Научная статья на тему '«Ecce Homo» - иконография образа страдающего Христа в западноевропейской живописи XV-XVII веков'

«Ecce Homo» - иконография образа страдающего Христа в западноевропейской живописи XV-XVII веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
515
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Се человек» / Христос / живописное произведение / Якопо Лигоцци / гравюра / Рафаэль Саделер I / аналог / Михиль Кокси II / «Ecce Homo» / Christ / picturesque work / Jacopo Ligotstsi / engraving / Rafael Sadeler I / analog / Michiel Cox II

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булгакова Алина

Статья посвящена анализу библейского сюжета «Се человек» (лат. «Ecce Homo») на примере двух картин из Большого собрания изящных искусств ASG. У одной из работ, ранее атрибутированной фламандской школой XVII века, в результате исследования и обнаружения аналогов удалось уточнить авторство и отнести ее кругу живописца Михиля Кокси II (после 1569 – 1616).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the biblical story «Ecce Homo» (lat. «Ecce Homo») on the example of two paintings from the Grand collection of fine arts ASG. In one of his works, before attributing the Flemish school of the XVII century, as a result of the research and detection of analogues failed to specify authorship and carry it around the painter Michiel Cox II (after 1569 1616).

Текст научной работы на тему ««Ecce Homo» - иконография образа страдающего Христа в западноевропейской живописи XV-XVII веков»

«ECCE HOMO» - ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА СТРАДАЮЩЕГО ХРИСТА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ XV-XVII ВЕКОВ

БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.

Аннотация: статья посвящена анализу библейского сюжета «Се человек» (лат. «Ecce Homo») на примере двух картин из Большого собрания изящных искусств ASG. У одной из работ, ранее атрибутированной фламандской школой XVII века, в результате исследования и обнаружения аналогов удалось уточнить авторство и отнести ее кругу живописца Михиля Кокси II (после 1569 - 1616).

Ключевые слова: «Се человек», Христос, живописное произведение, Якопо Лигоцци, гравюра, Рафаэль Саделер I, аналог, Михиль Кокси II.

Abstract: The article analyzes the biblical story «Ecce Homo» (lat. «Ecce Homo») on the example of two paintings from the Grand collection of fine arts ASG. In one of his works, before attributing the Flemish school of the XVII century, as a result of the research and detection of analogues failed to specify authorship and carry it around the painter Michiel Cox II (after 1569 - 1616).

Keywords: «Ecce Homo», Christ, picturesque work, Jacopo Ligotstsi, engraving, Rafael Sadeler I, analog, Michiel Cox II.

Слово издревле считалось одним из самых действенных факторов влияния на человека. Слово судьбоносно, оно способно убивать и воскрешать, делать счастливым и ввергать в пучину отчаяния. В литературном искусстве слова порождают множество фантазий, ассоциаций и образов. При этом художественный образ - явление куда более широкое и информационно насыщенное. Образ, как и человек, неповторим и многозначен. В литературе и живописи образы тесно взаимосвязаны между собой, поскольку слово может способствовать созданию художественного образа, а образ, в свою очередь, послужить толчком к написанию живописного произведения. Отталкиваясь от одной и той же литературной основы, художники создают подчас совершенно различные образы, что зависит от их индивидуальности,

школы и временного контекста. Так, в искусстве старых мастеров одним из самых популярных был библейский сюжет «Се человек» (лат. «Ecce Homo»), в основе которого лежит образ поруганного Христа. Источником для него послужили слова римского перфекта Иудеи Пон-тия Пилата, которые наглядно ознаменовали переход от конкретных слов о «человеке» к образу человека страдающего, а уже затем и к образу, воссозданному художником.

Слова «Се человек» были произнесены Пилатом после демонстрации измученного Иисуса Христа народу Иерусалима. Желая пробудить в людях сострадание, Пилат указывает на Христа, одетого в багряницу и терновый венец: «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служи-

Антонелло да Мессина «Се человек» Италия, 1473 г. Городской музей, Пьяченца

тели, то закричали: «Распни, распни Его!» Пилат говорит им: «Возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины» (Ин., гл. 19, ст. 5).

