Научная статья на тему 'Э. Т. А. Гофман в контексте современной культуры'

Э. Т. А. Гофман в контексте современной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
304
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Э. Т. А. Гофман в контексте современной культуры»

Новый год живой поэтессы и ее умерших близких, эта тема звучит в полный голос: «А друг, поглядевши в лицо мое/И вспомнив Бог весть о чем,/Воскликнул: "А я за песни ее, /В которых мы все живем!" В «Божественной комедии» тема творчества как медиатора между божественным миром и людским - вынесена уже в название, а тема любви -главная, реализующая прежде всего тезис «Бог есть любовь» (1Иоан, 4:16).

Список литературы

1.Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны

ремесла. М.: «Диалог МГУ», 1997.

www.akhmatova.org/bio/kihney/kihney03

2.Ахматова А.А. «Каменный гость» Пушкина. www.akhmatova.org/proza/pyshkin2

3.Исаева. Семантические традиции цвета в

культуре // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Вып.8, 2005.

www.eunnet.net/sofia/08-2005/text/0808

4.Кузнецова B.C. Дуалистические легенды о со-

творении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Г лава III. Сюжет о творении мира двумя голубями в Галицкой колядке и дуалистические легенды о миротворении.

www.ruthenia.ru/folklore/kuznetsova4

5.Грейвс Р. Мифы Древней Греции. www.sno.pro 1 .ru/lib/graves/51/51

6. «Житие преподобной матери нашей Пелагии», www.pravoslavie.name/index.php? download/saints/0ct/08/life01

7.Наппельбаум И. Фон к портрету Анны Андреевны

Ахмато вой.\vww. akhmatova.org/articlcs/nappclbaum

8.Цит. по: Боровикова М. Цветаева и Ахматова (вокруг последнего стихотворения Марины Цветаевой). www.ruthenia.ru/document/528720

9.Недоброво Н.В. Анна Ахматова. www.akhmatova.org/articles/nedobrovo

И.В.Лаптева (Саранск) Э.Т.А.ГОФМАН В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) творил в рамках романтической модели искусства -он более тонко понимал своеобразие каждого вида искусства, освободившись от классицистической догматики и просветительской рассудочности, обращал повышенное внимание на «выражение внутреннего» (В.В.Ванслов) в искусстве, человеке и мире в целом, являлся воплощением художника универсального дарования.

Актуальность Г офмана обусловлена

востребованностью символических методов

творчества и напряженностью социальной критики, присущих ему и современной культуре рубежа XX-XXI вв.

Гофман как знаковая фигура принадлежит российской культуре. Его творчество было популярно в кругах русской интеллигенции XIX в. Начиная с 20-х гг. XX в., оно востребовано в силу присущих ему свойств - это символический синтез искусств, кри-

© И.В.Лаптева, 2008

тика филистерской модели ценностей, комизация безумия жизни, аномалии человеческой психики, антиклерикализм и народность творчества.

Сам факт новых приближений к его искусству свидетельствует об его онтологической неисчерпаемости, о множестве таящихся в нем «резервов смысла»: сценарий «Гофманиана» А.Тар-ковского, опера «Сказки Г офмана» А.Петрова, театральные постановки по произведениям Гофмана Г.Козлова «Р.8.» и В.Розова «Тайна двойников, или Загадка Гофмана», стихотворение «Золотой горшок» Н. Матвеевой, балет А. Петрова и Б.Краснова «Коппелия», «Крошка Цахес» в «Куклах» на НТВ, пьеса О.Постнова «Эрнст, Теодор, Амадей», выставка О.Мелехова «Город сказочника Гофмана», «Щелкунчик» в Мариинском театре М.Шемякина и «Кракатук» А.Могучего в цирке, анимационный фильм «Гофманиада», конкурсы детского рисунка «Сказки Гофмана», балет «Волшебный орех» М.Шемякина по мотивам «Щелкунчика», в перспективе открытие двух памятников Гофману и его героям в Калининграде, выполненные В.Назарук и М.Шемя-киным и т. д.

Символические знаки культуры приходят из прошлых столетий и, актуализируя свое предшествующее значение по отношению к современности, передаются будущим состояниям культуры. Гофман как личность представляет собой немецкого писателя рубежа ХУШ-ХГХ вв., представителя позднего романтизма. Но когда В.Ф.Одоевского назвали «русским Гофманом», М.Шагала - «Гофманом околови-тебских трущоб», в данном случае смысл «Гофмана» является «планом выражения другого содержания» [Лотман 1998: 111] - многогранный талант со смешанной игрой реальным и мистическим материалом, наполненной двойниками, безумием и ужасами повседневной жизни. И как этот символ Г офман принадлежит культуре.

Примером некорректного подбора символа автор рассматривает личность В.В.Путина в роли Цахеса в «Куклах» на НТВ во время предвыборной президентской кампании (2004). Представив кандидата в президенты персонажем самой сатирической сказки «Крошка по прозванию Циннобер», организаторы сериала стремились слить образ героя с конкретным политиком. Крошка Цахес символизирует мерзкого уродца, который с помощью полученных от феи волшебных чар (с помощью обмана) околдовал целое государство и стал в нем первым министром, т. е. на политика переносятся черты персонажа и как следствие отношение к нему. В данном случае символ был выбран не верно, но аналогии содержания этой сказки имеют место в российской действительности - это присваивание чиновниками заслуг других людей; торжество филистеров-недоучек: «превращение» невежд, глупцов и преступников в «порядочных и умных» людей; путь к успеху через ложь, лицемерие и расчет и др.

