Научная статья на тему 'Макартуровский опросник как инструмент диагностики лексического развития детей от 8 до 36 месяцев'

Макартуровский опросник как инструмент диагностики лексического развития детей от 8 до 36 месяцев Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6442
1067
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛИНГВИСТИКА / РАННИЙ ВОЗРАСТ / МЛАДЕНЦЫ / ПАССИВНЫЙ ЛЕКСИКОН / АКТИВНЫЙ ЛЕКСИКОН / ЛЕКСИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SPEECH DIAGNOSTICS / PSYCHOLINGUISTICS / EARLY AGE / INFANTS / PASSIVE VOCABULARY / ACTIVE VOCABULARY / LEXICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Елисеева Марина Борисовна, Вершинина Елена Андреевна

Настоящая статья основана на анализе данных Макартуровских опросников речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Русская версия американских опросников разработана группой авторов (М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина, В. Л. Рыскина, С. Н. Цейтлин). Исследование проводилось с 2000 по 2012 год. В базу были введены данные из 1805 заполненных опросников детей от 8 до 36 мес. (903 мальчика и 902 девочки). Нормы речевого развития рассчитывались на основании средних значений и медиан. Значительные качественные отличия в русских версиях американских опросников обусловлены особенностями русской культуры и быта. Большая часть лексических единиц русской версии включена в опросники из лонгитюдных исследований. Рассчитанные нормы могут быть использованы для речевой диагностики детей как с нормальным развитием, так и с речевым дизонтогенезом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Елисеева Марина Борисовна, Вершинина Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MACARTHUR COMMUNICATIVE DEVELOPMENT INVENTORY AS A TOOL FOR DIAGNOSING LEXICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AGED 8-36 MONTHS

This article is based on analysis of the data of the MacArthur Communicative Development Inventory questionnaires of speech and communicative development of children at an early age. The MacArthur CDI was translated into Russian by a group of authors: M. B. Eliseeva, E. A.Vershinina, V. L. Ryskina, S.N. Tseytlin. The research was conducted from 2000 to 2012. The data from 1805 questionnaires of children aged 8 to 36 months (902 girls and 903 boys) were entered in the database of the Russian version of the CDI. The norms of speech development are calculated both on the basis of average numbers and medians. Significant qualitative differences in the Russian versions of American questionnaires may be attributed to the peculiar features of the Russian culture and everyday life. Most lexical units in the Russian version are included in questionnaires from longitudinal studies. The norms that have been calculated can be used for speech diagnostics of both children with typical development and of those with speech dysontogenesis

Текст научной работы на тему «Макартуровский опросник как инструмент диагностики лексического развития детей от 8 до 36 месяцев»

УДК 81'23 ББК Ш100.6

ГСНТИ 14.29.01

Код ВАК 13.00.03

М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина

Санкт-Петербург, Россия

M. B. Eliseeva, E. A. Vershinina

St. Petersburg, Russia

МАКАРТУРОВСКИИ ОПРОСНИК КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 8 ДО 36 МЕСЯЦЕВ

THE MACARTHUR COMMUNICATIVE DEVELOPMENT INVENTORY AS A TOOL FOR DIAGNOSING LEXICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AGED 8—36 MONTHS

Аннотация. Настоящая статья основана на анализе данных Макартуровских опросников речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Русская версия американских опросников разработана группой авторов (М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина, В. Л. Рыскина, С. Н. Цейтлин). Исследование проводилось с 2000 по 2012 год. В базу были введены данные из 1805 заполненных опросников детей от 8 до 36 мес. (903 мальчика и 902 девочки). Нормы речевого развития рассчитывались на основании средних значений и медиан. Значительные качественные отличия в русских версиях американских опросников обусловлены особенностями русской культуры и быта. Большая часть лексических единиц русской версии включена в опросники из лонгитюдных исследований. Рассчитанные нормы могут быть использованы для речевой диагностики детей как с нормальным развитием, так и с речевым дизонтогенезом.

Ключевые слова: речевая диагностика; психолингвистика; ранний возраст; младенцы; пассивный лексикон; активный лексикон; лексическое развитие.

Сведения об авторе: Елисеева Марина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент.

Место работы: зав. кафедрой языкового и литературного образования ребенка, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

Abstract. This article is based on analysis of the data of the MacArthur Communicative Development Inventory — questionnaires of speech and communicative development of children at an early age. The MacArthur CDI was translated into Russian by a group of authors: M. B. Eliseeva, E. A.Vershinina, V. L. Ryskina, S.N. Tseytlin. The research was conducted from 2000 to 2012. The data from 1805 questionnaires of children aged 8 to 36 months (902 girls and 903 boys) were entered in the database of the Russian version of the CDI. The norms of speech development are calculated both on the basis of average numbers and medians. Significant qualitative differences in the Russian versions of American questionnaires may be attributed to the peculiar features of the Russian culture and everyday life. Most lexical units in the Russian version are included in questionnaires from longitudinal studies. The norms that have been calculated can be used for speech diagnostics of both children with typical development and of those with speech dy-sontogenesis.

