СОЦ1АЛЬН1 КОМУН1КАЦП
УДК 304:32.019.5:391.7
Б01: 10.15587/2313-8416.2018.121879
ИССЛЕДОВАНИЕ КОСТЮМНЫХ УКРАШЕНИЙ И АКСЕССУАРОВ КАК СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ «ТЕАТРЕ»
© Л. В. Прокопович
Показано, что одним из способов повышения эффективности коммуникации в политической сфере является её театрализация. В этом процессе особую роль играют костюмные украшения и аксессуары, которые используются не только как дополнение к имиджам политиков, но и для передачи конкретных информационных сообщений, и для активизации общественной дискуссии на злободневные темы Ключевые слова: социокультурная коммуникация, политика, театр, украшения, аксессуары, информация, интерпретация, общественная дискуссия
1. Введение
Публичная политика всегда ориентирована на поиски наиболее эффективных способов коммуникации с широкими массами (народом, электоратом).
Многовековая практика показывает, что одним из таких способов является привнесение в процесс коммуникации элементов театральности.
С учётом того, насколько активно, повсеместно и разнопланово современные политики пользуются этим способом, исследование театрализации коммуникации в политической сфере можно отнести не только к важным, но и к актуальным научным изысканиям.
2. Обзор литературы
Элементы театрализации обнаруживаются в разных социальных явлениях и культурных процессах: в моде [1], ярмарочно-выставочной деятельности [2], субкультурах [3, 4] и многих других. И если первые попытки объяснить стремление человека к театрализации жизни сводились к мысли о желании его, человека, выйти за шаблонные рамки пресной, однообразной жизни [5], примерить на себя чужие (другие) социальные маски/роли [6], то теперь всё очевидней становится, что такое проявление игрового начала больше характерно для карнавализации (по М. Бахтину) и ритуализации. Театрализация же наблюдается тогда, когда есть условные «актёр» и «публика», а точнее - возникает коммуникация между ними.
Прийти к этому выводу позволило применение исследовательского подхода, основанного на признании театральности характерной (а иногда и определяющей) чертой многих социальных и культурных процессов и феноменов [7].
Расширение исследовательского инструментария за счёт этого подхода позволило также выявить проблемы с понятийным аппаратом в управлении проектами [7], обосновать театральность фольклорных и литературных трикстеров как средство коммуникации в рамках текста и за его пределами [8], исследовать различные аспекты «театра» повседневности [9] и т. д.
Театрализация политической сферы давно является предметом исследований в разных аспектах [10, 11], однако костюмные украшения и аксессуары чаще всего здесь рассматриваются как дополнение к имиджу политика, как часть общей сценографии, но не как важный элемент драматургии. А между тем, есть масса примеров, свидетельствующих об активной роли костюмных украшений в политическом «театре».
3. Цель и задачи исследования
Цель исследования - показать, что в политическом «театре» костюмные украшения и аксессуары являются не только дополнением к общей сценографии, но и активно участвуют в драматургии, становясь средствами повышения эффективности коммуникации между политиками/актёрами и общественностью/публикой.
Для решения поставленной цели решались такие задачи:
- выявить случаи «участия» костюмных украшений и аксессуаров в политических процессах и акциях (в разных исторических периодах);
- проанализировать эти примеры с точки зрения целей и задач, решаемых с помощью костюмных украшений в контексте социальной коммуникации.
4. Роль костюмных украшений и аксессуаров в политическом «театре»
Важной частью политического «театра» (как и любого другого театра) является сценография, в которую, помимо всего прочего, включены костюмы, костюмные украшения и аксессуары.
Украшения всегда выполняли те или иные функции в социальных отношениях: от обозначения племенных различий (например, височные кольца у древних славян [12]) до фиксации социального статуса (например, в Древнем Риме золотое кольцо могли носить только сенаторы и патриции, а среди католических священников посвящённые в кардиналы носят перстень с аметистом [13]).
По мере усложнения социальных отношений появлялись дополнительные функции и у украшений.
В периоды революционных переворотов, когда проявление театрального в политических процессах становится особенно явным и актуальным, именно костюмная атрибутика позволяет вовлечь в политический «театр» максимальное количество членов общества, делая их не только зрителями, но и участниками.
Так, в 1790 г. во Франции представители оппозиционной аристократической молодёжи ввели в моду чёрные фраки - в знак траура по монархии. Женская мода тоже не осталась в стороне: кокетливые шляпки были заменены головными уборами, напоминающими каски, а бриллианты в кольцах - камнями из стен Бастилии [1].
«Противостояние» политических лагерей того времени выражалось и в том, что с одной стороны вошли в моду серьги из стекла с гравировкой «Отечество», а с другой - черепаховые кольца с надписью «Храни короля» [1].
