CONCORDE, 2015, N 4
ЕДИНАЯ РЕЛИГИЯ
О. Н. Чеглаков
Общество "Зов к Культуре" (Санкт-Петербург)
Задача Философии Единой религии должна стать потребностью самых широких масс населения, ибо наступает не условный Век Просвещения, но Век Света, в котором будут жить люди, устремлённые к знанию и утончению сознания. Указать на доступное для практической жизни из существующего в религиозной философии, найти жемчужины, которые разбросаны в различных системах знаний веков и народов, объединить эти жемчужины единым смыслом и утвердить их для приложения в жизни - такая удивительная по красоте творческого искания задача стоит и будет стоять перед философами Единой религии. Задача, приносящая радость.
Ключевые слова: Великий Учитель, Единая вера, Единая религия, Единый Бог, Единый дух, Единый Источник, Знания, Новая религия, Объединённая религия, Новая Эпоха, Религия будущего, Религия духа, Синтез, Учение Живой Этики, Учитель Учителей Философия.
Сказано было: Культуру в жизнь! Трудна задача, но выполнима. Можно предложить вносить в жизнь сам синтез, Культуру в целом. Есть и путь действий через её составляющие: искусство, религию, науку. Уже было сказано: искусство в жизнь! Но необходимо уже сказать и утверждать: религию в жизнь! И многие будут в недоумении - религия многие тысячелетия утверждалась во все времена и во всех народах. И это правда. Тем более в целом положительная роль религии общеизвестна. Но призыв об утверждении религии подразумевает и совершенно иное восприятие самой религии. В ней должны быть заложены не исключительные обособляющие идеи, а, наоборот, объединительные, зовущие к единству Высокого Источника и утверждения происхождения Знаний исключительно от Него.
Таким образом, не будет ошибочным, а, наоборот, важно утверждать то, что при внесении Культуры в жизнь необходимо решать и религиозные задачи. Не может быть человек по-настоящему культурным без широкого религиозного воспитания. Единая религия (1) в отдалённом будущем будет весьма близка Единому Учению, из которого она и вышла. Но в ближайшее десятилетие при развитии идеи Единой религии важно будет не смешение всех конфессий под одним символом или унификацией всех ритуалов и обрядов, а осуществление на практике взаимопризнания.
При этом без признания наличия и существования Единого Источника Знаний, являющегося основой каждой религии, договориться о взаимотерпимости представляется невозможным. Это обстоятельство связано с рассмотрением самого корня возникновения религиозной нетерпимости. Именно потому при утверждении религии будущего - Единой религии, (2) на первое место выступает задача внедрения в сознание религиозных масс идеи единства Источника.
Единая религия. Основные положения
Единая религия (12) является Религией будущего или Религией духа. Единый Бог, Единый Дух - основа представления о Мироздании последователей Единой веры.
83
CONCORDE, 2015, N 4
Создание Единой религии не является новой или исключительной идеей. Попытки объединения всех религий в Единой вере или хотя бы приведения представителей различных религий и их конфессий и сект к пониманию необходимости терпимости и всевмещения, были многочисленными. И даже в нашу эру, после Рождества Христова можно назвать некоторые из них: манихеи, несториане, учение Акбара Великого, (12) учение Соломона, (12) учения Рамакришны (12) и Вивекананды, учение Льва Толстого, бахаизм. Объединительные идеи Нового Времени прозвучали в совокупности как через Учение Живой Этики, так и через Философию Н.К. Рериха - Философию Учения Живой Этики. Именно у Николая Константиновича Рериха мы находим идею Объединённой или Единой религии. Такая религия могла развиваться в два этапа: первый этап - становление и по форме выражение её более близко идее Объединенной религии; второй этап - Единая религия, с созданной оформленной системой мировоззрения и живой укрепившейся традицией.
Последователи Единой религии утверждают Единую веру в Единого Бога. Аллах, Бог-Отец, Ахура-Мазда и другие представления о Высшем получают расширенное и углублённое толкование и сливаются в понятии Единого Бога. Сама Единая религия не возникает от прихода какого-либо одного Великого Учителя, именуемого часто людьми Богом, Пророком, или Посредника Его проявления - его ученика, а по совокупности всех предшествующих, наиболее распространённых основных Религий Мира: христианства, иудаизма, индуизма, буддизма, маздеизма, конфуцианства, даосизма. Все они были даны и получили своё развитие на протяжении последних трёх тысячелетий. К примеру, индуизм имеет свои истоки в браманизме, в то время как последний исчисляет своё происхождение от Учения Веды, имеющего древность, теряющуюся в тысячелетиях. Потому, имея в основании Учения Великих Учителей - Рамы и Кришны, дававших свои знания за пределами трёх тысячелетий, сама по себе религия индуизм сложилась в историческом для современного человечества отрезке времени.
В одних случаях Учение, на основе которого рождалась та или иная религия, привносилось Великим Учителем, в других - в самых поворотных для судьбы всего человечества жизненных этапах - Учителем Учителей, Старшим из них. Именно Учитель Учителей чаще всего, в народных представлениях и именовался Богом - так велик идеал человеческого представления. Но в знании уровня Учителей - основателей религии, последователи Единой религии не умаляют Знания, полученные ими от разных Великих Учителей. Скажем, Конфуций или Лао-цзе излагали только то, что исходило от Старшего из Старших и в согласовании с Ним. Именно все истинные и подлинные религии имеют Единое основание Знания. Различия их оснований на практике связаны с определёнными акцентами знаний, выдаваемых в разные периоды времени, преломлением через определённый образ мышления того или иного народа, а так же тех или иных искажённых представлений, которые рождались в неразвитом сознании. Именно потому едина Основа всех религий, и одновременно так многообразны грани этой Основы. Теперь всё это неисчислимое богатство предлагается использовать во благо Общее каждому, кто устремлён к духовному совершенствованию и служению всему человечеству.
Единая религия - это радостный путь воссоединения с Богом Единым. Вмещение становится краеугольным камнем Новой религии. Выражением её будет терпимость. Не случайно пример такой терпимости являл один из Великих Учителей - Акбар Великий (6). Рождённый в исламе, он соединил и вместил и христианство, и индуизм, и буддизм в содружестве с исламом.
