Научная статья на тему 'Э. Ноймайер, Т. Плюмпер. Международный терроризм и конфликт цивилизаций'

Э. Ноймайер, Т. Плюмпер. Международный терроризм и конфликт цивилизаций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Э. Ноймайер, Т. Плюмпер. Международный терроризм и конфликт цивилизаций»

Э. Ноймайер, Т. Плюмпер, политологи(Великобритания) МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ И КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Э. Ноймайер (Лондонская школа экономики и политологии) и Т. Плюмпер (Эссекский университет, Великобритания) предлагают стратегическую теорию международного терроризма, оспаривающую концепцию С. Хантингтона о противостоянии цивилизаций как главном источнике международных конфликтов после «холодной войны». Наиболее интенсивная борьба, по прогнозу Хантингтона, будет происходить между исламской и западной цивилизациями, находящимися в многовекоком противостоянии, поскольку обе они по своей ориентации являются универсалистскими и миссионерскими, но в то же время фундаментально различными по культуре и религии. Главная проблема для Запада, по мнению Хантингтона, не исламский фундаментализим, а исламская цивилизация, народы которой убеждены в превосходстве своей культуры и остро переживают падение их власти и влияния в мире.

В отличие от Хантингтона авторы считают главными мотивами международного терроризма не культурно-цивилизационные факторы, а политико-стратегические интересы. Практически все террористические лидеры хотят добиться коренного изменения в политике или даже смены политических режимов в своих странах или регионе. Террор - это инструмент в достижении их целей, поскольку террористические организации исключены из обычного политического процесса и не имеют достаточно широкой поддержки населения. С помощью террора они надеются, во-первых, подорвать политическую стабильность, посеять страх и чувство неуверенности и незащищенности, во-вторых, спровоцировать правительства на ответные жесткие меры и, в-третьих, привлечь к себе внимание средств массовой информации, что способствует распространению их идеологии. Все это помогает террористическим группам вербовать новых сторонников. По существующим оценкам, 90% террористических актов приходятся на национальный терроризм, когда террористы и их жертвы принадлежат к одной национальности и не имеют признаков между-

* Neumayer E., Plumper T. International terrorism and clash of civilization // British J. of political science. - Cambridge, 2009. - Vol. 39, Pt. 4. - P. 711-734.

народного терроризма. Почему террористы атакуют граждан и объекты иностранных государств? Авторы считают, что террористы атакуют граждан и объекты преимущественно тех стран, правительства которых оказывают военную, политическую и экономическую помощь правящим режимам стран, где проживают террористы и ведут борьбу с этими режимами. В некоторых случаях только благодаря такой поддержке местным режимам удается выживать. Кроме того, нападение на иностранные объекты имеет для террористов стратегическое значение, поскольку такие акты становятся глобальной новостью для международных СМИ и повышают политические акции той или иной террористической организации.

Проанализировав базу данных о международном терроризме, охватывающих период с 1969 по 2005 г. и 148 стран, авторы находят аргументы в пользу своей концепции. Согласно Хантингтону, отношения между латиноамериканской и западной цивилизациями должны быть относительно мирными, однако статистика говорит об обратном: теракты, исходящие из Латинской Америки и направленные против политики Запада, составляют 14% всех международных и около 26% всех межцивилизационных инцидентов за период с 1969 по 2005 г.

Концепция, предлагаемая авторами, прогнозирует такую террористическую активность ввиду активной западной (и прежде всего со стороны США) поддержки латиноамериканских правительств в их борьбе с террористическими организациями. Также неверны прогнозы Хантингтона об отношениях западной цивилизации с индийской и китайской цивилизациями, которые он квалифицирует как конфликтную и весьма конфликтную соответственно. Факты показывают, что угроза антизападного терроризма, исходящая от этих цивилизаций, ничтожна - 0,4 и 1% всех международных терактов соответственно. Авторы объясняют это тем, что правительства Индии и Китая в очень слабой степени зависят от западной поддержки. Прогнозы авторов статьи и Хантингтона сходятся в предвидении роста антизападного терроризма, особенно со стороны исламских террористов, но расходятся в объяснении причин такого феномена.

Хантингтон считает, что речь идет о глубоком и многовековом межцивилизационном конфликте. Ноймайер и Плюмпер объясняют рост антизападного терроризма высокой стратегической ценностью западных целей, а в случае исламского терроризма также и активным вмешательством Запада в дела стран исламской

цивилизации, что препятствовало достижению политических целей террористов. Американское военное вторжение в Ирак и Афганистан под флагом борьбы с терроризмом превратило США в главного врага исламских террористов.

В войне с исламским терроризмом западные страны находятся в патовой ситуации. «Если они уйдут из мусульманского мира, это будет рассматриваться террористическими лидерами как победа, и далее может последовать крушение прозападных режимов. Однако с продолжением западной военной интервенции в страны мусульманского терроризма будут усилены атаки на западные объекты... Кроме того, каждый убитый или раненый мусульманин в этой войне облегчает лидерам исламского терроризма вербовку новых сторонников». В заключение авторы подчеркивают, что «для понимания международного терроризма необходима политическая и стратегическая, а не культурологическая теория».

Рецензию подготовил Ю. Комар.

«Россия и современный мир», М.; 2011 г., № 1, с. 247-249.

Р. Пашков,

юрист (Московская государственная юридическая академия) ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА

Для начала кратко изложим западную концепцию формы государства. Форма государства является собирательным понятием, включающим в свою очередь форму правления, государственное устройство, государственно-правовой режим. Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и население, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. По форме правления государства подразделяются на республиканские и монархические. Форма государственного устройства отражает структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные). Государственно-правовой режим представляет собой систему средств и способов существования государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.