морали наблюдается и в Западной Европе. Возникает вопрос, почему убийство полицейским черного человека вызвало такую бурную реакцию, которая сопровождается коленопреклонениями полицейских и запрещениями властями штатов противодействовать массовым митингам. Волнения стали охватывать сотни городов под лозунгом Black lives matter, т.е. речь шла о защите жизни и достоинства черного населения. Между тем было известно, что с 2017 г. по 2020 г. от пуль полицейских погибло 1398 белых американцев и 755 черных1. Стало быть, лозунг, утверждающий, что жизнь черного имеет значение, получает свое расширительное толкование: жизнь человека имеет значение. Стало быть, лозунг Black lives matter может быть направлен и против угрозы глобального геноцида, против цивилизационной «черной дыры», способной поглотить все человечество.

1 См. Михаил Таратута. Беспорядки в США : продолжение следует // Московский комсомолец. - 2020. - 9 июня. - С. 3.

Цивилизационная специфика «черной дыры»

Современная глобальная ситуация «беременна» моральным взрывом как очевидной реакцией на крайние тенденции эволюции современной геополитики. «Черная дыра» как космическое явление характеризуется парадоксальным свойством - способностью поглощать любые материальные образования, включая свет, что делает ее недоступной для исследования.

Наличие «черной дыры» в цивилизационной реальности представляется явлением достаточно странным, так как в обычном жизненном опыте не наблюдается исчезновения эмпирических явлений, не оставляющих за собой каких-либо «следов». Это -общее представление вполне сознательно игнорирует разного рода «чудесные» рассказы, которые являются основанием верований, но не научных знаний, требующих опытных обоснований. Между тем эпоха господства финансовой олигархии подталкивает к осмыслению очевидных цивилизационных странностей, не поддающихся традиционным экономическим объяснениям.

Среди этих странностей можно отметить фантастические явления, происходившие с ценами на нефть. Разве можно себе представить, что нефть - этот уникальный энергетический и химический ресурс - может иметь отрицательную цену? Между тем этот парадоксальный факт фиксировался на нефтяных рынках. Это явление стало следствием экономических игр ведущих нефтяных игроков, попыток вытеснить своих конкурентов с ключевых рынков.

Аналогичное явление можно было наблюдать как следствие блокады Ленинграда немецко-фашистскими захватчиками. Критическая нехватка продовольствия для жителей Ленинграда, угроза голодной смерти заставляла буквально за бесценок отдавать драгоценные предметы, украшения, произведения искусства, различные раритеты. Ценность природных богатств, творений гения разума и таланта превращается в НИЧТО. Это - действие механизма цивилизационной «черной дыры». Овладение этим механизмом позволяет обеспечить невиданные темпы роста капитала, минуя естественные технические процессы превращения научных открытий в ценностные результаты.

Для финансового демиурга абсолютный смысл имеет экспансия капитала, а не жизнь человека. Это объясняется специфическим расщеплением реальности. Вся действительность, нахо-

дящаяся перед субъектом, обретает двойной смысл: часть, соответствующая абсолютному смыслу бытия субъекта, и объективная противостоящая абсолютному смыслу бытия субъекта часть. Глобальное цивилизационное поле превращается в поле большой игры, в которой на каждой ее стадии финансовый капитал должен иметь конечный выигрыш. Что означает эта большая глобальная игра для реальности природы и реальности человеческой жизни? На эти реальности налагается оценочная стоимостная реальность, так что все вещные реальности получают цифровую характеристику. Реальности природы, предметы, созданные человеком, и сам человек в системе цивилизационных отношений получают свое конкретное оценочное выражение. Ареал нулевого значения образуют нарастающие волны отходов, тех природных и человеческих реалий, которые не могут выполнять функции абсолютного смысла ускорения роста капитала.

