Научная статья на тему '"ДВУСТОРОННЕЕ" РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

"ДВУСТОРОННЕЕ" РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Денис Юрьевич, Васильковская Юлия Алексеевна, Мукминова Гузель Равилевна

По результатам тестирования координационных способностей обучающихся юношей вузов были выявлены средний и низкий уровни их развития. От решения данной проблемы зависит эффективность обучения обучающихся новым двигательным действиям и совершенствование уже освоенных координационных способностей, что будет способствовать успешному прохождению программного материала по физическому воспитанию. Одним из таких решений стала разработка методики совершенствования координационных способностей юношей с различной моторной асимметрией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Денис Юрьевич, Васильковская Юлия Алексеевна, Мукминова Гузель Равилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO-WAY" DEVELOPMENT OF STUDENTS' COORDINATION ABILITIES

According to the results of testing the coordination abilities of young students of universities, medium and low levels of their development were revealed. The effectiveness of teaching students to the new motor actions and the improvement of already mastered coordination abilities depends on the solution of this problem, which will contribute to the successful passage of the program material on physical education. One of these solutions was the development of a methodology for improving the coordination abilities of young men with various motor asymmetries.

Текст научной работы на тему «"ДВУСТОРОННЕЕ" РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

2. Шахов А.А. Проблематика формирования физкультурно-спортивных краеведческих знаний у различных категорий населения: разработка содержания, специфика обучения, контроль / А.А. Шахов, В.В. Семянникова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 506-510.

REFERENCES

1. Sysolyatin I.A. (2020), USSR badges. Volume 1. Physical culture and sports, Dukhovnaya Niva, Moscow.

2. Shakhov A.A. and Semyannikova V.V. (2022), "Problems of formation of physical culture and sports knowledge of local lore among different categories of the population: development of content, specifics of training, control", Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 506-510.

Контактная информация: shakhov-art@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.06.2022

УДК 796.012.2

«ДВУСТОРОННЕЕ» РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Денис Юрьевич Шевченко, кандидат педагогических наук, доцент, Сочинский филиал всероссийского государственного университета юстиции, Сочи; Юлия Алексеевна Ва-сильковская, кандидат педагогических наук, доцент, Сочинский государственный университет, Сочи; Гузель Равилевна Мукминова, старший преподаватель, Сочинский государственный университет, Сочи

Аннотация

По результатам тестирования координационных способностей обучающихся юношей вузов были выявлены средний и низкий уровни их развития. От решения данной проблемы зависит эффективность обучения обучающихся новым двигательным действиям и совершенствование уже освоенных координационных способностей, что будет способствовать успешному прохождению программного материала по физическому воспитанию. Одним из таких решений стала разработка методики совершенствования координационных способностей юношей с различной моторной асимметрией.

Ключевые слова: координационные способности, методика физического воспитания, обучающиеся вузов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p437-442

"TWO-WAY" DEVELOPMENT OF STUDENTS' COORDINATION ABILITIES

Denis Yuryevich Shevchenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Sochi branch of the All-Russian State University of Justice, Sochi; Yulia Alekseevna Vasilkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, docent, Sochi State University, Sochi; Guzel Ravilevna Muk-minova, the senior teacher, Sochi State University, Sochi

Abstract

According to the results of testing the coordination abilities of young students of universities, medium and low levels of their development were revealed. The effectiveness of teaching students to the new motor actions and the improvement of already mastered coordination abilities depends on the solution of this problem, which will contribute to the successful passage of the program material on physical education. One of these solutions was the development of a methodology for improving the coordination abilities of young men with various motor asymmetries.

Keywords: coordination abilities, methods of physical education, university students.

Известно, что координационные упражнения подразделяются на две группы: общеподготовительные и специально-подготовительные с учётом специфики вида спорта,

которые делятся на:

- подводящие (способствуют освоению и закреплению навыков и технико-тактических действий вида спорта);

- развивающие (специфические для вида спорта);

- вырабатывающие специализированные восприятия (чувства мяча, воды и т.д.); сенсомоторные реакции; оперативную двигательную память и интеллектуальные процессы (быстрота и качество мышления, инициативность и самостоятельность, предвидение игровой ситуации); идеомоторные реакции [4].

