Научная статья на тему 'Двусинтаксемные высказывания в ранней детской речи: гендерный аспект по данным Макартуровских опросников'

Двусинтаксемные высказывания в ранней детской речи: гендерный аспект по данным Макартуровских опросников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевой онтогенез / диагностика речевого развития / Макартуровский опросник / детский синтаксис / двусловные высказывания / speech ontogenesis / language assessment / MacArthur-Bates CDI / acquisition of syntax / two-word utterances

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Елисеева Марина Борисовна, Вершинина Елена Андреевна

Появление двукомпонентных высказываний в речи детей — один из ключевых этапов речевого онтогенеза. Переход от отдельных слов к предложению — кардинальное событие, связанное не только с развитием собственно речевых навыков, но и с когнитивным становлением. Предшествующие исследования, основанные на лонгитюдных наблюдениях за отдельными детьми, показали, что предложения появляются в возрасте от полутора до двух лет. Гендерные различия в приобретении этого умения никогда не рассматривались. Новизна настоящего исследования заключается в том, что результаты основаны на анализе репрезентативной базы данных детей обоих полов, а также отдельно мальчиков и девочек. Впервые статистически обоснованы нормы синтаксического развития и выделены группы риска. Материалом исследования была база данных, основанная на заполненных родителями 1037 Макартуровских опросников (487 мальчиков и 550 девочек от 18 до 36 мес.). Основные выводы в целом подтвердили возраст появления предложений от полутора до двух лет, однако обнаружились важные нюансы. В 19 мес. количество девочек, в речи которых есть фразы, вдвое превышает количество мальчиков, и различия статистически значимы. Однако в 20 мес. мальчики догоняют девочек. В дальнейшем девочки все время немного опережают, но значимость отмечена только в 23 мес. Дети, результаты которых относятся к медиане, соединяют слова в предложения: 1) в 20 мес. — девочки, 2) около 22 мес. — мальчики. Группы риска по комбинированию слов в высказывание в гендерном отношении отличаются: значительная темповая задержка (дети 5-ого процентиля) отмечается у мальчиков в 25 мес., у девочек в 23 мес., а после 27 мес. почти все мальчики и девочки конструируют фразы. Сопоставление результатов русскоязычных детей с результатами детей, говорящих на нескольких других языках (по данным научной литературы), подтвердило мнение о типичности возраста появления двусинтаксемных предложений. Полученные для русского языка результаты валидны, надежны и имеют ценность не только при осуществлении научных исследований становления речи, но и в практике диагностики речевого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Елисеева Марина Борисовна, Вершинина Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Two-word Utterances in the Speech of Young Children: Gender Aspect according to MacArthur-Bates Communicative Development Inventories

The appearance of two-component utterances in children’s speech is one of the key stages of speech ontogenesis. The transition from separate lexemes to sentences is a cardinal event associated not only with the development of speech skills, but also with cognitive development. Previous studies based on longitudinal data have shown that two-word utterances appear from the age of one and a half to two years. Gender differences in the acquisition of this skill have never been considered. What is new in this study is that the results are based on an analysis of a representative database of children of both sexes, as well as separately boys and girls. For the first time, the norms of syntactic development were statistically substantiated and risk groups were identified. The material of the study was a database based on 1037 MacArthur questionnaires completed by parents (487 boys and 550 girls aged 18 to 36 months). The main results confirmed the age of appearance of utterances from one and a half to two years, but important nuances were revealed. Number of girls of 19 months, whose speech contains phrases, is twice the number of boys, and the differences are statistically significant). However, at the age of 20 months the boys are chasing the girls. Then the girls are slightly ahead, but we only observe significance at 23-month age. Girls, whose results refer to the median, say utterances at 20 months, and «median» boys about 22-month age. The risk groups are different: we see a significant delay (children in the 5th percentile) in boys at the age of 25 months and in girls at 23-month age: they do not combine words into sentences. Comparison of the results of Russian-speaking children with the results of children speaking several other languages (according to scientific literature) confirmed the opinion about the typical age of the appearance of double-syntaxemic sentences. The results obtained are valid and reliable, therefore they are valuable in diagnosing the speech development of young children, as well as in conducting scientific research at this stage.

Текст научной работы на тему «Двусинтаксемные высказывания в ранней детской речи: гендерный аспект по данным Макартуровских опросников»

#

RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics

2313-2299 (print), ISSN 2411-1236 (online)

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: ТЕОРИЯ ЯЗЫКА. СЕМИОТИКА. СЕМАНТИКА

2023 Vol. 14 No. 4 1050-1066

http://journals.rudn.ru/semiotics-semantics

DOI: 10.22363/2313-2299-2023-14-4-1050-1066

EDN: DNFJRI

УДК 81'23-053.2-055.1/.3

Научная статья / Research article

Двусинтаксемные высказывания в ранней детской речи:

гендерный аспект по данным Макартуровских опросников

1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Российская Федерация, Санкт-Петербург, 2 Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук,

Российская Федерация, Санкт-Петербург И melyseeva@yandex.ru

Аннотация. Появление двукомпонентных высказываний в речи детей — один из ключевых этапов речевого онтогенеза. Переход от отдельных слов к предложению — кардинальное событие, связанное не только с развитием собственно речевых навыков, но и с когнитивным становлением. Предшествующие исследования, основанные на лонгитюдных наблюдениях за отдельными детьми, показали, что предложения появляются в возрасте от полутора до двух лет. Гендерные различия в приобретении этого умения никогда не рассматривались. Новизна настоящего исследования заключается в том, что результаты основаны на анализе репрезентативной базы данных детей обоих полов, а также отдельно мальчиков и девочек. Впервые статистически обоснованы нормы синтаксического развития и выделены группы риска. Материалом исследования была база данных, основанная на заполненных родителями 1037 Макартуровских опросников (487 мальчиков и 550 девочек от 18 до 36 мес.). Основные выводы в целом подтвердили возраст появления предложений от полутора до двух лет, однако обнаружились важные нюансы. В 19 мес. количество девочек, в речи которых есть фразы, вдвое превышает количество мальчиков, и различия статистически значимы. Однако в 20 мес. мальчики догоняют девочек. В дальнейшем девочки все время немного опережают, но значимость отмечена только в 23 мес. Дети, результаты которых относятся к медиане, соединяют слова в предложения: 1) в 20 мес. — девочки, 2) около 22 мес. — мальчики. Группы риска по комбинированию слов в высказывание в гендерном отношении отличаются: значительная темповая задержка (дети 5-ого процентиля) отмечается у мальчиков в 25 мес., у девочек в 23 мес., а после 27 мес. почти все мальчики и девочки конструируют фразы. Сопоставление результатов русскоязычных детей с результатами детей, говорящих на нескольких других языках (по данным научной литературы), подтвердило мнение о типичности возраста появления двусинтаксемных предложений. Полученные для русского языка результаты валидны, надежны и имеют ценность не только при осуществлении научных исследований становления речи, но и в практике диагностики речевого развития.

