Научная статья на тему 'Единство философии и философии права в обращении к идеалам гуманизма (на примере творчества Ф.М. Достоевского)'

Единство философии и философии права в обращении к идеалам гуманизма (на примере творчества Ф.М. Достоевского) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
философия / философия права / философия как вопрошание о мире / философия права об осмыслении права / гуманизм / благо / счастье человека. / philosophy / philosophy of law / philosophy as a question about the world / philosophy of law on the understanding of law / humanism / the good / human happiness.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Миллер В.И.

Философское знание и философия права начинаются с вопрошания о природе создания и существования мира и человека, о праве, как способе регламентации поведения человека в социуме. Философское знание выступает основанием для формирования философии права как области знания, исследующую сущность права и основные функции регламентации правовыми нормами поведения человека. Их объединяет забота о благе и счастье человека как важнейшей установки общественного развития. Они раскрывают свое проблемное содержание посредством категорий: долженствование и легальность. Философия и философия права характеризуются важнейшими общими онтологическими основаниями ориентированность на идеалы гуманизма, с целью гуманизации социокультурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Миллер В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The unity of philosophy and philosophy of law in the appeal to the ideals of humanism (on the example of the work of F.M. Dostoevsky)

Philosophical knowledge and philosophy of law begins with the questioning of the nature of the creation and existence of the world and man, the law as a way of regulating human behavior in society. Philosophical knowledge serves as the basis for the formation of philosophy of law as a field of knowledge that explores the essence of law and the basic functions of the regulation of human behavior by legal norms. They are united by the concern about the good and happiness of man as the most important setting of social development. They reveal their problem content by means of categories: duty and legality. Philosophy and philosophy of law are characterized by the most important common ontological foundations focus on the ideals of humanism, in order to humanize the sociocultural space.

Текст научной работы на тему «Единство философии и философии права в обращении к идеалам гуманизма (на примере творчества Ф.М. Достоевского)»

The unity of philosophy and philosophy of law in the appeal to the ideals of humanism (on the example of the work of F.M. Dostoevsky)

Miller Veronika Ivanovna, PhD of Philosophical sciences, Senior Lecturer, Surgut State Pedagogical University, Surgut

Philosophical knowledge and philosophy of law begins with the questioning of the nature of the creation and existence of the world and man, the law as a way of regulating human behavior in society. Philosophical knowledge serves as the basis for the formation of philosophy of law as a field of knowledge that explores the essence of law and the basic functions of the regulation of human behavior by legal norms. They are united by the concern about the good and happiness of man as the most important setting of social development. They reveal their problem content by means of categories: duty and legality. Philosophy and philosophy of law are characterized by the most important common ontological foundations - focus on the ideals of humanism, in order to humanize the sociocultural space.

Keywords: philosophy; philosophy of law; philosophy as a question about the world; philosophy of law on the understanding of law; humanism; the good; human happiness.

Цитировать: Миллер В.И. Единство философии и философии права в обращении к идеалам гуманизма (на примере творчества Ф.М. Достоевского) // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 190-194. EDN: JEZIPS. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.34

Миллер Вероника Ивановна, кандидат философских наук, старший преподаватель, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

Философское знание и философия права начинаются с вопрошания о природе создания и существования мира и человека, о праве, как способе регламентации поведения человека в социуме. Философское знание выступает основанием для формирования философии права как области знания, исследующую сущность права и основные функции регламентации правовыми нормами поведения человека. Их объединяет забота о благе и счастье человека как важнейшей установки общественного развития. Они раскрывают свое проблемное содержание посредством категорий: долженствование и легальность. Философия и философия права характеризуются важнейшими общими онтологическими основаниями – ориентированность на идеалы гуманизма, с целью гуманизации социокультурного пространства.

Ключевые слова: философия; философия права; философия как вопрошание о мире; философия права об осмыслении права; гуманизм; благо; счастье человека.

УДК 316.6

5.7.2

Миллер В.И.

Единство философии и философии права в обращении к идеалам гуманизма (на примере творчества Ф.М. Достоевского)

Когда мы обращаемся к проблеме анализа познавательных способностей человека, то обращает на себя внимание уникальная особенность удивляться всему окружающему миру и самому себе. Удивление и восторг от увиденного, обдуманного – все это завоевывает разум и чувства человека, который готов к следующему важному этапу в познании, а именно к вопрошанию. «По своему содержанию философствование представляет собой мировоззренческое вопрошание о мире и месте в нем человека» [2, 132]. Центральным ядром вопрошания становятся правильная постановка вопроса, а также поиск развернутой системы доказательства или опровержения изучаемого предмета. Этому качеству и этой культуре мышления необходимо «созреть» в сознании человека, этому необходимо обучаться в течение долгого времени. Способность к вопрошанию - это не столько постановка вопросов в раннем детстве, сколько зрелый акт критического и целостного мышления, способность разглядеть скрытые связи и механизмы, символичные образы и смыслы. Само вопрошание есть не столько «красота вопроса», сколько бесконечный поиск вариантов единственно верного ответа в череде ошибок и заблуждений.