Keywords: speech diagnostics; psycholin-guistics; early age; infants; passive vocabulary; active vocabulary; lexical development.

About the author: Eliseeva Marina Borisovna, Candidate of Philology, Associate Professor.

Place of employment: Head of Department of Children's Language and Literary Education, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia.

Контактная информация: 196084, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 80, к. 89. E-mail: melyseeva@yandex.ru.

Сведения об авторе: Вершинина Елена Андреевна, старший научный сотрудник.

Место работы: Институт физиологии РАН им. И. П. Павлова.

Контактная информация: 199034, Сан E-mail: ver_elen@mail.ru.

About the author: Vershinina Elena An-dreevna, Senior Researcher.

Place of employment: Pavlov Institute of Physiology of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia. -Петербург, наб. Макарова, д. 6.

1. Родительские опросники как инструмент речевой диагностики.

Оценка речевого и коммуникативного развития детей с помощью стандартизированных шкал — эффективный инструмент диагностики. Опросники для родителей детей раннего возраста имеют ряд преимуществ перед другими средствами диагностики речи и коммуникации маленького ребенка. Родители постоянно общаются с ребенком, и поэтому хорошо заполненный родительский опросник может содержать более полноценные сведения о речи ребенка, чем результаты тестирования, полученные профессионалом. С помощью анализа опросника специалист может оценить не только развитие ребенка, но и речевое поведение взрослых и в дальнейшем опираться на полученные сведения при взаимодействии с родителями. Заполнение опросника полезно и для самих родителей: заставляет их задуматься над развитием ребенка, над собственным речевым поведением и делает возможным их коррекцию. Периодическое заполнение опросника позволяет увидеть картину развития и продвижения ребенка. Опросник является Работа поддержана Российским научным усвоения русского языка и становление ко пах развития ребенка». © Елисеева М. Б., Вершинина Е. А., 2017

своего рода подробным планом развития коммуникативных умений, жестов, словаря и грамматики.

2. Макартуровские опросники для родителей: история русификации, сбора данных и получения норм. Первым коллективом, русифицировавшим западные опросники, был Институт раннего вмешательства в Санкт-Петербурге, где были адаптированы два американских опросника — KID <R> и RCDI-2000. Они «представляют собой вопросники, составленные по результатам анализа разнообразных типичных форм поведения детей первых лет жизни» [8], и обследуют широкий круг навыков.

Два других американских опросника — «The MacArthur Communicative Development Inventory: words and gestures» и «The MacArthur Communicative Development Inventory: words and sentences» — были русифицированы позже с разрешения авторов (Fenson L., Dale P., Reznick S., Bates E., Thal D., Pethick S.) и названы соответственно «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты» (8—17 мес.) и «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и фондом, грант 14-18-03668 — «Механизмы ммуникативной компетенции на ранних эта-

предложения» (18—36 мес.). Кратко расскажем историю их русификации.

В 1991 году в РГПУ им. А. И. Герцена под руководством д-ра филол. наук, проф. С. Н. Цейтлин была открыта первая в России кафедра детской речи. Сотрудники не только разрабатывали теоретические основы дисциплины «Лингвистика детской речи», но и создавали Фонд данных детской речи — самый обширный из существующих в России. К моменту начала работы по адаптации Макар-туровского опросника мы уже имели необходимые данные о начальном лексиконе и грамматике русскоязычного ребенка, на которые и опирались при создании русских вариантов американских тестов (в частности, исследованию речи детей раннего возраста посвящены монографии участников авторского коллектива [ 1; 3; 10; 11]). Распространение опросников среди родителей, сбор и анализ полученного материала были завершены к 2012 г. В базу данных MS Access были включены результаты заполненных 768 опросников для детей от 8 до 18 мес. (416 мальчиков и 352 девочек) и 1037 опросников для детей от 18 до 36 мес. (487 мальчиков, 550 девочек). Затем были рассчитаны нормы речевого развития по всем пунктам опросника и по всем возрастам — на основании средних значений и медиан. В каждом возрасте рассчитывались процентили от 5 % до 99 %, на основании которых принимаются решения о соответствии ребенка возрастной норме. Зависимости процентилей от возраста были аппроксимированы логистической кривой для получения сглаженных данных. Нормы рассчитывались для обоих полов вместе, а также

отдельно для мальчиков и девочек. Проводилось исследование влияния пола на параметры развития детской речи по всем разделам опросника. Применялись следующие методы анализа: расчет доверительных интервалов для средних значений, регрессионный анализ — аппроксимация зависимостей значений процентилей от возраста логистической кривой, t-test и критерий Манна — Уит-ни для сравнения значений средних и медиан между мальчиками и девочками в каждом разделе и для каждого возраста, ковариационный анализ для проверки влияния пола ребенка на оценки развития речи в каждом разделе при исключении влияния возраста. Получено Свидетельство о государственной регистрации базы данных МАКАРТ-РУС № 201 362 04 89 от 10 апреля 2013 г., авторы — С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева, В. Л. Рыс-кина, Е. А. Вершинина, А. М. Вершинин.

Нормы лексического развития русскоязычных детей размещены на двух международных сайтах [12; 19] (см. о них: [17]).