© Елисеева М.Б., Вершинина Е.А., 2023

I I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

I_I https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/legalcode

М.Б. Елисеева1 (В S, Е.А. Вершинина2 Э

Ключевые слова: речевой онтогенез, диагностика речевого развития, Макартуровский опросник, детский синтаксис, двусловные высказывания

История статьи:

Дата поступления: 6.06.2023 Дата приема в печать: 15.09.2023

Для цитирования:

Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. Двусинтаксемные высказывания в ранней детской речи: тендерный аспект по данным Макартуровских опросников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2023. Т. 14. .№ 4. С. 1050-1066. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-4-1050-1066

Two-word Utterances in the Speech of Young Children: Gender Aspect according to MacArthur-Bates Communicative

Development Inventories

Marina B. Eliseeva <E , Elena A. Vershinina ©

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation 2 Pavlov Institute of Physiology, Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russian Federation

И melyseeva@yandex.ru

Abstract. The appearance of two-component utterances in children's speech is one of the key stages of speech ontogenesis. The transition from separate lexemes to sentences is a cardinal event associated not only with the development of speech skills, but also with cognitive development. Previous studies based on longitudinal data have shown that two-word utterances appear from the age of one and a half to two years. Gender differences in the acquisition of this skill have never been considered. What is new in this study is that the results are based on an analysis of a representative database of children of both sexes, as well as separately boys and girls. For the first time, the norms of syntactic development were statistically substantiated and risk groups were identified. The material of the study was a database based on 1037 MacArthur questionnaires completed by parents (487 boys and 550 girls aged 18 to 36 months). The main results confirmed the age of appearance of utterances from one and a half to two years, but important nuances were revealed. Number of girls of 19 months, whose speech contains phrases, is twice the number of boys, and the differences are statistically significant). However, at the age of 20 months the boys are chasing the girls. Then the girls are slightly ahead, but we only observe significance at 23-month age. Girls, whose results refer to the median, say utterances at 20 months, and «median» boys -about 22-month age. The risk groups are different: we see a significant delay (children in the 5th percentile) in boys at the age of 25 months and in girls at 23-month age: they do not combine words into sentences. Comparison of the results of Russian-speaking children with the results of children speaking several other languages (according to scientific literature) confirmed the opinion about the typical age of the appearance of double-syntaxemic sentences. The results obtained are valid and reliable, therefore they are valuable in diagnosing the speech development of young children, as well as in conducting scientific research at this stage.

Keywords: speech ontogenesis, language assessment, MacArthur-Bates CDI, acquisition of syntax, two-word utterances

Article history:

Received: 6.06.2023 Accepted: 15.09.2023

For citation:

Eliseeva, M.B. & Vershinina, E.A. (2023). Two-word Utterances in the Speech of Young Children: Gender Aspect according to MacArthur-Bates Communicative Development Inventories. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 14(4), 1050-1066. https://doi. org/10.22363/2313-2299-2023-14-4-1050-1066

Введение

Цель исследования — выяснить, в какой временной промежуток возникают предложения в речи детей раннего возраста безотносительно к полу и отдельно для мальчиков и девочек, описать нормы и определить группы риска развития синтаксиса.

По данным онтолингвистической, логопедической, педагогической и психологической литературы появление первых предложений при нормо-типичном развитии фиксируется между полутора и двумя годами.

Проверить, насколько значительна вариативность нормы и как отличаются в усвоении фразовой речи мальчики и девочки, в том числе дети групп риска задержки речевого развития, позволили опросники, заполненные родителями детей в возрасте от полутора до трех лет. Статистическая обработка более тысячи ответов родителей дала возможность впервые получить достоверное представление о нормах развития начального детского синтаксиса и возраста комбинирования отдельных слов в высказывание детьми.

Теоретическая значимость исследования заключается в получении новых, статистически обоснованных данных о возрасте возникновения предложений у русскоязычных детей безотносительно к полу и отдельно для мальчиков и девочек.

Исследование актуально и практически значимо для проведения речевой диагностики дефектологами, логопедами, педагогами, психологами.

Обзор литературы: вопросы о развитии начального детского синтаксиса

Основатель отечественной онтолингвистики С.Н. Цейтлин назвала главу в монографии «Лингвистические этюды» метафорически — «Завоевание синтаксиса». В книге рассмотрен «синтаксемный репертуар» детей раннего возраста, начальные комбинации синтаксем, а также функции реплик-повторов в диалоге взрослого с ребенком и роль матери в синтаксическом развитии ребенка. «В начале была синтаксема... — пишет С.Н. Цейтлин. — Конечно, в начале было слово. Но не слово-лексема, а слово-синтаксема. Потому что это слово уже выполняло синтаксическую функцию — именовало какую-то ситуацию» [1. С. 316].

Автор считает, что детский синтаксис является одной из самых неизученных областей и ставит ряд вопросов о начальных этапах синтаксического

развития ребенка. Некоторые из них были исследованы, а часть до сих пор остается без ответов.