Научная новизна результатов исследования:

- уточнены особенности развития координационных способностей у юношей с различной моторной асимметрией;

- установлено, что в процессе многолетнего физического воспитания у юношей формируются элементы дисгармоничного развития двигательной сферы, в частности, выявлен более высокий уровень развития кондиционных способностей, средний и низкий -координационных способностей;

- доказано, что учёт уровня развития координационных способностей, физической подготовленности и физического развития юношей при подборе средств, методов и параметров нагрузки может служить основой для разработки эффективной методики совершенствования координационных способностей у юношей; в отличие от существующих методик предусматривается направленность воздействия по принципу «двустороннего» развития базовых координационных способностей;

- определена последовательность введения блочной системы построения специфических комплексов физических упражнений программных видов спорта (лёгкая атлетика, гандбол, волейбол, баскетбол, атлетическая гимнастика, плавание), что позволяет применять разработанную методику на протяжении учебного года как в целом, так и отдельные её комплексы;

- разработана методика совершенствования координационных способностей юношей с различной моторной асимметрией.

В разработанной нами методике развития координационных способностей обучающихся (юношей) представлены специальные координационные упражнения в сочетан-ной взаимосвязи с психическими функциями. Координационные способности, на наш взгляд, обеспечивают оптимальное управление и регуляцию двигательных действий.

Подбор упражнений осуществляется на основе классификации упражнений В.Н. Назарова, использованы:

1. Одновременно-однонаправленные упражнения, т. е. такие упражнения, когда движения верхними конечностями (руками) выполняются одновременно и в одних и тех же направлениях. Это движение с симметричной координацией из симметричных исходных положений, одновременно работают одноимённые мышцы рук и активизируются оба полушария головного мозга.

2. Упражнения циклического характера с перекрёстной координацией верхних и нижних конечностей с одновременной работой мышц-антагонистов при циклическом повторении двигательных сочетаний, работа рук сочетается с движениями ногами и туловищем.

3. Упражнения последовательные или одновременно-разнонаправленные, т. е. выполняемые одновременно двумя руками в разных плоскостях с одноимённой работой неодноимённых мышц рук и ног, такие упражнения представляют собой движения с асимметричной координацией из асимметричных исходных положений.

4. Разноритмичные упражнения, т. е. такие упражнения, во время которых, например, одна рука прекращает движение, а потом включается в него. Работа мышечных групп, участвующих в движении, осуществляется с нарушением ритма. Упражнения выполняются как с асимметричными, так и с симметричными движениями и исходным по-

ложением. Формируется двигательная память, ритмическая способность, совершенствуется психическая функция - внимание [5].

Также применяется метод сопряжённого воздействия на координационные и кондиционные способности в различных сочетаниях (примеры упражнений):

- метания мяча (левой, правой рукой) на различные расстояния в зависимости от максимального броска (сила);

- чередование бросков в цель мячей разной массы и в стену на дальность отскока, отличной от максимального броска (левой, правой рукой) (скоростно-силовые);

- прыжки в длину и вверх в полную силу, вполсилы (скоростно-силовые);

- прыжки с вращением направо и налево на максимальное и заданное количество градусов (скоростно-силовые);

- чередование бега со скоростью 40-90% от максимальной, то же в плавании (быстрота);

- равномерный бег в равномерном темпе с изменением направления движения (выносливость);

- длительное выполнение технико-тактических взаимодействий в спортивных играх (2х1; 3х2; 4х3 и т. д.) (выносливость);

- упражнения со снарядом и в парах (гибкость) [3].

Цель нашей методики - «двустороннее» развитие и совершенствование координационных способностей с использованием на занятиях по физическому воспитанию комплексов физических упражнений, соответствующих структуре учебной программы по видам спорта, тренировочное воздействие которых направлено на гармоничное развитие двигательных способностей юношей (рисунок 1).

