Научная статья на тему 'Общение как среда развития системы методической подготовки студентов'

Общение как среда развития системы методической подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДОВОЙ ПОДХОД / ОБЩЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митина Елена Гарисоновна

Статья посвящена проблеме развития системы методической подготовки студентов с позиций средового подхода. Общение рассматривается как одна из сред, влияющих на становление методической готовности студентов к профессиональной деятельности. В статье раскрыты проблемы организации и содержания общения студентов по различным аспектам методической науки. Обоснована роль методического общения как составляющей профессионального общения и способа освоения пространства будущей деятельности педагога предметника в условиях образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общение как среда развития системы методической подготовки студентов»

17. Смолянинова, О. Г. Электронный портфолио как инструмент профессионального развития и аттестации преподавателей / О. Г. Смолянинова, Н. Г. Шилина, С. М. Геращенко // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 11. - С. 58-68.

18. Тарабанько, Е. В. Конкурентоспособность будущих специалистов в контексте педагогического сопровождения профессионального становления студентов в вузе / Е. В. Тарабанько // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 4. -С. 24-28.

19. Шишканов, Д. В. «Портфолио» как способ формирования и оценки информационной компетентности в курсах ИКТ в вузах [Текст] / Д. В. Шишканов,

О. Г. Смолянинова // Материалы конференции «Педагогика развития». - Красноярск, 2003.

20. ФГОС ВПО, педагогическое образование, бакалавриат, 2009.

УДК 37.016 378

Митина Елена Гарисоновна

Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и химии Мурманского государственного гуманитарного университета, [email protected], Мурманск

ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Mitina Elena Garisonovna

Candidate of Science in Biology, associate professor chair of biology and chemistry Murmansk State Humanitarian University, [email protected], Murmansk

COMMUNICATION AS DEVELOPMENT CASE IN METHODICAL TRAINING SYSTEM OF STUDENS

Сегодня в связи с переходом цивилизации к информационному обществу, наполнения новым смыслом целей и ценностей образования актуализируется идея продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса. «Выращивание» педагога, способного работать в таких условиях -процесс сложный и трудоемкий, требующий от современной методической науки преодоления ее «рецептурности», т. е. понимания ее содержания как готовых рецептов для построения процесса обучения и подражания более опытному педагогу как основы вхождения в профессиональную педагогическую деятельность. Такой сохраняющийся в современной ситуации характер методики предметного обучения, как учебной дисциплины в рамках подготовки на этапе обучения в вузе, входит в противоречие с современными тенденциями развития общества и образования и, как следствие, воз-

никает «закрытость» начинающего учителя в образовательной среде современной школы.

В связи с этим сегодня в педагогической и психологической науках уделяется значительное внимание проблеме адаптации выпускника вуза к работе в школе. Исследователи отмечают, что этот процесс протекает сегодня с большими сложностями, при этом в качестве одной из причин выдвигают методическую беспомощность молодого педагога в условиях стохастической образовательной среды. Отсюда вытекает задача придания всей методической подготовке студентов уже на этапе профессионального образования таких черт, как векторность, открытость и саморазвитие.

В то же время сама методическая наука сегодня находится в состоянии осмысления процессов, происходящих в современном образовании, поиска собственного образа в новых условиях социальной реальности. Сегодня в зоне научного поиска находится разработка различных аспектов предметных методик, как областей, интегрирующих предметные и психологопедагогические знания, на этапе профессионального образования, определяются ее функции, содержание, структура [4; 7; 14 и др.].

Освоение содержания методики обучения предмету осуществляется в поле методической подготовки студентов, которая в современном понимании рассматривается как процесс, как часть профессиональной подготовки, как «совокупность умений, навыков, личностных качеств, комплекс элементов учебного плана, обеспечивающих методическую подготовку, системное единство методической подготовки и методической деятельности» [7, с. 132] , и пр. В данной статье рассмотрим общение, как один из элементов развития методической подготовки студентов в условиях становления информационного общества.