Самым большим вопросом для приходящих со стороны последователей различных религий будет их озабоченность о возможной концентрации любви на различных Образах Основателей, а не на одном ранее избранном. Важным будет также изъятие понятия исключительности Бога в соответствующей религии. Скажем, христианам тысячелетия давали представление о том, что только Христос есть воплощение Бога Живого, а в других религиях их основатели только лишь учителя, пророки и другие - Великие, но всё ж не Боги. Мусульмане непоколебимо веруют, в большинстве своём, что только они имеют Божественное Откровение от Аллаха, хотя и полученное через Пророка, а не от самого Бога. Вопрос исключительности,
84
CONCORDE, 2015, N 4
бывший причиной распрей, вражды и религиозных войн, решается путём исследования, сопоставления и доказательства единства основных положений Этики. Различие же представлений о Мироздании в религиях объясняется тем, что во многих из них подлинное знание или было утеряно, или давалось в символической форме, частичное раскрытие которой приводило к многообразию толкований, либо это было связано с языковыми несоответствиями. Углублённое и непредвзятое изучение Основ Мудрости искренними и любящими Единого Бога последователями Новой религии без сомнения раскроет тайну символических образов или уточнит искажённые в веках представления о смысле притчей и всего Благовещания.
Сама по себе задача достижения представления о Мироздании и его законах даёт удивительную радость исследователю, ощущение причастности к Божественному и Сокровенному. Постижение Бога Единого - захватывающая дух задача. Постижение и приближение. Постижение и отдаление. Отдаление - потому что на новом уровне сознания раскрывается новое Величие Бога Единого (5), постигаемого, но Непостижимого, зримого в Проявлении и Неведомого, Выражающего всю нашу жизнь и Несказуемого.
Безусловно, кто-то возразит и выразит сомнение в возможности признания Единого Бога. И на это следует ответить, зная все изгибы человеческого мышления и сознания: люди старого уходящего мира, не раскрывшие в себе честность признания, не поставившие задачу устремления к Истине, конечно, признать Единый Источник Знаний не смогут. Только благородная честность, вера в единство всего человечества и всеобщая любовь к нему могут привести в лоно Единой религии с понятием Единого Бога.
Определение Единой религии
Единая религия - религия, утверждающая Единого Бога, Единый Источник и Единую веру. Единая религия - религия, утверждающая единство знания и красоты. Единая религия -религия высшей степени вмещения, терпимости, доброжелательства и любознательности. Единая религия - Религия будущего. Единая религия - Новая религия. Единая религия -Религия духа. Единая религия - религия братства и согласия. Единая религия - синтез лучших накоплений всех существующих религий, имеющих Единый Источник.
Понятие Единой религии
Единая религия - не новое понятие или словообразование. Единая религия - религия, исходящая от Единого Источника и принадлежащая Ему. Она столь же древняя, как и само человечество, когда оно получило и приобрело самосознание. Кто-то скажет, как например некоторые христиане, что только их религия исходит от Бога Единого, и только она одна была получена от Него непосредственно. И всё же, признавая правоту христиан на происхождение их религии от Единого Источника, усомнимся, что эта религия является единственной из пришедших от Единого Источника. В противном случае необходимо будет признать все остальные религии ложными. А такое признание умаляет самого Бога и бросает на Него тень несправедливости. Ведь если Бог Всемогущий, Вездесущий, мы в Боге, и Он в нас, то где же Он был до христианства? Или почему Он Наделил своим Присутствием лишь малую часть человечества?
Так можно сделать вывод или о несправедливости Бога и Его немилосердности, не вездесущности или даже Его отсутствии. Иное дело, когда мы признаём право происхождения от Единого Источника за всеми мировыми религиями. Только само человечество, внеся в религии свои искажённые представления из-за неправильно понятых символьных слов и выражений Священных текстов, привело к такому состоянию существующие религии, что они стали казаться несовместимыми между собою. Но возвращение каждой из религий к своему Единому Источнику, к временам Основателей их, придаёт всем им новый импульс к жизни. Все мировые религии откроют неисчерпаемое богатство и единство веры, которое не будет разделять ни языковое, ни обрядовое и ритуальное разнообразие.
Человечество стремится к единству, к нему же должно стремиться и религиозное мировоззрение. Другого пути нет, ибо Бог Единый имеет и «стадо единое».
85
CONCORDE, 2015, N 4
Значение Единой религии
Трудно говорить о значении Единой религии, которая только намечает свои пути к проявлению. В прошлом попытки утверждения Единой Религии были бесчисленными и временами успешными. Вспомним объединяющие строительные действия Соломона, Акбара Великого, буддистов, имевших самые широкие взаимосвязи по всему миру. Вновь объединительные идеи захватили передовое человечество уже на рубеже XIX и XX веков. Наиболее яркими представителями звучат имена Рамакришны, Вивекананды и Льва Толстого, получивших импульс идей братства религий от фундаментальных знаний, пришедших с Теософией, переданной через Елену Петровну Блаватскую. И, наконец, наиболее ясно и чётко идеи единства религии были изложены в трудах всей семьи Рерихов. И если Рерихи стали Провозвестниками Новой Эпохи, то и то, что исходит от них, становится важной и неотъемлемой необходимостью.
Согласимся сурово и ответственно, что в настоящее время о Единой религии люди в массе своей лишь только робко поговаривают. Но в будущем человечество ждёт подлинный расцвет Знаний, раскрывающихся при устремлении к поиску утерянных в веках сокровищ при возвращении к Источнику существующих религий. Именно возвращение к Источнику, который един, и приведёт к Единству и Единой религии. Усилится и взаимообмен ценностями красоты и знания. Возродятся не только забытые искусства, но и будут созданы в синтезе взаимообогащения новые. Архитектура, театр, музыка, танцы - всё будет на подъёме радостного восхождения. Чувство единения между народами, порою разделяемое в настоящее время религиозными спорами, покроет все попытки разлада и недоверия. На Земле воцарятся мир, дружба и согласие, ибо воля народов, устремлённая к единению, будет нерушима. Единая религия станет основой и для дальнейшего расширения сознания, и для неукоснительного культурного строительства.
Философия Единой религии
Философия - самое тончайшее и глубинное, а потому и сущность составляющее понятие основных проявлений духа через свои душу и тело. Философия религии, а в данном случае Философия Единой религии, будет, таким образом, самой её сутью, основою. В поисках и исканиях своего предназначения религиозная философия часто выходила за грань необходимости для применения в жизни, а потому становилась уделом философов и интеллектуалов. Задача Философии Единой религии должна стать потребностью самых широких масс населения, ибо наступает не условный Век Просвещения, но Век Света, в котором будут жить люди, устремлённые к знанию и утончению сознания. Указать на доступное для практической жизни из существующего в религиозной философии, найти жемчужины, которые разбросаны в различных системах знаний веков и народов, объединить эти жемчужины единым смыслом и утвердить их для приложения в жизни - такая удивительная по красоте творческого искания задача стоит и будет стоять перед философами Единой религии. Задача, приносящая радость.
