Научная статья на тему 'ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО НА ФИЛОСОФИЮ ПРАВА'

ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО НА ФИЛОСОФИЮ ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / философия права / право / Достоевский / идея добра.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Денисова А.В., Гутман М.Ю., Игнатьева С.В.

Рецензия-презентация монографии А.И. Бастрыкина, Р.Ф. Исмагилова, В.П. Сальникова «Идея добра в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права» (к 200-летию Ф.М. Достоевского). СПб.: Фонд «Университет», 2021. 380 с. (Серия «Наука и общество). В рецензии проанализировано содержание монографии А.И. Бастрыкина, Р.Ф. Исмагилова, В.П. Сальникова. Рецензент приходит к выводу о значимости данной книги для развития философско-правовой мысли России. Даётся положительная оценка главной идеи монографии: принципиального влияния идейного содержания произведений Достоевского на философию права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Денисова А.В., Гутман М.Ю., Игнатьева С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО НА ФИЛОСОФИЮ ПРАВА»

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-9-192-198 ДЕНИСОВА Алина Валентиновна,

NIION: 2022-0079-9/22-135 доцент кафедры философии и социологии

MOSURED: 77/27-025-2022-09-135 Санкт-Петербургского университета МВД

Российской Федерации, кандидат филологических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. Россия), e-mail: avdenisova@mail.ru

ГУТМАН Матвей Юрьевич,

профессор Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, почётный председатель Региональной общественной организации ветеранов Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор,

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, Россия),

e-mail: mygutman@gmail.com

ИГНАТЬЕВА Светлана Викторовна,

профессор Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ (г. Санкт-Петербург, Россия),

e-mail: svetignateva60@mail.ru

ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО НА ФИЛОСОФИЮ ПРАВА

Рецензия-презентация монографии А.И. Бастрыкина, Р.Ф. Исмагилова, В.П. Сальникова «Идея добра в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права» (к 200-летию Ф.М. Достоевского). - СПб.: Фонд «Университет», 2021. - 380 с. (Серия «Наука и общество) [1].

Аннотация. В рецензии проанализировано содержание монографии А.И. Бастрыкина, Р.Ф. Исмагилова, В.П. Сальникова. Рецензент приходит к выводу о значимости данной книги для развития философско-правовой мысли России. Дается положительная оценка главной идеи монографии: принципиального влияния идейного содержания произведений Достоевского на философию права.

Ключевые слова: философия; философия права; право; Достоевский; идея добра.

DENISOVA Alina Valentinovna,

Associate Professor of the Department of Philosophy and Sociology of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor (St. Petersburg. Russia)

GUTMAN Matvey Yuryevich,

Professor of the St. Petersburg Military Order Zhukov Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, Honorary Chairman of the Regional Public Organization veterans of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Candidate of Historical Sciences, Professor, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation (Saint Petersburg, Russia)

IGNATIEVA Svetlana Viktorovna,

Professor of the St. Petersburg Military Order Zhukov Institute of National Guard Troops of the Russian Federation,

Doctor of Law, Professor, Honored Employee of the Higher School of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia)

THE FUNDAMENTAL INFLUENCE OF THE IDEOLOGICAL CONTENT OF THE WORKS OF F.M. DOSTOEVSKY ON THE PHILOSOPHY OF LAW

Review-presentation of the monograph by A.I. Bastrykin, R.F. Ismagilov, V.P. Salnikov "The idea of good in the work of F.M. Dostoevsky and its influence on the development of the philosophy of law" (on the 200th anniversary of F.M. Dostoevsky). - St. Petersburg: University Foundation, 2021. - 380 p. (Series "Science and Society) [1].

Annotation. The review analyzed the content of the monograph by A.I. Bastrykin, R.F. Ismagilov, V.P. Salnikov. The reviewer comes to the conclusion about the significance of this book for the development of the philosophical and legal thought of Russia. A positive assessment of the main idea of the monograph is given: the fundamental influence of the ideological content of Dostoevsky's works on the philosophy of law.

Key words: philosophy; philosophy of law; law; Dostoevsky; the idea of good.

На протяжении всего своего творчества Достоевский стремился понять человека. «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» [10, стр. 63]*, - так он написал брату Михаилу. Письмо датируется 16 августа 1839 года. Достоевскому 18 лет. Но уже тогда он в своих размышлениях определяет главную задачу своей жизни: постигать природу человека в самых разных ее проявлениях. Именно поэтому произведения писателя на долгое время определили развитие русской и - шире! - мировой культуры. Человек - вот зерно его раздумий о добре и зле. Только через поступки людей проявляются их моральные и нравственные ценности. Эта истина особенно явственно открылась писателю на каторге.

