Научная статья на тему 'Графика Гиви Манткавы (1930-2003)'

Графика Гиви Манткавы (1930-2003) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИВИ МАНТКАВА / ИСКУССТВО САХАЛИНА / ГРАФИКА / GIVI MANDAVA / THE ART OF SAKHALIN / GRAPHICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малькова И. Г.

Статья посвящена графическому искусству в творчестве заслуженного художника Российской Федерации Гиви Манткавы, одного из самых самобытных авторов Дальнего Востока. Выставка в Сахалинском областном художественном музее, приуроченная к 90-летию со дня его рождения, демонстрирует широкий диапазон техник и авторских приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Графика Гиви Манткавы (1930-2003)»

УДК 76.03/.09 И. Г. Малькова

Сахалинский областной художественный музей Южно-Сахалинск, Россия

ГРАФИКА

ГИВИ МАНТКАВЫ

(1930-2003)

Статья посвящена графическому искусству в творчестве заслуженного художника Российской Федерации Гиви Манткавы, одного из самых самобытных авторов Дальнего Востока. Выставка в Сахалинском областном художественном музее, приуроченная к 90-летию со дня его рождения, демонстрирует широкий диапазон техник и авторских приемов. Ключевые слова: Гиви Манткава; искусство Сахалина; графика.

Г. М. Манткава. Пирс в Най-Нае. Фрагмент. Из серии «Сахалин». 1960-е.

Бумага, акварель. 51x72,8

Сахалинский областной художественный музей (далее - СОХМ)

Выпускник Тбилисской государственной академии художеств (театрально-декорационного отделения), Гиви Манткава приехал на Сахалин в 1956 году. В то время в Сахалинскую область требовались не только специалисты промышленности и сельского хозяйства, но и люди творческих профессий, чтобы наладить на островах собственную полноценную культурную жизнь, тем самым сгладить оторванность острова от большой страны.

Бурно развивалась новая столица - Южно-Сахалинск, открылись новый театр, музей, книжное издательство, редакции газет. Сюда со всех концов страны приезжала молодёжь - выпускники вузов, желающие попробовать свои силы, применить знания на далёком и удивительном острове: «Творческое освоение Сахалина, ставшее после Второй мировой войны на Дальнем Востоке важнейшей частью культурно-политической стратегии государства, в начале пути представляло собой активное,

целенаправленное накопление профессионального потенциала» [1].

А на острове было чему удивиться: прекрасная, экзотическая для России природа, горы и море, материальные остатки уникальной японской культуры. И этот другой мир необходимо было освоить, обжить, сделать своим, родным. Важным фактором было общение в среде молодых первооткрывателей: журналистов, актёров, поэтов, художников.

Гиви Манткава, сформировавшийся в совершенно другой культуре (детство и студенчество художника прошли в Тбилиси), стал частью этого разнообразного творческого сообщества, просуществовавшего на острове совсем немного лет и сохранившегося отчасти до нашего времени.

Сахалинская природа поразила Мант-каву. Ближе всего ему как грузину, конечно, были горы (рис. 2). И он рисовал их много и часто, тем более что горы были частью городского ландшафта и в Южно-Сахалинске, и в Невельске, и в Холмске, и в Корсакове. Море в работах встречает-

ся реже. У него оно скорее поверхность, на которой происходит человеческая деятельность. Присутствие в его работах человека есть почти всегда. Это началось как раз тогда, когда на Сахалине он попал в круг очень интересных людей. Каждый из них обладал не только индивидуальностью, но и талантами. Недаром, уехав с Сахалина в Москву, Ленинград, они не потерялись там. А некоторые стали известными людьми, прославились. Например, писатель Отто Лацис, работавший после окончания МГУ в 1956-1960 гг. в газете «Советский Сахалин». Александр Алшутов (Бейлин) после известных событий 1968 года в Москве выбрал для себя путь отшельника. Алина Чадаева, писатель и исследователь культур коренных народов Севера, работала в газете сахалинского города Чехов. Владислав Дворжецкий служил в армии на фельдшерском складе в Южно-Сахалинске и, по одной из городских легенд, играл в местном театре, а потом стал известным на всю страну актёром.

Театральный художник по специальности, на острове Манткава пробовал себя не только как создатель декораций к спектаклям Областного драматического театра им. А. П. Чехова. Он работал художником в самой популярной областной газете «Молодая гвардия», создавал городские мозаики, украсившие дома и автобусные остановки, сотрудничал с Сахалинским книжным издательством, выполнял заказы в производственно-художественных мастерских Южно-Сахалинска.