Методическая подготовка студентов сегодня трактуется по-разному, с позиций системного, интегрированного, деятельностного, и компетент-ностного подходов к образованию. Так, системный подход устанавливает, что «система методической подготовки учителя - педагогическая система, включающая в себя совокупность функциональных и структурных компонентов, взаимодействие которых порождает интегративное качество личности учителя - методическую готовность. Она ориентирована на цели педагогической системы более высокого порядка - профессиональной подготовки» [8, с. 2]. Деятельностный подход определяет, что «методическая подготовка будущего учителя заключается в том, чтобы он овладел деятельностью, которая обусловлена структурой и функциями методики обучения предмету как самостоятельной научной деятельности» [14, с. 64].

С позиций интегративного подхода методическая подготовка студентов «обеспечивает формирование необходимых методических знаний и умений, оказывающих влияние на перестройку структуры профессионального мышления, готовности учителя к самообразованию и самопроектированию методической готовности» [7, с. 133].

Компетентностный подход к методической подготовке педагога предлагает в качестве ее результата рассматривать методическую компетентность, как «способность конструировать эффективный учебный процесс для широкого круга педагогических ситуаций в контексте учебного предмета» [4, с. 68; 5]. Вместе с этим в условиях институциональных изменений, происходящих сегодня в педагогическом образовании, пока остается открытым вопрос о месте, роли и функциях методической подготовки студентов в обновляемом институте образования.

Трансформационные процессы в образовательной системе сопряжены с возрастанием внимания педагогической науки к средовому подходу, как одному из перспективных ресурсов развития образования. Установлено, что этот подход выступает в качестве методологической основы педагогических исследований, сформулированы общенаучные основы средового подхода, выявлены способы его освоения в процессе профессиональной деятельности педагога [1; 11; 15; 16и др.].

Мы считаем, что в современной образовательной ситуации средовой подход возможен и необходим и к методической подготовке студентов. Он позволит расширить границы и преодолеть замкнутость образовательной системы вуза и «закрытость» выпускника, послужит одним из основных факторов развития сложившейся в науке системы методической подготовки студентов.

Опираясь на положение о «неисчерпаемости среды как объекта научного познания» [1, с. 102], мы можем утверждать, что важнейшей составляющей методической подготовки студентов должна быть ориентация будущих педагогов на осознание дидактических возможностей среды для достижения целей предметного образования. В контексте нашего исследования мы полагаем, что среда - источник развития систем, в том числе методических, которые в свою очередь не только «переводят», транслируют результаты развития общества, науки и культуры в содержание, формы, способы и результаты образовательного процесса, но и в современных условиях ориентируют студентов в их многообразии.

Под средовым подходом к методической подготовке студентов, как одной из таких методических систем, мы понимаем создание разнообразных взаимодействующих между собой микросред в условиях открытой научнообразовательной среды вуза. Включение субъектов образовательного процесса в эти микросреды является важнейшим фактором развития всей системы методической подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности. Полагаем, что такой подход обеспечивает методическую готовность, как интегрированный показатель методической подготовки студентов, включающий методическую компетентность, методическое мышление и методическую рефлексию [8, с. 3], к работе педагога в условиях изменяющейся среды и стирания границ образовательных систем информационного общества.

Опираясь на идею О. И. Генисаретского о необходимости формирования в образовательном процессе «установки на общение» [3], обратимся к

рассмотрению понятия «общение», как элемента средового подхода к развитию системы методической подготовки студентов, понимаемое нами как «направленное, закономерное изменение, в результате которого должно возникнуть новое качественное состояние объекта - его состава или структуры» [2, с. 1481].

Традиции общения ученых - педагогов, психологов и методистов, сложившиеся в рамках отечественного образования, сегодня обогащаются новыми формами, в т.ч. общением в виртуальном пространстве. В связи с этим, сегодня общение в процессе методической подготовки студентов может происходить как в реальных условиях научно-практических конференций, специальных семинаров, защиты исследовательских проектов по проблема методической науки и практики, так и в условиях бурно развивающихся виртуальных конференций различного уровня, электронных семинаров, в общении на форумах сайтов методической направленности и пр..

С позиций психологической науки «общение выполняет информационнокоммуникативную и регулятивно-коммуникативную функции, первая из которых означает прием и передачу информации, а вторая - организацию взаимодействия людей в совместной деятельности» [6, с. 280].

