Научная статья на тему 'МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ'

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / COORDINATION ABILITIES / METHODS OF PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Денис Юрьевич

На учебных занятиях по физической культуре был отмечен низкий уровень развития координационных способностей учащихся. Прохождение программного материала по физическому воспитанию не обеспечивает должного развития и совершенствования координационных способностей. Выявленные особенности позволили выявить пути совершенствования координационных способностей учащихся. Одним из таких путей стала разработка методики совершенствования координационных способностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Денис Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR IMPROVING STUDENTS ' COORDINATION ABILITIES

In physical education classes, a low level of development of students' coordination abilities was noted. Passing the program material on physical education does not ensure proper development and improvement of coordination abilities. The identified features allowed us to identify the ways to improve the coordination abilities of students. One of these ways was to develop methods for improving students ' coordination abilities.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ»

3. Movshovich, A.D. (2016), Approximate program of sports training in the sport of "Fencing", Moscow.

4. Churin, V. M. (2020), "Optimal intervals of work in individual lessons of technical and tactical orientation with young men- rappers at the stage of advanced sports specialization", Mater. the final scientific and practical conference of the faculty of the National state University ofphysical culture, sports and health. P. F. Lesgaft, St. Petersburg, for 2019, pp. 125-127.

5. Shustikov G.B., Fedorov V.G. and Deev A.V. (2020), "Target structuring of the content of integral readiness of fencers", Mater. the final scientific and practical conference of the faculty of the National state University of physical culture, sport and health. P. F. Lesgaft, St. Petersburg, for 2019, pp. 130-132

Контактная информация: Churin.vm@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2020

УДК 796.011.3

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ

Денис Юрьевич Шевченко, кандидат педагогических наук, доцент, учитель физической культуры, Сочинский филиал всероссийского государственного университета юстиции, Средняя общеобразовательная школа № 65, г. Сочи

Аннотация

На учебных занятиях по физической культуре был отмечен низкий уровень развития координационных способностей учащихся. Прохождение программного материала по физическому воспитанию не обеспечивает должного развития и совершенствования координационных способностей. Выявленные особенности позволили выявить пути совершенствования координационных способностей учащихся. Одним из таких путей стала разработка методики совершенствования координационных способностей учащихся.

Ключевые слова: координационные способности, методика физического воспитания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p446-449

METHODS FOR IMPROVING STUDENTS ' COORDINATION ABILITIES

Denis Yurievich Shevchenko, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, physical education teacher, Sochi branch of the All-Russian State University of Justice, Secondary

School No. 65, Sochi

Abstract

In physical education classes, a low level of development of students' coordination abilities was noted. Passing the program material on physical education does not ensure proper development and improvement of coordination abilities. The identified features allowed us to identify the ways to improve the coordination abilities of students. One of these ways was to develop methods for improving students ' coordination abilities.

Keywords: coordination abilities, methods of physical education.

Многолетнее наблюдение за уровнем развития физических качеств и координационных способностей учащихся колледжа и старших школьников выявило элементы дисгармоничного развития двигательной сферы: более высокий уровень развития физических качеств, средний и низкий - координационных способностей [5].

Анализ учебно-методического материала по физическому воспитанию показал, что не в полной мере уделяется внимание координационному развитию учащихся, не учитывается значимость координационных способностей для профессиональной и трудовой деятельности выпускников средних общеобразовательных школ. В процессе физического

воспитания учащихся (старших школьников) наибольшие трудности возникают при развитии способности оптимально управлять двигательными действиями, названной координационной способностью. Так как в развитии кондиционных способностей научные основы управления двигательными действиями разработаны, то при совершенствовании координационных способностей учащихся (старших школьников) преподаватель по физическому воспитанию в значительной мере предоставлен самому себе [1].

Используя учебный программный материал по физическому воспитанию и функциональную активность головного мозга, мы разработали методику совершенствования координационных способностей у учащихся (старших школьников).