Такая разнообразная профессионально-художественная деятельность раскрыла в Манткаве универсального творца-художника, который был одинаково силён и в оригинальной, и печатной графике, и в живописи.

Выставка графики Гиви Манткавы, по-свящённая его 90-летию, показывает тот период жизни, в который он создавал графические произведения, отразившие его талант прекрасного рисовальщика и гравёра.

Графикой Г. Манткава увлекся в конце 1950-х - начале 1960-х годов: «Она служит

ему средством свободного самовыражения и ... средством общения. Художник работает в редакции газеты "Молодая гвардия'', рисует газетные иллюстрации и портреты штатных работников, находит новых друзей и почитателей своего неподражаемого таланта» [1].

Для создания графических произведений Гиви Манткава использует различные техники: печатную - линогравюру, сделанную, несомненно, под влиянием работы в газете; оригинальную - карандаш, сангину, тушь, акварель, пастель. Смешивает их,

Рис. 1.

Г. М. Манткава. Невельск. 1960-е. Бумага, акварель. 40,5x58

СОХМ

Рис. 2.

Г. М. Манткава. Сахалинский пейзаж. 1970-е. Бумага, акварель. 29,2x28,3 СОХМ

Рис. 3.

Г. М. Манткава.

Волна.

Из серии

«Сахалин». 1969.

Бумага, акварель.

60x80

СОХМ

Рис. 4.

Г. М. Манткава. Уголок мастерской. Из серии «Мастерская художника». 1971. Бумага, акварель. 61x86 СОХМ

экспериментирует. Ему подвластны все традиционные средства изображения. Он активно ищет свой стиль и учится у великих мастеров, находя в их творческом наследии наиболее выразительные, на его взгляд, средства художественного изображения окружающего мира.

Невольное сходство положения грузина, приехавшего на остров, с жизнью французского художника Поля Гогена выразилось в интересе Манткавы к жизни сахалинских аборигенов - нивхов и продлилось на всю его творческую жизнь, воплотившись, в том числе, в портретной графике.

С упорством исследователя он пишет различные человеческие типажи и эмоции, выражения которых непосредственны и естественны, благодаря во многом сохранившемуся тогда укладу жизни.

В то же время Манткаву интересуют окружающие его люди, живущие в Южно-Сахалинске, где он обосновался. Никогда раньше он, выходец из практически мононациональной союзной республики, не видел такого многообразия национальных и человеческих типов. Портреты, созданные Манткавой, показывают нам то сообщество молодых, очень интересных, привлекательных людей, в которое он попал и которое удержало его на острове. Смелые, динамичные акварельные портреты, изысканные сложные пастельные изображения дают нам, сегодняшним, представление о людях 1960-х годов, кажущихся теперь жителями другой эпохи: «В 60-е годы Гиви Манткава писал портреты своих сахалинских друзей - интеллектуалов (физиков и лириков), моряков, рыбаков, пограничников. Он увидел их сильными, но не "крутыми", "правильными", но не занудными, добрыми, но волевыми: небывалое разнообразие индивидуальностей. Из времен, которые принято нынче считать серыми и убогими, художник донес до нас галерею человеческих типов, воплощавших истинную свободу, душевную широту и красоту» [3].

В конце 1960-х после многих драматических событий, расставаний с друзьями Манткава окончательно выбирает путь профессионального художника. В 1968 году он становится кандидатом в члены Союза художников СССР. В это время он пишет автопортреты. Манткава и раньше был внимателен к себе, о чем свидетельствуют его автопортретные рисунки и живописные автопортреты, в которых присутствует самоирония, зарисовки собственной творческой мастерской (рис. 4). Но автопортреты конца 1960-х - 1970-х обладают серьезностью подхода автора к отражению своей личности, являются свидетельствами творческих поисков и самоопределения.

Но успех профессионального художника в Советской стране не мог заключаться в художественных исследованиях уютного мира друзей и личных интересов. Советское искусство отражало жизнь социалистическо-

го общества, самой яркой гранью которого должен был быть созидательный труд.

Такой переход к новым сюжетам не сразу удался Манткаве. Его графическая серия акварелей «Сахалин», над которой художник работал несколько лет (1969-1971 годы), раскрывает всё ещё художника - увлечённого созерцателя экзотической природы острова, где человек и его деятельность являются не самой главной составляющей (рис. 3, на развороте).

