Научная статья на тему 'ДВОРЯНСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И НАРОД В РОМАНЕ ТУРГЕНЕВА "РУДИН"'

ДВОРЯНСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И НАРОД В РОМАНЕ ТУРГЕНЕВА "РУДИН" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
646
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРГЕНЕВ / РУДИН / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Конышев Е.М., Грималюк Т.В.

В романе «Рудин» у Тургенева складывается сложное отношение к центральному герою. Писатель, безусловно, симпатизирует его просветительской деятельности, но остро ощущает отсутствие основы у всех его начинаний. Рудин не знает народа, а значит, он вообще не знает России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOBLE INTELLIGENTSIA AND THE PEOPLE IN TURGENEV'S NOVEL "RUDIN”

In the novel “Rudin” Turgenev develops a complex relationship to the Central character. The writer, of course, sympathizes with his educational activities, but is acutely aware of the lack of Foundation for all his endeavors. Rudin does not know the people, which means that he does not know Russia at all.

Текст научной работы на тему «ДВОРЯНСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И НАРОД В РОМАНЕ ТУРГЕНЕВА "РУДИН"»

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

УДК 82.091 КОНЫШЕВ Е.М.

кандидат филологических наук,доцент кафедры русской литературы X1-X1X веков Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева E-mail: julia-julia75@mail.ru ГРИМАЛЮК Т.В.

магистрант кафедры истории русской литературы XI-XIX вв. Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева E-mail:gtv070390@yandex.ru

UDC 82.091

KONYSHEV E.M.

Candidate of Philology, Associate, Professor of Department Russian Literature of the X1-X1X Centuries, Orel State University

E-mail: julia-julia75@mail.ru GRIMALYUK T.V.

Master's Degree in the History of Russian literature of the XI-XIX

Centuries. Orel State University E-mail: gtv070390@yandex.ru

ДВОРЯНСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И НАРОД В РОМАНЕ ТУРГЕНЕВА «РУДИН» THE NOBLE INTELLIGENTSIA AND THE PEOPLE IN TURGENEV'S NOVEL "RUDIN"

В романе «Рудин» у Тургенева складывается сложное отношение к центральному герою. Писатель, безусловно, симпатизирует его просветительской деятельности, но остро ощущает отсутствие основы у всех его начинаний. Рудин не знает народа, а значит, он вообще не знает России.

Ключевые слова: Тургенев, Рудин, Россия.

In the novel "Rudin" Turgenev develops a complex relationship to the Central character. The writer, of course, sympathizes with his educational activities, but is acutely aware of the lack of Foundation for all his endeavors. Rudin does not know the people, which means that he does not know Russia at all.

Keywords: Tyrgenev, Rudin, Russia.

Роман Тургенева «Рудин» создавался в период подготовки реформ 1860-х годов. Писатель, как известно, являлся горячим сторонником либеральных преобразований. Вместе с тем автор «Записок охотника» осознавал, хотяи не столь остро, как Л. Толстой или Достоевский, ещё одну проблему эпохи, а именно, разрыв между народоми образованным обществом. Может быть, этим объясняется двойственное отношение автора к центральному герою его романа, проявляющееся в том, что дворянский просветитель Дмитрий Рудин предстаёт перед читателями то в героическом, то в резко сниженном плане.

Начиная своё повествование, Тургенев с первых же страниц воссоздаёт атмосферу весьма активной общественной жизни, ту атмосферу, без которой герой-идеолог, вероятно, вообще был бы невозможен. Конечно, в салоне Ласунской, где впервые перед читателями предстанет Рудин, немало пустой болтовни, интерес к науке или политике далеко не у всех гостей является искренним. Но само существование подобных салонов было всё же вызвано реальными потребностями исторического развития страны. И вполне закономерно, что среди этих представителей просвещённого дворянства вдруг появляется блестящий полемист и оратор Дмитрий Рудин.

Чрезвычайно важно, что перед нами действует не один человек, а ряд лиц, так или иначе связанных друг с другом. Слова Рудина не гаснут в пустом пространстве. Даже среди рядовых, ничем не выдающихся людей, он легко может встретить тех, кто способен на отклик, на сочувствие его идеям. Вспомним реакцию одного из случайных слушателей Рудина: «Басистов целую ночь не спал и не раздевался, он до самого утра всё писал письмо к одному товарищу в Москву» [2, с. 270]. Эпизод очень характерный. Он нужен писателю не только для того, чтобы продемонстрировать силу воздействия Рудина на окружающих, но и для того, чтобы показать,что духовное состояние русской интеллигенции благоприятствует появлению Рудиных. Не случайно в повествовании о Рудине такую важную роль играет рассказ о кружке Покорского.

