Научная статья на тему 'Джэгу как танцевальный бренд адыгов'

Джэгу как танцевальный бренд адыгов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
918
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЫГИ / БРЕНД / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / АДЫГСКОЕ ИГРИЩЕ / CIRCASSIANS / BRAND / DANCE CULTURE / ADYGHE FUN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кешева Зарема Мухамедовна

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с современным бытованием традиционного института «адыгэ джэгу», определяется степень влияния внутренних и внешних факторов на трансформационные изменения, произошедшие в танцевальной культуре адыгов к началу XXI века. Актуальность темы обусловлена тем, что являясь признанным брендом кавказской этнокультурной традиции, игрище претерпело определенные изменения и важнейшей задачей на современном этапе является его сохранение и развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jagu as a dance brand of the Circassians

The article is devoted to the consideration of issues related to the modern existence of the traditional institute Adyghe jagu. It determines the degree of influence of internal and external factors on the transformational changes that occurred in the dance culture of the Circassians by the beginning of the 21st century. The relevance of the topic is due to the fact that being a recognized brand of the Caucasian ethnocultural tradition, the game has undergone certain changes and the most important task at the present stage is its preservation and development.

Текст научной работы на тему «Джэгу как танцевальный бренд адыгов»

З.М. КЕШЕВА кандидат исторических наук, зав. сектором новейшей истории Института гуманитарных исследований - филиала ФГБНУ Кабардино-Балкарского научного центра РАН *

Джэгу как танцевальный бренд адыгов

Все большая культурная проницаемость, упрощенность доступа к образцам повседневной культуры развитых стран, обусловленная глобализационными технологиями, создают иллюзию причастности к миру «устойчивого развития», которая непрерывно вступает в противоречие с традиционным комплексом отечественной, прежде всего повседневной культуры1. Сегодняшние процессы глобализации, вторгаясь в сферу привычных представлений об этнических, религиозных, национальных идентичностях, являются настоящим испытанием для них. Любое масштабное преобразование сопровождается «кризисом идентичности», а попыткой выйти из него является поиск (обретение) идентичности.

Особенно ярко и интенсивно эти процессы проявляются на Северном Кавказе, уникальном в мультикультурном плане регионе России, где сформировалась своеобразная самобытная северокавказская культура, впитавшая в себя сотни различных этнических культур и традиций2. В этих условиях сохранение духовного культурного наследия, одной из составных частей которого является танцевальная культура, приобретает особую актуальность и значимость. Актуальность изучения богатейшего и уникального художественного опыта российских народов значительно усиливается в связи

* Кешева Зарема Мухамедовна, е-таП:кез11еуа10@дтаП.сот

1 Кешева З.М., Ошроев Р.Г. Проблемы локального социокультурного общества в условиях глобализации // Этнокультурное воспроизводство в условиях глобализации: этноперекрестки и трансграничье. Коллективная монография по материалам XI Конгресса антропологов и этнологов России. 2016, с. 72.

2 Кешева З.М. Танцевальная культура кабардинцев как источник формирования современного этнокультурного бренда // Культура и пространство. Книга вторая. Историко-культурные бренды территорий, регионов и мест / Редакторы: В.К. Малькова и В.А. Тишков. М.: ИЭА РАН, 2010, с.152.

с нарастающей глобализацией жизни людей в поликультурной России. В этих условиях особенно важно освоить историческое наследие народов, которые сохранили ряд существенных черт традиционных культур, основанных на принципах коэволюции природы и человеческого общества. Кроме того, исследование художественной культуры народов и регионов страны актуально в связи с развитием дискурса о самоопределении российской цивилизации.

Проблемы трансляции традиционных культур российских народов в контексте поисков современной этнической и общероссийской идентичности относятся к числу наиболее острых и современных. Поскольку искусство является самосознанием народа, то его значимость в формировании современной рациональной культурной коммуникации представляется чрезвычайно важной. В этом отношении традиционная танцевальная культура народов КБР является весьма репрезентативной.

