Научная статья на тему 'Общенациональная государственная идея как основа единства российской Федерации (конституционно-правовой аспект)'

Общенациональная государственная идея как основа единства российской Федерации (конституционно-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
520
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ИДЕИ / ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ДЕМОКРАТИЯ / SINGLE STATE IDEOLOGY / MULTINATIONAL STATE / UNIFYING IDEAS / UNITY OF THE RUSSIAN FEDERATION / DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Анненкова Виктория Геннадьевна

Статья посвящена проблеме формирования единой государственной идее как основы единства Российской Федерации. Анализируются различные подходы к формированию национальной идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Single State Idea as a Basis of the Unity of the Russian Federation (Constitutional Legal Aspect)

The paper examines the issue of single state idea formation as a basis of the unity of the Russian Federation. On the basis of the analysis of different approaches to the national idea formation the author makes a conclusion that the united and reconciling national state idea can be the one of the united and indivisible Russia.

Текст научной работы на тему «Общенациональная государственная идея как основа единства российской Федерации (конституционно-правовой аспект)»

8 См. : Фарбер И.Е. Конституционное регулирование в советском обществе // Проблемы конституционного права: межвузовский научный сборник. Вып. 1 (2). С. 7-8.

9 См.: Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России //Конституционное развитие России: межвузовский научный сборник. Саратов, 1993. С. 4. Обзор различных научных позиций о понятии конституционного строя России см.: Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: курс лекций. М., 2006. С. 528-534.

10 Авакьян С.А. Точка отсчета — народ. Понятия «суверенитет» и «демократия» соединят воедино только подлинное народовластие // Российская газета. 2006. 28 окт.

11 См.: Васильева С.В. Конституционно-правовой статус политической оппозиции. М., 2010.

12 См.: Гринев Е. Россия на пороге системного кризиса. Представительная и исполнительная власти не готовы к созданию реальных механизмов и рычагов для перемен // Независимая газета. 2012. 6 марта.

В.Г. Анненкова

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕЯ КАК ОСНОВА ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Статья посвящена проблеме формирования единой государственной идее как основы единства Российской Федерации. Анализируются различные подходы к формированию национальной идеи.

Ключевые слова: единая государственная идеология, многонациональное государство, объединяющие идеи, единство Российской Федерации, демократия.

V.G. Annenkova

SINGLE STATE IDEA AS A BASIS OF THE UNITY OF THE RUSSIAN FEDERATION (CONSTITUTIONAL LEGAL ASPECT)

The paper examines the issue of single state idea formation as a basis of the unity of the Russian Federation. On the basis of the analysis of different approaches to the national idea formation the author makes a conclusion that the united and reconciling national state idea can be the one of the united and indivisible Russia.

Key words: single state ideology, multinational state, unifying ideas, unity of the Russian Federation, democracy.

Единым может быть только государство, объединенное единой идеей. Ведь только государство способно объединять разрозненные представления, чувства, эмоции миллионов своих граждан и выражать их общую волю на рациональном уровне посредством правовой политики и практики ее реализации. Существенным фактором в обеспечении единства российского народа выступает единая государственная идеология.

Распад СССР и крах коммунистической идеологии и практики стали для граждан России не только основой для перехода к новым моделям государственности и экономики. Эти события послужили отправной точкой не разрешившегося до сих пор кризиса российской идентичности — политической, национальной и гражданской. Коммунистическая идеология в течение 70 лет выполняла роль надэт-

© Анненкова Виктория Геннадьевна, 2012

Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права (Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации); e-mail: officepkiruc@mail.ru

нической интегрирующей силы, объединявшей различные этнические образования Союза ССР вокруг идеи верности политическому курсу РКП (б) — ВКП (б) — КПСС. До 1917 г. Российское государство было объединено другой интегрирующей идеей — имперской, православно-монархической.

Поочередный крах двух надэтнических идеологий и опиравшихся на них государств завершился смешением политического и этнического начала, т. е. строительством государственных образований как выразителей воли этноса. Следствием этого были рост межэтнической напряженности, сегрегация по принципу крови и расы и кровавые межэтнические конфликты Преодоление данных процессов возможно лишь на основе выработки новой интегрирующей идеологии, единой государственной идеи.

Одним из приоритетов развития демократического правового Российского государства на современном этапе его развития должна стать выработка общих для всех россиян ценностей, единой национальной идеи. Для такой многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия, это имеет особое значение.