В социологии общение рассматривается как «взаимодействие субъектов, в условиях общения осуществляется коммуникативный процесс - обмен информацией, мыслями, чувствами, способами и результатами деятельности» [13, с. 330]. С позиций педагогической науки общение рассматривается как феномен [19], «как сложно организованное, единое в своей разносторонности системное явление» [10, с. 255], а «развитое полноценное общение становится источником функционирования и развития образовательной среды» [10, с. 256], как особую категорию отношений человека с миром, а именно субъект-субъектные отношения, в ходе которых осуществляется обмен ценностями [9].

Таким образом, в настоящее время в науке сложилось устойчивое мнение, что общение является средой обитания и развития человека, способствующей развитию и функционированию самой среды. Мы полагаем, что такая научная позиция соответствует идее средового подхода к развитию системы методической подготовки студентов, рассматриваемой в данной статье.

Соотношение понятий «общение» и «коммуникация» по-разному трактуется современными исследователями, от синонимичного до соподчиненного. В своем исследовании мы будем рассматривать коммуникацию как составляющую общения.

В настоящее время все большее значение приобретает изучение профессиональной коммуникации, при этом особую актуальность результаты исследований имеют для профессий, связанных со сферой «человек-человек». Известно, что коммуникация - основа профессиональной деятельности педагога, поэтому в контексте нашего исследования мы понимаем коммуникацию как деятельность, а общение как среду, создающуюся в результате деятельности, в том числе коммуникативной. Отталкиваясь от положе-

ния, что в социальной коммуникации присутствует как содержательный, идеальный, так и формальный, материальный элементы (средства, каналы) [8], будем выделяем две основные составляющие общения как среды методической подготовки студентов: первая - ценности методического знания, вторая - способы и каналы передачи и обмена информацией.

В процессе методической подготовки студентов присутствуют разнообразные ситуации общения «студент-студент», «студент-преподаватель», «студент-учитель», «студент-специалист методической службы или системы повышения квалификации». Такие ситуации могут возникать спонтанно, по мере возникновения затруднений и осознания необходимости их преодоления у всех участников процесса. В то же время они могут быть специально организованы в рамках учебных занятий, выполнения исследовательских работ, практик и пр.

В связи с этим мы полагаем, различные виды общения создают условия для продуктивного протекания этого процесса, «насыщения» методической подготовки как образовательной среды ресурсами, а, следовательно, ее развития как процесса. При этом общение выступает в качестве важнейшего условия становления методической готовности современного педагога к работе в стохастической образовательной среде, способствует преодолению закрытости и методической беспомощности молодого учителя и само является ценностью в профессиональной деятельности педагога-предметника.

Одним из таких видов является методическое общение, которое мы понимаем как специальную деятельность педагога-предметника по включению в существующие предметные коммуникативные сети (в данном случае предмет - методика биологического образования) и созданию собственной коммуникативно-методической сети в процессе методической деятельности специалиста в области образовании.

В настоящее время существуют разные точки зрения о соотношении понятий «методическая подготовка» и «методическая деятельность». Одни исследователи разделяют их в зависимости от условий протекания: первая

- на этапе обучения в вузе, вторая - на этапе профессиональной деятельности; другие говорят о системном единстве методической подготовки и методической деятельности. В связи с этим, основываясь на средовом подходе, мы выдвигаем идею о формировании у студентов в современной образовательной ситуации установки на методическое общение, как важнейшего элемента единой системы методической подготовки и методической деятельности педагога-предметника.

В психологической науке установки рассматриваются как «психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом, детерминирующая тенденция и склонность» [11, с. 943], при этом известно, что они формируются под влиянием других людей, средств массовой информации. Следовательно, на формирование установки педагога - предметника на методическое общение оказывают влияние разные субъекты образовательного процесса, в том числе - педагоги вуза, школь-

ные учителя, специалисты методических служб, системы повышения квалификации. Установки могут проявляться в уровне знаний человека (когнитивный аспект), в эмоциональных переживаниях (аффективный аспект) и в действиях (поведенческий аспект). Сведения о характеристике этих составляющих и их проявлениях в процессе методического общения представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Проявление установки субъекта образовательного процесса на методическое общение

Проявление установки на общением Характеристика Возможные проявления в методическом общении

Когнитивное Мнения и убеждения, которых придерживается человек относительно субъекта или предмета Убеждение в необходимости общения с более опытными учителями, специалистами методических служб по проблемам методики обучения предмету

Аффективное Положительные или отрицательные эмоции, отношение к человеку и информации Интерес к общению, радость от совместного преодоления возникающего затруднения и совместного творчества или противоположные эмоции

Поведенческое Готовность к определенным реакциям поведения,соответствующим убеждениям переживаниям человека Проявление инициативы в установлении контактов, настойчивость в поиске ответов на вопросы, касающиеся методики обучения предмету

На основании утверждения, что «актуальность проблемы методической подготовки учителя заключается в привлечении студентов к разработке теории обучения предмету» [14, с. 67] можно прийти к заключению о важной роли общения субъектов образовательного процесса в решении актуальных теоретических и прикладных проблем методической науки.

