Научная статья на тему '"джинсовая бижутерия" в контексте театрализации повседневности'

"джинсовая бижутерия" в контексте театрализации повседневности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ScienceRise
Область наук
Ключевые слова
БИЖУТЕРИЯ / JEWELRY / ДЖИНСОВАЯ ТКАНЬ / DENIM / ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / THEATRICALITY OF EVERYDAY LIFE / ОБРАЗ / IMAGE / КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / CULTURAL CONTEXT / МОДА / FASHION / ДИЗАЙН / DESIGN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прокопович Л.В.

Исследуется роль «джинсовой бижутерии» в театрализации повседневности. Установлено, что джинсовая ткань претерпевала несколько смысловых и функциональных трансформаций при трансляции в разные культурные контексты: как материал для рабочей одежды, молодѐжной моды, костюмных украшений. Изготовление авторских украшений показало широкие возможности «джинсовой бижутерии» по созданию не только различных образов, но и сценического пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Denim jewelry” in the context of theatricality of everyday life

The role of «denim jewelry» in theatricality of everyday life is investigated. It is found that denim has undergone several trans-formations and functional meaning when translated into different cultural contexts: as a material for working clothes, youth fashion, costume jewelry. Production of author’s jewelry shows opportunities of “denim jewelry” to create not only different images, but also the stage space

Текст научной работы на тему «"джинсовая бижутерия" в контексте театрализации повседневности»

УДК 745/749:7.021.5:304.2

DOI: 10.15587/2313-8416.2017.99020

«ДЖИНСОВАЯ БИЖУТЕРИЯ» В КОНТЕКСТЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

© Л. В. Прокопович

Исследуется роль «джинсовой бижутерии» в театрализации повседневности. Установлено, что джинсовая ткань претерпевала несколько смысловых и функциональных трансформаций при трансляции в разные культурные контексты: как материал для рабочей одежды, молодёжной моды, костюмных украшений. Изготовление авторских украшений показало широкие возможности «джинсовой бижутерии» по созданию не только различных образов, но и сценического пространства

Ключевые слова: бижутерия, джинсовая ткань, театрализация повседневности, образ, культурный контекст, мода, дизайн

1. Введение

Костюм и костюмные украшения являются важной составляющей театра - и как вида искусства, и как игровой формы повседневности. В «театре» жизни костюмы играют, порой, более важную роль в организации сценического пространства, чем кулисы и декорации. А костюмные украшения (ювелирные изделия, бижутерия, аксессуары) способны не только дополнить костюм, но и, в большинстве случаев, сформировать сам образ в соответствии с заданной социальной, культурной или иной «ролью». Поэтому рассмотрение костюмных украшений, в частности, «джинсовой бижутерии», в контексте театрализации повседневности является актуальной исследовательской задачей в сфере культурологии и искусствоведения.

История культуры изобилует примерами, когда какой-нибудь предмет или символ, попадая в иной культурный контекст, приобретает новый смысл (или смыслы). Джинсовая ткань, со своей уже довольно внушительной историей, - один из таких примеров. Однако в этом аспекте она почти не исследовалась.

Известно, что из материала грубой рабочей одежды (для грузчиков и золотоискателей) она превратилась сначала в основу стильной молодёжной моды, а затем распространилась по всем направлениям в моделировании костюма: от повседневной одежды до высокой моды. Но смысловые трансформации, происходящие при таких сменах контекстов, редко становятся предметом исследований.

Вместе с тем, появилась ещё одна сфера применения джинсовой ткани - бижутерия (дизайнерская, авторская, хенд-мейд).

Эти украшения, являясь довольно узким сегментом декоративно-прикладного искусства, тем не менее существенно пополняют и разнообразят пред-

метный мир современной культуры, расширяя имиджевые возможности участников «театра» повседневности.

2. Литературный обзор

Возрастающая популярность «джинсовой бижутерии» объясняется, прежде всего, достоинствами материала, из которого она изготавливается: плотность, жёсткость, возможность комбинирования лицевой и изнаночной сторон ткани, возможность применения разных способов соединения деталей (сшивка, склейка, склёпка и др.). А с учётом того, что для изготовления украшений используются, в основном, старые, вышедшие из строя джинсовые вещи [1], то арсенал материалов и фурнитуры существенно расширяется: в ход идут застёжки-молнии, пуговицы, заклёпки, ремешки и даже «фирменный» джинсовый шов. Эта технологическая разноплановость джинсовой ткани и «сопутствующей» фурнитуры способствует тому, что и украшения из них становятся универсальными, позволяющими создавать самые разнообразные костюмные презентации [2].