Этот внутренний смысловой механизм функционирования глобальной финансовой системы имеет прямое отношение и к реальности, составляющей человечество. Происходит превращение человека как персоны с константами ценностных моральных ори-ентаций в средство ускорения роста капитала. Об это превращение «спотыкаются» все. Это и есть нахождение человека перед действием цивилизационной «черной дыры».

Существует ли концептуальное объяснение реальности «черной дыры» цивилизации?

Это объяснение отталкивается от реальности признания золота как той субстанции, в которой находят свое отражение все превращающиеся в товар реальности окружающего мира. В число этих реальностей попадает и человек. Таким образом, цифровое отражение в золотой субстанции становится той силой, которая управляет судьбой человека. Эта сила действия субстанции связана с ее особыми свойствами, присущими исключительно золоту. Вместе с тем цивилизационная эволюция финансовой системы достигает такой стадии, когда становится возможным замещать функцию золотой субстанции печатной купюрой, подкрепленной авторитетом существующей государственной власти. Наряду с погоней за золотом как субстанцией цивилизационной власти возникает и погоня за валютой, надежность которой гарантируется стабильностью и авторитетом верховной власти государства. Так верховная экономическая сила материального трансформируется

в верховную силу идеального, того, что обозначено на государственной купюре.

В современной цивилизационной ситуации действие идеальной силы обрело глобальный характер, и это обстоятельство видоизменяет систему отношений внутри самого финансового капитала. Финансовый капитал в связи с видоизменением истоков ускорения своего роста стал испытывать на себе макроизменение своих интересов. Наряду с доминированием интересов капитала, получающего отечественные источники ускорения своего роста на основе развития отечественной промышленности, торговли и других форм экономической активности, возникают интересы финансового капитала, получающего массированные доходы в результате глобализации экономики, размещения активов и технических средств производственной деятельности в различных регионах, имеющих дешевую рабочую силу и благоприятные естественные и социальные условия ускорения роста капитала. Реальная ситуация такова, что бурная активность глобальных транснациональных корпораций и их финансовое обеспечение влечет за собой свертывание производственной деятельности внутри страны со всеми вытекающими отсюда последствиями: увяданием экономически процветающих регионов, городов, ростом безработицы, нарастанием социального напряжения. Эта тенденция нарастания противоречий находит свое отражение внутри политической элиты гегемона, каким в современном мире представляет себя государственная система Вашингтона, т.е. американский конгресс и президент.

Нарастание внутригосударственных противоречий отражает глубинные процессы, противоречивые тенденции эволюции финансового капитала. «Черная дыра» цивилизации - это исходное начало привлечения в цивилизационную жизнь бесчеловечных смыслов.

Безусловная истина самосознания определяется самосохранением человечества, ибо исчезновение человечества означает и исчезновение самой истины самосознания. Вместе с тем очевидно, что рождение золота как универсального определителя ценности всех явлений цивилизационного мира означает рождение относительности ценности человека и его жизни.

Феномен цивилизационной «черной дыры» возникает из расщепления истины самосознания. В этом расщеплении могут происходить и в конечном счете происходят процессы обесценения жизни человека и целых народов. Возникновение превосхо-

дящей финансово-экономической силы отдельных цивилизацион-ных субъектов создает возможность утверждения безусловного господства.

Безусловное господство - это право устанавливать несложные оценки в отношении жизни не только отдельных личностей, социальных, этнических групп, но и целых народов, которые уподобляются «сухой траве».

«Сухая трава» легко превращается в мусор и в пепел. Это было замечено задолго до рождения транснациональных корпораций.

Зарождение цивилизационной «черной дыры» уходит своими корнями в фундаментальное различение «естественного права» и «права народов».

С одной стороны, по естественному праву все рождаются свободными. Правосудие есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом. Предписания права - жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит.

С другой стороны, по праву народов возникло рабство. Правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ, купли и продажи (см. [Дигесты Юстиниана, 1984, с. 23-25]).