Цель: «двустороннее» развитие и совершенствование координационных способностей

улучшение способности согласовывать асимметричные движения различными частями тела

задачи

развитие координации движений неведущей конечности

тестирующая

обучающая

Раздел №1

лёгкая атлетика

7 комплексов

Раздел №°2

гандбол

5 комплексов

Раздел №°3

волейбол

5 комплексов

Раздел №°4

баскетбол

5 комплексов

Раздел №5

атлет. гимн.

6 комплексов

1. Оценка уровня развития координационных способностей и психических функций.

2. Определение типа моторной асимметрии.

Раздел №6

плавание

6 комплексов

Организационно-методические особенности

Результат: расширение координационных возможностей, технико-тактических действий и умения выполнять действия в обе стороны

Рисунок 1 - Методика совершенствования координационных способностей юношей

Основными задачами нашей методики по развитию и совершенствованию координационных способностей являлись: 1) улучшение способности согласовывать асимметричные движения различными частями тела; 2) развитие координации движений неведу-

щей конечности.

Обучающее задание для всех типов моторной асимметрии начиналось с ведущей конечности или выполнения в удобную сторону, и по мере совершенствования движения осуществлялся переход к выполнению двигательного действия неведущей конечностью или в неудобную сторону. Происходило симметричное закрепление навыков с условием запоминания двигательного эталона ведущей конечности.

Для развития и совершенствования координационных способностей обучающихся мы используем следующие методы, которые рекомендуют Л.П. Матвеев и В.И. Лях:

1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой; 5) соревновательный.

Данные методы, по мнению учёных, являются основными методами развития координационных способностей обучающихся.

Стандартно-повторный метод применяется нами при овладении достаточно сложными двигательными действиями, овладеть которыми можно лишь после ряда повторений их в стандартных условиях.

Также используется метод вариативного упражнения, который подразделяется на подметоды со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приёмов [2]:

1) строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия:

- изменение направления движения, скоростных, силовых, пространственных параметров (изменение скорости по предварительному заданию, метанию мячей разной массы, прыжки в длину и высоту в полсилы, темпа набивания и передачи мячей; упражнения на уменьшенной площадке опоры и пр.);

- изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лёжа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений - бросок мяча вверх из исходного положения стоя -ловля сидя, и наоборот и т. п.);

- изменение способов выполнения действия (бег лицом вперёд, спиной, боком по направлению движения, прыжки, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т. п.);

- изменение ритма движений;

2) выполнение привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:

- усложнение привычных действий добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, повороты кругом; подскоки на двух ногах с одновременными движениями рук и т. п.);

- комбинирование двигательных действий (объединение отдельных освоенных упражнений в новую комбинацию и т. п.);

- «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ног в прыжках в высоту и в длину с разбега, метание малого мяча и ведение мяча «неведущей» рукой и т. п.);

3) введение внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования:

- использование различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий (изменение скорости или темпа выполнения упражнений по звуковому или зрительному сигналу, мгновенный переход от атакующих действий к защитным по сигналу и т. п.);

- усложнение движений с помощью жонглирования;

- выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

- совершенствование техники действий на фоне утомления или после дозированной нагрузки;

- выполнение упражнений с исключением зрительного контроля - с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические приёмы не строго регламентированного варьирования связаны:

- с использованием естественной среды (бег по пересечённой местности, преодоление произвольными способами полосы препятствий и т. п.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- с использованием нестандартного инвентаря, оборудования (технические приёмы игры разными мячами и т. п.);

- со свободными тактическими действиями соперников или партнёров в спортивных играх.

При применении вышеперечисленных методов В.И. Лях рекомендует учитывать следующие правила:

- использовать количество повторений (8-12 раз) разнообразных физических упражнений, сходных по движению;

- целенаправленно применять эти упражнения, изменяя отдельные характеристики, а также условия выполнения этих действий.

Для развития и совершенствования координационных способностей применяется игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определённых условиях, либо с использованием определённых двигательных действий и т. п. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный опыт решения сложившейся ситуации.