По результатам Всероссийской переписи населения 2010 г. Россия является одним из самых многонациональных государств мира. На ее территории проживают представители свыше 200 народов и этнических групп1.

Как констатируется в «Концепции государственной национальной политики ° Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г., ¡2 «благодаря объединяющей роли русского народа сохранились уникальное един-з ство и многообразие, духовная общность и союз различных народов»2. Таким об-I разом, русский элемент общности, экономики, культуры, психологии является 1 определяющим для других этносов и всего государства. Известный французский

| писатель и историк Ж.Э. Ренан говорил, что «нация предполагает героическое

| прошлое, единую волю в настоящем и общую программу действий в будущем»3.

,§ Хотя каждый этнос имеет свои традиции, все они - соотечественники, предста-

1 вители единого многонационального народа страны, «соединенные общей судь-

| бой на своей земле», сохраняющие «исторически сложившееся государственное

го

| единство», сказано в первых строках Конституции РФ.

§ Для гармоничного существования в едином государстве требуется выработ-

| ка единой национальной идеи, единой идеологии. Как известно, идеология - это

§■ система взглядов и идей, в которых выражаются отношение к той или иной дей-

° ствительности, представления, интересы, цели, намерения и т. д. Что касается

ж терминов «национальная идея» и «национальная (государственная) идеология»,

| то они не тождественны. Национальная идея представляет собой концентриро-

е ванное выражение государственной идеологии. Причем, как отмечает В.В. Ма-

1 монов, данное утверждение справедливо только для демократического государ-

0

° ства, где народ является подлинным носителем суверенитета и единственным ис-

(Го

¿5 точником власти. В эксплуататорском государстве национальная идея может вы-

1 ступать как протест, альтернатива государственной идеологии, т. к. последняя I не будет совпадать с интересами граждан4.

Российское общество испытывает острую потребность в конкретном знании целей экономических и политических преобразований, а также в идеях, способных сплотить его для реализации этих целей. «Реформаторы не смогли донести до народа свои идеи, планы, намерения, ориентиры, — справедливо указывает Н.И. Матузов, — ориентиры перемен оказались размытыми, невнятными — куда

46

идем, чего хотим, какой путь избран?»5.

Некоторые ученые прогнозируют даже неизбежность дезинтеграции России, т. к. у нее «нет на очереди спасительной идеи, приемлемой для многоплеменного государства»6.

О.И. Цыбулевская утверждает, что возникновение духовного вакуума вследствие крушения прежней системы ценностей, а также отказа от ложной идеи де-идеологизация требует выработки национально-правовой доктрины7.

Еще Г.В. Плеханов отмечал, что «Россия остро нуждается в прогрессивной идеологии, основанной на лучших традициях, на современных представлениях о демократии, политических свободах, гуманности и социальной справедливости»8.

Важность и необходимость единой национальной идеи для российского общества и государства подчеркивают С.В. Алексеев, В.А. Каламанов, А.Г. Черненко: «Сцементировать российское общество и государство может лишь, как это всегда бывало в России, единая для них идеология. Совместными усилиями они и должны выработать для России долговременную, устойчивую идеологию»9.

Боясь повторения прошлого, составители включили в текст Конституции РФ 1993 г. норму, фактически выводящую государство из активной деятельности в сфере идеологии. В тот период развития современной России, возможно, такая необходимость действительно была. Тогда не существовало четких представлений о роли государства в регулировании отношений между различными соци-

„ от

альными силами. Была реальной угроза возрождения идеологического дикта- т та, осуществлявшегося совсем недавно КПСС. Преобладали взгляды, что стоит 1

п

устранить государство из идеологической и экономической сфер, т. к. естествен- а

т

ные механизмы развития рынка сформируют средний класс, который станет ба- с

к

зой для появления и закрепления ценностей гражданского общества. Впослед- гг

ствии жизнь показала ошибочность такого подхода. |

Означает ли конституционное положение о невозможности установления какой- т

либо идеологии в качестве государственной или общеобязательной то, что у го- н

сударства совсем не должно быть никакой идеологии? Очевидно, нет, потому что й

внеидеологизированного политического пространства не существует, а государ- д

ство является основной структурой политической системы общества. е

о

Заслуживает поддержки утверждение И.В. Левакина о том, что государство | как особая политическая организация общества обязано взять на себя выявле- д ние, реализацию, а в некоторых случаях и «коррекцию» направления идеологи- | ческого развития10. •