Первая радость исканий философа Единой религии будет в нахождении и утверждении Единого Источника Знания. Именно в этом Едином Источнике Знаний он будет черпать убедительные доказательства Единого Бога, Единства жизни и Всеединства как такового.
Вторая радость исканий будет заключаться в восприятии Единого Источника Знания после осознания жизни в Едином Боге. Такая радость пробуждает великие качества -терпимость и вмещение.
Третья радость будет в очищении вековых нагромождений, от суеверия и предрассудков, мешающих увидеть единую основу религиозных систем, основанных на Знаниях из Единого Источника.
Четвёртая радость будет заключаться от соприкосновения с Непостижимой Тайной построения Мироздания и подтверждением единства представления о Нём.
Пятая радость будет в достижении открытий тех философов, которые во многих трудах подтверждали Единство Мира и законы, определяющие его жизнь.
86
CONCORDE, 2015, N 4
Этика Единой религии
Этика как система Знаний или наука о правилах, принципах и законах нравственности может быть условной и безусловной.
Если Законы, Принципы и правила исходят из Высшего и Единого Источника Знаний, без относительности или условий их восприятия, признания или непризнания, то такая Этика и будет безусловной. Такое восприятие Законов, единых для всего Космоса, предполагает следование Знанию, или Мудрости, даваемым через Учителей человечества под названием Учение. Так не случайно последняя из даваемых областей Знаний из Единого Учения называется Учением Живой Этики. Но во все предыдущие времена Учение никогда широко не давалось и не распространялось в виду неготовности Его восприятия в широких слоях населения, а было уделом лишь немногих особенно развитых духов. Именно потому для широких слоёв населения, для масс давалась религия, имевшая ограниченный набор правил и законов, которые должен был исполнять человек, чтобы быть успешным в развитии своего духа. Чем шире народные массы, тем больше и вероятность искажений в понимании тех или иных правил и законов. Так религии приобретали этику разной меры условности. Религия, если она не была затемнена предрассудками и суевериями, вела на сближение с Учением.
Единая Религия отличается тем от остальных и самых совершенных религий, что устанавливает задачу утверждения не на исключительности верного пути сближения с Богом, а, наоборот, устремляет на единство Источника всех Знаний и Религий. Таким образом, Единая Религия направлена на очищение и расширение правил и принципов, данных ранее, приведение их в согласование с Этикой Учения. Иными словами, Этика Единой Религии есть живой процесс, ведущий от меры условной к безусловной. Этот процесс творческий. Но именно творческий огонь в сердце горящем привносит самую настоящую радость, которая уже сама по себе будет выражена безусловной Этикой. Этика Единой Религии - путь к Истине! Так и запомним.
Цель и смысл жизни в Единой Религии
Цель и смысл жизни в Единой религии, так же как в каждой религии, имеющей Единый Источник, будут оставаться в главном теми же. Поиск путей, ведущих к осознанию Бога, приобретению или восстановлению веры в Него и укреплению её - это первая и самая главная цель, принявшего за основу своей жизни решение идти и следовать Единой религии. Но, приобретя связь с Богом, необходимо эту связь не только удерживать, но всячески и укреплять. Укрепляя себя, постоянно думая о своём продвижении к Богу, человек начинает предаваться не только думам лишь о себе, но и взращивать в себе чувство исключительности и обособления. Человек, казалось бы, идущий к Высшему, неожиданно для себя становится чуждым не только всему Высшему, но и людям в своём постоянном выражении эгоизма. И не случайно существует библейский наказ о заботе и любви к ближнему, который можно найти и в других религиях. Ведь именно в отрыве от себя любимого, в служении людям во имя дел, установленных Силами Света, исполняющими Божественное Предначертание, можно приблизиться к Богу и укрепить с Ним связь. Так служение Богу и людям должно стать главной целью и заботой каждого уверовавшего в религиозное единство. В служении Богу и людям происходит совершенствование духа человеческого. Это Служение происходит не только в каких-то самых простых заботах и оказаниях помощи, но и во всём многообразии творческого процесса, предназначенного человечеству.
Итак, мы видим, что цель и смысл жизни верующего последователя Единой религии те же, что и в других религиозных системах, основанных Учителями человечества многие века назад. Даже та терпимость, которая особенно выделяется и устанавливается в Единой религии, может быть найдена в должной мере и в других конфессиях. В то же время, приобретая главные основные цели и смысл жизни, сознательный сторонник Единой религии, следуя основам её, устремляется и по пути очищения религий, составляющих в синтезе Единую религию. С этим действием нарастают Знания и очищаются самые Высокие Облики и понятие Самого Бога.
87
CONCORDE, 2015, N 4
Именно это стремление к возвращению к Единому Источнику не только по установлению задач в Единой религии, но и в установлении всей своей жизни как стремлении к самым чистым Знаниям, будет коренным отличием верующего в Новой религии от всех остальных.
Качества в Единой религии
Человек, рождённый в Боге, живущий в Боге и устремлённый к осознанию Его в себе и себя в Нём, должен соответствовать Ему. Человек, состоящий из духа, души и тела чувствует в своём сердце веления духа, несущего в себе Божественное Начало, а потому печать Вечности имеющего.
В Боге всё едино, но и многообразно, - Единство в многообразии! Потому и каждый дух, рождённый Богом и в Боге живущий, должен быть отличным от другого - стать яркой индивидуальностью. Каждый человек имеет свой неповторимый опыт. Опыт положительный накапливается в духе, в его самой тончайшей материи - огне. Каждый огонь имеет свои разнообразные качества. Положительные - в духе. Каждая религия была направлена на приобретение и выражение положительных качеств духа, которые в проявлении своём в действии выражают нрав духа или нравственность. От каждого проявления духа - действия, рождалось новое накопление духа по соответствию. Так человек совершенствовал и совершенствует свой дух. Так было во всех веках, народах и религиях. Но в религиях мало кто представлял сам процесс, но лишь знал о необходимости исполнения Воли Божьей - Указание исполнять те или иные Заповеди. И люди исполняли более механически, чем сознательно.
Задача Единой религии, несущей синтез всего лучшего всех религий Единого Источника, заключается в том, чтобы исполнять Заповеди Божьи сознательно, в понимании самого процесса. Сознательное восприятие каждого качества в его действии и будет состоянием, которое должно быть всегда положительным.
Действия человека в Единой религии
Качества кристаллизуются в действиях и от действий. Действия, как и качества, накопленные в результате этих действий, отличаются по силе, мощи, целесообразности, целеустремлённости, но по мере синтетичности. Примером всеохватывающих синтетических действий в религии будет служение Богу. Служение как действие включает в себя и устремление, и исполнение определённого обряда или ритуала, принесение молитвы, совершение богоугодных дел, религиозное просвещение. В то же время может быть действие, которое можно было бы назвать и широким словом - служение, но имеющее конкретное одно качество. Таким примером может быть названо проявление любви к Богу, выражающее качество любви. Положительными действиями в Единой религии будут действия не только по причине веры и любви к Богу, но и по причине Знания о необходимости свершения полезных и положительных дел, пригодных эволюции.
