Научная статья на тему 'Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ КАК ФИЛОСОФ ПРАВА. РЕЦЕНЗИЯ-РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО ПОВОДУ МОНОГРАФИИ: А.И. БАСТРЫКИН, Р.Ф.ИСМАГИЛОВ, В.П.САЛЬНИКОВ «ИДЕЯ ДОБРА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»'

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ КАК ФИЛОСОФ ПРАВА. РЕЦЕНЗИЯ-РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО ПОВОДУ МОНОГРАФИИ: А.И. БАСТРЫКИН, Р.Ф.ИСМАГИЛОВ, В.П.САЛЬНИКОВ «ИДЕЯ ДОБРА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ ПРАВА» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
75
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф.М. Достоевский / философия права / добро и зло / гуманизм / русская идея

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Захарцев С.И., Коваленко В.И., Старовойтова О.Э.

Представлена рецензия на монографию А.И. Бастрыкина, Р.Ф.Исмагилова и В.П.Сальников «Идея добра в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права». Отмечается, что в своей монографии авторы проводят серьезный анализ творчества писателя, его философских взглядов, .высказывают идеи гуманизма, добра, справедливости, связанные с идеями Ф.М. Достоевского, раскрывают малоизученные факты, повлиявшие на творчество выдающегося писателя и философа права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Захарцев С.И., Коваленко В.И., Старовойтова О.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ КАК ФИЛОСОФ ПРАВА. РЕЦЕНЗИЯ-РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО ПОВОДУ МОНОГРАФИИ: А.И. БАСТРЫКИН, Р.Ф.ИСМАГИЛОВ, В.П.САЛЬНИКОВ «ИДЕЯ ДОБРА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-363-370 ЗАХАРЦЕВ Сергей Иванович,

NIION: 2018-0076-10/22-1082 профессор Санкт-Петербургского военного

MOSURED: 77/27-023-2022-10-1280 ордена Жукова института войск

национальной гвардии Российской Федерации, доктор юридических наук (г. Санкт-Петербург, Россия),

e-mail: zakhartsev2306@mail.ru

КОВАЛЕНКО Вера Ивановна,

профессор Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент (г. Санкт-Петербург, Россия),

е-mail: mail@law-books.ru

СТАРОВОЙТОВА Ольга Эдуардовна,

профессор Ленинградского (областного) государственного университета им. А. С. Пушкина, доктор юридических наук, член-корреспондент РАЕН (г. Санкт-Петербург, Россия),

e-mail: olgst4r@yandex.ru

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ КАК ФИЛОСОФ ПРАВА. РЕЦЕНЗИЯ-РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО ПОВОДУ МОНОГРАФИИ: А.И. БАСТРЫКИН, Р.Ф.ИСМАГИЛОВ, В.П.САЛЬНИКОВ «ИДЕЯ ДОБРА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»

Аннотация. Представлена рецензия на монографию А.И. Бастрыкина, Р.Ф.Исмагилова и В.П.Сальников «Идея добра в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права». Отмечается, что в своей монографии авторы проводят серьезный анализ творчества писателя, его философских взглядов, .высказывают идеи гуманизма, добра, справедливости, связанные с идеями Ф.М. Достоевского, раскрывают малоизученные факты, повлиявшие на творчество выдающегося писателя и философа права.

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский; философия права; добро и зло; гуманизм; русская идея.

ZAKHARTSEV Sergey Ivanovich,

Professor of the St. Petersburg Military Order Zhukov Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, Doctor of Law (Saint Petersburg, Russia)

KOVALENKO Vera Ivanovna,

Professor of the St. Petersburg Military Order Zhukov Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, Doctor of Law, Associate Professor (Saint Petersburg, Russia)

STAROVOITOVA Olga Eduardovna,

professor of Leningrad (regional) state Pushkin University, Doctor of Law, Corresponding Member of RAEN (Saint Petersburg, Russia)

F.M. DOSTOYEVSKY AS A PHILOSOPHER OF LAW. REVIEW-

REFLECTION ON THE MONOGRAPH: A.I. BASTRYKIN, R.F. ISMAGILOV, V.P. SALNIKOV "THE IDEA OF GOODNESS IN THE WORKS OF F.M. DOSTOEVSKY AND ITS INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF THE PHILOSOPHY OF LAW"

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Annotation. A review of the monograph by A.I. Bastrykina, R.F. Ismagilov and V.P. Salnikov "The idea of goodness in the works of F.M. Dostoevsky and its influence on the development of the philosophy of law. It is noted that in their monograph, the authors conduct a serious analysis of the writer's work, his philosophical views, express the ideas of humanism, goodness, justice associated with the ideas of F.M. Dostoevsky, reveal little-studied facts that influenced the work of an outstanding writer and philosopher of law.

