Научная статья на тему 'Исследование костюмных украшений и аксессуаров как средств коммуникации в политическом "театре"'

Исследование костюмных украшений и аксессуаров как средств коммуникации в политическом "театре" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
300
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / SOCIO-CULTURAL COMMUNICATION / ПОЛИТИКА / POLITICS / ТЕАТР / THEATER / УКРАШЕНИЯ / JEWELRY / АКСЕССУАРЫ / ACCESSORIES / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / INTERPRETATION / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИСКУССИЯ / PUBLIC DISCUSSION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прокопович Л.В.

Показано, что одним из способов повышения эффективности коммуникации в политической сфере является её театрализация. В этом процессе особую роль играют костюмные украшения и аксессуары, которые используются не только как дополнение к имиджам политиков, но и для передачи конкретных информационных сообщений, и для активизации общественной дискуссии на злободневные темы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of jewelry and accessories as a means of communication in a political “theater”

It is shown that one of the ways to increase the effectiveness of communication in the political sphere is its theatricalization. In this process a special role is played by jewelry and costume accessories. They are used not only as an addition to the image of politicians, but also for the transference of specific information messages, and for activating public discussion on topical issues

Текст научной работы на тему «Исследование костюмных украшений и аксессуаров как средств коммуникации в политическом "театре"»

СОЦ1АЛЬН1 КОМУН1КАЦП

УДК 304:32.019.5:391.7

Б01: 10.15587/2313-8416.2018.121879

ИССЛЕДОВАНИЕ КОСТЮМНЫХ УКРАШЕНИЙ И АКСЕССУАРОВ КАК СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ «ТЕАТРЕ»

© Л. В. Прокопович

Показано, что одним из способов повышения эффективности коммуникации в политической сфере является её театрализация. В этом процессе особую роль играют костюмные украшения и аксессуары, которые используются не только как дополнение к имиджам политиков, но и для передачи конкретных информационных сообщений, и для активизации общественной дискуссии на злободневные темы Ключевые слова: социокультурная коммуникация, политика, театр, украшения, аксессуары, информация, интерпретация, общественная дискуссия

1. Введение

Публичная политика всегда ориентирована на поиски наиболее эффективных способов коммуникации с широкими массами (народом, электоратом).

Многовековая практика показывает, что одним из таких способов является привнесение в процесс коммуникации элементов театральности.

С учётом того, насколько активно, повсеместно и разнопланово современные политики пользуются этим способом, исследование театрализации коммуникации в политической сфере можно отнести не только к важным, но и к актуальным научным изысканиям.

2. Обзор литературы

Элементы театрализации обнаруживаются в разных социальных явлениях и культурных процессах: в моде [1], ярмарочно-выставочной деятельности [2], субкультурах [3, 4] и многих других. И если первые попытки объяснить стремление человека к театрализации жизни сводились к мысли о желании его, человека, выйти за шаблонные рамки пресной, однообразной жизни [5], примерить на себя чужие (другие) социальные маски/роли [6], то теперь всё очевидней становится, что такое проявление игрового начала больше характерно для карнавализации (по М. Бахтину) и ритуализации. Театрализация же наблюдается тогда, когда есть условные «актёр» и «публика», а точнее - возникает коммуникация между ними.

Прийти к этому выводу позволило применение исследовательского подхода, основанного на признании театральности характерной (а иногда и определяющей) чертой многих социальных и культурных процессов и феноменов [7].

Расширение исследовательского инструментария за счёт этого подхода позволило также выявить проблемы с понятийным аппаратом в управлении проектами [7], обосновать театральность фольклорных и литературных трикстеров как средство коммуникации в рамках текста и за его пределами [8], исследовать различные аспекты «театра» повседневности [9] и т. д.

Театрализация политической сферы давно является предметом исследований в разных аспектах [10, 11], однако костюмные украшения и аксессуары чаще всего здесь рассматриваются как дополнение к имиджу политика, как часть общей сценографии, но не как важный элемент драматургии. А между тем, есть масса примеров, свидетельствующих об активной роли костюмных украшений в политическом «театре».

