СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА
УДК 329.78
Кудинов Владимир Андреевич
доктор исторических наук, профессор Костромской государственный университет
vkudinov@mail.ru
ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ.
ОПЫТ И УРОКИ СКАУТИНГА В РОССИИ
В статье анализируются уроки, извлеченные из исторического опыта деятельности объединений скаутов как в России, так и в других странах, тем самым анализируется возможность для их использования в Российском движении школьников, приводятся документы Всемирной организации скаутского движения. Делается вывод об универсальности скаутинга как системы самовоспитания и реализации развития подростка.
Ключевые слова: скаутское движение, скауты, пионеры, история, педагогика, опыт.
На крутых поворотах истории всегда возникает интерес к прошлому опыту с целью вычленить уроки и определить возможности их использования в современности. Этим объясняются причины всплеска интереса у педагогической, исторической науки к прошлому опыту деятельности детских общественных объединений. Но кроме объективных и постоянных факторов, к которым мы относим необходимость передачи социального опыта между поколениями, потребностью государства и общества в социализации личности ребенка, актуальной стала считать эту проблему и наука, обнаружившая противоречия между имеющимися знаниями и необходимостью приращивания новых. Знающий читатель может назвать десятки тысяч публикаций, рассматривающих эту проблему на всем протяжении ее истории. Только в одном Костромском государственном университете за последние 30 лет состоялись более 1200 публикаций, в которых анализируется теория и практика детского движения [2].
Проявление интереса у практиков и ученых мы находим не только в остающихся актуальными объективными причинами, но и появившемся новом субъективном факторе - октябрьском 2015 г. Указе Президента РФ о создании общественно-государственного объединения «Российского движения школьников». Назначенные руководители этого движения предлагают формальные многочисленные акции, направления деятельности, определяют вместе с регионами опорные школы, в которых должна проходить работа этого нового движения. Но при этом не всегда учитывают имеющуюся практику воспитательной работы школ через созданные в них различные по названию, формам и содержанию общественные детские объединения.
Ученые справедливо считают актуальным объединение этих различных детских организаций в общероссийское движение, но предлагают не только проводить «витринные» акции, но и учитывать воспитывающее содержание детских объединений, опыт которых уже зарекомендовал себя за столетнюю историю.
Самый значительный опыт был у системы воспитания «скаутинг», появившейся в России в 1909 году и у системы пионерского движения, возникшего в 1922 году и вобравшего в себя лучшее из скаутинга и других общественных подростковых объединений.
При модернизации политической и экономической системы государства всегда возникает необходимость модернизации всех социальных систем, включая образование и воспитание. Обратимся к истории. Когда заканчивалось время колониального господства в конце XIX начале ХХ веков, назревал новый передел мира, у государств возникла потребность воспитать так подростков, юношество, чтобы они были готовы к военному переделу мира, сражаться и умереть за это. То есть феномен милитаризма повлиял на возникновение новых форм работы с молодежью на рубеже веков.
Не удивительно, что первым начала такой поиск Великобритания, самая старая и самая огромная колониальная европейская держава. В 1883 г. церковные служители этой страны стали создавать «Бригады мальчиков» с девизом «Будь начеку и молись!», используя, естественно, военную атрибутику и ритуалы военных. Затея удалась - ребятам нравилось играть «в военных», овладевать приемами обращения с оружием, бывать на природе, в лагерях, без засилья взрослых, родителей, организуя и самоуправляя своей полевой жизнью. Совсем без взрослых, естественно, не обошлось - именно для них офицер-разведчик Баден Пауэлл составлял и обновлял программы обучения полевых разведчиков. Таким образом, можно утверждать, что с бригад мальчиков начала свой путь организация скаутинга. А Баден Пауэлл с 1902 г. стал вице-президентом «бригад». Обратим внимание на урок, извлеченный из опыта деятельности «бригад» - они создавались не педагогами, а людьми близкими к армии и носителями религиозной идеологии страны.