Иными словами последователь Единой религии, будучи не слепым, а зрячим последователем религии наполняет всю свою жизнь сознательным существованием. Весь свой труд служители Единой религии посвящают Единому Богу, памятуя, что Он через Силы Свои -Иерархию Света Призвал посвящать все свои дела развитию духа. Даже дела, необходимые для тела, исполняются лишь для того, чтобы они лучше исполняли запросы души и духа. А дела, для души все были бы подчинены целям духа.
Чувства верующих в Единой религии
Чувства верующих в Единой религии, так же как и во всех религиях, имеющих Единый Источник, направлены в первую очередь к Богу, а потому при истинной вере, постоянстве и преданности Ему всегда будут направлены только лишь в положительном аспекте. Но в том и заключается проблема, что для большинства считающих себя старожилами или приверженцами какой-либо одной конфессии выражение любви и рвения к Богу непостоянны и нередко выражены лишь во время молитвы, к тому же для многих лишь только в храме во время
88
CONCORDE, 2015, N 4
богослужения. Именно потому чувства верующих носят всю гамму чувств - как положительных, так и отрицательных, что присуще всему человечеству. Когда человек видит среди себе подобных все похожие колебания чувств, он принимает их за норму и по этой причине не прилагает усилий к изменению всей своей жизни.
В Единой религии, предполагающей самый широкий взаимообмен опытом и знанием, а также выработку синтеза понятий и представлений, для каждого верующего будет открыта более ясная картина важности постоянства высоких чувств. Постоянное искание и приближение к Источнику само по себе уже наполнит сердце верующего Единой религии ожиданием Высокого Прикосновения, что даст укрепление и в выражении других положительных чувств. Так в среде верующих Единой религии должны и будут возрастать положительные чувства, которые в нарастании своём будут иметь столь заметное превосходство над отрицательными, что названные верующие станут подлинными носителями благости.
Состояния человека в Единой религии
Состояние как осознание определённого действия или совокупности проявляемых действий - важнейшее понятие в религиозной жизни человека. Если сознание человека наполнено осознанием и ощущением в себе страха, ужаса, безысходности, омрачения, окостенения и других отрицательных состояний, то он теряет суть своего предназначения, цель и смысл своего существования. Если сознание наполняется осознанием радости, любви, нерушимости, отсутствия страха и других положительных состояний, то человек наполняется сиянием огней, ведущих его ко всему Высшему. Так зарождается, а затем и достигается Предстояние. Предстояние - вхождение в поток постоянного устремления и готовности в получении Указаний Иерархии Света и исполнения их на Общее Благо.
Идея сложения из положительных состояний Предстояния, заложена и должна стать основою жизни верующего в Единой религии. Это вытекает и из основных понятий и положений самой Новой религии, призывающей к сознательному пониманию всей жизни.
Достижения человека в Единой религии
Религиозные достижения могут и должны быть едиными и созвучными с общечеловеческими. Здесь, конечно, имеются ввиду не земные достижения, а достижения духа. Но в религиозных системах существуют всё же те достижения, которые как бы напрямую связаны с теми, что звучат именно в религиозной практике. Примером таких достижений будут: благость, благословение, богоносность, венец духа, вознесение, самадхи, слава в Вышних... Здесь не перечисляются те достижения, которые имеют отношение и к качествам: вера в Бога, любовь к Богу, надежда на Бога. В Единой религии достижения, принятые во всех к Свету направленных религиях, также признаются и принимаются. Но в Единой религии верующие к этим достижениям устремляются, во-первых - лишь осознав их целесообразность, а во-вторых
- сознательно, понимая, что они являют сами по себе в существе своём. Скажем, принято в христианстве исполнение обряда венчания, что подразумевает идти под венец. И миллионы людей следовали и следуют этому обряду, мало понимая, что, для чего и почему. Но ведь единство двух супругов, проходящих обряд венчания, есть внешнее оформление, театрализованное действие наказа, чтобы названные супруги, соответствовали двум половинкам духа, которые в очень далёком будущем должны слиться в единство и образовать венец духа. Далее, Единая религия может и должна обогатиться такими понятиями как достижение сада духовного, под которым подразумеваются положительные качества духа. Должен последователь Единой религии понимать по-новому даже такое широко употребляемое слово как победа. Победа духа - это утверждение тех положительных качеств, которые ведут как к взращиванию сада духовного, так и к эволюции. Достижения верующих в Единой религии
- это сознательные достижения устремлённых к знанию людей.
89
CONCORDE, 2015, N 4
Творчество в Единой религии
Творчество в Единой религии должно решать задачу осознания себя духом, в нём -Божественного начала, и тем самым вести на восстановление связи с Иерархией Света, единой с Богом. Для этого Единая религия должна оценить и собрать всё, что соответствует этой цели во всех религиозных системах всех времён и народов, а также наметить пути и на поиск новых форм и символов, привносящих идеи Нового Мира, Новой Эпохи. Всё то, что будет сохранено из прошлого, должно быть осмыслено, понято в ясности, без предубеждения и также сознательно использовано. Все выстраиваемые формы, образы, цветовые решения должны быть приведены в соответствие законам, единым для Космоса. В основу всего должны быть заложены мера, число, целесообразность и соизмеримость. Прочность материалов должна закладывать в сознание человечества мысль о творении для будущего. Полезное воздействие материалов, их наполненность жизненной силой должны говорить о гармонической заботе о духе, душе и теле, ибо воздействие этих материалов велико на все три составляющие человека. Красота, во всех веках представленная в религиозном искусстве, обогащённая синтезом старых нахождений, наполнится и новыми формами, содержащими творческий огонь духа, устремлённого к единству с Единым.
Практика Единой религии (ритуалы, обряды, таинства)
В практике Единой религии остро встают два вопроса: нужны и необходимы ли будут в ней ритуалы, обряды, таинства вообще, и, если ответ положительный, то в какой мере исключительности для каждой религии, составляющих эту Единую религию, или, наоборот, синтетичности многих этих составляющих они будут представлены?
Возможно, здесь столкнутся два противоположных мнения, как это было в эпоху реформации в Европе. Одна крайняя точка зрения по данному вопросу будет выражать мысль о максимальном упрощении и сокращении ритуально-обрядового оформления службы в храмах, другая - будет выражать опасение о том, что с «водой можно выплеснуть и ребёнка». В то же время важно будет заложить именно принципы, по которым будет определяться отношение к практике в Единой религии.