Именно универсальность джинсовых украшений позволяет говорить о разнообразии смыслов, возникающих в разных обстоятельствах, в которых оказываются и эти предметы культуры, и люди, их создающие и их носящие.

Если практически любые костюмные украшения являются, в той или иной степени, средством визуализации культурной идентичности человека [3, 4], показателем его вовлеченности в «театр» жизни (с имиджами, социальными ролями и т. д.) [5, 6], то понятно, что и «джинсовая бижутерия» выполняет определённые функции в театрализации повседневности.

Однако этот аспект функционирования украшений из джинсовой ткани до сих пор оставался вне поля зрения исследователей.

3. Цель и задачи исследования

Цель исследования - на конкретных примерах авторских украшений из джинсовой ткани показать возможности этих предметов культуры по созданию образов и сценического пространства в «театре» повседневности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- проследить изменение роли джинсовой ткани в культуре при переходе в разные социально-исторические и культурные контексты;

- проанализировать роль костюмных украшений, в частности, «джинсовой бижутерии», в театрализации повседневности;

- изготовить несколько авторских украшений из джинсовой ткани для создания разных образов;

- проанализировать ситуации, когда костюмные украшения (в том числе и авторская «джинсовая бижутерия») позволяют создавать сценическое пространство в «театре» повседневности.

4. Роль «джинсовой бижутерии» в театрализации повседневности

В театре, как виде искусства, особое внимание уделяется формированию сценического пространства. Как правило, в организации пространства сцены участвуют кулисы и декорации. Но и любой другой предмет, попадающий в это пространство, «работает» на общие цели и задачи представления. К. Станиславский говорил даже о первостепенной значимости предмета на сцене для создания иллюзии реальности.

К таким предметам относятся и костюмы, иногда преобладающие по значимости над декорациями (или даже заменяя их).

Это особенно характерно для современного, интерактивного, иммерсивного театра, стремящегося выйти за пределы сцены - в зрительный зал [7], на улицы и площади [8, 9]. Там, где нет ни кулис, ни декораций, именно костюмы, маски, атрибуты организуют сценическое пространство, задают определённый контекст.

В «театре» же повседневности, где «спектакли», «перфомансы», «хэппенинги» проходят как естественная составляющая жизни [10, 11], эта функция костюма ещё более очевидна.

В наши дни, когда каждый сам себе режиссёр и сам себе актёр [6], человек, надевая тот или иной костюм и выходя в нём «в люди», несёт с собою и свой «театр».

В этих условиях понятие сценического пространства становится весьма условным. В офисе, спортзале, магазине, университетской аудитории, троллейбусе, коридоре поликлиники сцены нет. Но сценическое пространство организуется сразу, как только появляется человек «в образе».

Здесь уже не просто «весь мир - театр», и люди в нём - актёры, а каждый человек - театр.

То есть современный мир - это совокупность индивидуальных, личностных театров. Играют все, играют что-то общее, и при этом - каждый своё.

А костюмы и украшения из джинсовой ткани во многом этому помогают.

Сначала джинсовая ткань помогала создавать «образы» рабочих, ковбоев и золотоискателей. Первые джинсы шились из конопляной парусины английского или американского производства [12]. В силу того, что парусина всё меньше применялась по своему прямому назначению из-за упадка парусного флота, она падала в цене, хотя основного своего свойства - прочности - не теряла. Этим и воспользовались производители рабочей одежды.

Со временем конопля в этой ткани была заменена хлопком. Собственно, слово «джинсы» и происходит от известной в Европе в XIV века хлопковой саржи диагонального переплетения, которая называлась jean.

Постепенно джинсовая ткань из материала для грубой рабочей одежды превратилась в чуть ли не обязательный элемент молодёжной моды.

Это произошло под влиянием субкультуры хиппи, которые привнесли в моду не только яркие этнические мотивы, но и джинсы, ставшие для них своеобразным символом борьбы против буржуазной «униформы». Бунтарская семантика этого символа существенно усиливалась, когда джинсы были старыми, изрядно потрёпанными. Отсюда - яркие, броские, нарочито небрежно наложенные заплатки на джинсах.

Со временем и заплатки, и потёртость, и даже рваные дырки стали неотъемлемыми декоративными элементами джинсов, прочно закрепившихся в современной моде.

А в последние годы джинсовая ткань всё чаще становится и материалом для изготовления оригинальных украшений, позволяющих создавать образы, отличающиеся по стилистике, характеру, смысловому содержанию.

