Научная статья на тему 'ДЮ МЕН СУ: ВЗГЛЯД С ОСТРОВА'

ДЮ МЕН СУ: ВЗГЛЯД С ОСТРОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЮ МЕН СУ / НИВХИ / КУЛЬТУРЫ ВОСТОКА / АКВАРЕЛЬ / ФОТОГРАФИКА / DYU MEN SU / NIVKHI / ORIENTAL CULTURES / WATERCOLOR / PHOTOGRAPHY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малькова Ирина Геннадьевна

Статья посвящена творчеству сахалинского художника Дю Мен Су, живописца и графика. В его произведениях отражены любовь к родным местам, ощущение аутентичного пространства, связь с которым длится на протяжении всей жизни. Исследуется творческий метод художника, обладающего островным видением в восприятии окружающего мира, определяются мотивы художественных циклов и отдельных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYU MEN SU: A VIEW FROM THE ISLAND

The article is devoted to the work of the Sakhalin artist Dyu Men Su, a painter and graphic artist. His works reflect the love for native places, a sense of authentic space connection with which lasts a lifetime. The author explores the creative method of an artist who has an island vision in the perception of the surrounding world, determines the motives of artistic cycles and individual works.

Текст научной работы на тему «ДЮ МЕН СУ: ВЗГЛЯД С ОСТРОВА»

УДК 76.03/.09 И. Г. Малькова

Сахалинский областной художественный музей Южно-Сахалинск, Россия

ДЮ МЕН СУ:

ВЗГЛЯД С ОСТРОВА

Статья посвящена творчеству сахалинского художника Дю Мен Су, живописца и графика. В его произведениях отражены любовь к родным местам, ощущение аутентичного пространства, связь с которым длится на протяжении всей жизни. Исследуется творческий метод художника, обладающего островным видением в восприятии окружающего мира, определяются мотивы художественных циклов и отдельных произведений.

Ключевые слова: Дю Мен Су; нивхи; культуры Востока; акварель; фотографика.

Дю Мен Су. Восточные ворота. 1995-1998. Картон, масло. 100x80

Сахалинский областной

художественный музей

Сахалинский художник, заслуженный художник Российской Федерации Дю Мен Су родился и вырос на Сахалине. Художественное образование и свой творческий путь он решил начать в сибирском городе Иркутске, продолжил в Кемерово, но вернулся на остров и стал одним из самых активных и энергичных членов сахалинского художественного сообщества.

На самом деле у художника в жизни состоялось два возвращения. Первое -из Сибири на Сахалин, которое сделало его истинно сахалинским автором. Второе - ментальное возвращение на родину предков, в Корею, которую смог увидеть только в зрелом возрасте. Творческие высказывания Дю позволяют отнести художника к поколению «восьмидесятников» в сахалинском искусстве. Это было десяти-

летие становления художника, когда чётко определились его художнические приоритеты, которые он развивал в дальнейшем, и творческие вызовы, на которые он давал ответ всей своей созидательной энергией.

Тогда Дю Мен Су совершает переход от патетического восторга освоения человеком (его лирическим героем) природной стихии (графические серии «Мой край», 1985; «По Амуру», 1988) к внимательному созерцанию и проникновению в неё в ряде работ, посвящённых северу Сахалина, жизни аборигенов, не объединённых в серию, среди которых «Марь» (1990).

Если ранние работы художника из серии «Старые города Сибири» конца 1970-х насыщены одновременно романтикой сложных переплетений городской жизни и ощущением тесноты творческого и идейного пространства, за рамки которого не удавалось

выйти, то более поздние, где мир природы Сахалина и Курильских островов предоставил ему свободу творческого пространства и вдохновения в избытке, наполнены энергией этой свободы.

По мнению искусствоведа Н.А. Бржезов-ской, исследовавшей творчество Дю Мен Су на протяжении более чем 20 лет, «островной образ жизни, диктующий свои законы восприятия, в новой художественной ситуации делает Дю особенно близким к природе, в которой он, подобно дальневосточным художникам-классикам, ищет естественные закономерности развития бытия» [1, с. 246].