Key words: F.M. Dostoevsky; philosophy of law; good and evil; humanism; Russian idea.

Представленная монография, на наш взгляд, является фундаментальным трудом, раскрывающим неизученные аспекты творчества Ф.М.Достоевского [3].

Роль творчества Достоевского в мировой культуре весьма значима, поэтому философ-ско-правовое исследование его идей имеет положительное значение не только в современных условиях, но и для будущего, так как Достоевский предвидел многие тенденции глубоких изменений человека в ХХ и XXI веках. В данном контексте писатель ещё в XIX веке предельно остро выразил глубокий кризис человеческого существования, предвосхитил процесс потери индивидом бытийного самопонимания, отчуждения личности от своего собственного, настоящего Я. Без преувеличения, творчеству Достоевского можно дать определение философско-правовой образной системы, воплощающей в себе идеи русской культуры. Основная проблема в произведениях автора - преступление, но сама по себе она не имеет особой важности, тогда как на первое место выходит проблема личности, ее психологический портрет, проблема мирового устройства, добра, божественности, и, это наиболее важные критерии. Вообще преступление, судя по его произведениям, рассматривается, как проблема социума, в основе которого лежат такие насущные проблемы, как бедность, неравенство, как социальное, так и политическое, насилие и т.д.

А вот вопросы добра и зла, на наш взгляд, это уже проблема психологическая, связанная с философией личности.

Преподобный Серафим Саровский говорил каждому человеку: «Радость моя!».

Эти простые, но таинственные слова выражают саму суть гуманности (человечности), ибо человек человеку не волк и не враг, а свет и радость. В основе этого света и радости лежит доброта, без которой невозможна культура, в том числе и правовая. Добро несет людям благую весть о воссоединении. Когда добро льется через человеческое сердце, тогда невыносимый раздор среди людей начинает стихать.

Гуманизм есть признание разнообразия. Люди непохожи друг на друга, имеют свои достоинства и недостатки. Нельзя же, в самом деле, всех сделать одинаково красивыми и гениальными. Но есть средство, благодаря которому всех

можно сделать оглупленными и обездоленными. Французская революция, по словам И.А. Ильина, научила и передала по наследству человечеству вредный предрассудок, будто люди от рождения или от природы «равны», и вследствие этого с ними надо обходиться «одинаково». Всеобщая бездуховность, «одинаковость» противоестественны человеческой природе. «Равенство» не является естественным началом. Его навязывание означало бы объявление войны самой человеческой свободе. Гюстав Флобер говорил, что если свести равенство до степени уравнительности, то это будет равнозначно рабству.

Существует вечное противоречие между формальным равенством и действительным неравенством. Строгое соблюдение формального равенства может привести к усугублению действительного неравенства, полное же искоренение неравенства означает восстание против человеческой природы.

«Неравенство среди людей неизбежно, -замечал Блез Паскаль, - в этом никто не сомневается, но стоит его открыто признать - и уже распахнуты двери не только для сильной власти, но и для нестерпимой тирании» [21, стр. 82].

В этих рассуждениях хотелось бы пойти дальше и признать не только «различия» между людьми, но и противоречивость внутри каждого человека. Каждый из нас в отдельности одновременно глуп и умен, спокоен и несдержан, страстен и расчетлив. Как замечал русский юрист, дураки -часто весьма продуктивные ребята. Поэтому требования изгнать из нашей жизни глупость есть ничто иное как разновидность глупости. Глупость пребывает в каждом заурядном человеке. Право на глупость, если хотите, есть естественное право человека. Во всяком случае, основатели компре-хендной концепции права придерживаются именно такого подхода к его пониманию [9; 10; 11; 12].

Но терпеть глупость можно лишь в том случае, когда она касается личной жизни дурака. Если же она навязывается коллективу людей -это противоречит другим естественным правам человека, например, праву на талант, одаренность. Поэтому оставим Богу богово, а Кесарю кесарево. Каждый из нас совершает глупость, если выходит за рамки умственных способностей. Умственные же способности людей различны. На

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

этом основании следует заметить, что глупость индивидуальна, а не всеобщна. И в этом смысле гуманизм проявляется в праве человека на индивидуальность.