К. Бюхер, известный немецкий ученый конца XIX - начала XX в., автор многочисленных трудов по истории первобытной культуры, отмечал, что, находясь в центре общественного бытия, танец не мог не зафиксировать определенным образом материальные и духовные достижения той или иной формации1. Следовательно, каждая эпоха приспосабливала хореографию сообразно своим потребностям, своему уровню духовного развития. Танец и отбирал, и закреплял жизненные ситуации, взаимоотношения между обществом и окружающим миром, отражал исконные пространственно-временные ориентиры, сложившиеся в этнокультурном сознании народа под влиянием мифологических, природных и социально-исторических условий жизни этноса.

Народная (традиционная) хореография черкесов (адыгов) тесно связана с традиционным институтом «адыгэ джэгу» (адыгское игрище), который является одним из ярких этнологических брендов адыгского мира. Это сложнейший организм, складывавшийся веками и в определенный период существования адыгского общества представлявший собой отлаженный механизм, действие которого было четко продумано и строго регламентировано. «...Оно (игри-

1 Кешева З.М., Варивода Н.В. Черкесские (адыгские) танцы-состязания: этнографический обзор // Современные проблемы науки и образования, 2015, № 2, с. 643.

ще. - З.К.) служило средством установления и утверждения определенных принципов человеческого существования, определенных социальных и нравственных ориентиров. Нельзя не только показать, но даже вообразить поэтику игрищ без каких-либо строго установленных ориентиров, предписаний стандартов, без определенной заранее заданной последовательности церемоний, обрядов, формул»1.

Танцы, занимавшие центральное место в игрищном действе, также были подвержены четкой регламентации и управлению. Б.Х. Бгажноков выделяет три тесно взаимосвязанные структуры, ориентированные на управление: 1)

совет старейшин - хасэ; 2) публика; 3) распорядитель с

2

подчиненными ему помощниками и музыкантами .

Бурные процессы, происходившие в политической, экономической, социальной жизни Кабардино-Балкарии в конце

XX - начале XXI в., не могли не сказаться на развитии национальной культуры и, в частности, танцевальной. В настоящее время под джэгу (буквально игрище) подразумевается именно организация танцевального круга и проведение танцев. С течением времени четко отлаженная система управления игрищем была утеряна, но с конца ХХ - начала

XXI в. стали заметны положительные изменения. Появилась тенденция к тому, что у молодежи стало модно и престижно уметь хорошо танцевать национальные танцы. Многие искренне озабочены проблемами возрождения адыгской культуры и танцевального этикета, некоторые просто хотят себя чувствовать уверенно в танцевальном кругу. На свадебные и другие торжественные мероприятия обычно приглашаются гости разных национальностей и можно отметить, что в многонациональной республике танцы стали средством коммуникации между представителями различных народов и помогают преодолевать этническую обособленность.

С середины 1990-х гг. на джэгу помимо традиционной джэгу къафэ стали танцевать осетинские, абхазские и чеченские танцы, здесь чувствуется влияние самодеятельных коллективов, чей репертуар не обходится без танцев соседних народов. Из традиционного джэгу практически исчез классический кабардинский танец кафа, являвшийся своеобразным брендом кабардинского народа.

1 Бгажноков Б.Х. Адыгское игрище. Нальчик, 1991, с. 22.

2 Там же, с.41.

Значимым событием в культурной жизни республики явилась организация цикла этнографических вечеров для юношей и девушек столицы Кабардино-Балкарии. Инициативная молодежная группа (З. Шериева, А. Шеожев, Р. Апшев, Э. Мисрокова и др.) - посетители чата w.w.w. -Kavkaz web., обсуждая в Интернете проблемы истории и этнической культуры адыгов, решили, что необходимо организовать адыгэ джэгу для приобщения молодежи к традиционной танцевальной культуре и этикету.

Первый джэгу состоялся в сентябре 2005 г., а с мая 2006 г. джэгу проводится регулярно один раз в неделю с соблюдением всех канонов игрищного действа. Справа выстраиваются девушки, напротив - парни. Женскую очередь регулирует распорядительница, она выводит девушек в круг, у мужской стороны также имеется свой распорядитель. На джэгу исполняются только адыгские танцы. Обычно игрище начинается в 18.00-19.00 и длится 3-4 часа.

