Научная статья на тему 'Дворянские усадьбы смоленского края, удостоенные визита Екатерины II'

Дворянские усадьбы смоленского края, удостоенные визита Екатерины II Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1416
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимир Бобылев

Среди всего многообразия дворянских усадеб особняком стоят те из них, которые были отмечены визитом монарха. Этим фактом в истории владельцы гордились особо и иногда готовились к почетному визиту долгие годы. На территории Смоленской области сохранилось несколько таких усадеб. Все они связаны в основном с именем императрицы Екатерины II, потому что родом со смоленской земли был ее фаворит светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический (1739-1791).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дворянские усадьбы смоленского края, удостоенные визита Екатерины II»

ДВОРЯНСКИЕ УСАДЬБЫ СМОЛЕНСКОГО КРАЯ, УДОСТОЕННЫЕ ВИЗИТА ЕКАТЕРИНЫ II

Владимир Бобылев усадьбовед,автор mirusadeb.ru

Памятный камень в Чижево

Среди всего многообразия дворянских усадеб особняком стоят те из них, которые были отмечены визитом монарха. Этим фактом в истории владельцы гордились особо и иногда готовились к почетному визиту долгие годы. На территории Смоленской области сохранилось несколько таких усадеб. Все они связаны в основном с именем императрицы Екатерины II, потому что родом со смоленской земли был ее фаворит светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический (1739-1791).

В 18 км от Духовщины находится село Чижево (Духовщинский район), которое в июне 1780 года посетила императрица Екатерина II. Это и есть родина светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического, выдающегося государственного и военного деятеля своего времени, создателя славного Черноморского флота и его первого главнокомандующего. Императрица заехала в Чижово со своей свитой по пути из Смоленска. Там она сделала небольшую остановку, испила водицы из колодца, а Потемкин указал ей на покосившуюся баньку, где был рожден. Колодец существует и ныне, его называют «царским», также сохранилась и церковь Покрова, перестроенная по заказу племянника Потемкина В.В.Энгельгардта в 1791 году на месте прежней деревянной. По существующей легенде Потемкина похоронили в Херсоне, а вот сердце его пе-

ревезли в Чижево и похоронили в старом семейном склепе. Существует документальное описание остановки Екатерины II в Чижево: «Подъехав к церквушке, свита спешилась. Екатерина, поддерживаемая Потемкиным, вышла из кареты и, глубоко вздохнув, набрала букет ароматов деревенской природы, но тут нелицеприятный шмель, зажужжав и набравшись храбрости, решил приземлиться на покатое плечо Ее Величества, но тут же был пойман в крепкий кулак Светлейшего, где и закончил свою жизнь. «Ты как всегда первый... даже здесь!» - отблагодарила императрица. Скрипнула обитая медью небольшая дверь церквушки, и на каменные приступки крыльца вышел седой, как лунь, дьячок местный Семен Карцев, и серебро креста, висевшего на шелковом витом шнуре на морщинистой шее старца, обрадованно засверкало на солнце. Подслеповато сощурясь, из-под руки, он с удивлением уставился на необычайных гостей и перекрестился. Потемкин узнал его, своего первого учителя, подошел к нему быстрым шагом, крепко обнял и поцеловал.

- Господи! Не Гриша ли это? - воскликнул дьячок и, всмотревшись в князя, укорил:

- Кой черт тебя занес в места-то родные? Ведь совсем забыл про родину-то!

И изумрудинка старческой слезы скатилась со щеки на крест и вдруг заиграла радостным светом.

- А кто это? - продолжил хозяин храма. - Жинка твоя... пышнотелая?

- Государыня я! - прозвучало в ответ и... дьячок, обомлев, повалился кулем в ноги императрице. Светлейший подхватил его и усадил в прохладную тень раскидистой липы.

^ЦР ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

Шшр искусств

- Эк ты, титулом своим высоким швыряешься: глянь, человек чуть не помер!

Екатерина, несколько смутившись, приказала позвать лекаря своего, и через несколько минут потерпевший, одурманенный настойками лечебными, попросил водки, хотя бы стопочку. Желание было незамедлительно исполнено, и дьячок, ожив, заговорил что-то по-латыни.

- Ну, это не для наших ушей, - с улыбкой молвила Екатерина и обратилась к князю:

- Светлейший, а где же твои дворцы и терема Чижевские? Покажи, да порадуй нас!