Таким образом, общение выступает в качестве одного из инструментов методического движения, обеспечивающего рост «живой деятельности» в образовательной среде и насыщающего методическую подго товку как среду развития будущего педагога. Мы видим проблему в том, чтобы в процесс методической подготовки студентов включались заинтересованные люди, «меченые» в терминологии Ю. С. Мануйлова [11], влияющие на развитие среды. Мы полагаем, что результатом средового подхода к развитию методической подготовки является создание особой сети каждым участником процесса методической подготовки, перекрывание и взаимодействие этих сетей. При этом границы методической подготовки студентов открываются и расширяются в соответствии с уровнем профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса.

Методическое общение мы рассматриваем как комплексное явление, включающее в себя различные, взаимодействующие между собой виды общения -учебное, профессиональное и научное. Все ситуации, в рамках которых происходит общение, с позиций средового подхода приобретают характер «методических событий», когда возникает среда - как «со-бытийная общность» [15].

Учебное методическое общение протекает в процессе лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятий по дисциплинам методической подготовки в процессе взаимодействия «студент-преподаватель». Его проявления возникают в ситуациях обсуждения в диалоге проблемных вопросов, идей композиции урока, сценария мероприятия, способов решения ситуативных задач и пр.

Профессиональное методическое общение протекает в рамках педагогических практик, мастер-классов в процессе взаимодействия «студент-учитель», «студент-специалист системы повышения квалификации работников образования», «студент-специалист методических службы». Проявляется в ситуациях обсуждения уроков студента-практиканта, консультаций с методистом, участия в состязательных мероприятиях (конкурс «Педагогические надежды») и т. д.

Научное методическое общение объединяет в себе усилия всех субъектов образовательного процесса, сопрягается с учебным и профессиональным общением и высшей формой его проявления являются публикации, выступления на научных конференциях, защита дипломных и курсовых проектов, в содержании которых синтезируются и обобщаются результаты методического общения.

На наш взгляд, освоение студентами методического знания в процессе методического общения происходит на практическом, теоретическом, методологическом и мировоззренческом уровнях (табл. 2).

Таблица 2. - Уровни освоения содержания методической науки в процессе общения

Уровни Методическое общение

Учебное Профессиональное Научное

Практический Методическая система обучения предмету Методический стиль педагога Педагогические наблюдения и эксперименты

Теоретический Закономерности и принципы предметной методики Связь теории и практики обучения предмету Научные проблемы методики обучения предмету

Методологический Методология предметной методики, как науки Методологическая основа методической деятельности Методология научного исследования

Мировоззренческий Убеждение в ценности методического знания

Таким образом, методическое общение становится средой, необходимой как для становления и дальнейшего развития педагога-предметника, так и развития всей системы методической подготовки, обеспечивающей ее открытость, как одну из важнейших характеристик в современной образовательной ситуации.

В качестве условий, как элементов среды, необходимых для развития опыта общения в процессе методической подготовки студентов выделим:

1. осознание ценности методического общения участниками образовательного процесса;

2. готовность к диалогу, понимание векторности процесса становления методической компетентности педагога;

3. разнообразная интерпретация методических ситуаций, возникающих в расширенной образовательной среде;

4. насыщение коммуникативной деятельностью процесса методической подготовки студентов;

5. активное включение субъектов в научно-методические сообщества (в том числе - виртуальные);

6. понимание всеми участниками образовательного процесса сетевого характера методической подготовки студентов;

7. ориентация на постоянное взаимодействие и рефлексию методической деятельности.

На основании вышеизложенного, можно утверждать, что методическое общение выступает: как проблемная ситуация в современном педагогическом образовании, как ситуация развития всех субъектов образовательного процесса, имеющая потенциал для развития всей системы методической подготовки современного педагога, как одно из важнейших условий освоения и развития методического знания, имеющего значимую ценность для педагога-предметника.

