Научная статья на тему 'Двойное консультирование как способ взаимодействий и коммуникаций в студенческой общественной организации (на примере подготовки молодых специалистов "1С" в студенческом образовательном кластере)'

Двойное консультирование как способ взаимодействий и коммуникаций в студенческой общественной организации (на примере подготовки молодых специалистов "1С" в студенческом образовательном кластере) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБУЧАЕМОСТЬ / САМОИЗМЕНЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОРЯДОК / ОРГАНИЗАЦИОННО-СОБЫТИЙНАЯ СРЕДА / ДВОЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нам А. П.

Исследуется влияние организационных факторов, ключевым из которых является организационный порядок, на процесс становления студенческой общественной организации на примере студенческого образовательного кластера "1С". Установление организационного порядка сопровождается усвоением студентами-активистами социальных позиций исполнителя, руководителя и консультанта. Двойное консультирование (по восходящей траектории) осуществляется посредством приобретения студентами-активистами способности к самообучаемости и самоизменениям. Как способ взаимодействий и коммуникаций, двойное консультирование содействует ускоренной подготовке молодых специалистов "1С".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нам А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO-WAY COUNSELING AS A WAY OF INTERACTION AND COMMUNICATION IN A STUDENT PUBLIC ORGANIZATION (ILLUSTRATED BY TRAINING YOUNG 1C PROFESSIONALS IN THE STUDENT EDUCATIONAL CLUSTER)

The study focuses on the influence of organizational factors, with organizational order being the key one, on the process of the establishment of a student public organization illustrated by 1C Student Educational Cluster. In the course of the establishment of organizational order active students learn social positions of an executor, a supervisor and a consultant. Two-way counseling (with ascending trajectory) is realized due to the students learning self-training and self-change skills. As a way of interaction and communication two-way counseling enhances 1C professional training.

Текст научной работы на тему «Двойное консультирование как способ взаимодействий и коммуникаций в студенческой общественной организации (на примере подготовки молодых специалистов "1С" в студенческом образовательном кластере)»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2009, № 1 (13). с. 35-40

УДК 316.258

ДВОЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И КОММУНИКАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ «1С»

В СТУДЕНЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ)

© 2009 г. А.П. Нам

ООО «Фирма ЛИСТ» г. Набережные Челны potenzial@gkk.ru

Пицтупялн в редниияю 15.01.2009

Исследуется влияние организационных факторов, ключевым из которых является организационный порядок, на процесс становления студенческой общественной организации на примере студенческого образовательного кластера «1С». Установление организационного порядка сопровождается усвоением студентами-активистами социальных позиций исполнителя, руководителя и консультанта. Двойное консультирование (по восходящей траектории) осуществляется посредством приобретения студентами-активистами способности к самообучаемо-сти и самоизменениям. Как способ взаимодействий и коммуникаций, двойное консультирование содействует ускоренной подготовке молодых специалистов «1С».

Ключевые цливн: самообучаемость, самоизменения, организационный порядок, организационно-событийная среда, двойное консультирование, базовые компетенции.

Динамика кадрового рынка предполагает стремительные изменения в востребованности тех или иных профессий. Спрогнозировать процесс ценообразования спроса и предложения на кадровом рынке достаточно сложно. Становится очевидным, что в современных условиях успешность в профессиональной деятельности гарантирует не приобретение выпускником вуза определенной суммы теоретических знаний, а его способность к самообучаемости и самоизме-нениям.

Актуальной является проблема создания, функционирования и развития студенческой общественной организации, содействующей приобретению современными выпускниками вузов этих способностей, что обеспечит им конкурентное преимущество при трудоустройстве.

Поиск организационных факторов влияния на процесс становления студенческой общественной организации осуществлялся во внеу-чебной деятельности в той организационно-событийной среде, проживание в которой студен-тами-активистами мероприятий как личных событий могли в большей мере содействовать преобразованию ими личностного потенциала в опыт формирования социальных отношений.

Внеучебная деятельность студентов как часть воспитательного процесса системы высшего образования является объектом серьезного и пристального внимания при разработке современной парадигмы образования. Анализ концепций, концептуальных подходов, материалов по проблемам воспитания за период 1992-2006

гг. показал, что стратегическим направлением в формировании современной личности в сфере образования рассматривается ее личностно-деятельностная направленность в условиях самореализации. Многими авторами опубликованы теоретические и практико-ориентированные материалы по стратегии системы воспитания в сфере высшего образования [1, с. 465-474].