«Государственная идеология должна быть одной из многих других, свобод- о

л

но распространяемых в обществе, но, в силу особой актуальности для него, опи- т раться на всестороннюю поддержку и протекцию государства»11, — указывает н В.В. Мамонов. й

го

В качестве объединяющих предлагались различные идеи: национальное са- Уу

с

моутверждение, государственность, религиозное возрождение, цивилизм с неот- 88 чуждаемым правом каждого на гражданскую собственность и др.12 ^

Полагаем, когда речь идет о формировании единой государственной идеоло- 2 гии, необходимо ясно сознавать, что назначение идеологии - быть всеобщей, а не идеологией для каждого, по аналогии с известным высказыванием Ж.-Ж. Руссо в его «Общественном договоре» о том, что законы государства должны иметь своим источником всеобщую волю, а не волю всех. Национальная идея, по мнению П.Б. Струве, это примирение между властью и проснувшимся к самосознанию и самодеятельности народом, который становится нацией13. 47

Особая роль в формировании государственной идеологии принадлежит конституции. С.А. Авакьян справедливо отмечает, что «конституция просто не может не быть идеологическим — в смысле мировоззренческим — документом... каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей... и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества»14.

В учении о конституции при рассмотрении ее сущности отдельно выделяется ее идеологическая функция, которая заключается в том, что она служит средством идеологического воздействия. «Конституционные ценности, будучи стержнем либерально-демократической идеологии, защищаются и охраняются»15. Если учесть, что Конституция РФ обладает наивысшей юридической силой и легитимностью, т. к. принята непосредственно народом на референдуме, то можно утверждать, что россияне признают идеологические нормы, закрепленные в ней, а государство обязано обеспечить всеми законными средствами их пропаганду в обществе.

В литературе можно встретить понятие «конституционная идеология». Э.Э. Ба-ринов пишет: «Государство должно способствовать трансформации конституционного правосознания граждан в духе новой конституционной идеологии»16.

Представляется, что данный термин — преимущественно научная катего-° рия. Сегодняшней реальностью является незнание значительной частью населе-ц ния даже текста Основного Закона РФ. В этих условиях не приходится говорить

0 об оказании конституционной идеологией значительного воздействия на граж-

1 дан России самостоятельно, без опоры на силы и средства государства. Однако 1 бесспорно то, что конституционная идеология должна выступать базой для иде-| ологии государственной, которая по отношению к ней понятие более широкое17. | Заслуживает внимания и поддержки позиция В.В. Мамонова, согласно кото-,§ рой в основу государственной идеологии должны быть положены ценности, ко-

1 торые смогли бы духовно объединить россиян, пробудить у них гордость и ува-| жение к своему Отечеству, сплотить перед лицом угроз национальной безопас-

го

| ности страны представителей различных слоев населения, помочь осознать себя

§ единым народом, чтящим память предков, соединенным общей судьбой на своей

| земле, ответственным за свою Родину перед будущими поколениями18.

2 В формировании национальной идеи ведущая роль остается за интеллигенци-° ей, особенно той ее частью, которая связана с культурой, наукой, художествен-£ ным творчеством, историей. Взвешенный научный подход к духовному облику | нации должен противостоять националистическим концепциям, присутствую-е щим в современном российском обществе. Именно государственная идеология мо-1 жет стать основой, способной сплотить экономически и политически разнород-

0

° ные слои общества. Она должна быть признана большей частью граждан, в про-

(Го

¿5 тивном случае не только не станет базой для объединения, но и будет дискреди-

1 тировать государство перед народом. Безусловно, речь не может идти об «общео-| бязательной» национальной идее, но идеологический вектор созидания нового,

прогрессивного должен присутствовать. По мнению В.А. Четвернина, такая идеология закреплена Конституцией РФ, хотя и без прямого указания на это. В ст. 2 человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. Следовательно, утверждая формальное равенство идеологий в рамках приоритета прав личности, Конституция РФ закрепляет господство идеологии приоритета прав чело-48 века в современном их понимании19.

В целом взгляды ученых-государствоведов в отношении формирования единой государственной идеи разделились на два полярных лагеря.