3. Цель и задачи исследования

Цель исследования - показать, что в политическом «театре» костюмные украшения и аксессуары являются не только дополнением к общей сценографии, но и активно участвуют в драматургии, становясь средствами повышения эффективности коммуникации между политиками/актёрами и общественностью/публикой.

Для решения поставленной цели решались такие задачи:

- выявить случаи «участия» костюмных украшений и аксессуаров в политических процессах и акциях (в разных исторических периодах);

- проанализировать эти примеры с точки зрения целей и задач, решаемых с помощью костюмных украшений в контексте социальной коммуникации.

4. Роль костюмных украшений и аксессуаров в политическом «театре»

Важной частью политического «театра» (как и любого другого театра) является сценография, в которую, помимо всего прочего, включены костюмы, костюмные украшения и аксессуары.

Украшения всегда выполняли те или иные функции в социальных отношениях: от обозначения племенных различий (например, височные кольца у древних славян [12]) до фиксации социального статуса (например, в Древнем Риме золотое кольцо могли носить только сенаторы и патриции, а среди католических священников посвящённые в кардиналы носят перстень с аметистом [13]).

По мере усложнения социальных отношений появлялись дополнительные функции и у украшений.

В периоды революционных переворотов, когда проявление театрального в политических процессах становится особенно явным и актуальным, именно костюмная атрибутика позволяет вовлечь в политический «театр» максимальное количество членов общества, делая их не только зрителями, но и участниками.

Так, в 1790 г. во Франции представители оппозиционной аристократической молодёжи ввели в моду чёрные фраки - в знак траура по монархии. Женская мода тоже не осталась в стороне: кокетливые шляпки были заменены головными уборами, напоминающими каски, а бриллианты в кольцах - камнями из стен Бастилии [1].

«Противостояние» политических лагерей того времени выражалось и в том, что с одной стороны вошли в моду серьги из стекла с гравировкой «Отечество», а с другой - черепаховые кольца с надписью «Храни короля» [1].

Часто украшения и аксессуары используются не только в массовом политическом «театре», но и в индивидуальном. В контексте социальной коммуникации они играют порой даже более существенную роль, чем имиджевые стратегии, поскольку способны нести конкретную информацию.

Особенно продуктивно знаковым содержанием украшений для коммуникации пользуются политики-женщины.

Для некоторых женщин-политиков украшения и аксессуары становятся средствами для политических жестов и заявлений.

Особенного мастерства в этом достигла Мадлен Олбрайт - бывший постоянный представитель США в ООН, а позже - госсекретарь США.

В 1994 г. в ответ на острую критику Олбрайт в адрес Саддама Хусейна в иракской прессе было публиковано стихотворение, в котором её назвали «непревзойдённой змеёй». На следующей встрече с официальными представителями Ирака Мадлен Олбрайт надела брошь в виде золотой змейки [14].

С тех пор она стала носить броши, которые демонстрировали её политическую позицию, и со временем разработала собственный дипломатический язык брошей. А позже даже написала об этом книгу «Читай по моим брошкам: истории из дипломатической шкатулки для драгоценностей».

Этой игрой Мадлен Олбрайт «в брошки», как средством коммуникации, воспользовалась однажды

супруга Ицхака Рабина Лия, подарив ей дорогую брошь в виде голубя и ожерелье, выполненное в том же стиле. К подарку она приложила записку: «Даже голуби нуждаются в поддержке» [15]. Трудно сказать, насколько сильно повлиял этот «месседж» на политику Олбрайт по отношению к Израилю, но с тех пор она всегда была «голубем мира» для этой страны.

Другой американский политик, экс-губернатор Аляски Сара Пэйлин, тоже использовала украшения в соответствии с ситуацией. Будучи кандидатом в президенты США, на одной из встреч с избирателями она появилась с кулоном в форме звезды Давида. На вопрос журналистов, почему христианка носит этот символ, она ответила, что надела его в честь годовщины воссоединения Иерусалима. Ещё раз она надела этот кулон во время визита в Израиль [14].