Следует помнить, что опросник не преследует цели получения полных данных о речевом развитии ребенка: статус опросников репрезентативный, а не полный, на что указывали авторы первоисточника [15, с. 15]. Чем старше ребенок, тем больше разрыв между его реальным словарем и списком слов опросника [4], однако это не мешает успешно использовать опросник в диагностических целях.

Как справедливо пишет Т. Н. Ушакова, «обогащение фактической базы данных о сроках и объемах усваиваемого детьми словесного материала

достигнуто за счет широкого применения интервьюирования родителей» [9, с. 9]. Сегодня Макартуровские опросники адаптированы более чем для 50 языков мира (см. обзор: [14]). Исследователи отмечают, что родительский опросник оказался эффективным средством ранней речевой диагностики.

Данные, полученные путем анализа заполненных опросников, обеспечивают основу для стандартизированных сопоставлений лексикона отдельных детей с нормативами, а также используются для установления возраста появления отдельных слов пассивного и активного лексикона, жестов и символических действий [17]. Исследование [18] посвящено различиям первых 10 слов в трех языках; в статье [2] сравнивается употребление прилагательных детьми раннего возраста, говорящими на разных языках, а в магистерском исследовании [7] — глаголов. Статья [5] посвящена гендерным различиям в усвоении языка русскоязычными детьми 8—18 мес.

Первый опросник оценивает словарь — пассивный и активный, жесты и действия. Второй опросник оценивает словарь — только активный; морфологию (в том числе ненормативные формы существительных и глаголов, оцениваемые как прогресс в развитии ребенка); синтаксис (двусловные и многословные высказывания). В обоих русских опросниках есть возможность вписывать конкретные слова, произносимые ребенком (чего нет в первоисточнике), что позволяет логопеду оценить звукопроизношение и слоговую структуру слова. Заметим, что именно умение артикулировать трех-

и четыресложные слова является диагностичным после двух — двух с половиной лет [3, с. 53].

При русификации опросника учитывалось, что источниками пополнения лексикона ребенка являются окружающая среда, отраженная в речи взрослых (игрушки, предметы домашнего обихода, привычные действия), и «вторичная» реальность, отраженная в книгах, мультфильмах, традиционных играх и т. п. Картины мира в языковом сознании англоязычных и русскоязычных детей различаются — следовательно, отличается и лексикон. Например, в американском опроснике нет слов коза, лиса, заяц, еж, змея, бегемот, баран, поросенок, ворона, воробей, голубь, муха, комар, — оказавшихся частыми у русских детей. Многие слова были нами исключены, поскольку отсутствуют (или редки) в спонтанных начальных лексиконах русскоязычных детей: zebra (зебра), moose (лось), ant (муравей), bunny (кролик), deer (лань), pony (пони), applesauce (яблочный соус), french fries (разновидность чипсов), pretzel (кренделек), vanilla (ваниль) и др.

В книге [6] излагается история русификации опросников, даны заполненные бланки с анализом речи конкретных детей, инструкции для родителей и специалистов, позволяющие разобраться в количественных результатах, а также рекомендации по качественному анализу опросника. Приведены чистые бланки обоих опросников, а также чистые бланки для количественного анализа опросников для ксерокопирования и последующего использования. Представлены нормы речевого и коммуникативного развития детей в виде

таблиц, удобных не только для логопедов, но и для родителей.

В настоящей статье мы впервые публикуем более полные нормативные данные по лексическому развитию детей и комментируем их применение. В силу ограниченного объема статьи данные представлены только в процентилях — как наиболее показательной характеристике. Процентили — это значения набора данных или выборки, которые отражают процентное содержание значений выборки, равное или превышающее данное значение. Например, значение 25-й процентили указывает, что 25 % значений упорядоченного по возрастанию ряда данных располагается ниже этого уровня. 50-я про-центиль называется медианой. Медиана представляет собой срединное значение, т. е. значение выборки, при котором 50 % значений находится ниже медианы, а 50 % — выше. Среднее значение может значительно отличаться от медианы для асимметричных распределений. Более надежным показателем в данном случае является медиана.

3. Диагностика лексического развития детей от 8 до 18 мес.

3.1. Оценка пассивного словаря. Предложите родителям заполнить опросник «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты», подсчитайте количество слов в графе «Понимает». В таблицах 1 и 2 в соответствии с полом ребенка выберите подходящую графу в горизонтальной строке «Возраст». Найдите наиболее близкое к полученному количество слов в одной из вертикальных граф,

отражающих процентили от 5 до 99-й, и проанализируйте пассивный лексикон ребенка.

Медиана (50-я процентиль) для девочек в 12 мес. — 103 слова. Показатели выше медианы свидетельствуют о более высоком уровне речевого развития; показатели ниже медианы — о более низком уровне, но отнюдь не об отставании. Границей нормы лексического развития в США принято считать 10-ю процентиль, в России — 15-ю. Значит, если годовалая девочка понимает 32 (или меньше) слов, можно начать беспокоиться, если 20 — есть отставание, если 12 — задержка лексического развития. Для девочек 17 мес. медианой является понимание 236 слов, основанием для беспокойства — понимание только 141 слова, отставанием — 111 слов, задержкой — 68.

