Научная статья на тему 'Движения скаутов и волонтеров как отражение процессов постимперской адаптации'

Движения скаутов и волонтеров как отражение процессов постимперской адаптации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
503
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — О. Б. Подвинцев

Эволюция скаутского движения в Великобритании и других странах Запада есть постепенный отказ от имперских ценностей и имперского задора. Волонтерское движение наряду со скаутским в какой-то степени дает возможность найти новое применение энергии, которая высвобождается в связи с распадом империй. Однако в постсоветской России скаутинг остается достаточно политизированным движением, в идеологии которого преобладают консервативно-державнические элементы. Волонерство же воспринимается преимущественно как заимствование западного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCOUT AND THE VOLUNTEER MOVEMENTS AND POST-EMPIRE ADAPTATION

The evolution of scouting in Great Britain and in other Western countries is the trend to rejection of Empire’s values and Empire’s vigour. The volunteer movement is one of the canals for the energy which was the result of dissolution of Empires. But realities of postSoviet Russia are different.

Текст научной работы на тему «Движения скаутов и волонтеров как отражение процессов постимперской адаптации»

2001

Вестник Пермского университета

История

Вып.1

ДВИЖЕНИЯ СКАУТОВ И ВОЛОНТЕРОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ПОСТИМПЕРСКОЙ АДАПТАЦИИ

О.Б.Подвинцев

Эволюция скаутского движения в Великобритании и других странах Запада есть постепенный отказ от имперских ценностей и имперского задора. Волонтерское движение наряду со скаутским в какой-то степени дает возможность найти новое применение энергии, которая высвобождается в связи с распадом империй. Однако в постсоветской России скаутинг остается достаточно политизированным движением, в идеологии которого преобладают консервативно-державнические элементы. Волонерство же воспринимается преимущественно как заимствование западного опыта.

Вполне вероятно, что всплески "романтического" темперамента, усиление жажды деятельности, освоения пространства, строительства новых государств наиболее характерны лишь для некоторых этапов человеческой истории. На смену им приходят периоды "застоя" либо постепенного и эволюционного развития, когда питающая такие всплески энергия не проявляется, возможно, накапливаясь до нового выброса. В этой связи уместно вспомнить концепцию А.Дж.Тойнби, содержащую понятие "героические века". Каждый такой период, с точки зрения английского историка, представляет собой не более чем эпизод "краткой жизни варварских боевых отрядов", "рождается в социальном и психологическом климате эпохи установления границ". Тойнби полагал также, что "происходит трансформация человеческой энергии из культурного мира в пределах границ в варварский резервуар за ее пределами" и распадающаяся империя "заряжает" своей культурой соседних варваров1.

Возможно, излучение цивилизации, как любое другое излучение, действительно приводит к постепенному исчерпанию энергетического потенциала источника. Одряхление и усталость оказываются, таким образом, уделом общества, существующего в условиях распадающейся или уже распавшейся империи.

Однако "энергия", о которой пишет Тойнби и которая во многом определяет пафос строительства и расширения империи, вряд ли может, по крайней мере в настоящих условиях, лишь "накапливаться в резервуарах" (тем более "варварских"). Она неизбежно должна получать выход в тех или иных сферах жизни цивилизованного общества. Конечно,

© О.Б.Подвинцев, 2001

выход такой энергии может иметь отрицательный, разрушительный эффект, когда она проявляется в реваншистских устремлениях, агрессии и ксенофобии. Но существует множество вариантов стихийной или сознательной "канализации" этого потока - направления его в новое русло, безопасное для общества или даже позволяющее использовать данную энергию в конструктивных целях.

Характерным примером канализации созидательной (но способной стать и разрушительной) энергии имперского строительства, инициативы, служения и исполнения долга, жажды романтики и приключений может служить, на наш взгляд, эволюция движения скаутов.

