УДК 215
Р. А. Силантьев
доктор исторических наук, профессор кафедры мировой культуры ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]
БОГОСЛОВСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕРАТУРЫ СЕТТИНГА WARHAMMER 40.000
В статье рассматривается вопрос богословского моделирования в форме переосмысления христианской эсхатологии на примере вымышленной вселенной Warhammer 40.000. Автор статьи отмечает растущий интерес к религиозной тематике в современных произведениях фантастического жанра и прогнозирует появление новой научной дисциплины - теологии вымышленных миров.
Ключевые слова: богословское моделирование; фантастика; Warhammer; хилиазм.
Silantjev R. A.
Advanced Doctor (History), Professor, Department World of Culture, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]
THEOLOGICAL MODELLING ON THE EXAMPLE OF LITERATURE SETTING WARHAMMER 40.000
The article discusses the issue of theological modelling in the form of a rethinking of Christian eschatology on the example of the fictional universe of Warhammer 40.000. The author notes the growing interest in religious themes in modern works of fiction and predicts the emergence of a new scientific discipline of fictional worlds theology.
Key words: theological modelling; fiction; Warhammer; chiliasm.
Типичной особенностью фантастических произведений является моделирование. Их авторы обычно пытаются смоделировать новые социумы, экономические модели, военное дело и науку, однако периодически моделирование затрагивает и религиозную тему, как например в произведениях: Станислава Лема, Клиффорда Саймака или Сергея Лукьяненко. В некоторых случаях подобное моделирование перерастает в нечто большее, например, в возникновение нового религиозного движения. Самым ярким примером здесь является «Религия рыцарей джедай» (Jedi Knights religion, Jedi church), которая
получила официальный статус в Великобритании (вошла в десятку крупнейших религиозных традиций) и Новой Зеландии1. Данный феномен привлекает определенное внимание ученых как российских, так и зарубежных, однако степень его изученности остается незначительной [1-5; 7; 10; 11].
Первоначально вымышленные вселенные описывались в книгах, которые «обрастали» сиквелами, приквелами и спин-оффами, экранизировались и ложились в основу сюжета компьютерных игр. Затем появился альтернативный путь их развития - вселенная сначала целенаправленно придумывалась в коммерческих целях, а затем писателями, режиссерами или игроделами заказывались соответствующие продукты.
В 1980-х гг. в игровой индустрии появилось новое имя. Английская компания «Games Workshops» (GW) представила новую линейку солдатиков, базовые правила игры в которых когда-то разработал сам Герберт Уэллс. До появления общедоступных компьютерных игр конкуренция в этой сфере была достаточно большой и помимо красивых фигурок требовалось придумать интересный мир, в котором бы они жили. Игроделы GW подошли к этому вопросу добросовестно и придумали целых два мира - условную средневековую вселенную «Warhammer fantasy battle» и футуристический «Warhammer 40.000» (WH).
В первом случае успех оказался посредственным из-за серьезного конкурента в лице вселенной «Warcraft», где фигурировали те же рыцари, орки и гномы, а вот WH стал ярким и самобытным проектом, блеснув оригинальностью даже на фоне сверхпопулярных «Звездных войн» и множества других «космических опер».
Причиной успеха WH можно назвать в первую очередь исключительную мрачность далекого будущего, в котором есть место только войне. На первый взгляд, этот мир выглядит пафосно и демонстрирует величие человеческой мысли - миллионы обитаемых планет, миллиардные армии, двадцатикилометровые звездолеты, однако при ближайшем рассмотрении он умирает - врагов становится всё больше и они всё сильнее, в то время как технологии, материальные и человеческие ресурсы расходуются быстрее, чем воспроизводятся.
Именно этот факт подчеркивается в большинстве книг об этой вселенной, если с хаоситами, орками, агрессивными космическими
1 См., например официальный сайт Церкви джедаев http: //www.jedichurch.
org/
эльфами и гражданскими войнами человечество еще как-то справлялось, то появление гораздо более опасных полуроботов-некронов и похожих на космическую саранчу тиранидов свело их шансы выживания к нулю. Главное государство Империум умирает мучительно и медленно - в течение тысячелетий.
«Идет сорок первое тысячелетие. Вот уже более десяти веков Император неподвижно восседает на своем Золотом Троне. По воле богов Он стал лидером всего Человечества, а с мощью своих неутомимых армий - повелителем миллионов миров. Его тленная оболочка незримо подпитывается энергией изобретений, дошедших из Темной Эры Технологий. Он - Владыка Империума, которому ежедневно приносят в жертву тысячи душ, поэтому Он никогда не умрет до конца.