На протяжении длительного развития философское знание начиналось с искусства вопрошания, которое включало, начиная с Сократа, постановку следующего вопроса как некое уточнение к предыдущему. Формулировка ответа представляла собой длительный поиск, подобно тому, как вынашивается и рождается ребенок в муках и радости. Ответ – это рождение мысли, нахождение верного пути к абсолютной истине. Стремление к познанию истины обусловило развитие философии в разных направлениях, одним из которых стала философия права, не утратившая онтологических и гносеологических связей с философским знанием. И если философия есть вопрошание о мире и человеке, а также месте человека в этом сложном мире, то философия права есть теоретический поиск оснований феномена «право», а также механизмов реализации правовых норм в социокультурную практику.

Философия и философия права характеризуются важнейшими общими онтологическими основаниями. И самое главное, это их ориентированность на идеалы гуманизма. Так, неразрывная связь философского и философско-правового знаний может быть продемонстрировала на примере творчества писателя-философа Ф.М. Достоевского. Оценивая философско-литературное наследие, П.И. Новгородцев писал, что «в произведениях Достоевского мы находим отчетливейшее выражение русского мировоззрения, у него мы находим и глубочайшие основы русской философии права» [10, 510].

Что же определяет синтез философии и философии права в творчестве русского писателя? Во-первых, это человеколюбие и вера в человеческое достоинство, неиссякаемая надежда на духовное возрождение даже падшего человека. Все это есть гуманизм критический и объективный, когда герой говорит о себе: «Я злой человек. Непривлекательный я человек» [3, 5]. Осознание тождественности зла и отсутствие красоты как одно из сокровенных откровений героя, побуждает человека к нравственному перерождению. Гуманизм, по Достоевскому, деятельный, преображающий, осуществляется посредством духовного прозрения. Все это важнейшее качество и условие в понимании природы гуманизма, который «призывает человека к деятельности, признавая его ценность по результатам его труда и выбранных самим человеком действий. Гуманизм «приучает и научает» человека быть деятельным по отношению к Добру, Долгу, Совести» [4, 676].

Второе, это ряд общий требований, которые предъявляются человеку и обществу в целом, с целью гуманизации культурного пространства. Если рассматривать гуманизм как заботу о благе человека, то необходимо «создание и поддержание такой социокультурной среды, в которой человек реализуем как «слышащий глас бытия», в которой человек не лишен свободы выбора и осознания ответственности за свои действия. Но все это неизбежно предполагает наличие в мире зла и страдания, хотя бы в силу непредопределенности человека» [8, 126]. Понятие свободы для философии выступает одним из самых значимых в исследовании природы человека и его смысла существования. Свобода неразрывным образом связана с понятием выбора. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» один из узнаваемых вопросов Родиона Раскольникова. В самой формулировке заключена ситуация выбора между покорностью и бунтом, между следованием традициям и инновационными веяниями. Герой произведения «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского подчеркивал собственную тождественность со сверхчеловеком, обладающим правом уничтожать зло в лице старушки процентщицы. По замыслу Раскольникова, на украденные деньги он завершит обучение и будет приносить пользу обществу. Но замысел уничтожения зла порождает преступление, а его логической развязкой становится наказание. Это не только внешнее правовое осуждение и ограничение свободы, это внутреннее покаяние и переосмысление своего места и роли в обществе.

В-третьих, если следовать формуле «свобода от… и свобода для…», то свобода одними людьми понимается как «снятие общественных ограничений», которые подавляют индивидуальные желания и потребности; другими – свобода характеризуется как необходимое условие для духовного роста и личностного развития. Однако большинство людей не нуждаются в свободе, осуществляя «бегство от свободы», по Э. Фромму. Это происходит в силу сознательного отказа от высокой степени ответственности, которая является обратной стороной свободы. «Сегодня мы видим, что западный мир, превращает «человека разумного» в «человека потребляющего», через атеистический (гуманистический) взгляд на права человека, навязывает вседозволенность в личной жизни и неуемный гедонизм как принцип бытия» [11, 77]. Культура потребления заменяет собой смысложизненные поиски, а «вопрошание» человека сводится к удовлетворению расширяющихся потребностей. Стремление к обладанию вещами вытесняет человечность, взращивая агрессию и насилие. Ценность человека уже не оценивается как созидателя и изобретателя, общество оценивает индивидов как «приобретателей». «То есть, кто ничего не имеет, тот ничего собой не представляет (тот и не существует)» [14, 4]. В произведениях русского классика есть много персонажей ничего не имеющих, но осуществляющих заботу о близких и нуждающихся людях. Так, Сонечка Мармеладова, в заботе о других, себя соотносит с продаваемой вещью, но сохраняет святые чувства – веру и любовь в человека! Она способна сопереживать горестям других людей, за что каторжники назвали ее «мать наша, нежная, болезная». Она собой олицетворила свет гуманного отношения к людям, тяжелейшие жизненные испытания не затронули ее сердца, не ожесточили, не свели к соблазнам обладания. Ее существование есть самопожертвование во благо других, но при этом любовь и милосердие оставались неиссякаемыми. В этом источнике гуманности наблюдается «формирование духовной личности, признающей высшие внематериальные ценности, опирающейся на религиозные или этические идеалы, признающей высшую ответственность за пределами земного бытия» [11, 77].