Например, достаточно эффектными получаются образы, создаваемые за счёт украшений, главными элементами которых являются джинсовые цветы. Флористическая тематика в одежде и украшениях всегда актуальна, но джинсовые цветы существенно «осовременивают» образы, не лишая их романтичности, игривости и женственности (рис. 1, 2).

Рис. 1. Ожерелье «Осенние цветы». Автор - Лада Прокопович, 2015

Рис. 2. Колье «Букет». Автор - Лада Прокопович, 2016

Совсем другую эстетику задают украшения, подобные колье «Круги на воде» (рис. 3). Лаконичная геометрия элементов этого колье делает образ элегантным, а лёгкая асимметрия в расположении элементов придаёт динамичность украшению и «оживляет» образ в целом.

Рис. 3. Колье «Круги на воде». Автор - Лада Прокопович, 2015

Динамичность в сочетании с графичностью ещё лучше проявляются в украшениях, сделанных на основе «фирменного» джинсового шва. Шов, который просто вырезается из старых брюк и никак не обрабатывается, укладываясь в незамысловатые узоры, позволяет создавать эффект элегантной небрежности не только в украшении, но и во всём образе (рис. 4, 5). Этот эффект делает подобные украшения универсальными, способными вписаться хоть в дневные, хоть в вечерние костюмы «театра» повседневности.

При создании «дневных» образов часто приходится учитывать правила некоторых офисных

дресс-кодов. Дресс-код играет важную роль в социокультурной коммуникации, поскольку помогает отграничить пространство работника офиса от пространства «клиентов», а также разграничить личное и рабочее пространство. Поэтому дресс-коды порой содержат много ограничений, кажутся слишком консервативными, не дающими простора для самовыражения. Однако в дресс-кодах практически никогда не оговаривается использование украшений и аксессуаров. С их-то помощью и можно выразить себя (сохраняя, конечно, чувство меры).

Например, эффектно, но не вызывающе смотрится брошь-жабо из джинсовой ткани в сочетании с крупными жемчужинами (рис. 6).

Рис. 4. Колье «Завитки». Автор - Лада Прокопович, 2016

Рис. 5. Колье «Запятые». Автор - Лада Прокопович, 2016

«Вечерние» образы обычно требуют сочетания элегантности и роскоши. Добиться такого эффекта можно с помощью колье, выполненного на основе джинсового хомута (рис. 7). Способность такой конструкции

сохранять объёмную форму, позволяет декорировать её множеством деталей, в том числе и металлической фурнитурой (бронзовой или «под бронзу»). Чем больше таких деталей, тем больше иллюзия роскоши.

Рис. 6. Брошь-жабо. Автор - Лада Прокопович, 2016

Рис. 7. Колье-хомут. Автор - Лада Прокопович, 2016

Помимо того, что «джинсовая бижутерия» позволяет создавать множество различных образов, она обладает ещё одним преимуществом: эти украшения всегда эксклюзивны. Поскольку в большинстве случаев они делаются из старых, вышедших из строя вещей, их невозможно запустить в массовое производство. Это всегда ручная, индивидуальная работа.

Существует, правда, некоторый скепсис по отношению к украшениям, выполненным вручную, особенно - к украшениям из старых джинсовых вещей. Однако практика показывает, что хенд-мейд-бижутерия выглядит дешёвой только в тех случаях, когда она неудачно подобрана под костюм, диссонирует с общим внешним видом.

В целом же «джинсовая бижутерия» вполне отвечает запросам современной моды, ориентирующейся на создание индивидуальных, неповторимых, самобытных образов.

Эта тенденция ещё более усиливается благодаря именно хенд-мейду. Который не просто является

частью повседневной культуры, но и становится своего рода культурным феноменом, позволяющим говорить о том, что массовая культура - это не только культура потребления [13], но и культура творчества.

Причём творчество, в данном случае, заключается не только в том, чтобы делать различные украшения, но и в том, чтобы с их помощью создавать интересные образы и правильно их презентовать. Такие личные творческие практики как раз и показывают возможности костюмных украшений в создании не только образов, но и сценического пространства, которое неизменно образуется вокруг человека в хенд-мейд украшении. Полевые испытания авторских украшений показывают, что практически любая группа людей на какое-то время делится на «зрителей» и «актёра» (с соответствующими репликами, действиями, критикой), когда появляется человек «в образе».