Возникающая вследствие этого недостаточная «насыщенность» среды методического общения субъектов образовательного процесса, несомненно, существенным образом влияет на его продуктивность, а, следовательно, и на уровень методической готовности студентов в профессиональнопедагогической деятельности.

Отсюда следует, что один из путей преодоления указанных проблем - насыщение содержания методической подготовки студентов возможностями для развития навыков общения. Решение этой задачи мы видим в модульном включении ситуаций методического общения в содержание аудиторных занятий, а так же в создании специальных курсов методической направленности в рамках вариативного компонента учебного плана подготовки студентов и повышения квалификации преподавателей с целью осознания ценности методического общения в профессиональной деятельности педагога.

Таким образом, значение методического общения заключается в его системообразующей роли, обеспечивающей единство системы методической

подготовки и методической деятельности педагога-предметника, а так же в понимании общения как способа изучения методического сообщества, представляющего собой одну из сред «вхождения» в профессиональную деятельность, становления и профессионального развития педагога в современных условиях.

Библиографический список

1. Артюхина, А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения за как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета) [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00. 08 / Артюхина Александра Ивановна. - Волгоград, - 2006. - 388 с.

2. Первый толковый БЭС (большой энциклопедический словарь) [Текст]. -СПб.: Норинт; М.: РИПОЛ классик, 2006. - 2144 с.

3. Генисаретский, О. И. Методическая рефлексия и методические коммуникации. Доклад, прочитанный летом 1970 г. на семинаре в центре экспериментальной студии СХ СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬЦр://\улу\^рготе1а. т.

4. Гребенев, И. В. Фундаментальная научная подготовка учителя как основа его профессиональной компетентности [Текст]. / И. В. Гребенев, Е. В. Чупрунов // Педагогика. - 2010. -№ 8. - С. 65-69.

5. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. -2008.-№3,-С. 65-69.

6. Еникеев, М. Н. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М. Н. Еникеев. - М.: ТК Велби: изд-во Проспект, - 2006. - 560 с.

7. Зеленко, Н. В. Методическая подготовки учителя технологии: (интегративный подход) [Текст] / Н. В. Зеленко // Высшее образование в России. - 2006. -№4.-С. 132-134.

8. Земцова, В. И. Система методической подготовки учителя: структура и содержание [Текст] / В. И. Земцова // Наука и школа. - 2002. - № 3. - С. 2-7

9. Каптерев, А. И. Информатизация социокультурного пространства [Текст] / А. И. Каптерев // - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 512 с.

10. Козырев, В. А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета: сущность, модель, проектирование: Монография [Текст] / В. А Козырев

. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 328 с.

И. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании [Текст]: дис. ...д-ра педагогических наук. 13.00.01 / Мануйлов Юрий Степанович. - М., - 1997. - 192 с.

12. Психологическая энциклопедия [Текст] / под ред.: Р. Корсини, А. Ауэрбаха.

- 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 1096 с.

13. Российская социологическая энциклопедия [Текст] / под ред. Г. В. Осипова.

- М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. - 672 с.

14. Саранцев, Г. И. Методическая подготовка будущего учителя в современных условиях [Текст] / Г. И. Саранцев // Педагогика. - 2006. - № 7, - С. 61-68.

15. Слободчиков, В. И. Событийная образовательная общность - источник развития и субъект образования [Текст] / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования. - Саратов, 2010. - Вып. 1(43).- С. 177-185.

16. Фугелова, Т. А. Мобильный студент - субъект воспитательно-развивающей среды вуза [Текст] / Т. А. Фугелова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№5.-С. 106-116.

17. Слесарев, Ю. В. Профессиональная зрелость - индикатор качества профессиональной подготовки специалиста-менеджера [Текст] / Ю. В. Слесарев // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 5 - С. 68-78.

18. Шек, Г. Г. Средовой подход как педагогическая инновация и условия его освоения [Текст]: дис. ...канд. педагогических наук. 13.00.01 / Г. Г. Шеек. - Елец, 2001.- 148 с.

19. Щуркова, Н. Е. Феномен общения в контексте нежной педагогики [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 205-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.