Каким значением характеризуется термин «свобода» для философии права? Идея свободы лежит как в основе сложившейся системы права, так и напрямую зависит от сформированного понимания свободы в том или ином обществе. На понимание правового смысла свободы оказывают влияние уровень культуры, политическая и экономическая ситуация, то или иное религиозное учение. Так, в православной традиции свобода расценивается как особый дар, как Божественная милость для человека. С правовой и религиозной точки зрения, свобода позволяет осуществлять выбор между регламентируемой нормой и отступлением от нее, между добром и злом. В постановке и реализации цели важным является различение пути к должному или недопустимому, без этого воля человека не будет автономна. «У человека нет выбора, ему вменяется в обязанность добродетель (как моральная твердость)» [6, 439]. В понимании добродетельности важную роль играют принципы и нормы морали, которые формируют определенные модели нравственного поведения. Каждый человек демонстрирует своим поведением осуществленный ранее выбор следовать по пути добра или зла. Целостность существования норм права и морали характеризуется как некие формы оценочного мышления, что направлено на ситуацию критичной и целостной ориентированности в системе социальных отношений. Данные формы направлены на то, чтобы грамотно сформировать иерархию ценностных отношений, установить наиболее значимые приоритеты. Мораль и нравственность должны формировать в человеческом сознании установки различения нравственного от безнравственного, морального от аморального. Мораль и нравственность характеризуются как содержание различения добра и зла, а право есть легитимная форма этого различения. «Право является не формой процесса различения добра и зла (другими словами, оно не является формой свободы), а является формой самого различения добра и зла» [9, 43].

В-четвертых, содержание и форма оценивания напрямую связаны с практическим человеколюбием, «максима благоволения (практическое человеколюбие) – долг всех людей друг перед другом (все равно, считают их достойными любви или нет) согласно этическому закону совершенства» [6, 496]. Герои Ф.М. Достоевского проявляли добродетель, твердость и осознавали долг перед собой и обществом. Отступление от долга и совершение преступления должно было быть искуплено наказанием. В романе Р. Раскольников искупает свою вину дважды: за совершенное преступление он отбывает наказание, назначенное приговором суда, и другое, искупление своей вины перед Богом и людьми. От неверия в Бога и стремления изменить окружающий мир на более разумный и справедливый, герой приходит к осознанию значения религии в своей жизни.

Выбор названия романа Ф.М. Достоевского созвучен тематике произведения итальянского гуманиста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». В сочинениях феномены «преступление» и «наказание» представлены как взаимообусловленные, подчеркивающие причинно-следственные отношения между ними. «Общая польза требует, чтобы преступления не совершались, и в особенности – чтобы не совершались преступления, наиболее вредные для общества. Поэтому препятствия, сдерживающие людей от преступлений, должны быть тем сильнее, чем важнее нарушаемое благо и чем сильнее побуждения к совершению преступлений. Следовательно, должна быть соразмерность между преступлениями и наказаниями» [1, 95].

