Научная статья на тему 'Единая государственная идея как ключевая форма противодействия межэтническому и межнациональному антагонизму'

Единая государственная идея как ключевая форма противодействия межэтническому и межнациональному антагонизму Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единая государственная идея как ключевая форма противодействия межэтническому и межнациональному антагонизму»

и с помощью медикаментозно-биологических, психологических и социальных средств своевременно устранять формирующиеся педофилические устремления, а не только вести наблюдение с помощью технических средств за вышедшими на свободу педофилами, как это делается сейчас в Великобритании. Тем самым будет решаться задача не борьбы с преступностью, а своевременной защиты человека от преступных посягательств на его жизнь и благополучие. Это важнее.

Алфимцев В.Н.,

адъюнкт Академии управления МВД России

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕЯ КАК КЛЮЧЕВАЯ ФОРМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОМУ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМУ АНТАГОНИЗМУ

В последние годы в научных кругах ведутся активные дискуссии о формировании единой государственной идеи, которая рассматривается как «панацея» от всех бед, присущих нашему обществу, в том числе и от межнационального антагонизма как одной из самых опасных «болезней». По результатам Всероссийской переписи населения, Россия является одним из самых многонациональных государств мира: на ее территории проживают представители свыше 200 народов и этнических групп. Семь народов, населяющих Россию — русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, — имеют численность населения, превышающую 1 млн человек. Русские являются наиболее многочисленной национальностью, их численность составила 116 млн человек1.

Несмотря на то что Конституция РФ провозглашает, что «никакая идеология не может устанавливаться в государстве в качестве государственной или обязательной», оспаривать позицию, что единая государственная идея не только полезна, но и жизненно необходима для консолидации общества на современном переломном этапе истории, сложно. Так как согласно законам физики отсутствие таковой может привести к заполнению этой пустоты другими идеями, которые могут весьма негативно сказаться на дальнейшем развитии нашей страны и поставить под вопрос ее существование. Говоря о единой государственной идее как одной из форм противодействия межэтническому антагонизму, стоит отметить, что, на наш взгляд, ей должна

1 Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М., 2003. С. 14—15.

отводиться одна из приоритетных ролей. Обосновываем свою позицию тем, что противодействие межэтническому и межнациональному антагонизму носит комплексный характер, имеет несколько уровней и задействует усилия многих субъектов, от рядового гражданина до государственных органов. И в данном процессе единая государственная идея выступает своего рода базисом, фундаментом, на котором основываются другие правовые формы противодействия и строится весь процесс борьбы с данным крайне негативным для такой многонациональной страны, как Россия, явлением. Национальная идея, по мнению русского философа П.Б. Струве, — это примирение между властью и проснувшимся к самосознанию и самодеятельности народом, который становится нацией1.

В целом, взгляды ученых-государствоведов в отношении формирования единой государственной идеи разделились на два полярных лагеря.

Сторонники одного подхода утверждают, что в такой многонациональной стране, как Россия, государственная идея, обеспечивающая единство государства, должна быть наднациональна. Наиболее верными представляются суждения ученых, полагающих, что формирование наднациональной концепции государственности России, признание идеи толерантности служат предпосылкой единения российского народа. Суть наднациональной концепции видится в создании модели федерации, которая бы обеспечила постепенное формирование единой российской нации.

По выражению В.А. Тишкова, выращивание и культивирование особой наднациональной в этническом смысле общности российского народа — российской нации — может стать идейной основой обеспечения жизнеспособности российского государства, поддержания его единства, целостности и стабильности, достижения национального согласия2.

Несомненно, вопрос о замене понятия «нация» в этническом значении на понятие «нация как общность россиян» независимо от их национальной принадлежности — достаточно тонкий. Ставить его следует весьма аккуратно, тем более, что к его правовому решению, как представляется, на данном этапе в России пока не готовы. Однако постепенный отказ от выпячивания нации в этническом смысле и формирование менталитета заинтересованности в восприятии мирового опыта формирования и развития наций как общностей, представляющих собой объединение людей в едином государстве, видятся весьма перспективными направлениями в государственной политике России. Проведение такой политики позволит перейти постепенно на

1 Левакин И.В. Современная единая российская федеративная государственность... С. 53.

2 Тишков В.А. Россия как многонациональная общность и перспективы межэтнического согласия: Информационно-аналитическая записка // Совет Федерации, Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике, 30 января 1995 г. М., 1995. С. 7—14.