«С развитием каких компонентов языковой способности связан переход к двукомпонентному высказыванию?» — спрашивает автор и указывает возможные ответы: наличие определенного количества слов в лексиконе, их разнотипность, умение конструировать словоформы. Стоит вопрос о роли инпута и о взаимосвязи используемых взрослым синтаксических моделей и развитии синтаксемных комбинаций в речи ребенка. Существуют ли временные синтаксические системы ребенка, не имеющие параллелей в нормативном языке? Каковы разные стратегии освоения синтаксиса и зависят ли они только от индивидуальных особенностей ребенка или от типологических особенностей осваиваемого языка? [1. С. 333]. Это очень интересные вопросы, и на часть из них хотя и не получены еще окончательные ответы, но первые шаги в данном направлении сделаны. Так, известно, что предложения могут возникать у некоторых детей с очень незначительным объемом словаря, а другие дети долго не соединяют слова в предложения, даже имея обширный лексикон, при этом между словами в высказывании долго сохраняется пауза — свидетельство трудности построения целостного высказывания. Безусловно, можно говорить об особом типе двусинтаксемных предложений, состоящих из неизмененных слов, — таких фраз нет в речи взрослых, и ребенок их конструирует самостоятельно. Рассмотрим примеры из Фонда данных детской речи Лаборатории онтолингвистики. Первая группа примеров — из речи Алисы Н.: «Дать я!» — дать мне, 1,10; «Я а-а-а» — я хочу спать 2,0, «Я кап-кап» выдавливая крем, 2,2. Однако «телеграфные» высказывания нетипичны для речи этой девочки (заметим, что С.Н. Цейтлин считает период pivot-grammar в целом нехарактерным для детей, говорящих по-русски): так, большая часть первых предложений Алисы соотносима со взрослыми предложениями, по крайней мере, по внешнему оформлению: «Ачу чай» — хочу чай; Бросила телефон на качели: «Пусь тада!» (пусть туда); «Адась это» — карандаш это; «Атя дала» (Настя дала), 2,0. С.Н. Цейтлин пишет, что некоторые дети сразу используют морфологическую маркировку синтаксем, а другие продолжают употреблять слова в замороженных формах. В этом последнем случае телеграфный стиль сохраняется в течение долгого времени, и специфические детские фразы могут состоять уже не из двух, а нескольких слов. Приведем примеры из речи Виталика С. в возрасте 2,3-2,4. Мальчик увидел нож и говорит: «Во, нож бо-бо» (когда-то порезался ножом и помнит, что нож делает больно); «Ика нам-нам, бай» (Вика кушает и спит); «Тёте, тпру-тпру дощика мока» (Тетя, идти гулять нельзя, дождик, мокро); «Мама, дай тпру-тпру» (Мама, пошли гулять). Даже в 2,7 Виталик говорит: «Така бось му» (Виталик боится коровы). Ближе к 3 годам ребенок усваивает некоторые грамматические категории, и предложения становятся «взрослоподобными»: «Мама, папа сипал хахар!* (Мама, папа рассыпал сахар!), 2,9; «Зата пидёшь

ко ме?» (Завтра придешь ко мне?), 2,10. Таким образом, стратегии усвоения синтаксиса могут быть различны.

Пользуясь терминологией известного нейропсихолога Т.В. Ахутиной, можно представить развитие детского синтаксиса следующим образом: от первого этапа — смыслового, самого глубокого синтаксиса ко второму — семантическому [3], иначе говоря — к телеграфной речи, а затем к третьему — «формально-грамматическому», «поверхностному» [3], то есть к появлению грамматически оформленных предложений, подобных фразам взрослых. Грамматичность реализуется в самом факте появления различных частей речи, их категорий и изменения слов [4-6]. Не всегда грамматичность предполагает узуальность: в речи детей появляются сконструированные ими самостоятельно формообразовательные инновации как следствие активного освоения морфологии. В речи детей раннего возраста это прежде всего неправильное образование форм существительных и глаголов: любу вместо люблю, сидю вместо сижу, сосает вместо сосет, целовает вместо целует или це-луть вместо целовать; ухи вместо уши, ушов, а не ушей, людь вместо человек или, наоборот, человеки вместо люди, кусоки вместо куски, стулы, а не стулья и т.п.). Примеров подобных инноваций великое множество, закономерность их появления обоснована и подробно прокомментирована онтолингвистами (например, см. [1; 4-6] и др.). В Макартуровских опросниках на разных языках отдельные пункты посвящены детским грамматическим формам существительных и глаголов: в английские опросники, например, включены формы footes, mouses и mices, buyed и bringed и др. Наличие в речи ребенка таких ошибок — свидетельство активного развития морфологии родного языка.

Становление, этапы и особенности развития начального детского синтаксиса изучались многими отечественными и зарубежными исследователями [1-10]. С.Н. Цейтлин подробно анализирует онтогенез синтаксем и их начальные комбинации в речи детей [1. С. 323-339] и отмечает, что состав компонентов первых предложений близок в разных языках [1. С. 318-319].

В.А. Еливанова считает показателем перехода от этапа голофраз к этапу двусловных высказываний синтаксическую продуктивность высказываний [7]. В статье М.Б. Елисеевой [9] рассмотрены вариативность и качественные отличия синтаксического развития трех детей с различными речевыми стратегиями.

Исследователями ведутся споры о том, отражает ли существование стадии двусловных предложений в первую очередь когнитивные или языковые ограничения. В статье S. Berk и D. Lillo-Martin [10] представлен анализ лонгитюдных данных двух глухих детей, не знакомившихся с доступным им американским языком жестов до шестилетнего возраста. Эти дети, осваивающие первый язык после отсроченного воздействия, перешли к стадии двусловных предложений. Результаты оценок интеллекта, заданий по рисованию и качественного анализа когнитивного развития показали,

что дети обладают как минимум средним интеллектом и способностями. Однако результаты языкового анализа ясно продемонстрировали различия как со сверстниками, так и с детьми раннего возраста (например, в компонентном составе предложений, использовании поздно появляющихся семантических отношений). Это позволило по-новому взглянуть на природу данной фазы языкового развития.

