2017 - №2
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
337
DOI: 10.17805/zpu.2017.2.28
Джедаизм
В. А. Лапшин
Московский гуманитарный университет
В статье представлено определение и описаны особенности субкультуры «джедаизм», основанной на идеях фантастической киноэпопеи Дж. Лукаса «Звездные войны». Джедаизм является молодежной субкультурой, участники которой воспроизводят элементы одежды, символику, этические нормы из данного кино.
Ключевые слова: джедаизм; «Звездные войны»; молодежные субкультуры; социология молодежи; молодежь; сайберфайтинг; нетеистическое религиозное движение
жедаизм (от англ. ]есИ) — молодежная субкультура и нетеистическое религиоз-
ное движение (признанное в Великобритании), сформированное на идеях фанта-
стической киноэпопеи Джорджа Лукаса «Звездные войны» (Star Wars) (задуманной и реализованной в 1970-х годах, позднее — расширенной). Участники движения копируют элементы одежды, символику, этические нормы, представленные в «Звездных войнах», считают себя членами ордена. Основными носителями субкультуры становятся члены фанатского клуба, большинство из которых являются молодыми людьми, которые более открыты для новых форм мировоззрения (Луков, 2012; Тихонова, 2016).
Феномен джедаизма оказался предметом исследования ряда социологов, социальных философов и журналистов, таких как К. В. Быченкова (Быченкова, 2015), Д. Ка-путо (Капуто, 2014), И. В. Мелик-Гайказян (Мелик-Гайказян, 2014), В. Л. Тихонова (Тихонова, 2016), Д. А. Едокимов (Евдокимов, 2013), S. McKenzie (McKenzie, 2013: Электронный ресурс), М. М. Лоло (Лоло, 2014), А. А. Сергеев (Сергеев, 2016), М. Г. Фир-сова (Фирсова, 2014). При этом можно отметить, что тема не подвергается серьезному анализу и рассматривается, как правило, лишь в контексте более глобальных культурных феноменов.
Основная декларируемая цель джедаев — служение другим через акты благотворительности, намерение оказывать добровольную, бескорыстную помощь, занятие активной гражданской позиции. Идеология и сам путь джедая выстраиваются как ответ на постоянный вызов эгоистической составляющей его личности, что лежит в основе многих сюжетных линий во вселенной Star Wars. Согласно концепции киновселенной Орден джедаев включает в себя прежде всего учителей, инженеров, ученых, философов, врачей, дипломатов и воинов, для которых и мудрость, и знание являются высшими ценностями. Орден джедаев и идеи, связанные с «Великой Силой», вдохновили фанатов «Звездных войн» на создание нового религиозного движения — джедаизма.
Создан также особой язык субкультуры — клингонский (смесь санскрита и трех языков североамериканских индейцев), существует также Институт клингонского языка и возможность электронного поиска на нем в Интернете (Мелик-Гайказян, 2014).
Так на основе субкультуры фанатов «Звездных войн» постепенно сформировалось нетеистическое религиозное движение, которое обрело большое число последователей, в частности на территории Британского союза. Во время переписи населения 2001 г. в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии значительное количество респондентов определили свою религиозную принадлежность как джедаизм (около 390 тыс. опрашиваемых в списке в качестве своей религии указали джедаизм в Англии и Уэльсе, 14 тыс. — в Шотландии). В результате британское Министерство юстиции вскоре после изучения предварительных итогов переписи совершило регистрацию нового религиозного движения (код 8968) — Jedi Knight («Рыцарь Джедай»). Уже в 2008 г. Дэниел Джонс и его брат Барни основали Джедайскую церковь Англии. А в 2013 г. в Великобритании был выдвинут законопроект, защищающий право дже-даев на выполнение свадебных церемоний и регистрацию брака согласно правилам джедаизма (McKenzie, 2013: Электронный ресурс). Однако джедаизм как религиозное движение неоднородно по своей природе и принимает в разных странах разные формы (Быченкова, 2015). Так, можно отметить, что в Российской Федерации движение джедаизма представлено только несколькими неформальными общественными объединениями, в основу воззрений которых легли, кроме непосредственно идей «Звездных войн», также эзотерика, биоэнергетика и т. п. В этом качестве джедаизм оказался в поле внимания Русской православной церкви (Сергеев, 2016).
