17. Смолянинова, О. Г. Электронный портфолио как инструмент профессионального развития и аттестации преподавателей / О. Г. Смолянинова, Н. Г. Шилина, С. М. Геращенко // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 11. - С. 58-68.
18. Тарабанько, Е. В. Конкурентоспособность будущих специалистов в контексте педагогического сопровождения профессионального становления студентов в вузе / Е. В. Тарабанько // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 4. -С. 24-28.
19. Шишканов, Д. В. «Портфолио» как способ формирования и оценки информационной компетентности в курсах ИКТ в вузах [Текст] / Д. В. Шишканов,
О. Г. Смолянинова // Материалы конференции «Педагогика развития». - Красноярск, 2003.
20. ФГОС ВПО, педагогическое образование, бакалавриат, 2009.
УДК 37.016 378
Митина Елена Гарисоновна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и химии Мурманского государственного гуманитарного университета, [email protected], Мурманск
ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Mitina Elena Garisonovna
Candidate of Science in Biology, associate professor chair of biology and chemistry Murmansk State Humanitarian University, [email protected], Murmansk
COMMUNICATION AS DEVELOPMENT CASE IN METHODICAL TRAINING SYSTEM OF STUDENS
Сегодня в связи с переходом цивилизации к информационному обществу, наполнения новым смыслом целей и ценностей образования актуализируется идея продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса. «Выращивание» педагога, способного работать в таких условиях -процесс сложный и трудоемкий, требующий от современной методической науки преодоления ее «рецептурности», т. е. понимания ее содержания как готовых рецептов для построения процесса обучения и подражания более опытному педагогу как основы вхождения в профессиональную педагогическую деятельность. Такой сохраняющийся в современной ситуации характер методики предметного обучения, как учебной дисциплины в рамках подготовки на этапе обучения в вузе, входит в противоречие с современными тенденциями развития общества и образования и, как следствие, воз-
никает «закрытость» начинающего учителя в образовательной среде современной школы.
В связи с этим сегодня в педагогической и психологической науках уделяется значительное внимание проблеме адаптации выпускника вуза к работе в школе. Исследователи отмечают, что этот процесс протекает сегодня с большими сложностями, при этом в качестве одной из причин выдвигают методическую беспомощность молодого педагога в условиях стохастической образовательной среды. Отсюда вытекает задача придания всей методической подготовке студентов уже на этапе профессионального образования таких черт, как векторность, открытость и саморазвитие.
В то же время сама методическая наука сегодня находится в состоянии осмысления процессов, происходящих в современном образовании, поиска собственного образа в новых условиях социальной реальности. Сегодня в зоне научного поиска находится разработка различных аспектов предметных методик, как областей, интегрирующих предметные и психологопедагогические знания, на этапе профессионального образования, определяются ее функции, содержание, структура [4; 7; 14 и др.].
Освоение содержания методики обучения предмету осуществляется в поле методической подготовки студентов, которая в современном понимании рассматривается как процесс, как часть профессиональной подготовки, как «совокупность умений, навыков, личностных качеств, комплекс элементов учебного плана, обеспечивающих методическую подготовку, системное единство методической подготовки и методической деятельности» [7, с. 132] , и пр. В данной статье рассмотрим общение, как один из элементов развития методической подготовки студентов в условиях становления информационного общества.
Методическая подготовка студентов сегодня трактуется по-разному, с позиций системного, интегрированного, деятельностного, и компетент-ностного подходов к образованию. Так, системный подход устанавливает, что «система методической подготовки учителя - педагогическая система, включающая в себя совокупность функциональных и структурных компонентов, взаимодействие которых порождает интегративное качество личности учителя - методическую готовность. Она ориентирована на цели педагогической системы более высокого порядка - профессиональной подготовки» [8, с. 2]. Деятельностный подход определяет, что «методическая подготовка будущего учителя заключается в том, чтобы он овладел деятельностью, которая обусловлена структурой и функциями методики обучения предмету как самостоятельной научной деятельности» [14, с. 64].
С позиций интегративного подхода методическая подготовка студентов «обеспечивает формирование необходимых методических знаний и умений, оказывающих влияние на перестройку структуры профессионального мышления, готовности учителя к самообразованию и самопроектированию методической готовности» [7, с. 133].
