Научная статья на тему 'Единая автоматизированная информационная система контроля, учёта и координации оперативно-розыскных действий правоохранительных органов: необходимость или излишество?'

Единая автоматизированная информационная система контроля, учёта и координации оперативно-розыскных действий правоохранительных органов: необходимость или излишество? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1163
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / УЧЕТ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ДЕЙСТВИЙ / КООРДИНАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ДЕЙСТВИЙ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY / AUTOMATED INFORMATION SYSTEM / THE ORGANS OF THE RUSSIAN FEDERATION PROSECUTOR''S OFFICE / ACCOUNTING / COORDINATION OF OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронов Сергей Борисович, Миронова Татьяна Борисовна

В данной статье исследуется актуальность и необходимость создания единой автоматизированной информационной системы контроля, учета и координации оперативно-розыскных действий правоохранительных органов Российской Федерации. При раскрытии данной темы используется федеральное законодательство, ведомственные приказы, а также опыт иностранных государств, которые ввели аналогичные информационные автоматизированные системы и органично встроили в национальные правовые системы. В настоящее время эти информационные автоматизированные системы успешно применяются правоохранительными органами при предотвращении и раскрытии совершенных преступлений. Появление высокоорганизованных преступных сообществ, возрастающее значение информационной сферы в жизни общества и правоприменительная практика в целом свидетельствует о том, что и в российской правовой системе назрела необходимость создания автоматизированной информационной системы контроля, учета и координации оперативно-розыскных действий правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unified automated information system of control, accounting and coordination of operational search activities-necessity or luxury?

This article explores the relevance and necessity of creating unified automated information system of control, accounting and coordination of operational search activities by law-enforcement agencies. For developing this theme not only federal law is used, but also governmental orders. The emergence of highly organized criminal groups, growing importance of the sphere of information in society as well as law enforcement practice generally indicate that it is time for the Russian law enforcement bodies to establish an automated information system of control, accounting and coordination of operational search activities.

Текст научной работы на тему «Единая автоматизированная информационная система контроля, учёта и координации оперативно-розыскных действий правоохранительных органов: необходимость или излишество?»

ТРИБУНА МОЛОДЫХ

УДК 343.13

С.Б. Миронов Т.Б. Миронова

ЕДИНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ, УЧЁТА И КООРДИНАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ: НЕОБХОДИМОСТЬ

ИЛИ ИЗЛИШЕСТВО?

В данной статье исследуется актуальность и необходимость создания единой автоматизированной информационной системы контроля, учета и координации оперативно-розыскных действий правоохранительных органов Российской Федерации. При раскрытии данной темы используется федеральное законодательство, ведомственные приказы, а также опыт иностранных государств, которые ввели аналогичные информационные автоматизированные системы и органично встроили в национальные правовые системы. В настоящее время эти информационные автоматизированные системы успешно применяются правоохранительными органами при предотвращении и раскрытии совершенных преступлений. Появление высокоорганизованных преступных сообществ, возрастающее значение информационной сферы в жизни общества и правоприменительная практика в целом свидетельствует о том, что и в российской правовой системе назрела необходимость создания автоматизированной информационной системы контроля, учета и координации оперативно-розыскных действий правоохранительных органов.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, автоматизированная информационная система, правоохранительные органы, органы прокуратуры Российской Федерации, учет оперативно-розыскных действий, координация оперативно-розыскных действий, уголовный процесс.

S.B. Mironov T.B. Mironova

UNIFIED AUTOMATED INFORMATION SYSTEM OF CONTROL, ACCOUNTING AND COORDINATION

OF OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES-NECESSITY

OR LUXURY?

This article explores the relevance and necessity of creating unified automated information system of control, accounting and coordination of operational search activities by law-enforcement agencies. For developing this theme not only federal law is used, but also governmental orders. The emergence of highly organized criminal groups, growing importance of the sphere of information in society as well as law enforcement practice generally indicate that it is time for the Russian law enforcement bodies to establish an automated information system of control, accounting and coordination of operational search activities.

Keywords: operational-investigative activity, automated information system, the organs of the Russian Federation Prosecutor's Office, accounting, coordination of operational search activities.

Согласно ст. 1 ФЗ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 29.06.2015) (далее - ФЗ «Об ОРД»), оперативно-розыскная деятельность - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Осуществляя оперативно-розыскную деятельность, правоохранительные органы ежедневно накапливают, обрабатывают, используют, передают и хранят огромные объемы информации. Одним из важнейших способов эффективной организации борьбы с преступностью является систематическое накопление достоверной, актуальной, характеризующей оперативную обстановку информации, ее своевременный и профессиональный анализ [1; 2]. Информационное обеспечение лю-

бой правовой системы, по мнению А. Кузьмина, «служит сердцевиной юридической деятельности» [3, с. 104]. На основании своевременной, полной, проанализированной информации правоохранительными органами пресекаются преступления, строятся их модели, делаются выводы и принимаются правовые решения [4, с. 479].

