Научная статья на тему 'Специфика свадебно-обрядовой культуры адыгов в Турции'

Специфика свадебно-обрядовой культуры адыгов в Турции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
384
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВАДЕБНО-ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА / ОБРЯДЫ СВАДЕБНЫЕ / АДЫГИ / ДИАСПОРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чурей Д. А.

В предлагаемой статье предпринята попытка исследовать в общих чертах специфику свадебно-обрядовой культуры адыгов в Турции. В работе подчеркивается общественно-социальная значимость последней, даются характеристики обрядовых действ в разной субэтнической среде. Музыкальное наследие диаспоры рассматривается нами как самостоятельная ветвь единой общеадыгской культуры и искусства, несмотря на то, что оно развивалось изолированно от исторической родины. Этот материл практически не изучен и требует тщательного научного исследования в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика свадебно-обрядовой культуры адыгов в Турции»

ЧурейД.А., СНС КБИГИ, г. Нальчик

СПЕЦИФИКА СВАДЕБНО-ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЫ АДЫГОВ В ТУРЦИИ

В предлагаемой статье предпринята попытка исследовать в общих чертах специфику свадебно-обрядовой культуры адыгов в Турции. В работе подчеркивается обще-ствеюю-социальная значимость последней, даются характеристики обрядовых действ в разной субэтнической среде. Музыкальное наследие диаспоры рассматривается нами как самостоятельная ветвь единой общеадыгской культуры и искусства, несмотря на то, что оно развиваюсь изолированно от исторической родины. Этот материл практически не изучен и требует тщательного научного исследования в будущем.

Система традиций и обрядов адыгов в результате его воспитательных усилий в течение многих лет. Адыги пронесли через века свое танцевальное искусство, которое несет в себе печать многих эпох и энергию народа в его стремлении к свободе. Нипосто-янные нападения внешних врагов, ни феодальные междоусобицы не смогли приостановить активное становление и развитие духовной культуры народа.

Одним из важнейших механизмов адыгского этикета служит «обряд». Обряд - это действия. Об этом Мафедзев С. X. отметил следующее: «Под обрядами подразумевается совокупность символических действий, установленных обычаями или традициями охраняемых общественным мнением и связанных с бытовыми явлениями, взглядами, нормами и принципами, а также с религ иозными представлениями народа»[1].

Одним из наиболее устойчивых обрядов в Турции остался - свадебный обряд. Он является, чуть ли не единственным средством общения и воспитания молодежи. И есть важным ведущим элементом в этнокультурной среде. Об этом отмечает в своей работе Чунтыжева Т. Я.: «свадебные обряды - важнейшее средство наглядного закрепления традиции и обычаев в народной педагогике адыгов, педагогический рычаг воздействия на детей и молодежь»[2]. Среди зарубежных адыгов свадебные обряды и танцы, наряду с музыкой, стали самыми популярными и распространенными видами искусства.

Свадебно-обрядовая культура является формой демонстрации наглядных уроков правил поведения в адыгской обществе и семье. Это народное воспитания характеризуется, высока иіровой спецификой, которая приобрела и черты традиционного института в диаспоре традиционного. Естественно, уникальная культура получила некоторые изменения. Причина этих изменений кроется в специфике адыгской семьи и брака, нравственных и эстетических представлениях и этнопсихологическом репатрианстве народа на чужбине. Но при этом соблюдают этикет. Например, во время свадьбы вообще мужчины всех возрастов обязаны приветствовать женщин стоя.

На адыгской свадьбе каждый ее участник проверяет на себе точность и прочность знания этнических обычаев и традиций, начиная с приветствия гостей. При этом все должны соблюдать адыгский этикет. Среди адыгов в Турции существует обычай, как и на Кавказе, согласно, почетные старцы с полным сознанием своего достоинства встают со своих мест при виде совсем молодых женщин. Эго правило, естественно, распространяется не только на свадьбах, но и в жизни.

Свадьба у адыгов была местом организованного и направленного веселья в рамках здравого смысла, приличия и поведения. Поэтому мы можем сказать, что адыгская свадьба в плане организации - пример и образец проведения семейного мероприятия при стечении значительного количества людей - разного возраста, социального положения.

Среди всех субэтносов в Турции сущест вует понятие джэгу тхьамада, то есть хозяин торжеств. Он дает распоряжение на свадьбах на исполнения наиболее значительных свадебных обрядов. Джэгу тхьамада сохраняет свои обязанности и по сей день среди адыгов. Такие термины до сих пор имеют место в быту: хьэгъуэл 1 ыгъуэ лъыхъу унаплъэ

уасэ 1ых нысашэ

тхьэмалэкъуэдзэ

хьэтыяк!уэ

щхьэгъырыт

Вместе с джегуако в танцевальном круге находится помощница - девушка так называемая пшаша тхьамада. Она во время танца в свадьбе выводит девушек. Без ее разрешения никто не имеет право танцевать или уходить из круга.

Соблюдая адыгэ хабзэ (адыгский этикет), гостей сажают на почетных местах и к ним близко сидят музыканты. Порядок такова: справа от музыкантов становятся девушки. Потому что женщины располагаются за танцевальным кругом сзади танцующих девушек. Женщины обычно не танцуют в Турции. С противоположной левой стороны становятся юноши и мужчины.

АДЫГСКИЙДОМ Схема правильного расположения людей на свадьбе

На плясовую площадку выходят танцоры по приглашению дже1уако и пшаша тхамада. Джегуако в уважение к танцору по идее должен называть его фамилию, имя, откуда он и т.д. Например: Жанкотей къуажэ шыпсэу Быбэ Жанбэи. Еуэ къафэ.