Спустя 5 лет, в июле 1907 г. около 2-х десятков мальчиков - детей своих друзей и членов «Бригад» собрал Б. Пауэлл на неделю в лагерь. И в игровой форме провел занятия по обучению прикладным навыкам: топографии, ориентирования на мест-
196
Вестник КГУ 2017
© Кудинов В.А., 2017
ности, медицинской помощи, выживания. Кроме этого он читал юношам лекции о грозящем Великобритании, как империи, распаде, что нужно готовить себя к защите ее интересов физически и морально. Спустя полтора десятка лет Н.К. Крупская, ознакомившись с этим опытом, цитирует (в 1923 г.) лекции Б. Пауэлла: «Если сильный враг пожелает овладеть нашей богатой коммерцией и колониями страной и увидит, что мы в Британии разделились друг против друга, он легко захватит то, что ему нужно... Ваш долг - хранить Британию от внешних врагов» [4, с. 35].
Ребятам нравилась романтика жизни в природе, самостоятельность в решении коллективных вопросов, получаемые практические навыки по выживанию. Это содержание, облеченное в новую форму, можно считать еще одним уроком для функционирования детской общественной организации. А проведение лагеря на острове Броунси считается основанием скаутинга.
Б. Пауэлл опубликовал в 1908 г. брошюру «Скаутинг для мальчиков» («Scouting for boys»), где были сформулированы основные принципы и методы скаутинга. Эта публикация способствовала стремительному распространению скаутинга в мире. Урок, извлеченный из этого опыта, гласит: публикация достижений будет способствовать успешному распространению новаций.
Скаутинг, имеющий девиз «Будь готов!» - принципиально новое общественное объединение подростков, не связанное с государством напрямую. Через время, когда педагоги всесторонне осмыслили его феномен, то стали из практики скаутинга черпать новые идеи. Поэтому справедлив вывод, что скаутинг представляет собой крупнейшее в мировой культуре общественное движение подростков и взрослых, в котором удачно сочетаются функции саморазвития личности, взаимодействие взрослого и ребенка, самоуправления, коллективное действие и другое.
Скаутинг, как культурное явление, начал реа-лизовываться в общественного организме России в 1909 г. Общим с западными странами было то, что внедрением скаутинга занялась армия. Первые в России объединения по системе «скаутинг» создал капитан российской армии О. Пантюхов (скаутский патруль «Бобер» под Санкт-Петербургом, в 1909 г.) и штаб-ротмистр Г. Захарченко в московском Александровском военном училище прапорщиков (1910). Но при реализации идеи проявила себя российская особенность, которая состояла в том, что в стране так и не удалось объединить местные скаутские отряды, дружины в единую общероссийскую организацию вплоть до ее ликвидации. Эту особенность определили несколько обстоятельств. Географический фактор, огромность территории страны, противоречия в управлении государством, самодержавная форма правления,
неразвитость общественных отношений в изменяющемся обществе и государстве, незавершенность модернизации страны, революции 1917 года, косность педагогики и массовой школы и другие. В 90-е годы ХХ века скаутские объединения возродились. Подробнее об этом в монографии В. А. Ку -динова и В. Черных [7].
Еще один урок из опыта заключается в том, что система скаутинг, по оценке результатов деятельности воспитательная, по содержанию и формам самоуправляемая, состоит в органическом единстве с системой ее управления. Скаутинг сам воспроизводил кадры своих управленцев. Это отличалось от педагогических традиций России, в которой воспитательная система - одно, а управленческие функции ею - другое. Российская система воспитания нуждалась в государственном управлении. В этом ее и сила и ее слабость.
Воспитание, как и образование, обладает свойством эридитарности (последействия). Государство и общество вкладывают ресурсы, энергию воспитателей, деньги в воспитание сегодня, а результат получают через время. Эффективность воспитательной системы, в том числе и скаутинга, можно определить как по уровню достижения, так и не достижения поставленной цели, и по соотношению ресурсоемкости, или ресурсоотдачи, и по степени приспособления системы к достижению поставленных целей, и по способности сохранять свои свойства под влиянием внешних воздействий.