Возникновение этого движения в начале XX столетия в Англии, только что пережившей войну с бурами, было самым непосредственным образом связано с борьбой за расширение и удержание империи. Как отмечает английский историк Р.Хайэм, основатель движения полковник Баден-Пауэлл первоначально задумывал его "как средство предохранить Британскую империю от судьбы империи Римской"2. Предполагалось даже назвать движение "Юные рыцари империи". Баден-Пауэлл считал целью движения воспитание из юношей различных классов и убеждений "хороших граждан и пригодных колонистов"3. При этом скаутинг рассматривался как некое братство, в рамках которого на первый план должно выдвигаться чувство той общности, которая считалась основополагающей.

Примечательно в этом отношении, что движение скаутов получало горячее одобрение в увязке с националистическим идеалом. Так, лорд Розбери утверждал перед началом первой мировой войной: "Если бы мне нужно было определить высший идеал для моей родины, я выразил бы пожелание, чтобы все мужское население ее состояло из людей, прошедших ряды бой-скаутов или воспитанных сообразно с их теорией. Такая нация была бы украшением человечества и представляла бы та-

„4

кую моральную силу, какую мир еще не видел

Энергетика и пафос скаутского движения были также полностью созвучны эпохе "империализма", когда борьба великих держав за раздел и передел мира приобрела совершенно новые количественные и качественные характеристики. Автор одной из наиболее нашумевших в последние годы книг, посвященных судьбе британской колониальной империи, Р.Джадд, подчеркивает, что одной из целей скаутской подготовки всегда было формирование "энергичного патриотизма"5. Назначением скаутинга была концентрация усилий на державно-патриотическом направлении.

В этом отношении Р.Джадд делает довольно любопытное наблюдение. Обрисовав бурную общественную жизнь метрополии в начале XX столетия, он обращает внимание на тот пыл, с которым в рамках движения бойскаутов и девочек-разведчиц стремились искоренить мастурбацию. "Мастурбация... рассматривалась не просто как грех, - пишет

100

Джадд - но как иссушающее силы занятие, ведущее к параличу и слепоте. Параллель, напрашивающаяся в данном случае между самоистощением нации, лишающим империю мощи, и растратой жизненных сил через мастурбацию, слишком очевидна, чтобы игнорировать ее. Движение скаутов явно было полно решимости препятствовать любому рас-

„6

транжириванию значимых сил

Интересно, что при этом Джадд дает откровенно уничижительную характеристику сексуальным возможностям основателя скаутского движения, непосредственно выводя из нее некоторые особенности проповедуемой им идеологии: "Подобно ряду других выдающихся солдат и строителей империи, вроде Сесиля Родса, генералов Гордона и Китченера Хартумского, Баден-Пауэлл имел трудности в отношениях с женщинами и рассматривал женскую сексуальность как очевидную угрозу для мужчин. Бойскаутов он уверял, что сексуальные чувства являются «недостойными мужчины»"7. Империализм в целом и движение бойскаутов в частности трактуются Джаддом как средство компенсации личной неудовлетворенности, и прежде всего в сексуальной сфере8.

Подобный подход, разделяемый и некоторыми другими авторами, представляется несколько односторонним и упрощенным. Вероятно, нереализованная (в том числе и избыточная) потенция действительно играет определенную роль в формировании имперского темперамента, культа энергии, силы, преобразовательной деятельности. Но. возможно, данные причину и следствие в ряде случаев необходимо менять местами, либо же рассматривать и то и другое как проявление более общих свойств конкретной человеческой натуры. Тем не менее, если даже не замыкаться на модной ныне сексологической интерпретации явлений общественно-политической жизни, все равно следует признать, что скаутское движение давало выход некоей бродившей в обществе энергии.

Скаутское движение пережило империю, его породившую. Более того, Р.Хайэм, например, полагает, что скаутство можно считать "самым успешным молодежным движением в мировой истории", поскольку за первые 70 лет его существования через него прошло около 60 миллионов мальчиков и 40 миллионов девочек9. После падения социализма организации скаутов появились также в бывших государствах советского блока и бывших республиках СССР, включая Россию. В начале 1990-х гг. они действовали более чем в 150 странах и территориях, объединяя около 16 миллионов детей и молодежи10. В последние годы к странам, где отсутствует скаутское движение, относят, как правило, всего пять государств - Китай, Кубу, Мьянму, Северную Корею и Туркменистан.