Соревновательный метод используется на занятиях как элемент соревнования при выполнении некоторых упражнений.

Следует отметить, что разработанное комплексное тестирование координационных способностей обучающихся может являться одной из составляющих мониторинга физического состояния и здоровья детей, подростков, молодёжи [1].

Модель действия методики мы представляем в виде схемы (рисунок 2), в которой отражено следующее:

- решения по осуществлению педагогической коррекции должны приниматься на основе точной информации о индивидуально-типологических особенностях развития каждой личности, а также отдельной группы обучающихся;

- на основе полученной информации намечаются цели, и организуется их достижение в учебном процессе на занятиях по физическому воспитанию; используются при этом выборочные комплексы физических упражнений;

- управленческий контроль ведётся по темпам прироста различных показателей координационных способностей обучающихся;

- по результатам промежуточного тестирования, если это необходимо, предпринимаются действия для коррекции серьёзных отклонений от первоначального плана (промежуточный контроль осуществлялся по окончании программного материала каждого вида спорта).

I. Комплексное тестирование координационного способностей учащихся (по разработанной нами методике).

II. Информационно-статическая обработка результатов тестирования (индивидуальные и общие по классу).

III. Педагогическое воздействие на совершенствование координационных способностей в учебном процессе.

IV. Промежуточное и итоговое тестирование отдельных координационных способностей.

Рисунок 2 - Схема управления процессом совершенствования координационных способностей обучающихся

ВЫВОДЫ

Разработаны следующие организационно-методические особенности, которые необходимо учитывать при реализации методики совершенствования координационных способностей юношей:

1. Формирование двигательных умений и навыков через совершенствование координационных способностей с различной моторной асимметрией юношей.

Совершенствование координационных способностей юношей с различной моторной асимметрии даёт обучающимся улучшение адаптации к профессиональной деятельности после обучения в вузе и военно-прикладной деятельности (служба в армии).

2. Подбор средств и методов совершенствования координационных способностей юношей, основанных на максимальном использовании возможностей функциональной активности обоих полушарий.

При составлении комплексов специальных упражнений по видам спорта учитывалась виды координационных способностей, которые наиболее значимые для рассмотренных видов спорта.

3. Обеспечение сопряженности воздействия комплекса упражнений по видам спорта на развитие физических качеств юношей.

Интегральная подготовка с применением комплекса упражнений по видам спорта должна применяться как связующее звено в совершенствовании физических качеств, что обеспечивает максимальное усвоение государственных программ по физической культуре в условиях высших образовательных учреждений.

4. Координация усилий преподавателя физической культуры по определению содержания, форм и средств воздействия на школьников с целью формирования у них интереса к сохранению и укреплению здоровья, повышению двигательной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горская И.Ю. Педагогическая технология совершенствования координационных способностей студентов нефизкультурных вузов / И. Ю. Горская, Л. Н. Вериго // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 2. - С. 19-22.

2. Кузнецов В.С. Физическая культура / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. — Москва : КНОРУС, 2016. — 256 с.

3. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - Москва : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

4. Озеров, В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. - Дубна : Феникс, 2002. - 320 с.

5. Шевченко, Д.Ю. Совершенствование координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шевченко Денис Юрьевич. - Набережные Челны, 2012. - 24 с.

REFERENCES

1. Gorskaya, I. Yu. and Verigo, L.N (2015), "Pedagogical technology for improving the coordination abilities of students of non-physical culture universities", Physical culture: education, education, training, No. 2, pp. 19-22.

2. Kuznetsov, V. S. and Kolodnitsky G. A (2016), Physical culture, KNORUS, Moscow.

3. Lyakh, V. I. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, TVT Divizion, Moscow.

4. Ozerov, V.P. (2002), Psychomotor abilities of a person, Phoenix, Dubna.

5. Shevchenko, D.Yu. (2012), Improving the coordination abilities of senior schoolchildren with various motor asymmetry, dissertation, Naberezhnye Chelny.

Контактная информация: shevden@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.