В самом названии рецензируемой монографии заявлен главный аспект исследования: как понимание добра Достоевским влияет на развитие философии права. Таким образом, сразу обозначается востребованный современной наукой междисциплинарный характер исследования. Этот подход определяет и основные методы, которые используют авторы, - сравнительно-исторический, историко-типологический, биографический. Именно они легли в основу композиции монографии - она открывается необходимыми биографическими сведениями: о жизни семьи будущего писателя, о том, как формировались его личность и понимание жизни.

Междисциплинарная направленность

исследования заявляет связь философии права и

идеи добра как основной в творчестве писателя. Достоевский не был философом в привычном смысле этого слова. Его философская система «растворена» в художественных произведениях, публицистических статьях, где «жгучие проблемы современности» соотносились с вечными проблемами бытия, а главные философские вопросы отзывались болью в самом человеческом сердце. По замечанию исследователя творчества писателя, «...в лице Достоевского национальная философия в России стала историческим фактом» [23, стр. 9-10]. И эта философия, безусловно, объемлет и юридический комплекс проблем, где одна из главных - философия права.

Достоевский не понаслышке был знаком с правом, с юриспруденцией. Его судьба оказалась тесно связана с российским правосудием. Участник кружка Петрашевского, обвиненный в попытке государственного переворота, лишенный всех прав и сосланный на каторгу, а затем некоторое время тянувший лямку рядового солдата, писатель, после возвращения в большую литературу, неизменно искал ответ на вопрос о том, что толкает человека на преступление, какие социальные обстоятельства и внутренние причины, коренящиеся в человеческой природе, являются основаниями для преступления закона - государственного и человеческого.

Таким образом, заявленный междисциплинарный аспект - философия, юриспруденция, литературоведение - является в рецензируемой монографии безусловно оправданным и востребованным наукой.

В четырех частях монографии последовательно рассматриваются особенности понимания философии Достоевского в контексте философии права. Эти проблемы связываются с общим развитием философии. Добротно написанная первая часть «Жизнь и творчество Достоевского» включает в себя две главы. Следует отметить, что она богато иллюстрирована, и это является несомненным достоинством книги. Здесь идет речь не только о биографических реалиях, но и о становлении философии писателя. Вторая глава так и названа: «Ф.М. Достоевский - философ «всеоче-ловечивания человеческого»». Здесь совершенно справедливо речь идет о становлении философии почвенничества и о том, как повлияло на Достоевского знакомство с Западной Европой.

Говоря о каторжном опыте Достоевского, авторы совершенно справедливо пишут, что пребывание на каторге привело писателя к пересмотру многих ценностей. Однако не совсем точно говорить о том, что там происходило «живое общение с народом» (с. 46), обозначалась «близость с народом» (с. 29). Каторга была «мертвым домом» - именно так писатель назовет свое произведение, написанное по каторжным впечатлениям, - «Записки из Мертвого дома». Другое дело, что приобретенный опыт страдания и смирения, постепенное узнавание народа «через припоминание своего детства», действительно, были для Достоевского бесценны.

Во второй части - «Особенности понимания философии Ф.М. Достоевского в России и в Западной Европе Х1Х-ХХ вв.» - речь идет о том, как интерпретировали наследие Достоевского русские философы. Именно в России был дан глубокий анализ его произведений и его философии. При этом в интерпретации его творчества было много спорных вопросов. Так, Константин Леонтьев сомневался в достоверности образов монахов в романе «Братья Карамазовы».

Не только в этом романе, но и в других произведениях «великого пятикнижия» Достоевский заставляет своих героев пройти через «горнило сомнения» при выборе Добра и Зла. И, конечно, отношение к Добру и Злу и отдельного человека, и всего общества в целом открывают безграничные возможности понимания творчества писателя в контексте философии права, о чем писал П.И. Новгородцев. Философия права мыслится как выражение русского мировоззрения (с. 99), и следовало бы сказать шире - как выражение необходимости формирования справедливого общественного идеала, о чем в феврале 1878 г. Достоевский писал одному из своих корреспондентов: «...что за общество, если все члены один

другому враги? И выйдет страшный вздор» (Из письма Н.Л. Озмидову**).