Поскольку каждый человек индивидуален, единственен в своем роде, нужно чаще обращаться к своей совести, которая не является ни нормой, ни законом. Она индивидуальна. Совесть созидает и укрепляет духовно-личное начало в человеке. Человеческая совесть не может мириться с унижением других людей. Совесть не позволит наслаждаться достатком в то время, как тебя окружают нуждающиеся и обездоленные. Отсутствие совести ведет к одичанию. Что пользы человеку приобрести весь мир, а душу свою потерять? Именно к такой интерпретации творчества Ф.М. Достоевского приходят авторы рецензируемой книги, исследуя его творчество.

Гуманизм означает любовь и уважение к человеку, его имени, достоинству, его здоровью и жизни. Антиподом гуманизма является ненависть. Почему у многих милосердие, гуманизм до сегодняшнего дня не являются всеобщими и осознанными до конца ценностями?

Потому что ненависть и травля человека долгое время практиковались и созревали в сознании и образе жизни людей. По словам И.А. Ильина, гражданская война - это взрыв ненависти, за которым следует всеобщий пожар. «Вряд ли существует большее злодейство против своего Отечества, чем развязывание гражданской войны. А кто не хочет учиться на чужом примере, тот пусть хотя бы представит, какую личную ответственность он будет нести. Здесь существуют три упреждающих задачи: нельзя допускать, чтобы в народе накапливалась социальная ненависть; нельзя, чтобы она перерастала в отчаяние; нельзя, чтобы отчаяние приводило к развязыванию гражданской войны» [18, стр. 144]. Классовая борьба - это замаскированная гражданская война. Это время всеобщего предательства и грубого сведения счетов.

Интересно, что творчество Ф.М.Достоевского прямо или косвенно дает нам представление о рассмотренных выше проблемах человека [5; 6; 7].

Ф.М.Достоевский, показывают авторы рецензируемой книги, вывел определение русской идеи, состоящее из совокупности понятий, которые выражали историческое своеобразие и особое призвание народа. Ключевой темой философии Достоевского можно считать гуманизм. Писатель считал, что человек сам по себе является высшей ценностью. Примечательно, что он выделял индивидуума, а не общество или социальную группу, главным, Федор Михайлович, счи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

тал человека. Изучению сущности людей он посвящал немало времени [1; 23].

Всеобщая уравнительность опасна своим конформизмом. Девиз «все как у людей» становится путеводной звездой социальной одинаковости, стимулом жизни обывателей. Эта одинаковость становится не только образом мышления, но и моды, увлечений, стилем всей жизни.

Такое общество отталкивает умных людей своим принципом, равенства притязаний при неравенстве способностей, а, следовательно, и заслуг. Это общество готово принять любые достоинства, кроме умственных; эти последние -«контрабанда», или как выражались наши недавние «кумиры», - «идеи, которые нам постоянно подкидывают со стороны».

Известный немецкий философ Артур Шопенгауэр писал, что «общество возлагает на нас обязанность бесконечного терпения к глупости, извращенности и безумию; напротив, личные достоинства должны вымаливать себе пощаду или же прятаться, ибо умственное превосходство оскорбительно уже в силу своего существования... Поэтому умные речи и замечания имеют смысл лишь в умном обществе; в обычном же их прямо-таки ненавидят: чтобы понравиться в таком обществе, надо быть пошлым и ограниченным <...> нужно сравняться с другими».

Внутренняя пустота и отвращение к самим себе гонят нас в такое общество. Беспросветное однообразие собственной личности невыносимо.

Известно, что несчастье легче переносятся сообща; к несчастьям же люди причисляют и скуку, а потому они и сходятся, чтобы скучать вместе. В определенной мере Шопенгауэр был прав, когда говорил, что общительность людей не есть прирожденный инстинкт, она покоится не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством. Между тем одиночество, утверждал он, удел всех выдающихся умов.

Живя же в обществе, не следует отворачиваться от той или иной индивидуальности, раз она определена и дана природой, какой бы великой, дурной или смешной она ни была. К такому выводу приходишь, читая рецензируемую книгу. Никто не может изменить своей индивидуальности - своего характера, ума, темперамента, внешнего облика. Живя с людьми, необходимо признавать каждого, считаться с его индивидуальностью, какова бы она ни была.

Таким образом, индивидуальность - это антипод одинаковости, которая неестественна для всего живого и тем более для человека. В условиях одинаковости может быть воспитан лишь духовный раб. Естественным же правом человека является его право на индивидуальность.