«Властитель всегда окружен злоумышленниками всякого рода и пребывает в ослеплении, гофмаршал помешан на своей родословной и непроходимо глуп, первый министр - корыстный бессовестный интриган, камер-юнкеры - сплошь развратники и осквер-

нители девичьей чести. Каждое лицо фальшиво улыбается, а в сердце ласкательство и предательство. С виду тают от благожелательности и чувствительности, лебезят и сгибаются в три погибели, но каждый ненавидит себе подобного, только и думает о том, как бы подставить ему ножку, чтобы он упал и не поднялся и можно было пролезть вперед, пока тебя не застигнет та же участь» [Hoffmann 1998: 465].

В гофмановском философствовании ярко представлена теория перфекционизма: «преодоление себя, достигая подчинения тела Духу; но преодоления и подлинного успеха жизни нет без идеи самосовершенствования и воли к этому, в противном случае успех растлевает человека» [Гагаев 2007: 246]. Из эгоиста доброго человека сделать нельзя внешними средствами: «никакими благодеяниями не облагородишь низкой натуры: благодеяния

только отталкивают таких людей, вместо того чтобы привлекать» [Hoffmann 1998: 5511]. Все это имеет место в России XXI в.

Творчество Гофмана - это безумие бытующих форм жизни, несоответствующих устремлениям художественной натуры. Мир, созданный воображением писателя, - это мир нашей повседневной жизни, мир реальный и мир мечтаний, мир абсурда, мир тревог и надежд, мир отчаяния и мир веры в то, что человек сильнее коварного крошки Цахеса, крысиного короля, злорадного доктора Дапертутто, мрачного барона Родериха и др.

Э.Т.А.Гофман - новатор, сумевший своим философствованием в художественных формах достичь культуры невероятной психологической сложности и глубины, открытой сегодня современному читателю. Сложнейший и своеобразнейший художник, самобытность которого ускользнула от современников и сегодня остается не до конца открытым, и из этих открытий складывается образ Гофмана нашей эпохи.

Список литературы

Hoffmann Е.Т.A. Ausgewahlte Werke. Berlin, 1998. (CD-Rom)

Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб: Искусство, 1998.

Гагаев А. А. Философия Э.Т.А. Гофмана //Гагаев А.А. Социализация и соц. контроль в Евразии. Наука и искусство. Саранск, 2007. С. 246-247.

Т.В.Лебедева (Тамбов) АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ПРОЗЕ ДЖ.Р.Р. ТОЛКИЕНА («СИЛЬМАРИЛЛИОН» И «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ»)

Как отмечает английский богослов Г.К.Тиссен, «у каждой системы богословия имеется своя эсхатология. Если существует начало, должен быть и конец <...> в смысле перемены и замены того, что является временным, тем, что является вечным» [Тис-сен 1994: 436]. Эсхатология являлась едва ли не одним из первых догматов христианства и изначально составляла существенный элемент евангелия царства [Брокгауз, Ефрон]. Последняя книга Библии, Апокалипсис (Откровение) представляет собой наи-

© Т.В.Лебедева, 2008

более полный и завершённый вариант христианской эсхатологической концепции. Поэтому вполне закономерен интерес к этой теме со стороны такого глу -боко верующего христианина, каким был Дж.Р.Р,-Толкиен. В его главных произведениях: «Сильма-риллион» (1974) и «Властелин Колец» (1955) - изображён полностью вымышленный мир, однако многие темы, образы, символы этого мира восходят к христианскому вероучению и опираются на библейские книги, в том числе и на Апокалипсис.

Созданный писателем художественный мир (Арда) - это целостная мифологическая система. Он создан Богом (Эру) и развивается по заранее установленным законам: сотворение образа мира, его материальное воплощение, история, которая разворачивается как постоянная борьба добра со злом, уничтожение несовершенного мира и возникновение мира идеального - Арды неискажённой. Здесь прослеживается аналогия с тем, «что история, по Откровению, совершается на земле и на небе, в мире здешнем и загробном, ангельском и человеческом, и это <...> ставит ее вне определенности, согласно земному времени, но и утверждает ее в ее <...> историчности, в качестве процесса, имеющего свои времена и сроки...» [Булгаков 1991: 289].

История Арды представляет собой несколько циклов, каждый из которых развивается по схеме, характерной для эсхатологических концепций [Брокгауз, Ефрон].

1) Скорби и казни, бедствия и знамения последних времен, крайнее напряжение зла и неправды. -У Толкиена это страдания эльфов и людей, торжество Моргота в Первую эпоху, совращение Сауро-ном нуменорцев (избранного народа) во Вторую и тяжёлое положение осаждённого Гондора и его союзников, сражающихся против зла, в Третью.

2) Ожидание пророка. - Сюда можно отнести предсказание об Эарендиле, спасение верных нуменорцев, которые победят Саурона, а также совет, где решается, кто уничтожит Кольцо Всевластья.

3) Появление самого Мессии, последняя борьба вражьих сил против царства Божия и победа над ними. - Эго прежде всего Эарендиль, обратившийся за помощью к валарам (ангелам Арды), Элендиль и его сыновья, объединившие народы Средиземья в борьбе с Сауроном, и наконец в Третью эпоху мессианские черты реализованы в образах Фродо, уничтожившего Кольцо, а с ним и власть Саурона, воскресшего Гэндальфа и Арагорна, ставшего королём.

4) Суд и спасение, начало благодатного царства. - Данному пункту соответствует прощение эльфов в конце Первой эпохи, процветание государств Гондора и Анора после завершения Второй и их восстановление, которым открывается Четвёртая эпоха.

5) Конец истории и обновление вселенной. -Этот момент у Толкиена намечен, но не описан, так как его историческая концепция совмещает цикл и процесс. Однако процесс здесь является более высокой и общей закономерностью, чем цикл [Кошелев 1985: 55]. Приближение к концу выражается в том, что с каяедой эпохой мир становится дряхлее. Здесь античное представление об упадке сочетается с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.