Научная статья на тему 'ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'

ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
293
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКА / КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / ДЖАЗ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / НАСТРОЕНИЕ / ЭМОЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шевцова Антонина Бутовна, Бостанова Светлана Николаевна

В данной статье раскрывается понятие, особенности и роль джазовой музыки как классического искусства. Представлен анализ исследований положительного воздействия джазовой музыки на психику, сознание, поведение личности. Одной из приоритетных задач современного воспитания и образования является формирование у обучающихся в рамках учебного процесса необходимых компетенций. При создании определенных условий талант и потенциальные способности личности могут проявиться достаточно выразительно. И, напротив, при отсутствии подобных условий, если нет поощрения или одобрения, то талант может совсем не проявляться. Авторы поднимают актуальную проблему нехватки, либо отсутствия занятий по изучению джазовой культуры, джазового искусства, джазовой музыки. В статье рассматриваются особенности джаза как стиля, выступающего вектором в музыкально-эстетической ориентации молодежи. Здесь препарированы возможности джазовой музыки, которая оказывает положительное воздействие не только на когнитивные процессы и поведение, но и на общее развитие личности обучающегося. По мнению авторов, такой стиль музыки у современной молодежи развивает умение реализации творческого потенциала личности, ее музыкальных способностей, а также способствует стимулированию их познавательной активности. Отмечается роль образовательной среды в совершенствовании личности, в формировании ее духовной культуры. Данная статья обращает внимание читателя на воспитательно-эстетические возможности джазовой музыки. Поскольку эта музыка имеет глубокий смысл, который заключается в конкретном представлении о музыкальной культуре XX столетия. А приобретенные человеком знания о джазовой музыке, её понимание дают возможность личности расширить интересы, раскрыть внутренние мысли и идеи, грамотно позиционировать себя в обществе. В статье отмечена, как положительная, и «лечебная» функция джазовой музыки: она позитивно воздействует на мозговые структуры, на внутреннее состояние, даже на принятие решения, кроме того улучшает настроение, применяется для устранения тревожности. Раскрыта роль джазовой музыки, являющейся детерминантом не только в музыкально-эстетическом воспитании, но и в формировании психического здоровья личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JAZZ MUSIC AS A DETERMINANT OF AESTHETIC EDUCATION AND MENTAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY

This article reveals the concept, features and role of jazz music as a classical art. The analysis of studies of the positive impact of jazz music on the psyche, consciousness, personality behavior is presented. One of the priority tasks of modern upbringing and education is the formation of the necessary competencies among students within the framework of the educational process. When certain conditions are created, the talent and potential abilities of a person can manifest themselves quite expressively. And, on the contrary, in the absence of such conditions, if there is no encouragement or approval, then talent may not manifest at all. The authors raise the urgent problem of the lack or absence of classes for the study of jazz culture, jazz art, jazz music. The article examines the peculiarities of jazz as a style that acts as a vector in the musical and aesthetic orientation of young people. Here the possibilities of jazz music are dissected, which has a positive impact not only on cognitive processes and behavior, but also on the overall development of the student's personality. According to the authors, such a style of music among modern youth develops the ability to realize the creative potential of a person, her musical abilities, and also helps to stimulate their cognitive activity. The role of the educational environment in the improvement of personality, in the formation of its spiritual culture is noted. This article draws the reader's attention to the educational and aesthetic possibilities of jazz music. Because this music has a deep meaning, which lies in a specific idea of the musical culture of the XX century. And the knowledge acquired by a person about jazz music, its understanding, enable a person to expand his interests, reveal inner thoughts and ideas, and position himself competently in society. The article notes the positive and "therapeutic" function of jazz music: it has a positive effect on brain structures, on the internal state, even on decision-making, in addition, improves mood, is used to eliminate anxiety. The role of jazz music, which is a determinant not only in musical and aesthetic education, but also in the formation of mental health of the individual, is revealed.

Текст научной работы на тему «ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

7. Миллер В. Воспитание, насилие и покаяние. - М.: Независимая фирма «Класс» , 2010. - 296 с.

8. Погребная О.С., Францева Е.Н., Никабадзе О.С., Кольцова И.В., Хилько О.В. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды. - Ставрополь, 2020. - 110 с.