Не все ученые согласны с тем, что Достоевский был философом. В советское время труды писателя мало изучались в подобном ключе. Зигмунд Фрейд полагал, что Федор Михайлович в своих книгах воспевает зло и поддерживает темные начала человеческой сущности. Эту идею разделял иЛ. Шестов. М.М. Бахтин отрицал такое рассмотрение произведений писателя. По его мнению, романы Федора Михайловича стали в равной мере отражением доброго и злого начала. Главное в трудах Достоевского то, что индивид наделен внутренней свободой. Именно она вынуждает его поступать правильно или неправильно. Русский философ Маслин также защищал творчество писателя. Он был уверен, что труды Федора Михайловича не могут стать пессимистичными и депрессивными, ведь автор рассказывал также о сострадании, жалости, смирении. В. В. Зеньковский еще в середине XX века признался: постичь до конца идеи писателя не представляется возможным.

А.И. Бастрыкин, РФ. Исмагилов и В.П. Сальников показывают: прогресс и преступление, прогресс и зло как нераздельное единство, как единство противоположностей, зло как обязательный принцип прогресса, зло как допускаемая черта реформатора - эти принципы - объект философского размышления Достоевского. И один из важнейших его выводов: попытка жить по законам рациональности не освобождает человека от необходимости подчиняться силе нравственных устоев человека и общества. Нравственны или безнравственны всегда конкретные люди, а не общество, то есть нравственная атмосфера общества определяется тем, что есть в душах людей. Ложна идея, разделяющая людей на обычных и необычных (которым позволено все). Ложна идея, противопоставляющая цель и средства ее достижения, то есть благородная цель и любые средства ее достижения.

Достоевский показывает, как страшна для человечества ложная идея, как социально опасно основанное на ней человеческое поведение. И, следовательно, какой предельной ответственности требует все рассуждение о социальном идеале.

Но не только к целой серии исторически значимых отрицаний пришел Достоевский, полагают авторы рецензируемой книги. Он отчетливо увидел ту точку опоры в человеческом существовании, которая для него будет впоследствии приобретать все большую важность - это Добро. В нем красота человеческой души, вне добра и красоты невозможно постижение истины Бытия. Достоевский начинает по-новому смотреть на добро: он видит в нем не только его беззащитность, но и жизненную силу. Он начинает рассматривать его

как единственную действительную и действенную силу и основу прогресса, его главное проявление. Носители добра становятся в его творчестве людьми, влияющими на ход исторических событий.

Добро как реальная сила не может насаждаться искусственно, насильственно, оно может быть только результатом собственных исканий и убеждений человека, выступая и существуя как внутренний идеал [2; 8; 16].

В своей работе авторы нередко упоминают высказывания русских юристов, в частности П.И. Новгородцева, который отмечал, что творчество Ф.М.Достоевского формирует своеобразные элементы философии права.

В своей монографии уважаемые авторы затрагивают вопросы, волнующие не одно поколение ученых, философов. Опираясь на свой жизненный опыт, авторы работы высказывают идеи гуманизма, добра, справедливости, связанные с идеями Ф.М.Достоевского, как достаточно яркого представителя традиционного общества, который просто не мог представить себе личность, полностью утратившую органическую связь с обществом. В традиционном обществе она есть средоточие многих надиндивидуальных связей. В этом и заключается главное отличие творчества Достоевского и философских систем.

Во второй главе проведен серьезный анализ творчества Ф.М.Достоевского, его философских взглядов в свете реформаторских преобразований 1864 года [13; 20; 25]. Авторы раскрывают малоизученные факты повлиявшие на творчество Ф.М.Достоевского, проводя параллель между государственными преобразованиями и его произведениями. Так, в произведении «Преступление и наказание», написанном после проведения судебной реформы, в самом тексте автора указывается на законодательство до реформы и после, это существенный факт, т.к. в дореформаторский период наказание могло быть смягчено, поскольку преступник «барин», а вот после преобразования на сословия суд внимание уже не обращал. И это не единственный пример.

Авторы монографии показывают, что творчество Ф.М.Достоевского неоднозначно, поскольку затрагивает вопросы не только нравственного, политического, социального характера, но и вопросы связанные с психологией личности.

Это можно проследить на примере Расколь-никова. Если вникнуть в глубинный смысл этого произведения, то сам Раскольников — это собирательный образ, который представляет собой определенную прослойку населения, психологически неуравновешенную, живущую в вечной тревоге, недовольстве. А старуха-процентщица некое олицетворение обеспеченной части общества. И

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

нужно понимать, что это не только внутренний конфликт Раскольникова, это его конфликт с тем обществом в котором он живет. Хотя вся парадоксальность заключается в том, что общество с ним не конфликтует до тех пор, пока он не совершает преступление. Это личностные психологические проблемы, заключающиеся в том, что, совершая преступление, происходит подмена понятий, и, вместо того, чтобы найти причину в себе самом, Раскольников устраняет причину его терзаний о несправедливости мира, т.е. старуху-процентщицу. Преступность деяний — это всегда внутреннее отражение человека, его психического состояния. Это скорее вопросы нравственности.