- Да от тех-то дворцов один и остался, мой родовой, - и князь показал на противоположную сторону возвышенности, где в зарослях густого жасмина проглядывала господская постройка. По свите проползла кривая ухмылка, но моментально исчезла, когда Светлейший повернулся к гостям и пригласил всех сойти вниз. Их взору открылась серебристая ладонь запруды да тихо журчащая речка Чижевка. А старые и малые жители села столпились на пригорке, от удивления пораскрыв рты.

А у Потемкина защемило сердце, и слезы брызнули из глаз, когда он увидел у речушки родную, покосившуюся баньку, где был рожден. «Вот здесь я и заорал первый раз... в жизни», - объяснил он тем, кому была интересна его биография.

Екатерина с удивлением посмотрела на этого рослого, атлетически сложенного богатыря с волнистым шелковым волосом и увидела в нем простого большого ребенка с добрым сердцем. Для нее это стало большим открытием.

- А что, Григорий Александрович, ты так запустил места-то родные?

- А мне тут не жить и потому и дворцов не строить. Пусть памятью мне будут мои деяния во благо России! - прозвучало в ответ.

- Ты уже доказал это, Светлейший! Но негоже так уезжать, не оставив доброй памяти о себе, - и, осмотревшись кругом, она заметила небольшой родничок, упругим фонтанчиком бьющий из недра земных. Нагнувшись, императрица зачерпнула ладошкой водицы и испила.

- Какая прелесть! - воскликнула Екатерина и, подумав, сказала: «Вот и память будет обо мне! Прикажи-ка, князь, вырыть на этом месте колодец царский. Пусть всякий, как замучит жажда, изопьет водицы, да и вспомнит добрым словом свою государыню!»

Почти не известна общественности другая усадьба Г.А. Потемкина-Таврического Покровское (7 км от поселка Пржевальское) в этих краях. Усадьба строилась специально для приёма Екатерины II, так и не заехавшей сюда. Императрица просто проехала село мимо, не остановившись. С 1791 года усадьба принадлежала племяннику светлейшего князя, сенатору, генералу В.В. Энгельгардту (1755-1828) и до конца XIX века принадлежала этому роду, далее до 1917 года ей владел купец Г.Я. Минченков. Остались фундаменты дворца, построенного по проекту арх. И. Е. Старова и разрушенного в 1923 году, и остатки липового парка. По другую сторону дороги за р. Половьей находятся подвалы и фундаменты Преображенской церкви 1790 года, сооружённой губернским предводителем дворянства, надворным советником Н. Б. Потёмкиным и утраченной в 1942 году.

Дворец в усадьбе Покровское (архивное фото)

После посещения родового имения Потемкина императрица также посетила усадьбу Глинок в местечке Сутоки. В настоящее время от усадьбы ничего не сохранилось.

Здесь проживал во второй половине XVIII века отставной капитан Николай Ильич Глинка. Супругой Николая Ильича была Анна Яковлева из старинного смоленского рода Каховских. Императрица Екатерина II в 1780 году, посетив Родину Потемкина в Чижово, заехала и в Сутоки, где не только хорошо отдохнула, но и собственноручно записала их сына Сергея Глинку (1776-1847) в Сухопутный кадетский корпус, который он успешно закончил в 1795 году. Но посвятил свою жизнь Сергей Глинка творчеству. Работа в театре в российской столице дала возможность создавать популярные исторические драмы. С 1808 года он издает «Русский вестник». Событиям 1812 года Глинка посвятил свои знаменитые «Записки о 1812 годе», а затем вышла и его «Русская история» в 14 томах. Александр I оценил его

благородство, пожаловав орден Святого Владимира 4-й степени. Умер С.Н. Глинка 17 апреля 1847 года.

Его брат Федор Глинка известен также как писатель, публицист, ученый, участник декабристского движения. Так же, как и Сергей Николаевич, он закончил Сухопутный кадетский корпус. Начал службу в 1803 году при генерале М. А. Милорадо-виче. Участвовал в войнах с Наполеоном в 1805-1807 гг. По возвращении в Россию вышел в отставку в чине поручика, поселился в имении Сутоки и занялся литературной работой.

За компанию 1812 года Федор Глинка получил чин подполковника и золотое оружие с надписью «За храбрость». Чуть позже на родине в Сутоках рождается одна из лучших книг писателя - «Письма русского офицера».