В противоречии между исходными истинами естественного права и права народов заложен потенциал «черной дыры» цивилизации. Действие «черной дыры» цивилизации достигает критической точки, когда в руках человека оказывается фатальное средство, приведение в действие которого для утверждения своего господства содержит потенциал самодеструкции человечества. В Советском Союзе в результате грандиозных цивилизационных преобразований были практически реализованы принципы «естественного права», тогда как реализация перестройки оказалась утверждением в жизни страны доминирующего на Западе «права народов», которое рекламировалось как вхождение в «мировую цивилизацию». Утверждение в стране принципов естественного права проходило под общепринятым лозунгом: «Мы не рабы. Рабы не мы». Вхождение в систему права народов как в «мировую цивилизацию» осуществлялось при легализации конституционного запрещения государственной идеологии с ее исходным лозунгом «Мы не рабы. Рабы не мы».

Перед эпохой нравственной трансформации

XXI век характеризуется реанимацией и переформатизацией нацистской концептуальной схемы построения «нового порядка». Высшая арийская раса замещается исключительной цивилизацией Соединенными Штатами Америки; неполноценные расы и недочеловеки замещаются «изгоями», «ревизионистами», тысячелетнее господство Третьего рейха замещается «концом истории», который отождествляется со становлением самодержавной демократии, несущей всему миру сияющее царство «свободы», в том числе и свободы применения военной силы к тем «непослушным», которые не признают своего «счастья» вхождения в качестве вассалов в новый мировой порядок, на вершине пирамиды которого находится гегемон.

Духовная особенность гегемона заключается в том, что он исходит из оригинального толкования «истины» цивилизационного бытия. «Истиной» считается та форма цивилизационного глобального поведения и тот поступок, которые соответствуют стоимостной выгоде. С этой позиции происходит коррекция политики и международного поведения в отношении к международному праву и международным организациям. Для построения такого миропорядка необходимо внутреннее отречение от абсолютизма совести и моральных универсалий. Это - кредо исключительного гегемона, стремящегося оставаться на вершине глобальной властной пирамиды. Это превосходство оказывается несовместимым с признанием абсолютного цивилизационного смысла универсальных моральных принципов. Это и означает практическое отвержение принципа самосохранения человека и человечества. Философия возвышения человека как творца цивилизационной реальности, духовных и технических, архитектурных ценностей, творений литературы, поэзии - все это теряет абсолютный смысл.

Абсолютный смысл, как истина бытия, обретает сохранение повсюду возрастающего движения капитала, в том числе и в политике отношений с государствами современного мира.

Приоритет стоимостной выгоды в толковании истины в отношениях с международными субъектами современного мира отражает понимание превосходства, в реализации абсолютного смысла роста капитала в современной цивилизационной эволюции.

Если это возрастающее движение связано с массовым убийством людей, что происходит во время войн, то такое убийство может считаться не только допустимым, но, возможно, и желательным. Это та ситуация, которая затрагивает истину бытия человечества. Процесс осознания человечеством этой ситуации создает новые реалии цивилизационной эволюции. Цивилизационная эволюция заключает в себе потенциалы моральных взрывов, несущих глобальный смысл. Эта ситуация содержит потенциальную угрозу всеобщего сопротивления «новому» мировому порядку. Это под новым углом зрения представляет цивилизационную проблему коммуникаций.

Проблема коммуникаций - это проблема отношения и характера взаимодействия различных цивилизационных субъектов. Исторически эта проблема находит свое специфическое решение в формировании общепризнанных принципов отношений между народами, которые выступают в форме правил заключения договоров и правил ведения войны.