Среди принципов необходимо назвать важнейшие качества: вмещение, терпимость, бережность, дружелюбие, взаимоуважение, любознательность. Далее следует вспомнить задачу охранения культурных ценностей, и среди них религиозный аспект будет один из самых богатых. Именно потому многие обряды и ритуалы могут и должны быть причислены к числу охраняемых. В то же время следует с глубоким пониманием рассмотреть вопрос законов эволюции и обновления. Например, следует ли сохранять в обрядах то, что не имеет именно своего практического наполнения и не соответствует Новой Эпохе? Также важно принципиально решить вопрос о целесообразности сохранения того именно обряда или ритуала, потерявшего своё назначение, в целях усиления приближения, сближения и соединения с Высшим Началом ввиду чрезмерной усложнённости, потери сути из-за искажённой формы или отсталости по причине наступления Новой Энергетической Эпохи.
Словом, вопрос отбора и выбора ритуалов, обрядов и таинств должен начаться и продолжаться постоянно с великим утончением, знанием, бережностью, ответственностью и целесообразностью. Путь поиска лучших форм практики Единой религии - творческий путь. И этот поиск также может быть присоединён к духовной практике. Главное - свободный, непредубеждённый и радостный поиск лучших путей. Что приближает к Высшему, - то и следует признать лучшим, и это есть единственный критерий правильности решений.
Жизнь в Единой религии
Сказать или рассказать о жизни в религии означает ответить на вопросы: какое место занимает религия в повседневной жизни и в праздники? Каждый из этих вопросов подразделяется и на ряд других, важнейших: какое место занимают в повседневной жизни ритуалы и обряды, посещения храмов? Степень присутствия Единой религии в учёбе и на работе? Её соотношение с культурной деятельностью? Должен ли человек обращаться к Богу
90
CONCORDE, 2015, N 4
лишь в храме, в определённые часы молитвы, установленные определённым уставом, или молитва должна быть непрестанная и не обязательно в стенах храма? На все эти и многие другие вопросы жизни последователей Единой религии можно ответить в соответствии с основами этой религии.
Единая религия, провозгласившая устремление к Единому Источнику, безусловно, подразумевает и устремление к единству с этим Источником. Такое устремление приумножает и укрепляет веру. Творческое горение, мысли о постоянном совершенствовании, молитва как постоянное сердечное приношение Высшему заполняют всю жизнь верующего. Духовная жизнь последователя Единой религии, черпающего в синтезе богатство всех религий и народов, становится столь разнообразной и богатой, что одна лишь мысль о таком богатстве будет наполнять сердца ищущих радостью. Радостный творческий труд наполнит красотою не только искусство, но и каждый труд, который по своему качеству будет приближаться к искусству. Терпимость, доброжелательство, сердечность, сотрудничество во имя Общего Блага станут всеобщим достоянием, ибо само осознание единства призовёт народы к этим важнейшим качествам, жизнь наполнится красотою взаимоотношений как между отдельными людьми, их группами, так и между народами.
Жизнь в Единой религии - это не жизнь вновь образованной религиозной элиты, как бы её ни называли, а жизнь всех верующих в единство Источника веры. Любой непредубеждённый человек, который провёл бы исследование по всем временам и народам, легко смог бы определить, что жизнь народов, наполненная устремлением к Высшему и в яром желании соответствовать Ему, придаёт им стройность мышления и упорядочивание всего обихода. В их жизнь входит вдохновение и творчество. Возникает осмысление и уважительное отношение ко всему окружающему. Повышается ответственность каждого человека и народа в целом. Возникают великолепные традиции взаимоуважительных отношений и стремление к совершенствованию. Повышаются добрые чувства по отношению и к соседним народам, и к представителям других вероисповеданий.
С потерей веры, даже если она прикрыта образом благопристойного посещения храмов, среди народа зарождается ханжество и лицемерие, влекущее за собою и другие низкие качества невежества. Жизнь теряет смысл, и красота исчезает из неё. Такими ритмами и циклами проживали разные исторические времена, периоды и эпохи все без исключения народы. И никто не сможет избежать законов ритмов и циклов. Но задача человечества заключается в том, чтобы нисходящая ветвь в эволюционной спирали была бы только лишь приуготовлением для подъёма на новый, более высокий виток спирали или ступень развития. Чем выше подъём, тем он труднее. В настоящее время человечество уже не сможет подняться на более высокий виток без объединённых усилий, ибо заметно возросли и противодействующие силы. И никакое объединение невозможно без веры в Бога, пробуждающейся и укрепляющейся в религии.
Именно только Единая религия, устремляющая черпать сущность Знаний в Истоках, приводящих к осознанию Единого Источника, способна от приобретённой Мудрости устремить человека в будущее. А будущее всегда прекрасно. В глубокой вере, порождённой единством, вся жизнь скрепляется любовью и красотою, наполненной из Источника по соответствию. Искусства не только возрастут качественно, но и войдут в каждый дом. Творческое искание наполнит всю жизнь радостью открытий. Исчезнут предрассудки и суеверия. И люди вновь станут братьями и сёстрами. Откроются возможности жизни без войн. Воцарятся мир и согласие.
Молитвы
Молитва в Единой религии отражает отношение к ней, как и ко всему, что существует во всех религиозных конфессиях: обрядам, ритуалам, храмам, таинствам. В Единой религии важно понять принципы верующего - любящего и подражающего всему Высшему: всевмещение, устремление к чистоте, а потому и к очищению Источника, терпимость, доброжелательство, отсутствие подозрительности. Потому и молитва в Единой религии находит не только прежнее своё главенствующее положение в жизни верующих, но обогащается знанием символов и
91
CONCORDE, 2015, N 4
образов, заложенных в них, а потому укрепляется сознательностью. В то же время каждая молитва, проходя оценку в мыслях вмещения и терпимости, становится и взаимообогащающей не только в рамках одной конфессии, но и в синтезе их. Остаётся и одно главное условие: молитва - сердечное приношение Высшему - Богу, Иерархии, Учителю. В Единой религии устанавливается не только свободный выбор из существующих молитв, но и возможность принятия к сердцу новых, от сердца идущих и достигающих наилучшим образом цели. И время молитв может быть самым разнообразным: и в ритме, устанавливаемом определённой общиною, и в ритме групповом, и в ритме индивидуальном, и в ритме неумолчной, постоянной молитвы.