Графическая серия «Сахалин» создавалась автором для серьезной выставки: часть работ была представлена на III зональной выставке «Советский Дальний Восток» в Улан-Удэ в 1969 году (экспонировалось 14 работ). Участие в ней открывало путь в Союз художников, но для Манткавы потребовалось ещё два года, чтобы его признали «настоящим» советским художником. Между тем на Сахалине его знали, любили, ценили не только друзья, но и многочисленные поклонники его творчества.

Однако начало этой теме было положено раньше: «В 1965 году в журнале "Смена" вышла статья писателя Владимира Канторовича, посвященная сахалинскому грузину: "Гиви Манткава создал серию рисунков

„Сахалин в прошлом и настоящем", сделал грузинские зарисовки. Рисунки его интересны, живописны, исполнены глубокого смысла, очарования. Пишет он большей частью черным по белому, пером или тушью, и все-таки его „Охотское море"пред-ставляется нам сверкающим, озаренным ярким солнцем. Манткава вообще оптимист: вот вывернулся из тоннеля и катит по „Чертову мосту" жизнерадостный и по-своему величавый поезд. И в самом деле, величественное это зрелище - железная дорога в горах, да и вообще кра-

Рис. 5.

Г. М. Манткава.

Автопортрет.

1980-е.

Бумага, сангина.

29,7x42

СОХМ

Рис. 6.

Г. М. Манткава. Двое. 1962. Бумага, тушь. 41,8x29,5

СОХМ

Рис. 7.

Г. М. Манткава. Портрет женщины. 1972. Картон, пастель. 100x66

СОХМ

сив современный Сахалин, преображенный трудом человека. А когда мысль художника обращается к мрачному прошлому острова, к каторжному Сахалину, про который говорили: „Кругом - море, в середине - горе", - Манткава рисует обобщенную, символическую фигуру одинокого, отчаявшегося „Бродяги" и в этом рисунке фигура мастерски завершает пространственную композицию''» [2].

Не менее значительным массивом работ конца 1960-х - начала 1970-х годов являются знаменитые пастели Г. Манткавы (рис.7). В них Манткава использует синтез графических и живописных методов, что дает блестящий результат.

В 1970-е годы и далее Гиви Манткава творит как живописец. И только графический автопортрет сангиной уже зрелого, известного художника, созданный в 1980-е годы, напоминает нам об универсальном и уникальном таланте мастера, ощущавшего себя сыном своего народа (рис. 5).

Работы Г. М. Манткавы находятся в собраниях Красноярского музея им. В. И. Сурикова, Музея Тбилисской академии художеств, Приморской государственной картинной галереи (Владивосток), Дальневосточного художественного музея (Хабаровск), Сахалинского областного краеведческого музея; в частных коллекциях России и зарубежья.

Коллекция работ Гиви Манткавы в фондах Сахалинского областного художественного музея является одной из самых значительных по полноте и содержанию. В нее входят пастели конца 1960-х - начала 1970-х годов, этюды к знаменитой композиции «Нивхские лучники», акварельная серия «Сахалин», композиционные рисунки, варианты эскизов, материал в технике работы фломастером, который по своим «графико-коло-ристическим достоинствам в портретных, пейзажных и интерьерных композициях приближен к живописному качеству» [1].

Литература

1. Гиви Манткава. Живопись. Графика : каталог музейной коллекции. - Южно-Сахалинск, 2005. -200 с., ил.

2. Цит. по: Глебова, Е. Я буду жить // Словесни-

ца искусств. - № 2(34). - 2014. - URL: https://www. slovoart.ru/node/1799 (дата обращения 4.05.2020).

3. Ким Сан Сун. Он подарил нам себя // Московский журнал. - URL: http://mosjour.ru/2017061887/ (дата обращения: 4.05.2020).

Об авторе

Малькова Ирина Геннадьевна - заместитель директора по научной работе Сахалинского областного художественного музея

E-mail: sakhartmuseum1983@mail.ru

GIVI MANTKAVA'S GRAPHICS

Malkova Irina Gennadievna Deputy Director for scientific work of the Sakhalin Art Museum

Abstract: The paper is devoted to the graphic art in the work of the honored artist of the Russian Federation Givi Mantkava, one of the most original authors of the Far East. The exhibition at the Sakhalin Regional Art Museum, dedicated to his 90th anniversary, demonstrates a wide range of author's techniques.

Keywords: Givi Mandava; the art of Sakhalin; graphics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.