Научная статья на тему 'Джинсовая ткань в современном этностиле'

Джинсовая ткань в современном этностиле Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
316
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Джинсовая ткань в современном этностиле»

ИССКУСТВОВЕАЕНИЕ

джйнсОвАя^кАиьВСОврЁмЁииОмэтиОстйлЁ

Сегодня, открыв любой из модных журналов, которых в России издается последнее время довольно много, читатель неизбежно увидит заголовки статей вроде: "этностиль", "этношик", "этно&экзо", "этнография", "на этнической почве" и т.п. Речь в этих статьях и модных комментариях, разумеется, идет не об этнографии как науке и, конечно, не об особенностях традиционной одежды того или иного народа. Основные черты трактовки "этничности" в одежде, представленной на глянцевых обложках, пожалуй, такие. Первое - они содержат общую базовую информацию о товарах и услугах для потенциальных (платежеспособных) покупателей, без особой "научной" привязки описания товара к "этничности" как его отличительной особенности. Второе - информация о таком товаре по возможности подается в готовом виде (в виде неких предельно сжатых силлогизмов) - "сегодня это модно и красиво". Или так: "даже если Вам не нравится с первого взгляда - это все равно высокохудожественное оригинальное произведение, которое полностью соответствует той цене, которую за нее просят". Иными словами, "этно-продукт" - товар не массовый, эксклюзивный, рассчитанный именно на Вас, человека с доходом заметно выше среднего. В этом смысле, нетривиальность предлагаемого продукта может проявляться по-разному. Оригинальность может выражаться через нетрадиционное, а именно - этническое, экзотическое свойство, вид или происхождение того или иного товара. Этнический стиль - понятие, которое сегодня прочно вошло в лексикон модных изданий и означает "общее название некоторых стилей в одежде, основанных на использовании традиционного народного костюма различных народов мира и его элементов - кроя, системы украшений, орнамента и т.п." [1].

Этнические мотивы присутствуют в коллекциях "haute couture" уже не первый сезон. Сочетание экзотических мехов и пестрых расцветок с простым трикотажем и джинсовой тканью рождает совершенно новый стиль. В поисках этого нового стиля сталкиваются и смешиваются различные культуры, континенты, цветовые решения. Африканские косички, брови, как у актеров театра ка-буки, боевой раскрас индейцев - все смешалось в домах моды. Известный историк и теоретик моды А. Васильев в одном из интервью, говоря о фэшн-прогнозе на XXI в., отметил: «мода будет пропитываться культурой непросвещенных народов Африки и Океании, пигмеев, папуасов и жителей Амазонии, а не искать опору в историческом контексте корсетов, кринолинов и турнюров Еще одна важнейшая тенденция, которая выживет, - эскапизм. Это обращение к этническому прошлому народов Африки, Азии и Америки, в первую очередь к народному костюму, к орнаменту и вышивке, домотканым тканям, батикам в новом преломлении - все

Абъялилова Зарина Айтугановна Гирфанова Лилия Рашитовна используют все. Я уверен, что в будущем трудно будет определить, происходит ли ваша юбка из Индонезии, а платье из Сомали - настолько все в мире будет перемешано. В этом "салате" женщины будут стараться находить что-то экстравагантное, например, живя в северной Европе, походить на жительницу тропиков, хотя никаких изменений в климате не предвидится»[2].

