Научная статья на тему 'Вокальная импровизация как средство развития творческой личности'

Вокальная импровизация как средство развития творческой личности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
558
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ИМПРОВИЗАЦИЯ / ДЖАЗ / ПЕНИЕ / СКЭТ / КАРЛ ОРФ / УРОК / СПОСОБНОСТИ / CREATIVITY / IMPROVISATION / JAZZ / SINGING / SCAT / CARL ORFF / LESSON / ABILITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Журлова В.А.

Статья посвящена вопросу творческого развития личности ребенка в процессе музыкального воспитания. В ней представлена история изучения проблемы становления творческой личности, перечислены исследователи, которые в разные времена касались разработки данного вопроса. Выявлена и обоснована необходимость развития творческих способностей детей на уроках музыки. Импровизация выделена как один из лучших способов развития творческого мышления. Вокальная импровизация проанализирована на разных этапах музыкальной истории. Описаны различные примеры вокальной импровизации в истории вокального исполнительства. В качестве наиболее яркого примера рассмотрен такой способ вокальной джазовой импровизации как скэт. Так же, особое внимание уделяется анализу системы музыкального воспитания Карла Орфа, в которой делается акцент на творческой стороне образовательного процесса. В статье приведены примеры включения вокальной импровизации в образовательный процесс и рекомендации для ее позитивного воздействия на становление творческой личности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocal improvisation as a means of development creative personality

This article is devoted to the creative development of the child in the process of musical education. It presents the history of the study of problems of formation of the creative person, listed researchers who at different times dealt with the development of this issue. And revealed the necessity of development of creative abilities of children to music lessons. Improvisation is highlighted as one of the best ways to develop creative thinking. Vocal improvisation is analyzed at different stages of musical history. Various examples in the history of vocal improvisation vocal performance. The most vivid example is considered a way to vocal jazz improvisation like scat. Also, special attention is paid to the analysis of Carl Orff musical education, which focuses on the creative side of the educational process. The article gives examples of the inclusion of vocal improvisation in the educational process and the recommendations for its positive effects on the development of children's creative personality.

Текст научной работы на тему «Вокальная импровизация как средство развития творческой личности»

ЖУРЛОВА В.А. ВОКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена вопросу творческого развития личности ребенка в процессе музыкального воспитания. В ней представлена история изучения проблемы становления творческой личности, перечислены исследователи, которые в разные времена касались разработки данного вопроса. Выявлена и обоснована необходимость развития творческих способностей детей на уроках музыки. Импровизация выделена как один из лучших способов развития творческого мышления. Вокальная импровизация проанализирована на разных этапах музыкальной истории. Описаны различные примеры вокальной импровизации в истории вокального исполнительства. В качестве наиболее яркого примера рассмотрен такой способ вокальной джазовой импровизации как скэт. Так же, особое внимание уделяется анализу системы музыкального воспитания Карла Орфа, в которой делается акцент на творческой стороне образовательного процесса. В статье приведены примеры включения вокальной импровизации в образовательный процесс и рекомендации для ее позитивного воздействия на становление творческой личности детей.

Ключевые слова: творчество, импровизация, джаз, пение, скэт, Карл Орф, урок, способности.

Vocal improvisation as a means of development creative personality

This article is devoted to the creative development of the child in the process of musical education. It presents the history of the study of problems of formation of the creative person, listed researchers who at different times dealt with the development of this issue. And revealed the necessity of development of creative abilities of children to music lessons. Improvisation is highlighted as one of the best ways to develop creative thinking. Vocal improvisation is analyzed at different stages of musical history. Various examples in the history of vocal improvisation vocal performance. The most vivid example is considered a way to vocal jazz improvisation like scat. Also, special attention is paid to the analysis of Carl Orff musical education, which focuses on the creative side of the educational process. The article gives examples of the inclusion of vocal improvisation in the educational process and the recommendations for its positive effects on the development of children's creative personality.

Keywords: creativity, improvisation, jazz, singing, scat, Carl Orff, the lesson, the ability

ЖУРЛОВА В.А. ВОКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Развитие творческой личности интересовала философов, ученых, педагогов, еще с давних времен. Несомненный вклад в изучение проблемы творческого воспитания человека при помощи искусства внесли философы античности: Пифагор, Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит. Проанализировав их подходы к проблемам развития личности, мы можем сделать вывод о том, что творческая деятельность - это одна из главных сторон жизнедеятельности человека, и творчество способствует не только личному самовыражению, но и общему развитию человека и индивида.

Эти идеи развивались в эпоху Средневековья, а так же Возрождения и Просвещения. В России проблема творческого становления личности начала развиваться в середине XIX - начале XX веков. О творческой свободе, единстве духовного и эстетического речь идет в работах таких отечественных философов как П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, И.А Ильин, В.С. Соловьёв, Б.П. Вышеславцев и других.