До эпохи Ренессанса европейские живописцы редко обращались к данному сюжету, а впоследствии возникли два основных иконографических образа поругания Христа. Первый, помимо самого Иисуса, включал множество персонажей (стражники, первосвященники, народ), второй - являл изображение Христа в виде молитвенного образа. Одним из наиболее ранних и эмоционально воздействующих на зрителя является образ Христа кисти итальянского мастера XV века Антонелло да Мессины (ок. 1429/1431 - 1479). Художник создал погрудное изображение Христа в терновом венце и с бечевой на шее. Из глаз его текут слезы, а взгляд обращен на зрителя. В данном случае образ словно призывает зрителей к милосердию и состраданию к участи страждущего.

Образцом многофигурной композиции, написанной на данный сюжет, может служить работа фламандского художника Квентина Массейса (1465/1466 - 1530). Здесь рядом с Христом, чей гармоничный и смиренный образ ра-

Голландская школа XVII в. «Се человек» Холст, масло. 30,5*22 см БСИИ ASG, инв. № 044245

ников практически не выделяется. Лишь малое количество одежд в виде набедренной повязки и плаща позволяет идентифицировать его фигуру в отдалении. На площади перед резиденцией Пилата собрался народ - священники, стражники, женщины и дети, взывающие к распятию осужденного. Благодаря литературному источнику мы знаем те слова, которые произносят Пилат и люди на площади. Мы не можем их слышать, однако слова эти призваны олицетворять красноречивые жесты персонажей, многие из которых подняли руки вверх, требуя кровопролития.

Данная картина невелика по формату (30,5x22 см) и, возможно, являлась подготовительным эскизом масштабной композиции. Дублированная на доску, она написана на крупнозернистом холсте, фактура

Квентин Массейс «Се человек» Фландрия, 1526 г. Дворец дожей, Венеция

зительно диссонирует с уродством окружающих его людей, мы видим Понтия Пилата и злорадствующих стражников.

Еще большим количеством персонажей заполнена композиция «Се человек» Большого собрания изящных искусств ASG.

В левой части картины изображена претория, где на балконе мы видим Пилата, произносящего свои знаменитые слова. Перфект подошел к самому краю балкона и вытянутой рукой указывает на Христа, фигура которого среди страж-

которого проступает на красочной поверхности. Художник довольно тщательно и тонко прописывает архитектурные детали и героев произведения, особенно тех, кто изображен на переднем плане. Их внешний облик и одежда, не считая персонажей в восточных костюмах, характерны для городских жителей Северной Европы конца XVII столетия, что делает работу еще и ценным свидетельством эпохи. Вне зависимости от того, в какое время происходило изображенное событие, художники часто пишут своих

Михиль Кокси II, круг (?) «Се человек» Фландрия, XVII в. Холст, масло. 46,5*38,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-0962

современников. Уделяет внимание живописец и ритму композиции, упорядочивая его изображением в правой части аналогичной претории Пилата архитектурной постройки с невысоким округлым куполом и рядом окон. Постройка изображена вдалеке и от этого ее контуры менее четкие и несколько размыты атмосферной дымкой.

В XVII же веке, но уже во Фландрии, было создано еще одно полотно под названием «Се человек» из Большого собрания изящных искусств ASG, которое является своего рода «промежуточным вариантом» между многофигурным решением композиции и изображением одного Христа.

Здесь в центре изображен Христос. Его руки связаны, в них он держит ветку, символизирующую царский скипетр. На голове -терновый венец, оставляющий на коже кровавые следы. Выражение лица Христа спокойно и печально, а глаза опущены вниз. Справа мы видим стражника в доспехах. Его лицо не уродливо, как это часто бывало на картинах других мастеров. Он с интересом заглядывает в лицо Иисуса. А слева - Понтий Пилат в одеждах европейского монарха. Он смотрит на зрителей, призывая их к состраданию, а рука его делает указующий жест, символизирующий сказанные им слова.

Данное произведение не является уникальным в плане иконографической трактовки сюжета. Основная фабула полностью соответствует выработанному канону изображения сцен поругания Христа. Однако, если согласиться с тем, что картина имеет фламандское происхождение, доспехи на воине, тем не менее, итальянские, и примечательна работа тем, что именно такую композицию вслед за итальянским мастером XVI - XVII веков Якопо Лигоцци (1547 - 1624) повторили сразу несколько именитых живописцев Европы.