Однако всегда ли «месседжи», посылаемые при помощи украшений, считываются верно?

В 2004 г. во время официального визита в Россию Мадлен Олбрайт носила две броши в виде воздушных шаров. Российская пресса поспешила истолковать это так: «Я верю в подъём и возрождение России» [15]. Оптимизм российских СМИ понятен, однако правильно ли понятой осталась Олбрайт? Можно ли допустить, что она имела в виду нечто другое?

Так или иначе, но СМИ охотно втягиваются в эту украшательско-коммуникативную игру, доводя её иногда до уровня политических скандалов.

Например, в 2006 г. в Украине разгорелся нешуточный скандал, связанный с жемчужным ожерельем Юлии Тимошенко. Выступая в парламенте, депутат от Партии регионов Евгений Кушнарёв, критикуя популизм лидера БЮТ, заявил: «Одного ожерелья Юлии Тимошенко хватит для того, чтобы накормить нескольких среднестатистических людей на протяжении нескольких лет» [16]. После этих слов Тимошенко встала со своего места в сессионном зале, подошла к трибуне, сорвала с себя ожерелье и бросила его в Кушнарёва.

Депутат от КПУ Кравченко предложил отдать бусы лидера БЮТ на экспертизу, чтобы выяснить, сколько они стоят. На что Юлия Тимошенко парировала: «Там нет ни одной настоящей жемчужины. Это обычная бижутерия».

Дальше последовали экспертизы (или их имитация), журналистские расследования и публикации, публикации, публикации [17, 18].

Тема оказалась настолько волнительной для широкой общественности, что даже юмористические телешоу не обошли её вниманием. Например, в «95 квартале» шутили о том, что «Юлия Тимошенко является обладательницей самой дорогой коллекции самых дешёвых бус».

Понятно, что дело здесь не в бусах как таковых. И не в жемчуге. Ведь жемчужные бусы - довольно обычное украшение. Для политиков-женщин - даже протокольное [19]. Но в данной ситуации они стали удобным инструментом для создания определённого информационного пространства (с широким диапазоном интерпретаций) вокруг конкретного политика.

Впрочем, Юлия Тимошенко - далеко не единственная, кто оказывался в эпицентре скандала со своими украшениями и аксессуарами. Брошь (музей-

ный раритет) на груди Катерины Ющенко в день инаугурации её супруга в президенты Украины [20], сумка от Chanel Анны Герман [21], бусы Марии Захаровой [22] и другие украшения и аксессуары в разное время заметно оживляли драматургию политического «театра».

О том, что люди склонны видеть в костюмных украшениях не только эстетическую составляющую, но и информационную, мгновенно соотнося её с контекстом, говорит и недавний случай с британской принцессой Кентской, которой пришлось извиняться за свою брошь в стиле blackamoor. Это украшение, традиционно изображающее арапа-слугу, было на принцессе во время рождественского обеда у королевы Елизаветы II. Пользователи соцсетей гневно осудили выбор принцессы, решив, что «расистская» брошь наносит оскорбление невесте принца Гарри Меган Маркл, которая имеет афроамериканские корни [23]. Интерпретация знаково-символьного содержания украшения здесь явно взяла верх, поскольку из огромного числа критиков мало кто обратил внимание на безвкусность броши, её громоздкость и плохое сочетание с костюмом. Впрочем, скорее всего, именно этот диссонанс и заставил «публику» обратить внимание на смысловое содержание броши.

В результате - хотела того принцесса, или нет, но её брошь стала ещё одним поводом для общественной дискуссии о базовых европейских ценностях.

А это, в свою очередь, подтверждает особую роль костюмных украшений в социокультурной коммуникации.

5. Результаты исследований и их обсуждение

Анализ примеров использования украшений в политическом «театре» показывает, что украшения и аксессуары способствуют театрализации коммуникации в этой сфере в нескольких планах:

- для создания определённой сценографии и маркерной атрибутики системы «свой - чужой» в массовых политических процессах;

- для создания имиджей политиков;

- для передачи определённых информационных сообщений от политика к общественности, обеспечивая транспарентность этих сообщений;

- для провоцирования скандалов, которые входят в инструментарий современных политтехно-логий.