Феномен симметрии и асимметрии, имеющий место при выполнении двигательных действий, уже достаточно давно интересует исследователей. Интерес этот обусловлен, тем, что от правильного разрешения данной проблемы может зависеть эффективность обучения учащихся (старших школьников) новым двигательным действиям и совершенствование уже освоенных; своевременное развитие двигательных способностей, в том числе координационных, и, несомненно, освоение сложной техники движений.

Одностороннее использование определённой группы мышц в ряде видов спорта давно настораживало специалистов: анатомов, физиологов, психологов, врачей. Многие из них высказывались о том, что «праворукость», распространённая у большинства старших школьников, имеет отрицательные последствия, так как нарушается гармоничное развитие человека. Данный вопрос до настоящего времени не в полной мере раскрыт, но количество лиц с категоричной точкой зрения уменьшилось, так как дифференциация и специализация каждой из конечностей, в какой-то мере целесообразны и необходимы [3].

Однако увеличилось количество мнений о том, что образовательный процесс направлен, преимущество, на активизацию левого полушария головного мозга и, соответственно, в меньшей степени задействовано правое полушарие, что приводит к глубокому утомлению организма старших школьников. Это даёт нам основание сформулировать точку зрения о необходимости «двустороннего» развития координационных способностей у учащихся. Большинство двигательных действий при выполнении разработанных нами комплексов упражнений в методике совершенствования координационных способностей необходимо осуществлять правой и левой конечностями.

Большинство исследователей рассматривает возникновение асимметрии как результат влияния генетических и средовых факторов, к последним, несомненно, относится физическая культура и спорт, как эффект воздействия на целостную систему организма человека. Вместе с тем, проблема «симметрии-асимметрии», возникающая в двигательных действиях, выполнение которых требует от человека проявления разных психических функций и координационных способностей, ещё далеко не раскрыта. Это особенно относится к феномену «симметрия-асимметрия» у старших школьников в тесной взаимосвязи с их координационными способностями.

Все упражнения по видам спорта, которые включены в программный материал, были составлены с возможностью их асимметричного выполнения. Подбор физических упражнений осуществлялся на максимальном использовании возможностей функциональной активности обоих полушарий [4].

Методика совершенствования координационных способностей состоит из двух разделов: тестирование координационных способностей и комплексов упражнений по видам спорта программного материала (лёгкой атлетики, гандбола, волейбола, баскетбола, атлетической гимнастики, плавания). Тестировалось пять базовых координационных способностей (реагирующая, кинестетическая, ритмическая, ориентация в пространстве и равновесие).

Основной педагогической концепцией при разработке нашей методики была теория о поэтапном формировании знаний, умений и навыков, которая вытекает из многоуровневой теории построения движений Н.А. Бернштейна.

После завершения всего тестирования проводится интегральная оценка координационных способностей для каждого учащегося. Интегральная шкала содержит словесную и балльную оценки и представляет собой суммарное количество баллов по каждой координационной способности и психическим функциям. Результаты каждого теста в баллах по всем изучаемым параметрам суммируются, и используются для построения индивидуального координационного профиля каждого старшего школьника.

Координационное развитие можно признать гармоничным, если вариационный размах между показателями не превышает одного среднеквадратического отклонения, в нашем случае, не имеет крайних отрицательных оценок.

Профиль индивидуального координационного развития представляет собой графическое изображение величины среднеквадратических отклонений отдельных изучаемых показателей и позволяет наглядно отобразить обобщённую характеристику координационного развития индивидуума. Величину индивидуальных показателей координационного развития наносят в виде точек на специальной координатной сетке. После нанесения точек их следует соединить между собой по порядку прямыми линиями, в результате чего получается кривая - индивидуальный координационный профиль.

При составлении комплексов по видам спорта увеличение сложности физических упражнений добивались изменением пространственных, временных и динамических параметров движений, а также внешних условий, комбинируя двигательные навыки.

ВЫВОД

Эффект совершенствования координационных способностей достигается в том случае, если с помощью методических приёмов повышается координационная сложность упражнений:

- варьирование способа выполнения движения, изменение внешних условий, комбинирование двигательных навыков,

- выполнение упражнения при дефиците времени, внесение требуемой коррекции при различных источниках информации (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактильной и кинестетической),

- выполнение упражнения после предварительной подготовки [2, 3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Горская, И.Ю. Педагогическая технология совершенствования координационных способностей студентов не физкультурных вузов / И.Ю. Горская, Л.Н. Вериго, М.Ю. Моор // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 2. - С. 19-22.