Вопрос о том, с развитием каких компонентов языковой способности связано становление синтаксиса, еще не исследован. Скорее понятно, что не влияет на возникновение первых предложений. Установлено, что появление морфологии — словоизменения/формообразования и зарождения грамматических категорий — обусловлено объемом лексикона, а он, в свою очередь, взаимосвязан с определенным компонентом фонетического развития, а конкретно — с удлинением слоговой структуры слова: быстро увеличивается, когда ребенок становится способен произносить трех- и четырехсложные слова [5]. Имеет значение именно длина слова, сохранение количества слогов — звучать оно может искаженно: субституция звуков (гласных и согласных), упрощение кластеров (стечений согласных), пропуски звуков и перестановки звуков и слогов не мешают усвоить морфологию: абабисик (воробышек), аписи — апельсин, пасинка — машинка. Такой закономерности по отношению к синтаксису нет: дети нередко начинают создавать предложения из очень небольшого набора лексем, включая в первые фразы слова языка нянь, неизмененные словоформы в псевдоименительном падеже и глаголы в инфинитиве, при этом в словах редко встречается слоговая элизия только потому, что используются короткие слова, состоящие не более чем из двух слогов, например: Бр неа (машин нет), Ваня э-а (Ваня не спит), Пака нети (Палки нет). Сравните с фонетически несовершенным, но грамматически правильно оформленным предложением: Тяка бось (Червяка боюсь) — примеры из монографии С.Н. Цейтлин [1]. В этом предложении, произнесенном Аней С. в 1 год и 9 мес., еще есть слоговая элизия, но вскоре она исчезнет из речи ребенка.

Один из поставленных С.Н. Цейтлин вопросов непосредственно касается темы настоящей статьи: «Когда ребенок оказывается в состоянии сконструировать хотя бы минимальную, то есть включающую две синтаксемы фразу?» [1. С. 333].

Логопеды — ученые и практики — указывают нормы развития фразовой речи, как правило, основанные на таблице Н.С. Жуковой [11], созданной по материалам книги А.Н. Гвоздева [6], на протяжении семи лет записывавшего речь своего сына Жени. Норма появления предложений из двух слов-корней, представленная в таблице, основана на речи этого ребенка: Женя начал употреблять предложения в возрасте 1,8-1,10. В настоящее время на сайтах для специалистов и родителей возраст 2 года для появления первых фраз указан как граница нормы, при этом пол ребенка не упоминается.

На основании Фонда данных детской речи Лаборатории онтолингвисти-ки РГПУ им. А.И. Герцена были описаны и представлены в таблице основные закономерности всех компонентов речевого развития детей от рождения до 7 лет — в том числе особенности становления фразовой речи [12]. То, что автор статьи в 2005 году называл закономерностями, постепенно превратилось в обиходе логопедов в «нормы». Следует учесть, что автор ориентировался прежде всего на собственный дневник речевого развития дочери (на основе которого позже была написана монография [5]) и на немногочисленные дневники родителей, и о нормах в данном случае если и можно говорить, то в широком нетерминологическом смысле. При сопоставлении стандартизированных норм развития речи детей до трех лет, полученных позже, с данными «хронологической» таблицы из указанной статьи [12] очевидно, что далеко не все в таблице отражает медиану, а тем более нижнюю границу нормы развития различных компонентов языковой способности. Однако время появления двусловных предложений оказалось достаточно показательным: данные case study совпали с медианой (для развития девочек). В другой статье этого автора [13], написанной уже после того, как были рассчитаны нормы речевого развития детей раннего возраста посредством статистического анализа заполненных Макартуровских опросников, полученные нормы сопоставляются с данными двух лонгитюдных наблюдений: речью Жени Г. (1921 года рождения), сына лингвиста А.Н. Гвоздева, и Лизы Е. (1996 года рождения), дочери автора. Разные компоненты языковой способности (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) развивались у каждого из детей неравномерно. Что касается появления двусинтаксемных высказываний, оба ребенка оказались в целом в пределах средних показателей, но Женя несколько опережал, а Лиза чуть отставала: оба ребенка часто употребляли предложения в 21 мес. (медиана для мальчиков — 22 мес., для девочек — 20 мес., см. об этом подробнее далее).

Результаты анализа пункта опросника «Предложения из двух или более слов» для обоих полов

Сегодня версии MacArthur-Bates CDI «являются одними из наиболее широко используемых инструментов оценки для раннего развития языка» [14. С. 2248]. Об авторах исходных опросников, адаптациях для различных языков и их создателях рассказано на сайте1. История создания русской версии, базы для ввода данных, а также описание методов математической статистики, использованных для получения норм, подробно изложены в [15]. Заметим, что, хотя версий опросника для разных языков более ста, нормы

1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mb-cdi.stanford.edu/ (дата обращения: 28.01.2023).

рассчитаны только для 38 языков2, в числе которых есть и русский благодаря нашему исследовательскому коллективу.

В настоящей статье анализировались результаты ответов родителей на вопрос «Начал ли уже Ваш ребенок строить из слов предложения?».

Рассмотрение полученных данных безотносительно пола обнаруживает следующее: в 18 месяцев 59,5 % детей еще не соединяют слова в предложения, 28,6 % делают это иногда и 11,9 % — часто (в общей сложности — 40,5 %); в 19 месяцев уже 36,6 % иногда составляют предложения, а 22 % — часто (всего 58,6 %); в 31 мес. все дети владеют этим умением (табл. 1 и рис. 1).

В речи англоязычных детей есть лакуна примерно в 4 мес. между 2 критериями: в 18 мес. — ответ «иногда+часто», в 22 — только «часто» [16. С. 50]. Все англоязычные дети комбинируют слова немногим раньше — в 30 мес. [16. С. 80].

Таблица 1/ Table 1

Количество и процент предложений в речи детей (мальчиков и девочек) от 18 до 36 мес. / The number and percentage of sentences in the speech of children (boys and girls) from 18 to 36 months

Количество утвердительных ответов/ Number of affirmative responses Процент утвердительных ответов/ Percentage of affirmative responses

Возраст/ The age Предложения/ Sentences Предложения/ Sentences

Еще нет/ Not yet Иногда/ Sometimes Часто/ Often Всего/ Total Еще нет/ Not yet Иногда/ Sometimes Часто/ Often

18 25 12 5 42 59,5 28,6 11,9

19 17 15 9 41 41,5 36,6 22,0

20 13 20 12 45 28,9 44,4 26,7

21 15 13 15 43 34,9 30,2 34,9

22 9 17 25 51 17,6 33,3 49,0

23 7 12 37 56 12,5 21,4 66,1

24 6 15 40 61 9,8 24,6 65,6

25 2 15 49 66 3,0 22,7 74,2

26 1 7 44 52 1,9 13,5 84,6

27 3 10 47 60 5,0 16,7 78,3

28 1 8 51 60 1,7 13,3 85,0

29 1 6 51 58 1,7 10,3 87,9

30 1 5 71 77 1,3 6,5 92,2

31 0 3 58 61 ,0 4,9 95,1

32 1 5 49 55 1,8 9,1 89,1

33 1 3 51 55 1,8 5,5 92,7

34 0 2 56 58 ,0 3,4 96,6

35 0 4 43 47 ,0 8,5 91,5

36 0 0 49 49 ,0 ,0 100,0

Всего 103 172 762 1037 9,9 16,6 73,5

Источник: составлено авторами / Source: compiled by the authors.