Компетентностный подход к методической подготовке педагога предлагает в качестве ее результата рассматривать методическую компетентность, как «способность конструировать эффективный учебный процесс для широкого круга педагогических ситуаций в контексте учебного предмета» [4, с. 68; 5]. Вместе с этим в условиях институциональных изменений, происходящих сегодня в педагогическом образовании, пока остается открытым вопрос о месте, роли и функциях методической подготовки студентов в обновляемом институте образования.
Трансформационные процессы в образовательной системе сопряжены с возрастанием внимания педагогической науки к средовому подходу, как одному из перспективных ресурсов развития образования. Установлено, что этот подход выступает в качестве методологической основы педагогических исследований, сформулированы общенаучные основы средового подхода, выявлены способы его освоения в процессе профессиональной деятельности педагога [1; 11; 15; 16и др.].
Мы считаем, что в современной образовательной ситуации средовой подход возможен и необходим и к методической подготовке студентов. Он позволит расширить границы и преодолеть замкнутость образовательной системы вуза и «закрытость» выпускника, послужит одним из основных факторов развития сложившейся в науке системы методической подготовки студентов.
Опираясь на положение о «неисчерпаемости среды как объекта научного познания» [1, с. 102], мы можем утверждать, что важнейшей составляющей методической подготовки студентов должна быть ориентация будущих педагогов на осознание дидактических возможностей среды для достижения целей предметного образования. В контексте нашего исследования мы полагаем, что среда - источник развития систем, в том числе методических, которые в свою очередь не только «переводят», транслируют результаты развития общества, науки и культуры в содержание, формы, способы и результаты образовательного процесса, но и в современных условиях ориентируют студентов в их многообразии.
Под средовым подходом к методической подготовке студентов, как одной из таких методических систем, мы понимаем создание разнообразных взаимодействующих между собой микросред в условиях открытой научнообразовательной среды вуза. Включение субъектов образовательного процесса в эти микросреды является важнейшим фактором развития всей системы методической подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности. Полагаем, что такой подход обеспечивает методическую готовность, как интегрированный показатель методической подготовки студентов, включающий методическую компетентность, методическое мышление и методическую рефлексию [8, с. 3], к работе педагога в условиях изменяющейся среды и стирания границ образовательных систем информационного общества.
Опираясь на идею О. И. Генисаретского о необходимости формирования в образовательном процессе «установки на общение» [3], обратимся к
рассмотрению понятия «общение», как элемента средового подхода к развитию системы методической подготовки студентов, понимаемое нами как «направленное, закономерное изменение, в результате которого должно возникнуть новое качественное состояние объекта - его состава или структуры» [2, с. 1481].
Традиции общения ученых - педагогов, психологов и методистов, сложившиеся в рамках отечественного образования, сегодня обогащаются новыми формами, в т.ч. общением в виртуальном пространстве. В связи с этим, сегодня общение в процессе методической подготовки студентов может происходить как в реальных условиях научно-практических конференций, специальных семинаров, защиты исследовательских проектов по проблема методической науки и практики, так и в условиях бурно развивающихся виртуальных конференций различного уровня, электронных семинаров, в общении на форумах сайтов методической направленности и пр..
С позиций психологической науки «общение выполняет информационнокоммуникативную и регулятивно-коммуникативную функции, первая из которых означает прием и передачу информации, а вторая - организацию взаимодействия людей в совместной деятельности» [6, с. 280].
В социологии общение рассматривается как «взаимодействие субъектов, в условиях общения осуществляется коммуникативный процесс - обмен информацией, мыслями, чувствами, способами и результатами деятельности» [13, с. 330]. С позиций педагогической науки общение рассматривается как феномен [19], «как сложно организованное, единое в своей разносторонности системное явление» [10, с. 255], а «развитое полноценное общение становится источником функционирования и развития образовательной среды» [10, с. 256], как особую категорию отношений человека с миром, а именно субъект-субъектные отношения, в ходе которых осуществляется обмен ценностями [9].