Сторонники одного подхода утверждают, что в такой многонациональной стране, как Россия, государственная идея, обеспечивающая единство государства, должна быть наднациональна. Наиболее верными представляются суждения ученых, полагающих, что формирование наднациональной концепции государственности России, признание идеи толерантности служат предпосылкой единения российского народа. Суть наднациональной концепции видится в создании модели федерации, которая обеспечила бы постепенное формирование единой российской нации.

По выражению В.А. Тишкова, выращивание и культивирование особой наднациональной в этническом смысле общности российского народа — российской нации — может стать идейной основой обеспечения жизнеспособности Российского государства, поддержания его единства, целостности и стабильности, достижения национального согласия20.

Формирование наднациональной концепции государственности Российской Федерации — это консолидация россиян, относящихся к лицам разной национальности, в единую общность в общероссийском масштабе. Иначе говоря, речь идет о формировании нации в этатическом значении (от фр. tat — государство).

от

В этом смысле нация подразумевает граждан государства (его население) незави- т

н

симо от их национальности, составляющих в единстве общность людей, связан- 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

ных принадлежностью к одному государству. а

т

Несомненно, вопрос о замене понятия «нация» в этническом значении на по- о нятие «нация как общность россиян» независимо от их национальной принад- г лежности — достаточно тонкий. Ставить его следует весьма аккуратно, тем бо- | лее, что к его правовому решению, как представляется, на данном этапе в России т пока не готовы. Однако постепенный отказ от выпячивания нации в этническом I

н

смысле и формирование менталитета заинтересованности в восприятии мирово- й го опыта формирования и развития наций как общностей, представляющих со- | бой объединение людей в едином государстве, - видятся весьма перспективными е направлениями в государственной политике России. Проведение такой политики й позволит перейти постепенно на территориальный принцип образования Феде- 1а

Ja

рации, где каждая территория в составе России будет рассматриваться как место | проживания лиц разной национальности, представляющих в совокупности мно- • гонациональный народ, а не титульную нацию данного субъекта Федерации21. §

л

Другой подход связан с тем, что в многонациональной и многоконфессиональ- т

е

ной России государственная идея не может быть наднациональной. По мнению I Ф.З. Дзапшбы, цивилизационные параметры современного западного федера- В лизма задаются во многом выступающим несущим сверхконцептом «постнаци- J онального общества»22. 88

В России так или иначе системообразующим центральным сверхконцептом ^ выступает «полиэтническое государство»23. С точки зрения В.В. Мамонова, един- 2 ство России не следует понимать как некий монолит, созданный из одинакового материала24.

Действительно, характерная особенность Российской Федерации состоит в том, что она представляет собой одно из крупнейших в мире многонациональных государств. Народы России различаются по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельности, язы- 49

ку, особенностям материальной и духовной культуры, конфессиональной принадлежности.

Полагаем, что объединяющей и примиряющей национальной государственной идеей вполне может выступать идея единой и неделимой России. Как верно отмечает Ф.З. Дзапшба, это больше чем лозунг в избирательной кампании или принцип государственной политики, это одна из существеннейших черт национальной политической ментальности и традиционного российского территориального мышления25.

По мнению заместителя главы Администрации Президента РФ В. Суркова, тезис Президента РФ «Россия должна быть единой» вполне подходит для новой национальной идеи26. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2003 г. так и называлось: «Сильная Россия — единая Россия»27.

Именно Президент России и Федеральное Собрание должны разрабатывать и утверждать государственную идеологию. Необходимое условие при этом — привлечение широкого круга политической, религиозной и научной общественности, ибо «без четкого научного обеспечения... она может обернуться еще одним монстром, которые уже не раз терзали Россию, стать средством политическою манипулирования, направленного против страны и народа»28.

В рамках становления нового федеративного государства невозможен возврат к старым идеологическим догмам, необходима новая интегрирующая национальная идея, которая должна основываться на демократии, гражданственности, патриотизме. «Достижение не провозглашаемого, а реального единства правового, политического и социально-экономического пространства станет необратимым в том случае, если у всех народов, проживающих на территории Российской Федерации, выработается ощущение принадлежности к России не на основе крови, а на основе историко-культурной общности и единого государственного языка»29.

Считаем целесообразным вынесение соответствующей концепции на всенародное обсуждение.

1 См.: Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. URL: http://www.perepis-2010. ru/results_of_the_census/results-inform.php (дата обращения: 15.03.2012).

2 Российская газета. 1996. 10 июля.