2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wordbank.stanford.edu/ (дата обращения: 28.01.2023).

100 -90 -80 -70 -60 -SS 50 -40 -30 -20 -10 -0 -

Рис. 1. Предложения в речи детей от 18 до 36 мес. (частоты трех типов ответов в процентах)

Источник: составлено авторами.

Fig. 1. Sentences in the speech of children from 18 to 36 months (frequencies of the three types of responses in percent) Source: compiled by the authors.

Рассчитывались средние баллы количества всех ответов родителей (0 — еще нет, 1 — иногда, 2 — часто) об использовании их детьми предложений из двух и более слов. Табл. 2 и рис. 2 показывают динамику по возрасту среднего балла.

Таблица 2/ Table 2

Средние баллы количества всех ответов родителей об использовании детьми предложений / The average scores of the number of all answers of parents about the use of utterances by children

Возраст, мес. / The age, months Количество детей / Quantity children Мальчики/ Boys Девочки/ Girls Среднее/ Average Ошибка среднего/The error of the average Стандартное отклонение/ Standard dysfunction

18 42 18 24 ,52 ,109 ,707

19 41 19 22 ,80 ,122 ,782

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 45 27 18 O0 № ,112 ,753

21 43 21 22 1,00 ,129 ,845

22 51 22 29 1,31 ,107 ,761

23 56 19 37 1,54 ,095 ,713

24 61 33 28 1,56 ,086 ,671

25 66 27 39 1,71 ,064 ,519

26 52 26 26 1,83 ,060 ,430

27 60 23 37 1,73 ,071 ,548

28 60 32 28 1,83 ,054 ,418

29 58 28 30 1,86 ,052 ,395

30 77 35 42 1,91 ,038 ,332

31 61 29 32 1,95 ,028 ,218

32 55 26 29 1,87 ,052 ,388

33 55 28 27 1,91 ,047 ,348

34 58 27 31 1,97 ,024 ,184

35 47 25 22 1,91 ,041 ,282

36 49 22 27 2,00 ,000 ,000

Источник: составлено авторами / Source: compiled by the authors.

11 I I I I I I I

О еще нет / n иногда / som ot ye etim t es J Л > У /

—▼ - час о / fter f

/ > > 1

1 / r— i

С / /

,c > /

k

/ / с r

" с Jl 1 "С У >

' ' ' "

18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Возраст, мес / The age, months

Вариативность в возникновении предложений (гендерные и языковые различия, норма развития и группы риска)

Ответ «иногда» был внесен авторами оригинальной версии, поскольку учитывался «консерватизм» некоторых родителей, не считающих, что ребенок обладает некоторым умением, если только это не происходит часто [18. С. 80]. Однако при обработке ответов родителей американских детей ответы были объединены в две группы: «еще нет/иногда» или «часто». Авторы отмечают, что ответ «иногда» может отражать «непродуктивные, корневые комбинации, комбинирование слов, не являющееся предложением с точки зрения ребенка [16. С. 50], то есть «застывшие фразы».

Статистические различия в появлении и развитии предложений в речи мальчиков и девочек были рассчитаны у русскоязычных детей таким же образом — с учетом двух типов ответов (табл. 3, рис. 3).

В 18 мес. 44,4 % мальчиков и 37,5 % девочек иногда или часто употребляют двусловные предложения, то есть мальчики немного опережают девочек, при этом гендерные различия незначимы статистически. Обратим внимание на то, что это менее половины всех и мальчиков, и тем более девочек.

Но уже в 19 мес. количество девочек, в речи которых есть фразы, увеличивается более, чем вдвое (77,3 %), в то время как мальчики не продвигаются в этом отношении (процентное количество, отмеченное в 19 мес., даже ниже, чем в 18 мес. (36,8 и 44,4 % соответственно): в каждом месяце своя выборка (опросники заполняли родители разных, а не одних и тех же детей), хотя количество детей практически одинаково — 42 в 18 мес. и 41 в 19). Различия статистически значимы, по критерию хи-квадрат: X2 = 6,87, р = 0,009. Таким образом, 19 мес. — точка начала быстрого развития фразовой речи, но именно для девочек. Такой точкой для резкого роста количества предложений в речи мальчиков является следующий месяц: в 20 мес. они практически догоняют девочек (результаты мальчиков и девочек — 70,4 и 72,2 % соответственно). В дальнейшем девочки все время несколько опережают мальчиков, но значимость есть только в 23 мес. (73,7 и 94,6 %, : х2 = 5,02, р = 0,025) и в 27 мес. (87 и 100 %, X2 = 5,08, р = 0,024).

Следовательно, активное развитие двусловных высказываний начинается у девочек с 19 мес., а у мальчиков с 20 мес. и происходит до 27 мес. у детей обоих полов с опережением девочек. После этой возрастной границы почти все мальчики и девочки конструируют фразы из двух (или более) слов без статистически значимого опережения девочек.

Частоты ответов каждой из трех категорий (еще нет, иногда, часто) в процентах представлены на рис. 3 и 4.