Любое внедрение нововведений, включая и новации в воспитании, сопровождается изменением старой системы, инертность которой и конкурентная борьба отторгают новое. Чем структурно устойчивее система как, например, воспитательная, или образовательная, тем новое имеет меньше реальной возможности развиваться в ней. Этим можно объяснить и процессы, происходившие в скаутинге, темпы и географию его распространения в России.
Но в условиях системных изменений, ухудшения экономического положения снижается устойчивость и воспитательной системы, следовательно, новое получает больше возможностей закрепиться в ней. Подобное может произойти и с Российским движением школьников, как это происходило со скаутингом, который хотя и появился в России в 1909 г., но закрепился позднее, уже во время 1 мировой войны. Скаутинг, как воспитательная система существовал и в годы революций и гражданской войны. Его расцвет и количественное увеличение произошло до средины 20-х гг., когда новая советская система образования и воспитания сложилась и окрепла, вместе с советской властью. А элементы методики скаутинга были трансформированы и использованы в пионерской организации и комсомоле. Да и то не на всей территории Советской России, а там где классовые противоречия не были обострены гражданской войной. Сопротивляв-
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
197
СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА
шаяся новациям ортодоксальная часть скаутинга была ликвидирована как инородный элемент, не прошедшая государственной регистрации, считает В.А. Кудинов [6, с. 157-163]. Скаутинг был связан с определенным социальным носителем капиталистического общества и вместе с ним был частично реформирован, а затем и ликвидирован в средине 20-х годов ХХ в. Возрождение скаутинга в России связано тоже с возрождением капитализма в 90-е годы XX века. Но так как в России не появился массовый средний класс, а существует пропасть между очень богатыми и очень бедными людьми, скаутинг в современной России не получил социальной базы для своего массового развития.
Заимствования и обмен опытом, свойственны и воспитательным системам. В деятельности пионерской организации, особенно в 20-е годы мы находим заимствования из скаутинга [5, с. 235238]. И, дело не только в том, что пионерскими вожатыми в 20-е годы были многие скаутмастера, но и в универсальности системы скаутинг, на что неоднократно обращала внимание Н.К. Крупская, предлагая использовать элементы этой системы воспитания в общественных детских объединениях, опираясь на интерес самих ребят.
Развиваясь в практике разных стран, постепенно скаутинг выработал основные установки, которые отражены в его документах.
Цель Скаутинга, определена в действии: «через участие скаутов в местных, национальных и международных организациях воспитывать ответственных и достойных граждан своей страны, способствовать развитию молодых людей для раскрытия их наиболее полного физического, интеллектуального, общественного и духовного потенциала» [1]. Это отражает выводы и установки ученых разных стран, включая и российских, -взаимодействие в развитии духовных, физических, психических, интеллектуальных, общественных качеств личности. Исследователи делают справедливый вывод, что скаутинг дополняет все другие социальные институты воспитания, не подменяя школу, семью и других.
Из практики в скаутинге были выработаны 3 принципа деятельности, воплощенных и сформулированных в законах: Долг перед Богом, Долг перед другими, Долг по отношению к себе. Первый принцип «Долг перед Богом» определяет отношение личности подростка к духовным ценностям жизни, второй «Долг перед другими» - отношение личности подростка к обществу в широком смысле слова, третий «Долг по отношению к себе» - к обязанностям личности перед собой.
При составлении документа коллективному разуму Всемирной скаутской конференции пришлось учитывать, что скаутинг, перешагнув через границы государств, реализуется и в странах с иными, немонотеистическими религиями, не
имеющих персонифицированного Бога, как, например, буддизм. Поэтому текст принципа «Долг перед Богом», в трактовке Конституции Всемирной организации скаутского движения (ВОСД, Конституция, глава 1, статья 2) исключает понятие «Бог», а определяется как «приверженность духовным принципам, верности религии, которая выражает их, принятие вытекающих из этого обязанностей». «Долг перед другими» определяется как «верность своей стране в гармонии с развитием мира, взаимопонимание и сотрудничество на местном, национальном и международном уровнях. Участие в развитии общества с признанием и уважением достоинства соотечественников и целостности природного мира». «Долг по отношению к себе» определяется как «ответственность за собственное развитие» [1].