В науке о праве большое внимание уделяется нравственно-правовым принципам, лежащими в основе регулирования общественных отношений. Нужно подчеркнуть, что естественно-правовые взгляды на право существенно отличались от иных трактовок, утверждали новый подход к пониманию права. По словам Б.И. Кистяков-ского (1862-1920 гг.), ошибка русской интеллигенции заключалась в том, что она воспринимала право не как правовое убеждение, а как принудительное правило. Право, на наш взгляд, не следует отождествлять с волей - это ведет к грубому материализму и психологизму в его оценке. Право стоит ближе к нравственности. Это, как считал П.И. Новгородцев, «минимум нравственности». Право - это тот минимум, без которого не существуют нравы. Это ориентир нравственности. Право как справедливость имеет отношение к познанию закономерностей и постулатов, среди которых важнейшим является «право как жизнь» (не убий). Заметим, что в ряде государств это право признается за человеком не с момента его рождения, а с момента зачатия, и там аборты запрещены. Такой подход гуманен. Он, в свою очередь, обусловливает необходимость пересмотра наших теоретических положений и юридической практики по вопросу возникновения и прекращения правоспособности.

Степень цивилизованности государства определяется уровнем познания его гражданами естественных прав человека и закрепления этих прав в законодательстве. Следует сказать, что эти права и свободы нельзя трактовать в абсолютном смысле, как набор дозволений и неограниченного волюнтаризма в поведении. Напротив, каждому праву должна корреспондировать естественная обязанность, выраженная в форме непосягательства на права других лиц.

Естественное право как предмет философии права принадлежит к числу самых древних категорий правовой науки. Издавна оно противопоставлялось позитивному праву. Уже в трагедии Софокла «Антигона» изображались жизненные

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

конфликты героев, нарушавших закон, писанный ради закона неписанного. Под источниками естественного права понимается все то, что дает жизнь праву. В этом смысле известные христианские заповеди, могут рассматриваться как источники естественного права. Знание и вера должны дополнять друг друга. Доступ к восприятию материального мира открывает чувственный опыт (зрение, слух, осязание и т.д.). Но помимо чувственного опыта человеку дан еще и нечувственный (духовные переживания). Этот внутренний духовный опыт и есть источник, истинная область веры, духовной и правовой культуры.

Распад культуры (в том числе и правовой) начинается с того момента, когда предают забвению ее творцов. Уважение к минувшему, по меткому выражению А.С. Пушкина, является чертой, отличающей образованность от дикости. Известно, что еще граждане Рима ставили изображения предков в вестибюлях своих домов, выражая этим свое почтение к ним. Остается лишь удивляться той легкости, с которой мы расстались со своими выдающимися предшественниками.

Мы плохо знакомы с творчеством князя Евгения Трубецкого, правовые идеи которого, заметим, в западноевропейской литературе относят к достижениям человеческого гения. Мы забыли о родоначальнике возрожденного естественного права в Европе П.И. Новгородцеве, имя которого способно вызывать в человеческой душе одно из самых лучших исторических воспоминаний; знакомство с трудами которого окрыляет, способствует к духовному полету. Мы изгнали своих кумиров и очистили свою память. Мы не помним своего прошлого. И поистине, из ничего ничего и не возникает. Кризис нашего правосознания произошел не вчера и не сегодня. Истоки болезни следует искать гораздо раньше.

Однако всему свое время, и «время всякой вещи под небом». Как сказано в Книге Экклезиаста: время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время разбрасывать камни, и время собирать камни.

К сожалению, слишком много и слишком далеко разбросали мы наши камни. Их надо собрать. Нужно вернуть в наше сознание те правовые идеи и понятия, которые составляют фундамент всего естественного права. Нам нужно вернуть те труды и архивы выдающихся представителей отечественной юриспруденции, которые разбросаны во всех концах нашей планеты. Не приходится удивляться, что книга о Б.А. Кистяков-ском написана профессором Нью-Йоркского университета С. Хойман, а ее студенты знают о русских юристах больше, чем наши. Приходится лишь сожалеть, что богатейший архив П.И. Новго-

родцева до сих пор находится в Пражском университете, а труды, написанные в Варшаве бывшим руководителем кафедры теории права Петербургского университета Л.И. Петражицким, неизвестны нашему читателю. И очень хорошо, что о Ф.М. Достоевском как философе права пишут не иностранные, а наши отечественные мыслители А.И. Бастрыкин, Р.Ф.Исмагилов, В.П.Сальников, в том числе и в зарубежных издательствах [4; 14; 15; 17; 19; 22; 24; 26].