9. Тинькова Е.Л., Артеменкова Л.Ф., Водолажский Г.И., Катилевская Ю.А., Кузнецова Е.Н., Торикова Е.Ф., Хилько О.В. Обеспечение комплексной безопасности участников образовательного процесса: учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 2020. - 120 с.

10. Тинькова Е.Л., Корлякова С.Г., Катилевская Ю.А., Кузнецова Е.Н., Хилько О.В., Торикова Е.Ф. Развития психологической компетентности учителя в области сохранения и укрепления тздоровья субъектов образовательного процесса. - Ставрополь: СГПИ, 2019. - 104 с.

11. Хилько О.В. Инфантилизаци населения: истоки и последствия // Педагогическая наука и практика - региону: Мат-лы XVI региональной научно-практической конференции ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». - 2016. - С. 225-230.

12. Хилько О.В. Роль учителя в сохранении и укреплении психологического здоровья населения // Прикладная психология и спихоанализ. - 2017. - № 3. - С. 12.

13. Швецова О.В. Секспросвещение детей: социально-психологические последствия // Актуальные проблемы современной науки: IV Международная научно-практическая конференция: в трех томах. - 2015. - С. 342-345.

14. Abraham Elder. Tales and Legends of the Isle of Wight. - Simpkin, Marshall, and Company, 1839. - P. 97-100. - 204 p.

15. Erica Bastress-Dukehart. The Zimmern Chronicle: Nobility, Memory, and Self-Representation in Sixteenth-Century Germany (2004).

Психология

УДК 159.92

кандидат педагогических наук, доцент Шевцова Антонина Бутовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат психологических наук, доцент Бостанова Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие, особенности и роль джазовой музыки как классического искусства. Представлен анализ исследований положительного воздействия джазовой музыки на психику, сознание, поведение личности. Одной из приоритетных задач современного воспитания и образования является формирование у обучающихся в рамках учебного процесса необходимых компетенций. При создании определенных условий талант и потенциальные способности личности могут проявиться достаточно выразительно. И, напротив, при отсутствии подобных условий, если нет поощрения или одобрения, то талант может совсем не проявляться. Авторы поднимают актуальную проблему нехватки, либо отсутствия занятий по изучению джазовой культуры, джазового искусства, джазовой музыки. В статье рассматриваются особенности джаза как стиля, выступающего вектором в музыкально-эстетической ориентации молодежи. Здесь препарированы возможности джазовой музыки, которая оказывает положительное воздействие не только на когнитивные процессы и поведение, но и на общее развитие личности обучающегося. По мнению авторов, такой стиль музыки у современной молодежи развивает умение реализации творческого потенциала личности, ее музыкальных способностей, а также способствует стимулированию их познавательной активности. Отмечается роль образовательной среды в совершенствовании личности, в формировании ее духовной культуры. Данная статья обращает внимание читателя на воспитательно-эстетические возможности джазовой музыки. Поскольку эта музыка имеет глубокий смысл, который заключается в конкретном представлении о музыкальной культуре XX столетия. А приобретенные человеком знания о джазовой музыке, её понимание дают возможность личности расширить интересы, раскрыть внутренние мысли и идеи, грамотно позиционировать себя в обществе. В статье отмечена, как положительная, и «лечебная» функция джазовой музыки: она позитивно воздействует на мозговые структуры, на внутреннее состояние, даже на принятие решения, кроме того улучшает настроение, применяется для устранения тревожности. Раскрыта роль джазовой музыки, являющейся детерминантом не только в музыкально-эстетическом воспитании, но и в формировании психического здоровья личности.

Ключевые слова: искусство, творчество, музыка, классическая музыка, джаз, эстетическое воспитание, психология, личность, способности, настроение, эмоции.