У мальчиков медиана в возрасте одного года почти та же, что и у девочек (106 слов), но в группу «беспокойства» и группу риска попадают мальчики с лучшим пассивным лексиконом, чем девочки этого же возраста (понимают 42 слова — 15-я процентиль; 32 слова — 10-я процентиль; 15 слов — 5-я). У мальчиков 17 мес. нормой является понимание 224 слов, основанием для беспокойства — понимание 137 слов, некоторым отставанием — 114 слов, задержкой — 84. Как видим, понимание речи в раннем возрасте у мальчиков и девочек примерно одинаково, а в группе риска оказываются девочки с более низкими показателями, чем мальчики.

На приведенных графиках (рис. 1, 2) наглядно представлены данные по основным процентилям.

Таблица 1. Оценки процентилей для понимаемых слов (девочки)

Возраст (мес.)

%-ль 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

99 168 197 227 255 281 303 322 338 351 360

95 158 185 213 240 265 288 308 325 340 351

90 118 144 171 199 227 253 278 300 318 334

85 103 125 149 175 201 227 252 276 296 314

80 87 106 128 153 178 205 231 256 278 299

75 80 98 118 141 165 191 216 241 265 286

70 71 88 108 130 154 179 206 231 256 279

65 57 72 90 111 135 161 188 216 243 268

60 51 65 81 101 123 148 175 202 229 255

55 43 56 71 89 111 135 162 190 218 245

50 39 51 65 83 103 127 153 180 209 236

45 35 46 59 76 96 118 144 172 201 229

40 26 36 48 63 83 106 133 163 195 227

35 25 33 44 58 76 97 121 149 179 210

30 21 29 38 51 67 87 110 137 167 198

25 17 23 31 41 55 73 94 119 148 179

20 12 17 23 32 44 59 79 103 132 163

15 8 11 16 22 32 44 61 83 110 141

10 4 6 9 14 20 29 42 59 82 111

5 3 4 6 8 12 17 25 35 49 68

Таблица 2. Оценки процентилей для понимаемых слов (мальчики)

Возраст (мес.)

%-ль 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

99 136 160 186 211 237 260 282 302 319 333

95 125 148 171 196 220 244 267 287 305 321

90 103 123 145 169 194 219 243 266 286 305

85 92 111 132 155 180 205 229 253 274 294

80 79 96 116 139 163 188 213 238 261 282

75 73 90 109 130 153 177 202 227 251 273

70 66 81 99 119 141 164 189 214 238 261

65 60 74 91 109 130 153 178 202 227 250

60 56 69 85 103 123 145 169 193 218 242

55 53 65 79 96 115 136 159 183 207 231

50 46 57 71 87 106 127 150 174 199 224

45 40 51 64 79 97 118 141 166 191 217

40 32 41 53 68 85 106 130 156 184 212

35 27 35 46 59 75 94 116 141 168 196

30 22 29 38 50 64 82 104 128 155 184

25 18 24 32 42 55 71 91 114 141 170

20 15 20 27 36 48 62 80 101 126 153

15 13 18 24 32 42 54 70 89 112 137

10 10 13 18 24 32 42 55 72 91 114

5 3 5 7 11 15 22 31 44 61 84

Рис.

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Age (in months)

1. Оценки процентилей для понимаемых слов (девочки)

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Age (in months)

Рис. 2. Оценки процентилей для понимаемых слов (мальчики)

3.2. Оценка активного лексикона. Предложите родителям заполнить опросник «Тест речевого и коммуникативного развития ребенка: слова и жесты», подсчитайте количество слов в графе «Понимает и говорит». В таблицах 3 и 4 (см. ниже) в соответствии с полом ребенка выберите подходящую графу в горизонтальной строке «Возраст». Найдите

наиболее близкое к полученному количество слов в одной из вертикальных граф, отражающих процен-тили от 5 до 99-й, и проанализируйте активный словарь ребенка. Например, если ребенок (неважно, какого пола) в возрасте года произносит 3 слова, его лексическое развитие следует отнести к медиане (по сути — к среднему возрастному уровню). По-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

казатели выше медианы свидетельствуют о более высоком уровне речевого развития. Если ребенок в 11 мес. не произносит ни одного слова, не следует беспокоиться, но к году даже у детей 20-й процентили появляется по одному слову, следовательно, полное отсутствие продуктивной речи — симптом риска (хотя словами начального лексикона являются не только нормативные слова взрослого языка (естественно, нередко с искаженной звуковой оболочкой), но и

звукоподражательные слова «языка нянь»; в расчетах норм звукоподражания не учитывались). В 17 мес. отсутствие 6 слов у девочек и 4 у мальчиков является основанием для беспокойства, 4 слов у девочек и 1 слова у мальчиков — отставанием, а значительной задержкой лексического развития является наличие только 1 слова у девочек и ни одного — у мальчиков. Медиана у девочек в 17 мес. — 23 слова, у мальчиков — 19.