Таинства
Таинство - от Тайны. Тайна - это Сам Бог, но в то же время и Граница между Его Проявленным и Непроявленным состоянием. Сокровенное действие, ведущее к пониманию и сближению с Тайной и от этого соприкосновения несущее в себе Печать Тайны, будет таинством. Из этого понятия и определения Тайны и таинства разве может возникнуть сомнение в необходимости таинства в религии? Но в веках, даже в пределах одной религии, можно увидеть разное отношение к таинствам. Если в религии сохраняются они, но сущность того или иного таинства не понимается не только рядовыми верующими, но и служителями культа, то в веках возникает сомнение в необходимости их практического существования. Такое явление можно проследить на примере Христианства. С одной стороны, мы видим обряды, направленные на использование того или иного таинства, в котором сокрытые в символьной форме идеи таинства понимаются буквально, а потому представляются более как театрализованное представление, а с другой - упрощение целого ряда таинств при реформации - в полном смысле слова «выплёскивание с грязной водою и ребёнка из купели».
Единая религия предлагает пойти по пути Знания и поиска Истины. Во-первых - найти источник происхождения того или иного таинства, осознать сущность этого сокровенного действа. Во-вторых - принять решение о реальном возможном исполнении его в земных условиях. В-третьих - если таинство невозможно исполнять, то и в этом случае не отрицать его, но утвердить на будущее, когда сознание устремлённых к Богу поднимется до необходимой высоты и сможет исполнить это таинство со всей ответственностью и глубиною, не нарушая его ложным представлением.
Наполнить таинства смыслом и осознанием и сохранить - задача Единой религии.
Обряды
Обряд уже в своём слове содержит и раскрывает некоторое понимание его использования в качестве символа. Корень слова «ряд» указывает на некоторую последовательность, продуманность и логичность осуществления, организующую понятия порядок и стройность, входящие в сознание как дисциплина. Приставка «об» указывает на общий, обобщённый, обобществлённый, но также и на обожествлённый ряд или порядок. Так обряд - общий или обожествлённый порядок исполнения таинства или приведение человека в особое состояние осознания предстояния и укрепления веры в Бога.
Единая религия выступает по отношению к обрядам именно из понимания сущности самого обряда. Потому установка Единой религии в отношении обрядов направлена на понимание их сущности и сохранение их. Как и во всех остальных вопросах религиозной жизни, Единая религия не борется против чего-либо или кого-либо, но лишь выступает за понимание сущности и очищение от ложных представлений из-за буквального отношения к символьным представлениям всех Знаний, которые были сокрыты когда-то из-за малого сознания большинства верующих.
Обряд в практическом применении последователей Единой религии превращается в радостное творческое искание и приложение в жизни, но не бездумное повторение того, что не понимается и не входит в сознание. Бог Наделил человека Разумом, а следовательно, человек -существо разумное и должен всё, что делает, делать обдуманно и разумно.
92
CONCORDE, 2015, N 4
Литература
1. Н. К. Рерих. Письма в Америку (1923-1947 г.). 1.11.23 г. (с.24), М, Сфера, 1928 г.
2. Н. К. Рерих. Пути благословения. Новая Эра (с.110), Рига, Виеда, 1992 г.
3. Н. К. Рерих. Пути благословения. Струны Земли (с.120), Виеда, Рига, 1992 г.
4. Н. К. Рерих. Держава Света. Держава Света (с.17), Рига, Виеда, 1992 г.
5. Н. К. Рерих Твердыня Пламенная. Бог (с.58), Рига, Виеда, 1991 г.
6. Н. К. Рерих. Алтай-Гималаи. Сикким (с.45), Рига, Виеда, 1992 г.
7. Н. К. Рерих. Алтай-Гималаи. Пир-Панджал (с.75), Рига, Виеда, 1992 г.
8. Н. К. Рерих. Пути благословения. Новая Эра (с. 106), Рига, Виеда, 1992 г.
9. Н. К. Рерих. Шамбала. Свет Пустыни (с.156), М, МЦР, 1994 г.
10. Н. К. Рерих. Твердыня Пламенная. Бог (с.14), Рига, Виеда, 1991 г.
11. Н. К. Рерих. Твердыня Пламенная. Синтез (с.27, 30), Рига, Виеда, 1991 г.
12. Н. К. Рерих. Твердыня Пламенная. Терпимость (с.39), Рига, Виеда, 1991 г.
Статья из находящейся в печати книги О. Н. Чеглакова "Культуру в жизнь" в Санкт-Петербургском издательстве "Скифия".
Комментарии редактора ( проф. ГВ. Томский )
В данном журнале мы предпочитаем публиковать принятые к печати статьи без изменений, чтобы позволить авторам свободно высказать свою точку зрения.
Приведем сравнение нескольких основных положений статьи О.Н. Чеглакова (набранных ниже курсивом) с материалами, изложенными в работах [1-9], посвященных естественной религии философов эпохи Просвещения и Тангризму.
При этом без признания наличия и существования Единого Источника Знаний, являющегося основой каждой религии, договориться о взаимотерпимости представляется невозможным. Это обстоятельство связано с рассмотрением самого корня возникновения религиозной нетерпимости. Именно потому при утверждении религии будущего - Единой религии, (2) на первое место выступает задача внедрения в сознание религиозных масс идеи единства Источника.
Приведем заявление Великого хана Монка [1, с. 5]:
«Мы, монголы, верим, что существует только один Бог ... Он дал человеку много пальцев и, точно так же, он дал ему много путей.»
Напомним, что классическое истолкование тангрианской религии было монотеистическим. Впрочем, догмы этой религии никогда не были строго фиксированы, она была очень толерантной, считалась совместимой со всеми великими религиями. Она была религией Аттилы и Чингисхана и достаточно хорошо сохранилась в Якутии, следы ее до сих пор можно найти в Турции, Средней Азии, Монголии и Южной Сибири. Отметим близость тангризма с естественной религией философов эпохи Просвещения, ибо Дидро и многие другие мыслители понимали под естественной религией общую основу всех религий, остающуюся после удаления их фольклорной надстройки и рассказов о божественном откровении. Преимуществом такой религии, содержащей общие для всех верования, является универсальность, исключающая догматизм и фанатизм. Но в отличии от искусственных построений типа религии Разума французской революции тангризм имеет реальные исторические традиции.
Современный тангризм, развиваемый нами в форме совместимой с научным мировоззрением, является естественной религией и ищет сближения с другими родственными по духу мировоззренческими направлениями.