Двадцатый век внес в проблему коммуникаций качественное изменение. Оно было отчасти связано с нарастанием демографической проблемы, проблемы неравномерного роста населения в различных регионах мира и стремления развитых в научно-техническом, промышленном и военном отношении стран закрепить свои позиции в бывших колониальных регионах и разработать такие направления геополитики, которые могли создать длительную перспективу обеспечения развития, расширения территориальных возможностей и обеспечения доступа к энергетическим, сырьевым, водным и иным необходимым ресурсам. Поскольку эти зоны расширения влияния заняты населением, а также возникли национальные образования, которые являются опасными в конкурентном отношении, то возникает проблема дегуманизации политики коммуникации. Возникает проблема освобождения «жизненного пространства» для развития и процветания способных и достойных народов. Это цивилизационное видение глобальной реальности формирует направления и формы информационной политики, создающей идейную атмосферу для «комфортной» реализации геополитической стратегии отъема территорий. Речь шла, прежде всего, о России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В структурах глобальных коммуникаций принципиальное значение получает создание факторов, определяющих нужный от-

вет на вопрос «Кто Я», выдвигающий свои территориальные претензии: какой «Я» правый. И какой неправый тот, к кому эти претензии предъявляются. При этом в массированном информационном воздействии стала использоваться модифицированная техника унижения, которая целенаправленно разрабатывалась и использовалась практически в нацистской Германии наряду с разработкой соответствующих расистских доктрин, обосновывающих естественную «неполноценность» народов, нацистами разрабатывались и формы психологического воздействия на жертв расистской политической практики. Создавались такие реальные условия жизни для жертв расистской политики, в которых они сами приходили к выводу о своей «неполноценности».

В нацистских концентрационных лагерях для заключенных представителей «неполноценных» наций создавались невыносимые условия, в которых люди не могли использовать нормальные условия соблюдения гигиены, чистоты тела, так что формировалось презрение человека к самому себе. Такие условия в свое время создавались для оказавшихся в польском плену красноармейцев. Практика нарушения международных договоренностей о правах заключенных и военнопленных становилась составной частью геополитики, которая оказывала свое воздействие и на характер информационной войны.

Заключенные таких лагерей, как Освенцим, свидетельствовали о том, что, по сути дела, их приговаривали погибнуть в собственной грязи, утопить в экскрементах, чтобы внушить им отвращение к самим себе, растоптать их человеческое достоинство.

В современных условиях применяются методы формирования так называемой «фейковой» информации и организованного ее использования большим массивом средств информации с применением специфической «техники унижения».

Западные исследователи, такие как Габриэль Марсель, отмечали, что разработанная Геббельсом система пропаганды имела близкое родство с техникой унижения (см. [Скворцов, 2020, с. 412-413]).

Внедрение техники унижения в систему пропаганды определялось логикой утверждения идеи высшей расы, которая обретала статус «истины» в том случае, если другие народы обретут и признают свои качества «недочеловеков».

В современной информационной войне используется сходная техника. Применение таких понятий, как «изгои», превращает целые народы в субъектов, лишенных цивилизационного достоинства.

Приписываемые народам характеристики, лишающие их достоинства, открывают различные возможности их преследования. Они оцениваются с позиций превосходства, когда их ценность может считаться нулевой или отрицательной. Таким образом народы современного мира могут становиться лишенными какой-либо ценности. Возникает «черная дыра» ценностной оценки, которая превращает народы в виртуальное «ничтожество», обрекая их на глобальную изоляцию и экономическую деградацию.

Считается, что таким образом восстанавливается величие страны-гегемона, «очищается» ее путь, ведущий к вершине глобальной власти.

Парадокс ситуации заключается в том, что гегемон, расположившийся на вершине искусственно построенной глобальной пирамиды, стал духовно распадаться на глазах всего мира.

История гегемона оказалась историей рабовладения, выселения целых народов с их земель, историей создания фейковой истории собственного восхваления, замалчивания черных пятен своей истории.

Жертвы рабовладения, жертвы унижения восстают из небытия и представляют свой счет, который, как оказывается, никто не хочет оплатить.