В монографии показано развитие идей философии права на широком культурном, философском и историческом фоне. В этом контексте характеризуются переводы романов писателя (например, перевод на немецкий язык «Преступления и наказания», переводчик Вильгельм Ген-кель). Во второй части монографии делается вывод о том, что в европейской философии конца XIX - начала XX вв. происходит осознание глубины и психологизма произведений Достоевского. Особенно актуальной становится тема заката Запада в работах Г. Гессе, который анализирует европейскую культуру через призму творчества Достоевского.

Третья часть монографии - «Этическая, социальная и политико-правовая проблематика в творчестве Ф.М. Достоевского: к вопросу об исторических и метафизических основаниях» -открывается характеристикой мировоззрения Достоевского. Совершенно справедливо отмечается, что «идея конкретного единства Абсолютного Добра и позитивной ценности абсолютной свободы, идея, в которой вера и философское мышление опосредуют друг друга и слиты воедино, является стержнем мировоззрения Достоевского» (с. 187). Это утверждение становится основой для понимания свободы, добра и права в произведениях писателя.

Нужно отметить, что право в русском сознании приобрело смысл, близкий к правоте, правде и даже праведности. Право воспринималось Достоевским не только со стороны его социально-регулятивных возможностей, но и со стороны соответствия его глубине человека. «В человеке, кроме гражданина, есть и лицо, — писал Достоевский в рабочей тетради. — Судья судит гражданина и иногда совсем не видит лица <.> Даже закон не предусмотрит всех тонкостей. Есть преступления и впечатления, которые не подлежат земному суду. Единый суд — моя совесть, то есть судящий во мне Бог.» [17, стр. 402]. И становится понятно, что такое осмысление справедливости писателем основывается не столько на юридическом понимании, сколько на философском. А потому философия права определяет идейно-тематическое содержание произведений Достоевского [9].

Четвертая часть рецензируемой работы -«Ф.М. Достоевский и "глобальный мир" XXI века» - открывается главой «Идея абсолютного добра как основание суверенной государственно-правовой идеологии», включающейся в основное идейно-тематическое движение монографии. Безусловно, на протяжении времени менялось восприятие произведений Достоевского и его философии, которая в конечном итоге стала

неотъемлемым элементом единого историко-философского процесса (с. 271). Однако думается, что не только Рейнхард Лаут реконструировал и дал систематическое изложение философии писателя (с. 271). Следует отметить фундаментальные работы современных отечественных ученых - таких как, например, Игорь Евлампиев. Его исследования указаны в библиографии, однако именно Рейнхард Лаут (его работа вышла в 1996 году) оказывается в контексте монографии главным систематизатором философии Достоевского. Но вышедшее в 2012 году исследование Евлампиева «Философия человека в творчестве Достоевского (от ранних произведений к "Братьям Карамазовым")» дает такое же полное представление о движении философской мысли Достоевского. Немаловажно еще и то, что систематизация Лаута - это традиция немецкой философской мысли. На наш взгляд, гораздо продуктивнее и оправданнее в данном контексте было бы использовать «реконструкцию философии», которую делают отечественные современные ученые.

В рецензируемой монографии справедливо утверждается, что отечественная философия права имеет отчетливо выраженное аксиологическое измерение. И в этом не последняя роль (а может, и основополагающая!) принадлежит философии Достоевского.

Хочется отметить безупречное издание монографии. Она включает большой справочный аппарат, приложения, в ней дается внушительная библиография.

Рецензируемая монография «Идея добра в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права» является фундаментальным исследованием, в котором раскрываются основополагающие концепты бытия, свободы, человека, его души, в творчестве Достоевского - в неразрывном единстве с развитием философско-правовых идей, метафизики права. Она подготовлена исследователями, хорошо известными почитателям Ф.М. Достоевского своими публикациями о философско-правовых проекциях этого выдающегося русского классика [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 18; 19; 20; 21; 22].

Безусловно, книга будет востребована и философами, и юристами, и литературоведами, и широкой читающей публикой.

Примечания

* Далее ссылки на Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского (Ленинград: Наука. 1972-1990) даются в тексте: в скобках после цитаты указываются том и страницы; у сдвоенных томов указывается индекс тома.

** Николай Лукич Озмидов (1844 - 1908), близкий знакомый Л.Н. Толстого, одно время занимавшийся переписыванием его сочинений. Один из корреспондентов Достоевского. Под влиянием взглядов Толстого, Озмидов организовал маленькую молочную ферму под Москвой, а затем — общину на Кавказе. Он впоследствии жил в Воронежской губернии и занимался перепиской сочинений Льва Толстого.