По порядку на свадьбе исполняют такие народные танцы: удж и разновидности этого танца удж хэш, удж пух, турыту удж, кафа зафак, тлеперыф, шешен, удж хурай (заключительный танец).

Кафа танцуют почти все. Танцует только одна пара. Этого правила соблюдают все участники на свадьбе.

Свадьбу в жизни адыгов в Турции отмечают большим торжественным событием, собирающим огромное количество гостей разного возраста.

Следует сказать, что система оповещения гостей до сих пор бытуют в диаспоре. Придерживаясь этикета, пожилых людей из другого города или аула приглашают в село на свадьбу только в серьез специально посланных людей, а в настоящее время посылают открьггку.

Такое приглашение дает возможность приготовиться молодым людям обдумать заранее и готовиться к церемонии.

Свадьбу адыги обозначают словом хьэгъуэл 1ыгъуэ, и существует «джэгу» (игры). Джэгу как сохранили в жизни адыги об этом пишет известный писатель Тембот Керашев: «Поразительное зрелище - джэгу! Бывали однодневные, трехдневные и семидневные джэгу. И все эти дни огромное количество людей с достоинством, стараясь даже громко не кашлять, простаивали в восхищенном созерцании происходящего, словно опьяненные тем, что они люди и находятся среди людей. Забывали о пище. Короткий перерыв на обед - и снова сходились на джэгу, чтобы испытать радость веселого общения ... Раз начавшись, джэгу переставал быть делом только того, кто устраивал свадьбу, он становился торжественным и важным событием для всего аула. Более того, на некоторые джэгу съезжались люди из далеких аулов и даже из других племен[3].

Наше исследование показывает, что танцы и танцевально-свадебные обряды в диаспоре в некоторой степени сохранили свою первозданную форму и не претерпела значительных трансформаций. Каждый субэтнос в Турции (кабардинцы, абадзехи шапсуги, бжедуги, убыхи, бесленейцы, хатукайцы и т.д.), из разных регионов выработали свои особые локальные черты свадьбы и обрядам, которые отличались от других. Свадьба в жизни адыгов была большим торжественным событием, собиравшим огромное количество гостей.

Изучение структу ры свадьбы как сельского, так и городского населения в Турции позволяет выделить в ней три основные части, традиционно бытующие до сих пор: сватовство, сговор, и собственно свадьба. Каждая из выделенных частей выполняет свою роль, имеет свои названия. Важно подчеркнуть, что традиционная адыгская свадьба сельского населения в Турции с 1980 - 1990 гг. испытывала большое влияние новаций, идущих из городской более интернациональной среды. Но с 1990 г. опять началось возрождение традиционного обряда.

В современной диаспоре свадьба состоит из двух видов: в одной из них преобладает традиционная форма, а в другой свадьбе - нововведения.

11редставляется, что при определении типа свадеб диаспоры важно учитывать стабильность основных моментов цикла, образующих структурные звенья, ограниченность и их воздействие на дальнейшее развитие этой культуры. В связи с этим выделение типа свадьбы в Турции можно назвать «традиционная», и «новая современная» (с некоторыми традиционными чертами). Наш полевой материал показывает что в пяти регионах Турции, где живут такие субэтносы как кабардинцы, хатукайцы, бжедуги, темиргоев-цы, шапсуги, мамхеги, абадзехи, убыхи и абхазы, которые живут в городах Узун-Яиля, Эскишехир, Дюздже-Адапазар, Чанаккале, Балыкесир, Генен, Маняс, Самсуп, Кахраман-мараш, свадьбы далеко не одинаковы. Имеются различия и в выборе типа свадьбы в зависимости от социальной принадлежности. Свадьбы адыгов в Турции длились по-разному: от 3 - 7 дней. Это зависело от состояния семьи, у которых должна была быть свадьба. На свадьбу, за 2 дня до начала, хозяином приглашаются музыканты (пшина, пхачич). Свадьбу обслуживают обычно два гармониста и пхачичао. Адыгская свадьба в Турции еще сохранила своего распорядителя танцев хъатияк1о (джэгуак1о). Человек в роли джегуако является хозяином свадебного торжества, который ведет организацию свадебных игр, импровизирует стихи комического характера, произносит краткие речи, посвященные обычаям, традициям, музыке, танцам. Но в настоящее время в Турции проблема ассимиляция языка не позволяет джегуако много импровизировать стихи на родном языке, а игры остались на турецком языке.

Это культовые пляски начинаются медленно и торжественно. В них парни и девушки держась за руки, притопывая каблуками, передвигаются по кругу. В быту адыгов до сих пор сохранились некоторые виды ритуальных уджей связанных, прежде всего, с семейным обрядовым циклом.

Массовое выселение адыгов в Османскую империю привело к большому упаду народного художественного творчества и в том числе музыкального искусства. Музы-капьная жизнь диаспоры долгое время развивалась изолированно от исторической родины. Эту уникальную культуру надо рассматривать, как самостоятельную ветвь единой общеалыгской культуры и искусства.

Литература:

1. Мафелзев С.Х. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX в начале XX века / С.Х. Мафедзев. -Нальчик. 1979.-С. 12.

2. Чунтыжева Т.Я. Свадебно-обрядовая культура при черноморских адыг ов / Т.Я. Чунтыжева.-Майкоп. 1988 .-С. 225.

3. КерашевТ.М. Одинокий всадник/Т.М. Керашсв.- Майкоп. 1993.- С. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.