Научная статья на тему 'Единое информационно-методическое пространство региона как путь к повышению уровня методической компетентности учителя'

Единое информационно-методическое пространство региона как путь к повышению уровня методической компетентности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1340
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЕТЕВОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / METHODOLOGICAL EXPERTISE / INFORMATION EDUCATION SPACE / NETWORK METHODICAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Илья Николаевич

Статья посвящена повышению уровня методической компетентности учителя посредством формирования единого информационно-методического пространства и создания регионального сетевого методического сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFIED INFORMATION METHODOLOGICAL SPACE REGION AS A WAY TO IMPROVE THE LEVEL METHODOLOGY COMPETENT TEACHER

Paper is devoted to raising the level of methodological competence of the teacher through the formation of a unified information and methodological space and creating a regional network of methodical community.

Текст научной работы на тему «Единое информационно-методическое пространство региона как путь к повышению уровня методической компетентности учителя»

УДК 304.4

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА КАК ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ Фролов Илья Николаевич,

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой прикладной математики и информационных технологий, член-корр. Академии информатизации образования,

Липецкий государственный педагогический университет,

г. Липецк, Россия f_i_n@rambler. ru

Статья посвящена повышению уровня методической компетентности учителя посредством формирования единого информационно-методического пространства и создания регионального сетевого методического сообщества.

Ключевые слова: методическая компетентность; информационное образовательное пространство; сетевое методическое сообщество.

UNIFIED INFORMATION METHODOLOGICAL SPACE REGION AS A WAY TO IMPROVE THE LEVEL METHODOLOGY COMPETENT TEACHER Ilya Frolov,

candidate for Education sciences, associate professor, head department of Applied Mathematics and Information Technology, corresponding member Academy of Informatization of Education,

Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russia f_i_n@rambler. ru

Paper is devoted to raising the level of methodological competence of the teacher through the formation of a unified information and methodological space and creating a regional network of methodical community.

Keywords: methodological expertise; information education space; network methodical community.

Парадигма современной педагогической науки в XXI веке, когда информация максимально быстро устаревает и теряет свою актуальность, движется от понимания обучения как процесса передачи знаний, умений и навыков [1, с.239] к обучению как формированию способности учиться, самообразовываться, к развитию познавательных потребностей.

В своём интервью от 19.02.2011г. министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко определил цель современного образовательного процесса в школе следующим образом: «Необходимо научить учиться» [2].

Таким образом, происходит изменение дидактических основ образования, изменение его целей, что закономерно и проанализировано крупнейшими отечественными дидактами: «...цели меняются из-за изменений, непрерывно происходящих в мире и человечестве. Это небыстрые изменения, но они есть. Например, такой глобальный процесс, как информатизация - привносит изменения в образовательное целеполагание» [3, с.282].

Изменение целей образования, безусловно, влечет за собой соответствующие изменения в условиях обучения, его формах, методах и др. В рамках государственных инициатив последних лет: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» - 2001г., «Наша новая школа» - 2009г. -были произведены закупки новейшего оборудования, активно внедрялись элементы дистанционного обучения, внедрена новая форма контроля знаний -ЕГЭ и др.

Однако, как ни парадоксально, эти изменения никак не затронули такого важного субъекта образовательного процесса, как учителя. А ведь, по замечанию профессора А.В. Могилёва, «Приоритетом программ модернизации дол-

жен стать учитель. Только с появлением учителя нового типа, нового поколения возможна реальная модернизация российской школы».

Учитель, реализующий новую цель образования, должен обладать способностью к непрерывному образованию, в том числе самообучению и самообразованию, понимаемому нами как «самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества» [4, с. 507].

Непосредственную помощь в организации непрерывного образования, повышении квалификации, профессионализма, развитии творческой инициативы учителя призвана обеспечить методическая служба школы, района, региона.

Однако, процесс перестроения форм организации методической работы на новые модернизационные «рельсы» идёт сложно.

Несмотря на произошедшие кардинальные изменения в системе образования РФ, методическая служба на всех её уровнях, в большинстве случаев, остаётся неизменной на протяжении последних десятилетий.

В городских и крупных сельских школах существуют методические объединения (кафедры) по предметам и циклам предметов, по виду воспитательной работы. Такие объединения могут быть общешкольными или - в необходимых случаях - дифференцированными по ступеням обучения. В рамках объединений организуются семинары, конференции, педагогические чтения и т.п. Но, безусловно, основная форма методической работы - посещение открытых уроков и внеклассных занятий с последующим педагогическим анализом и обсуждением. К сожалению, нельзя говорить о методической грамотности учителя-предметника, урок которого проанализирован внутри одной школы, или одним методистом. То же происходит и с учителями малокомплектных школ, которые работают, как правило, в межшкольных методических объединениях, создаваемых органами образования на базе опорных школ.