Теоретические и методологические аспекты творческой деятельности мы можем найти в исследованиях психологов: Б.Г. Ананьева, Л.С Выготского, A.^ Леонтьева, СЛ. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, В.З. Зинченко, BA. Крутецкого, В.В. Давыдова и других. Вопросы музыкальной психологии широко разработаны в трудах Б.М. Теплова, E.H. Назайкинского, В.В. Медушевского, В.И. Петрушина, Г.С. Тарасова, Н.К. Баклановой и др.

Что касается сферы музыкального искусства, активизация познавательной и творческой деятельности, формирование музыкально-эстетической культуры рассматриваются в диссертациях ЛЗ. Шаминой, Л.С Азарцевой, Т.Г. Бортниковой, Л.Г. Дмитриевой, ЛЗ. Зотовой, И.Г. Каневской, А.Я. Карелина, Е.И. Львовой, Г.Н. Падалки, О.П. Рудницкой и др.

Исследования в педагогике и психологии последних лет показывают отсутствие устойчивого интереса к процессу обучения у детей различных возрастов. Это может происходить из-за того, что уделяется совсем мало времени творческой стороне обучения, развитию способности самостоятельного мышления у детей.

Музыкальное воспитание формирует духовные потребности детей, нравственно воспитывает и расширяет кругозор, а самое главное, способствует формированию образного, творческого мышления. Музыка требует от ребенка эмоционального отклика, волнует его, вовлекает в процесс создания собственных музыкальных образов, развивая основу любой творческой деятельности, как воображение.

Способность к творчеству ошибочно считают доступной только избранным ученикам. Любой ребенок обладает достаточно развитым воображением для того, чтобы передать иными словами услышанный от других рассказ, придумать собственную сказку или напеть свою мелодию. На уроке важно создать для ребенка такие условия, в которых он свободно, с воодушевлением будет выражать свои музыкальные мысли.

Одним из путей развития творческих способностей детей можно считать импровизацию. Она должна проходить через весь урок, сквозь всю музыкальную деятельность учеников в свободном интонировании, исполнении на инструменте и в драматизации. Важная роль импровизации как методического приема в занятиях с детьми заключается в необходимости, готовности к выражению внутреннего состояния, особой мысли, впечатления.

Импровизация является первоначальным и древнейшим видом творческой деятельности. Она присутствует в жизни каждого человека, в любой сфере, будь то искусство, спорт, политика. Музыкальная и литературная импровизация является творением в процессе исполнения. Главный признак импровизации - это совпадение момента создания и воспроизведения творческой идеи.

Обращаясь к истории музыкального искусства, мы можем видеть, что импровизация, была популярна в разное время. Ее часто использовали в вокальной народной музыке, особенно хорошо мы можем это проследить у русских исполнителей. Записи фольклорных песен показывают, что в процессе исполнении песни, одна и та же мелодия могла видоизменяться, а ее подголоски импровизировались певцами.

В средние века импровизация распространяется на вокально-культовую музыку. В монастырях, в григорианских хоралах мелизматически распевали заключительный слог в слове Alleluia, что называется юбиляцией и отличается восторженно религиозным характером. Затем принципы импровизации становились более определенными и регламентированными. Высочайшего уровня импровизация присутствует в светской музыке эпохи Возрождения. В XVII-XVIII века в сольных инструментальных концертах пианисты сочиняли на ходу финалы произведений - каденции. Эти каденции даже специально не дописывались композиторами, давая возможность исполнителю создать свою собственную концовку.

Говоря об импровизации, конечно же, нельзя не вспомнить о джазе, художественный статус которого с его появления и по сей день почти не изменился. Это импровизационная, профессиональная и интернациональная музыка. Джазовая импровизация - это очень ценное музыкальное звено между западом и востоком, позволяющая изучить глобальные художественные изменения. Вокальные джазовые импровизации являются прекрасным примером свободного, гармоничного, вдумчивого и эмоционального самовыражения. Импровизационным вокальным видом джазового искусства является скэт, который основан на гармоничном сочетании слогов, мелодии и ритме. С возникновением скэта связано много легенд, если верить одной из них, в 1924 г. молодой Луис Армстронг, записывая пластинку, уронил листок с текстом песни и чтобы не останавливать запись, допел музыкальный фрагмент первыми, пришедшими на ум, слогами. Немного позднее этот прием стал стандартным у джазовых вокалистов. Экэт в первую очередь является подражанием инструменталистам. Вокалист должен очень хорошо чувствовать звучание оркестра или ансамбля изнутри, чтобы наравне с солистом-инструменталистом (труба, саксофон) исполнять импровизационное соло. Для выразительной джазовой импровизации, безусловно, необходим особый талант, музыкальное чутье, врожденное чувство свинга, хороший вкус. Такое сочетание мы можем услышать у первой леди джаза -Эллы Фитцзжеральд. Ее первые импровизации мы слышим еще на записях конца 30-х годов. В это время она работала в биг-бэнде барабанщика Чика Уэбба, где ее окружали талантливые инструменталисты-импровизаторы, что, конечно же, не могло не повлиять на формирование джазового чувства у молодой Эллы, которая позже достигнет невероятных высот в этом искусстве. В истории джаза есть еще множество примеров превосходных вокальных импровизаторов, которые могут послужить отличной школой начинающим вокалистам. Исполнителями скэта высшего пилотажа на сегодняшний день являются артисты Бобби Мак Феррин и Дж. Ди. Уолтер, которые, несомненно, внесли особый вклад в развитие этого джазового искусства.