30 июня 2016 года на торги аукционного дома Натре1 была выставлена работа «Се человек», которую эксперт итальянской живописи Эмилио Негро атрибутировал как авторское произведение Якопо Лигоцци [1]. Картина была оценена в 20,000 - 25,000 €.

Лигоцци специализировался на религиозном жанре, занимался гравюрой и миниатюрой. Он родился в Вероне и обучался у отца - Джован-ни Эрмано Лигоцци. Художник начал карьеру при дворе Габсбургов в Вене, где создавал рисунки с изображениями животных, насекомых

Якопо Лигоцци «Се человек»

Холст, масло. 113,5*90,5 см 30 июня 2016 г., Мюнхен, аукцион Натре1, лот 710 Эстимейт 20,000 - 25,000 €

и растений. После смерти Джорджо Вазари в 1574 году он становится главой Академии живописи и патронирует гильдию Святого Луки. К Ли-гоцци часто обращались с заказами Франческо I Медичи, Фердинандо I Медичи, Козимо III и другие представители этого знаменитого рода. При этом художника часто упрекали в академической черствости, постановочности поз и отсутствии эмоциональности. На сегодняшний день из всего творческого наследия мастера наиболее популярными являются его рисунки флоры и фауны. И всё же одно из полотен мастера, а именно «Се человек», оставило заметный след в истории живописи и стало одним из самых копируемых произведений своего времени.

Итак, картина, проходившая на аукционе Hampel, атрибутируется как авторское произведение Ли-гоцци, хотя и с некоторыми оговорками об авторском повторе или причастности к ее созданию учеников живописца. Сам Лигоцци написал картину «Се человек» с рассматриваемой иконографией в 1598 году и до конца не ясным остался вопрос: эта ли именно работа проходила на аукционе. Авторство самого Лигоцци эксперт доказывает на основе сравнительного анализа с другими произведениями живописца: «Рождеством Богородицы» (Церковь Санта-Мария-дель-Сас-со, Биббьена), «Положением во гроб» (Собор Сан-Джиминьяно, Тоскана) и серией из четырех работ, изображающих Старости Христовы (Галерея Палатина, Флоренция).

О том, что произведение стало знаковым для своего времени, свидетельствует и то, что оно сразу же вошло в знаменитую коллекцию мецената Агостино Джусти (1548 -1615) и было повторено большое количество раз не только учениками мастера, но и художниками из других стран. Например, в музее Боуз в Англии хранится аналогичная работа последователя Лигоцци.

Установить точную дату создания картины мастера и ее изначальное местонахождение удалось благодаря надписи на гравюре, исполненной с нее в Венеции фламанд-

Якопо Лигоцци, последователь

«Се человек»

Дерево, масло. 62*47,5 см Музей Боуз, Англия

цем Рафаэлем Саделером I (1560 - 1632). Гравюра эта находится в музее Бойманса - ван Бёнингена в Роттердаме, и есть еще две в Британском музее (Лондон) и в Библиотеке Лейденского университета. Кроме информации о живописном произведении Лигоцци в нижней части гравюры приводится и стих от Иоанна.

f.«X-b , « I— - " — iiXW fnVUB TT n T- ■ Лш

I tv"Iii1 vr, ■ tffrffa rr»TM? <vtmTTj ftii'ff ftrw /■rr#ivw.p r i

Рафаэль Саделер I Гравюра «Се человек» с работы Якопо Лигоцци Музей Бойманса - ван Бё-нингена, Роттердам

Рафаэль Саделер I работал в Италии (Вероне и Венеции) с 1593 по 1604 годы. На шестом году своего пребывания здесь он и познакомился с произведением Лигоцци, сразу же создав великолепную гравюру с него. Художники могли иметь связь друг с другом и через дядю Рафаэля - Эгидия Саделера -придворного мастера Рудольфа II (ок. 1570 - 1629).

После 1604 года Рафаэль Саделер I перебрался в Мюнхен, а его гравюра стала пользоваться популярностью среди фламандских живописцев. В частности, с нее писали свои работы такие мастера, как Михиль Кокси II (после 1569 - 1616), Амброзиус Франкен Старший (1544 - 1618) и Амброзиус Франкен Младший (после 1581 -1631), а затем их ученики и последователи. Причем повторов этих было создано такое огромное количество, что они до сих пор регулярно «всплывают» на европейских аукционах и иногда с ошибочными атрибуциями. Так, например, на аукционе Christie's 5 февраля 2003 года проходила композиция «Се человек», написанная на дереве с

4Ё. ft.'