Таблица 3. Оценки процентилей для произносимых слов (девочки)

Возраст (мес.)

%-ль 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

99 7 11 19 31 50 77 116 163 215 264

95 7 10 16 25 38 57 83 117 158 202

90 5 7 10 15 21 31 43 60 81 108

85 4 6 8 11 16 23 33 46 63 85

80 3 5 6 9 12 17 23 32 43 58

75 2 3 5 7 9 13 18 24 33 45

70 2 3 4 5 8 11 15 20 28 38

65 1 1 2 3 5 7 11 17 26 38

60 1 1 2 3 4 7 10 15 23 35

55 1 1 2 3 4 6 9 13 20 29

50 1 1 1 2 3 5 7 11 16 23

45 1 1 1 2 3 4 7 10 15 22

40 0 0 1 1 2 3 5 8 12 20

35 0 0 1 1 2 3 4 6 10 16

30 0 0 0 1 1 2 3 5 9 14

25 0 0 0 1 1 1 2 4 7 12

20 0 0 0 0 1 1 2 3 5 10

15 0 0 0 0 0 1 1 2 4 6

10 0 0 0 0 0 1 1 1 2 4

5 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1

Таблица 4. Оценки процентилей для произносимых слов (мальчики)

%-ль Воз раст (мес.)

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

99 9 13 19 26 37 51 69 92 119 151

95 8 11 14 19 25 33 43 55 71 89

90 4 6 8 11 16 22 29 40 53 70

85 3 5 6 8 11 15 21 27 36 48

80 3 4 5 7 10 13 18 24 31 41

%-ль Возраст (мес.)

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

75 3 4 5 7 9 12 17 22 30 40

70 2 3 4 5 7 10 14 19 26 36

65 1 1 2 3 4 7 10 16 23 35

60 1 1 2 3 4 6 8 13 19 27

55 1 1 2 2 4 5 8 11 16 23

50 1 1 1 2 3 4 6 9 13 19

45 1 1 1 2 3 4 5 8 11 16

40 0 0 1 1 2 2 4 6 10 15

35 0 0 1 1 1 2 3 5 8 12

30 0 0 0 1 1 2 2 4 6 10

25 0 0 0 0 1 1 2 3 5 9

20 0 0 0 0 1 1 1 2 4 7

15 0 0 0 0 0 0 1 1 2 4

10 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1

5 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Рис. 3. Оценки процентилей для произносимых слов (девочки)

Age (in months)

Рис. 4. Оценки процентилей для произносимых слов (мальчики)

Итак, по активной речи до полутора лет мальчики хотя и чуть отстают от девочек (в том числе и в группе риска), но незначительно. Однако интересно, что в верхней процентили это различие статистически значимо: 264 слова у «продвинутых» девочек и 151 у «продвинутых» мальчиков (такой значительной разницы в понимании речи не наблюдается).

На приведенных ниже графиках (рис. 3, 4) наглядно представлены данные по основным процентилям.

4. Диагностика лексического развития детей от 18 до 36 мес.

4.1. Оценка активного словаря. Предложите родителям заполнить опросник «Тест речевого и коммуникативного развития ребенка: слова и предложения», подсчитайте количество слов в графе «Говорит». В таблицах 5 и 6 (см. ниже) в соответствии с полом ребенка выберите подходящую графу в горизонтальной строке

«Возраст». Найдите наиболее близкое к полученному количество слов в одной из вертикальных граф, отражающих процентили от 5 до 99-й, и проанализируйте активный словарь ребенка. Например, норма — если девочка в возрасте полутора лет произносит 75 слов, а мальчик — 34.

Показатели выше медианы свидетельствуют о более высоком уровне речевого развития, а показатели ниже медианы в пределах 20-й процентили — о более низком уровне развития, однако в «коридоре» нормы. Если же девочка в 18 мес. произносит 13 слов, а мальчик — 5, следует обеспокоиться. Отсутствие 9 слов у девочек и 3 у мальчиков является отставанием, 4 у девочек и 2 у мальчиков — значительной задержкой.

В 24 мес. медиана у девочек — 252 слова, у мальчиков — 155; в 30 мес. — 505 и 427; в 36 мес. — 642 и 623 соответственно.

СТ-1

Таблица 5. Оценки процентилей для произносимых слов (девочки)

о

а

Возраст (мес.)