Таблица 3 / Table 3

Процент девочек и мальчиков с ответами «еще нет» и «иногда или часто» (комбинирование слов в предложение) / Percentage of girls and boys with the answers "not yet" and "sometimes or often" (combining words in a sentence)

Девочки/ Girls Мальчики/ Boys Все/ All: Boys and Girls

Возраст,

мес. / The age, months еще нет/ not yet иногда или часто/ sometimes or often еще нет/ not yet иногда или часто/ sometimes or often иногда или часто/ sometimes or often Стандартное отклонение/ Standard dysfunction

18 62,5 37,5 55,6 44,4 40,0 49,7

19 22,7 77,3 63,2 36,8 59,0 49,9

20 27,8 72,2 29,6 70,4 71,0 45,8

21 27,3 72,7 42,9 57,1 65,0 48,2

22 13,8 86,2 22,7 77,3 82,0 38,5

23 5,4 94,6 26,3 73,7 88,0 33,4

24 7,1 92,9 12,1 87,9 90,0 30,0

25 2,6 97,4 3,7 96,3 97,0 17,3

26 3,8 96,2 ,0 100,0 98,0 13,9

27 ,0 100,0 13,0 87,0 95,0 22,0

28 ,0 100,0 3,1 96,9 98,0 12,9

29 3,3 96,7 ,0 100,0 98,0 13,1

30 ,0 100,0 2,9 97,1 99,0 11,4

31 ,0 100,0 ,0 100,0 100,0 ,0

32 3,4 96,6 ,0 100,0 98,0 13,5

33 ,0 100,0 3,6 96,4 98,0 13,5

34 ,0 100,0 ,0 100,0 100,0 ,0

35 ,0 100,0 ,0 100,0 100,0 ,0

36 ,0 100,0 ,0 100,0 100,0 ,0

Источник: составлено авторами / Source: compiled by the authors.

140 -

120 100 80 60 40 20 0 -20

/ \ \ /

V O'" гу" / \

if / t ч /

✓ /

0 "4 / Y s / /

•- мальчики / boys

с- девочки / girls

__стандартное отклонение

для обоих полов вместе / standard dysfunction for all: boys and girls

18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Возраст (мес) / The age, months

Рис. 2. Частоты в процентах ответов «иногда» или «часто» на вопрос «Использует ли ребенок предложения из двух или более слов?» в зависимости от возраста детей (M±SD) Источник: составлено авторами.

Fig. 2. Percentages of "sometimes" or "often" responses to the question "Does the child use sentences of two or more words?" depending on the age of children (M±SD) Source: compiled by the authors.

100 -90 -80 -70 -60 -sS 50 -40 -30 -20 -10 -0 -

18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Возраст, мес / The age, months

Девочки / Girls

100 -90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 -

Рис. 3. Предложения в речи мальчиков и девочек (частоты ответов каждой из категорий в процентах)

Источник: составлено авторами.

Fig. 3. Sentences in the speech of boys and girls (frequency of answers of each of the categories in percent)

Source: compiled by the authors.

Дети разного пола с медианными значениями создают двусинтаксемные высказывания с некоторой разницей в возрасте: девочки в 20 месяцев, а мальчики — в 22 мес. После 27 мес. почти все дети конструируют фразы по крайней мере из двух слов.

Интересно сопоставить результаты анализа данных американских детей с результатами, полученными в нашем исследовании.

В 18 мес. процент девочек, иногда или часто создающих комбинации слов, гораздо выше, чем у русскоязычных девочек (65,9 и 37,5 %), но уже в 19 разницы между ними почти нет (78,2 и 77,3 %).

Англоязычные мальчики в 18 мес. не отличаются от русскоязычных (44,1 % англоязычные и 44,4 % русскоязычные); в 19 мес. значительно опережают (53,5 % в сравнении с 36,8 %; в 20 мес. результаты почти одинаковы (68,4 и 70,4 %) — в дальнейшем различий не наблюдалось.

Мальчики / Boys

еще нет / not yet ■ / t

час о / sU" jften J /

/ / \ \ /

1 }

/ V I /

V / __

\ '\с с

/ ■ С

/с / 11 "c 1

О------- с

—— -oj- гще нет / not yet ногда / sometime s л / у \ \ /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—▼[- асто / often / \ /

J\i • \ J ■• \ \. \ / о US у 1 /

/ /

/ /

с

Jm^o...

18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Возраст, мес / The age, months

Вариативность в возникновении предложений проявляется также в усвоении языка детьми с ранним речевым развитием и относящихся к группам риска. Девочки и мальчики 75-ого процентиля (таких детей всего 25 %, и здесь фактор пола оказался не значим) комбинируют слова в предложения уже в 18 мес.

Группы риска по возникновению фразовой речи в гендерном отношении несколько отличаются: значительная темповая задержка (дети 5-ого процен-тиля, отстающие от 95 % сверстников) отмечается у мальчиков в возрасте 25 мес., а у девочек в 23 (если в этом возрасте дети еще не говорят предложения, хотя бы иногда, специалист посоветует обратить на это внимание).

Выводы и перспективы дальнейших исследований

На зарубежных сайтах, посвященных развитию детей, сегодня часто указываются milestones — «вехи», ориентиры, «реперные точки» речевого развития. Это указание на то, что делают дети в определенном возрасте, как развиваются разные сферы: социально-эмоциональная, языковая, когнитивная, физическая — и как они взаимосвязаны. Авторы пишут о некоторых, в основном самых необходимых (с их точки зрения) умениях, и среди важного указано возникновение фразы: в два года ребенок составляет фразы: «Says at least two words together, like "More milk". Авторы замечают: «Developmental milestones are things most children (75 % or more) can do by a certain age» («Вехи развития — это то, что большинство детей (75 % и более) могут делать к определенному возрасту» — перевод мой. — М.Е.)3. По нашим данным, более 75 % русскоязычных детей обоих полов делают это даже немного раньше — в 22 мес.

В монографии, основанной на анализе данных Wordbank, M. Frank с соавторами представляют данные возникновения предложений для 7 языков (американского английского, кантонского и мандаринского диалектов китайского, норвежского, датского, корейского, испанского): к 19 мес. около 50 % детей составляют слова в предложения; к 25 мес. — около 90 % [19]. Таким образом, полученные результаты можно назвать если не универсальными, то типичными. Типичность появления предложений от полутора до 2 лет подтверждается и общепринятым мнением именно о таком временном промежутке, и данными отдельных лонгитюдов.

Вопрос о том, соединяет ли ребенок слова в предложения, не имеет целью выяснить, является ли высказывание ребенка морфологичным, то есть употребляются ли в нем существительные в формах разных падежей и числа, а также глаголы в формах времени/числа/лица), или же относится

3 Режим доступа: https://www.cdc.goV/ncbddd/actearly/milestones/milestones-2yr.html#open TwoWords (дата обращения: 04.06.2023).