При конструировании студенческой общественной организации, содействующей приобретению выпускниками вузов способности к самообучаемости и самоизменениям, за методологическое основание были приняты положения таких авторов, как Т. Парсонс [4], А.И. Приго-жин [6], А. Турен [7], Э. Шейн [8].

Исходным методологическим основанием для рассмотрения студенческого общественного образования как социальной организации послужили положения структурно-функционального подхода Т. Парсонса. Исходя из принципов системности и целостности социальной организации, Т. Парсонс рассматривал организационные факторы функционирования социальной организации, задающей социальные нормы как культурные традиции для потребления их действующими лицами [4]. К этим организационным факторам Т. Парсонс относит организационно-событийную среду взаимодействия, активность действующих лиц, институционализацию социальных норм в процессе их социального взаимодействия и мотивационные ожидания внешней среды [4].

Французский исследователь А. Турен [7], как автор социологии действия, дополняет положения Т. Парсонса, отдавая приоритеты продуцированию субъектами действия социальных норм как своих культурных ориентаций с учетом своих собственных интересов. Продуцирование социальных норм как культурных ориентаций сопровождается формированием социальных отношений между субъектами социального взаимодействия. При упорядоченности этих социальных отношений социальные нормы уже потребляются как культурные традиции, задаваемые средой взаимодействия. Среда социального взаимодействия, которая, по мнению А. Турена [5], формируется в социальных группах активными субъектами действия, когда при продуцировании ими культурных ориентаций совместная деятельность проживается как личное событие. При этом субъектами действия активно используется свой личностный потенциал, который преобразуется в способность к самоиз-менениям. В последующем навыки к самоизме-нениям, проявляемые в организационном поведении, при дальнейшем продуцировании социальных норм как культурных ориентаций преобразуются в способность осуществления организационных изменений.

Автором рассматриваются организационные факторы, влияющие на преобразование навыков к самоизменениям в инициацию организационных изменений. При этом используются положения из теории ожиданий В. Врума [2], системнодеятельностного подхода Г.П. Щедровицкого [10], теории действия К. Аржириса [3], подходов по социальным движениям П. Штомпки [9], социологии организации А.И. Пригожина [6], методологии организации общественных изменений С.В. Попова [5] и многих других современных социологов. На основании анализа этих положений организационными факторами и акторами создания, функционирования и развития студенческой общественной организации автором приняты:

аргннязнияанна-цабытяУння цредн подготовки и проведения мероприятий во внеучеб-ной деятельности;

цтуденты-нитявяцты со способностью к самообучаемости и самоизменениям;

аргннязнщаннъш парядаи как процесс продуцирования и потребления студентами-ак-тивистами социальных норм как культурных ориентаций и культурных традиций;

аргннязнщанння внлентнацте как потенциальная способность организации к взаимодействиям и коммуникациям с влиятельными структурами внешней среды.

Современной версией в качестве методологической основы приняты подходы к созданию, функционированию и развитию социальной организации А.И. Пригожина, который детально исследовал влияние организационного порядка как ключевого фактора, влияющего на организационное развитие социальной организации [6].

При проектировании студенческой общественной организации использовались методы включенного наблюдения, экспертного опроса и анкетирования. Были проведены глубинные интервью с участниками становления студенческой общественной организации конкретного вуза г. Набережные Челны. Осуществлен анализ организационной документации за период его создания, функционирования и развития (19982005 гг.). Интеграция использованных методов позволяет рассматривать проведенное исследование и как использование метода социального эксперимента.

Современная студенческая общественная организация создается в процессе социальной самореализации студентов-активистов, продуцирующих социальные нормы как свои культурные ориентации, отражающие их собственные интересы. Студенческая же общественная организация советского периода, например, представленная комсомолом, была в большей мере ориентирована на воспроизводство (потребление) задаваемых внешней средой социальных норм как культурных традиций в виде формализованных процедур и идеологических установок.

Целью функционирования современного студенческого общественного образования рассматривается содействие студенческому активу в приобретении опыта формирования социальных отношений при инвестировании студентами-активи-стами своего личностного потенциала в становление организации. Особенностью создания такой современной студенческой общественной организации является то, что запуском процесса ее становления является социальная самореализация студентов-активистов, которые продуцируют социальные нормы как культурные ориентации с учетом собственных интересов. Закрепление этих социальных норм как культурных традиций представляет собой «прошлый» управленческий опыт, т.е. организационный порядок. Дальнейшая социальная самореализация студентов-активистов обеспечивает развитие студенческой общественной организации.