3 Цит. по: Поздняков Э. Нация. Национализм. Национальные интересы. М., 1994. С. 11-13.

4 См.: Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности России / науч. ред. В.Т. Ка-бышев. Саратов, 2002. С. 135.

5 Матузов Н.И. Права человека: время надежд и разочарований // Материалы международной научно-практической конференции. Саратов, 1999. Ч. 1. С.

6 Грехем Т. Федерализм в России: действует ли он? // СНГ-сценарии. 1999. № 3. С. 7.

7 См. : Цыбулевская О.И. О нравственном аспекте реализации принципа « Единство прав и обязанностей» // Материалы международной научно-практической конференции. Саратов, 2001. С. 153.

8 Плеханов Г.В. Политическое завещание // Независимая газета. 1999. 30 нояб.

9 Алексеев С.В., Каламанов В.А., Черненко А.Г. Идеологические ориентиры России. Т. 1: Основы новой общероссийской национальной идеологии / под ред. Р.В. Степашина. М., 1998. С. 27.

10 См.: Левакин И.В. Современная единая российская федеративная государственность: проблемы и перспективы: теоретико-правовое исследование. Саратов, 2000. С. 55.

11 Мамонов В.В. Указ. соч. С. 133.

12 Подробнее об этом см.: Цыбулевская О.И. Указ. соч. С. 153.

13 См.: Левакин И.В. Указ. соч. С. 53.

14 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 15.

15 Конституционное право: учебник для вузов / отв. ред. А.Е. Козлов. М., 1996. С. 31.

16 Баринов Э.Э. Конституционное правосознание в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2001. С. 15.

17 См.: Мамонов В.В. Указ. соч. С. 137.

18 См.: Там же. С. 133.

19 См.: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 69.

20 См.: Тишков В.А. Россия как многонациональная общность и перспективы межэтнического согласия: Информационно-аналитическая записка (Совет Федерации, Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике, 30 января 1995 г.). М., 1995. С. 7-14.

21 См.: Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М., 2004. С. 306.

22 См.: Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1996. С. 60.

23 Дзапшба Ф.З. Федерализм: современная теория и политическая практика / под ред. В.М. Долгова. Саратов, 1999. С. 184.

24 См.: Мамонов В.В. Указ. соч. С. 106.

25 См.: Дзапшба Ф.З. Указ. соч. С. 194.

26 См.: Рудаков В. Слава — России: Кремлевских чиновников озарила национальная идея // Профиль. 2004. № 36. С. 15-17.

27 См.: Российская газета. 2003. 17 мая.

28 Коваленко В.И., Голошумов Е.В. Национальная идея как научная проблема современной российской политологии // Вестник МГУ. Сер. 12. 1998. № 4. С. 19.

29 Маркедонов С. Апология российской идеи, или как нам сохранить Россию // Тезисы по российской национальной политике. М., 2004. С. 6.

В.В. Мамонов

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ В РАЗРЕШЕНИИ ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

В статье исследуются конституционные основы применения Вооруженных сил РФ для защиты соотечественников. Особое внимание уделяется правовым аспектам использования Вооруженных сил РФ в период событий августа 2008 г. в Южной Осетии. Рассматривается участие Совета Федерации РФ в решении вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории России.

Ключевые слова: локальные конфликты, Вооруженные силы РФ, соотечественники, потерпевшие от преступлений, оборона, безопасность.

V.V. Mamonov

THE CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF THE USE OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN SOLVING LOCAL CONFLICTS

The article considers the constitutional basis for the use of In-plenary Forces of the Russian Federation for the protection of compatriots. Special attention is paid to legal aspects of the use of the Armed Forces of the Russian Federation in the period of the events of August 2008 in South Ossetia. Is considered part of the Council of Federation of the Russian Federation in solving the issue of use of the Armed Forces of the Russian Federation outside the territory of Russia.

Key words: local conflicts, Armed Forces of the Russian Federation and compatriots, the victims of crime, defense, security.

Россия, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, рассматривает постсоветское пространство как стратегически важное направление своей внешней политики, за ее пределами проживают более 25 млн соотечественников. Геополитическое положение способствует частому применению Вооруженных сил РФ за пределами своей территории. В XVIII в. Россия была в состоянии войны

© Мамонов Вадим Васильевич, 2012

Доктор юридических наук, профессор кафедры государственного права (Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина); e-mail: mamonov1975@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.