Переходя, непосредственно к детской музыкальной импровизации, необходимо упомянуть имя немецкого композитора и педагога Карла Орфа и его известную систему музыкального воспитания "Шульверк". Эта система является введением формы творческого музицирования. В ней на практическом музыкальном материале присутствуют основные принципы организации такого музицирования.

В своей системе Орф пытается вернуться к тем временам, когда музыка была единым целым со словом и движением. Во всех томах присутствуют песни, танцы, ритмо-мелодические упражнения, речевые декламации и инструментальные пьесы, которые синтезируются и дополняются друг другом. Пьесы и упражнения, которые записаны Орфом нельзя считать готовыми произведениями, которые предназначены для концертного исполнения. Их скорее можно считать моделями для

творческого музицирования и исследования стиля простейшей импровизации. Такая система готовит детей к дальнейшему музыкальному развитию и дает толчок творческому, образному мышлению. Эта система является приобщением всех детей - независимо от их способностей - к музыке, раскрывает творчески задатки, развивает природную музыкальность.

Пению в системе Орфа уделяется особое внимание, в большинстве пьес в "Шульверке" дети должны петь. Однако вокализация здесь неразрывна с ритмикой и танцем.

Педагогическая практика показывает, что дети с большим интересом занимаются импровизацией, в особенности вокальной. Вокальная импровизация наилучшим образом способна направить личностные качества ученика на самостоятельного поиск необходимых выразительных средств музыки. Естественно, что дети не смогут сразу воспроизводить хорошо оформленные музыкальные мысли, однако учитель общеобразовательной школы должен уметь научить детей элементарным навыкам импровизации.

Идеальный прием - это целый урок музыкальной импровизации. То есть весь урок должен не проговариваться, а пропеваться учениками и учителем, начиная с приветствия, продолжая вопросами и ответами, объяснениями учителя, повторением старого материала, изучением нового и заканчивая прощанием. Но этот вариант довольно трудоёмок и требует сильной нагрузки на голосовой аппарат педагога. Поэтому вокальную импровизацию советуют, как один из компонентов урока. Такая импровизация позволяет услышать отдельно каждого ребенка, что поможет в выявлении их способностей и дальнейшей организации учебного процесса с их учетом. Работу по вокальной импровизации лучше проводить без сопровождения, дети могут петь в удобной им тесситуре, тональности, используя близкие им интонации. Необходимо создать доброжелательную атмосферу. Нельзя ругать ребенка, а наоборот, нужно найти то, за что его похвалить. Так же необходимо объяснить другим детям, что смех над исполнителем в случае неудачной импровизации, неуместен на уроке творчества. Самые яркие и удачные импровизации педагог может повторить или даже выучить с классом. Так же можно записать исполнение детей на диктофон с последующим прослушиванием и анализом учителя.

Вокальная импровизация помогает раскрытию способностей даже самых слабых детей. Довольно часто такой способ заставляет петь и "гудошников". Участие в импровизации должны принимать все ученики класса.

Сегодня существует немалое количество новых программ, которые особое место отводят развитию творческого начала детей. Это такие авторы как Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Л.В. Школяр, И.В. Кадобнова, Л. Виноградова и другие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки / Ю.Б.Алиев. М.: Просвещение, 1978.

2. Алякринский, Б.О. О талантах и способностях: очерки о самовоспитании / Б.О.Алякринский. М., 1975.

3. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А.Амонашвили. Минск: Университет, 1990.

4. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В.Асафьев. М., Л.: Музыка, 1965.

5. Вишнякова Н.Ф. Творчество школьников в музыкальной деятельности // Сов. педагог. 1985.

6. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. М.: Искусство, 1965.

7. Корнев П. К. Статья «О вокальной импровизации в джазе: становление скэта».

8. Левин В.А. Воспитание творчества. - М.: Знание, 1977.

9. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки М., 1980.

10. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М., 1988.

11. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: Избранные труды. Т 1. - М., 1985.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Журлова Валерия Александровна - студентка факультета музыкального искусства, кафедры музыкального образования МГИК (магистратура, группа 07 161 о). Научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент В.С. Корина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.