И в этом бессмертном состоянии Император несет свою бдительную стражу. Могущественные флоты курсируют в зараженных демонами миазмах варпа, на этой единственной тропе, соединяющей далекие звезды. Их путь освещает Астрономикон, физическое воплощение воли Императора. Огромные армии сражаются в бесчисленных мирах с Его именем на устах. Величайшими из Его солдат стали Адептус Астартес, космические десантники, генетически модифицированные супервоины. У них есть и братья по оружию - к примеру, Имперская Гвардия и бесчисленные планетарные защитные силы, вечно бдительная Инквизиция и техножрецы Адептус Механикус. Но даже при всей своей громадной численности они едва ли смогут сдержать натиск извечной угрозы чужих, еретиков, мутантов и еще более ужасных врагов Человечества.
Быть человеком в такие времена означает быть песчинкой в огромной пустыне. Это значит жить под властью самого кровавого и жестокого режима из всех существующих. Нужно забыть о власти технологии и науки, ведь уже многое было потеряно и никогда не возродится. Забыть обещания прогресса и разума. Во мраке будущего есть только война. Нет мира среди звезд, есть лишь бойня и смех ненасытных богов», - именно такой текст предваряет большинство книг и сборников рассказов по вселенной WH [8].
Мир «Warhammer 40.000» подчеркнуто эклектичен. Его создателей вдохновляли многие реальные и вымышленные культуры - Византийская империя (двуглавый орел-аквила как символ Империума), мир «Дюны» Фрэнка Херберта (Бог-Император, навигаторы), мир Средиземья Д. Р. Р. Толкина (человекообразные орки, гоблины, эльфы
и гномы-скваты), «Звездный десант» Роберта Хайнлайна (космо-десантники против агрессивных насекомых) и сотни других. Герои Карамазов, Кадыров, Эйзенштейн и Владимир Пу, корабли «Бородино» и «Экклезиарх Невский», планеты Сталинваст и Лубянка выдают также русское влияние.
Вышеупомянутая эклектика формирует свой особый стиль, в котором органично уживается множество вроде бы несовместимых сюжетов. Так, на одной планете WH может разворачиваться драма в декорациях фильма «Чужие», а на соседней персонажи действуют в духе героев Эриха Марии Ремарка из романа «На западном фронте без перемен».
Конечно, не только мрачность и реалистичная безысходность привлекают внимание к WH. Создатели этой вселенной добросовестно подошли к ее устройству, внеся в него определенную логику, которой часто не хватает в таких вымышленных мирах. Мотивы героев WH не выглядят искусственными и происходит это во многом благодаря продуманной модели религиозных верований этого мира.
Авторы бэкграунда WH и произведений по его мотивам вряд ли желали удивить мир оригинальным толкованием богословия, в первую очередь намереваясь посредством интересных историй улучшить продажи недешевых солдатиков. Однако по мере развития вселенной WH и насыщения ее новыми деталями вырисовалась очень интересная религиозная модель - культ Бога-Императора, ставшая одним из ярчайших примеров богословского моделирования. Именно о ней и пойдет речь в этой статье.
Сразу следует уточнить, что книги по WH, формирующие его фактологическую базу или бэкграунд, часто противоречивы. Их авторы кардинально перерабатывают характеры ключевых героев и даже особенности целых рас, однако в целом вынуждены следовать изначально заданной линии - орки любят драться, инквизиторы и эльдары -хитрить, космодесантники - превозмогать, простые солдаты - героически или трусливо умирать, а тираниды - пожирать все нетиранидское.
События в этом мире развиваются на протяжении двенадцати тысячелетий, однако преимущественно привязаны к гражданской войне -Ереси Гора в тридцатом тысячелетии и особенно тревожным событиям тысячелетия сорок второго.
Крупнейшее государство WH - Империум было создано трудами могущественного колдуна Императора, который сначала объединил
сильно пострадавшее от серии мировых войн население Терры-Земли, попутно ликвидировав всех несогласных, а затем развернул экспансию в Космосе, названную Великим Крестовым походом. Он сформулировал новую идеологию, согласно которой во Вселенной было всего три силы - свет, гравитация и человеческая мысль [6]. По его мнению, золотой век человечества должен был наступить не раньше того момент, когда последний камень последнего храма упадет на голову последнего жреца и всячески этот момент приближал [9].
В рассказе «Последняя церковь» Император лично пришел искушать священника последнего храма на Земле, предположительно христианского и, не преуспев в этом, уничтожил и храм, и священника [12]. Ближайший сподвижник Императора, Сигиллит Малкодор, в свою очередь, в секретном месте спрятал особую книгу, о которой отзывался так: «Было время, когда этот том управлял жизнями триллионов. Теперь он не нужен никому. Но его влияние всё еще сохраняется, запертое глубоко в нашем бессознательном» [13].