Еще Ф. Ницше подчеркивал, что мода - это характерный элемент современного, потому что она является индикатором освобождения от влияния авторитетов [3]. Противоречивые пути интеграции этнического в моду, а стало быть, и в культуру общества, есть часть его исторической эволюции [4]. Это всегда свежие нотки и оригинальные идеи, которые удачно дополняются современными материалами и силуэтами. Этнический стиль одновременно и очень стар, и очень молод. Его истоки уходят корнями в глубокую древность, в те незапамятные времена, когда одежда перестала быть просто спасением от непогоды. Традиционный костюм появился, когда возникла нужда передавать при помощи одежды послания, обозначающие социальный статус носителя и принадлежность к определенному роду. Тогда же родилась простейшая магия, и люди стали защищать себя от невзгод и потусторонних сил при помощи украшений и орнаментов на одежде. Шли века, рождались и умирали государства и народности. В разных частях света появилось множество всяческих вариантов народного костюма. Но при всем многообразии у них были и общие черты. Прежде всего, это богатый декор и яркое цветовое решение. Как правило, традиционный костюм имеет рациональный крой, позволяющий использовать в деле каждый лоскуток ткани. При этом крой этот свободный, не стесняющий движений, чтобы можно было выйти «и в пир, и в мир, и в добрые люди».... Новое дыхание. XX век ознаменовался упадком интереса к народному костюму по всему миру. Одежду стало проще купить, нежели сотворить самим, как это было принято незадолго до этого. Общемировая мода пришла в самые отдаленные уголки планеты. И любовно украшенные своими руками традиционные наряды быстро стали анахронизмом. Казалось, еще немного, и этническая одежда навсегда уйдет в прошлое, станет всего лишь музейным экспонатом.... Но прошло несколько десятилетий, и забытые было, традиции обрели новую жизнь. Элементы народной одежды стали использовать хиппи. Это было не буквальное повторение старых канонов, а новое прочтение традиции. «Дети цветов» воспроизвели принцип, которым некогда пользовались создатели народной одежды: богатое декорирование, простой свободный крой, контрастное цветовое решение.... Тайные мистические значения и социаль-

ные маркеры, которыми раньше наделяли орнаменты, утратились. Это была только игра в традицию, но игра настолько красивая и заразительная, что даже чопорный мир высокой моды узаконил этнический стиль наравне с уже сформировавшимися к тому моменту классическим, романтическим и спортивным.... Возрождение этнического стиля и его возвращение в массовую моду пришлось на 70-е годы XX века. Прежде всего, в каждой стране люди вспомнили свои традиции и попытались возродить их в современной одежде. Потом пошел международный обмен идеями, зародились модные тенденции. Сегодня уже весь мир хорошо знает, как выглядят Павлово-Посадские расписные платки и пуховые оренбургские шали, скандинавские свитера с узором из вывязанных снежинок и оленей, прованские ткани с узором «мильфлер», японское кимоно и многие другие традиционные мотивы. По сей день этнический стиль не выходит из моды. В отдельные периоды становятся актуальными традиции тех или иных регионов и стран мира. Иногда модельеры придумывают собственные вариации на тему конкретного народного костюма или на общеэтническую тему. Стиль развивается, в нем начинают выделяться отдельные направления и каноны

[4].

Как бы ни менялась капризная мода, джинсы, подстраиваясь под нее, меняются до неузнаваемости, трансформируясь в соответствии с модными требованиями времени.

Этнический стиль в одежде представляет собой стиль, объединяющий в себе некоторые черты национальных костюмов. Обычно такая одежда богато украшена вышивкой, различными декоративными элементами и своеобразными принтами.

Этническая одежда сейчас - это платья и сарафаны, туники и пончо, комбинезоны и джинсы, а также свадебные платья, костюмы и многое другое. Отличительными особенностями такой одежды является ее удобство, выбор натуральных тканей для изготовления, а также декор, заключающийся в стилистическом смешении декоративных элементов и орнаментом. При этом этно-стиль отличает скромность кроя, небольшие вырезы, длинные платья и юбки, широкие брюки и шаровары.

Этнический стиль всегда уникален, неординарен, экзотичен и неповторим за счет выбора цветовых решений и смелого стилистического разнообразия, его никак нельзя назвать скучным. Кажется, что он будет популярен всегда и будет привлекать к себе внимание самых взыскательных модниц всего мира. Выбрав платье в этно-стиле для вечерней прогулки, вы точно не останетесь незамеченной, ведь этот стиль покоряет с первого взгляда и навсегда [4].