Список литературы:

[1] Бастрыкин А.И., Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Идея Добра в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права (к 200-летию Ф.М. Достоевского) / Вступительное слово профессора А. Александрова; Следственный комитет Российской Федерации. - СПб.: Фонд «Университет», 2021. - 380 с. (Серия: «Наука и общество»).

[2] Бастрыкин А.И., Сальников В.П. Идея человека в учении Ф.М. Достоевского о праве и государстве // Вестник института права Башкирского государственного университета. - 2021. - № 4. - С. 9-19.

[3] Бастрыкин А.И., Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Взаимосвязь идеи абсолютного добра и свободы человека в философии права Ф.М. Достоевского // Юридическая наука: история и современность. - 2021. - № 6. - С. 176-181.

[4] Бастрыкин А.И., Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Идея права нового времени и философское наследие Ф.М. Достоевского: мировоззренческая оппозиция двух моделей // Правовое государство в современном мире: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 18 мая 2021 г.) / Отв. ред. Н.В. Ямалетдинова. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2021. - С 74-85. - в сб. 395 с.

[5] Бастрыкин А.И., Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Творческое наследие Ф.М. Достоевского в современной европейской философии: поиск путей преодоления духовного отчуждения человека // Юридическая наука: история и современность. - 2020. - № 6. - С. 170-177.

[6] Бастрыкин А.И., Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Философия права Ф.М. Достоевского и система нравственно-правовых ценностей народов России в XXI столетии // Юридическая наука: история и современность. - 2020. - № 9. - С. 168-181.

чжжжжжттттттт/11жжжжт1жжж1^^

[7] Бастрыкин А.И., Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Человек и народ как высшие ценности в философии права Ф.М. Достоевского // Юридическая наука: история и современность. - 2021. - № 3.

- С. 165-172.

[8] Бастрыкин А.И., Сальников В.П., Захарцев С.И. Система нравственно-правовых ценностей в наследии Ф.М. Достоевского // Юридическая орбита. - 2021. - № 1. - С. 32-37.

[9] Денисова А.В. Юридические нормы и нравственный закон в произведениях Ф.М. Достоевского // Юридические формы переживания истории: практики и пределы: Коллективная монография / Под ред. С.В. Бочкарева. - СПб.: Астерион, 2020. С. 207-219. - в кн. 693 с.

[10] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 28, кн. 1: Письма, 1832-1859. - Л.: Наука, 1985.

- 551 с., 1 л. портр. : факс., портр.

[11] Захарцев С.И., Масленников Д.В., Сальников В.П. Бытие и рефлексия: онтологические основания права в философии Ф.М. Достоевского // Мир политики и социологии. - 2018. - № 12. - С. 157-171.

[12] Захарцев С.И., Масленников Д.В., Сальников В.П. Логос права: Парменид - Гегель - Достоевский. К вопросу о спекулятивно-логических основаниях метафизики права: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2019. - 376 с. DOI 10.17513/пр.467

[13] Захарцев С.И., Масленников Д.В., Сальников В.П. Свобода как конкретность идеи абсолютного добра в философии права Достоевского // Мониторинг правоприменения. - 2020. - № 1. - С. 4-7. DOI: 10.21681/2226-0692-2020-1-04-07

[14] Захарцев С.И., Масленников Д.В., Сальников В.П. Теоретико-методологические основания философии права Ф.М. Достоевского как идеолога «предъевразийства» //Правовое государство: теория и практика. - 2019. - № 2. - С. 17-24.

[15] Исмагилов Р.Ф. Философское наследие Ф.М. Достоевского и его влияние на развитие философии права: Курс лекций / Вступ. статья докт. юрид. наук, проф., Засл. деятеля науки РФ В.П. Сальникова и докт. философ. наук, проф. Д.В. Масленникова. - СПб.: Фонд «Университет», 2017. - 352 с. (Серия: «Наука и общество»).

[16] Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Правовая философия Достоевского и идеократические основания суверенитета России // Юридическая наука: история и современность. - 2021. - № 1. - С. 171-176.

[17] Неизданный Достоевский: записные книжки и тетради 1860-1881 гг. / Под ред. И.С. Зиль-берштейн и Л.М. Розенблюм. - М.: Наука, 1971. - 727 с., ил.

