Научная статья на тему 'ОБРАЗ ЛИТВИНОВА В РОМАНЕ ТУРГЕНЕВА "ДЫМ"'

ОБРАЗ ЛИТВИНОВА В РОМАНЕ ТУРГЕНЕВА "ДЫМ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
735
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРГЕНЕВ / ПОЧВА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Грималюк Т.В., Конышев Е.М.

В статье делается попытка выяснить причины определённогоспада в романном творчестве Тургенева в конце 1860-х годов. Образы Лаврецкого или Базарова диалогичны по своей художественной структуре. Тургенев, создавая их, хотел показать возможность синтеза, примирения различных тенденций развития личности русского человека. В образе Литвинова эта особенность тургеневского творчества будет утрачена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF LITVINOV IN TURGENEV'S NOVEL "DYM” ("SMOKE”)

The article attempts to find out the reasons for a certain decline in Turgenev’s romantic work in the late 1860s. Images of Lavretsky or Bazarov are dialogical in their artistic structure. Turgenev, creating them, wanted to show the possibility of synthesis, reconciliation of various trends in the development of the Russian person. In the image of Litvinov, this feature of Turgenev’s work will be lost.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ЛИТВИНОВА В РОМАНЕ ТУРГЕНЕВА "ДЫМ"»

УДК 82.091 ГРИМАЛЮК Т.В.

магистрант кафедры истории русской литературы XI-XIX вв. Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева

E-mail: gtv070390@yandex.ru КОНЫШЕВ Е.М.

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы X1-X1X веков Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева E-mail: julia-julia75@mail.ru

UDC 82.091 GRIMALYUK T.V.

Master's Degree in the History of Russian Literature of the X1-X1X

Centuries. Orel State University E-mail: gtv070390@yandex.ru KONYSHEV E.M.

Candidate of Philology, Associate, Professor of Department Russian Literature of the X1-X1X Centuries, Orel State University

E-mail: julia-julia75@mail.ru

ОБРАЗ ЛИТВИНОВА В РОМАНЕ ТУРГЕНЕВА «ДЫМ»

THE IMAGE OF LITVINOV IN TURGENEV'S NOVEL "DYM" ("SMOKE")

В статье делается попытка выяснить причины определённогоспада в романном творчестве Тургенева в конце 1860-х годов. Образы Лаврецкого или Базарова диалогичны по своей художественной структуре. Тургенев, создавая их, хотел показать возможность синтеза, примирения различных тенденций развития личности русского человека. В образе Литвинова эта особенность тургеневского творчества будет утрачена.

Ключевые слова: Тургенев, почва, национальные идеалы

The article attempts to find out the reasons for a certain decline in Turgenev's romantic work in the late 1860s. Images of Lavretsky or Bazarov are dialogical in their artistic structure. Turgenev, creating them, wanted to show the possibility of synthesis, reconciliation of various trends in the development of the Russian person. In the image of Litvinov, this feature of Turgenev's work will be lost.

Keywords: Tyrgenev, the .soil, national ideals.

Все романы Тургенева представляют собой важнейшее достояние русской классики. Трудно вместе с тем отрицать, что после «Отцов и детей» в творчестве писателя возникает определённый спад. Несомненно, что сказывается определённое разочарование автора «Записок охотника» результатом реформ. Ранее Тургенев надеялся, что освобождение крестьян повлечёт за собой стремительное развитие страны, что в русском человеке раскроются его скрытые возможности. Он утверждал: «В русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития...» [5, с. 300301]. В своих первых романах Тургенев старался угадать тот возросший уровень личностного развития, который будет свойственен новому герою времени. В конце 1860-х годов таких надежд у него уже нет. Центральный персонаж становится менее значительным, хотя сохраняет свою связь с теми культурными типами, которые ранее были воплощены писателем в его лучших творениях. Вопрос о том, в чём эта связь заключалась и в какой мере была реализована, представляет несомненный интерес для литературоведения.