Таким образом, в настоящее время в науке сложилось устойчивое мнение, что общение является средой обитания и развития человека, способствующей развитию и функционированию самой среды. Мы полагаем, что такая научная позиция соответствует идее средового подхода к развитию системы методической подготовки студентов, рассматриваемой в данной статье.
Соотношение понятий «общение» и «коммуникация» по-разному трактуется современными исследователями, от синонимичного до соподчиненного. В своем исследовании мы будем рассматривать коммуникацию как составляющую общения.
В настоящее время все большее значение приобретает изучение профессиональной коммуникации, при этом особую актуальность результаты исследований имеют для профессий, связанных со сферой «человек-человек». Известно, что коммуникация - основа профессиональной деятельности педагога, поэтому в контексте нашего исследования мы понимаем коммуникацию как деятельность, а общение как среду, создающуюся в результате деятельности, в том числе коммуникативной. Отталкиваясь от положе-
ния, что в социальной коммуникации присутствует как содержательный, идеальный, так и формальный, материальный элементы (средства, каналы) [8], будем выделяем две основные составляющие общения как среды методической подготовки студентов: первая - ценности методического знания, вторая - способы и каналы передачи и обмена информацией.
В процессе методической подготовки студентов присутствуют разнообразные ситуации общения «студент-студент», «студент-преподаватель», «студент-учитель», «студент-специалист методической службы или системы повышения квалификации». Такие ситуации могут возникать спонтанно, по мере возникновения затруднений и осознания необходимости их преодоления у всех участников процесса. В то же время они могут быть специально организованы в рамках учебных занятий, выполнения исследовательских работ, практик и пр.
В связи с этим мы полагаем, различные виды общения создают условия для продуктивного протекания этого процесса, «насыщения» методической подготовки как образовательной среды ресурсами, а, следовательно, ее развития как процесса. При этом общение выступает в качестве важнейшего условия становления методической готовности современного педагога к работе в стохастической образовательной среде, способствует преодолению закрытости и методической беспомощности молодого учителя и само является ценностью в профессиональной деятельности педагога-предметника.
Одним из таких видов является методическое общение, которое мы понимаем как специальную деятельность педагога-предметника по включению в существующие предметные коммуникативные сети (в данном случае предмет - методика биологического образования) и созданию собственной коммуникативно-методической сети в процессе методической деятельности специалиста в области образовании.
В настоящее время существуют разные точки зрения о соотношении понятий «методическая подготовка» и «методическая деятельность». Одни исследователи разделяют их в зависимости от условий протекания: первая
- на этапе обучения в вузе, вторая - на этапе профессиональной деятельности; другие говорят о системном единстве методической подготовки и методической деятельности. В связи с этим, основываясь на средовом подходе, мы выдвигаем идею о формировании у студентов в современной образовательной ситуации установки на методическое общение, как важнейшего элемента единой системы методической подготовки и методической деятельности педагога-предметника.
В психологической науке установки рассматриваются как «психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом, детерминирующая тенденция и склонность» [11, с. 943], при этом известно, что они формируются под влиянием других людей, средств массовой информации. Следовательно, на формирование установки педагога - предметника на методическое общение оказывают влияние разные субъекты образовательного процесса, в том числе - педагоги вуза, школь-
ные учителя, специалисты методических служб, системы повышения квалификации. Установки могут проявляться в уровне знаний человека (когнитивный аспект), в эмоциональных переживаниях (аффективный аспект) и в действиях (поведенческий аспект). Сведения о характеристике этих составляющих и их проявлениях в процессе методического общения представлены в таблице 1.
Таблица 1. - Проявление установки субъекта образовательного процесса на методическое общение
Проявление установки на общением Характеристика Возможные проявления в методическом общении
Когнитивное Мнения и убеждения, которых придерживается человек относительно субъекта или предмета Убеждение в необходимости общения с более опытными учителями, специалистами методических служб по проблемам методики обучения предмету
Аффективное Положительные или отрицательные эмоции, отношение к человеку и информации Интерес к общению, радость от совместного преодоления возникающего затруднения и совместного творчества или противоположные эмоции
Поведенческое Готовность к определенным реакциям поведения,соответствующим убеждениям переживаниям человека Проявление инициативы в установлении контактов, настойчивость в поиске ответов на вопросы, касающиеся методики обучения предмету
На основании утверждения, что «актуальность проблемы методической подготовки учителя заключается в привлечении студентов к разработке теории обучения предмету» [14, с. 67] можно прийти к заключению о важной роли общения субъектов образовательного процесса в решении актуальных теоретических и прикладных проблем методической науки.