Повышение качества работы правоохранительных органов по пресечению и раскрытию преступлений в настоящее время невозможно без повсеместного и комплексного внедрения информационных технологий в их деятельность [5, с. 12]. Внедрение новой автоматизированной информационной системы сразу принесет следующие положительные результаты:

- снижение бюрократии - рабочее время, используемое на заполнение бумаг и прохождение процедур можно будет использовать на иные цели;

- рост эффективности деятельности правоохранительных органов;

- уменьшение бумажного документооборота вследствие увеличения электронного приведет к экономии бюджетных средств. Это позволит направить сэкономленные бюджетные средства на иные цели, что в условиях экономического кризиса является нелишним фактором;

- автоматизация взаимодействия правоохранительных органов [6, с. 4];

- объективность и наглядность оперативно-розыскной деятельности. Доступность электронных материалов для обозрения исключит возможность преднамеренного внесения исправлений, сокрытия материалов дела или их уничтожения;

- повышение уровня доверия населения к правоохранительной системе вследствие усиления надзора над ОРД;

- удобство усвоения информации и изучения электронных материалов дела.

Россия начинает внедрять мировой опыт в отдельных областях информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Известно, что во многих крупных городах ФРГ организовано скрытое наблюдение с использованием телекамер автодорожной полиции. Практически на всех больших площадях Мюнхена, Гамбурга, Ганновера, Нюрнберга и ряда других на фасадах зданий установлены телекамеры с поворотными механизмами, передающие изображение на мониторы полицейских центров наружного наблюдения, которые ак-

тивно используются специальными службами ФРГ. Единая система контроля очень востребована и в нашей стране. Особенно это очевидно в контексте международной обстановки [7, с. 4].

В Великобритании обработка разведданных об организованной преступности и преступниках основывается и координируется в зависимости от регионального, национального и международного уровней. В Англии и Уэльсе в рамках подобной структуры существует девять региональных отделов уголовной разведки, выполняющих эти функции. Информационные сведения хранятся в памяти компьютеров и в архивах. Планировалось создание национальной службы уголовной разведки, через которую будут проходить все разведданные об организованной преступности, с использованием автоматизированной системы обработки информации.

Оперативно-техническое подразделение МВД Италии - Центр по изучению обстановки. В его компетенцию входит разнообразная деятельность, в т.ч. с применением технических средств по сбору оперативной информации об организованной преступности и ее передаче в оперативные подразделения министерства. На него возложено также поддержание постоянной связи с находящимися в Италии представительствами ФБР, Управления по борьбе с наркотиками и Таможенного управления США, а также с аналогичными службами стран Евросоюза в целях обеспечения четкого и оперативного обмена информацией об организованной преступности.

В Канаде существует служба по сбору информации об организованной преступности, которая была создана 7 марта 1970 г. (КИСК). Подчиненные ей службы занимаются сбором, регистрацией, анализом и распространением информации о преступности. Центральное бюро действует в национальном масштабе, в то время как местные бюро - в пределах провинций и между провинциями. Материал, представляющий национальный интерес, доставляется в Центральное бюро, где находится главная картотека [7, с. 7].

Результаты раскрываемости преступлений, которые в столице России составили в прошлом году лишь 27%, значительно уступают среднеевропейским, которые составляют 45-47% [8]. Это говорит о недостаточно эффективной организации работы в том числе в вопросах обеспечения оперативно-розыскных органов информацией о совершенных преступлениях.

Для информационного обеспечения и документирования оперативно-розыскной деятельности ФЗ «Об ОРД» допускает создание и

использование информационных систем, а также заведение дел оперативного учета. Дела оперативного учета могут заводиться только при наличии оснований, предусмотренных п.п. 1-6 ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»1, и в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Таким образом, посредством конкретизации целей заведения дел оперативного учета в самых общих чертах осуществлено законодательное структурирование познавательной стороны оперативно-розыскной деятельности, выделены такие относительно самостоятельные ее части, как собирание, проверка и оценка оперативных данных, что является шагом вперед в направлении целостного правового регулирования [9, с. 316].