Император создал несколько разновидностей сверхлюдей - громовых воинов, кустодиев и космодесантников, однако все они были получены посредством усовершенствования людей обычных. Поэтому главным актом его творением стало создание примархов, которые имели полностью искусственное происхождение. Разумность этих существ могла объясняться как продвинутым искусственным интеллектом, заложенным в них Императором, так и вселением неких сверхъестественных сущностей в специально сформированные телесные оболочки. Вторая версия здесь кажется более вероятной -бездушными роботами примархи не были, напротив, отличаясь буйным темпераментом и гипертрофированной гордыней. Некоторые из них изначально имели откровенно демонические черты, например, Ангрон из легиона «Мироедов» (маньяк), Курц из «Ночных хозяев» (садист и психопат), Мортарион из «Смертогвардии» (любитель массовых геноцидов и экоцидов), большинство других приобрели их со временем.
Взаимоотношения Императора с его «сыновьями»-примархами изначально складывались по-разному и далеко не всегда были похожи на родственные. В итоге главный из примархов - Гор предал Императора, присягнув богам Хаоса, т. е. открытым демонам, и переманил на свою сторону половину уцелевших примархов - некоторые из них были нейтрализованы Императором еще до этих событий.
Разразившая гражданская война едва не закончилась победой Гора, но в последний момент Император вырвал у него победу, правда, ценой несовместимых с жизнью ранений. После уничтожения Гора его сторонники разбежались по всей Галактике, но сопротивления не прекратили, а Император впал в кому и потерял способность к управлению своим государством.
Мог ли Император считаться антихристом? Неизвестные родители и титул вместо имени, создание единого государства на Терре и желание распространить влияние абсолютно на всю человеческую цивилизацию, последовательное искоренение религий, минимальный гуманизм, активное использование колдовских сил свидетельствуют в пользу этой версии.
Другим выраженным намеком на сатанинскую сущность Императора является орден космодесанта «Серые рыцари», которые специализируются на демоноборчестве и ведут свое происхождение не от примархов, а напрямую от их создателя. Число 666 украшает доспехи «рыцарей», для создания которых требуются жертвоприношение десятков людей. Ритуальным убийством одной, но обязательно чистой души, «освящается» и каждый патрон их оружия - психоболтеров. Массовые человеческие жертвоприношения требуются и для поддержания жизни полумертвого Императора.
С другой стороны, большие вопросы вызывает принадлежность Императора к человечеству как таковому, по скольку четырехметровый рост и продолжительность жизни в десятки тысяч лет людям обычно не свойственны. Также он выступал с позиций воинствующего атеизма и отрицательно относился к попыткам своего обожествления, за что, в частности, поплатились «иконоборцы-словоносы» - космоде-сантный легион примарха Лоргара. Впрочем, тут нельзя исключать изощренный план, согласно которому слишком примитивные идеи «словоносов» следовало заменить идущей из низов общества альтернативной религией Бога-Императора, со временем ставшей единственно верной в Империуме. Богословские изыскания Лоргара тогда тоже пригодились - ведь именно он, обидевшись на Императора, впоследствии сформировал культ богов Хаоса.
По совокупности изложенных в литературе по WH фактов Император все-таки может считаться аналогом антихриста, вот только не успевшего выполнить свою миссию и объединить всё человечество.
Агрессии Императора смогли избежать множество отдаленных миров, в которых могла сохраниться истинная религия, вследствие чего конца света не произошло. Одной из главных интриг WH является вопрос - кем был Император? Агентом Хаоса или предавшим его демоном? И как рассматривать итоги Ереси Гора? Как тактическую победу человечества, сильно отдалившего торжество сил Хаоса, или же как стратегическую победу злых сил, которые с помощью Императора и Гора превратили жизнь людей в ад на земле?
Как бы то ни было, в наследство от Императора-антихриста людям достался не только тоталитарный Империум, но и религия, провозгласившая его богом. В книгах по WH прослеживается идея, что при столкновении с потусторонними демоническими силами даже ложная религия лучше атеизма, что не отменяет ее слабости и ущербности. Во вселенной WH описано множество историй, когда хаоситские проповедники только силой слова или колдовских чудес обращали в свою веру целые миры Империума, в то время как проповедники Имперского кредо - религии Бога-Императора такими успехами похвастаться не могли. Более того, прозелитизмом среди граждан Империума успешно занимались даже инопланетные расы, идеологически противопоставить которым тоже было нечего.
В религии Бога-Императора мало внимания уделено любви и милосердию. Люди в Империуме рассматриваются как ресурсы разной степени ценности, которые, в отличие от реликтовых механизмов, являются вполне возобновляемыми. Их спасение считается целесообразным только в случае экономической или идеологической выгоды, а иначе даже подчеркнуто благородные космодесантники простым людям помогать не будут.
Имперское кредо компенсируют свою качественную слабость количеством - миллиардами священников, колоссальными соборами и солидной силовой поддержкой. Одними молитвами даже самые искренние его адепты могут добиться немногого, поэтому их методы борьбы с врагами мало отличаются от хаоситских.