%-ль 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

99 354 410 463 511 551 585 611 632 648 660 668 675 680 683 686 687 689 690 690

95 299 355 410 462 509 549 582 609 630 646 658 667 674 679 682 685 687 688 689

90 248 295 343 392 439 483 522 555 584 607 626 641 653 662 669 675 679 682 685

85 196 237 283 330 379 426 470 510 545 575 600 620 636 649 659 667 673 677 681

80 167 204 247 292 340 388 435 478 517 551 580 603 623 638 651 660 668 673 678

75 151 185 224 266 311 357 403 447 488 524 556 583 605 624 639 650 660 667 673

70 132 163 198 237 279 324 370 414 457 496 531 561 587 608 626 640 651 660 667

65 116 144 176 212 251 294 339 383 427 468 505 538 567 591 612 628 642 653 661

60 102 127 156 189 226 267 311 355 399 442 481 517 549 576 599 618 633 646 656

55 90 112 138 168 202 240 282 325 369 412 453 491 525 555 581 603 621 635 647

50 75 94 117 144 176 212 252 295 339 384 427 468 505 538 567 591 612 628 642

45 59 75 94 118 147 180 218 259 304 350 396 440 481 518 550 578 601 620 636

40 47 60 76 96 120 149 182 219 261 305 351 396 440 481 518 550 578 601 620

35 34 44 57 73 93 117 146 181 219 262 308 355 402 447 489 526 558 585 608

30 27 35 45 58 75 95 121 150 185 225 269 315 363 410 455 496 532 563 590

25 22 29 37 49 63 80 102 129 160 197 238 283 330 378 425 468 508 543 573

20 16 21 28 37 48 62 81 103 130 163 201 244 290 338 387 434 478 518 552 498

15 13 17 22 29 37 48 61 78 100 125 156 191 231 274 321 368 414 458

10 9 12 15 20 26 34 44 57 74 94 119 149 184 224 268 315 363 411 455

5 4 6 8 10 13 18 24 31 41 54 70 91 116 147 184 226 272 321 372

Возраст (мес.) со со о CD со г--СО со ОО со К-со см loco со со см со со LO LO со LO я со LO со СО со СЧ1 со со о со h» en LO со СО LO со со LO ОО см LO 5 LO со -ít <о со 254

LO со СП со со со со со СО со см со LO со со со со со см ю со со 3 см со со О) CD со о CD см СО LO r--LO ОО LO ю СП см ю СО ОО LO LO со со со СП со со сх> CD см

-а- СО со СО СО со СО СО СО со СО со со LO со о LO СО о со СП см со со СО О) ю со Г-ю т LO LO СП со LO со см LO СП со ■п- Т CD --Í- со со со со см СП со

со со СО СО СО СО СО СО СО СО ОО LO со г- S со со со LO CNJ со со со О) LO CNJ г^-LO 00 LO CD CXI LO со LO со LO СП со co LO со СП 1— см со см LO со

см со 3 СО г-г^-СО со СО ОО со LO СО со со см со со о со СП ОО LO со LO см -Г LO со LO со со LO со LO СП со LO со roen CM со со см см г со со

со СО СО CNJ h-со см LO СО LO со со ОО со о со см СО ю см со LO hoco LO со со LO см г— -•i- CO со Tl- со СО со я LO СП см LO CM LO со со со см оо

со со Ь— СО LO со СО СО СУ) <Б Oí О) ю СО LO со LO LO СП см ю 5 LO ^г со Го-см "5* cñ со со со со со со СУ) см Гсм СП СП г— со со со со

оэ см г^ СО со LO СО СО см со сп СУ) LO |о-LO со LO LO ОО LO см СП ^г о со СП СП г— со со з CD со СП Г— см ^f-см см со см Polo Tl- см СО О)

со см со со со ю S со о СО м- LO LO ю о см ю СП г^- со ю LO hoco СП см со LO CD CM CNI со см со см со о см со со со см СО ОО СО со г— со

1— см СО LO со cd СО со со СО LO ю LO LO см ОО ■ч- со 43- CD ОО со со СМ CNJ со о 00 см со CM со см со СО со со со со -si-СП Го-СО со со см

со см СП со со СМ СО о СО ю о LO см ГО- ^г со т Го. со со со LO со см со г--см со см со CD CM LO Го- со со см о см fo- LO со со см

Ю см Csl СО СО СО LO СО см ю |о- со со ю СУ) со ОО СО со СО со со ■изгоем СО см см см СП Г»- co со со СП СП СП я ОО со ГО- см со

см Гост. LO о со LO СМ СУ) ^т Го-см СО со со СО СП ОО см со см СП CNJ см г— ОО LO LO з CD СУ) СО со lo- со со со Ti- СП см 1\ 01

со см foco LO со см LO LO «Ч- со со со г— со со со CD СО см см Г-- см СП ОО LO со см foco LO со ОО со co LO со co со см LO СП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

см см со LO СО СО ^ г— CD со со со со СП см ю LO см о сг> см со lo- со LO о см со СП со со со см LO LO со см см со -

см CO со со LO ОО см со см со см см со co со см О) LO JO- LO СО CD LO СП со со со со см СО см СО LO

о см со со со СП со т со о см CD см ^г Г-- СП см h-сп (О- CO LO CD LO со со СП см LO см со см см СП со

СП CO со СО со со со см СУ) СП ГО-СО см cd о СП со Г-- fo-LO CD со СУ) см см см СП LO СУ) со LO со

СО со см со СМ СП см LO см см см со ю со со СП К» со Г- сп ю -rf со CD со CNJ см со to- LO со см

СП О) ю Oí со Oí LO ОО о СО LO |о- со Го- LO со о со LO LO о LO LO со ю со со со LO см co см LO со LO

Таким образом, наибольшая разница в «среднем» лексическом развитии мальчиков и девочек проявляется в полтора года, т. е. девочки раньше набирают продуктивный словарь, но постепенно мальчики увеличивают скорость усвоения слов — и к трем годам почти догоняют девочек.

