Научная статья на тему 'Дьяковские чтения 2014 кафедры истории древнего мира и средних веков им. Профессора В. Ф. Семенова, исторического факультета МПГУ (6 декабря 2014 г. )'

Дьяковские чтения 2014 кафедры истории древнего мира и средних веков им. Профессора В. Ф. Семенова, исторического факультета МПГУ (6 декабря 2014 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дьяковские чтения 2014 кафедры истории древнего мира и средних веков им. Профессора В. Ф. Семенова, исторического факультета МПГУ (6 декабря 2014 г. )»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ДЬЯКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2014 г. Кафедры истории древнего мира и средних веков им. профессора В. Ф. Семенова исторического факультета МПГУ (6 декабря 2014 г.)

6 декабря 2014 года на кафедре истории древнего мира и средних веков имени профессора В. Ф. Семенова исторического факультета МПГУ прошла Всероссийская научная конференция «Дьяковские чтения», проходящая уже традиционно каждые два года и посвященная памяти выдающегося отечественного ученого-антиковеда В. Н. Дьякова (1882-1958), заведующего кафедрой истории древнего мира и средних веков нашего вуза с 1938 по 1945 гг.

На конференцию специалистами по истории и археологии древнего мира и раннего средневековья из МПГУ, Института Всеобщей истории РАН, Государственного Исторического музея, 18 научных и учебных центров 6 регионов России, а также специалистами из Института физики Земли им. О. Ю. Шмидта было заявлено 37 докладов.

Работа Дьяковских чтений была распределена на одно пленарное заседание и пять секций: истории Древнего Востока, истории Древней Греции, истории Древнего Рима, истории и археологии Причерноморья, истории поздней Античности — раннего Средневековья.

Со вступительным словом выступила к.и.н., доцент кафедры Ю. В. Куликова, отметив, что регулярное проведение Дьяковских чтений становится доброй традицией, очень важной для плодотворного сотрудничества историков.

Конференцию открыл и.о. заведующего кафедрой истории древнего мира и средних веков имени профессора В. Ф. Семенова, д.и.н., профессор Н. И. Винокуров с докладом о научной деятельности В. Н. Дьякова, отметив его особый интерес к истории Причерноморья, в частности, к вопросу римской экспансии в этот регион. Сейчас по результатам активных археологических раскопок в Крыму подтвердились многие высказывания В. Н. Дьякова, например, о римской оккупации полуострова и о существовании здесь своеобразного лимеса. Таким образом, можно говорить о том, что В. Н. Дьяков был провидцем в науке.

На пленарном заседании было заслушано 3 доклада (председатели: Н. И. Винокуров, Ю. В. Ку -ликова). Все доклады сопровождались показом презентаций с иллюстративным и пояснительным материалом.

Винокуров Н.И. (МПГУ) выступил с докладом о результатах археологических раскопок Артезианской Археологической экспедиции (ААЭ) в 2013-2014 гг., отметив большое значение для отечественного антиковедения изучения ранней цитадели городища Артезиан, погибшей в ходе бо-споро-римской войны 44/45-49 гг. Благодаря широкомасштабным работам ААЭ удалось не только полностью исследовать 10 помещений цитадели с гомогенным слоем пожара 46/47 г., но практически завершить изучение переотложенного пожара в траншеях выборок крепостных стен. Культурные напластования, связанные с гибелью крепости, насыщены массовым и коллекционным материалом, среди которого выделялись тысячи боспорских медных монет, десять золотых боспорских статеров чеканки царей Аспурга и Митридата III, десятки серебряных римских сестерциев и кистофоров; сотни обломков терракотовых статуэток, золотые и серебряные ювелирные украшения, бытовые изделия из цветных и черного металлов, остатки разнообразного вооружения и доспехов. Необычно

© 2015

святилище хтонических богов с каменным алтарем и ямами для жертвоприношений, раскопанное в пространстве между восточной крепостной стеной ранней цитадели и оборонительным рвом. На основании находки уникального золотого статера Митридата III 46/47 г. было выдвинуто предположение о существовании передвижного монетного двора и пересмотрены устоявшиеся в науке представления о начальном периоде боспоро-римской войны. Открытие посвятительной надписи на серебряном канфаре, бронзового халкидско-аттического шлема и двухдырчатых костяных псалий IV в. до н. э., сгоревших вместе с другими вещами во время штурма цитадели в 46|47 г., возможно, свидетельствует о наличии в крепости героона, посвященного местным правителям или героям. В заключение Н. И. Винокуров отметил важность продолжения археологических работ в Артезиане.