Пусть этот «кружок состоял тогда, говоря по совести, из мальчиков - и недоученных мальчиков» [2, с. 298]. Тем не ме-

нее, овладение основами немецкой классической философии и приобщение к ним студенческой молодёжи давало русским юношам новый взгляд на ход мировой истории, на неразрывность связей России со всем человечеством и, прежде всего с западным миром. Это было чем-то вроде новой веры, и оказывало на членов философского кружка благотворное воздействие: «Эх! славное было время тогда, и не хочу я верить, чтобы оно пропало даром! Да оно и не пропало, не пропало даже для тех, которых жизнь опошлила потом» [2, с. 298]. Писатель стремится создать впечатление, что идеи, которые проповедовал Покорский и продолжает проповедовать Рудин, способны к дальнейшему, всё более серьёзному распространению. Мы видим, как увлечены речами Рудина Наталья и Басистов, как они готовы беззаветно служить распространению мыслей и начал, с которыми он их познакомил. Но ведь это не исключение. В романе постоянно подчёркивается, что таков общий настрой лучшей части русской интеллигенции. Всё время ощущается общая светлая перспектива, и возникает она вследствие уверенности писателя в предстоящем торжестве либеральных надежд. И если бы содержание романа ограничивалось только этим, писатель вполне мог бы описать Рудина как идеального героя. Достаточно было бы оставить те страницы, где Рудин изображается как человек, владеющий музыкой красноречия, увлекающий своих слушателей, или, напротив, как бесприютный скиталец, несмотря на преследования властей, сохраняющий верность своим убеждениям,и, наконец, как революционер, со знаменем в руках погибающий на парижской баррикаде.

Однако Тургенев не пошёл по такому пути. В текст постоянно внедряются критические замечания о просветительской деятельности его героя: «Иной слушатель, пожалуй, и не понимал в точности, о чём шла речь, но грудь его высоко поднималась, какие-то завесы разверзались перед его глазами, что-то лучезарное загоралось впереди» [2, с. 269]. Писатель неоднократно подчёркивает, что Рудин и сам способен воодушевиться, и собеседники испытывают благотворное эмоциональное воздействие. Но лишь немногие его понимают, а

© Конышев Е.М., Грималюк Т.В. © Konyshev E.M., Grimalyuk T.V.

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 87. 2020

захватить человека полностью, увлечь навсегда за счёт только обшдх призывов, достаточно сложно. Тонкий психологический анализ позволяет автору показать, что пламенный оратор Рудин по природе своей является холодным человеком. Ученики и последователи разочаровываются в своём учителе:

«Да, холоден, как лёд, и знает это и прикидывается пламенным. Худо то, <...> что он играет опасную игру, - опасную не для него, разумеется; сам копейки, волоска не ставит на карту - а другие ставят душу.» [2, с. 293]. В результате восторженные поклонники чаше всего охладевают к Рудину. Слабость характера тургеневского героя проявляется в его личных отношениях с людьми. Увлекая своими речами Наталью Ласунскую, Рудин впадает в растерянность, когда нужно взять на себя ответственность за дальнейший ход событий. Он вообще оказывается совершенно не способным к практической деятельности. Многочисленные опыты Рудина,такие как нововведения и усовершенствования в имении приятеля-помещика, проект превращения одной и рек в К.ой губернии в судоходную и многое другое - всё завершается крахом.

В чём причина неудач Рудина? Тургенев значительный акцент делает на личной неспособности своего героя к практической деятельности, на преследования со стороны властей. Для этого есть основания. Но уместно вспомнить, что в следующем десятилетии Л. Толстой в романе «Война и мир» устраняет на пути усвоих героев подобные трудности. Когда граф Пьер Безухов, один из богатейших людей России, пытается провести прогрессивные преобразования в своих собственных имениях, когда Андрей Болконский в союзе с выдающимся государственным деятелем Сперанским готовит проект либеральных реформ, всё это даже нельзя сопоставлять с теми условиями, в которых пытался осуществить свои планы тургеневский Рудин. Тем отчётливее проявляет себя колоссальный разрыв между либеральными проектами и органическими потребностями народной жизни. Толстовские герои осознают это гораздо яснее, чем Рудин. Вот как оценивает итоги своей либеральной деятельности Андрей Болконский: «Он вспомнил о своей законодательной работе, о том, как он озабоченно переводил на русский язык статьи римского и французского свода, и ему стало совестно за себя. Потом он живо представил себе Богучарово, свои занятия в деревне, свою поездку в Рязань, вспомнил мужиков, Дрона-старосту, и приложив к ним права лиц, которые он распределял по параграфам, ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такою праздною работой» [1, с. 209]. Тургенев и, соответственно, его герой не склонны столь категорично отрицать попытки просвещённого дворянства преобразовать русскую действительность. Но, может быть, следует искать другие пути?

