Научная статья на тему 'ДВИЖЕНИЕ «ТАЛИБАН» И НАКШБАНДИЙСКИЙ ТАРИКАТ: НОВЫЕ УГРОЗЫ ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

ДВИЖЕНИЕ «ТАЛИБАН» И НАКШБАНДИЙСКИЙ ТАРИКАТ: НОВЫЕ УГРОЗЫ ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
471
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ / АГРЕССИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / POLITICAL EXTREMISM / TERRORISM / ISLAMIC RADICALISM / AGGRESSION / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арчаков М. К.

Статья посвящена исследованию возможной стратегии движения «Талибан» в центрально-азиатском регионе. Особое внимание уделено изучению контактов данной группировки с исламскими международными экстремистскими организациями. Автор прогнозирует усиление проявлений международного экстремизма в Центральной Азии как нового плацдарма для реализации государственных проектов исламских радикалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TALIBAN AND THE NAQSHBANDI TARIQA: NEW THREATS TO CENTRAL ASIA

The article is devoted to the study of the possible strategy of the Taliban movement in the Central Asian region. Special attention is paid to the study of contacts of this group with Islamic international extremist organizations. The author predicts the strengthening of manifestations of international extremism in Central Asia as a new springboard for the implementation of state projects of Islamic radicals.

Текст научной работы на тему «ДВИЖЕНИЕ «ТАЛИБАН» И НАКШБАНДИЙСКИЙ ТАРИКАТ: НОВЫЕ УГРОЗЫ ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 4 (28). С. 111-115. УДК 323.28

DOI 10.24147/2312-1300.2020.7(4).111-115

М. К. Арчаков

ДВИЖЕНИЕ «ТАЛИБАН» И НАКШБАНДИЙСКИЙ ТАРИКАТ: НОВЫЕ УГРОЗЫ

ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Статья посвящена исследованию возможной стратегии движения «Талибан» в центрально-азиатском регионе. Особое внимание уделено изучению контактов данной группировки с исламскими международными экстремистскими организациями. Автор прогнозирует усиление проявлений международного экстремизма в Центральной Азии как нового плацдарма для реализации государственных проектов исламских радикалов.

Ключевые слова: политический экстремизм; терроризм; исламский радикализм; агрессия; национальная безопасность.

M. K. Archakov

THE TALIBAN AND THE NAQSHBANDI TARIQA: NEW THREATS TO CENTRAL ASIA

The article is devoted to the study of the possible strategy of the Taliban movement in the Central Asian region. Special attention is paid to the study of contacts of this group with Islamic international extremist organizations. The author predicts the strengthening of manifestations of international extremism in Central Asia as a new springboard for the implementation of state projects of Islamic radicals.

Keywords: political extremism; terrorism; Islamic radicalism; aggression; national security.

Движение «Талибан» (деятельность запрещена на территории РФ) всегда проявляло особый интерес к Ферганской долине -узловой точке региона, в настоящее время именуемого Центральной Азией (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Казахстан, Туркмения). Ферганская долина рассматривается талибами как союзная территория в их стремлении к продвижению на север цен-тральноазиатского региона.

В то же время, не обладая достаточными ресурсами для прямой экспансии в регионы Центральной Азии, движение «Талибан» ищет союзников, которые, во-первых, имели бы глубокие корни в этом регионе и, во-вторых, обладали бы религиозным авторитетом среди широких слоёв мусульман центральноазиатского региона. И сколь бы странным это на первый взгляд не выглядело, талибы нашли такого союзника в лице суфиев - членов организации «Армия мужчин Накшбандийского тариката», или «Армия Накшбанди».

Традиционно сложился взгляд на суфиев как на жёстких противников радикальных исламистов, но, как считает М. Подкопаева, «есть много примеров близких отношений между суфиями и исламскими радикалами. Начнём с того, что Ибн Таймийа, ранний провозвестник учения ваххабитов и высочайший авторитет для многих поколений исламских радикалов, сам был последователем "правоверных суфийских шейхов", имена которых называл. Очень прочные отношения с суфиями поддерживали радикалы-очистители из движения сенусийа. Само движение сенусийа в Алжире середины XIX в. оформилось как суфийское братство, но несло в себе значительный заряд ваххабитских идей, воспринятых его основателем в Аравии» . Поэтому, в отличие от ИГИЛ (деятельность запрещена на территории РФ), талибы не чужды суфийской традиции. Тем более что Накшбандийский тарикат имеет глубокие исторические корни в Центральной Азии и действует настойчиво в продвижении

© Арчаков М. К., 2020

своего влияния в этом регионе. К тому же, религиозные воззрения талибов не являются исключительно ваххабитскими.

Кроме того, Накшбандийский тарикат занят не только проповедями традиционного ислама. Так, по мнению В. Прохватилова, «суфии Накшбанди начали готовиться к партизанской войне ещё в 2002 г. В 2004 г. созданная суфиями "Армия Накшбанди" участвовала в сражениях при Фаллудже и Самаре. Армия не имеет единого командования - сетевая структура делает её малоуязвимой для иностранных спецслужб»2.