Никонов А.А. (Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта, д.и.н., профессор) выступил с докладом «Об актуальности использования археосейсмического подхода при изучении памятников античного времени. Некоторые методологические соображения и предложения». Ученый- физик, участник многих археологических раскопок, представил историкам результаты своих многолетних исследований. А. А. Никонов продемонстрировал, как можно определять сейсмическое воздействие на памятниках древности. Для наглядных примеров были выбраны следующие категории: кладка стен городов и крепостей, скелеты и предметы погребений, керамика. А. А. Никонов отметил, что слои разрушения, которые при проведении раскопок археологами обычно рассматриваются как малоинформативные, на самом деле представляют неоценимый (и недооцененный) источник сведений обо всех сторонах жизни города и округи. Без специального и разностороннего внимания к слоям разрушения, без тщательной их и сопряженных с ними (свалок, заполнений полостей) фиксации невозможно адекватно восстановить историю, причины и масштабы периодов упадка (запустения) и возрождения, а также роль в истории не только хозяйственной и культурной жизни полиса, но подчас и развития самой цивилизации. А. А. Никонов: «Систематическое взаимодействие специалистов историков и археологов со специалистами естественных дисциплин необходимо, как при текущих полевых исследованиях, так и в камеральных условиях, при ретроспективном анализе (и синтезе) опубликованных сведений».

Можайский А.Ю. (к.и.н., доцент МШУ) выступил с докладом «Археологическое изучение микенского дворца в Фивах». Докладчик, который лично участвовал в археологических работах в Фивах, заметил, что Фивы — уникальный малоизученный объект микенской эпохи, археологические исследования в котором практически полностью ведутся именно греческими археологами, однако работы осложняются тем, что сегодня там располагаются современные постройки. Раскопки, предпринятые Антониусом Керамопулосом, вскрыли рядом с центром Кадмеи (на улице Пиндара, за современным рынком) остатки большого микенского здания, предположительно «дворца Кадма». Его строение не похоже на знаменитые микенские мегароны, а многочисленные находки включали фрагменты большой фрески, изображающей процессию женщин, огромное количество керамики, включая знаменитые стремянные кувшины с надписями линейного письма Б, украшения из золота и агата, а также 42 уникальные восточные цилиндрические печати регионов Древнего Востока: довавилонские, вавилонские, касситско-вавилонские, митаннийские, хеттские и кипрские. Никогда еще не находили одновременно такую большую группу сразу, даже на Востоке. Важность изучения Кадмеи (Фив) является безусловной для исторической науки.

На пленарном заседании в торжественной обстановке было вручено официальное свидетельство, выданное Российской Академией Наук, Международным Астрономическим Союзом и Институтом прикладной астрономии РАН о том, что малая планета под №296819 получила имя «ARTESIAN» в честь Артезианской Археологической экспедиции.

Заседание секции «История Древнего Востока» (председатель З. В. Сердитых) было представлено тремя докладами.

Сердитых З.В. (МШ У) выступила с докладом «Ашока — воин Будды? К вопросу о религиозной политике Ашоки», отметив в своих выводах, что Ашока проводил реформы, направленные как на улучшение положения народа, так и на укрепление централизации государства. Также он принимал эдикты, целью которых было очищение сангхи от нарушителей устава, рекомендовал монахам углублённо изучать строго определённые проповеди, произнесённые Благословенным

Буддой, особенно относительно лжи. Кроме того, Государство, создаваемое Ашокой, должно было быть высшим авторитетом для церкви во всех вопросах (теория эрастианизма).