Всё это говорит о том, что костюмные украшения и аксессуары не всегда являются чисто декоративными элементами в политическом «театре». Здесь они достаточно эффективно могут использоваться как «активные элементы», особенно в тех случаях, когда возникает необходимость в дополнительных способах коммуникации. Являясь предметами культуры, обладающими широкими семантическими возможностями, костюмные украшения служат удобным средством оперативной передачи

информации любого характера: от эстетических предпочтений их носителей до громких политических заявлений.

В случае, когда украшения используются для передачи определённых сообщений, следует обратить внимание на интерпретивный характер такой информации. Здесь замена прямого сообщения на знаково-символьную форму является приглашением адресата к своеобразной игре в трактовки, смыслы.

Это же можно сказать и о других видах социальной коммуникации, в которых заметны черты театральности.

Таким образом, можно сказать, что театрализация социальной коммуникации - это придание театральных черт процессу передачи информации с целью обозначить (подчеркнуть) её интерпретивный характер.

Использование же украшений и аксессуаров политиков как повод для провоцирования скандала -практика, довольно распространённая в современной политической жизни. Спектр задач, решаемых с помощью этого приёма, настолько велик, что изучение данного аспекта социальной роли костюмных украшений может стать перспективным направлением для дальнейших исследований.

6. Выводы

В результате проведённых исследований можно сделать следующие выводы:

1. Случаи вовлечения костюмных украшений и аксессуаров в политические процессы и акции имели место в разные исторические периоды. И почти всегда украшения привносили черты театральности в эти процессы.

2. В современном политическом «театре» костюмные украшения способствуют повышению эффективности коммуникации:

- являясь маркерной атрибутикой в системе распознавания «свой - чужой»;

- дополняя имиджи политиков;

- являясь носителями информации в знаково-символьной форме, которая наглядно передаётся от политика к общественности.

3. Знаково-символьная форма передачи информации при помощи костюмных украшений указывает на интерпретивный характер этой информации. Поскольку костюмные украшения являются частью «театра» не только политического, то в целом театрализацию социальной коммуникации можно определить, как придание театральных черт процессу формирования и трансляции информации ин-терпретивного характера.

4. В политтехнологиях украшения и аксессуары часто используются для провоцирования скандалов. Не зависимо от целей и задач этого приёма, он существенно активизирует коммуникативное пространство политической и общественной жизни.

Литература

1. Бакеркина О. А. Мода и театр: грани взаимодействия: монография. Екатеринбург: РГППУ, 2012. 133 с.

2. Прокопович Л. В. Проблема понятийного аппарата при исследованиях арт-рынка в сфере выставочной деятельности. Труды Одесского политехнического университета. 2010. № 1 (33)-2 (34). С. 290-294.

3. Сучасш лицар^ ельфи та маги у Луцьку. Хто вони? // Волинсью новини. 20 травня 2014. URL: https:// www.volynnews.com/news/culture/suchasni-lytsari-elfy-ta-mahy-u-lutsku-khto-vony/

4. Петренко О. С. Субкультури рольовиюв i реконструкторш в Украiнi // Вгсник ЛНУ iM. Т. Шевченко. 2012. № 2 (237). С. 126-132.

5. Евреинов Н. Н. Театр как таковой. Одесса: Негоциант, 2003. 45 с.

6. Баканурский А. Г. Театр как эскейп: исследовательский очерк. Херсон: Гринь Д. С., 2015. 120 с.