Между долженствованием и легальностью прослеживается тесная связь как между общими категориями философии и философия права. Если осмысление роли и значения долга мы рассмотрели ранее, как необходимое условие для гуманизации общества, то законность выступает сдерживающим фактором для предотвращения преступлений. Законы являются условиями единения общества, сдерживающим началом противостояния интересов различных общественных сил. Герой романа совершает преступление против светских законов и религиозных заповедей. Опасаясь быть пойманным, герой романа большие муки испытывает от угрызения совести, в бреду заново проживает события совершенного преступления. Все причины, которые он ранее выдвигал как оправдывающие акт совершения преступления, становятся ничтожными. Но насколько преступление Р. Раскольникова было вынужденным? Крайняя бедность в этом случае может ли выступать смягчающим обстоятельством. Бедность, голод, отчаяние подталкивали героя к совершению преступления, и в этом случае, общество должно разделить часть вины за совершенное преступление? «Согласно правовым взглядам Аристотеля, если преступление совершалось при указанных обстоятельствах, наказание назначалось более мягким, либо не назначалось вовсе» [5, 91-92]. Здесь следует помнить о существовании кардинального отличия морально-нравственных установок от правовых норм. Например, установки морали и нравственности чаще оформляются в форме совета или рекомендации, если речь идет о правовых нормах, то эти требования формулируются как обязательные, и контролируются соответствующими органами власти. Но при этом, оценивая содержание права необходимо отметить, что долженствование не является основой в содержании и критерием его действенности. «Главное заключается в уси-лиях, которые общество прилагает к тому, чтобы законодательные предписания реализовывались на практике» [7, 349]. Существует мнение, что «закон лучше всего понимать как «ветвь» нравственности или справедливости и что его соответствие (congruence) принципам нравственности или справедливости является его «сущностью» скорее, нежели то, что он содержит в себе приказы и угрозы» [15, 16]. А право необходимо рассматривать как явление, которое вбирает в себя все многообразие проявлений общественной жизни, отражая как в зеркале все новейшие тенденции. «Право как явление социального мира едино, но как сфера духовной жизни человека неоднородно». [13, 20]. Такое многообразие оценок морали, нравственности и права свидетельствует о том, что между ними есть общие черты. «Данное соотношение можно характеризовать как взаимность, более того имеет место взаимопроникновение» [12, 77]. Например, в следующих позициях:

- направленность на гуманизацию мира и человека;

- единство в культивировании принципов добра и справедливости;

- позиционирование свободной воли и всей полноты ответственности, которая лежит на человеке за результаты своего действия или бездействия. Именно такими предстают герои Ф.М. Достоевского, ищущими, ошибающимися, «скатывающимися на дно негуманизма и жестокости», но находящими силы обрести истинный путь к Добру и Красоте, Миру и Справедливости.

Литература:

1. Беккариа Ч. Б42 О преступлениях и наказаниях / сост. и предисл. B.C. Обнинского. - М.: ИНФРА-М, 2004. - VI, 184 с. - (Библиотека криминолога).

2. Бурханов Р.А. Философствование как вопрошание о бытии? // КАNT. - 2021. - №4 (41). - С. 131-135.

3. Достоевский Ф.М. Записки из подполья. - М.: RUGRAM, 2018. - 300 с.

4. Думинская М.В., Миллер В.М. К вопросу о формировании гуманистических ценностей в современных социокультурных реалиях // Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований: сб. материалов Всероссийской научно-практической конф. (с международным участием). - Оренбург, 2022. - С.675-680.

5. Калашникова Е.Б., Тимохина М.И. О преступлениях и наказаниях через призму истории политических и правовых учений // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. - №10-3. - Pp. 91-93. doi:10.24411/2500-1000-2020-11170

6. Кант И. Сочинения. - М.: Чоро, 1994. - Т. 6. – 613 с.

7. Керимов Д. А. Методология познания. - М.: Аванта +, 2001. – 559 с.

8. Константинов Д.В. Любовь к человеку на грани насилия: можно ли сделать человека счастливым? // КАNT. - 2022. - №4(45). - С. 122-126.

9. Масленников Д.В. Право как форма различения добра и зла // Юридическая мысль. - 2015. - № 6. - С. 42 – 47.

10. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // История философии права : монография / Альбов А.П., Баранов В.М., Идрисов З.Ш., Масленников Д.В., Пешков А.И., Ревнова М.Б., Сальников В.П., Сальников М.В., Сотникова Н.Н., Чеговадзе Л.А.; отв. ред.: А.П. Альбов, Д.В. Масленников, В.П. Сальников. - СПб. : Юридический институт (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 1998. - С. 506-521.

11. Сальников В.П., Масленников Д.В. Философия права Ф.М. Достоевского как источник развития теории российского государства и права // Проблема статуса современной России: историко-правовой аспект: сб. ст. Всероссийской научной конференции: в 2-х ч. - Часть 1. - 2018. - С. 72-79.

12. Сорокина Ю.В. Соотношение права и морали в современной философии права // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2020. - № 3 (42). - С. 75-96.

13. Фролова Е.А. Методологический плюрализм правопонимания: проблемы теории и философии права // Правосудие. - 2021. - Т. 3. - № 3. - С. 17-32.

14. Фромм Э. Иметь или быть? / пер. с анг. Э.М. Телятниковой. - М.: АСТ, 2022. - 320 с.

15. Харт Г. Понятие права. Пер. с анг.; под общ.ред. Е.В. Афосина и С.В. Моисеева. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – 302 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.