Annotation. This article reveals the concept, features and role of jazz music as a classical art. The analysis of studies of the positive impact of jazz music on the psyche, consciousness, personality behavior is presented. One of the priority tasks of modern upbringing and education is the formation of the necessary competencies among students within the framework of the educational process. When certain conditions are created, the talent and potential abilities of a person can manifest themselves quite expressively. And, on the contrary, in the absence of such conditions, if there is no encouragement or approval, then talent may not manifest at all. The authors raise the urgent problem of the lack or absence of classes for the study of jazz culture, jazz art, jazz music. The article examines the peculiarities of jazz as a style that acts as a vector in the musical and aesthetic orientation of young people. Here the possibilities of jazz music are dissected, which has a positive impact not only on cognitive processes and behavior, but also on the overall development of the student's personality. According to the authors, such a style of music among modern youth develops the ability to realize the creative potential of a person, her musical abilities, and also helps to stimulate their cognitive activity. The role of the educational environment in the improvement of personality, in the formation of its spiritual culture is noted. This article draws the reader's attention to the educational and aesthetic possibilities of jazz music. Because this music has a deep meaning, which lies in a specific idea of the musical culture of the XX century. And the knowledge acquired by a person about jazz music, its understanding, enable a person to expand his interests, reveal inner thoughts and ideas, and position himself competently in society. The article notes the positive and "therapeutic" function of jazz music: it has a positive effect on brain structures, on the internal state, even on decision-making, in addition, improves mood, is used to eliminate anxiety. The role of jazz music, which is a determinant not only in musical and aesthetic education, but also in the formation of mental health of the individual, is revealed.

Key words: art, creativity, music, classical music, jazz, aesthetic education, psychology, personality, abilities, mood, emotions.

Введение. Музыкально-эстетическое воспитание в нашей стране представляется не как область, доступная лишь лучшим, особенным, а как компонент общего развития всего подрастающего поколения. И музыкальная культура личности, бесспорно, является показателем её развития.

На уроках музыки в общеобразовательной школе учащихся знакомят с произведениями, которые возвышают их, погружая в мир музыки, в мир Прекрасного. Большинство этих произведений являются классическими.

По мнению отечественного психолога Л.С. Выготского, «...музыка есть великое и страшное дело. Она побуждает к действию...она раскрывает путь и расчищает дорогу самым глубоко лежащим нашим силам; она действует подобно землетрясению, обнажая к жизни новые пласты...» [2, С. 321].

Способности, как потенциальные возможности развития личности, творческие влечения и желания человека очень важно направлять и корректировать. Поскольку, возникшая потребность и стремление творить непременно должны осуществиться.

Более конкретной представляется позиция отечественного композитора и педагога Д.Б. Кабалевского, подчеркивавшего «необходимость не просто музыкального, а музыкально-эстетического воспитания, гуманистического характера приобщения детей и молодежи к музыке, вовлечения их в музыкальное творчество» [4, С. 172].

Естественно, возникает потребность в изучении современной музыки различных направлений, иначе без этих знаний не будет осмысления и четкого, конкретного представления о музыкальной культуре XX века. Но, к сожалению, далеко не всегда общеобразовательная школа, нацеленная на всестороннее развитие и совершенствование личности, на объединение детей в современное культурное пространство, может в полном объеме реализовать предъявляемые ей требования, как в силу ограниченного количества предметов эстетического цикла, так и по причине существующих методологических проблем.

Изложение основного материала статьи. Вместе с тем необходимо отметить, что между содержанием классической и фольклорной музыки и духовным опытом современных детей (да и взрослых) все же возникает определенный барьер, то есть, своего рода отчуждение их от академической музыки.

В то же время на уроках эстетического цикла в общеобразовательной школе знакомство с современной профессиональной музыкой, которая создавалась, начиная со 2-й половины ХХ века, фактически не осуществляется.

Однако, важно обратить внимание на воспитательно-эстетические возможности музыки джаза - этого неповторимого, самобытного музыкального направления, зародившегося в США на рубеже Х1Х-ХХ столетий и давшего импульс к появлению целой плеяды разнообразных музыкальных жанров.

Произведения этого стиля сегодня практически не используются на уроках музыки в образовательных учреждениях.

Даже в том случае, если в программах по данному предмету предлагается знакомство только с отдельными джазовыми сочинениями, то характерные особенности, свойственные джазу как стилю, остаются без внимания и нигде не анализируются.