Таблица 1

Стадии организационного порядка

Организационный порядок (характеристика) Стадии организационного порядка

Порядок Исполнение Влияние Нововведение

Дисциплина +

Ответственность + +

Долг + + +

Коммуникации + + + +

Таблица 2

Взаимоотношения руководителя и исполнителя на стадиях организационного порядка

Организационный порядок Взаимоотношения руководителя и исполнителя

Права и обязанности Власть и функции Авторитет и роли Экспертиза и консультирование

Порядок +

Исполнение + +

Влияние + + +

Нововведение + + + +

Таким образом, становление студенческой общественной организации в процессе продуцирования социальных норм, со временем потребляемых студентами-активистами как культурные традиции, происходит при установлении организационного порядка.

Взаимозависимость характеристики организационного порядка и стадий его установления приведена в таблице 1.

На стадиях организационного порядка под влиянием указанных характеристик устанавливаются взаимоотношения руководителя и исполнителя в процессе продуцирования социальных норм как культурных ориентаций и потребления их как культурных традиций (см. табл. 2).

Стадии установления организационного порядка предполагают их трансформацию в процессе создания, функционирования и развития студенческой общественной организации. При этом формируемые социальные позиции руководителя и исполнителя характеризуются их взаимоотношениями в виде: «права/обязан-

ности», «власть/функции», «авторитет/роли», «экспертиза/коммуникации». Прорастание стадий организационного порядка на более высо-

кий уровень и приобретение более значимых социальных позиций руководителя и исполнителя происходит посредством усвоения позиции консультанта.

Позиция консультанта формируется во взаимодействиях и коммуникациях студенческой общественной организации с внешней средой, с ориентацией (в перспективе на успешное трудоустройство по окончании вуза) на ожидания потенциальных работодателей. Консультант сопровождает процесс функционирования студенческой общественной организации, реагируя на возникающие во взаимоотношениях руководителя/исполнителя проблемы.

Схематически социальные позиции руководителя и исполнителя, проявляемые в процессе продуцирования/потребления социальных норм в организационно-событийной среде взаимодействия во внеучебной деятельности, в сопровождении консультанта представлены на рисунке.

Реформирование высшей школы происходит очень медленно. Успешно функционирующие современные фирмы, обладая практическими разработками по результатам собственного становления, могли бы оказать заметное влияние

Ру к о водитель продуцирование _ Л 1

социальных норм ^ о « к о < £ § 2 й к потребление £ Внеучебная деятельность

Т Консультант студенческого актива как организационно-событийная среда взаимодействия

1 3 студентов-активистов

социальных норм О

Рис. Взаимоотношения руководителя и исполнителя в сопровождении консультантом процесса становления студенческой общественной организации

на подготовку молодых специалистов. Но, как правило, недостаток времени, кадров и обучающих технологий существенно тормозят активное применение этого опыта.

Редким исключением является интеграция получаемых в учебных заведениях теоретических знаний и передового практического опыта по использованию программных продуктов «1С», которая в настоящее время реализуется в системной работе фирмы «1С» со студенчеством.

При этом ускорению в приобретении будущими выпускниками вузов прикладных базовых компетенций по использованию программных продуктов «1С» может содействовать двойное консультирование как способ взаимодействий и коммуникаций в студенческом образовательном кластере (СОК) «1С».

Фирма «1С» комплексно подходит к решению проблемы дефицита специалистов «1С», предлагая для студенчества как потенциального кадрового ресурса целый ряд конкретных и стимулирующих мероприятий.

Реализация этих мероприятий в 20072008 гг. позволила ООО «Фирма ЛИСТ», которая является фирмой-франчайзи в обширной партнерской сети «1С», отработать некоторые элементы технологии подбора, обучения и приобщения к базовым компетенциям по использованию программных продуктов (ПП) «1С» будущими выпускниками вузов.

В сентябре 2008 г. при учебном центре ООО «Фирма ЛИСТ» был создан студенческий образовательный кластер (СОК) «1С», который проектировался как экспериментальная площадка по подготовке молодых специалистов. Согласно модели компетенций специалистов партнерских компаний сетей «1С:Франчайзинг» и «1С:Консалтинг», молодым специалистом «1С» может быть по праву признан обладатель сертификата «1С:Специалист» по какому-либо направлению профессиональной деятельности в ПП «1С».