Никонов А.А. (Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта) в докладе «Феномен «гибель Содома и Гоморры» в свете современных наук», сопоставив данные палеосейсмологов, наблюдающих за сейсмическим режимом рифта в районе Мёртвого моря, и фрагменты сообщений античных авторов о судьбе городов Содом и Гоморра, пришёл к выводу о том, что ветхозаветная традиция описывает в мифологических образах вполне реальную картину последствия крупного землетрясения, произошедшего в регионе во 2-й половине II тысячелетия до н.э.

Толлю Е.О. (МГПУ) в докладе «Социально-политический аспект изменений в строительстве и росписи гробниц в Древнем Египте в период Нового царства», рассматривая изменения в царском погребальном обряде в эпоху Нового царства, установила, что перемещение царских захоронений в Долину Царей и изменение погребального обряда вызваны прежде всего необходимостью предотвратить ограбления царских гробниц.

На секции «Истории Древней Греции» (председатели: И. Е. Суриков, А. Ю. Можайский) было представлено 7 докладов.

Суриков И.Е. (Институт Всеобщей истории РАН) представил доклад «Афинский оратор Антифонт и законы Солона», отметив, что в сохранившихся речах Антифонта, афинского оратора второй половины V в. до н.э., великий законодатель Солон не упоминается, однако если использовать косвенные доказательства, можно уверенно утверждать, что блистательное знание Антифонтом афинского законодательства распространялось не только на законы Драконта об убийстве, но и на законы Солона, регламентировавшие остальные стороны жизни полиса и граждан.

Фесенко А.В. (МГУКИ) выступил с докладом «К вопросу о датировке фрагмента Сапфо №58 (Ве^к 1843)», в котором отметил необходимость привлечения астрономических методов при датировке античных текстов. Ярким примером может служить Сапфо, которая отличалась исключительной наблюдательностью за природой, в том числе за жизнью звездного неба. Описанный ею заход Плеяд в полночь позволяет понять, что Луна находилась, вероятно, в созвездии Овна. Таким образом, анализ фрагмента № 58 В^к (1843) позволяет предположить, что он мог быть написан 2 марта 612 г. до н.э.

Дегтярева А.Д. (МШ У) в докладе «Греко-персидские дипломатические контакты в канун Коринфской войны 395-386 гг. до н.э.» отметила, что стремление Спарты и Персии к дипломатическому решению военной конфронтации и активная политика перемирий подтвердили концепцию взаимодействия греков и Персидской державы. Однако именно спартано-персидская война привела в активность неофициальную персидскую дипломатию («дипломатию золота»). Нарастающее недовольство спартанской гегемонией в Балканской Греции стало благодатной почвой для укрепления влияния Персии на внутриполитическую жизнь греческих полисов. Персидское золото, переданное греческой оппозиции Тимократом Родосским, предопределило начало Коринфской войны.

Разумов Н.В. (Тобольская Государственная социально-педагогическая академия) представил доклад «Внешняя политика Афин 374-371 гг. до н.э.», в котором отметил, что не спартанские экспедиции, а поражение афинян на море привело к возобновлению войны с Фивами.

Коровчинсий И.Н. (МГОУ) выступил с докладом «Храм Окса в Бактрии и предполагаемый тип храмов огня», в котором заметил, что предложенное Б. А. Литвинским и И. Р. Пичикяном определение группы иранских храмов, в которую входит т. н. «аядана» в Сузах, «храм с пьедесталом» в Персеполе, ранний храм в Кух-и Хвадже (Систан) и храм Окса в Тахти-Сангине (Бактрия), как храмов огня представляется неверным. Среди всех них следы культа огня достоверно выявлены только в храме Окса. Т. н. храм Диоскуров в Дильберджине (Бактрия) обладает всеми чертами, характерными для данной группы храмов (наличием портика, фланкированного ризалитами, центрального зала и примыкающих к последнему обводных коридоров), однако следы культа огня в нем не были обнаружены, несмотря на то что он был исследован и описан весьма тщательно И. Т. Кругликовой. Следовательно, культ огня имелся не во всех храмах с такого рода архитектурой и давать им общее определение «храмы огня» неверно.