93
CONCORDE, 2015, N 4
Создание Единой религии не является новой или исключительной идеей. Попытки объединения всех религий в Единой вере или хотя бы приведения представителей различных религий и их конфессий и сект к пониманию необходимости терпимости и всевмещения, были многочисленными. И даже в нашу эру, после Рождества Христова можно назвать некоторые из них: манихеи, несториане, учение Акбара Великого, (12) учение Соломона, (12) учения Рамакришны (12) и Вивекананды, учение Льва Толстого, бахаизм. Объединительные идеи Нового Времени прозвучали в совокупности как через Учение Живой Этики, так и через Философию Н.К. Рериха - Философию Учения Живой Этики. Именно у Николая Константиновича Рериха мы находим идею Объединённой или Единой религии. Такая религия могла развиваться в два этапа: первый этап - становление и по форме выражение её более близко идее Объединенной религии; второй этап - Единая религия, с созданной оформленной системой мировоззрения и живой укрепившейся традицией.
Классический тангризм был основан на трех идеях:
Идея толерантности, сформулированная в виде «Существует только один Бог. Он дал человеку много пальцев и, точно так же, он дал ему много путей к единому Богу.»
Идея всеобщего мира, выраженная словами: «Волей Вечного неба весь мир, от востока до самого запада, будет объединен в радости и мире».
Идея всемирного правительства, сформулированная в виде: «На небе есть только один Бог и на земле должен быть только один хозяин».
Эти три идеи можно толковать как кредо классического тангризма, то есть как официально зарегистрированную систему догматов вероучения [1, с. 5].
Мы формулируем кредо тангризма в современных терминах в соответствии со смыслом его классической формулировки следующим образом: «Есть много путей к единому Богу и надо верить так, чтобы не наносить ущерба другим. Пусть эта вера способствует сплочению людей доброй воли, чтобы человечество жило в согласии и могло решать все возникающие перед ним задачи и проблемы!» [2, с. 13].
Безусловно, кто-то возразит и выразит сомнение в возможности признания Единого Бога. И на это следует ответить, зная все изгибы человеческого мышления и сознания: люди старого уходящего мира, не раскрывшие в себе честность признания, не поставившие задачу устремления к Истине, конечно, признать Единый Источник Знаний не смогут. Только благородная честность, вера в единство всего человечества и всеобщая любовь к нему могут привести в лоно Единой религии с понятием Единого Бога.
При переводе Библии и Евангелие на якутский язык христианский Бог был отождествлен с Тангара. В Казахстане Аллах отождествляется с Тангры, в Турции и Азербайджане с Танры. Мы выбираем термины Тангра и Тангри, близкие ко всем этим словам. Каждый читатель волен по своему произносить это великое имя и производные от него термины.
Религию, зародившуюся более 2200 лет назад, просуществовавшую на огромных пространствах Евразии более 1500 лет, служившую идейной основой самых обширных в истории империй, трудно не называть великой. Жан-Поль Ру пишет, что тюрко-монгольские народы сыграли важную роль в политической истории Евразии и «надо полагать, что их религия по своему развитию соответствовала их деяниям» ([10], p. 284).
Тангристы считали, что на самом деле они верят в того же Бога, что и христиане, мусульмане, иудеи, что все религии являются различными путями, ведущими к единому и великому Богу.
Их удивляли бесконечные религиозные диспуты и разногласия оседлых народов. В их глазах священники всех великих монотеистических религий молились одному и тому же Богу. В письме, полученном в 1248 году французским королем от представителя Великого хана в Иране, читаем:
94
CONCORDE, 2015, N 4
«Владыка мира приказывает, что не должно быть, согласно воле Бога, никакого различия между латинянами, греками, армянами, несторианцами, якобитами и всеми, кто поклоняется Кресту: в наших глазах они все одинаковы.» ([5], p. 316).
Поскольку ханы охотно соглашались с речами и проповедями представителей всех религий, то те часто их принимали за своих единоверцев:
«Хетюм рассказывает, что Монка был крещен в его присутствии. Джузджани утверждает, что он попросил Берке и тот произнес шахадда, что равносильно обращению в ислам. Это было в обычае монгольских правителей утвержать, что они исповедуют ту же религию, что их собеседники» ([5], p. 349).
Первая радость исканий философа Единой религии будет в нахождении и утверждении Единого Источника Знания. Именно в этом Едином Источнике Знаний он будет черпать убедительные доказательства Единого Бога, Единства жизни и Всеединства как такового.
Вторая радость исканий будет заключаться в восприятии Единого Источника Знания после осознания жизни в Едином Боге. Такая радость пробуждает великие качества -терпимость и вмещение.
Третья радость будет в очищении вековых нагромождений, от суеверия и предрассудков, мешающих увидеть единую основу религиозных систем, основанных на Знаниях из Единого Источника.
Четвёртая радость будет заключаться от соприкосновения с Непостижимой Тайной построения Мироздания и подтверждением единства представления о Нём.
Пятая радость будет в достижении открытий тех философов, которые во многих трудах подтверждали Единство Мира и законы, определяющие его жизнь.
Мировые религии признают невозможность определения Бога, считая, что такое определение означало бы понимание бесконечной божественной субстанции конечными методами. Действительно, наши знания ограничены. Наука освещает все большую часть Реальности, которая бесконечна и неисчерпаема. Поэтому наше знание всегда ограничено по отношению с Непознанному, оставляющему много места для Таинственного (Mystique). Ученые не любят бездоказательных рассуждений, дающих видимость объяснения той или иной области Мистики. Но Вера в те или иные объяснения дело сугубо личное, если оно не наносит прямого ущерба другим.
Сила в физике определяется ее эффектом. Если человек ощущает на себе какие-то положительные эффекты, необъяснимые воздействием известных науке сил, полей и других источников, конечно, он имеет право называть источник этих благотворных эффектов богом. Такой ход рассуждений применим и к древнему человеку, не знавшему электромагнитных полей и обожествлявшему, например, молнию.
Поэтому предлагаем воспринимать Бога как совокупность всех неизвестных науке сил, полей и их источников, способных помочь человеку. Понимаемого таким образом Бога мы называем Тангра, чтобы отличить от восприятия как Творца, ибо при нашем определении не возникает вопроса о его местожительстве, облике и роли в создании Вселенной.
Кроме того, наше определение соответствует тангрианскому восприятию Бога, выраженному в следующем виде: «В Светлом Боге-господине мы олицетворяем окружающее пространство, его высокую энергию... Это небесный символ, которому мы поклоняемся, почитаем» ([12], с. 44). Философ и социолог религии Фредерик Ленуар объясняет:
«Многие верующие задумываются о значении слова «Бог». Вспыльчивый библейский бог, который все время недоволен, меняет свое мнение, гневается, испытывает угрызения совести все менее и менее «веруем», ибо слишком человекоподобен.» ([13], с. 323).
«Люди ищут Бога более загадочного, менее персонализированного, стоящего выше человеческого понимания. В этом случае лучше говорить о «божественном» как о силе или энергии.» ([13], с. 325).