По своей сути идеология современного скаутского движения по-прежнему остается основанной на безусловно консервативных ценностях - скаут обязан почитать всяческие традиции (не только собственно движения, но и страны, нации), почитать старших, почитать Бога (ате-

101

ист не может быть скаутом), любить Родину и т.д. Одной из задач и обязанностей скаута является закалка собственного характера, что тоже в какой-то степени связывается со служением своей стране и нации. Так, в наставлении, изданном Международной организацией скаутского движения, говорится: "Помни: «Нация имеет успех не силой оружия, а силой характеров своих граждан». Итак, твой характер является главной ценностью не только для тебя, но и для твоей нации"11.

Однако эта идеология претерпела за прошедшие годы и весьма существенные изменения. Если первоначально скаутский призыв "Будь готов!" означал прежде всего готовность защитить Родину и Империю от внешних врагов, силы которых якобы "росли с каждым днем", то в настоящее время он означает в первую очередь готовность прийти на выручку попавшему в беду человеку, сделать нечто хорошее для своей семьи, соседей, сограждан. Несколько по-иному трактуется сейчас и само понятие "родина" - это, конечно, уже не ушедшая в прошлое империя, но даже и не страна в первую очередь. Наставление для современных скаутов гласит: "Любовь к родине - это не какое-то общее понятие. Любовь к родине - это твое отношение к тем местам, где ты родился и рос... Любовь к родине - это забота о родных и близких, о друзьях в целом, забота о человеке. Любовь к родине - это прежде всего забота о

12

своем собственном доме, своем собственном дворе, улице, районе ..." .

Идеология скаутинга продолжает эволюционировать в данном направлении. Интересные изменения происходят в этом отношении в последние годы на родине движения. Ныне цель, стоящая перед скаутским движением Великобритании, формулируется следующим образом: "помочь молодым людям обрести наиболее полный физический, интеллектуальный, социальный и духовный потенциал в качестве неповторимых индивидуальностей, ответственных граждан и членов местного, национального и международного сообществ"13.

По своему накалу энергетика и пафос скаутского движения во многом остались те же, что и в начальный период его существования. Это движение и в современных условиях не собирается замыкаться в круге конкретных "малых дел". Об этом свидетельствует, например, оценка идеологами скаутинга жизненного пути основателя движения. Согласно наставлению для современных скаутов Баден-Пауэлл прожил "две великолепные жизни", а именно "жизнь солдата, храбро сражавшегося на поле боя, и жизнь человека, строившего более совершенный мир через Братство Скаутского Движения"14. Строительство этого нового мира по-прежнему требует формирования соответствующих качеств. В пособии для организатора скаутского движения говорится: "Целеустремленность, умение не отступать перед трудностями, бороться до конца, жажда победы - все эти качества, столь нужные и полезные каждому скауту, воспитывает скаутинг, в программах которого изначально зало-

102

жен тот активный образ жизни, который должен стать потребностью

„15

для всех его членов

Характерно, однако, что методы работы, само содержание скаутинга оказываются не менее значимыми для организаторов движения, чем провозглашенные ими цели. Об этом можно судить, например, по другому отрывку из того же пособия: "Деятельность на природе является наиболее важным условием объединения в Скаутинге, что позволяет испытать чувства приключения, романтики, уверенности в себе, предоставляет широкие возможности для реализации практических дел"16. Игры на природе, таким образом, из средства закалки характера и подготовки к грядущей борьбе с врагами в какой-то степени превращаются в самоцель, выступая заменителем той романтики и тех подлинных приключений, которые в изобилии предоставляла имперская эпоха.

Не соответствует действующим в мире тенденциям ситуация с российскими скаутами, по крайней мере с частью их. Скаутское движение в России и ряде других стран СНГ возродилось и развивалось в 90-е гг. во многом через отрицание идеологизированного и политизированного пионерского движения советского времени. Однако отрицание, как это часто случается, предполагало не отказ от следования некоей политической идеологии в целом, а замену одной идеологии на другую, причем одной имперской на другую имперскую.