Кроме того, во время прослушивания джазовых образцов, внимание обучающихся не заостряется на том факте, что звучит именно джазовая музыка, а не какая-то другая. И все же, как ни странно, возникает вопрос - в чем же заключается воспитательный потенциал джазового искусства и его влияние на молодежь?

Об этом уникальном направлении XX века выдающийся российский джазмен Ю. Чугунов сказал, что «джаз - это музыка, которая затрагивает сердце, а это уже мостик к духовности!» [10, С. 25].

Необыкновенная и потрясающая джазовая культура - это всемирная культура, невзирая на истоки её происхождения, так как в джазе заключен достаточно более глубокий смысл, чем все привыкли думать. Не совсем верно полагать, что джаз является искусством стиля. Если же сказать точнее, то джаз - такой вид искусства, в котором при исполнении важно сохранить этот стиль от начала и до конца, а не выйти за его рамки.

Своей энергичной и жизнерадостной настойчивостью, своим необыкновенным напором джаз способен раздвинуть рамки образа. Он не имеет лица, но его внешняя уникальность, бесспорно, ощущается. По этой причине к джазу относится не только музыка, джаз является и образом в танце, литературе, в общении, и жизнь под его воздействием тоже становится разнообразной, интересной.

Развитие умения воспринимать эстетику джазовой музыки, бесспорно, представляет большие возможности для формирования духовной культуры личности. Более того, существует немало джазовых сочинений, которые могут быть вполне доступны и понятны как младшим школьникам, так и обучающимся вузов, они (джазовые сочинения) соответствуют уровню их психофизиологического развития.

В отечественной и зарубежной литературе отмечено позитивное влияние занятий джазовой музыкой: развиваются определенные структуры головного мозга, когнитивные функции личности, развиваются ритм, такт, чувство пространства, эстетический «вкус» [1; 3; 5; 8].

В свое время Фридрих Ницше говорил, что музыка является одним из величайших изобретений человечества. Еще в античные времена особое значение отводилось музыкальной эстетике в воспитании молодежи. Один из античных мыслителей - Платон считал, что каждый благородный человек должен играть на каком-либо музыкальном инструменте. Мы, соглашаясь с великими мыслителями, хотим добавить, что человеку необходимо владеть хотя бы элементарной музыкальной грамотой. Как отражено в исследовании А.Е. Павлова, именно музыкальная грамота является «отличным организующим средством для развития человека» [7].

Музыкальная культура, музыкальное искусство занимает важное место в музыкально-эстетической ориентации молодежи. Отечественный социолог Ковальчук И. В. в своем исследовании констатирует, что «именно музыка есть та часть культуры, которая в звучании открывает облик целой культуры, позволяющей видеть себя, свои истинные интересы, противоречия» [5].

Джаз - это эстетический опыт, которого нет в любой другой музыке. Он обладает способностью развивать в человеке умение наслаждаться и восхищаться этой музыкой, испытывать чувство изумления, в нем есть моменты неожиданности, юмор и динамика, которая заставляет человека невольно двигаться.

Джазовая музыка относится к такому искусству, где можно выразить собственные мысли, идеи, она расширяет интересы, развивает когнитивные способности, благоприятствует формированию и развитию личности в социуме.

Внутри джазовых элементов ритм находится в центре внимания, а ритмическая импульсивность свинга, которая дает остроту возникающим впечатлениям, даёт и ощущение самого джаза в исполнении импровизации. На одном из своих сольных концертов американский скрипач и дирижер Ювал Вальман как-то сказал: «Ритм - это жизнь. Жизнь - это движение. Ритм - это жизнь музыки». И действительно, в джазовой музыке ритм является её основным содержанием.

Влияние джазовой музыки на мозг человека, на его настроение, поступки, и даже на принятие решения является серьезным фактором не только в музыкально-эстетическом воспитании, но и в формировании психического здоровья. Музыкальное воспитание - это самое мощное «оружие», поскольку ритм и гармония проникает в самые сокровенные

глубины человеческой души. Посредством музыки можно регулировать свое состояние, использовать ее для лечения тревоги, а также депрессии.

Современный джаз обладает стилистической многообразностью. Многие композиторы нередко используют язык современного джаза в своих произведениях. В процессе освоения ритмических сторон джазовой музыки у обучающихся вырабатывается и совершенствуется чувство ритма.