[18] Сальников В.П., Масленников Д.В. Право как форма бытия: опыт прочтения Достоевского. Вступительная статья // Исмагилов Р.Ф. Философское наследие Ф.М. Достоевского и его влияние на развитие философии права: Курс лекций / Вступ. статья докт. юрид. наук, проф., Засл. деятеля науки РФ В.П. Сальникова и докт. философ. наук, проф. Д.В. Масленникова. - СПб.: Фонд «Университет», 2017. - 352 с. (Серия: «Наука и общество»). - С. 10-17.

[19] Сальников В.П., Масленников Д.В. Философия права Ф.М. Достоевского как источник развития теории российского государства и права // Проблемы статуса современной России: истори-ко-правовой аспект: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Уфа, 5-6 апреля 2018 г.) / Отв. ред. Ф.Х. Галиев. В 2-х ч. Ч. 1. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. - С. 72-79. - в сб. 256 с.

[20] Сальников В.П., Исмагилов Р.Ф., Масленников Д.В., Захарцев С.И. Философия Ф.М. Достоевского как объект интерпретирующей реконструкции // Мир политики и социологии. - 2018. - № 9-10.

- С. 171-183.

[21] Сальников В.П., Исмагилов Р.Ф., Масленников Д.В., Захарцев С.И., Морозов А.И. «Пушкинская речь» Достоевского и нравственная идея государства (К 140-летию выступления Ф.М. Достоевского) // Юр Сальников В.П., Исмагилов Р.Ф., Масленников Д.В., Захарцев С.И., Сальников М.В. Бессмертие души как стержневая идея в учении Ф.М. Достоевского о праве и нравственности // Юридическая наука: история и современность. - 2021. - № 5. - С. 179-192.

[23] Штейнберг А.З. Система свободы Достоевского. - Париж: YMCA-PRESS, 1980. - 144, [1] с.

Spisok literatury:

[1] Bastrykin A.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Ideya Dobra v tvorchestve F.M. Dostoevskogo i ee vli-yanie na razvitie filosofii prava (k 200-letiyu F.M. Dostoevskogo) / Vstupitel'noe slovo professora A. Aleksan-drova; Sledstvennyj komitet Rossijskoj Federacii. - SPb.: Fond «Universitet», 2021. - 380 s. (Seriya: «Nauka i obshchestvo»).

[2] Bastrykin A.I., Sal'nikov V.P. Ideya cheloveka v uchenii F.M. Dostoevskogo o prave i gosudarstve // Vestnik instituta prava Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2021. - № 4. - S. 9-19.

[3] Bastrykin A.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Vzaimosvyaz' idei absolyutnogo dobra i svobody cheloveka v filosofii prava F.M. Dostoevskogo // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2021. - № 6. - S. 176-181.

[4] Bastrykin A.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Ideya prava novogo vremeni i filosofskoe nasledie F.M. Dostoevskogo: mirovozzrencheskaya oppoziciya dvuh modelej//Pravovoe gosudarstvo v sovremennom mire: Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Ufa, 18 maya 2021 g.) / Otv. red. N.V. YAmaletdinova. - Ufa: RIC BashGU, 2021. - S 74-85. - v sb. 395 s.

[5] Bastrykin A.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Tvorcheskoe nasledie F.M. Dostoevskogo v sovremennoj evropejskoj filosofii: poisk putej preodoleniya duhovnogo otchuzhdeniya cheloveka // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2020. - № 6. - S. 170-177.

[6] Bastrykin A.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Filosofiya prava F.M. Dostoevskogo i sistema nravstven-no-pravovyh cennostej narodov Rossii v XXI stoletii// YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2020.

- № 9. - S. 168-181.

[7] Bastrykin A.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. CHelovek i narod kak vysshie cennosti v filosofii prava F.M. Dostoevskogo // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2021. - № 3. - S. 165-172.

[8] Bastrykin A.I., Sal'nikov V.P., Zaharcev S.I. Sistema nravstvenno-pravovyh cennostej v nasledii F.M. Dostoevskogo // YUridicheskaya orbita. - 2021. - № 1. - S. 32-37.

[9] Denisova A.V. YUridicheskie normy i nravstvennyj zakon v proizvedeniyah F.M. Dostoevskogo // YUridicheskie formy perezhivaniya istorii: praktiki i predely: Kollektivnaya monografiya / Pod red. S.V Bochka-reva. - SPb.: Asterion, 2020. S. 207-219. - v kn. 693 s.

[10] Dostoevskij F.M. Poln. sobr. soch.: V 30 t. T. 28, kn. 1: Pis'ma, 1832-1859. - L.: Nauka, 1985. - 551 s., 11. portr.: faks., portr.