Основной своей целью Национальная ассоциация скаутов-разведчиков России провозглашает "возрождение страны, восстановление великой державы, богатой, процветающей, сильной и авторитетной"17. Открыто говорится о том, что скаутское движение должно руководствоваться "идеологией, в основе которой лежат традиционные российские ценности - православие, патриотизм, деятельная любовь к ближнему"18. Идеалам служения "Богу, Родине и ближнему" (характерно, что последний в этой триаде пишется с маленькой буквы) должно быть подчинено и воспитание скаута в ходе игр на природе.

Однако, развиваясь в настоящем на фоне отсутствия реальных имперских достижений, данное движение вынуждено заменять их суррогатами. Декларируемая религиозность в этих условиях приобретает довольно парадоксальные и даже кощунственные формы. Так, после причисления Русской православной церковью к лику святых членов казненной семьи Романовых Национальная ассоциация скаутов-разведчиков как о некоем достижении, с гордостью заявила, что в России в лице царевича Алексея появился "первый в мире скаут-святой".

Таким образом, если в Великобритании по состоянию скаутского движения можно судить о завершении процесса постимперской адаптации общества, то ситуация с российскими скаутами показывает, что по данным вопросам в нашей стране продолжается острая борьба, в ходе которой консерваторы-державники все же не могут обрести у себя под ногами твердую почву.

103

Одновременно с трансформацией движения бойскаутов нечто подобное в условиях кризиса и особенно распада колониальных империй стран Запада начинает происходить с движением волонтеров. Зародившись после первой мировой войны, оно достигло ныне огромных масштабов. В США и Великобритании, например, в последние десятилетия в волонтерском движении так или иначе участвовало около половины

19

населения этих стран .

Волонтерство имеет весьма сложную природу, обусловленную комплексом многообразных причин, связанных с особенностями современного этапа развития цивилизации. Возникновение этого явления нельзя окончанием "имперского" периода и канализацией "имперской" романтики в новые русла. Но нас оно в данном случае интересуют единственно и именно с точки зрения "снятия" окружавшего Империю пафоса и энтузиазма, хотя это, безусловно, не исчерпывает исторической значимости данного феномена современной общественной жизни.

Типичным примером становления и развития организации волонтерского движения является история Международной гражданской службы. Начало ее созданию было положено в 1920 г., когда группа энтузиастов из разных стран провела восстановительные работы во французской деревне Еснес, близ Вердена, где в ходе первой мировой войны прошли тяжелые бои. Но широкое распространение в Западной Европе и Азии отделения этой организации получили после 1945 г., и связано это было с последствиями уже другого мирового катаклизма.

Попытки создания аналогичных отделений или "партнерских организаций" в странах советского блока в тот период заканчивались в основном неудачей, наталкиваясь на противодействие властей20. Однако с 1950-х гг. начался обмен волонтерами по программе "Восток-Запад", целью которого было "открыть для себя мир, существующий по другую сторону Железного занавеса". После крушения социалистических режимов этот обмен многократно расширился, и в середине 1990-х гг. ежегодно он охватывал около 700 человек21.

Конкретное наполнение современного волонтерского движения имеет некоторые точки пересечения с содержанием современного скаутинга, а с другой стороны, с миссионерским движением, игравшим заметную роль в колониальной экспансии и выполнении "цивилизаторской миссии" в прошлом. Возникает своего рода новое, достаточно политизированное миссионерство - помощь другим странам в создании стабильных демократических режимов. Консервативные ценности и идеалы занимают не последнее место в обосновании и мотивации этой деятельности. Многие западные волонтерские организации, действуя в странах Восточной Европы и на территории бывшего Советского Союза первой или одной из первых своих задач считают помощь в преодолении тоталитарного прошлого, утверждении демократических ценностей, которые прежде всего связываются с достижениями западной цивилиза-

104

ции и западными моделями политических систем. В связи с этим зачастую звучат патриотические мотивы, источником которых служит гордость за достижения своей страны и своей нации. Кроме того, частично такая деятельность осуществляется непосредственно под покровительством и при участии той или иной из действующих в странах Запада церквей.

Все это отразилось и на идеологии российского волонтерства. И.Е.Городецкая, рассматривая становление "третьего сектора" и добровольчества в нашей стране в постсоветский период, констатирует, что "активисты добровольческого сектора воспринимают себя, свои организации как важнейшую часть формирующегося в России гражданского 22

общества" .