Сегодня мы все являемся свидетелями большого шума вокруг различных финансовых, политических и социальных потрясений и при это ожидаем какого-то чуда.

Но специфика чуда состоит именно в том, что его никто не ждет. Оно приходит как неосознанный результат праведной жизни, одухотворенной идеями добра и справедливости. И как правильно заметил Ницше, не вокруг нового шума вращается мир, но вокруг новых идей. Он вращается неслышно.

В представленной монографии «Идея Добра в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние в развитие философии права (к 200-летию Ф.М. Достоевского), благодаря кропотливому труду авторов мы видим уникальную идею, отражающую правовые идеи, дух русского народа, его национальные ценности через столетия проходящие в творчестве Ф.М. Достоевского и отражающиеся в нашем современном мире.

Список литературы:

[1] Бастрыкин А.И., Сальников В.П. Идея человека в учении Ф.М. Достоевского о праве и государстве // Вестник института права Башкирского государственного университета. - 2021. - № 4. - С. 9-19.

[2] Бастрыкин А.И., Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Взаимосвязь идеи абсолютного добра и свободы человека в философии права Ф.М. Достоевского // Юридическая наука: история и современность. - 2021. - № 6. - С. 176-181.

[3] Бастрыкин А.И., Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Идея Добра в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права (к 200-летию Ф.М. Достоевского) / Вступительное слово профессора А. Александрова; Следственный комитет Российской Федерации. - СПб.: Фонд «Университет», 2021. - 380 с. (Серия: «Наука и общество»).

[4] Бастрыкин А.И., Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Идея права нового времени и философское наследие Ф.М. Достоевского: мировоззренческая оппозиция двух моделей // Правовое государство в современном мире: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 18 мая 2021 г.) / Отв. ред.

Н.В. Ямалетдинова. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2021. - С 74-85. - в сб. 395 с.

[5] Бастрыкин А.И., Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Творческое наследие Ф.М. Досто-евского в современной европейской философии: поиск путей преодоления духовного отчуждения человека // Юридическая наука: история и современность. - 2020. - № 6. - С. 170-177.

[6] Бастрыкин А.И., Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Философия права Ф.М. Достоевского и система нравственно-правовых ценностей народов России в XXI столетии // Юридическая наука: история и современность. - 2020. - № 9. - С. 168181.

[7] Бастрыкин А.И., Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Человек и народ как высшие ценности в философии права Ф.М. Достоевского // Юридическая наука: история и современность. - 2021. - № 3. - С. 165-172.

[8] Бастрыкин А.И., Сальников В.П., Захар-цев С.И. Система нравственно-правовых ценностей в наследии Ф.М. Достоевского // Юридическая орбита. - 2021. - № 1. - С. 32-37.

[9] Захарцев С.И., Сальников В.П. О противоречивости права в контексте компрехендной теории // Юридическая наука: история и современность. - 2016. - № 10. - С. 31-34.

[10] Захарцев С.И., Сальников В.П. О разумности и бессмысленности права // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. - 2016. - № 3(93). - С. 179-183.

[11] Захарцев С.И., Сальников В.П. Право без смысла // Защита и безопасность. - 2016. - № 3. - С. 24-25.

[12] Захарцев С.И., Сальников В.П. Право: разумность и бессмысленность // Юридическая наука: история и современность. - 2015. - № 9. -С. 17-22.

[13] Захарцев С.И., Сальников В.П. Суд присяжных как один из итогов реформы 1864 года: плюсы и минусы // Юридическая наука: история и современность. 2020. № 1. С. 135-145.

[14] Захарцев С.И., Масленников Д.В., Сальников В.П. Бытие и рефлексия: онтологические основания права в философии Ф.М. Достоевского // Мир политики и социологии. - 2018. - № 12. - С. 157-171.