Резюмируя сказанное, можно говорить о том, что ни обязательные курсы повышения квалификации (один раз в пять лет!), тематика которых зачастую не интересна учителю, ни методические объединения учителей предметников, в большинстве своём представляющие неинформативное общение в узкоогра-

ниченном кругу - «варение в собственном соку», не отвечают принципам модернизации образования и не способствуют профессиональному росту учителя.

Низкий уровень мобильности методической службы в контексте современных модернизационных процессов в образовательной системе, её «негибкость», тем более тревожны и требуют скорейших коренных преобразований, потому что именно в рамках методической службы происходит развитие профессиональных компетентностей современного учителя, в том числе ключевой из них - методической компетентности, что непосредственно влияет на качество современного образования и определяет «лицо» российской школы. Так, Т.А. Загривная и ряд других исследователей выделяет методическую работу как ведущий фактор становления методической компетентности, являющийся важной составляющей профессиональной компетентности педагогов [5].

В.А. Адольф, рассматривая профессиональную компетентность педагога, отмечает, что она включает систему органически связанных друг с другом частных видов компетентностей: методологическую, специальную, коммуникативную, предметную, психолого-педагогическую и методическую компетентность. Причём именно методическая компетентность среди различных видов компетентностей занимает ведущее место: «...она в известной степени интегрирует всю систему специально-научных, психологических, педагогических знаний и умений» [6].

Изучением проблемы формирования и развития методической (научнометодической) компетентности, методической подготовки педагогов занимались отечественные исследователи С.Г. Азаришвили, Т.Н. Гущина, Т.А. Загривная, Т.Э. Кочарян, И.Ю. Ковалева, А.А. Майер, А.В. Могилев, Т.И. Ша-мова и многие другие.

Т.Н. Гущина определяет методическую компетентность как интегральную многоуровневую профессионально значимую характеристику личности и деятельности педагогического работника, опосредующую результативный профессиональный опыт; как системное образование знаний, умений, навыков педаго-

га в области методики и оптимальное сочетание методов профессиональной педагогической деятельности [7].

В.А. Адольф под методической компетентностью учителя понимает интегративную многоуровневую профессионально значимую характеристику его личности, выражающуюся в наличии ценностного отношения к педагогической профессии, профессиональных знаний и умений, взятых в единстве [8].

Причём, стоит отметь, что инновации в образовании определяют основную характеристику методической компетентности как «актуализацию», что, по мнению Ю.В. Варданян, «проявляется в состоянии актуализированного умения личности познавать, мыслить, общаться, действовать, выдвигать и разрешать определенные классы задач, анализировать ход и результаты их решения, постоянно вносить целесообразные коррективы, сформированные на основе синтеза теории и практики». Согласно такой трактовке, специалист с высшим образованием может руководствоваться правилом: «Хочешь быть компетентным, учись актуализироваться в любой ситуации» [9].

Высокая гибкость и способность к адаптации, открытость к инновациям становятся важнейшими характеристиками методической компетентности учителя как основного компонента профессиональной компетентности.

Таким образом, внутри методической системы российского образования вскрывается «гордиев узел», сложнейшее противоречие, требующее незамедлительного разрешения. С одной стороны, обществом, заказчиком образования, предъявляются высочайшие требования к профессиональной и, в первую очередь, методической компетентности учителя, требования к успешной реализации процесса непрерывного образования с ярко выраженной тенденцией к самообразованию и самообучению. С другой стороны, методическая служба, призванная оказать учителю всяческую помощь в развитии методической компетентности, актуализировать его знания и умения, определить вектор самообразования в инновационной среде, сама оказывается далека от бурно протекающих модернизационных процессов, в основной своей массе предпочитает использование «проверенных» форм и методов организации методической работы

и игнорирование вариантов организации процесса, опирающихся на инновационные технологии.

Разрешение данного противоречия возможно только путём реорганизации методической службы системы образования каждого региона РФ, учитывая его социальную, культурную, геополитическую и экономическую специфику, на основах инноваций.

Подобных преобразований в самой краткосрочной перспективе требует и изученная нами, причём не только в теории, но и в практической деятельности школьного учителя-предметника и эксперта Отдела аттестации Управления образования и науки Липецкой области, деятельность методической службы региона.