Характерно, однако, что и в идеологии международных волонтерских организаций, в том числе их российских отделений, нередко тоже обнаруживаются патриотические, националистические и традиционалистские мотивы Именно таким способом эти движения стремятся укорениться на российской почве. В брошюре Международной гражданской службы говорится, например: "...смысл, который вкладывался в современное понятие добровольчества, - сделать доброе, помочь другим людям - был присущ образу жизни россиян на протяжении всей истории государства". И далее: "Корни русского добровольчества уходят в далекие времена, в глубь российской истории, когда люди, воспитанные на моральных и этических традициях, всегда почитаемых в России, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся и больным. Отзывчивость и душевная щедрость - черты, присущие русскому народному характеру. Лучшие представители нации отдавали силы, время, средства заботе о

23

людских нуждах и во благо общества" .

Тем не менее современное волонтерство (впрочем, как и скаутинг) многими в России воспринимается как заимствование западного опыта. Считается, что в современном российском обществе нет социально-политических достижений, которые могли бы быть предложены иным народам в качестве передового опыта (хотя, возможно, это не совсем так). Во многом в связи с этим волонтерское движение в России еще не приобрело специфических национальных черт, а потому и не выполняет в полной мере рассматриваемую адаптивную функцию, хотя и обладает для этого необходимым потенциалом.

Перенесение скаутского и волонтерского движений, переживших значительную эволюцию в странах Запада, на почву постсоветской России демонстрирует, насколько причудливым может быть переплетение сходства и различия исторических условий и действия порожденных ими факторов.

105

Примечания

I См.: Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 541-542.

2Hyam R. Britain's Imperial Century, 1815-1914. A Study of Empire and Expansion. London., 1993. P. 277.

3 Ibid.

4Цит. по: Скаутская энциклопедия. Вып. 1: Роберт Баден-Пауэлл и история возникновения скаутского движения. Омск, 1993. С. 22.

5См.: Judd D. Empire. The British Imperial Experience from 1765 to the Present. London, 1996. P. 204.

6Ibid., P. 205.

7 Ibid. В целом утверждения о гомосексуальной ориентации Баден-Пауэлла, его склонности к педофилии, садизму и т.д. в настоящее время достаточно распространены.

8 О Сесиле Родсе Джадд пишет: "...лишенный той сексуальной ориентации и влечения, которые позволили бы ему стать мужем и отцом семейства, он доказывал свою потенцию обхаживанием и завоеванием не новых женщин, а новых территорий и даже более экзальтированно, чем другие, служил при этом своему идеалу" (Judd. D. Op. cit. P. 122).

9 Hyam R. Op. cit. P. 276.

10 Что есть Скаутинг. Книга для скаутского лидера. Женева, 1992. С. 5.

II Скаутинг. Книга для скаутов. Женева. 1993. С. 75.

12 Там же. С. 124.

13 См.: http://www.scoutbase.org.uk. Интересно отметить, что нынешняя реформа британского движения скаутов проходит самым демократическим образом. Так, прежде, чем приступить к формулированию своих предложений, ее инициаторы организовали опрос 700 молодых людей в возрасте от 6 до 20 лет.

14 Скаутинг. Книга для скаутов. С. 22.

15 Что есть Скаутинг. С. 69.

16 Там же. С. 71.

17См.: http://www.scout.chg.ru/aim.htm.

18 Там же.

19 См.: Гражданское общество в России. С. 126-127.

20 См.: Международная гражданская служба. Пермь, 1998. С. 6-8.

21 Там же. С. 19.

22 Гражданское общество в России. С. 151.

23 Международная гражданская служба. С. 3.

THE SCOUT AND THE VOLUNTEER MOVEMENTS AND POST-EMPIRE ADAPTATION

O.B.Podvintsev

The evolution of scouting in Great Britain and in other Western countries is the trend to rejection of Empire's values and Empire's vigour. The volunteer movement is one of the canals for the energy which was the result of dissolution of Empires. But realities of postSoviet Russia are different.

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.