Успешность дальнейшего профессионального роста молодого специалиста зависит от приобретения им навыков консультирования, т.к. неотъемлемой частью работы специалиста фирмы-франчайзи является оказание им профессиональных консультационных услуг. Консультирование пользователей «1С» по возникающим у них проблемам предполагает освоение молодым специалистом позиции консультанта, профессионально подготовленного для оказания помощи. Для приобретения навыков консультирования необходимо освоить позиции исполнителя как пользователя ПП и руководителя, ответ-

ственного за достижение результата в реальном использовании программных продуктов «1С».

То есть при проектировании студенческого образовательного кластера (СОК) «1С» предполагалось, что его участники, в процессе подготовки в качестве молодых специалистов «1С», освоят позицию консультанта, которая приобретается посредством предварительного усвоения позиций исполнителя и руководителя. Так как консультации могут быть оказаны тем, кто обладает меньшими базовыми компетенциями, участники СОК «1С» приобретают навыки консультирования, содействуя функционированию студенческого факультатива.

Деятельность студенческого факультатива в 2007-2008 гг. проявлялась в процессе подготовки и проведения комплекса мероприятий «1С» -это олимпиада по программированию, профессиональный конкурс по бухгалтерии, «День 1С:Карьеры», Единый семинар «1С» и т.д. При этом только те участники мероприятий, которые проживали их как события, максимально вкладывая в них личное время, интеллектуальные усилия, смогли освоить позицию исполнителя. Со временем ситуативное принятие решений по реализации мероприятий содействовало освоению позиции руководителя студенческого факультатива наиболее ответственными из участников.

Ведущие специалисты фирмы сопровождали процесс проведения мероприятий как

консультанты, оказывая помощь ситуативным лидерам при наличии запроса от них в тех случаях, когда возникали проблемы в недостатке базовых компетенций по ПП «1С». При этом временные затраты сотрудников фирмы, безусловно, значительно сокращались по сравнению с теми ситуациями, когда все бремя подготовки и проведения мероприятий лежало (как зачастую и происходит) на их плечах.

При создании в сентябре 2008 г. студенческого образовательного кластера предполагалось, что со временем его участники, вместо сотрудников ООО «Фирма ЛИСТ», будут оказывать консультации студенческому факультативу в процессе реализации мероприятий «1С» и приобретения начальных знаний ПП «1С». История становления СОК «1С» продемонстрировала, что позиции консультантов смогли реально освоить те члены студенческого факультатива, которые проявляли себя изначально как исполнители, но затем брали на себя ответственность по руководству за реализацией мероприятий. Траектория их профессионального становления в приобщении к ПП «1 С» оказалась более интенсивной и продук-

тивной. К моменту окончания вуза три выпускницы Камской инженерно-экономической академии (ИНЭКА), по признанию специалистов ООО «Фирма ЛИСТ», вполне состоялись как молодые специалисты «1С». В данный момент они являются преподавателями и консультантами СОК «1С».

Набор участников СОК «1С» в сентябре 2008 г. происходил из числа студентов 5-х курсов профильных вузов г. Набережные Челны и г. Елабуга. Состав СОК «1С» был сформирован 18 студентами, для которых была запланирована комплексная деятельность, представленная обучающими курсами, производственной и преддипломной практикой, участием в реализации мероприятий «1С» и руководством студенческого факультатива.

Теоретические знания, полученные ранее в профильных вузах студентами как участниками СОК «1С», существенно дополнялись знаниями по ПП «1С» на занятиях студенческого образовательного кластера, которые ежемесячно проводились с октября 2008 г. по январь 2009 г. Закрепление теоретических знаний происходило на практических работах, на которых осваивались позиции исполнителя, руководителя и консультанта.

Интеграция имеющихся теоретических знаний с приобретаемыми в фирме практическими навыками осуществляется посредством организации консультаций по двум направлениям (по восходящей траектории): участники СОК консультируют студенческий факультатив с целью реализации мероприятий «1С» и сами консультируются у специалистов ООО «Фирма ЛИСТ».

То есть становление студенческого образовательного кластера «1С» предполагает научающееся поведение его участников, когда студенты изначально ориентированы на самоподготовку в процессе приобретения ими компетенций по ПП «1С» при консультационном сопровождении ведущими специалистами ООО «Фирма ЛИСТ».