Очень часто гостями и участниками мероприятия являются адыги из разных регионов России и из-за рубежа. Информация распространяется через социальные сети. По словам организаторов мероприятия, участниками адыгэ джэгу регулярно становятся около 500-600 человек. Журналист и черкесский активист А. Шебзухов отмечает: «Черкесы - народ разрозненный. Мы общаемся в основном в

социальных сетях. И такое живое общение, как совместный

1

джэгу, имеет для нас важное значение» .

Организаторами мероприятия выступают администраторы групп «Черкесия» и «Типичная Адыгея» в социальной сети «ВКонтакте». Модераторы мероприятия предупреждают: «В очередной раз стоит напомнить, что все, кто желает принять участие в большом адыгэ джэгу на площади Абхазии, должны быть одеты соответствующе - девушки без брюк и коротких юбок, парни без спортивных костюмов и шорт. Черкесские национальные костюмы желательны»2.

Джэгу - это не просто этническое игрище, предназначенное для того, чтобы молодежь или люди постарше продемонстрировали свое умение двигаться под музыку в танцевальном кругу. Этнический танец адыгов построен на

1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/286952/ (дата обращения 11.07.2018).

2 Там же.

сверхпластике, инфернальных формах, в которых нашла свое отражение вся астральная, медитативная культура народа. Танец не допускает развязности, вульгарности движений, неуважительности к партнеру даже в легкой степени. Культуролог Л. Шауцукова отмечает: «В наши дни мы наблюдаем нарушение как буквы, так и духа адыгэ джэгу. Впрочем, такое характерно для всех элементов традиционной культуры. И не только в локальном пространстве народов Северного Кавказа, но и всех народов мира. И с этим в эру функционального глобализма почти ничего нельзя поделать»1. Вместе с тем она подчеркивает, что любому участнику адыгэ джэгу необходимо помнить - через призму танца на него смотрят тысячелетия, во время которых слагались и укреплялись его этнические корни, его сила и дух, его представления о мире и о себе в этом мире.

Однако на свадьбах и других торжественных мероприятиях, если на них не присутствуют приглашенные танцоры и распорядители, джэгу стремительно теряет свои традиционные черты, не имеет распорядителя и не поддается никакому порядку. Танцевальным кругом управляет ведущий свадебного мероприятия и его основной задачей является не допустить того, чтобы гости скучали. При этом он выполняет свою задачу самыми разными способами. Модной современной свадебной традицией стало проведение танцевального соревнования между тремя парами вызываемых в танцевальный круг гостей. Они должны продемонстрировать искусство исполнения национального, европейского и латиноамериканского танцев. Причем на адыгской свадьбе, как правило, танцуют под очень быструю чеченскую музыку, с перенятыми и не свойственными адыгской танцевальной культуре резкими движениями. А ведь адыгская танцевальная культура богата разноплановыми танцами, но при этом не допускаются резкие движения, прыжки, недостойное поведение.

Таким образом, традиция проведения адыгэ джэгу подверглась серьезной трансформации. С одной стороны, стремление сохранить то, что было заложено предками, отличает организаторов массовых адыгэ джэгу, традиция его проведения не утеряна и устояла под напором глобализации. С

1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/286952/ (дата обращения 11.07.2018).

другой стороны - на свадебных и других торжественных мероприятиях, при условии отсутствия на них приглашенных танцоров, традиция адыгэ джэгу практически утеряна.

В настоящее время на свадебные и другие торжественные мероприятия, предполагающие проведение танцев, стали приглашаться не только профессиональные музыканты и певцы, но и танцоры, которые знают танцевальный этикет и могут по правилам провести джэгу. Во главе танцевальной группы стоит также приглашенный хатияко -распорядитель танцев. Благодаря этим танцорам, чьи услуги, конечно, оплачиваются, в народную танцевальную культуру стали возвращаться забытые традиционные массовые танцы, но приглашение профессиональных танцоров требует определенных финансовых вложений, поэтому их достаточно редко задействуют в свадебных мероприятиях. Чаще всего ограничиваются набором примитивных, но очень популярных у населения мелодий, которые звучат очень громко и быстро. В основном музыкальное оформление, которое должно быть главным украшением торжественного мероприятия и создавать настроение, не продумано и возложено на людей неподготовленных и далеких от настоящих образцов национальной культуры.