5. Результаты исследования и их обсуждение

Анализ истории появления и распространения джинсовой ткани в предметном мире культуры, а также изготовление и апробация авторских украшений из этой ткани показали, что:

- наблюдается трансформация роли джинсовой ткани при трансляции в другие культурные контексты: из материала для рабочей одежды она превратилась сначала с основу для молодёжной моды, а теперь и в материал для костюмных украшений (соответственно, и смысловые акценты этих предметов культуры существенно сместились);

- украшения из джинсовой ткани позволяют создавать самые разные образы, отвечающие двум основным тенденциям современного общества: стремлению к театрализации повседневности и созданию собственных, оригинальных имиджей;

- полевые испытания авторской «джинсовой бижутерии» подтвердили эффект образования сценического пространства вокруг человека в хенд-мейд украшении.

6. Выводы

В «театре» повседневности костюмы и украшения играют важную роль, позволяя создавать не только различные образы, но и сценическое пространство.

Широчайший диапазон возможностей по созданию образов, стилей, «ролей», ситуаций выявлен у «джинсовой бижутерии». Разработка авторских украшений и полевые их испытания (что составляет научную и практическую новизну работы) позволили определить факторы, этому способствующие:

- универсальность свойств джинсовой ткани;

- возможность использовать в качестве вторсырья старые, вышедшие из строя джинсовые вещи (с их разнообразной фурнитурой);

- развитие новых технологических приёмов и художественных решений в дизайнерской бижутерии.

В целом же, изучение костюмных украшений в дискурсе театрализации повседневности является весьма эффективным исследовательским походом, позволяющим выявлять новые функции этих предметов культуры, а заодно и лучше понимать механизмы, действующие в самой культуре.

Литература

1. Прокопович, Л. В. Экологичные новации в дизайнерской бижутерии [Текст]: мат. IV Всеукр. наук.-пр. конф. / Л. В. Прокопович // Еколопя вiзуальностi: стратеги, концепти, проекти. - Черкаси, 2015. - С. 205-206.

2. Прокопович, Л. В. Функциональная и художественно-стилевая универсальность дизайнерской бижутерии [Текст] / Л. В. Прокопович // Первый независимый научный вестник. - 2016. - № 14. - С. 16-20.

3. Иванова, Т. В. Ментальность, культура, искусство [Текст] / Т. В. Иванова // Общественные науки и современность. - 2002. - № 6. - С. 168-177.

4. Толочко, П. Кшвська Русь [Текст] / П. Толочко. - К.: Абрис, 1996. - 360 с.

5. Прокопович, Л. В. Костюмные украшения как средство визуализации культурной идентичности [Текст]: мат. наук. конф. / Л. В. Прокопович // Проблеми культурноï щентичносл в актуальному мистецга та музейнш практищ. - Одеса, 2016. - С. 55-56.

6. Прокопович, Л. В. Визуализация культурной идентичности посредством костюмных украшений как форма театрализации повседневности [Текст] / Л. В. Прокопович // ScienceRise. - 2016. - № 11. - С. 15-19. doi: 10.15587/23138416.2016.82838

7. Баканурский, А. Иммерсивный театр [Текст] / А. Баканурский, Е. Баканурский // Аркадш. - 2015. - № 1. - С. 8-13.

8. Станиславская, Е. И. Хэппенинг как действенно-зрелищная форма искусства XX в. [Электронный ресурс]: мат. конф. / Е. И. Станиславская. - 2010. - Режим доступа: http://www.actaal-art.org/en/k2010-2/st2010/96-viz/201-kheppening-dejstvenno-zrelishchnaya-forma-iskusstva.html

9. Баканурский, А. Г. Театр как эскейп: исследовательский очерк [Текст] / А. Г. Баканурский. - Херсон: Гринь Д. С., 2015. - 120 с.

10. Давыдов, И. С. Театральность как феномен культуры [Электронный ресурс] / И. С. Давыдов. - 2007. - Режим доступа: https://www.mysciencework.com/publication/show/teatralnost-kak-fenomen-kultury

11. Ищенко, В. Г. Театральность как феномен повседневности: социально-философский аспект [Текст] / В. Г. Ищен-ко // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 4. - C. 51-56. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=18876296

12. Джинсы [Электронный ресурс]. - Wikipedia. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Джинсы

13. Колодко, А. Елггарна культура в сучасному свт як противага масовш культурi споживання [Текст] / А. Колод-ко // Аркадм. - 2015. - № 3. - С. 105-111.

Рекомендовано до публгкацИ' д-р мистецтв. наук, професор Шип С. В.

Дата надходженнярукопису 20.02.2017

Прокопович Лада Валериевна, кандидат технических наук, доцент, кафедра культурологии и искусствоведения, Одесский национальный политехнический университет, пр. Шевченко, 1, г. Одесса, Украина, 65044

E-mail: lada.prokopovich@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.