Часто украшения и аксессуары используются не только в массовом политическом «театре», но и в индивидуальном. В контексте социальной коммуникации они играют порой даже более существенную роль, чем имиджевые стратегии, поскольку способны нести конкретную информацию.
Особенно продуктивно знаковым содержанием украшений для коммуникации пользуются политики-женщины.
Для некоторых женщин-политиков украшения и аксессуары становятся средствами для политических жестов и заявлений.
Особенного мастерства в этом достигла Мадлен Олбрайт - бывший постоянный представитель США в ООН, а позже - госсекретарь США.
В 1994 г. в ответ на острую критику Олбрайт в адрес Саддама Хусейна в иракской прессе было публиковано стихотворение, в котором её назвали «непревзойдённой змеёй». На следующей встрече с официальными представителями Ирака Мадлен Олбрайт надела брошь в виде золотой змейки [14].
С тех пор она стала носить броши, которые демонстрировали её политическую позицию, и со временем разработала собственный дипломатический язык брошей. А позже даже написала об этом книгу «Читай по моим брошкам: истории из дипломатической шкатулки для драгоценностей».
Этой игрой Мадлен Олбрайт «в брошки», как средством коммуникации, воспользовалась однажды
супруга Ицхака Рабина Лия, подарив ей дорогую брошь в виде голубя и ожерелье, выполненное в том же стиле. К подарку она приложила записку: «Даже голуби нуждаются в поддержке» [15]. Трудно сказать, насколько сильно повлиял этот «месседж» на политику Олбрайт по отношению к Израилю, но с тех пор она всегда была «голубем мира» для этой страны.
Другой американский политик, экс-губернатор Аляски Сара Пэйлин, тоже использовала украшения в соответствии с ситуацией. Будучи кандидатом в президенты США, на одной из встреч с избирателями она появилась с кулоном в форме звезды Давида. На вопрос журналистов, почему христианка носит этот символ, она ответила, что надела его в честь годовщины воссоединения Иерусалима. Ещё раз она надела этот кулон во время визита в Израиль [14].
Однако всегда ли «месседжи», посылаемые при помощи украшений, считываются верно?
В 2004 г. во время официального визита в Россию Мадлен Олбрайт носила две броши в виде воздушных шаров. Российская пресса поспешила истолковать это так: «Я верю в подъём и возрождение России» [15]. Оптимизм российских СМИ понятен, однако правильно ли понятой осталась Олбрайт? Можно ли допустить, что она имела в виду нечто другое?
Так или иначе, но СМИ охотно втягиваются в эту украшательско-коммуникативную игру, доводя её иногда до уровня политических скандалов.
Например, в 2006 г. в Украине разгорелся нешуточный скандал, связанный с жемчужным ожерельем Юлии Тимошенко. Выступая в парламенте, депутат от Партии регионов Евгений Кушнарёв, критикуя популизм лидера БЮТ, заявил: «Одного ожерелья Юлии Тимошенко хватит для того, чтобы накормить нескольких среднестатистических людей на протяжении нескольких лет» [16]. После этих слов Тимошенко встала со своего места в сессионном зале, подошла к трибуне, сорвала с себя ожерелье и бросила его в Кушнарёва.
Депутат от КПУ Кравченко предложил отдать бусы лидера БЮТ на экспертизу, чтобы выяснить, сколько они стоят. На что Юлия Тимошенко парировала: «Там нет ни одной настоящей жемчужины. Это обычная бижутерия».
Дальше последовали экспертизы (или их имитация), журналистские расследования и публикации, публикации, публикации [17, 18].
Тема оказалась настолько волнительной для широкой общественности, что даже юмористические телешоу не обошли её вниманием. Например, в «95 квартале» шутили о том, что «Юлия Тимошенко является обладательницей самой дорогой коллекции самых дешёвых бус».
Понятно, что дело здесь не в бусах как таковых. И не в жемчуге. Ведь жемчужные бусы - довольно обычное украшение. Для политиков-женщин - даже протокольное [19]. Но в данной ситуации они стали удобным инструментом для создания определённого информационного пространства (с широким диапазоном интерпретаций) вокруг конкретного политика.
Впрочем, Юлия Тимошенко - далеко не единственная, кто оказывался в эпицентре скандала со своими украшениями и аксессуарами. Брошь (музей-
ный раритет) на груди Катерины Ющенко в день инаугурации её супруга в президенты Украины [20], сумка от Chanel Анны Герман [21], бусы Марии Захаровой [22] и другие украшения и аксессуары в разное время заметно оживляли драматургию политического «театра».