к «телеграфному стилю» с использованием грамматически аморфных слов, неизмененных, часто включающих слова baby talk.

В опросниках есть пункт, в котором родителям предлагается выбрать в парах одно из двух предложений (грамматически аморфное или оформленное) как наиболее характерное в данный момент для речи ребенка. Приведу некоторые примеры из разных опросников. В русском: «Ам-ам нет!» или «Не буду есть», «Баба сумка» или «Бабина сумка»; в английском: «Two shoe» или «Two shoes»; «Baby crying» или «baby is crying», «Coffee hot» или «That coffee hot»; в немецком: «Tiger kämpfe» или «Tiger kämpft», «Katze schön» или «Die Katze ist schön», «Puppe schlaft» или «Puppe schläft». Принцип создания таких пар одинаков: первое предложение — без грамматических маркеров, второе — с ними. При этом интересно, что иногда второе предложение тоже может содержать ошибку («That coffee hot»), но ближе к нормативному языку по какому-то параметру (здесь — по использованию артикля).

Однако в настоящем исследовании нас интересовал сам факт употребления детьми двусинтаксемных высказываний. Данные о грамматических (морфологических) нормах овладения отдельными морфологическими категориями существительного (падежа и числа) и глагола (времени и лица) в речи детей, полученные на основе данных Макартуровских опросников, опубликованы в [15; 17; 18]. Установлено, что овладение морфологией гораздо сложнее для многих детей, чем овладение синтаксисом, но также труднее для мальчиков, чем для девочек. Девочки с медианными значениями используют все указанные выше грамматические категории с 31 мес., а мальчики с 33 мес. При этом, однако, и девочка в 25 мес., и мальчик в 27-28 мес., только начинающие изменять слова, находятся в пределах нижней границы нормы. Только полное отсутствие словоизменения в речи в 28 мес. у девочек и в 34 мес. у мальчиков фиксируется как отставание. Девочки со значительной задержкой речевого развития (5-ого процентиля) не изменяют слова в 32 мес., а мальчики в 36 мес. [18].

Хотя нормы и группы риска по формированию морфологии в детской речи описаны подробно, вопрос о том, использованы ли грамматические формы внутри отдельных слов или в словах, входящих в состав предложения, пока остается неисследованным.

Анализ того, как постепенно увеличивается количество слов в предложении, какая длина высказывания является нормой развития в определенном возрасте, не рассмотрен в настоящей статье (кратко это упомянуто в книге [15] и статье [12]) и также может быть предметом дальнейшего исследования.

Отдельной проблемой, требующей изучения, является соотношение и взаимообусловленность компонентов языковой способности ребенка (например, как появление фразы связано с объемом лексикона и способствует ли оно развитию морфологии).

Заключение

Исследование показало, что возраст появления предложений — от полутора до двух лет, однако обнаружились важные нюансы. В 19 мес. количество девочек, в речи которых есть фразы, вдвое превышает количество мальчиков, и различия статистически значимы; в 20 мес. мальчики догоняют девочек. В дальнейшем девочки все время немного опережают, но значимость отмечена только в 23 мес. Дети, результаты которых относятся к медиане, соединяют слова в предложения: 1) в 20 мес. — девочки, 2) около 22 мес. — мальчики. Группы риска по комбинированию слов в высказывание в гендерном отношении отличаются: значительная темповая задержка (дети 5-ого процентиля) отмечается у мальчиков в 25 мес., у девочек в 23 мес., а после 27 мес. почти все мальчики и девочки конструируют фразы. Сопоставление результатов русскоязычных детей с результатами детей, говорящих на нескольких других языках (по данным научной литературы), подтвердило мнение о типичности возраста появления двусинтаксемных предложений. Полученные для русского языка результаты валидны, надежны и имеют ценность не только при осуществлении научных исследований становления речи, но и в практике диагностики речевого развития.

Библиографический список

1. Цейтлин С.Н. Лингвистические этюды. СПб: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013.

2. Bloom L. One Word at a Time: the Use of Single Word Utterances before Syntax. The Hague; Paris: Mouton Publishers, 1973. https://doi.org/10.7916/D8H995NS

3. Ахутина Т.В. Исследования порождения и восприятия речи в отечественной психолингвистике // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966-2021): коллективная монография. М.: Институт языкознания-ММА, 2021. С. 423-435.

4. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка. М.: Владос, 2021.

5. Елисеева М.Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы. Монография. М.: Языки славянских культур, 2015.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

7. Еливанова В.А. Синтаксическая продуктивность высказывания как показатель перехода от этапа однословных высказываний к этапу двусловных высказываний // Коррекционная педагогика: Единое образовательное пространство: Сборник научно-метод. трудов. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2003. С. 40-44.

8. Brown R., Fraser C. The Acquisition of Syntax // C.N. Cofer & B.S. Musgrave (Eds.). Verbal behavior and learning: Problems and processes. McGraw-Hill Book Company. P. 158-209. https://doi.org/10.1037/11178-005

9. Елисеева М.Б. Двукомпонентные и многокомпонентные высказывания в ранней детской речи: типичное и индивидуальное // Проблемы онтолингвистики — 2022: речевой мир ребенка (универсальные механизмы и индивидуальные процессы): Материалы ежегодной международной научной конференции, Санкт-Петербург, 19-21 апреля 2022 года. СПб: ВВМ, 2022. С. 85-91.

10. Berk S., Lillo-Martin D. The two-word stage: motivated by linguistic or cognitive constraints? // Cogn Psychol. 2012. № 65(1). Р. 118-40. https://doi.org/10.1016/j.cogpsych.2012.02.002

11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990.

12. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста // Логопед. 2005. № 4. С. 18-28.

13. Елисеева М.Б. Нормы речевого развития: анализ научных трудов и дневника А.Н. Гвоздева в сопоставлении с современными данными // Русский язык в школе. 2022. № 83(2). С. 7-11. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-7-11

14. Mayor J. & Mani N. A short version of the MacArthur-Bates Communicative Development Inventories with high validity // Behav Res. 2019. № (51). Р. 2248-2255. https://doi. org/10.3758/s13428-018-1146-0

15. Елисеева М.Б., Вершинина Е.А., Рыскина В.Л. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. Иваново: ЛИСТОС, 2021.

