Научная статья на тему 'Воплощение идеи. Опыт и уроки cкаутинга в России'

Воплощение идеи. Опыт и уроки cкаутинга в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
672
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАУТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СКАУТЫ / ПИОНЕРЫ / ИСТОРИЯ / ПЕДАГОГИКА / ОПЫТ / SCOUT MOVEMENT / SCOUTS / YOUNG PIONEERS / HISTORY / PEDAGOGY / EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кудинов Владимир Андреевич

В статье анализируются уроки, извлеченные из исторического опыта деятельности объединений скаутов как в России, так и в других странах, тем самым анализируется возможность для их использования в Российском движении школьников, приводятся документы Всемирной организации скаутского движения. Делается вывод об универсальности скаутинга как системы самовоспитания и реализации развития подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Embodiment of the idea. Experience and lessons of scouting in Russia

In the article we analyse the lessons learned from historical experience of scout associations activity both in Russia and in other countries, an opportunity for their use in the Russian movement of schoolchildren is thereby analysed, documents of the World organisation of scout movement are provided. The conВестник КГУ 2017 262 Summary clusion about universality of scouting as the systems of self-upbringing and realisation of development of the teenager is drawn.

Текст научной работы на тему «Воплощение идеи. Опыт и уроки cкаутинга в России»

СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА

УДК 329.78

Кудинов Владимир Андреевич

доктор исторических наук, профессор Костромской государственный университет

vkudinov@mail.ru

ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ.

ОПЫТ И УРОКИ СКАУТИНГА В РОССИИ

В статье анализируются уроки, извлеченные из исторического опыта деятельности объединений скаутов как в России, так и в других странах, тем самым анализируется возможность для их использования в Российском движении школьников, приводятся документы Всемирной организации скаутского движения. Делается вывод об универсальности скаутинга как системы самовоспитания и реализации развития подростка.

Ключевые слова: скаутское движение, скауты, пионеры, история, педагогика, опыт.

На крутых поворотах истории всегда возникает интерес к прошлому опыту с целью вычленить уроки и определить возможности их использования в современности. Этим объясняются причины всплеска интереса у педагогической, исторической науки к прошлому опыту деятельности детских общественных объединений. Но кроме объективных и постоянных факторов, к которым мы относим необходимость передачи социального опыта между поколениями, потребностью государства и общества в социализации личности ребенка, актуальной стала считать эту проблему и наука, обнаружившая противоречия между имеющимися знаниями и необходимостью приращивания новых. Знающий читатель может назвать десятки тысяч публикаций, рассматривающих эту проблему на всем протяжении ее истории. Только в одном Костромском государственном университете за последние 30 лет состоялись более 1200 публикаций, в которых анализируется теория и практика детского движения [2].

Проявление интереса у практиков и ученых мы находим не только в остающихся актуальными объективными причинами, но и появившемся новом субъективном факторе - октябрьском 2015 г. Указе Президента РФ о создании общественно-государственного объединения «Российского движения школьников». Назначенные руководители этого движения предлагают формальные многочисленные акции, направления деятельности, определяют вместе с регионами опорные школы, в которых должна проходить работа этого нового движения. Но при этом не всегда учитывают имеющуюся практику воспитательной работы школ через созданные в них различные по названию, формам и содержанию общественные детские объединения.

Ученые справедливо считают актуальным объединение этих различных детских организаций в общероссийское движение, но предлагают не только проводить «витринные» акции, но и учитывать воспитывающее содержание детских объединений, опыт которых уже зарекомендовал себя за столетнюю историю.

Самый значительный опыт был у системы воспитания «скаутинг», появившейся в России в 1909 году и у системы пионерского движения, возникшего в 1922 году и вобравшего в себя лучшее из скаутинга и других общественных подростковых объединений.

При модернизации политической и экономической системы государства всегда возникает необходимость модернизации всех социальных систем, включая образование и воспитание. Обратимся к истории. Когда заканчивалось время колониального господства в конце XIX начале ХХ веков, назревал новый передел мира, у государств возникла потребность воспитать так подростков, юношество, чтобы они были готовы к военному переделу мира, сражаться и умереть за это. То есть феномен милитаризма повлиял на возникновение новых форм работы с молодежью на рубеже веков.