Хорошо известно недовольство, которое выразил Писарев по поводу романа «Дым»: ««... Иван Сергеевич, куда Вы девали Базарова? Вы смотрите на явления русской жизни глазами Литвинова, Вы подводите итоги с его точки зрения, Вы его делаете центром и героем романа, а ведь Литвинов - это тот самый друг Аркадий Николаевич, которого Базаров безуспешно просил не говорить красиво»» [3, с. 424]. Соглашаясь во многом с суждением великого критика, следует вместе с тем уточнить,что центральный герой «Дыма» сохраняет в себе многие базаровские черты.

Подобно Базарову, Литвинов «умён и знающ» [6, с. 239], увлекается естественными науками, которые он осваивает очень серьёзно. Литвинов отправляется «за границу учиться агрономии и технологии, учиться с азбуки» [7, с. 149]. Писатель подчёркивает, что Литвинов «трудился добросовестно, приобрёл познания» [7, с. 149]. У Литвинова, безусловно,

сильный характер, которым обладает далеко не каждый тургеневский персонаж. И, наконец, обоим героям свойственно критическое отношение к русской действительности. Базаров считает, что нет ни одного постановления «в современном нашембыту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания» [6, с. 247]. В романе «Дым» такое понятие, как нигилизм не употребляется. Но вспомним, что в романе говорит о выставке в Лондоне: «. если бы такой вышел приказ, что вместе с исчезновением какого-либо народа с лица земли немедленно должно было бы исчезнуть из Хрустального дворца всё то, что тот народ выдумал, - наша матушка, Русь православная, провалиться могла бы в тартарары, и ни одного гвоздика, ни одной булавочки не потревожила бы, родная: всё бы преспокойно осталось на своём месте, потому что даже самовар, и лапти, и кнут - эти наши знаменитые продукты - не нами выдуманы» [7, с. 232233]. Литвинов, в основном, согласен с такой оценкой. «Дым, дым», - повторил он несколько раз; и всё вдруг показалось ему дымом, всё, собственная жизнь, русская жизнь - всё людское, особенно всё русское» [7, с.315]. Конечно, крайнее западничество Литвинова и Потугина представляет собой совсем иное течение мысли, чем революционный демократизм Базарова, тем не менее, сферы их отрицания во многом пересекаются.

Но есть одно очень серьёзное различие. Писатель изображает Базарова настоящим, убеждённым нигилистом и одновременно открывает в своём герое такие мысли, чувства и переживания, которые вступают в конфликт с идеей отрицания. С одной стороны, Базаров - русский человек. Его отрицание вполне соответствует каким-то основам национального характера, о чём он с большим основанием заявляет в споре своему оппоненту: «Вы порицаете моё направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?» [6, с. 244]. С другой стороны, когда Базаров встречает на своём жизненном пути «герцогиню, владетельную особу» [6, с. 272] Одинцову,

© Грималюк Т.В., Конышев Е.М. © Grimalyuk T.V., Konyshev E.M.

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

когда у него возникает именно то чувство к Прекрасной Даме, которое воспевали миннезингеры и трубадуры, когда он принимает участие в «рыцарском турнире», западноевропейская культура оказывается созвучна каким-то глубинным пластам его сознания. В результате на определённом уровне развития личности Базарова возникает какой-то синтез национального и европейского. Таким образом, Тургенев открывает нечто новое для русской литературы в её познании человека. Ничего подобного про образ Литвинова сказать нельзя. В романе «Дым» много рассуждений о политических и общественных проблемах, много споров, но никакой тенденции к диалогу даже не возникает. Главным идеологом является Потугин, но Литвинов с ним почти во всём согласен, достойного противника для них нет. А каких-либо противоречий в системе собственных взглядов Литвинов тоже не ощущает.