16. Fenson L., Marchman V.A., Thai D.J., Dale P., Reznick J.S., Bates E. MacArthur-Bates Communicative Development Inventories: usersguide and technical manual. Baltimor-London-Sydney, 2007.

17. Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. Умеет ли ребенок отвечать на вопросы? (По материалам анализа Макартуровских опросников и case study) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2018. № 189. С. 28-43.

18. ЕлисееваМ.Б., Вершинина Е.А. Нормы усвоения грамматических категорий мальчиками и девочками раннего возраста (по данным Макартуровского опросника) // Специальное образование. 2020. № 1(57). С. 120-135. https://doi.org/10.26170/sp20-01-09

19. Frank M.C., Braginsky M., Yurovsk D., Marchman V.A. Variability and Consistency in Early Language Learning: The Wordbank Project. Cambridge, MA: MIT Press. 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://langcog.github.io/wordbank-book (дата обращения: 04.06.2023).

References

1. Cejtlin, S.N. (2013). Linguistic studies. Saint-Petersburg: RGPU n.a. A.I. Gercen publ. (In Russ.).

2. Bloom, L. (1973). One Word at a Time: the Use of Single Word Utterances before Syntax. The Hague; Paris: Mouton Publishers. https://doi.org/10.7916/D8H995NS

3. Ahutina, T.V. (2021). Studies of the generation and perception of speech in Russian psycholinguistics. In: Russian psycholinguistics: results and prospects (1966-2021): Collective monograph. Moscow: Institute of Linguistics. pp. 423-435. (In Russ.).

4. Cejtlin, S.N. (2021). Language and child. Acquisition of native language by child. Moscow: Vlados. (In Russ.).

5. Eliseeva, M.B. (2015). Formation of an Individual Language System of a Child: Early Stages: Monograph. Moscow: Languages of Slavic Culture. (In Russ.).

6. Gvozdev, A.N. (2007). Questions of studying of child speech. Moscow: DETSTVO-PRESS. (In Russ.).

7. Elivanova, V A. (2003). Syntactic productivity of an utterance as an indicator of the transition from the stage of one-word utterances to the stage of two-word utterances. In: Correctional Pedagogy: Unified Educational Space: Collection of Scientific Methods. Proceedings. Saint-Petersburg: RGPU n.a. A.I. Gercen publ. (In Russ.).

8. Brown, R. & Fraser, C. (1963). The Acquisition of Syntax. In: C.N. Cofer & B.S. Musgrave (eds.) Verbal behavior and learning: Problems and processes. McGraw-Hill Book Company. pp. 158-209. https://doi.org/10.1037/11178-005

9. Eliseeva, M.B. (2022). Two-word and multi-word utterances in early child speech: typical and individual. Problemy ontolingvistiki — 2022: rechevoj mir rebenka (universal'nye mekhanizmy i individual'nye processy): Materialy ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Sankt-Peterburg, 19-21 aprelya 2022 goda. Saint-Petersburg: VVM. pp. 85-91. (In Russ.).

10. Berk, S. & Lillo-Martin, D. (2012). The two-word stage: motivated by linguistic or cognitive constraints? Cogn. Psychol., 65(1), 118-140. https://doi.org/10.1016/j. cogpsych.2012.02.002/2012

11. Zhukova, N.S., Mastyukova, E.M. & Filicheva, T.B. (1990). Overcoming general speech undevelopment in preschool children. Moscow: Prosveshchenie. (In Russ.).

12. Eliseeva, M.B. (2005). The development of a child's speech: a linguist's point of view. Logoped, 4, 18-28. (In Russ.).

13. Eliseeva, M.B. (2022). Speech development norms according to the diary and research works by A.N. Gvozdev's and modern data. Russian language at school, 83(2), 7-11. https://doi. org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-7-11 (In Russ.).

14. Mayor, J. & Mani, N. (2019). A short version of the MacArthur-Bates Communicative Development Inventories with high validity. Behav. Res., 51, 2248-2255. https://doi. org/10.3758/s13428-018-1146-0

15. Eliseeva, M.B., Vershinina, E.A. & Ryskina, V.L. (2021). MacArthur CDI: Russian version. Evaluation of the speech and communication development of young children. Development standards. Analysis samples. Comments. Ivanovo: LISTOS. (In Russ.).

16. Fenson, L., Marchman, V A., Thal, D.J., Dale, P., Reznick, J.S. & Bates, E. (2007). MacArthur-Bates Communicative Development Inventories: user's guide and technical manual. Baltimor-London-Sydney.

17. Eliseeva, M.B. & Vershinina, E.A. (2018). Can a child respond to questions? (based on the analysis of macarthur questionnaires and case study). Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 189, 28-43. (In Russ.).

18. Eliseeva, M.B. & Vershinina, E.A. (2020). Norms of grammatical categories acquisition by boys and girls at an early age (based on Macarthur questionnaire). Special Education, 1(57), 120-135. https://doi.org/10.26170/sp20-01-09 (In Russ.).

19. Frank, M.C., Braginsky, M., Yurovsky, D. & Marchman, V.A. (2021). Variability and Consistency in Early Language Learning: The Wordbank Project. Cambridge, MA: MIT Press. URL: https://langcog.github.io/wordbank-book (accessed: 04.06.2023).

Сведения об авторах:

Елисеева Марина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой языкового и литературного образования ребенка , Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48); e-mail: melyseeva@yandex.ru ORCID: 0000-0003-0564-668X.

Вершинина Елена Андреевна, старший научный сотрудник, Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН (199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д.6); e-mail: ver_elen@mail.ru ORCID: 0000-0002-8873-4409.

Information about the authors:

Marina В. Eliseeva, PhD, the Head of the Department of Children's Language and Literary Education Herzen State Pedagogical University of Russia (48, Moika Embankment, St. Petersburg, Russian Federation, 191186); e-mail: melyseeva@yandex.ru ORCID: 0000-0003-0564-668X.

Elena A. Vershinina, Senior Researcher, Pavlov Institute of Physiology of the Russian Academy of Sciences (6, Makarovа Embankment, St. Petersburg, Russian Federation, 199034); e-mail: ver_elen@mail.ru ORCID: 0000-0002-8873-4409.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.