[15] Захарцев С.И., Масленников Д.В., Сальников В.П. Логос права: Парменид - Гегель -Достоевский. К вопросу о спекулятивно-логических основаниях метафизики права: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2019. - 376 с. DOI 10.17513/ пр.467

[16] Захарцев С.И., Масленников Д.В., Сальников В.П. Свобода как конкретность идеи абсолютного добра в философии права Достоевского

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

// Мониторинг правоприменения. - 2020. - № 1. -С. 4-7. DOI: 10.21681/2226-0692-2020-1-04-07

[17] Захарцев С.И., Масленников Д.В., Сальников В.П. Теоретико-методологические основания философии права Ф.М. Достоевского как идеолога «предъевразийства» // Правовое государство: теория и практика. - 2019. - № 2. - С. 17-24

[18] Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т.3. - М.: Русская книга, 1994. - 592 с., 1 портр.

[19] Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Правовая философия Достоевского и идеократические основания суверенитета России // Юридическая наука: история и современность. - 2021. - № 1. - С. 171-176.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[20] К 150-летию судебной реформы в России: законодательная политика по совершенствованию судебной системы - история и современность: Материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 25-26 сентября 2014 года. - М.: Издание Государственной Думы, 2015. - 264 с.

[21] Паскаль Блез. Мысли. СПб.: Азбука-классика, 2005. - 334, [1] с.

[22] Сальников В.П., Исмагилов Р.Ф., Масленников Д.В., Захарцев С.И. Философия Ф.М. Достоевского как объект интерпретирующей реконструкции // Мир политики и социологии. -2018. - № 9-10. - С. 171-183.

[23] Сальников В.П., Исмагилов Р.Ф., Масленников Д.В., Захарцев С.И., Сальников М.В. Бессмертие души как стержневая идея в учении Ф.М. Достоевского о праве и нравственности // Юридическая наука: история и современность. -2021. - № 5. - С. 179-192.

[24] Сальников В.П., Исмагилов Р.Ф., Масленников Д.В., Захарцев С.И., Морозов А.И. «Пушкинская речь» Достоевского и нравственная идея государства (К 140-летию выступления Ф.М. Достоевского) // Юридическая наука: история и современность. - 2020. - № 11. - С. 163-180.

[25] Шахрай С.М., Краковский К.П. «Суд скорый, правый, милостливый и равный для всех». -М.: Кучково поле, 2014. - 536 с.; 16 л. ил.

[26] S.I. Zakhartsev, D.V. Maslennikov, V.P. Salnikov: The Logos of Law: Parmenides - Hegel -Dostoevsky. The Speculative and Logical Foundations of the Metaphysics of Law. - London: Europe Books. 2021. - 450 p. DOI 10.17513/np.490

Spisok literatury:

[1] Bastrykin A.I., Sal'nikov V.P. Ideya cheloveka v uchenii F.M. Dostoevskogo o prave i gosudarstve // Vestnik instituta prava Bashkirskogo gosudarstven-nogo universiteta. - 2021. - № 4. - S. 9-19.

[2] Bastrykin A.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Vzaimosvyaz' idei absolyutnogo dobra i svobody cheloveka v filosofii prava F.M. Dostoevskogo //

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. -2021. - № 6. - S. 176-181.

[3] Bastrykin A.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Ideya Dobra v tvorchestve F.M. Dostoevskogo i ee vliyanie na razvitie filosofii prava (k 200-letiyu F.M. Dostoevskogo) / Vstupitel'noe slovo professora A. Aleksandrova; Sledstvennyj komitet Rossijskoj Fed-eracii. - SPb.: Fond «Universitet», 2021. - 380 s. (Seriya: «Nauka i obshchestvo»).

[4] Bastrykin A.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Ideya prava novogo vremeni i filosofskoe nasledie F.M. Dostoevskogo: mirovozzrencheskaya oppo-ziciya dvuh modelej // Pravovoe gosudarstvo v sovre-mennom mire: Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Ufa, 18 maya 2021 g.) / Otv. red. N.V. YAmaletdinova. - Ufa: RIC BashGU, 2021. - S 74-85. - v sb. 395 s.

[5] Bastrykin A.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Tvorcheskoe nasledie F.M. Dosto-evskogo v sovre-mennoj evropejskoj filosofii: poisk putej preodoleniya duhovnogo otchuzhdeniya cheloveka // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2020. - № 6. - S. 170-177.

[6] Bastrykin A.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Filosofiya prava F.M. Dostoevskogo i sistema nravst-venno-pravovyh cennostej narodov Rossii v XXI sto-letii // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2020. - № 9. - S. 168-181.

[7] Bastrykin A.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. CHelovek i narod kak vysshie cennosti v filosofii prava F.M. Dostoevskogo // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2021. - № 3. - S. 165-172.

[8] Bastrykin A.I., Sal'nikov V.P., Zaharcev S.I. Sistema nravstvenno-pravovyh cennostej v nasledii F.M. Dostoevskogo // YUridicheskaya orbita. - 2021. - № 1. - S. 32-37.