Ж* Р v

\ i- V

Михиль Кокси II, последователь

«Се человек»

Дерево, масло. 94*70,5 см 5 февраля 2003 г., Нью-Йорк, аукцион Christie's, лот 270 •2,151 $ (эстимейт 2,000 -3,000 $)

гравюры Саделера. Эксперты ошибочно приписали ее последователю Михиля Кокси I, который умер еще в 1592 году и не мог видеть гравюры. В данном случае, если делать привязку к творчеству династии Кокси, а также их последователей, правильно будет связать ее с именем Кокси II.

И таких вариантов с самыми разнообразными атрибуциями большое количество. В Далиджской картинной галерее (Англия) композицию с аналогичной иконографией относят к английской школе конца XVI - XVII веков, а в качестве источника, вдохновившего автора на ее создание, называют не фламандский образец, а североитальянский (подразумевается повтор не с гравюры, а с картины Лигоц-ци). В 2007 году на аукционе Van Ham идентичный образец, приписанный кисти Франса II Франкена (1581 - 1642), продали за 850 €. Кроме этого, кругом двух представителей семейства Франкен - Ам-

Амброзиус Франкен I, круг «Се человек» [2]

Амброзиус Франкен II, круг «Се человек» [3]

брозиуса I и Амброзиуса II - атрибутируют еще две работы на сюжет поругания Христа.

Что касается картины «Се человек» из Большого собрания изящных искусств ASG, то, когда она приобреталась в 2010 году на французском аукционе «Jean -Marc DELVAUX», ее эксперты причислили к фламандской школе XVII века, не называя конкретных имен. Мы согласны с фламандским происхождением работы, и если изображения Иисуса, Пилата и воина довольно точно повторяют гравюру Саделера I, то отсутствие двух персонажей на заднем плане может быть объяснено сознательным изменением композиции автором, что маловероятно, или же прежними реставрационными вмешательствами, в результате которых фигуры эти были удалены. Выяснить данные предположения можно лишь в ходе реставрации. Художнику, создавшему

картину из собрания ASG, очевидно, хорошо была известна гравюра, поскольку он довольно точно воспроизвел с нее безмятежный и, даже, медитативный облик Христа, чья голова обагрена кровью, а тело здорово, строгое, призывающее к справедливости выражение лица Пилата, суровый изгиб его бровей и форму головного убора с горностаевой опушкой, а также доспехи воина и лишенный злобы интерес, с которым он вглядывается в лицо мученика. Если мы посмотрим на картины круга Франкенов, то увидим некоторые вольные отступления в трактовке внешнего облика героев, выражений их лиц и деталей их облачений. Напротив, последователь Михиля Кокси II воспроизвел гравюру куда точнее. Об этом художнике сохранилось мало информации. Известно, что 18 сентября 1598 года (как раз в год создания Лигоцци композиции «Се человек») художник вступил в гильдию Святого Луки в Мехелене. Кокси II и Рафаэль Саделер I жили в одно время. Гравюра последнего, как мы уже выяснили, была в то время популярна во Фландрии, а копирование картин и гравюр в XVI - XVII веках являлось привычной практикой для многих мастеров. Таким образом, на основании близости полотна из собрания ASG гравюре Саделера I и картине последователя Кокш II c аукциона Christie's мы уточним атрибуцию французских экспертов фламандской школой XVII века и свяжем его авторство с кругом Михиля Кокси II. Подтверждение данной версии или же, напротив, ее опровержение будут дальнейшими темами наших исследований, проводимых на основе поиска аналогий, сопоставительного анализа, а также результатов реставрационных работ.

Ссылки:

1. https://hampel-auctions.com/o/Jacopo-Ligozzi-ca-1547-Verona-1627-Florenz.html?a=106&s=508&id=807 &acl = 1061361

2. http://www.wikigallery.org/wiki/painting_313269/(after)-Ambrosius-Francken-I/Ecce-Homo

3. http://www.wikigallery.org/wiki/painting_313266/%28after%29-Ambrosius-Francken-II/Ecce-Homo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.