95
CONCORDE, 2015, N 4
«Все религии мира, начиная от наиболее старинных форм шаманизма до больших религий, включая анимизм и китайскую мудрость, дают примеры верований, практики или опытов, которые постулируют существование многих уровней реальности ...
Это убеждение о существовании одного или многих уровней реальности, отличных от воспринимаемой непосредственно, подкрепленное большим количеством верований и личного опыта людей, сегодня вышло за пределы традиционных рамок и продолжает быть свойственным некоторому количеству людей, которых я квалифицирую как «религиозных».Это мне кажется минимальным определением религиозности ...» ([13], с. 232).
Ален Узьо (Alain Houziaux), доктор теологии и философии, подчеркивает:
«Вера в Бога даже для современных людей не вызвана интеллектуальными соображениями: Бог не является прежде всего Первопричиной всего того, что существует. Она также вызвана психологическими причинами: Бог не является только ответом нашей потребности быть любимым. Она приходит после того, как человек испытает чувства удивления, страха и начинает задумываться над силами, которые потрясают космический мир, двигают людьми и вызывают неожиданные события. Сначала появляется удивление и даже содрогание.
Поэтому, даже для нас, наиболее спонтанным является определение Бога как Силы или Мощи (Puissance). » ([14], с. 16).
«Вопрос о форме «существования» Бога относится к сложнейшим. Напротив, вполне возможно рассматривать Бога как «силу или мощь», которая действует на всех людей, независимо от того, верующие они или нет.» ([14], с. 25).
Наше определение Бога соответствует этим замечаниям. Эту точку зрения мы никому не навязываем, каждый волен представлять Тангра или единого и всемогущего Бога по своему.
Творчество в Единой религии должно решать задачу осознания себя духом, в нём -Божественного начала, и тем самым вести на восстановление связи с Иерархией Света, единой с Богом. Для этого Единая религия должна оценить и собрать всё, что соответствует этой цели во всех религиозных системах всех времён и народов, а также наметить пути и на поиск новых форм и символов, привносящих идеи Нового Мира, Новой Эпохи. Всё то, что будет сохранено из прошлого, должно быть осмыслено, понято в ясности, без предубеждения и также сознательно использовано. Все выстраиваемые формы, образы, цветовые решения должны быть приведены в соответствие законам, единым для Космоса.
Духовное богатство включает все, чем человек владеет и дорожит и что не имеет материальной или денежной формы: знание и опыт, творческие способности, культуру поведения и т.д. Преимущественное внимание к приумножению духовного богатства по сравнению с материальным не является идеализмом в век признания информации как ценного ресурса. На развитие человеческих ресурсов делают ставку все передовые страны.
Духовное богатство и информация не уменьшаются, если ими поделиться с другими. Профессиональные знания и полезные навыки не исчезают, если их передать и привить интересующимся и нуждающимся. Позитивные убеждения и культура поведения легко передаются и способствуют улучшению таких важнейших компонентов качества жизни, как качество окружающей среды и уровень безопасности. Информация рассматривается в настоящее время как не менее ценный ресурс, чем энергия и сырье. Но результативная деятельность может быть только при творческом подходе, при всемерном развитии своего потенциала.
Одним из видов творчества современного человека является выбор религии для выработки на его основе своего индивидуального верования. Мы придерживаемся современной концепции религии как совокупности совместимых между собой индивидуальных верований.
Все идет к тому, что каждый думающий человек будет иметь свою индивидуальную веру. Люди с близкими убеждениями будут группироваться в новые или модернизированные
96
CONCORDE, 2015, N 4
религиозные течения. Какие аргументы можно сформулировать в пользу использования модернизированного тангризма в качестве такой матрицы?
Это прежде всего большая свобода для творчества и выражения своей индивидуальности. Об особенностях поклонения в эпоху классического тангризма известно не так много. То, что мы знаем, позволяет сделать вывод, что тангризм обладал чертами удобного для современного человека минимализма. Поэтому не имеет смысла задумываться над тем, каким был настоящий тангризм.
Восприятие единой религии Н.К. Рерихом мощно выражено в его искусстве. Религиозные и другие положительные символы помогают мобилизации психологических и других внутренних ресурсов. Поэтому Тангрианские символы благодаря их простоте и естественности показывают поразительную живучесть ([6], с. 28-31). Наиболее выразительные символы сближают людей.
Молитва в Единой религии отражает отношение к ней, как и ко всему, что существует во всех религиозных конфессиях: обрядам, ритуалам, храмам, таинствам. В Единой религии важно понять принципы верующего - любящего и подражающего всему Высшему: всевмещение, устремление к чистоте, а потому и к очищению Источника, терпимость, доброжелательство, отсутствие подозрительности. Потому и молитва в Единой религии находит не только прежнее своё главенствующее положение в жизни верующих, но обогащается знанием символов и образов, заложенных в них, а потому укрепляется сознательностью. В то же время каждая молитва, проходя оценку в мыслях вмещения и терпимости, становится и взаимообогащающей не только в рамках одной конфессии, но и в синтезе их. Остаётся и одно главное условие: молитва - сердечное приношение Высшему - Богу, Иерархии, Учителю. В Единой религии устанавливается не только свободный выбор из существующих молитв, но и возможность принятия к сердцу новых, от сердца идущих и достигающих наилучшим образом цели.
Для нас короткая тангрианская молитва является способом мобилизации своих жизненных сил, «подзарядка» дополнительными ресурсами из окружающей среды, включая неизвестные нам силы, поля и их источники. Таким образом, Тангра является для нас, в значительной мере, символом, позволяющим мобилизовать психологические и другие внутренние известные и неизвестные ресурсы.
Развитие отношений между религией и наукой будет иметь решающее влияние для будущего человечества. В будущем каждый ученый будет иметь свою индивидуальную религию.
Человечеству угрожают большие опасности: экологические бедствия, новые
неизвестные болезни, ядерная катастрофа, космические катаклизмы [15-17]. С другой стороны, требуют исследования многие явления, которые живо интересуют людей и которые не могут быть успешно исследованы при современной организации науки и выбора ее приоритетов: телепатия и другие парапсихологические явления, шаманские чудеса, эффект пласебо, наличие души человека и возможности продолжения ее существования после смерти, о чем так единодушно говорят почти все религии. Проверка некоторых гипотез потребует многовековых усилий единомышленников, искренне верящих в справедливость этих гипотез, но ставящих превыше всего истину. Новые рациональные религии могут быть полезны также для медицинских и педагогических целей. Это будет способствовать широкому распространению научной культуры и ее постепенному превращению в часть народной культуры.
Поэтому совершенно естественно, что начинается сотрудничество сторонников естественной и единой религий и современного тангризма.
97