В части 5 ст. 10 ФЗ «Об ОРД» законодатель указывает на то, что перечень дел оперативного учета и содержание их основополагающих материалов - документов относятся к секретному делопроизводству, где многие образцы документов формализованы и по своему заполнению приобретают гриф «секретно» или «сов. секретно» [10, с. 341]. Данный механизм секретного делопроизводства необходим для реального в данном виде деятельности противостояния преступности и другим негативным явлениям, связанного с государственной тайной.

В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время в Российской Федерации существуют десятки различных автоматизированных информационных систем, например: АСУ «Дежурная часть», АИС «Криминал-И», АДИС «Папиллон», «АИПС «Клеймо», АИПС «Клинок» и иных. Однако, они разрознены и узкоспециализированы, что мешает единовременно получать всю необходимую информацию [11, с. 314]. Создание единой АИС ОРД и присоединение к ней уже имеющихся АИС правоохранительных органов Российской Федерации актуально, целесообразно и необходимо для быстрого решения существующих проблем.

Список использованной литературы

1. Агеев В. В., Агеева Е. В. К вопросу о поиске оперативно-розыскной информации в Интернете // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2011. № 1. С. 65-70.

1 Об оперативно-розыскной деятельности : Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

2. Машков С. А. Анализ отдельных изменений федерального закона оперативно-розыскной деятельности за 2012 год // Актуальные проблемы теории и практики правотворчества и правоприменения (к 20-летию юридического образования в БГУЭП) : сб. науч. тр. Иркутск, 2015. С. 165-169.

3. Кузьмин А. Информационное обеспечение расследования преступлений // Законность. 1999. № 6. С. 43-45.

4. Бурцева Е. В., Рак И. П., Селезнев А. В., Терехов А. В. Роль информационных технологий в профилактике и раскрытии преступлений // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2008. № 2. С. 479-482.

5. Гусев В. А. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности: новые тенденции // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1. С. 86-91.

6. Брылев В. И., Лях Л. А. Получение и анализ оперативно-розыскной информации о преступной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. №5-2. С. 3-6.

7. Шипилов В. В. Международный опыт организации информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности // Российский следователь. 2013. № 22. С. 39-43.

8. Коммерсантъ. 2015. 6 фев.

9. Дубоносов Е. С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. 4-е изд. Москва : Юрайт, 2013. 442 с.

10. Худяков А.Н. Информационные технологии в правоохранительной системы России: состояние и перспективы развития // Правоохранительная система России: состояние и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 5-6 декабря 2014 г. СПб.: Изд-во СПб. ун-та управления и экономики, 2014. 358 с.

11. Ежеля А. А. Проблемные вопросы использования автоматизированных баз данных в оперативно-розыскной деятельности // Актуальные проблемы права: теория и практика : сб. науч. работ. Краснодар, 2005. № 4. С. 313-318.

Информация об авторах

Миронов Сергей Борисович - аспирант кафедры уголовного права и процесса Института права и управления, Тульский государственный университет, помощник судьи Арбитражного суда Тульской области, 300012, г. Тула, ул. Ленина, д. 92; е-шай: msb001@mail.ru.

Миронова Татьяна Борисовна - студентка 2 курса магистратуры по направлению «Дипломатия и дипломатическая служба», факультет международных отношений, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 119454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76; е-mail: t-bagr@mail.ru.

Научный руководитель: Дубоносов Евгений Серафимович - заведующий кафедрой уголовного права и процесса Института права и управления, доктор юридических наук, профессор, Тульский государственный университет, 300012, г. Тула, проспект Ленина, д. 92; e-mail: upip12@mail.ru.

Information about the authors

Mironov Sergey Borisovich - Student of Criminal Law and Procedure of the Institute of Law and Governance, the Assistant of a Judge an Arbitrage Court, Tula State University, 300012, Tula, Lenin Prospect, 92; е-mail: msb001@mail.ru.

Mironova Tatiana Borisovna - Student at the Master's program «Diplomacy and Diplomatic Service», International Relations Department, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 119454, Moscow, Ver-nadskogo prospect, 76; е-mail: t-bagr@mail.ru.

Academic advisor: Dubanosov Evgeny Serafimovich - Head of Department Criminal Law and Process of Institute of Law and Management, Doctor of Law, Professor. Tula State University, 300012, Tula, Lenin Avenue, 92; e-mail: upip12@mail.ru.

Дата поступления статьи в редакцию: 14.03.2016.

УДК 343.98

Д.Н. Пустозеров

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основной характеристикой взрывов, взрывных устройств, взрывчатых веществ и средства взрывания, основные элементы средства взрывания. Также уделено внимание классификации взрывчатых веществ по признакам. Кроме того, раскрывается понятие и даётся классификация взрывных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.