Не удивительно, что первым начала такой поиск Великобритания, самая старая и самая огромная колониальная европейская держава. В 1883 г. церковные служители этой страны стали создавать «Бригады мальчиков» с девизом «Будь начеку и молись!», используя, естественно, военную атрибутику и ритуалы военных. Затея удалась - ребятам нравилось играть «в военных», овладевать приемами обращения с оружием, бывать на природе, в лагерях, без засилья взрослых, родителей, организуя и самоуправляя своей полевой жизнью. Совсем без взрослых, естественно, не обошлось - именно для них офицер-разведчик Баден Пауэлл составлял и обновлял программы обучения полевых разведчиков. Таким образом, можно утверждать, что с бригад мальчиков начала свой путь организация скаутинга. А Баден Пауэлл с 1902 г. стал вице-президентом «бригад». Обратим внимание на урок, извлеченный из опыта деятельности «бригад» - они создавались не педагогами, а людьми близкими к армии и носителями религиозной идеологии страны.

Спустя 5 лет, в июле 1907 г. около 2-х десятков мальчиков - детей своих друзей и членов «Бригад» собрал Б. Пауэлл на неделю в лагерь. И в игровой форме провел занятия по обучению прикладным навыкам: топографии, ориентирования на мест-

196

Вестник КГУ 2017

© Кудинов В.А., 2017

ности, медицинской помощи, выживания. Кроме этого он читал юношам лекции о грозящем Великобритании, как империи, распаде, что нужно готовить себя к защите ее интересов физически и морально. Спустя полтора десятка лет Н.К. Крупская, ознакомившись с этим опытом, цитирует (в 1923 г.) лекции Б. Пауэлла: «Если сильный враг пожелает овладеть нашей богатой коммерцией и колониями страной и увидит, что мы в Британии разделились друг против друга, он легко захватит то, что ему нужно... Ваш долг - хранить Британию от внешних врагов» [4, с. 35].

Ребятам нравилась романтика жизни в природе, самостоятельность в решении коллективных вопросов, получаемые практические навыки по выживанию. Это содержание, облеченное в новую форму, можно считать еще одним уроком для функционирования детской общественной организации. А проведение лагеря на острове Броунси считается основанием скаутинга.

Б. Пауэлл опубликовал в 1908 г. брошюру «Скаутинг для мальчиков» («Scouting for boys»), где были сформулированы основные принципы и методы скаутинга. Эта публикация способствовала стремительному распространению скаутинга в мире. Урок, извлеченный из этого опыта, гласит: публикация достижений будет способствовать успешному распространению новаций.

Скаутинг, имеющий девиз «Будь готов!» - принципиально новое общественное объединение подростков, не связанное с государством напрямую. Через время, когда педагоги всесторонне осмыслили его феномен, то стали из практики скаутинга черпать новые идеи. Поэтому справедлив вывод, что скаутинг представляет собой крупнейшее в мировой культуре общественное движение подростков и взрослых, в котором удачно сочетаются функции саморазвития личности, взаимодействие взрослого и ребенка, самоуправления, коллективное действие и другое.

Скаутинг, как культурное явление, начал реа-лизовываться в общественного организме России в 1909 г. Общим с западными странами было то, что внедрением скаутинга занялась армия. Первые в России объединения по системе «скаутинг» создал капитан российской армии О. Пантюхов (скаутский патруль «Бобер» под Санкт-Петербургом, в 1909 г.) и штаб-ротмистр Г. Захарченко в московском Александровском военном училище прапорщиков (1910). Но при реализации идеи проявила себя российская особенность, которая состояла в том, что в стране так и не удалось объединить местные скаутские отряды, дружины в единую общероссийскую организацию вплоть до ее ликвидации. Эту особенность определили несколько обстоятельств. Географический фактор, огромность территории страны, противоречия в управлении государством, самодержавная форма правления,

неразвитость общественных отношений в изменяющемся обществе и государстве, незавершенность модернизации страны, революции 1917 года, косность педагогики и массовой школы и другие. В 90-е годы ХХ века скаутские объединения возродились. Подробнее об этом в монографии В. А. Ку -динова и В. Черных [7].

Еще один урок из опыта заключается в том, что система скаутинг, по оценке результатов деятельности воспитательная, по содержанию и формам самоуправляемая, состоит в органическом единстве с системой ее управления. Скаутинг сам воспроизводил кадры своих управленцев. Это отличалось от педагогических традиций России, в которой воспитательная система - одно, а управленческие функции ею - другое. Российская система воспитания нуждалась в государственном управлении. В этом ее и сила и ее слабость.