Таким образом, общение выступает в качестве одного из инструментов методического движения, обеспечивающего рост «живой деятельности» в образовательной среде и насыщающего методическую подго товку как среду развития будущего педагога. Мы видим проблему в том, чтобы в процесс методической подготовки студентов включались заинтересованные люди, «меченые» в терминологии Ю. С. Мануйлова [11], влияющие на развитие среды. Мы полагаем, что результатом средового подхода к развитию методической подготовки является создание особой сети каждым участником процесса методической подготовки, перекрывание и взаимодействие этих сетей. При этом границы методической подготовки студентов открываются и расширяются в соответствии с уровнем профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса.
Методическое общение мы рассматриваем как комплексное явление, включающее в себя различные, взаимодействующие между собой виды общения -учебное, профессиональное и научное. Все ситуации, в рамках которых происходит общение, с позиций средового подхода приобретают характер «методических событий», когда возникает среда - как «со-бытийная общность» [15].
Учебное методическое общение протекает в процессе лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятий по дисциплинам методической подготовки в процессе взаимодействия «студент-преподаватель». Его проявления возникают в ситуациях обсуждения в диалоге проблемных вопросов, идей композиции урока, сценария мероприятия, способов решения ситуативных задач и пр.
Профессиональное методическое общение протекает в рамках педагогических практик, мастер-классов в процессе взаимодействия «студент-учитель», «студент-специалист системы повышения квалификации работников образования», «студент-специалист методических службы». Проявляется в ситуациях обсуждения уроков студента-практиканта, консультаций с методистом, участия в состязательных мероприятиях (конкурс «Педагогические надежды») и т. д.
Научное методическое общение объединяет в себе усилия всех субъектов образовательного процесса, сопрягается с учебным и профессиональным общением и высшей формой его проявления являются публикации, выступления на научных конференциях, защита дипломных и курсовых проектов, в содержании которых синтезируются и обобщаются результаты методического общения.
На наш взгляд, освоение студентами методического знания в процессе методического общения происходит на практическом, теоретическом, методологическом и мировоззренческом уровнях (табл. 2).
Таблица 2. - Уровни освоения содержания методической науки в процессе общения
Уровни Методическое общение
Учебное Профессиональное Научное
Практический Методическая система обучения предмету Методический стиль педагога Педагогические наблюдения и эксперименты
Теоретический Закономерности и принципы предметной методики Связь теории и практики обучения предмету Научные проблемы методики обучения предмету
Методологический Методология предметной методики, как науки Методологическая основа методической деятельности Методология научного исследования
Мировоззренческий Убеждение в ценности методического знания
Таким образом, методическое общение становится средой, необходимой как для становления и дальнейшего развития педагога-предметника, так и развития всей системы методической подготовки, обеспечивающей ее открытость, как одну из важнейших характеристик в современной образовательной ситуации.
В качестве условий, как элементов среды, необходимых для развития опыта общения в процессе методической подготовки студентов выделим:
1. осознание ценности методического общения участниками образовательного процесса;
2. готовность к диалогу, понимание векторности процесса становления методической компетентности педагога;
3. разнообразная интерпретация методических ситуаций, возникающих в расширенной образовательной среде;
4. насыщение коммуникативной деятельностью процесса методической подготовки студентов;
5. активное включение субъектов в научно-методические сообщества (в том числе - виртуальные);
6. понимание всеми участниками образовательного процесса сетевого характера методической подготовки студентов;
7. ориентация на постоянное взаимодействие и рефлексию методической деятельности.
На основании вышеизложенного, можно утверждать, что методическое общение выступает: как проблемная ситуация в современном педагогическом образовании, как ситуация развития всех субъектов образовательного процесса, имеющая потенциал для развития всей системы методической подготовки современного педагога, как одно из важнейших условий освоения и развития методического знания, имеющего значимую ценность для педагога-предметника.