Но даже такая религия в WH имеет положительные черты, поскольку множество ее ответвлений допускает существование «добрых язычников», которые не имеют представления об истинной сущности Императора, воспринимая его воплощением Бога-Творца или некой обезличенной доброй силой. Нет в WH и героизации борющихся
против имперского кредо сектантов, которые из-за отсутствия истинной религии повсеместно оказываются то замаскированными хаоси-тами, то агентами тиранидов.
Затянувшееся правление полумертвого антихриста превратило жизнь граждан Империума в ад на земле. Конечно, не все они живут в адских условия - элита устроилась неплохо, но и она в безопасности чувствовать себя не может - в любой момент ересь, сепаратизм планетарного губернатора, вторжение ксеносов или демонов может положить конец ее условно мирной жизни.
Символом всей вселенной WH можно назвать многострадальную планету Армагеддон, обитатели которой живут на берегах рек Стикс и Дьяболус, в мегаполисах Аид, Инферно, Тартар и Ахерон. Планета пережила три нашествия - одно демоническое и два орочьих, каждое из которых приводило к многомиллиардным жертвам и экологической катастрофе. Армагеддону посчастливилось отбиться, но угроза не миновала и скоро эту планету ждут новые войны.
Радикально изменить положение дел в Империуме может лишь смерть Императора, тем более что аппаратура поддержания его жизнедеятельности - Золотой трон постепенно выходит из строя. В рамках Имперского кредо есть течения, которые верят в его «второе пришествие» и даже пытаются приблизить это событие, хотя желающих сохранить status quo гораздо больше.
Таким образом, на первый взгляд сугубо развлекательная вселенная WH предлагает интересный опыт богословского моделирования по мотивам христианской эсхатологии: искусственно отложенный конец света и хилиазм наоборот - десятитысячелетнее царство антихриста вместо тысячелетнего царства Христа. Нужно заметить, что аналогичные тенденции сейчас все чаще наблюдаются и в других фантастических сеттингах либо отдельных произведениях, что ставит на повестку дня возможность создания новой отрасли теологии -теологии вымышленных миров. Эта дисциплина могла бы изучать не только интересные примеры богословского моделирования, но и влияние религиозно ориентированной фантастики на формирование мировоззрения ее читателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллина Т. С., Сергеев С. А. Киберпанки и киберготы: рождение субкультур из духа фантастики // Управление устойчивым развитием. -2016. - № 3 (04). - С. 60-66.
2. Абдуллина Т. С. Молодежная субкультура «готов»: философско-куль-турологический анализ: дис. ... канд. филос. наук. - М., 2015. - 200 с.
3. Беляева М. Ю. Ономастика жанра фэнтези: между системой и средой // В кн.: Ономастикон с позиций саморегуляции текста / отв. ред. М. Ю. Беляева, Л. М. Цонева. - Славянск-на-Кубани, 2013. - С. 192-238.
4. Вострецов Е.Ю. Проблема религиоведческого статуса феномена «fictional-religions» // Философские проблемы религии, морали, политики и права материалы Всероссийской научно-практической конференции слушателей, курсантов и студентов / под общ. ред. Е. В. Пенионжек, С. В. Архиповой. - М. : б/и, 2016. - С. 120-129.
5. Сергеев А. А. Религии вымышленных миров: религиозность и фантастика, важность анализа религиозной составляющей в современных произведениях фантастики и фэнтези // Церковь. Богословие. История материалы IV Международной научно-богословской конференции, посвященная Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. - М. : б/и, 2016. -С. 268-274.
6. Силантьев Р. А. Инквизиция вселенского масштаба. Религии мира «Warhammer»: часть первая. - URL: http://www.bogoslov.ru/text/305725. html
7. Силантьев Р. А. Религия в мире грез. - URL: http://www.bogoslov.ru/ text/626625.html
8. Чаплюк А., Тюленев A. Огнем и мечом. Вселенная «Warhammer 40000» // Мир фантастики. - 2005. - № 3. - С. 69-73.
9. Чекмаев С. За веру! - URL: http://old.mirf.ru/Articles/art2822.htm
10. Nancy K., Diana J., Mansell R. N. A Guidebook to Religious and Spiritual Practices for People Who Work With People. Universe. - 2008. - P. 249-251.
11. MacDonaldH. Warhammer universe in the U.S // Publishers Weekly. - 2003. -Т. 250. - № 51. - С. 23.
12. McNeill G. The Last Church. - URL: http://samlib.ru/g/gades_a/last_church. shtml
13. Wraight C. The Sigillite (Audio Book) (Horus Heresy series). Published in 2013. - URL: http://emiz.biz/viewtopic.php?t=309011