В вымышленной вселенной «Звездных войн» рыцарь-джедай — это человек или инопланетянин, от рождения имеющий способности к управлению Силой, вступивший в Орден Джедаев и обученный в нем. Джедаист же — человек, просто верящий в существование Великой Силы, не обязательно являющийся рыцарем Ордена (Дже-даизм, 2015: Электронный ресурс).
Одним из важнейших элементов вселенной «Звездных войн», служащим основой мировоззрения, является Сила, которая представляется как объемлющее всю вселенную энергетическое поле. Сила может быть подконтрольной достигшим определенного духовного развития живым существам. Управление Силой делится на Светлую и Темную стороны. Джедаев в Ордене учат использовать Светлую сторону Силы, которая постигается через отказ от личных амбиций, гнева, личной выгоды, путем следования альтруистическим принципам в поведении. Идеалами джедаев являются всеобщий мир и гармония, а в бою — хладнокровие (гнев, месть и т. д. недопустимы), смелость и изобретательность. Светлая сторона Силы осваивается через равновесие и спокойствие и может быть применена только для защиты. Ситхи (антагонисты дже-даев во вселенной Лукаса), напротив, используют Темную сторону Силы, опираясь при этом на эгоизм, жажду власти, страх, ненависть, агрессию, коварство.
Этический императив джедаев отражается в их Кодексе и представлен следующими постулатами:
Нет эмоций — есть покой.
Нет невежества — есть знание.
Нет страсти — есть безмятежность.
Нет хаоса — есть гармония.
Нет смерти — есть Сила
(там же).
2017 — №2
Энциклопедия гуманитарных наук 339
Участники субкультуры копируют элементы одежды (например, джедайские балахоны с глубокими капюшонами, символику, носят модели световых мечей). Часть джедаистов верят в реальность саги «Звездные войны», а Д. Лукас, ее создатель, представляется им как ее пророк (Лоло, 2014).
Также частью движения является сайберфайтинг — фехтование на дюралюминиевых или стеклопластиковых моделях световых мечей. В данном занятии термины «падаван», «джедай», «рыцарь», «мастер» являются обозначением ступеней иерархии фехтовального мастерства (по восходящей) (Евдокимов, 2013).
Таким образом, джедаизм является социальным феноменом, объединившим в себе черты субкультуры и религии. Причины его возникновения — широкое влияние во всем мире западной популярной культуры в условиях развивающихся информационных технологий и кризис традиционных религий на Западе. Джедаизм является продуктом массовой культуры, когда человек начинает черпать ценностные ориентации не из традиций своей культуры, религиозных норм, идеологии и т. д., а непосредственно из элементов массового кинематографа. Особенно эффективным реципиентом выступает молодежь, так как врожденная новационность и большая погруженность в массовую культуру способствуют поиску ими форм культуры, отличных от освоенных более старшим поколением, — и здесь джедаизм выступает в качестве одной из визуально привлекательных альтернатив.
Этика джедаизма представляет собой синтез ценностей западных и восточных мировоззренческих концепций и не является чем-то революционным. Однако сам механизм преобразования субкультуры в религию — социальное явление нового типа, которое, безусловно, должно стать объектом более углубленного исследования социологов, культурологов, философов.
Лит.: McKenzie, S. (2013) Star chores: Do Jedi want to marry people? [Электронный ресурс] // ВВС News. 20 марта. URL: http://www.bbc.com/news/uk-scotland-highlands-islands-21844467; Бы-ченкова, К. В. (2015) Нормативная система табу и проблема определения «минимума религии» // Аграрное и земельное право. №10. С. 35-38; Джедаизм (2015) [Электронный ресурс] // История древнего мира. 17 декабря. URL: http://web-kapiche.ru/375-dzhedaizm.html; Евдокимов, Д. А. (2013) История развития саберфайтинга в России // III Всероссийский фестиваль науки XVII международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». Т. III. Педагогика и психология. Часть 1: Актуальные проблемы педагогики и психологии. Физическая культура и спорт. 228 с. С. 50-52; Капуто, Д. (2014) Религия «Звездных войн» // Логос. №5 (101). С. 131-140; Лоло, М. М. (2014) Кинорелигия — индикатор состояния политической культуры общества // European Social Science Journal. №8-2 (47). С. 551-558; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Мелик-Гай-казян, И. В. (2014) Новая культура для новых людей // Вестник Томского государственного педагогического университета. №7 (148). С. 33-44; Сергеев, А. А. (2016) Религии вымышленных миров: религиозность и фантастика, важность анализа религиозной составляющей в современных произведениях фантастики и фэнтези // Сборник: Церковь. Богословие. История : Материалы IV Международной научно-богословской конференции, посвященной Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской / отв. ред. П. И. Мангилев и др. Екатеринбург : Екатеринбургская духовная семинария. 400 с. С. 268-274; Тихонова, В. Л. (2016) Философская интерпретация кинотекста «реальная сказка»: экзистенциальный аспект // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. №4 (34). С. 140-145; Фирсова, М. Г. (2014) Обзор западных молодежных субкультур: 1950 — наши дни [Электронный ресурс] // Культура и образование. №6 (10). URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1914
Дата поступления: 9.02.2017 г.