Возникающая вследствие этого недостаточная «насыщенность» среды методического общения субъектов образовательного процесса, несомненно, существенным образом влияет на его продуктивность, а, следовательно, и на уровень методической готовности студентов в профессиональнопедагогической деятельности.
Отсюда следует, что один из путей преодоления указанных проблем - насыщение содержания методической подготовки студентов возможностями для развития навыков общения. Решение этой задачи мы видим в модульном включении ситуаций методического общения в содержание аудиторных занятий, а так же в создании специальных курсов методической направленности в рамках вариативного компонента учебного плана подготовки студентов и повышения квалификации преподавателей с целью осознания ценности методического общения в профессиональной деятельности педагога.
Таким образом, значение методического общения заключается в его системообразующей роли, обеспечивающей единство системы методической
подготовки и методической деятельности педагога-предметника, а так же в понимании общения как способа изучения методического сообщества, представляющего собой одну из сред «вхождения» в профессиональную деятельность, становления и профессионального развития педагога в современных условиях.
Библиографический список
1. Артюхина, А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения за как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета) [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00. 08 / Артюхина Александра Ивановна. - Волгоград, - 2006. - 388 с.
2. Первый толковый БЭС (большой энциклопедический словарь) [Текст]. -СПб.: Норинт; М.: РИПОЛ классик, 2006. - 2144 с.
3. Генисаретский, О. И. Методическая рефлексия и методические коммуникации. Доклад, прочитанный летом 1970 г. на семинаре в центре экспериментальной студии СХ СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬЦр://\улу\^рготе1а. т.
4. Гребенев, И. В. Фундаментальная научная подготовка учителя как основа его профессиональной компетентности [Текст]. / И. В. Гребенев, Е. В. Чупрунов // Педагогика. - 2010. -№ 8. - С. 65-69.
5. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. -2008.-№3,-С. 65-69.
6. Еникеев, М. Н. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М. Н. Еникеев. - М.: ТК Велби: изд-во Проспект, - 2006. - 560 с.
7. Зеленко, Н. В. Методическая подготовки учителя технологии: (интегративный подход) [Текст] / Н. В. Зеленко // Высшее образование в России. - 2006. -№4.-С. 132-134.
8. Земцова, В. И. Система методической подготовки учителя: структура и содержание [Текст] / В. И. Земцова // Наука и школа. - 2002. - № 3. - С. 2-7
9. Каптерев, А. И. Информатизация социокультурного пространства [Текст] / А. И. Каптерев // - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 512 с.
10. Козырев, В. А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета: сущность, модель, проектирование: Монография [Текст] / В. А Козырев
. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 328 с.
И. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании [Текст]: дис. ...д-ра педагогических наук. 13.00.01 / Мануйлов Юрий Степанович. - М., - 1997. - 192 с.
12. Психологическая энциклопедия [Текст] / под ред.: Р. Корсини, А. Ауэрбаха.
- 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 1096 с.
13. Российская социологическая энциклопедия [Текст] / под ред. Г. В. Осипова.
- М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. - 672 с.
14. Саранцев, Г. И. Методическая подготовка будущего учителя в современных условиях [Текст] / Г. И. Саранцев // Педагогика. - 2006. - № 7, - С. 61-68.
15. Слободчиков, В. И. Событийная образовательная общность - источник развития и субъект образования [Текст] / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования. - Саратов, 2010. - Вып. 1(43).- С. 177-185.
16. Фугелова, Т. А. Мобильный студент - субъект воспитательно-развивающей среды вуза [Текст] / Т. А. Фугелова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№5.-С. 106-116.
17. Слесарев, Ю. В. Профессиональная зрелость - индикатор качества профессиональной подготовки специалиста-менеджера [Текст] / Ю. В. Слесарев // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 5 - С. 68-78.
18. Шек, Г. Г. Средовой подход как педагогическая инновация и условия его освоения [Текст]: дис. ...канд. педагогических наук. 13.00.01 / Г. Г. Шеек. - Елец, 2001.- 148 с.
19. Щуркова, Н. Е. Феномен общения в контексте нежной педагогики [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 205-224.