О том, что люди склонны видеть в костюмных украшениях не только эстетическую составляющую, но и информационную, мгновенно соотнося её с контекстом, говорит и недавний случай с британской принцессой Кентской, которой пришлось извиняться за свою брошь в стиле blackamoor. Это украшение, традиционно изображающее арапа-слугу, было на принцессе во время рождественского обеда у королевы Елизаветы II. Пользователи соцсетей гневно осудили выбор принцессы, решив, что «расистская» брошь наносит оскорбление невесте принца Гарри Меган Маркл, которая имеет афроамериканские корни [23]. Интерпретация знаково-символьного содержания украшения здесь явно взяла верх, поскольку из огромного числа критиков мало кто обратил внимание на безвкусность броши, её громоздкость и плохое сочетание с костюмом. Впрочем, скорее всего, именно этот диссонанс и заставил «публику» обратить внимание на смысловое содержание броши.
В результате - хотела того принцесса, или нет, но её брошь стала ещё одним поводом для общественной дискуссии о базовых европейских ценностях.
А это, в свою очередь, подтверждает особую роль костюмных украшений в социокультурной коммуникации.
5. Результаты исследований и их обсуждение
Анализ примеров использования украшений в политическом «театре» показывает, что украшения и аксессуары способствуют театрализации коммуникации в этой сфере в нескольких планах:
- для создания определённой сценографии и маркерной атрибутики системы «свой - чужой» в массовых политических процессах;
- для создания имиджей политиков;
- для передачи определённых информационных сообщений от политика к общественности, обеспечивая транспарентность этих сообщений;
- для провоцирования скандалов, которые входят в инструментарий современных политтехно-логий.
Всё это говорит о том, что костюмные украшения и аксессуары не всегда являются чисто декоративными элементами в политическом «театре». Здесь они достаточно эффективно могут использоваться как «активные элементы», особенно в тех случаях, когда возникает необходимость в дополнительных способах коммуникации. Являясь предметами культуры, обладающими широкими семантическими возможностями, костюмные украшения служат удобным средством оперативной передачи
информации любого характера: от эстетических предпочтений их носителей до громких политических заявлений.
В случае, когда украшения используются для передачи определённых сообщений, следует обратить внимание на интерпретивный характер такой информации. Здесь замена прямого сообщения на знаково-символьную форму является приглашением адресата к своеобразной игре в трактовки, смыслы.
Это же можно сказать и о других видах социальной коммуникации, в которых заметны черты театральности.
Таким образом, можно сказать, что театрализация социальной коммуникации - это придание театральных черт процессу передачи информации с целью обозначить (подчеркнуть) её интерпретивный характер.
Использование же украшений и аксессуаров политиков как повод для провоцирования скандала -практика, довольно распространённая в современной политической жизни. Спектр задач, решаемых с помощью этого приёма, настолько велик, что изучение данного аспекта социальной роли костюмных украшений может стать перспективным направлением для дальнейших исследований.
6. Выводы
В результате проведённых исследований можно сделать следующие выводы:
1. Случаи вовлечения костюмных украшений и аксессуаров в политические процессы и акции имели место в разные исторические периоды. И почти всегда украшения привносили черты театральности в эти процессы.
2. В современном политическом «театре» костюмные украшения способствуют повышению эффективности коммуникации:
- являясь маркерной атрибутикой в системе распознавания «свой - чужой»;
- дополняя имиджи политиков;
- являясь носителями информации в знаково-символьной форме, которая наглядно передаётся от политика к общественности.
3. Знаково-символьная форма передачи информации при помощи костюмных украшений указывает на интерпретивный характер этой информации. Поскольку костюмные украшения являются частью «театра» не только политического, то в целом театрализацию социальной коммуникации можно определить, как придание театральных черт процессу формирования и трансляции информации ин-терпретивного характера.
4. В политтехнологиях украшения и аксессуары часто используются для провоцирования скандалов. Не зависимо от целей и задач этого приёма, он существенно активизирует коммуникативное пространство политической и общественной жизни.
Литература
1. Бакеркина О. А. Мода и театр: грани взаимодействия: монография. Екатеринбург: РГППУ, 2012. 133 с.
2. Прокопович Л. В. Проблема понятийного аппарата при исследованиях арт-рынка в сфере выставочной деятельности. Труды Одесского политехнического университета. 2010. № 1 (33)-2 (34). С. 290-294.
3. Сучасш лицар^ ельфи та маги у Луцьку. Хто вони? // Волинсью новини. 20 травня 2014. URL: https:// www.volynnews.com/news/culture/suchasni-lytsari-elfy-ta-mahy-u-lutsku-khto-vony/
4. Петренко О. С. Субкультури рольовиюв i реконструкторш в Украiнi // Вгсник ЛНУ iM. Т. Шевченко. 2012. № 2 (237). С. 126-132.
