Научная статья на тему 'Е. В. Вязкова загадки «Искусства фуги» И. С. Баха'

Е. В. Вязкова загадки «Искусства фуги» И. С. Баха Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
391
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гудимова С. А.

Вязкова Е.В. Загадки «Искусства фуги» И.С. Баха // От Гвидо до Кейджа. М., 2006. С. 125-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Е. В. Вязкова загадки «Искусства фуги» И. С. Баха»

Е.В. Вязкова

ЗАГАДКИ «ИСКУССТВА ФУГИ» И.С. БАХА*

Великое произведение И.С. Баха - последнее из его крупных сочинений, под которым поставлена подпись музыкальной темой B-a-c-h в заключительном разделе последней фуги, оставшейся незавершенной.

Это произведение, представляющее собой цикл фуг и канонов, написанных на одну тему, оставило столько вопросов, что дискуссии вокруг него не утихают до сих пор, хотя со времени создания «Искусства фуги» прошло 255 лет. Особый интерес исследователей вызывает заключительная (неоконченная) фуга. Автор статьи, подробно изучив закономерности цикла, приходит к выводу: «Таким оригинальным образом - неоконченной фугой - цикл был закончен. Последний раздел ее содержит столько форм выражения баховской “подписи”, что нет сомнений: именно в этом месте композитор мыслит окончание фуги» (с. 132-133). По мнению автора, не только проведение темы B-a-c-h в последнем разделе фуги, но и средства числовой символики действуют параллельно: имя B-a-c-h, как известно, имеет числовое выражение «14», раздел содержит 14 тактов (это число имени композитора в форме J.S. Bach), полная тема (с каденцией), в начале которой звучит B-a-c-h-комплекс, дает число «29», которое, кроме еще одной «подписи» Баха (инициалами J.S.B.), соответствует числу аббревиатуры «SDG» (Soli Deo Gloria - Великому Богу слава!), которую Бах ставит обычно в конце сочинения. Заключительная фуга содержит 233 такта. По правилу нумерологии можно сложить числа (2+3+3=8), а число «8» имеет два смысловых значения: «смерть» и «бесконечность» (в опреде-

* Вязкова Е.В. Загадки «Искусства фуги» И.С. Баха // От Гвидо до Кейджа. - М., 2006. - С. 125-142.

ленном смысле они связаны: после смерти - бесконечность...). Но главное, подчеркивается в статье, фуга не могла быть закончена по музыкальным причинам - по ее логически необходимым масштабам и форме. Чтобы заключительная фуга была и продолжением тенденций, намеченных соответствующей ей по положению фугой № 11 (а это закон цикла), и одновременно превосходила ее по контрапунктической сложности, количеству тем и разделов (и это тоже закон цикла), она должна была бы получить столь крупные размеры, которые практически делали невозможным целостное восприятие этой фуги и нарушили бы равновесие цикла.

«Незаконченность» фуги прочно связана и с идеей всего произведения. «Ассоциативные образы», представляемые хоралами, риторические фигуры и числовые символы убедительно говорят о религиозно-философской концепции всего цикла. Первая группа фуг (№ 1-4) - это явление Иисуса Христа, его жизнь, смерть и Воскресение (главная тема цикла состоит из элементов двух хоралов, связанных с рождением и смертью Христа). Указывает на Христа и риторическая фигура смерти («aposiopesis»), появляющаяся в 70-м такте, а 70 - это число имени «Jesus». В рукописи первоначально эта фуга имела 37 тактов (число, соответствующее написанию «J.CHR» - иконографическому сокращению имени Христа), и фигура смерти попадала в 35-й такт (3+5=8) с числом, имеющим то же значение. Тема становится символом божественного начала и по другим «числовым» показателям: в ней 12 звуков, а «12» - число Церкви, Божественной Троицы (12=1+2=3); алфавитно-числовой подсчет дает конечное число «1» - символ Единого Бога.

Далее (с фуги № 5) Бах обращается к теме человека, который создан «по образу и подобию Божьему», проходит долгий путь развития и совершенствования, и, наконец, душа его предстает перед Богом. И Бах останавливается у границы сакрального, он намеренно оставляет фугу незавершенной: знать об этой тайне живущим на земле не дано.

Занимаясь более 30 лет изучением творческого наследия великого композитора, Е.В. Вязкова пришла к еще одному удивительному выводу: у Баха, персонифицированного в цикле «Искусство фуги» темой-монограммой, есть творческий собеседник, собрат, учитель... Это композитор Джироламо Фрескобальди (1583-1643), основоположник итальянской органной школы, которого впоследст-

вии назвали «итальянским Бахом». Известно, что Бах в последние годы своей жизни увлекался старинной полифонией, любил и изучал сочинения Фрескобальди. В «Искусстве фуги» итальянский музыкант представлен «лично», но не мелодией-монограммой, как Бах, а мелодией-цитатой из его известного ричеркара1 № 15 из сборника «Пой шшюаН». Эта мелодия необычайно оригинальна благодаря необычному обороту в центре. В учении о риторических фигурах подобное движение называется «раШороНа» («возбуждение страстей»). «Тема Фрескобальди» становится в цикле лейтмотивом, развивающимся параллельно с темой Б-а-с-Ь.

Этот диалог двух Мастеров устанавливает «связь времен». Очевидно, таким образом Бах показывает не только единство, преемственность и взаимодействие художников-творцов, но и то, «что он не одинок на этом пути совершенствования, что этот путь - общечеловеческий. Так цикл приобретает ту философско-этическую значимость, которая в истории человеческой культуры современна всегда» (с. 142).

С.А. Гудимова

1 Ричеркар (итал. псегсаг, от псегсаге -искать) - жанр инструментальной музыки. Возник в XVI в. Ранние образцы ричеркара - небольшие импровизационные пьесы. В творчестве Фрескобальди зарождается будущий полифонический цикл: прелюдия - фуга, а также форма сложной фуги. В дальнейшем ричеркары все более сближались с фугой и в XVIII в. были вытеснены ею из композиторской практики. Последние значительные образцы ричеркара принадлежат И.С. Баху: два ричеркара в «Музыкальном приношении», написанном непосредственно перед «Искусством фуги». - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.