[11] Zaharcev S.I., Maslennikov D.V., Sal'nikov V.P. Bytie i refleksiya: ontologicheskie osnovaniya prava v filosofii F.M. Dostoevskogo // Mir politiki i sociologii. - 2018. - № 12. - S. 157-171.

[12] Zaharcev S.I., Maslennikov D.V., Sal'nikov V.P. Logos prava: Parmenid - Gegel' - Dostoevskij. K voprosu o spekulyativno-logicheskih osnovaniyah metafiziki prava: Monografiya. - M.: YUrlitinform, 2019. -376 s. DOI 10.17513/np.467

[13] Zaharcev S.I., Maslennikov D.V., Sal'nikov V.P. Svoboda kak konkretnost' idei absolyutnogo dobra v filosofii prava Dostoevskogo // Monitoring pravoprimeneniya. - 2020. - № 1. - S. 4-7. DOI: 10.21681/22260692-2020-1-04-07

[14] Zaharcev S.I., Maslennikov D.V., Sal'nikov V.P. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya filosofii prava F.M. Dostoevskogo kak ideologa «pred"evrazijstva» // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2019.

- № 2. - S. 17-24.

[15] Ismagilov R.F. Filosofskoe nasledie F.M. Dostoevskogo i ego vliyanie na razvitie filosofii prava: Kurs lekcij/ Vstup. stat'ya dokt. yurid. nauk, prof., Zasl. deyatelya nauki RF V.P. Sal'nikova i dokt. filosof. nauk, prof. D.V. Maslennikova. - SPb.: Fond «Universitet», 2017. - 352 s. (Seriya: «Nauka i obshchestvo»).

[16] Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Pravovaya filosofiya Dostoevskogo i ideokraticheskie osnovaniya suv-ereniteta Rossii // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2021. - № 1. - S. 171-176.

[17] Neizdannyj Dostoevskij: zapisnye knizhki i tetradi 1860-1881 gg. / Pod red. I.S. Zil'bershtejn i L.M. Rozenblyum. - M.: Nauka, 1971. - 727 s, il.

[18] Sal'nikov V.P., Maslennikov D.V. Pravo kak forma bytiya: opyt prochteniya Dostoevskogo. Vstupi-tel'naya stat'ya // Ismagilov R.F. Filosofskoe nasledie F.M. Dostoevskogo i ego vliyanie na razvitie filosofii prava: Kurs lekcij / Vstup. stat'ya dokt. yurid. nauk, prof., Zasl. deyatelya nauki RF V.P. Sal'nikova i dokt. filosof. nauk, prof. D.V. Maslennikova. - SPb.: Fond«Universitet», 2017. -352 s. (Seriya: «Nauka iobshchestvo»). - S. 10-17.

[19] Sal'nikov V.P., Maslennikov D.V. Filosofiya prava F.M. Dostoevskogo kak istochnik razvitiya teorii rossijskogo gosudarstva i prava // Problemy statusa sovremennoj Rossii: istoriko-pravovoj aspekt: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Ufa, 5-6 aprelya 2018 g.) / Otv. red. F.H. Galiev. V2-h ch. CH. 1. - Ufa: RIC BashGU, 2018. - S. 72-79. - v sb. 256 s.

[20] Sal'nikov V.P., Ismagilov R.F., Maslennikov D.V., Zaharcev S.I. Filosofiya F.M. Dostoevskogo kak ob"ekt interpretiruyushchej rekonstrukcii// Mir politiki i sociologii. - 2018. - № 9-10. - S. 171-183.

[21] Sal'nikov V.P., Ismagilov R.F., Maslennikov D.V., Zaharcev S.I., Morozov A.I. «Pushkinskaya rech'» Dostoevskogo i nravstvennaya ideya gosudarstva (K 140-letiyu vystupleniya F.M. Dostoevskogo) // YUridich-eskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2020. - № 11. - S. 163-180.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[22] Sal'nikov V.P., Ismagilov R.F., MaslennikovD.V., Zaharcev S.I., Sal'nikovM.V. Bessmertie dushikak sterzhnevaya ideya v uchenii F.M. Dostoevskogo o prave i nravstvennosti // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2021. - № 5. - S. 179-192.

[23] SHtejnberg A.Z. Sistema svobody Dostoevskogo. - Parizh: YMCA-PRESS, 1980. - 144, [1] s.

'■¡mmmmmmmmmmmmmmmm^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.