Вполне возможно, что Тургенев сам ещё не знал, как ответить на этот вопрос. Великий писатель не иллюстрировал нечто всем понятное. Он создавал новый характер, ещё не известный в русской литературе. В качестве одного из литературных приёмовТургенев широко использовался тот, когда в романе звучат те или иные суждения о Рудине. Он сам размышляет о своей судьбе, говорят о нём и другие персонажи. Конечно, всё это весьма субъективно. Но по этим высказываниям уже можно угадать одно из тех направлений, по которым в дальнейшем пойдёт поиск героя времени. Рудин признаётся другу: «Строить я никогда ничего не умел; да и мудрёно, брат, строить, когда и почвы-то под ногами нету, когда самому приходится собственный свой фундамент создавать!» [2, с. 357]. Такое понятие, как почва, станет одним из важнейших в публицистике 1860-х годов. Рудин употребляет его ещё достаточно случайно. Слова почва и фундамент для него равнозначны. Между тем для автора в понятии почвы таится ключ к разгадке той жизненной драмы, о которой Рудин размышлял в прощальном письме к Наталье Ласунской: «Всё мое богат-

ство пропадёт даром: я не увижу плодов от семян своих» [2, с. 338]. Рудин сокрушается, но характерно, что он всё же не понимает, в отличие от автора, причин того, почему многое в его деятельности оказалось бесплодным. Он только размышляет: «Мне не достаёт.я сам не могу сказать, чего именно мне не достаёт» [2, с. 338]. Хотя следует вспомнить, что о почве Рудин стал рассуждать ещё в начале романа, доказывая своим слушателям, что «если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твёрдо, как он может дать себе отчёт в потребности, в значении, в будущности своего народа? как он может знать, что он должен сам делать.» [2, с. 264]. Но в тот период для него это были только красивые слова, навеянные изучением немецкой философии. Он совершенно не задумывался над тем, как их предстоит воплощать в действительность.

Зато реальным жизненным содержанием наполнена та оценка, которую даёт в конце романа Лежнев: «Несчастье Рудина состоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье <...> вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет» [2, с. 349]. Смысл этих слов отнюдь не только в их патриотическом пафосе. Что ещё могло означать утверждение, согласно которому Рудин не знает России. Ведь речь шла не о семнадцатилетней барышне Наталье Ласунской. Рудин был человеком в возрасте, небогатым и незнатным. При таких условиях своего существования он не мог не иметь представления о деспотизме власти, о злоупотреблениях чиновников, о бесправии крепостного крестьянина. Всё это, конечно, было ему хорошо известно. К тому же он вообще много путешествовал, много видел, много испытал. И всё-таки главные вехи его судьбы будут связаны с Германией, с Францией. Но своего народа он, конечно, не знал. Русский мужик в его восприятии мог быть только достоин сочувствия. Представить себе, что народ может хранить в себе такие истины, которые неизвестны ему, постигавшему в своё время вершины немецкой классической философии, Рудин, конечно, был не способен. Может быть, это не осознавал до конца и сам Тургенев, когда завершал свой первый роман. Не случайно, такое понятие, как народ в нём не используется. Речь идёт о России, о народности. Но далее тема народа станет центральной как в тургеневском «Дворянском гнезде», так и в толстовском романе «Война и мир». И эти произведения в свою очередь позволяют понять, чего именно не хватало Рудину в его характере и в его деятельности.

Бесспорно, что Рудин являлся выдающимся человеком. Но было в нём немало ложного, фальшивого, наносного. Чрезвычайно активный, Рудин при этом никогда не задумывался, как соотнести свои замыслы, свои реформаторские планы с реальными возможностями, с правдой народной жизни. Вполне закономерно, что всё задуманное им завершалось крахом. Очень общительный Рудин практически не показан в разговоре с простыми людьми. Есть только один эпизод, когда седой мужичок в дырявом армяке везёт Рудина на станцию на тройке старых обывательских лошадей. Ни какого контакта, никакого взаимного интереса друг к другу у них не возникает. Конечно, у каждого из них свои заботы, свои невзгоды, но, например, Лаврецкий, потрясённый утратой надежд на счастье с Лизой Калитиной, способен в церкви увидеть мужика, оплакивающего смерть сына, и понять, что это горе ещё сильнее. Пьер Безухов в условиях плена способен не только найти общий язык с простым солдатом, но будет с восторгом постигать его притчи и поучения. Платон Каратаев на всю жизнь останется в его памяти учителем жизни.

Рудин очень далёк от таких истин, от таких прозрений. Но их возможность таится в глубинах художественного текста первого тургеневского романа.

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

Библиографический список

1. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. Т. 10. М., 1982.

2. Тургенев И.С. Полноесобраниесочиненийиписем: В 28 т. Сочинения: Т.6. М.,Л. 1963.

References

1. Tolstoy L. N. Collected works: in 22 vol. Vol.10. Moscow, 1982.

2. TurgenevI.S. Complete works and letters: in 28 vols. Works: Vol. 6 Moscow, Leningrad, 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.