Но события середины 1990-х - землетрясение на Сахалине и Курилах - возвращают художника в мир людей. Уже в серии «Катаклизмы» (1995-1997), передающей впечатления автора от пережитой человеческой трагедии, он демонстрирует поиски своего нового языка для передачи образов. В нём

графика пересекающихся линий, направлений, граней форм напоминает витражи («Сахалинские сопки», 1997), отсылая нас к работам Р. Бисьера и Ж. Вийона, а соединение тонких прозрачных тональных переходов переходит в плоскость локальных контрастных цветов («Рыбацкий посёлок», 1995), что создает структуру художественного изображения, делает ее лёгкой и подвижной, живой стихией.

В конце 1990-х Дю Мен Су впервые побывал на исторической родине - в Республике Корея, и она стала новой темой в творчестве художника. От графических техник, которые он освоил в совершенстве, Дю приходит к живописи, используя её изобразительные средства для масштабных изображений. Они содержат в себе осмысленное отношение автора к драматической судьбе Кореи и её народа, пережившего колониальный период и пытающегося под натиском совре-

Дю Мен Су. Курс на остров. Из серии

«Мой край». 1985. Бумага, цветная литография. 61,8x74 (лист), 51x64

(изображение)

Сахалинский

областной

художественный музей

Дю Мен Су. Рассвет на реке. Из серии «По Амуру». 1988.

Бумага, темпера. 51,6x62

Сахалинский областной

художественный музей

менных нравов сохранить традиции древней культуры. Поэтому в каждом полотне, посвящённом Корее, мы видим изображение памятников традиционной культуры, женщину в национальном костюме, характерные предметы быта корейского народа («Восточные ворота», 1995-98).

В период 1995-2008 годов Дю написал целый ряд работ, посвященных Корее. Наиболее близкими по духу его предшественниками на ниве художественного отражения культуры Востока стали А. Матисс, П. Кузнецов, писавший в самый яркий период своего творчества картины, жанр которых, по мнению Д. Сарабьянова, можно назвать символически-сказочным, вымышленно-поэтическим [4, с. 13]. Но, в отличие от великих мастеров прошлого, Дю Мен Су постепенно, с годами, становится не просто созерцателем, он ощущает сопричастность к судьбе исторической родины.

В 2018 году он создаёт картину «Боль» - многофигурную композицию, повествующую о корейских женщинах, жертвах колониального режима во время Второй мировой войны. Художник помещает на передний план женщин трёх возрастов, каждая из которых стала жертвой в этой вой-

не, отнявшей у них сыновей, силы, подавившей и унизившей физически и морально.

Обращение к древней дальневосточной культуре, к которой принадлежит Корея, привело автора к освоению туши как одной из популярных в дальневосточном искусстве техник живописи. Действительно, картины, созданные тушью великими мастерами Китая, Кореи, Японии, традиционно называют живописью. Искусство мастеров туши средневекового Китая и Кореи Ши Ге, Лян Кая, Ли Син Хыма, Ким Мён Гука, Сон Са Чжона несомненно вдохновили Дю Мен Су. Приёмы живописи чёрной тушью в странах Дальнего Востока отрабатывались тысячелетиями во взаимодействии с иероглифической письменностью и распространением каллиграфии. Целью живописи уже тогда было «выражение неповторимых мыслей и чувств каждого художника» [3, с. 78].

В руках Дю Мен Су кисть и тушь обретают ту самую лёгкость и непосредственность, которая свойственна настоящим мастерам. Но его работы, выполненные тушью, 19982000 годов, - это не классические, традиционные для искусства Дальнего Востока жанры пейзажа, «цветов и птиц», а лирические женские образы в жанре ню, свободные, лапидарные, изящные в исполнении. В целом ряде работ линии форм женского тела художник сравнивает с формами цветов, листьев, камней и облаков, подчёркивая единство красоты природы. В более поздних портретных изображениях тушью 2005 года он пользуется не только линией, но и чёрным пятном и размывами туши. В работах тушью, как ни в каких других используемых Дю техниках, ощущается бурный темперамент художника, способный сотворить масштабное по размеру изображение почти мгновенно, спонтанно.