Габелко О.Л. (РГГУ) в докладе «Неофициальные прозвища эллинистических правителей: предварительная характеристика феномена» отметил, что возникновение прозвищ в эллинистиче-

ский период связано с тем, что в эту эпоху, когда личность существует за рамками полиса, человеку прилагаются эпитеты. У римлян прозвища занимали конкретное место в четкой системе имен. Прозвища имеют разное происхождение, как греческое, так и восточное, а также могли быть официальными и неофициальными.

Клейменов А.А. (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н.Толстого) представил доклад «Война на два фронта: проблема истоков некоторых черт эллинистического военного искусства», в котором заметил, что эллинистическая эпоха является временем частых военных конфликтов, проходивших в формате столкновений между крупными профессиональными армиями, при которых применялся и опыт войн классического времени, и разнообразные новации в области стратегии и тактики. Ключом к успеху Филиппа Македонского стала стратегия, подразумевавшая проведение активных боевых действий сразу на двух фронтах — восточном и западном. На примере событий 321 г. до н.э. докладчик констатирует, что глубокий анализ особенностей эллинистического военного дела невозможен без тщательного изучения всех имеющихся сведений о полководческом искусстве Филиппа II и Александра Великого.

Заседание секции «Истории Древнего Рима» (председатели: И. О. Князький, Ю. В. Куликова) было представлено 6 докладами.

Данилов Е.С. (ЯрГУ им. П. Г. Демидова) выступил с докладом «Убийства римских магистратов как средство политической борьбы», в котором отметил, что в римском обществе законным ограничением произвола со стороны магистратов была возможность их привлечения к суду. Однако в источниках встречаются упоминания о беспрецедентных случаях насильственной смерти магистратов в период исполнения ими своих обязанностей. Докладчик попытался разобраться в причинах гибели должностных лиц и в том, как эти причины интерпретировались квиритами.

Никишин В.О. (МГУ им. М. В. Ломоносова) в своем докладе «Свой среди чужих, чужой среди своих: опыт культурного взаимодействия между миром цивилизации и варварской периферией на рубеже новой эры» отметил особенность, почти исключительность положения изгнанников Рима и в то же время — воспитание заложников Римского государства в римских традициях, подчас превращавшее аристократов в изгоев на своей родине. Негативное отношение к ним было отражением отношения завоеванных народов к Риму, выражавшееся в отказе признавать их авторитет и власть.

Князький И.О. (ИМЭИ) в докладе «Сеян и Друз Младший. Роковой перелом в правлении Ти-берия» рассматривает реальность историографической традиции, которая утверждала, что Друз был убит Сеяном и приходит к выводу о том, что Друз Младший умер по каким-то неизвестным причинам, но не имеющим под собой свидетельства его отравления. Но дальнейшие события римской истории в правление императора Тиберия происходили уже под влиянием в том числе оппозиции, которая явно высказывала желание возвести на еще занятый трон детей Германика.

Доклад Иванова П.В. (Москва) «Митра, Айон или Леоцефал? (Вновь к вопросу об интерпретации одного образа)» был посвящен эволюции художественного образа бога Митры, культ которого распространяется в Римской империи с I в.н.э., Айона и Леоцефала. Докладчик утверждал, что употребление термина «Митра с головой льва» не является применимым к Леоцефалу. Кроме того, на основании скульптурных и рельефных изображений он делает вывод о том, что Леоцефал может является самостоятельным культом.

Куликова Ю.В. (МПГУ) в своем докладе «Рим накануне разделения глазами современников» отметила, что, несмотря на официальную дату разделения Западной и Восточной Римской империи, в античной историографии отражено постепенное крушение Римской империи. Оно началось еще в середине III в., затем, приостановленный реформами Диоклетиана и Константина, раскол продолжился. Ожидания панегиристов, что императоры в своей политике будут стремиться сохранять единство империи, не оправдались. Аммиан Марцеллин и Аврелий Виктор рисуют нам картину упадка, сопровождаемую народными волнениями, германскими вторжениями, природными катаклизмами. Попытки удержать контроль над западными провинциями со стороны восточноримских императоров не удались, поэтому 395 г. лишь дата, констатирующая уже свершившийся факт.