территориальный принцип образования Федерации, где каждая территория в составе России будет рассматриваться как место проживания лиц разной национальности, представляющих в совокупности многонациональный народ, а не титульную нацию данного субъекта Федерации1.

Другой подход связан с тем, что в многонациональной и многоконфессиональной России государственная идея не может быть наднациональной. По мнению Ю. Хабермаса, цивилизационные параметры современного западного федерализма задаются во многом выступающим, несущим сверхконцептом «постнационального общества»2. В России так или иначе системообразующим центральным сверхконцептом выступает «полиэтническое государство»3. С точки зрения В.В. Мамонова, единство России не следует понимать как некий монолит, созданный из одинакового материала4.

Соглашаясь с мнением Ф.З. Дзапшбы, в РФ единая государственная идея не может не учитывать фактор многонациональности нашей страны. Поэтому наднациональная идея не сможет в должной мере быть воспринята всеми этносами и нациями, и какими-нибудь из них будет рассматриваться как прямая угроза своему существованию или попытка ассимиляции, что неприемлемо, и может спровоцировать новую волну межнациональной напряженности. Каждому человеку свойственна гордость за свой народ вне зависимости от национальности, и каждый гордится своей культурой, своими героями, но самое главное, чтобы эти чувства не переросли в высокомерие и унизительное отношение к другим народам и их культурам. Поддерживать эту тонкую грань между гордостью и высокомерием и призвана государственная идея, создающая здоровую конкуренцию между народами, и чувство, что каждый народ занимает достойное место в многонациональной семье РФ.

На наш взгляд, предпосылки к формированию такой идеи уже созданы в преамбуле к Конституции РФ. И они требует дальнейшего развития своих положений. Возникает вопрос: где же они должны быть развиты? В правовом акте или же в речи главы государства? Или же единая государственная идея должна формулироваться путем анализа законодательных актов? На наш взгляд, она должна быть сформулирована в отдельном нормативно-правовом акте. В данный момент ведется работа над проектом федерального закона «Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации». Рассматривается вопрос о создании единого меж-

1 Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М., 2004. С. 306.

2 Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1996. С. 60.

3 Дзапшба Ф.З. Федерализм: современная теория и политическая практика / под ред. В.М. Долгова. Саратов, 1999. С. 184.

4 Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности России. С. 106.

ведомственного информационного банка данных по вопросам противодействия экстремизму, формируемого с целью оперативного информирования органов системы профилактики экстремизма. Ведутся активные дискуссии по воссозданию федерального Министерства по делам национальностей. Во всем этом видны положительные тенденции осознания всей опасности проблемы межэтнического и межнационального антагонизма, позволяющие надеяться если не на его искоренение, то хоть на начало активной борьбы с ним.

Но хотелось бы еще раз отметить, что противодействие межнациональному антагонизму носит комплексный характер и потребует усилий многих министерств и ведомств. И в первую очередь потребует усилий Министерства спорта, туризма и молодежной политики, Министерства образования и многих других, снятия межнациональной напряженности с помощью изучения культуры своего народа и культуры других народов. Когда человек будет знать свою культуру, он будет гордиться ею, ему не надо будет с помощью насилия и агрессивности доказывать свое превосходство. Знание же культуры и обычаев других наций и этносов поможет лучше понять их. Снятию агрессивности у молодежи наиболее способствует спорт, и его развитие во всех регионах страны превратилось в одну из приоритетных задач. Когда представители различных регионов и различных наций будут встречаться на спортивных площадках, жить на «сборах» — это все, несомненно, будет способствовать укреплению дружественных отношений и достижению высоких спортивных результатов, и мы тогда перестанем удивляться малому количеству медалей, завоеванных на Олимпийских играх.

В заключение хотелось бы присоединиться к точке зрения С. Марке-донова, и отметить, что в рамках становления нового федеративного государства невозможен возврат к старым идеологическим догмам, необходима новая интегрирующая национальная идея, которая должна основываться на демократии, гражданственности, патриотизме. «Достижение не провозглашаемого, а реального единства правового, политического и социальноэкономического пространства станет необратимым в том случае, если у всех народов, проживающих на территории Российской Федерации, выработается ощущение принадлежности к России не на основе крови, а на основе историко-культурной общности и единого государственного языка»1.

1 Маркедонов С. Апология российской идеи, или как нам сохранить Россию // Тезисы по российской национальной политике. М., 2004. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.