В романе «Дым» Тургеневу вообще не нужен в качестве главного героя человек, который был бы склонен к духовному поиску. Это становится вполне очевидным, если сопоставить центральных героев романов «Дым» и«Дворянское гнездо». Типологическое их сходство очень большое. О.В. Евдокимова пишет: «Литвинов («Дым») как будто бы продолжает двигаться по тому пути, который с трудом прокладывал для себя Лаврецкий («Дворянское гнездо»: учится (теперь уже в Европе») хорошо «пахать землю» [2, с. 58]. Но как разительно отличаются в двух романах отношения барина и мужика.

На читателей, как правило, производит впечатление сообщение автора о том, что Лаврецкий сам выучился пахать землю. Но в принципе ещё Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» советовал дворянину заняться мужицким трудом в качестве физического упражнения: «Возьми сам в руки топор или косу; это будет тебе в добро и полезней для твоего здоровья всяких Мариенбадов, медицинских муционов и вялых прогулок» [1, с. 322]. В романе «Дворянское гнездо» речь идёт об ином. Европейски образованный, европейски воспитанный дворянин, забывший веру и обычаи своих предков, пытается понять «народную правду» и готов смириться перед нею. Смысл этого понятия весьма многозначен и может быть истолкован по-разному. Безусловно, что речь, прежде всего, идёт о Православии. И уже это обуславливает диалогическую основу романа «Дворянское гнездо». Г.М. Ребель справедливо указывает на некоторую парадоксальность того, что именно западник Тургенев первым в русской литературе с сочувствием и симпатией изобразил почвенника Лаврецкого. Исследовательница пишет: «... прямо противоположное западничеству почвенническое направление русской мысли, которое прочно связано в культурно-историческом сознании нации с именем постоянного и непримиримого тургеневского антагониста Достоевского, впервые художественно заявлено -подчеркнем: сочувственно и уважительно заявлено, - а затем последовательно и убедительно художественно разработано именно в творчестве Тургенева» [4, с.327]. Лаврецкий склоняется перед религиозными убеждениями Лизы Калитиной и сам близок к тому, чтобы принять ее веру. Вместе с тем в словах Лаврецкого русская церковь, хотя и подразумевается, все же не упоминается. Вполне допустимо предположить, что речь вообще идет о духовном опыте народа, привыкшего на протяжении всей своей истории терпеть всякие беды, молча переносить страдания, трудиться и выполнять свой долг. Это ещё один аспект философского диалога, который пронизывает страницы романа «Дворянское гнездо». В любом варианте его трактовки несомненно, что Лаврецкий воспринимает народ как хранителя важнейших нравственных и религиозных ценностей, о которых забыло, от которых оторвалось образованное общество. Он хочет вновь постичь их, и ему предстоит перестройка всей его душевной организации. Путь к народу превращается у Лаврецкого продвижением к глубинам собственной души, к её истинной сути. Возможно, что разочарованный скептик и вольтерианец Лаврецкий станет веру-

ющим человеком, возможно, что он будет добиваться своего сближения с народом, подчиняясь только чувству долга перед отечеством, в любом случае его художественный образ представляет собой попытку Тургенева угадать то новое, что Россия в качестве нравственного идеала могла бы предложить Европе.

Нечто иное видим мы в романе «Дым». Литвинов, конечно, не отрицает благотворительной деятельности и не сомневается в обязанности помещика проявлять заботу о мужиках. Вместе с тем он не соотносит себя с народной жизнью и не ищет в ней каких-либо нравственных или религиозных идеалов. Соответственно спадает то интеллектуальное и нравственное напряжение, которым пронизаны духовные искания Фёдора Лаврецкого.

Но это не значит, что Тургенев вообще утрачивает основу для создания романа. Ведь этот жанр требует не только таких характеров, которые способны к развитию. В «Дыме» характер героя подвергается проверке на прочность. Тургенев обращается к поиску такого человеческого типа, который, по его мнению, необходим современной России, выходящей из патриархального состояния и вставшей на путь модернизации. Тургенев считал, что русскому человеку следовало бы поучиться на Западе необходимости профессионального совершенствования, дисциплине и культуре трудовой деятельности. Соответственно, новый герой Тургенева не только получает в Европе серьёзные знания, в нём воспитывается особая психологическая настроенность к напряжённой работе и деловому успеху. Литвинов, уверен в самом себе, «в своей будущности, в пользе, которую он принесёт своим землякам, пожалуй, даже всему краю.» [7, с.149].