В этом наглядно проявляется катастрофичность экспансии, свободной от абсолютности гуманного человеческого смысла. Сама по себе абстрактная экспансия не имеет человеческого смысла. Она может иметь позитивный или негативный смысл в контексте с реальной судьбой человечества. Субъект власти капитала ставит себя, свои цели в непосредственную зависимость от экспансии капитала как свою абсолютную зависимость, стоящую над своими зависимостями от человеческих связей во всем их многообразии. Они воспринимаются как мнимые перед абсолютным смыслом экспансии капитала, уходящей в бесконечность и не имеющей конечной цели. Эта абстрактность сущности капитала и есть проявление «черной дыры», которая может в своей потенциальности поглотить цивилизацию, если она стала для экспансии капитала «мнимой ценностью».

Хотя эта «мнимая ценность» является безусловной реальностью, как эволюционирующая действительность человеческой жизни, так и противоречивого вещного мира. XXI век - время становления человечества как цивилизационного субъекта. Вместе с тем это время потенциального морального восстания человечества, направленного на утверждение своего самосохранения.

Толчком к такому самосохранению можно считать атомные бомбы, которые Соединенные Штаты Америки сбросили на японские города Хиросиму и Нагасаки. Эта бомбардировка показала, что в руках человека появляется оружие, применение которого в ядерной войне может закончиться гибелью всего человечества. В этом негативном смысле общности своей судьбы человечество становится единым целым.

Человечество в своих межцивилизационных отношениях следует исторически сложившимся нравственным стереотипам. В этих стереотипах заложено самоуничтожение цивилизаций. Субъект цивилизации в своих геополитических ориентациях следует сложившимся императивам, требующим последовательной подготовки к цивилизационному столкновению в борьбе за достижение конечного господства. Объединенное человечество может дать адекватный ответ на проблему своего самосохранения. Но лишь в том случае, если оно осуществит свою нравственную переформатизацию. Моральный взрыв на Западе в скрытой форме явился реакцией на глубинные цивилизационные угрозы. Но он принял форму замены белого расизма черным расизмом, превратился в борьбу за новую расистскую власть взамен старой. Этот подход открывает дорогу к перманентной гражданской войне. Сегодня мир стоит на пороге глубинного цивилизационного, нравственного перевоплощения.

Первый исторический прорыв к такому перевоплощению затронул Россию. Он вылился в преодоление сословного строя и формирование морально-политического единства общества. Отношение к этой цивилизационной переформатизации со стороны отечественного капитала было неоднозначным. Получил резонанс пример Саввы Морозова, известного капиталиста, друга Максима Горького, финансировавшего работу Художественного театра, содействовавшего деятельности отечественных революционеров. Можно допустить, что в основе такой «странной» формы социального поведения лежал определенный нравственный мотив.

Может ли нравственный мотив оказать влияние на позиции современного финансового капитала?

Если финансовый капитал осознает реальную угрозу для собственного выживания, то его лидеры могут задуматься над внесением коррекции в свою цивилизационную стратегию.

Речь должна идти о соединении, казалось бы, несоединимого -экспансии капитала с самосохранением человечества и окружающей его среды. Это может стать той спасательной стратегией, которая откроет путь самосохранения капитала, укрепления его массового влияния. «Черная дыра» экспансии финансового капитала при этом подходе превращается в «доменную печь», в которой начинает выплавляться духовный металл морального превосходства как путь самосохранения человечества как единого цивилизационого субъекта, определяющего перспективу новой исторической эпохи.

Если США двинутся этим путем, то они снова станут великими, но в ином, моральном качестве. США становятся субъектом глобального морального подвига, влекущего за собой самоисчезновение цивилизационной «черной дыры». Если этого не происходит, то бесчеловечность власти капитала достигает критической точки.

Список литературы

Дигесты Юстиниана. - Москва : Наука, 1984. - 456 с.

Скворцов Л.В. Истина самосознания : гетеротопия смысла. - Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2020. - 496 с.

References1

Digesty Justiniana (1984). Moscow: Nauka.

Skvortsov, L.V. (2020). Istina samosoznanija: Geterotopija smysla. Saint-Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ.

1 Здесь и далее библиографические записи в References оформлены в стиле «American Psychological Association» (APA) 6th edition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.