На сегодняшний момент можно утверждать, что методическая работа в Липецкой области реально существует только на уровне отдельно взятых школ. Однако нельзя говорить об абсолютном отсутствии попыток внедрения инноваций в данный вид педагогической деятельности. Такие попытки существуют, но их результативность невысока. Так, на Образовательном портале города Липецка в рамках осуществления централизованной поддержки учителей был создан банк методических разработок уроков (http://www.edu.doal.ru). Как одно из звеньев методической поддержки учителей, некая «копилка идей», он, бесспорно, имеет право на существование. Но только в общей канве методической работы. В то время как его абсолютизация, напротив, порождает гораздо больше отрицательных моментов. Данный вид работы осуществляется на основе односторонней связи, учитель не имеет возможности ни высказать свое мнение по поводу представленной разработки, ни услышать мнение коллег. Игнорируется важнейший в педагогике принцип «диалога», а представленные разработки выполняют лишь функции «образца». Всё это по ряду пунктов не соответствует ни основам педагогической дидактики, ни принципам Федеральной программы развития образования.

На наш взгляд, на сегодняшний день организация методической работы региона, как части системы непрерывного образования преподавателей, требует

принятия решительных мер, направленных на внедрение инноваций и формирование единого информационно-методического пространства (ЕИМП).

Под единым информационно-методическим пространством (ЕИМП) образовательной системы мы понимаем составную часть информационного образовательного пространства региона, включающую в себя комплекс мер по организации методической поддержки учителей и мероприятий, направленных на повышение качества преподавания посредством использования информационных технологий [10].

Единое информационно-методическое пространство мыслится нами как обязательный структурный компонент сущности, определяемой в современной педагогике термином «информационное образовательное пространство», находящееся с ним в отношении «часть - целое».

Развитие единого информационного пространства образовательной системы является одной из центральных задач модернизационных инновационных процессов российского образования, что закреплёно законодательными актами и положениями, фиксирующими концептуальные основы информатизации сферы образования Российской Федерации на федеральном уровне.

Актуальность этого педагогического направления доказывает и рост числа исследований по информатизации образования, проведенных в последнее время (К.К. Колин, А.В. Могилев, И.В. Роберт, Н.Н. Хахалева и др.).

Анализ психолого-педагогической и технической литературы позволяет нам под информационным образовательным пространством понимать совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан и удовлетворение их познавательных потребностей.

Так как одной из задач функционирования информационного образовательного пространства является повышение уровня методической компетентности учителя как путь к повышению качества образования в целом, то необходимой составляющей информационного образовательного пространства является именно единое информационно-методическое пространство образователь-

ной системы региона, основанное на сетевом взаимодействии учителей-предметников [11].

Причём основным принципом успешного функционирования ЕИМП является осуществление «диалога» на нескольких уровнях: учитель - учитель, учитель - методист, методист - методист, учитель - органы управления системой образования, методист - органы управления системой образования. Диалогиза-ция подразумевает повышение квалификации путем сетевого обмена информацией, сотрудничество с коллегами из других образовательных учреждений региона, выработку учителем собственной позиции в контакте с методистом, обмен информацией между методистами, возможность выражения учителем и методистом собственной позиции по вопросам управления образовательной системой региона (примером актуальности и востребованности последнего выступает всенародное открытое обсуждение проекта закона «Об образовании» на сайте Министерства образования и науки РФ).

Возможность существования подобного диалога на самом высоком уровне и, более того, его необходимость, подкрепляется словами ректора АПК и ППРО

Э.М. Никитина: «Ровно так, через общение с добровольными объединениями преподавателей школы, и собирается выстроить новые партнёрские отношения Министерство образования и науки. При этом, как мы понимаем, учителя могут быть услышаны министерством, а министерство услышано учителями» [12].

Только диалогизация данного процесса может обеспечить новую ступень развития методической службы, уход от субъективности и навязывания определенных моделей к самостоятельному индивидуальному и творческому подходу учителя к выбору необходимых ему форм и методов осуществления своей деятельности.

Помимо диалогизации методической работы, к основным принципам функционирования ЕИМП мы относим принцип открытости, понимаемый нами как открытый доступ к информации, в то же время регулируемый авторским правом; принцип самостоятельности в плане самостоятельного выбора форм и методов обучения; принцип инициативности.

Концептуальное изменение принципов функционирования методической

службы влечет за собой изменение функционала и роли методиста как его структурной единицы и субъекта. Методист в ЕИМП мыслится как сетевой методист и от роли «лектора», «учителя для учителей» переходит в позицию наставника, тьютора, осуществляющего функции организации процесса и помощи учителю в определении вектора развития. В функции сетевого методиста входит:

• отслеживание появления новых информационных Интернет-

ресурсов;

• ведение сетевых коммуникаций в педагогическом Интернет-

сообществе;

• разработка методических рекомендаций по использованию телекоммуникаций в учебном процессе и управлении образованием;

• координация действий членов сетевого сообщества.