Лысенков С.М. (МПГУ) в докладе «Появление постоянной цифрового обозначения в римской армии» рассмотрел вопрос о формировании и развитии традиции цифрового обозначения римских легионов. Проанализировав историю формирования легиона, докладчик приходит к выводу, что по-

стоянная цифровая идентификация легиона возникла только при зарождении профессиональной армии, подразделения которой постоянно находились на службе и могли действовать самостоятельно в отрыве от главных сил армии. Это было связано с усовершенствованием системы управления ими на поле боя и в мирное время с введением сложного бюрократического аппарата внутри самого легиона и с духом соперничества, которое было присуще профессиональным воинам, старавшимся подчеркнуть особенность своего подразделения, сложившихся в нем традиций и боевого пути.

Секция «История и археология Причерноморья» (председатели: Н. И. Винокуров, С. М. Кры-кин) была представлена 8 докладами.

Крыкин С.М. (МГПУ) выступил с докладом «Фракийский серебряный ритон с позолотой из Болгарии», в котором отметил, что сокровища Фракии — это традиционно вещи из благородных металлов, а ритоны — численно внушительная группа культовых предметов из балканского фракийского мира. На наглядном материале докладчик убедительно доказывает, что на представленном ритоне изображена голова лани (а не серны). Вырезанная надпись (греческая изоформа) и некоторые стилистические особенности при достаточно простых технологических приёмах изготовления позволяют датировать время производства изделия началом правления знаменитого одрисского царя Котиса I, т.е. первой четвертью IV в. до н.э. Поскольку ритон был найден во фракийском кургане русскими войсками в диапазоне 1878-1885 гг., то после дополнительной экспертизы может оказаться в коллекции Государственного Эрмитажа.

Дулебова Н.А. (Государственный исторический музей) в докладе «К вопросу о погребальном обряде на могильниках с кремациями III-IV вв.н.э. на территории Крыма» отметила, что для поздне-римского времени наиболее массовыми остаются захоронения, относимые к сарматским традициям, которые по каким-то причинам соседствуют с кремациями германцев. К сожалению, ни письменные источники, ни данные археологии пока не могут дать объяснения подобному «соседству». Этническая принадлежность некоторых типов погребений пока остается спорной, а принятие той или иной стороны в этой научной дискуссии сильно отражается на трактовке этнической ситуации на полуострове на период, предшествующий эпохе Великого переселения народов.

Циглер М.В. (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) выступил с докладом «Варвары и боспоро-херсонес-ские конфликты последней четверти III — 1-й пол. IV вв.», в котором исследовал роль племенных народов в возникновении и эскалации конфликта между Боспором и Херсонесом. Автор, анализируя данные источников, приходит к выводу о значительной степени варваризации Боспорского царства с последней четверти III в. По мнению докладчика, в рассматриваемый период варварский фактор становится ключевым в истории Северного Причерноморья, что стало причиной еще большего обострения ситуации. Приход к власти Диоклетиана открыл новую страницу в истории империи, которой все труднее удавалось сдерживать растущий натиск племенных народов в разных уголках государства.

В докладе Булдакова В.А. (МГПУ ИГН) «К вопросу о роли Римской империи во внутренней политике Боспорского царства» отмечалось, что поражение Митридата в борьбе с Римом и его смерть на Боспоре знаменовали собой завершение целой эпохи исторического развития греческих государств Северного Причерноморья, которые, попав под контроль Римской державы, становятся своего рода форпостами, выдвинутыми далеко на северо-восток, в гущу воинственных, опасных для цивилизованного мира племён.

Сухарников Е.С. (ГБОУ СОШ №1400) в докладе «Новые открытия на базилике «Крузе» в Хер-сонесе Таврическом» осветил результаты археологических исследований в Херсонесе, отметив важность продолжения работ на базилике.