Особое значение в этническом направлении имеет использование традиционных технологий создания, обработки и окраски тканей, так как искусственные ткани и материалы практически не ассимилируются природой, а их производство вредно для окружающей среды [5]. Для изготовления изде-

лий в этно-стиле выбираются в основном экологичные ткани и материалы - лен, хлопок, шерсть, ситец, замша, кожа, реже вискоза или шелк.

Сделанные собственноручно вещи считались символом непринятия буржуазных ценностей, а этническая орнаменталистика и технологии производства - частью возвращения к природе. Как это свойственно современной моде в целом, уникальное достаточно быстро было использовано в высокой моде, индустрией ргеЬа-роАег, при помощи машинной вязки и вышивки, сделавшей модели удобными для массового тиражирования. Трудоемкость ручной вышивки, ручного изготовления кружева, изделий из бисера сделали их предметом роскоши, и, конечно же, это сразу отразилось в высокой моде[4].

Джинсы так давно стали неотъемлемым элементом гардероба, что многие даже не задумываются о том, что когда-то эти брюки были простой одеждой для рабочих и фермеров. Несколько десятков лет назад никто и не думал, что удобные и ноские штаны могут стать элементом актуального лука в любом стиле - джинсы идеально вписываются в стрит-стайл, спорт-шик и бохо, подходят для романтических свиданий, вечеринок и неформальных мероприятий [6]. Шарму джинсовых штанов сдались даже строгие руководители - практически в каждой, даже самой серьезной компании, пятница считается «джинсовым» днем, когда можно сменить строгий костюм на любимые штанишки из де-нима. Конечно, всё вышесказанное верно в том случае, если мы говорим не о джинсах вообще, а о тех моделях, которые отражают последние веяния моды [6].

Именно джинсы позволяют всегда и везде уместно выглядеть без особого труда. К восхвалению джинсов присоединяются и дизайнеры, ежегодно обновляющие коллекции изделий из денима

[7].

Джинсовый стиль всегда популярен в молодежной моде, а в последнее время он прочно обосновался в коллекциях мастеров высокой моды. Джинсовые куртки, рубашки, платья чаще всего выглядят потертыми, выцветшими, поношенными. Вариации способов декоративного оформления поверхности денима разнообразны: он украшается вышивкой, пайетками, аппликациями, инкрустацией. Техники и комбинации оформления джинсового материала ежегодно пополняются. По-прежнему модны рваные джинсы, но теперь дырочки с помощью лазерной перфорации образуют узор типа кружева. Неиссякаемым источником вдохновения для дизайнеров служит народное творчество, основанное на традиционных видах рукоделия: используется лоскутное шитье. Выраженная фактура денима часто используется дизайнерами для того, чтобы оттенить качество других тканей - гладкую поверхность шелка, мягкость бархата и замши, блеск парчи [8].

Женственные платья и топы, изящные жакеты, эффектные аксессуары разрушают представление о дениме как о материале исключительно спортив-

ного стиля. Тяжелый деним темных тонов в сочетании с четкими, отточенными линиями кроя позволяет создать современный молодежный образ. Новую смысловую художественную нагрузку обретает одежда, выполненная из легкой джинсовой ткани светлых тонов. Грубоватый и тяжелый на вид деним на самом деле часто оказывается мягким и относительно легким. В модной одежде сочетаются материалы разных цветов и фактур: легкие с тяжелыми, плотные - с прозрачными и т.д. Характерен широкий диапазон цвета: от глубокого насыщенного индиго до самых бледных, воздушных оттенков. Ассортимент одежды из денима поражает своим многообразием: брюки с открытым топом, жилетом или туникой, платье-рубашка, объемная блуза или куртка в комплекте с крошечными шортами, длинное пальто с мини-сарафаном. Использование новых технологий обработки денима позволяет создать эффект изысканности, изощренности

[9].

Как бы ни менялась капризная мода, джинсы, подстраиваясь под нее, меняются до неузнаваемости, трансформируясь в соответствии с модными требованиями времени. Порой из-за декора мало что напоминает о дениме. С каждым годом все больше завоевывают сердца модниц джинсовые платья.