[9] Zaharcev S.I., Sal'nikov V.P. O protivorechi-vosti prava v kontekste komprekhendnoj teorii // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. -2016. - № 10. - S. 31-34.

[10] Zaharcev S.I., Sal'nikov V.P. O razumnosti i bessmyslennosti prava // Izvestiya Rossijskoj akademii raketnyh i artillerijskih nauk. - 2016. - № 3(93). - S. 179-183.

[11] Zaharcev S.I., Sal'nikov V.P. Pravo bez smysla // Zashchita i bezopasnost'. - 2016. - № 3. -S. 24-25.

[12] Zaharcev S.I., Sal'nikov V.P. Pravo: razum-nost' i bessmyslennost' // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2015. - № 9. - S. 17-22.

[13] Zaharcev S.I., Sal'nikov V.P. Sud prisyazh-nyh kak odin iz itogov reformy 1864 goda: plyusy i minusy // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. 2020. № 1. S. 135-145.

[14] Zaharcev S.I., Maslennikov D.V., Sal'nikov V.P. Bytie i refleksiya: ontologicheskie osnovaniya

prava v filosofii F.M. Dostoevskogo // Mir politiki i sociology - 2018. - № 12. - S. 157-171.

[15] Zaharcev S.I., Maslennikov D.V., Sal'nikov V.P. Logos prava: Parmenid - Gegel' - Dostoevskij. K voprosu o spekulyativno-logicheskih osnovaniyah metafiziki prava: Monografiya. - M.: YUrlitinform, 2019. - 376 s. DOI 10.17513/np.467

[16] Zaharcev S.I., Maslennikov D.V., Sal'nikov V.P. Svoboda kak konkretnost' idei absolyutnogo dobra v filosofii prava Dostoevskogo // Monitoring pravoprimeneniya. - 2020. - № 1. - S. 4-7. DOI: 10.21681/2226-0692-2020-1-04-07

[17] Zaharcev S.I., Maslennikov D.V., Sal'nikov V.P. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya filosofii prava F.M. Dostoevskogo kak ideologa «pred"evrazi-jstva» // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. -2019. - № 2. - S. 17-24

[18] Il'in I.A. Sobr. soch.: V 10 t. T.3. - M.: Russkaya kniga, 1994. - 592 s., 1 portr.

[19] Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Pravovaya filosofiya Dostoevskogo i ideokraticheskie osnovaniya suvereniteta Rossii // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2021. - № 1. - S. 171-176.

[20] K 150-letiyu sudebnoj reformy v Rossii: zakonodatel'naya politika po sovershenstvovaniyu sudebnoj sistemy - istoriya i sovremennost': Materi-aly nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peter-

burg, 25-26 sentyabrya 2014 goda. - M.: Izdanie Gosudarstvennoj Dumy, 2015. - 264 s.

[21] Paskal' Blez. Mysli. SPb.: Azbuka-klassika, 2005. - 334, [1] s.

[22] Sal'nikov V.P., Ismagilov R.F., Maslennikov D.V., Zaharcev S.I. Filosofiya F.M. Dostoevskogo kak ob"ekt interpretiruyushchej rekonstrukcii // Mir politiki i sociologii. - 2018. - № 9-10. - S. 171-183.

[23] Sal'nikov V.P., Ismagilov R.F., Maslennikov D.V., Zaharcev S.I., Sal'nikov M.V. Bessmertie dushi kak sterzhnevaya ideya v uchenii F.M. Dostoevskogo o prave i nravstvennosti // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2021. - № 5. - S. 179-192.

[24] Sal'nikov V.P., Ismagilov R.F., Maslennikov D.V., Zaharcev S.I., Morozov A.I. «Pushkinskaya rech'» Dostoevskogo i nravstvennaya ideya gosu-darstva (K 140-letiyu vystupleniya F.M. Dostoevskogo) // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2020. - № 11. - S. 163-180.

[25] SHahraj S.M., Krakovskij K.P. «Sud skoryj, pravyj, milostlivyj i ravnyj dlya vsekh». - M.: Kuchk-ovo pole, 2014. - 536 s.; 16 l. il.

[26] S.I. Zakhartsev, D.V. Maslennikov, V.P. Sal-nikov: The Logos of Law: Parmenides - Hegel - Dos-toevsky. The Speculative and Logical Foundations of the Metaphysics of Law. - London: Europe Books. 2021. - 450 p. DOI 10.17513/np.490

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.