Воспитание, как и образование, обладает свойством эридитарности (последействия). Государство и общество вкладывают ресурсы, энергию воспитателей, деньги в воспитание сегодня, а результат получают через время. Эффективность воспитательной системы, в том числе и скаутинга, можно определить как по уровню достижения, так и не достижения поставленной цели, и по соотношению ресурсоемкости, или ресурсоотдачи, и по степени приспособления системы к достижению поставленных целей, и по способности сохранять свои свойства под влиянием внешних воздействий.

Любое внедрение нововведений, включая и новации в воспитании, сопровождается изменением старой системы, инертность которой и конкурентная борьба отторгают новое. Чем структурно устойчивее система как, например, воспитательная, или образовательная, тем новое имеет меньше реальной возможности развиваться в ней. Этим можно объяснить и процессы, происходившие в скаутинге, темпы и географию его распространения в России.

Но в условиях системных изменений, ухудшения экономического положения снижается устойчивость и воспитательной системы, следовательно, новое получает больше возможностей закрепиться в ней. Подобное может произойти и с Российским движением школьников, как это происходило со скаутингом, который хотя и появился в России в 1909 г., но закрепился позднее, уже во время 1 мировой войны. Скаутинг, как воспитательная система существовал и в годы революций и гражданской войны. Его расцвет и количественное увеличение произошло до средины 20-х гг., когда новая советская система образования и воспитания сложилась и окрепла, вместе с советской властью. А элементы методики скаутинга были трансформированы и использованы в пионерской организации и комсомоле. Да и то не на всей территории Советской России, а там где классовые противоречия не были обострены гражданской войной. Сопротивляв-

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

197

СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА

шаяся новациям ортодоксальная часть скаутинга была ликвидирована как инородный элемент, не прошедшая государственной регистрации, считает В.А. Кудинов [6, с. 157-163]. Скаутинг был связан с определенным социальным носителем капиталистического общества и вместе с ним был частично реформирован, а затем и ликвидирован в средине 20-х годов ХХ в. Возрождение скаутинга в России связано тоже с возрождением капитализма в 90-е годы XX века. Но так как в России не появился массовый средний класс, а существует пропасть между очень богатыми и очень бедными людьми, скаутинг в современной России не получил социальной базы для своего массового развития.

Заимствования и обмен опытом, свойственны и воспитательным системам. В деятельности пионерской организации, особенно в 20-е годы мы находим заимствования из скаутинга [5, с. 235238]. И, дело не только в том, что пионерскими вожатыми в 20-е годы были многие скаутмастера, но и в универсальности системы скаутинг, на что неоднократно обращала внимание Н.К. Крупская, предлагая использовать элементы этой системы воспитания в общественных детских объединениях, опираясь на интерес самих ребят.

Развиваясь в практике разных стран, постепенно скаутинг выработал основные установки, которые отражены в его документах.

Цель Скаутинга, определена в действии: «через участие скаутов в местных, национальных и международных организациях воспитывать ответственных и достойных граждан своей страны, способствовать развитию молодых людей для раскрытия их наиболее полного физического, интеллектуального, общественного и духовного потенциала» [1]. Это отражает выводы и установки ученых разных стран, включая и российских, -взаимодействие в развитии духовных, физических, психических, интеллектуальных, общественных качеств личности. Исследователи делают справедливый вывод, что скаутинг дополняет все другие социальные институты воспитания, не подменяя школу, семью и других.

Из практики в скаутинге были выработаны 3 принципа деятельности, воплощенных и сформулированных в законах: Долг перед Богом, Долг перед другими, Долг по отношению к себе. Первый принцип «Долг перед Богом» определяет отношение личности подростка к духовным ценностям жизни, второй «Долг перед другими» - отношение личности подростка к обществу в широком смысле слова, третий «Долг по отношению к себе» - к обязанностям личности перед собой.

При составлении документа коллективному разуму Всемирной скаутской конференции пришлось учитывать, что скаутинг, перешагнув через границы государств, реализуется и в странах с иными, немонотеистическими религиями, не

имеющих персонифицированного Бога, как, например, буддизм. Поэтому текст принципа «Долг перед Богом», в трактовке Конституции Всемирной организации скаутского движения (ВОСД, Конституция, глава 1, статья 2) исключает понятие «Бог», а определяется как «приверженность духовным принципам, верности религии, которая выражает их, принятие вытекающих из этого обязанностей». «Долг перед другими» определяется как «верность своей стране в гармонии с развитием мира, взаимопонимание и сотрудничество на местном, национальном и международном уровнях. Участие в развитии общества с признанием и уважением достоинства соотечественников и целостности природного мира». «Долг по отношению к себе» определяется как «ответственность за собственное развитие» [1].