2. Кузнецов, В.С. Физическая культура / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. — М. : КНОРУС, 2016. — 256 с.

3. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - Москва : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

4. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов. - Москва : АСТ, 2014. - 352 с.

5. Шевченко, Д.Ю. Совершенствование координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией : автореф. ... дис. канд. наук / Шевченко Денис Юрьевич. - Набережные Челны, 2012. - 24 с.

REFERENCES

1. Gorskaya, I.Yu., Verigo, L.N. and Moore, M.Yu. (2015), "Pedagogical technology for improving the coordination abilities of students of non-physical culture universities", Physical culture: education, education, training, No 2, pp. 19-22.

2. Kuznetsov, V.S. and Kolodnitsky, G.A. (2016), Physical culture, KNORUS, Moscow.

3. Lyakh, VI. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, TVT Division, Moscow.

4. Sechenov, I.M. (2016), Reflexes of the brain, Publishing House AST, Moscow.

5. Shevchenko, D.Yu. (2012), Improving the coordination abilities of senior schoolchildren with various motor asymmetries, dissertation, Naberezhnye Chelny.

Контактная информация: shevden@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2020

УДК 796.4

ОНЛАЙН ПРОГРАММЫ, СЕРВИСЫ ПО ФИТНЕСУ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ

ЖИЗНИ

Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

В проведенном нами исследовании подобраны 19 сервисов в области здоровья, здорового образа жизни и фитнеса. В представленном материале систематизированы сервисы по автоматизации деятельности фитнес центров, а также онлайн курсы с предоставлением новых знаний о своем здоровье. Такие новые форматы предоставления знаний содержат видео уроки, рекомендации ведущих ученых, различные оценочные таблицы, варианты оздоровительных тренировок для лиц разного пола, возраста и физической подготовленности. Полученный нами реестр онлайн программ и курсов позволяет объединить, обобщить, систематизировать значительно развивающееся информационное онлайн пространство в области здорового образа жизни и фитнеса.

Ключевые слова: здоровье, современные средства контроля физического состояния, цифровые платформы, образовательные сервисы онлайн.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p449-452

ONLINE FITNESS AND HEALTHY LIFESTYLE PROGRAMS AND SERVICES

Tatyana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Plekhan-ov Russian University of Economics, Moscow

Abstract

In our research, we selected 19 services in the field of health, healthy lifestyle and fitness. The presented material systematizes services for automating the activities of fitness centers, as well as online courses with the provision of new knowledge about your health. These new formats for providing knowledge contain video lessons, recommendations from leading scientists, various assessment tables, and options for health training for people of different genders, ages, and physical fitness. The register of online programs and courses that we have received allows us to combine, generalize, and systematize the significantly developing information space in the field of healthy lifestyle and fitness.

Keywords: health, modern means of physical condition monitoring, digital platforms, online educational services.

Актуальность. Результаты научно-технического прогресса существенно расширили возможности информационных, компьютерных и цифровых технологий, которые позволяют анализировать значительное число показателей нашего организма, в том числе по физическому состоянию, включая компонентный состав тела; по уровню стресса, биологическому возрасту, активности биологических ритмов. Цифровые программы и сервисы позволяют автоматизировать деятельность фитнес центра, пройти онлайн курс по правильному питанию, подключить онлайн калькулятор индекса массы тела и калькулятор рациона питания [3].

Такие новые форматы предоставления знаний содержат видео уроки, рекомендации ведущих ученых, различные оценочные таблицы, варианты оздоровительных тренировок для лиц разного пола, возраста и физической подготовленности. Онлайн программы и сервисы реализуются совместно с министерством здравоохранения, институтом возрастной физиологии, министерством образования и науки РФ, совместно с частными компаниями и фитнес центрами. Безусловно, что такие ресурсы помогают осуществлять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.