Различие между полами в группах с риском задержки речевого развития очень значительно. В группу «беспокойства» в два года попадают

девочки с лексиконом в 61 слово и мальчики с лексиконом в 29 слов; в группе риска — девочки с лексиконом 44 слова и мальчики с 20 словами. Значительная речевая задержка к двум годам отмечается при условии наличия в активном словаре только 24 слов у девочек и 12 у мальчиков.

На приведенных ниже графиках (рис. 5, 6) наглядно представлены данные по основным процентилям.

18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Age (in months)

Рис. 5. Оценки процентилей для произносимых слов (девочки)

Рис. 6. Оценки процентилей для произносимых слов (мальчики)

Выводы. Опросники, заполняемые родителями, — результативный инструмент речевой диагностики. Таким образом специалист может оценить, насколько лексическое развитие ребенка соответствует норме. Норма развития — не конкретное значение, а некий диапазон. Граница нормы — 15-я процентиль, некоторая задержка речевого развития — 10-я процентиль, а свидетельство значительной задержки — 5-я процентиль. Однако количественный анализ данных непременно должен быть дополнен качественным: следует посмотреть, какие тематические группы представлены полнее, какие отсутствуют вообще. По наличию слов в группах «На улице, в парке, на даче» и «Места, где бывает ребенок» понятно, куда с ним ходят родители, и называют ли ему окружающее (слова дом, лужа, снег, луна, солнце, трава, скамейка, парк и др.). Есть ли у ребенка слова книга, читать? Есть ли этикетные слова спасибо, пожалуйста, привет, до свидания и т. п.? Задает ли ребенок вопросы и какие? Если ребенок «малоговорящий», обращайте внимание прежде всего на то, что именно он уже произносит; если «многоговорящий» — на то, что отсутствует в его лексиконе (подробно об этом, а также рекомендации для специалистов и родителей, см.: [6, с. 53, 56]). Анализ заполненного опросника также поможет специалисту указать родителям на недостатки их речевого взаимодействия с ребенком и помочь устранить их.

Литература 1. Елисеева, М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста / М. Б. Елисеева. — СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

2. Елисеева, М. Б. Первые прилагательные и наречия в речи русскоязычных детей в сопоставлении с корпусом CLEX / М. Б. Елисеева // Вестн. ЧГУ. — Череповец, 2014. — № 6. — С. 57—61.

3. Елисеева, М. Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы / М. Б. Елисеева. — М. : Языки славянских культур, 2015.

4. Елисеева, М. Б. Макартуровский опросник как источник сведений о речевом развитии ребенка / М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина // Логопед. — М. : Сфера, 2007. — № 6. — C. 72—76.

5. Елисеева, М. Б. Гендерные особенности речевого и коммуникативного развития детей 8—18 месяцев / М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина // Механизмы усвоения детьми грамматической системы русского языка. Acta Lingüistica Petropo-litana. Труды Института лингвистических исследований РАН. — СПб., 2017. — В печати.

6. Елисеева, М. Б. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии / М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина, В. Л. Рыскина. — Иваново : ЛИСТОС, 2016, 2017.

7. Иванова, А. Д. Особенности глагольной лексики детей раннего возраста / А. Д. Иванова. — СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2017.

8. Программа KID RCDI для точной оценки развития ребенка [Электронный ресурс] // С.-Петерб. ин-т раннего вмешательства : сайт. — Режим доступа: http://new.eii.ru/informacionnyj_centr/vopro snik_kid_i_rcdi/.

9. Ушакова, Т. Н. Принципы развития ранней детской речи / Т. Н. Ушакова // Дефектология. — 2004. — № 5. — С. 4— 16.

10. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. — М. : Владос, 2000.

11. Цейтлин, С. Н. Лингвистические этюды / С. Н. Цейтлин. — СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2013.

12. Cross Linguistic Lexical Norms [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.cdi-clex.org/.

13. Dandurand, F. A Fresh Look at Vocabulary Spurts [Electronic resource] / F. Dandurand, T. R. Shultz. — Mode of access: http://csjarchive.cogsci.rpi.edu/proceedings/2 011/papers/0268/paper0268.pdf.

14. Dale, F. Adaptations of the MacArthur-Bates CDI Into Non-U.S. English Languages [Electronic resource] / F. Dale, M. Pen-fold. — 2011. — Mode of access: http://mb-cdi.stanford.edu/documents/AdaptationsSurv ey2011.pdf.

15. Fenson, L. Variability in Early Communicative Development / L. Fenson, P. Dale, S. Reznick, E. Bates, D. Thal, S. Pethick // Monograths of the Society for Research in Child Development. — 1994. — 59 (5, Serial No. 242).

16. Frank, M. C., Wordbank: An Open Repository for Developmental Vocabulary Data / M. C. Frank, M. Braginsky, D. Yurovsky, V. A. Marchman // Journ. of Child Language. — 2016. — May 18. — P. 1—18.