Эта универсальная одежда подходит и стройным, и полненьким, и низким, и высоким. Ее можно носить и дома, и на вечеринках. Она может быть уместна и на работе, и для похода по магазинам. В моде самые различные модели джинсовых платьев: футляры, туники, сафари, со шлейфом, с запахом. Есть модели, которые облегают фигуру, и те, что имеют завышенную талию. Сейчас даже появляются свадебные платья, сшитые из денима. Для любительниц всего нового, необычного и особенного модельеры предлагают асимметричные варианты. Наиболее популярны платья-сафари и платья-туники. Они привлекают модниц тем, что удобны и комфортны [9].

В результате анализа источника творчества и тенденций современной моды в рамках дипломного проектирования на кафедре дизайна и национальных культур ИЭС УГНТУ разработана творческая этно-коллекция женской одежды «Подружки Сала-вата» (рисунок 1), основанная на башкирские народные мотивы.

Как известно, Салават Юлаев национальный герой башкирского народа, поэтому в коллекции нашли отражение образы смелых, решительных, уверенных в себе девушек. Именно такими должны быть подружки национального героя.

Разработка коллекции проведена одновременно с графической разработкой фона, связи между группами моделей, с поисками острых образных решений. При разработке коллекции применен системный подход, общий принцип объединения моделей в коллекцию: единство образа и авторской концепции, применяемых в коллекции единых структур материалов и цветового решения, силуэтных форм и стилевого решения. Подбор основных и отделочных материалов коллекции произведен в соответствии с современными тенденциями моды, с учетом эстетических свойств, а также отражается душ башкирской национальной культуры, при этом учитывается гармоничное цветовое решение. Основной тканью был выбран натуральный джинса. Выбранные материалы подчеркивают образно-ассоциативную связь с источником творчества. Так как в разработанных моделях предусмотрены различные формы по степени прилегания и геометрического вида силуэта, при выборе основных материалов учитывались хорошая драпируемость и формоустойчивость. Основным материалом для брюк, юбки и топа послужила джинсовая ткань, имеющая достаточную прочность и формоустойчи-вость. В качестве основного материала для платья, для туники выбран тонкий, непрозрачный хлопчатобумажный материал, обладающий высокой гигроскопичностью.

Рисунок 1. Коллекция «Подружки Салавата»

Коллекция «Подружки Салавата» является авторской и ее задача- иллюстрация потенциальных творческих возможностей дизайнера или ее видения перспектив развития моды и способов создания одежды. Конструктивные и декоративные находки интересны и необычны, привлекают взгляд и отвечают модным молодежным тенденциям, а значит, коллекция будет востребована в молодежной среде и все модели найдут своего покупателя.

ъСписок использованных источников

1. Балдано 2002 - Балдано И.Ц. Мода ХХ века. Энциклопедия. М., 2002. С. 362

2. Александр Васильев [Электронный ресурс]

http://vassiliev.com.ru/books/

3. Свендсен 2007 - Свендсен Л. Философия моды. М., 2007.

4. Журнал WLooks Этно стиль в одежде [Электронный ресурс] http://wlooks.ru/stili-odezhdy/etnicheskij/

5. Андреева Е.Г., Гирфанова Л.Р., Зарецкая Г.П. Пути повышения промышленно-потребитель-ских свойств одежды // В сборнике: Инновации и

перспективы сервиса: сборник научных статей VIII Международной научно-технической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уфимская государственная академия экономики и сервиса"; редактор: Солодилова Н. З.. Уфа, 2011. С. 115-117

6. Модные женские джинсы [Электронный ресурс] https://ya2018.com/moda/modnye-zhenskie-dzhinsy-2018/

7. MODA [Электронный ресурс] http://krasa.uz/moda/modnaya-odejda/dzhmsovaya-odezhda-dzhinsyi-vesna-leto-2012/

8. Журнал PassionRu Модный деним весны [Электронный ресурс] http://style.pas-sion.ru/I.php/glavnye-vestci-iz-denima.

9. Композиция костюма. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. - М: Академия, 2003. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.