5. Евреинов Н. Н. Театр как таковой. Одесса: Негоциант, 2003. 45 с.
6. Баканурский А. Г. Театр как эскейп: исследовательский очерк. Херсон: Гринь Д. С., 2015. 120 с.
7. Прокопович Л. В. Театрализация социокультурной коммуникации: методологическое обоснование исследовательского подхода // ScienceRise. 2017. № 7 (36). С. 29-32. doi: 10.15587/2313-8416.2017.106701
8. Прокопович Л. В. Исследование театральности как черты коммуникативных функций литературных трикстеров // ScienceRise. 2017. № 10 (39). С. 24-27. doi: 10.15587/2313-8416.2017.112348
9. Прокопович Л. В. Визуализация культурной идентичности посредством костюмных украшений как форма театрализации повседневности // ScienceRise. 2016. № 11 (28). С. 15-19. doi: 10.15587/2313-8416.2016.82838
10. Краснокутський Г. Архетип Дiви-Матерi в суггестивному рiчищi «кольорових» революцш: Casus Franciae et Lapsus Ukraniae // Аркадм. 2008. № 4 (22). С. 32-35.
11. Прокопович Л. В. Эксплуатация архетипа Древа жизни в политических PR-технологиях // Аркадiя. 2010. № 3 (29). С. 21-24.
12. Толочко П. Кшвська Русь. Кшв: Абрис, 1996. 360 с.
13. Куликов Б. Ф., Буканов В. В. Словарь камней-самоцветов. Ленинград: Недра, 1989. 168 с.
14. Зевелева К. Дипломатия свитера и брошки // Газета.га. 25.10.2015. URL: http://www.gazeta.ru/politics/ 2015/10/25_a_ 7843253.shtml
15. Веймарн А. Время носить камни. Ювелирные украшения - лучшее оружие женщины-политика // Компромат^И. 2006. URL: http://www.compromat.ru/page_18328.htm
16. Между Тимошенко и Кушнарёвым разразился «жемчужный» скандал // Корреспондент.net. 6 октября 2006. URL: https://korrespondent.net/ukraine/politics/166386-mezhdu-timoshenko-i-kushnarevym-razrazilsya-zhemchuzhnyj-skandal-obnovleno
17. Тимошенко отправила свои бусы на экспертизу // Обком. 6 октября 2006. URL: http://obkom.net.ua/news/2006-10-06/1250.shtml
18. Юлия Тимошенко потратила на жемчужины 60 прожиточных минимумов // Антикор. 06 февраля 2006. URL: https://antikor.com.ua/articles/26939-julija_timoshenko_potratila_na_hemchuhiny_60_prohitochnyh_minimumov
19. Екатерина Егорова: Мадлен Олбрайт носила бижутерию как фамильные драгоценности, а наши женщины выглядят как продавщицы овощей // Сегодня^. 3 апреля 2008. URL: https://www.segodnya.ua/interview/ekaterina-ehorova-madlen-olbrajt-nocila-bizhuteriju-kak-familnye-drahotsennocti-a-nashi-zhenshchiny-vyhljadjat-v-nej-kak-prodavshchitsy-ovoshchej.html
20. Осипчук И. В день инаугурации президента Украины Виктора Ющенко на его супруге были украшения, которым уже почти 2,5 тысячи лет! // Факты. 29.01.2005. URL: http://fakty.ua/61564-v-den-inauguracii-prezidenta-ukrainy-viktora-yucshenko-na-ego-supruge-byli-zolotye-ukrasheniya-kotorym-uzhe-pochti-2-5-tysyachi-let
21. Анна Герман в Раде запустила Шанелью в «свободовца» // Joinfo. 20.07.2014. URL: https://joinfo.ua/politic/ 969389_Anna-German-Rade-zapustila-Shanelyu-svobodovtsa.html
22. Бусы Марии Захаровой вызвали бурную реакцию в Сети // ПрессКооп. 20.10.2015. URL: http://press.coop-ua.org/busy-marii-zaxarovoj-vyzvali-burnuyu-reakciyu-v-seti/
23. Принцеса Кентська перепросила за свою «расистську» брошку // Украшська правда. 23.12.2017. URL: https:// tabloid.pravda.com.ua/news/5a3e07c92cf2b
Рекомендовано до публгкацИ д-р наук 1з соцгальних комуткацш Шевченко О. В.
Дата надходження рукопису 18.12.2017
Прокопович Лада Валерй'вна, кандидат технчних наук, доцент, кафедра культурологи та мистецтво-знавства, Одеський нащональний полггехшчний ушверситет, пр. Шевченко, 1, м. Одеса, Украна, 65044 E-mail: lada.prokopovich@gmail.com