Именно портретные работы тушью приводят художника к портретному жанру в акварели. К 2018 году он создаёт две серии портретов. Одна из них - «Возвращение» -посвящена старикам-корейцам, уезжавшим на историческую родину и оставлявшим на Сахалине детей, внуков. Дю Мен Су вгля-

дывается в их морщинистые лица, пытаясь каждым движением кисти выразить и показать всё ими пережитое («Бабушка», 2007). Вторая серия - это портреты представителей коренных народов Сахалина, созданные в фотографике. Поездки на север Сахалина дали Дю Мен Су множество впечатлений о нетронутой своеобразной природе, но в последние годы образ севера Сахалина связан у художника с его жителями. Его привлекают нивхи - их человеческие типажи, образ жизни, который все ещё довольно тесно связан с природой.

В последние годы художник активно ездит по России. Его творческое внимание

привлекла Адыгея, горы Кавказа, так непохожие на знакомую ему дальневосточную природу. Художник пишет серию работ, по-свящённых горным пейзажам, и показывает их в Северокавказском филиале Государственного музея искусств народов Востока в столице Адыгеи Майкопе и в Сахалинском областном художественном музее. В работах серии «Адыгея», 2016-2018 гг., пространство картин становится глубоким и объёмным за счёт сочетания ярких тёплых и холодных тонов. Оно будто овеяно ветром с высоты Кавказских гор, дышит свежестью.

Художник прошёл большой путь, пробуя себя во всевозможных графических техни-

Дю Мен Су. Марь. 1990. Бумага, акварель. 65x75

Сахалинский областной

художественный музей

Дю Мен Су. Лист 3.

Из серии «Нью-Йорк. Центральный парк». 2001. Бумага, темпера. 63x49

Сахалинский областной художественный музей

Дю Мен Су. Лист 19. Из серии «В краю Миф нивхов». 2018.

Бумага, печать (фотографика). 80x57

Собственность автора

ках и живописи, а также в фотографике, особые приёмы которой он развивает с помощью компьютерных программ. Источником его вдохновения всю творческую жизнь остаётся его родина - Сахалин. Художник обращается в своем творчестве к темам природы и коренных жителей Сахалина; заметна среди его работ и «чеховская тема», тема личности, путь которой - художественное освоение неизведанного, поиск новых образов.

Литература

1. Бржезовская, Н.А. Творчество дальневосточных художников в собрании СОХМ. - Калининград : Аксиос, 2013. - 478 с.

2. Бржезовская, Н.А. Дю Мен Су : каталог выставки «Возвращение». - Южно-Сахалинск : Эй-кон, 2013. - 100 с.

3. Купер Р., Купер Дж. Шедевры искусства Китая. - Минск : Белфаксиздатгрупп, 1997. - 128 с,, ил.

4. Сарабьянов, Д.В. Павел Кузнецов // Будкова, Л.А. Павел Кузнецов. - Москва : Советский художник, 1975. - С. 7-41. - (Мастера нашего века).

5. Матисс // Artefact: гид по музеям России с технологией дополненной реальности. - URL: https:// ar.cultiire.ru/ru/snbject/marokkanskiy-triptih (дата обращения 03.11.2020).

Об авторе

Малькова Ирина Геннадьевна - заместитель директора по научной работе Сахалинского областного художественного музея

E-mail: [email protected]

DYU MEN SU: A VIEW FROM THE ISLAND

Malkova Irina Gennadievna Deputy Director for science at the Sakhalin Art Museum

Abstract: The article is devoted to the work of the Sakhalin artist Dyu Men Su, a painter and graphic artist. His works reflect the love for native places, a sense of authentic space connection with which lasts a lifetime. The author explores the creative method of an artist who has an island vision in the perception of the surrounding world, determines the motives of artistic cycles and individual works.

Keywords: Dyu Men Su; Nivkhi; Oriental cultures; watercolor; photography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.