JEDISM
V. A. Lapshin Moscow University for the Humanities
The article provides the definition and description of the peculiarities of the subculture «Jedism», based on the ideas of the science fiction film epic "Star Wars" by J. Lukas. Jedism is a youth subculture whose followers reproduce the elements of clothes, symbolism, and the ethical norms of the film.
Keywords: Jedism; «Star Wars»; youth subcultures; sociology of youth; youth; cyberflghting; non-theistic religious movement
REFERENCES
McKenzie, S. (2013) Star chores: Do Jedi want to marry people? VVS News, 20 Mart [online] Available at: http://www.bbc.com/news/uk-scotland-highlands-islands-21844467; Bychenkova, K. V. (2015) Normativnaia sistema tabu i problema opredeleniia «minimuma religii». Agrarnoe i zemel'noe parvo, no. 10, pp. 35-38; Dzhedaizm (2015) Istoriia drevnego mira, 17 December [online] Available at: http://web-kapiche.ru/375-dzhedaizm.html; Evdokimov, D. A. (2013) Istoriia razvitiia saber-faitinga v Rossii. In: III Vserossiiskii festival' nauki xvii mezhdunarodnaia konferentsiia studentov, aspirantov i molodykh uchenykh «Nauka i obrazovanie». T. III. Pedagogika i psikhologiia. Chast' 1 Aktual'nye problemy pedagogiki i psikhologii. Fizicheskaia kul'tura i sport. 228 p. Pp. 50-52; Kaputo, D. (2014) Religiia «Zvezdnykh voin». Logos, no. 5 (101), pp. 131-140; Lolo, M. M. (2014) Kinoreligiia — indikator sostoianiia politicheskoi kul'tury obshchestva. European Social Science Journal, no. 8-2 (47), pp. 551-558; Lukov, V. A. (2012) Teorii molodezhi: mezhdistsiplinarnyi anal-iz. Moscow, «Kanon+», ROOI «Reabilitatsiia». 528 p.; Melik-Gaikazian, I. V. (2014) Novaia kul'tura dlia novykh liudei. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 7 (148), pp. 33-44; Sergeev, A. A. (2016) Religii vymyshlennykh mirov: religioznost' i fantastika, vazh-nost' analiza religioznoi sostavliaiushchei v sovremennykh proizvedeniiakh fantastiki i fentezi. In: Tserkov'. Bogoslovie. Istoriia : Materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno-bogoslovskoi konferentsii, posviashchennoi Soboru novomuchenikov i ispovednikov Tserkvi Russkoi, ed. P. I. Mangilev et al. Ekaterinburg, Ekaterinburgskaia dukhovnaia seminariia. 400 p. Pp. 268-274; Tikhonova, V. L. (2016) Filosofskaia interpretatsiia kinoteksta «real'naia skazka»: ekzistentsial'nyi aspect. Vestnik Volgo-gradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 7: Filosofiia. Sotsiologiia i sotsial'nye tekhnolo-gii, no. 4 (34), pp. 140-145; Firsova, M. G. (2014) Obzor zapadnykh molodezhnykh subkul'tur: 1950 — nashi dni. Kul'tura i obrazovanie, no. 6 (10) [online] Available at: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1914
Submission date: 09.02.2017.
Лапшин Василий Андреевич — кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 109444, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (495) 372-02-06. Эл. адрес: Socrab@inbox.ru
Lapshin Vasily Andreevich, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy, Culturology and Politology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation 111395. Tel.: +7 (495) 372-02-06. E-mail: Socrab@inbox.ru