7. Прокопович Л. В. Театрализация социокультурной коммуникации: методологическое обоснование исследовательского подхода // ScienceRise. 2017. № 7 (36). С. 29-32. doi: 10.15587/2313-8416.2017.106701

8. Прокопович Л. В. Исследование театральности как черты коммуникативных функций литературных трикстеров // ScienceRise. 2017. № 10 (39). С. 24-27. doi: 10.15587/2313-8416.2017.112348

9. Прокопович Л. В. Визуализация культурной идентичности посредством костюмных украшений как форма театрализации повседневности // ScienceRise. 2016. № 11 (28). С. 15-19. doi: 10.15587/2313-8416.2016.82838

10. Краснокутський Г. Архетип Дiви-Матерi в суггестивному рiчищi «кольорових» революцш: Casus Franciae et Lapsus Ukraniae // Аркадм. 2008. № 4 (22). С. 32-35.

11. Прокопович Л. В. Эксплуатация архетипа Древа жизни в политических PR-технологиях // Аркадiя. 2010. № 3 (29). С. 21-24.

12. Толочко П. Кшвська Русь. Кшв: Абрис, 1996. 360 с.

13. Куликов Б. Ф., Буканов В. В. Словарь камней-самоцветов. Ленинград: Недра, 1989. 168 с.

14. Зевелева К. Дипломатия свитера и брошки // Газета.га. 25.10.2015. URL: http://www.gazeta.ru/politics/ 2015/10/25_a_ 7843253.shtml

15. Веймарн А. Время носить камни. Ювелирные украшения - лучшее оружие женщины-политика // Компромат^И. 2006. URL: http://www.compromat.ru/page_18328.htm

16. Между Тимошенко и Кушнарёвым разразился «жемчужный» скандал // Корреспондент.net. 6 октября 2006. URL: https://korrespondent.net/ukraine/politics/166386-mezhdu-timoshenko-i-kushnarevym-razrazilsya-zhemchuzhnyj-skandal-obnovleno

17. Тимошенко отправила свои бусы на экспертизу // Обком. 6 октября 2006. URL: http://obkom.net.ua/news/2006-10-06/1250.shtml

18. Юлия Тимошенко потратила на жемчужины 60 прожиточных минимумов // Антикор. 06 февраля 2006. URL: https://antikor.com.ua/articles/26939-julija_timoshenko_potratila_na_hemchuhiny_60_prohitochnyh_minimumov

19. Екатерина Егорова: Мадлен Олбрайт носила бижутерию как фамильные драгоценности, а наши женщины выглядят как продавщицы овощей // Сегодня^. 3 апреля 2008. URL: https://www.segodnya.ua/interview/ekaterina-ehorova-madlen-olbrajt-nocila-bizhuteriju-kak-familnye-drahotsennocti-a-nashi-zhenshchiny-vyhljadjat-v-nej-kak-prodavshchitsy-ovoshchej.html

20. Осипчук И. В день инаугурации президента Украины Виктора Ющенко на его супруге были украшения, которым уже почти 2,5 тысячи лет! // Факты. 29.01.2005. URL: http://fakty.ua/61564-v-den-inauguracii-prezidenta-ukrainy-viktora-yucshenko-na-ego-supruge-byli-zolotye-ukrasheniya-kotorym-uzhe-pochti-2-5-tysyachi-let

21. Анна Герман в Раде запустила Шанелью в «свободовца» // Joinfo. 20.07.2014. URL: https://joinfo.ua/politic/ 969389_Anna-German-Rade-zapustila-Shanelyu-svobodovtsa.html

22. Бусы Марии Захаровой вызвали бурную реакцию в Сети // ПрессКооп. 20.10.2015. URL: http://press.coop-ua.org/busy-marii-zaxarovoj-vyzvali-burnuyu-reakciyu-v-seti/

23. Принцеса Кентська перепросила за свою «расистську» брошку // Украшська правда. 23.12.2017. URL: https:// tabloid.pravda.com.ua/news/5a3e07c92cf2b

Рекомендовано до публгкацИ д-р наук 1з соцгальних комуткацш Шевченко О. В.

Дата надходження рукопису 18.12.2017

Прокопович Лада Валерй'вна, кандидат технчних наук, доцент, кафедра культурологи та мистецтво-знавства, Одеський нащональний полггехшчний ушверситет, пр. Шевченко, 1, м. Одеса, Украна, 65044 E-mail: lada.prokopovich@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.