Наличие обобщенного толкования принципов позволяет национальным скаутским объединениям на всех континентах Земли конкретизировать содержание, формы и методы деятельности, совершенствуя воспитательные технологии, сопоставляя их с интересами и потребностями подростков, проживающих именно в это время. В этом сила еще одного урока скаутинга.
В документах ВОСД указывается понятие «Скаутский Метод» в единственном числе, в то время, когда в педагогике, как науке, каждый из воспитательных элементов считается отдельным методом. Все дело в том, что понимать под «методом». Система «скаутинг» предполагает взаимодействие элементов, образующих единое целое, в основе чего идея прогрессивного самовоспитания через: Обещание и Закон; учебу через дело; членство в малых группах (патруле); прогрессивные и стимулирующие программы мероприятий. Последние должны соответствовать интересам детей, проходить преимущественно в природе на свежем воздухе. В документах современного скаутинга указывается, что скаутинг это воспитательная система.
Скаутинг трактует роль взрослых как руководителей. При этом руководство означает помощь детям в раскрытии их потенциала по принятию на себя ответственности за свою жизнь и жизнь общества. Все эти элементы хорошо разработаны и раскрыты учеными разных стран, включая и Россию, в гуманитарных и общественных науках.
Формулировки Скаутского обещания и Законов были написаны для мальчиков Великобритании в начале XX века. Но время меняется, формулировки потребовали своего уточнения. Поэтому в соответствии со временем и национальными культурными различиями каждая национальная организация скаутов составляет свой текст, со-гласуя его с первоначальным и предоставляя для утверждения в ВОСД.
В главе 1, статье 2, Конституции ВОСД так определяется Скаутское обещание (клятва): «Кля-
198
Вестник КГУ ^ 2017
нусь моей честью, что я сделаю все от меня зависящее, чтобы: выполнить мой долг перед Богом и монархом (или Богом и моей страной); помогать другим в любое время; подчиняться скаутскому закону: 1. Чести скаута следует доверять. 2. Скаут верен Богу и Родине. 3. Долг скаута - быть полезным и помогать другим. 4. Скаут друг всем и брат любому другому скауту. 5. Скаут вежлив. 6. Скаут друг животных и всей природе. 7. Скаут беспрекословно подчиняется приказам своих родителей, руководителя патруля и скаутмастера. 8. Скаут весел и никогда не падает духом. 9. Скаут бережлив и уважает чужую собственность. 10. Скаут чист в мыслях, словах и делах» [1].
Большую роль в скаутинге также играют символы и атрибуты. Скаутская эмблема, девиз, салют, рукопожатие, галстук, форма. Все они имеют свою трактовку, объяснение, соответствующее возрасту скаута.
Таким образом, наличие привлекательных программ саморазвития, отраженных в Законе, символике, атрибутике является еще одним уроком для деятельности общественной детской организации.
Система скаутинг не застывшая, а развивающаяся система, опирающаяся на новейшие и уже проверенные научные достижения. Опора на науку, тоже важный урок, извлеченный из деятельности организации.
Библиографический список
1. Бондарь Л.А. Что есть Скаутинг. Книга для скаута. - Женева, Швейцария, 1992. - 112 с.
2. Детское движение в России: рефлексия научных исследований. Библиография / авт.-сост. Н.Ф. Басов, А.Г. Кирпичник, В.А. Кудинов, О.В. Попова; отв. ред. В.А. Кудинов. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 83 с.
3. Конституция ВОСД. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vrodos.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=54&Ite mid=67 (дата обращения: 10.08.2017).
4. Крупская Н.К. РКСМ и бойскаутизм // Пед. соч.: в 10 т. Т. 5. - М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959. - С. 25-61.
5. Кудинов В.А. Историческая обусловленность подростковых и юношеских организаций // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социоки-нетика. - 2016. - Т. 22. - № 3. - С. 235-238.
6. Кудинов В.А. Периодизация скаутского движения // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2009. - Т. 15. - № 3. - С. 157-163.
7. Кудинов В.А., Черных В.Е. Опыт возрождения. История скаутских организаций России 8090 гг. ХХ века. - М., 2000. - 200 с.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
199