17. J0rgensen, R. N. CLEX: A cross-linguistic lexical norms database / R. N. J0rgensen, P. S. Dale, D. Bleses, L. Fenson // Journ. ofChild Language. — 2010. — № 37. P. 419—428.

18. Tardif, T. Baby's first 10 words / T. Tardif, P. Fletcher, W. Liang, Z. Zhang, N. Kaciroti, V. A. Marchman // Developmental Psychology. 2008. № 44, 929. — P. 175—183.

19. Wordbank : an open database of children's vocabulary development [Electronic resource]. — Mode of access: http:// wordbank.stanford.edu/.

References

1. Eliseeva, M. B. Foneticheskoe i leksi-cheskoe razvitie rebenka rannego vozrasta / M. B. Eliseeva. — SPb. : RGPU im. A. I. Ger-tsena, 2008.

2. Eliseeva, M. B. Pervye prilagatel'nye i narechiya v rechi russkoyazychnykh detey v sopostavlenii s korpusom CLEX/ M. B. Eliseeva // Vestn. ChGU. — Cherepovets, 2014. — №6. — S. 57—61.

3. Eliseeva, M. B. Stanovlenie individual'-noy yazykovoy sistemy rebenka: rannie eta-

py / M. B. Eliseeva. — M. : Yazyki slavyan-skikh kul'tur, 2015.

4. Eliseeva, M. B. Makarturovskiy opros-nik kak istochnik svedeniy o rechevom razvitii rebenka / M. B. Eliseeva, E. A. Vershinina // Logoped. — M. : Sfera, 2007. — № 6. — S. 72—76.

5. Eliseeva, M. B. Gendernye osobennosti rechevogo i kommunikativnogo razvitiya detey 8—18 mesyatsev / M. B. Eliseeva, E. A. Vershinina // Mekhanizmy usvoeniya det'mi grammaticheskoy sistemy russkogo yazyka. Acta Linguistica Petropolitana. Trudy Instituta lingvisticheskikh issledova-niy RAN. — SPb., 2017. — V pechati.

6. Eliseeva, M. B. Makarturovskiy opros-nik: russkaya versiya. Otsenka rechevogo i kommunikativnogo razvitiya detey rannego vozrasta. Normy razvitiya. Obraztsy analiza. Kommentarii / M. B. Eliseeva, E. A. Vershinina, V. L. Ryskina. — Ivanovo : LISTOS, 2016, 2017.

7. Ivanova, A. D. Osobennosti glagol'noy leksiki detey rannego vozrasta / A. D. Ivanova. — SPb. : RGPU im. A. I. Gertsena, 2017.

8. Programma KID RCDI dlja tochnoj ocenki razvitija rebenka [Jelektronnyj resurs] // S.-Peterb. in-t rannego vmeshatel'stva : sajt. — Rezhim dostupa: http://neshh.eii.ru/in formacionnyj_centr/voprosnik_kid_i_rcdi/.

9. Ushakova, T. N. Printsipy razvitiya ranney detskoy rechi / T. N. Ushakova // Defek-tologiya. — 2004. — № 5. — S. 4—16.

10. Tseytlin, S. N. Yazyk i rebenok. Ling-vistika detskoy rechi / S. N. Tseytlin. — M. : Vlados, 2000.

11. Tseytlin, S. N. Lingvisticheskie etyudy / S. N. Tseytlin. — SPb. : RGPU im. A. I. Gertsena, 2013.

12. Cross Linguistic Lexical Norms [Electronic resource]. — Mode of access: http:// www.cdi-clex.org/.

13. Dandurand, F. A Fresh Look at Vocabulary Spurts [Electronic resource] / F. Dan-durand, T. R. Shultz. — Mode of access: http://csjarchive.cogsci.rpi.edu/proceedingsZ2 011/papers/0268/paper0268.pdf.

14. Dale, F. Adaptations of the MacArthur-Bates CDI Into Non-U.S. English Languages [Electronic resource] / F. Dale, M. Pen-

fold. — 2011. — Mode of access: http://mb-cdi.stanford.edu/documents/AdaptationsSurv ey2011.pdf.

15. Fenson, L. Variability in Early Communicative Development / L. Fenson, P. Dale, S. Reznick, E. Bates, D. Thal, S. Pethick // Monograths of the Society for Research in Child Development. — 1994. — 59 (5, Serial No. 242).

16. Frank, M. C., Wordbank: An Open Repository for Developmental Vocabulary Data / M. C. Frank, M. Braginsky, D. Yurov-sky, V. A. Marchman // Journ. of Child Language. — 2016. — May 18. — P. 1—18.

17. J0rgensen, R. N. CLEX: A cross-linguistic lexical norms database / R. N. J0rgensen, P. S. Dale, D. Bleses, L. Fenson // Journ. of Child Language. — 2010. — № 37. P. 419— 428.

18. Tardif, T. Baby's first 10 words / T. Tardif, P. Fletcher, W. Liang, Z. Zhang, N. Ka-ciroti, V. A. Marchman // Developmental Psychology. 2008. № 44, 929. — P. 175— 183.

19. Wordbank : an open database of children's vocabulary development [Electronic resource]. — Mode of access: http://word bank.stanford.edu/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.