Наличие обобщенного толкования принципов позволяет национальным скаутским объединениям на всех континентах Земли конкретизировать содержание, формы и методы деятельности, совершенствуя воспитательные технологии, сопоставляя их с интересами и потребностями подростков, проживающих именно в это время. В этом сила еще одного урока скаутинга.

В документах ВОСД указывается понятие «Скаутский Метод» в единственном числе, в то время, когда в педагогике, как науке, каждый из воспитательных элементов считается отдельным методом. Все дело в том, что понимать под «методом». Система «скаутинг» предполагает взаимодействие элементов, образующих единое целое, в основе чего идея прогрессивного самовоспитания через: Обещание и Закон; учебу через дело; членство в малых группах (патруле); прогрессивные и стимулирующие программы мероприятий. Последние должны соответствовать интересам детей, проходить преимущественно в природе на свежем воздухе. В документах современного скаутинга указывается, что скаутинг это воспитательная система.

Скаутинг трактует роль взрослых как руководителей. При этом руководство означает помощь детям в раскрытии их потенциала по принятию на себя ответственности за свою жизнь и жизнь общества. Все эти элементы хорошо разработаны и раскрыты учеными разных стран, включая и Россию, в гуманитарных и общественных науках.

Формулировки Скаутского обещания и Законов были написаны для мальчиков Великобритании в начале XX века. Но время меняется, формулировки потребовали своего уточнения. Поэтому в соответствии со временем и национальными культурными различиями каждая национальная организация скаутов составляет свой текст, со-гласуя его с первоначальным и предоставляя для утверждения в ВОСД.

В главе 1, статье 2, Конституции ВОСД так определяется Скаутское обещание (клятва): «Кля-

198

Вестник КГУ ^ 2017

нусь моей честью, что я сделаю все от меня зависящее, чтобы: выполнить мой долг перед Богом и монархом (или Богом и моей страной); помогать другим в любое время; подчиняться скаутскому закону: 1. Чести скаута следует доверять. 2. Скаут верен Богу и Родине. 3. Долг скаута - быть полезным и помогать другим. 4. Скаут друг всем и брат любому другому скауту. 5. Скаут вежлив. 6. Скаут друг животных и всей природе. 7. Скаут беспрекословно подчиняется приказам своих родителей, руководителя патруля и скаутмастера. 8. Скаут весел и никогда не падает духом. 9. Скаут бережлив и уважает чужую собственность. 10. Скаут чист в мыслях, словах и делах» [1].

Большую роль в скаутинге также играют символы и атрибуты. Скаутская эмблема, девиз, салют, рукопожатие, галстук, форма. Все они имеют свою трактовку, объяснение, соответствующее возрасту скаута.

Таким образом, наличие привлекательных программ саморазвития, отраженных в Законе, символике, атрибутике является еще одним уроком для деятельности общественной детской организации.

Система скаутинг не застывшая, а развивающаяся система, опирающаяся на новейшие и уже проверенные научные достижения. Опора на науку, тоже важный урок, извлеченный из деятельности организации.

Библиографический список

1. Бондарь Л.А. Что есть Скаутинг. Книга для скаута. - Женева, Швейцария, 1992. - 112 с.

2. Детское движение в России: рефлексия научных исследований. Библиография / авт.-сост. Н.Ф. Басов, А.Г. Кирпичник, В.А. Кудинов, О.В. Попова; отв. ред. В.А. Кудинов. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 83 с.

3. Конституция ВОСД. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vrodos.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=54&Ite mid=67 (дата обращения: 10.08.2017).

4. Крупская Н.К. РКСМ и бойскаутизм // Пед. соч.: в 10 т. Т. 5. - М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959. - С. 25-61.

5. Кудинов В.А. Историческая обусловленность подростковых и юношеских организаций // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социоки-нетика. - 2016. - Т. 22. - № 3. - С. 235-238.

6. Кудинов В.А. Периодизация скаутского движения // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2009. - Т. 15. - № 3. - С. 157-163.

7. Кудинов В.А., Черных В.Е. Опыт возрождения. История скаутских организаций России 8090 гг. ХХ века. - М., 2000. - 200 с.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.