Профессиональная и самодеятельная хореография, имеющая в республике высокий уровень развития, возвращает в обиход сохраненные сценой танцы, песни, обряды. Несмотря на некоторые недостатки в работе самодеятельных коллективов нельзя отрицать тот факт, что они выполняют важную воспитательную и обучающую функцию. Через самодеятельные танцевальные ансамбли, студии, школы танцев проходит значительное количество детей, юношей и девушек, желающих научиться танцевать красиво не только на сцене, но и во время торжеств.

Народная танцевальная традиция нуждается в возвращении в обиход красивых круговых танцев. Конечно, современные процессы, влияние танцевальных культур соседних народов не могли не сказаться на традициях народной хореографии, особенно в городских условиях, и это объективная реальность, но необходимо отметить, что соседние кавказские народы лучше сохраняют свою народную танцевальную традицию, и на осетинских и чеченских торжествах, как правило, никто не танцует адыгские танцы.

Адыгским общественным организациям, кабардинским культурным и общественным деятелям следует поставить вопрос об унификации уникального бренда адыгэ джэгу на современном этапе. Чтобы джэгу подчинялся какому-то распорядку и внутренней организации, в танцевальный круг адыгских торжеств нужно вернуть распорядителя - хатияко. Конечно, это сложнейший вопрос, требующий для свего решения определенного времени. Это не разовая акция, а постепенный процесс, который должен начаться с подрастающего поколения. В этом вопросе примером могут послужить зарубежные адыги, в большинстве своем сохранившие адыгскую танцевальную традицию и культуру.

Во всех зарубежных странах с компактно проживающими адыгами-черкесами во всех крупных городах существуют общественные благотворительные организации - хасы, занимающиеся распространением знаний по истории и культуре. При хасах детей обучают родному языку, литературе, обычаям, народным танцам и музыке. У зарубежных адыгов сохранился традиционный порядок проведения джэгу и институт хатияко. На торжествах в основном танцует молодежь. С одной стороны полукруга стоят девушки, с другой - юноши. На круг танцоры выходят в порядке очередности. Так как практически все выходцы с Северного Кавказа называют себя черкесами, многие представители кавказских народов посещают торжественные мероприятия адыгов, участвуют в джэ-гу. Таким образом осуществляется взаимопроникновение различных танцевальных культур. Помимо этого, благодаря контактам с исторической родиной, наши соотечественники за рубежом имеют возможность знакомиться с искусством танцевальных и песенных коллективов, как самодеятельных, так и профессиональных посредством видеозаписи. При ха-сах существуют самодеятельные коллективы, в репертуаре которых много интересных хореографических постановок, но зачастую они просто копируют постановки профессиональных хореографических коллективов Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в сфере бытовой, народной хореографии традиции сакраментальной адыгской танцевальной культуры трансформировались, соответственно и традиционное адыгское игрище также подверглось изменениям. Однако оно по-прежнему остает-

ся этнокультурным брендом адыгов, и представители культуры предпринимают активные усилия по его сохранению.

Кешева З.М. Джэгу как танцевальный бренд адыгов. Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с современным бытованием традиционного института «адыгэ джэгу», определяется степень влияния внутренних и внешних факторов на трансформационные изменения, произошедшие в танцевальной культуре адыгов к началу XXI века. Актуальность темы обусловлена тем, что являясь признанным брендом кавказской этнокультурной традиции, игрище претерпело определенные изменения и важнейшей задачей на современном этапе является его сохранение и развитие.

Ключевые слова: адыги, бренд, танцевальная культура, адыгское игрище.

Kesheva Z.M. Jagu as a dance brand of the Circassians. The

article is devoted to the consideration of issues related to the modern existence of the traditional institute Adyghe jagu. It determines the degree of influence of internal and external factors on the transformational changes that occurred in the dance culture of the Circassians by the beginning of the 21st century. The relevance of the topic is due to the fact that being a recognized brand of the Caucasian ethnocultural tradition, the game has undergone certain changes and the most important task at the present stage is its preservation and development.

Keywords: Circassians, brand, dance culture, Adyghe fun.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.