Организация консультаций представляет собой оказание помощи участникам СОК «1С», которые планируют достичь следующих результатов:

1. Базовые компетенции по программным продуктам «1С» в виде сертификата «1С:Про-фессионал».

2. Практический опыт использования ПП «1С» в период прохождения студентами производственной и преддипломной практики.

3. Навыки работы в команде (групповое организационное поведение), приобретаемые при подготовке и проведении комплекса мероприятий «1С» (олимпиада по программированию, профессиональные конкурсы по ПП «1С», конкурс дипломных проектов, «День 1С:Карьеры», Единый семинар и т.д.).

4. Успешная сдача экзамена на сертификат «1С:Специалист» к моменту защиты диплома, что рассматривается как гарантия трудоустройства при окончании учебного заведения.

Таким образом, студенческий образовательный кластер «1С» может рассматриваться как площадка подготовки молодых специалистов «1С» благодаря ряду факторов. К ним относятся: организационно-событийная среда личностного проживания студентами как потенциальными молодыми специалистами «1С», представленная мероприятиями «1С». Среда подготовки и проведения комплекса мероприятий позволяет инициативным студентам самоопределяться не только по многогопредметным направлениям, но и обеспечивает равные возможности для студентов с разным уровнем накопленного багажа ранее приобретенных знаний и навыков;

научающееся организационное поведение инициативных студентов, способных осваивать позиции исполнителя, руководителя и консультанта в процессе интеграции теоретических знаний и практического опыта по использованию ПП «1С»;

система подготовки и сертификации по использованию программных продуктов «1С», методически содействующая и процедурно обеспечивающая приобретение базовых компетенций молодыми специалистами прикладных знаний по использованию ПП «1С»;

взаимовыгодность участия всех заинтересованных сторон в сотрудничестве, когда студентам создаются условия для специализации, вузам оказывается организационное содействие в профессионализации выпускников, предприятия и фирмы получают подготовленных молодых специалистов.

Студенческий образовательный кластер «1С» как площадка для подготовки молодых специалистов «1С» является посредником во взаимодействиях будущих выпускников вузов и фирм. Способом ускоренной подготовки молодых специалистов «1С» является формирование у них навыков консультирования в виде оказания ими помощи тем, кто приобретает базовые компетенции по использованию ПП.

Обучение и консультационное сопровождение оказывается только тем студентам, кто

способен инвестировать свой личностный потенциал в собственное развитие посредством самоподготовки и несения ответственности за профессионализацию.

Конструирование студенческого образовательного кластера «1С» осуществлялось с опорой на ранее приобретенный опыт создания, функционивроания и развития студенческой общественной организации во внеучебной деятельности конкретного вуза г. Набережные Челны.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: Подход,

концепция, стратегия // Современные концепции воспитания. Ярославль, 2000.

2. Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. 1168 с. (Серия «Бизнес-класс»).

3. Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА. Жесткий взгляд на мягкую практику управления и систему подготовки менеджеров / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. 544 с.

4. Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. М.: Академический Проект, 2002. 832 с.

5. Попов С.В. Методология организации общественных изменений // Этюды по социальной инженерии: От утопии к организации / Под ред. В.М. Розина. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 320 с.

6. Пригожин А.И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 402 с. (Серия «Синергичная организация»).

7. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998. 204 с.

TWO-WAY COUNSELING AS A WAY OF INTERACTION AND COMMUNICATION IN A STUDENT PUBLIC ORGANIZATION

(ILLUSTRATED BY TRAINING YOUNG “1C” PROFESSIONALS IN THE STUDENT EDUCATIONAL CLUSTER)

A.P. Nam

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The study focuses on the influence of organizational factors, with organizational order being the key one, on the process of the establishment of a student public organization illustrated by 1C Student Educational Cluster. In the course of the establishment of organizational order active students learn social positions of an executor, a supervisor and a consultant. Twoway counseling (with ascending trajectory) is realized due to the students’ learning self-training and self-change skills. As a way of interaction and communication two-way counseling enhances 1C professional training.

8. Шейн Э.Г. Процесс консалтинга. Построение взаимовыгодных отношений «клиент-консультант». СПб.: Питер, 2008. 288 с. (Серия «Консалтинг»).

9. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / Пер. с польского С.М. Червонной. М.: Логос, 2005. 664 с.

10. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология / Редакторы-составители Л.А. Пископ-пель, Р.С. Роштенский, Л.П. Щедровицкий. М.: Шк. культ. политики, 1997. 656 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.