Лысенкова А.А. (МШ У) затронула проблему погребального обряда в докладе «Основные элементы погребального обряда населения европейского Боспора I-III вв. н.э.», охарактеризовав элементы погребального обряда: погребение, ориентировка покойного, погребальный инвентарь и т. д., — отметила, что в архаический период погребальный обряд населения европейского Боспора I-III вв. н.э. в целом не отличался от погребального обряда античного мира.

Захаров Е.В. (Государственный Исторический музей) выступил с докладом «Строительные комплексы архаического времени поселения Гаркуша 1 (Патрей) по материалам исследований 2013-2014 гг.», в котором подвел итоги раскопок и выявил результаты основных находок за послед-

ние годы. Проанализированы остатки сырцовых сооружений архаического времени, обнаруженные на поселении Гаркуша 1 (Патрей), которые сопоставляются с прочими архитектурными остатками памятника. На этом основании проведена периодизация развития жилой застройки городища архаического и классического периодов.

Гайдуков Н.Е. (ПСТГУ) в докладе «Саркофаг художника из Эрмитажа и раннехристианская икона» на основании обширного комплекса иллюстративного материала, представленного изображениями и образами от I в.н.э. до IX в., попытался провести параллели и найти заимствования между римским портретом и иконой, заметив, что икона стала восприниматься как объект божественного создания постановлением 7 Вселенсокго собора.

На секции «Истории поздней Античности — раннего Средневековья» (председатель Е. С. Носова) было представлено 4 доклада.

КорженковА.М. (Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта) в своем докладе «Следы сильных землетрясений в средневековых памятниках Прииссыкулья (Кыргыстан)» рассмотрел характерные особенности рельефа и памятников, позволяющие утверждать, что они подверглись сейсмическому воздействию. На основании археосейсмологического исследования средневековой крепости на западной окраине села Тоссор докладчик приходит к выводу, что стратегически удобная позиция этой цитадели, однако, сыграла свою негативную роль во время сильных средневековых землетрясений. Тем не менее необходимо продолжать подобные исследования, ведь, познавая прошлое, мы пытаемся спрогнозировать будущее. Если сильное землетрясение разрушило древний город, то подобное сейсмическое событие может произойти и в будущем.

Храпов А.В. (МГЛУ, МПГУ) «Церковь и государство в ранней Византии (1У-У вв.)», основываясь на ранней церковной историографии, охарактеризовал политические события IV в., происходившие в Римской империи, заметил, что Миланский эдикт Константина и Лициния скорее свидетельствует, что не свобода вероисповедания была главной заботой императоров, а внутренняя стабильность Римской империи, и это во многом определило дальнейший путь взаимоотношений церкви и государства.

Синица М.М. (БелГУ) в докладе «Иоанн Лид и его «История войны с персами» как пример ранневизантийской историографии» отметила, что реконструкция содержания этого произведения позволяет говорить о том, что оно должно было затрагивать всю историю римско-персидских отношений. Изучая все, что известно о предполагаемом сочинении Иоанна Лида «История войн с персами», следует отметить, что единственная информация о нем содержится в его же работе «О магистратах», причем исходя из нее нельзя сделать однозначные выводы о том, что «История войн с персами» была написана. Скорее всего, предполагает докладчик, она не была издана к моменту написания «О магистратах», но писалась, или, по крайней мере, автор планировал ее писать.

Носова Е. С. в своем докладе «Восприятие христианского вероучения германцами в ^^ вв.» отметила, что в указанный период активизировались контакты германских народов с христианской Римской империей. Это позволило найти точки соприкосновения между христианском вероучением и языческими верованиями, что хорошо прослеживается по тексту «Готской» Библии Ульфилии и памятникам изобразительного искусства. Несмотря на это, в ^^ вв. не проводилось практически никакой последовательной работы римской администрации по обращению народов за границами империи. Судя по всему, ни один римский император не усмотрел пользу для всего государства в обращении большего числа варваров в христианство, хотя подобная политика могла в какой-то степени нейтрализовать врага.

Председатели секций и организаторы конференции подвели итоги заседаний, выразив надежду на дальнейшее сотрудничество.

Всероссийская научная конференция «Дьяковские чтения-2014» завершила свою работу.

Ю. В. Куликова,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков им. проф. В. Ф. Семенова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.