«Ценность джазовой музыки как эстетического направления и ее эффективность при развитии эстетического восприятия заключается в том, что джаз отличается непосредственной эмоциональностью, яркой чувственностью, экспрессивностью» [6, С. 78].

В мире существует огромное количество музыкальных сочинений различных видов и жанров, в их числе обязательно присутствует музыка: классическая - серьезная; развлекательная, популярная, то есть, легкая музыка. Но единственным и неповторимым явлением - импровизацией, способной свободно выражать музыкальные мысли, является джаз. Только он дает возможность музыканту, будь то вокалист, солист-инструменталист, или участник оркестрового коллектива, самореализоваться, выразив свое осознание и понимание этого музыкального феномена, и воспитать творческое начало.

Освоение тонкостей музыкального искусства и овладение навыками джазового исполнительства создает основу для развития личности в целом, а в частности - тренирует память, внимание, волю.

Эстрадно-джазовая музыка в этом случае подходит как нельзя лучше, так как она является составной частью современной музыкальной культуры. Её широкое распространение в наши дни имеет большое идейно-воспитательное значение в процессе знакомства с ней.

Выводы. Эстрадно-джазовое музыкальное исполнительство в его лучших проявлениях на сегодняшний день является не только естественной принадлежностью быта, но и своего рода символом современного музыкального искусства, что отчетливо проявляется при рассмотрении запросов, художественно-эстетических увлечений, способностей, талантов, а также одаренности современной молодежи в сфере эстрадно-джазовой музыки [5; 8; 9].

Исходя из выше сказанного, музыка, в частности джазовая, которую мы слушаем, «кормит» наш мозг определенной энергией, влияя на его структуры, функции и работу, кроме того, она способна развивать речь ребенка в сензитивном возрастном периоде [2; 7; 11]. Сознание и самосознание, настроение и внутренние ощущения оказываются под внушительным воздействием джаза.

Таким образом, проблема исследования джазового искусства является актуальной и, несомненно, требует дальнейшего изучения.

Литература:

1. Аль-Фараби, А.Н.М. Трактаты о музыке и поэзии / А.Н.М. Аль-Фараби; пер. с арабского; отв. ред. М.С. Бурабаев. -Алма-Ата: Гылым, 1992. - 456 с.

2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский; общ.ред. Вяч. Вс. Иванова. - Москва: Искусство, 1968. - 576 с.

3. Даукеева, С. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби / С. Даукеева. - Алматы: Фонд Сорос. -Казахстан, 2002. - 352 с.

4. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца / Д.Б. Кабалевский. - Москва: Просвещение, 1984. - 192 с.

5. Ковальчук, И.В. Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.01 / Ковальчук Инна Валерьевна. - Москва, 2002. - 148 с.

6. Конен, В.Д. Рождение джаза / В.Д. Конен. - Москва: Советский композитор, 1990. - 320 с.

7. Павлов, А.Е. Коррекционно-развивающее влияние занятий музыкой на нейрокогнитивное развитие детей начальной школы: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.04 / Павлов Александр Евгеньевич. - Москва: 2008. - 137 с.

8. Рахманина, И.Н. Влияние функциональной музыки на психоэмоциональное состояние подростков / И.Н. Рахманина, Т.Ю. Овсянникова, С.Б. Тайсаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 507-513.

9. Тарадайко, Л.Г. Анализ экспериментально-теоретического периода исследования одаренности / Л.Г. Тарадайко, С.Н. Бостанова // Семья и личность: проблемы взаимодействия. - 2020. - № 18. - С. 87-93.

10. Чугунов, Ю.Н. Эволюция гармонического языка джаза / Ю.Н. Чугунов. - Москва: Муравей, 1997. - 168 с.

11. Шевцова, А.Б. Психофизиологические принципы стимулирования музыкой процесса развития речи школьников / А.Б. Шевцова // Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения: материалы 10-ой межрегиональной науч.-практ. конф. с международным участием, посвящ.125-летию Л.С. Выготского / отв.ред. И.В. Боязитова, А.А. Цахаева, Р.В. Сулейманова. - Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2021. - С. 141-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.