Проведенный анализ и созданная модель методической службы образовательной системы региона [12], позволяют нам определить её важнейшие компоненты. Правовой компонент представляет собой совокупность нормативноправовых актов, регулирующих деятельность субъектов ЕИМП на региональном уровне и не противоречащих федеральным актам, определяющим принципы информатизации и модернизации образовательной системы РФ. Программно-технический компонент подразумевает существование достаточной технической базы для функционирования ЕИМП: ПК, открытого доступа к сети 1п-temet, при необходимости, наличия локальной сети, сетевого программного обеспечения и банков программных продуктов образовательного назначения. Информационно-методический компонент подразумевает наличие непрерывно пополняющегося юридического, педагогического, психологического, методического и дидактического материала.

Субъектный компонент подразделяется на две группы - «Координаторы» и «Учителя». Первый представлен группой методистов различных уровней: куратор методической службы региона, представители координационного регионального методического центра (районные методисты, методисты-теоретики,

методисты педагогических вузов региона), координатор регионального методического центра, координатор сетевого сообщества методистов региона, сетевые методисты. Группу «Учителя» образуют сетевые методисты и инициативные представители преподавательской среды, объединенные в сетевые сообщества. Причем стоит дополнительно подчеркнуть, что сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Возможно только создание условий, которые бы облегчали их формирование. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами обмена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.

Формирование сетевого сообщества учителей-предметников на каждой ступени системы образования:

1) позволит выявить наиболее выраженные проблемы по формам и

методам обучения;

2) обеспечит функциональное развитие всей системы образования;

3) повысит качество обучения;

4) разрешит споры по вопросам непрерывного образования;

5) предоставит доступ к информации по выбору форм и методов обучения.

Основной вектор направления работы всей методической службы определяет Координационный центр, в состав которого входят научные работники и районные методисты.

По нашему мнению, Координационный центр должен базироваться на методических службах каждого района области и ведущих педагогических ВУЗов региона. Он представляет законы функционирования сетевой организации и приоритеты развития, имеет собственное авторское содержание относительно общей методической проблематики, собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания.

Нельзя не учитывать и работу районных методических центров. На них возлагается роль координаторов сетевого сообщества методистов региона. Именно районный методист является связующим звеном между теорией и практикой преподавания дисциплин, определяет стратегию развития методов преподавания в данном районе.

Сетевая организация методической работы содействует более качественному обмену опытом между преподавателями не только конкретного образовательного учреждения, но и всего района, области.

Основными задачами сетевой организации методической работы являются:

■ обеспечение информационной поддержки образовательного процесса, научной, инновационной и методической работы во всех учреждениях сетевой организации;

■ повышение эффективности использования методических ресурсов;

■ расширение возможностей для повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с потребностями развивающейся системы образования;

■ объединение усилий и возможностей методических и других учреждений для внедрения в свою деятельность современных информационнокоммуникационных технологий.

Сформировав единое информационно-методическое пространство образовательной системы региона, мы уйдем от предвзятости к анализу уроков, учителя-предметники смогут увидеть различные формы и методы проведения уроков по одной и той же теме и выбрать тот метод, на который будет дано наибольшее количество положительных оценок. Также мы сможем сформировать единую образовательную технологию - систему деятельности педагога и учащегося, основанную на определённом содержании и методах обучения.

Таким образом, важным шагом в модернизации образования, который приведет к повышению ключевого профессионального качества специалиста -методической компетентности, является выработка общей концепции формирования и развития единого информационно-методического пространства образовательной системы региона.

Литература

1. Словарь справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448с.

2. http://www.rutv.ru/tvpreg.html?d=0&id=133502

3. Хуторской А.В. Современная дидактика: уч. пособие. - 2-е изд., пере-раб./ А.В. Хуторской. - М.: Высш. шк., 2007. - 639с.

4. Педагогика: уч. пособие для студ. пед. уч. заведений / В.А.Сластёнин., И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000.

- 512с.

5. Загривная Т.А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: Дисс... канд. пед. наук. / Т.А. Загривная. - СПб: РГБ, 2006 - 178 с.

6. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В.А. Адольф // Педагогика. - 1998. - № 1.

7. Гущина Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Ярославль, 2001.

- 21с.

8. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография. - Красноярск: КГУ, 1998. - 310с.

9. Варданян Ю.В.Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога/ Ю.В. Варданян. - М.,1998.-179с.

10. Фролов И.Н. Понятие единого информационно-методического пространства образовательной системы региона // ДИСТАНЦИОННОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Москва, 2008. №5.

11. Фролов И.Н. Вопросы формирования ЕИМП образовательной системы региона // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». / И.Н. Фролов. - Москва, 2008. №4.

12. Никитин Э.М. Учителя объединяются чтобы быть услышанными // Вестник образования, №1, 2011 [Электронный ресурс]:

http ://www.vestnik.edu.ru/ oborpol2 210.html

Рецензент:

Могилев Александр Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии информатизации образования, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, заведующий кафедрой новых информационных технологий и средств обучения Воронежского государственного педагогического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.