Научная статья на тему 'Вопросы формирования единого информационно-методического пространства образовательной системы региона'

Вопросы формирования единого информационно-методического пространства образовательной системы региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов И. Н.

В статье раскрываются основные организационные вопросы по формированию единого информационно-методического пространства (ЕИМП), основанного на сетевом взаимодействии всех участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of formation of the common information-methodical space of a region's educational system

The basic organizational questions on formation of the common information methodical space of a region's educational system based on network interaction of all participants of educational process are discussed in the item.

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования единого информационно-методического пространства образовательной системы региона»

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

И.Н. Фролов

Кафедра прикладной математики и информационных технологий Липецкий государственный педагогический университет Ул. Ленина, 42, Липецк, Россия, 398020

В статье раскрываются основные организационные вопросы по формированию единого информационно-методического пространства (ЕИМП), основанного на сетевом взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Благодаря национальному проекту «Образование» доступом в Интернет обеспечены все образовательные учреждения Липецкой области, что позволяет с уверенностью говорить о возможности формирования единого информационнометодического пространства образовательной системы региона посредством организации работы сетевого сообщества.

Формирование сетевого сообщества на принципах доступности к знаниям позволяет говорить о качественно новом уровне преподавания. Однако для этого необходимо решить следующие задачи:

— организовать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса;

— создать базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности;

— обеспечить методическую поддержку педагогов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

— организовать презентацию современного программного обеспечения, учебных и методических материалов;

— внедрить в образовательный процесс инновационные технологии и методы обучения;

— использовать в учебном процессе новые социальные формы программного обеспечения (social software).

Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Возможно только создание условий, которые бы облегчали их формирование. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами обмена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.

В городских и крупных сельских школах создаются методические объединения (кафедры) по предметам и циклам предметов, по видам воспитательной

работы. Такие объединения могут быть общешкольными или — в необходимых случаях — дифференцированными по ступеням обучения. В рамках объединений организуются семинары, конференции, педагогические чтения и т.п. Одна из основных форм методической работы — посещение открытых уроков и внеклассных занятий с последующим педагогическим анализом и обсуждением. Методическая грамотность учителя-предметника не должна оцениваться только методистом школы, поскольку в таком случае оценка не будет объективной.

Сформировав единое информационно-методическое пространство образовательной системы региона, мы уйдем от субъективности в анализе уроков, учителя-предметники смогут ознакомится с различными формами и методами проведения уроков по одной и той же теме и выбрать тот метод, который получит наибольшее количество положительных оценок. Также мы сможем сформировать единую образовательную технологию — систему деятельности педагога и учащегося, основанную на определенном содержании и методах обучения. Данная система, на наш взгляд, должна быть организована на инновационных принципах взаимодействия педагогов всего региона — формирования сетевого сообщества. Это позволит выработать в вузах области единые требования к абитуриентам при поступлении на различные специальности.

Основным моментом реализации данного проекта, на наш взгляд, является организация работы методической службы региона на всех уровнях системы образования. В связи с этим необходимо выявить иерархию методической службы и определить функции отдельно взятых его частей.

На рисунке показана модель методической службы образовательной системы региона, ключевыми звеньями которой являются сетевые сообщества.

Представленная модель методической службы, на наш взгляд, может решить задачи, стоящие перед системой образования, согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Формирование сетевого сообщества на каждой ступени системы образования позволит выявить наиболее выраженные проблемы по формам обучения; обеспечит функциональное развитие всей системы образования; повысит качество обучения; разрешит споры по вопросам непрерывного образования; предоставит доступ к информации по выбору методов обучения.

Однако открытый доступ к информации может негативно повлиять на качество преподавания из-за неправильного выбора преподавателем предложенной методики. В связи с этим появляется необходимость во введении новой специальности — сетевой методист, функционал которого определяется решением следующих вопросов:

— мониторинг информационных интернет-ресурсов;

— ведение сетевых коммуникаций в педагогическом интернет-сообществе;

— разработка методических рекомендаций по использованию телекоммуникаций в учебном процессе и управлении образованием;

— разработка оригинальных учебных курсов;

— координация действий членов сетевого сообщества.

Рис. Модель методической службы образовательной системы региона

Согласно модели сетевое сообщество каждой ступени образования представляет свой методист, который координирует работу всего сообщества и отстаивает его интересы на более высоком уровне системы управления образованием.

Исходя из задач, выполняемых сетевым методистом, можем предположить, что сетевое сообщество как инновационная технология организации методической работы образовательной системы региона должно базироваться на следующих принципах:

— открытый доступ к информации;

— самостоятельный выбор форм и методов обучения;

— повышение квалификации путем сетевого обмена информацией;

— сотрудничество с коллегами из других образовательных учреждений региона.

Основной вектор направления работы всей методической службы выполняет координационный центр, в состав которого входят научные работники и районные методисты.

По нашему мнению, координационный центр должен базироваться на методических службах каждого района области и ведущих педагогических вузов региона. Он представляет законы функционирования сетевой организации и приоритеты развития, разрабатывает общую методическую проблематику, имеет собственные ресурсы и инфраструктуру.

Нельзя не учитывать и работу районных методических центров. На них возлагается роль координаторов сетевого сообщества методистов региона. Именно районный методист является связующим звеном между теорией и практикой преподавания дисциплин, определяет стратегию развития методов преподавания в данном районе.

Сетевая организация методической работы содействует более качественному обмену опытом между преподавателями не только конкретного образовательного учреждения, но и всего района, области.

Основными характеристиками сетевой организации методической работы являются:

— обеспечение информационной поддержки образовательного процесса, научной, инновационной и методической работы во всех учреждениях сетевой организации;

— повышение эффективности использования методических ресурсов;

— расширение возможностей для повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с потребностями развивающейся системы образования;

— объединение усилий и возможностей методических и других учреждений для использования в своей работе современных информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, только подготовив качественную основу для функционирования сетевого сообщества, т.е. решив ряд организационных задач и выполнив определенные условия, можно говорить о формировании единого информационно-методического пространства образовательной системы региона.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Фролов И.Н. Информатизация системы образования — основа формирования единого информационно-методического пространства // Материалы XVII Международной конференции-выставки («ИТ0-2007»). — Москва: Изд-во МГУ, 2007.

[2] Фролов И.Н. Сетевое сообщество как инновационная технология организации методической работы образовательной системы региона // Материалы Региональной научнопрактической конференции «Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе педагогического вуза и школы». — Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2007.

[3] Фролов И.Н. Социальные сетевые сервисы информационной поддержки методической работы образовательной системы региона // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информатизация образовательного пространства: опыт, проблемы и перспективы». — Уфа: Изд-во БГПУ, 2007.

[4] Фролов И.Н. Сетевая организация методической работы образовательной системы региона // Материалы VII Всероссийской научно-технической конференции «Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике». — Пенза: Приволжский дом знаний, 2007.

[5] Фролов И.Н. Влияние сетевого сообщества на качество преподавания // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационная безопасность в открытом образовании». — Магнитогорск: Изд-во МГУ, 2007.

QUESTIONS OF FORMATION OF THE COMMON INFORMATION-METHODICAL SPACE OF A REGION’S EDUCATIONAL SYSTEM

I.N. Frolov

Faculty of applied mathematics and information technologies Lipetsk state pedagogical university

Lenin str., 42, Lipetsk, Russia, 398020

The basic organizational questions on formation of the common information — methodical space of a region’s educational system based on network interaction of all participants of educational process are discussed in the item.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.