1818 год. Из Петербурга приходит приглашение на службу от военного губернатора генерала Милорадовича. Не остался в стороне Федор Николаевич и от движения декабристов. И хотя Федор Глинка выступал против кровопролития при изменении существующего строя, после подавления восстания в 1825 году он был арестован и отправлен в ссылку. С 1830 года его перевели на поселение в Тверь. Здесь он продолжал свою литературную деятельность и позже женился на писательнице Авдотье Павловне Голенищевой-Кутузовой. В Твери Федор Глинка написал «Очерки Бородинского сражения», а его стихотворения «Тройка», «Узник» стали популярными русскими песнями. Умер Федор Глинка в Твери в 1880 году, прожив 95 лет.

Усадебный дом Храповицких-Оболенских в Кощино (архивное фото)

^ЦР ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

Шшр искусств

Третий брат Сергея и Федора, Иван Глинка, служил капитан-исправником в Ду-ховщинском уезде. В 1812 году он отличился при наведении мостов на Соловьевской переправе через Днепр. Участвовал в Бородинском сражении, был ранен, отмечен российскими наградами. После войны продолжал выполнять обязанности капитан-исправника в родном уезде.

В настоящее время от описанных усадеб мало что сохранилось, но память о путешествии императрицы живет также в самой дороге - тракте, по которой в свое время ехала Екатерина II из Петербурга. Так как современных дорог тут нет сейчас, многие деревни, через которые проезжала императрица, находятся в глуши. Чтобы добраться до Чижово ,сегодня лучше ехать через Духовщину, так как со стороны Демидова, выражаясь современной терминологией, есть только «направление».

Посетила Екатерина II Смоленский край и во время своей поездки в Крым в 1787 году. Усадьба Храповицких была известна с начала XVIII века, когда ей владел шляхтич И. Д. Цельнер, а затем его сын С. И. Цельнер. После Цельнеров усадьбой с 1713 года владел М. П. Станкевич, после которого усадьба была во владении родов Храповицких и Оболенских. Во время приезда в Смоленск Екатерины II Степан Храповицкий приветствовал ее от имени смоленских дворян. Чуть позже императрица заехала в имение Кощино. Она посетила также урок истории в училище. Судя по отзывам, Екатерина II осталась довольна увиденным и лично Степаном Храповицким. Она «пожелала, чтобы и другие достаточные помещики для пользы бедных подражали его примеру». Благосклонность императрицы к Храповицкому выразилась и в том, что она стала крестной матерью родившегося у него сына Владимира. Через 28 лет после визита императрицы в село Кощино ее крестник стал владельцем этой усадьбы. Владимир Степанович, вернувшись в 1815 году из заграничного похода русской армии, занялся обустройством имения: отремонтировал церковь, возведенную еще его отцом, построил новый жилой дом и другие сооружения в усадьбе. При нем появился прекрасный парк с традиционными для того времени оранжереями и системой прудов. На примере своего имения Кощино Владимир Храповицкий демонстрировал

успехи в сельском хозяйстве. Сюда начали приезжать управляющие других имений, соседи-помещики, чтобы перенять опыт. Мария Храповицкая (в замужестве Оболенская) стала достойной продолжательницей дела отца. Остались воспоминания тех, кто бывал в доме Храповицких-Оболенских в те времена. Был он двухэтажный, небольшой, но уютный. На втором этаже размещалась домовая церковь. В комнатах стояла красивая мебель, обилие зеркал создавало необычную перспективу. В течение многих лет хозяева составляли библиотеку, отдавая предпочтение книгам по сельскому хозяйству. После революции имение было национализировано. Сам усадебный дом сгорел. В храме же открыли клуб. Во время оккупации фашисты взорвали здание церкви, под которой находилась усыпальница семьи Храпо-вицких-Оболенских. Сохранилась до наших дней только полуразрушенная колокольня, заросшие пруды и остатки парка.

В заключение хочется упомянуть тот факт, что предки самой царской династии Романовых были родом из Смоленского края (у предков Романовых - рода Кошкиных было родовое имение, которое располагалось в селе Покров-Кошкино Рославль-ского уезда). В том числе и благодаря этой страничке в своей истории императоры и их приближение неоднократно посещали Смоленск и Рославль.

Кощино.

Церковь Покрова

Пресвятой

Богородицы

Список использованной литературы:

1. Желудов В. М. И воссиял герб Духовщины.- Смоленск,2009.-86 с.

2. Чижков А.Б., Гурская Н.Г. Смоленские усадьбы. - Смоленск: Свиток, 2009. - 192 с.

Фотографии предоставлены автором

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.