Литвинов стремится подчинить себя доводам разума и требованиям долга. На этом и строится художественный конфликт тургеневского романа. Тургенев пишет: «Людям положительным, вроде Литвинова, не следовало бы увлекаться страстью; она нарушает самый смысл их жизни. Но природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у ней есть своя, которую мы не понимаем и не признаём до тех пор,пока она нас, как колесом не переедет [7, с. 287-288].

Литвинов встречается с Ириной Ратмировой, с женщиной, любовь к которой грозит разрушить все его планы и намерения. Наrendez-vous новый русский человек ведёт себя вполне достойно по сравнению с героями ряда других произведений писателя. Он не станет рабом светской красавицы, он не откажется того дела, которому намерен посвятить свою жизнь. Всё это вполне достоверно и убедительно. Но в изображении Литвинова есть некоторая заданность, некоторая искусственность, примерно такая же, которая сопутствовала в своё время образу Инсарова. В романе «Дым» Тургенев проявляет исключительное мастерство, использует новые художественные приёмы, психологический анализ его теперь ещё более обогащён теми открытиями, которые совершили Л. Толстой и Достоевский, и всё же в характере Литвинова индивидуальные черты выражены слабо. Нельзя не отметить, что чрезмерная литературность в передаче мыслей и чувств Литвинова связана с тем, что за него часто говорит Тургенев: «Ты мне даешь пить из золотой чаши, воскликнул он, - но яд в твоём питье, и грязью осквернены твои белые крылья... [7, с. 309]. Таких поэтических образов много, кажется иногда, что звучит тот или иной фрагмент из «Стихотворений в прозе», но литературным способностям Литвинова всё это никак не соответствует. Когда перед читателем впервые появляются Рудин или Базаров, то в каждом слове, в каждом жесте сразу проявляется их характер. При знакомстве читателя с Литвиновым никаких индивидуальных выразительных деталей Тургенев подобрать не может. И это не вина великого писателя. Просто в русской жизни всё ещё не было такого типа общественного деятеля, которого ему хотелось бы видеть.

Библиографический список

1. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. Т.8. М.,Л.,1952.

2. Евдокимова О.В. Эволюция романа-испытанияв творчестве И.С. Тургенева («Дворянское гнездо» - «Дым») //Спасский вестник. 2013. № 21. С.42-47.

3. Писарев Д.И. Собрание сочинений: В 4 т.Т.4. М., 1956.

4. Ребель Г.М. «Гений меры»: Тургенев в русской культуре // Вопросы литературы. 2009. №6. С.305-348.

5. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28 т. Сочинения: Т.1. - М.,Л., 1960.

6. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28 т. Сочинения: Т.7.М.,Л., 1964.

7. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28 т. Сочинения: Т.8.М.,Л., 1965.

References

1. GogolN.V. Complete works: In 14 vols. Vol.8. Moscow, Leningrad, 1952.

2. Evdokimova O.V. Evolution of the novel-test in the work of I. S. Turgenev ("The noble nest"-"Smoke") // SpasskyVestnik. 2013. No. 21. Pp. 42-47.

3. PisarevD.I. Collected works: In 4 vols. V.4. Moscow, 1956.

4. Rebel G. M. «the genius of measure»: Turgenev in Russian culture // Questions of literature. 2009. no. 6. Pp. 305-348.

5. TurgenevI.S. Complete works and letters: in 28 vols. Works: Vol. 1. Moscow, Leningrad, 1960.

6. Turgenev I.S. Complete works and letters: in 28 vols. Works: Vol. 7. Moscow, Leningrad, 1964.

7. Turgenev I.S. Complete works and letters: in 28 vols. Works: Vol. 8 Moscow, Leningrad, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.