Кроме того, движение «Талибан» связывает с Накшбандийским тарикатом, во-первых, традиционная распространённость этого суфийского братства у пуштунов и, во-вторых, мощное влияние Деобандийской школы, т. е. модернизированного исламского радикализма.

Деобандизм возник в Британской Индии в конце Х1Х в. как движение за реформы и объединение мусульманской уммы в условиях колониального господства и управления государством немусульманами. Основоположниками данного движения были Мохам-мад Казим Нанотави и Ахмад Гангохи, основавшие первое медресе в Деобанде, в районе Дели. Основоположники считали открытие медресе важным шагом для воспитания и образования молодых мусульман, которые бы возродили былую славу ислама, основываясь на законах шариата, духовном опыте, суфийских практиках. Деобандисты, стремясь оградить исламскую веру от всяких нововведений, достаточно жёстко трактовали положения традиционного ислама - отвергали другие направления, обвиняя их приверженцев в неверии, серьёзно ограничивали положение женщин, требовали неукоснительного соблюдения исламских обрядов, молитвенной практики и т. п.

В то же время приверженность ханафит-скому мазхабу способствовала росту популярности взглядов деобандистов и распространению их учения, особенно в Южной Азии. Множество деобандийских медресе возникло в Пакистане после его создания в 1947 г. Выпускники медресе занимались пропагандой своих взглядов в различных провинциях Пакистана, в том числе в лагерях афганских беженцев. Существенное влияние на мировоззрение руководства талибов ока-

зало медресе Дар-уль-Улум Хаккания, которое закончили многие руководители и некоторые полевые командиры Талибана.

По нашему мнению, «в подобных медресе будущие талибы знакомились с традицией Деобанди, связанной с непризнанием племенной, общинной, феодальной иерархии и стремлением к созданию единого мусульманского государства. Отсюда проявившаяся впоследствии вражда талибов к вождям афганских племён и кланов. Испытывая глубокую вражду к шиитам и Ирану, талибы, в то же время, заимствовали идею иранской исламской революции, а обоснование ей нашли в теориях такой неоднозначной организации, как движение "Джамаат Таблиг" (в переводе - "Община призыва"), которое и стало связующим звеном между учением Деобанди и талибами» [1, с. 17].

Кроме того, по мнению Дж. Бенси, «именно представители Деобанди добились того, чтобы обучение афганцев в деобандий-ских медресе шло по работам авторитетнейшего для Пакистана Абу-л-Ала Маудуди, которого считают реформатором центральноа-зиатского ислама на основе соединения Део-банди и ваххабизма. И именно концепция "теодемократии" Маудуди была положена в основу движения Талибан»3.

В целом, Деобандийская школа имеет накшбандийские корни и оказывает определённое влияние на религиозно-политические процессы в Пакистане и Афганистане.

Данный анализ был бы неполным, если не рассмотреть некое связующее звено между талибами и Деобандийской школой, а именно религиозную организацию «Джамаат Таблиг».

Движение «Джамаат Таблиг» было основано в 1926 г. в колониальной Индии Мухам-мадом Ильясом аль-Кандахляви4. Мухаммад аль-Кандахляви считал, что многие мусульмане являются лицемерами, поскольку не читают Коран и не совершают намаз. Поэтому основную свою цель аль-Кандахляви видел в наставлении мусульман на путь «истинного ислама».

К 1980-м гг. движение «Джамаат Таб-лиг» более всего распространилось в Индии, Пакистане и Бангладеше. Одной из причин возникновения этого движения стала финансовая проблема с организацией деобандий-

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 4 (28). С. 111-115.

ских медресе. Поэтому Мухаммад Ильяс аль-Кандахляви, сам активный сторонник деобан-дизма, принял решение о ведении миссионерской деятельности проповедниками движения «Джамаат Таблиг», объединив их в группы по десять человек и обязав заниматься проповеднической деятельностью, главным образом среди простых мусульман. Такая практика вскоре принесла свои плоды - организация стала расти численно и получила распространение в различных регионах Азии. Так, в настоящее время представители «Джамаата Таблиг» действуют в 150 странах.

Идеологические установки таблиговцев во многом схожи с идеями движения «Талибан», а именно: установка на защиту «истинных» ценностей и норм раннего ислама; отстаивание принципа единобожия (таухид); свержение светских режимов в мусульманских странах; создание всемирного исламского государства (халифата); использование насильственных методов для достижения поставленных целей [2, с. 104]. Есть, конечно, и различия, мешающие слиянию этих структур. Так, в отличие от движения «Талибан», таблиговцы вопрос объединения мусульман рассматривают как естественный процесс постепенной исламизации мира, и поэтому воздерживаются от провозглашения халифата в ближайшее время.

В то же время, несмотря на преобладание идей деобандизма, движение «Джамаат Таб-лиг» не стало монолитным, разделившись на умеренную и радикальную части. Водоразделом стала идея джихада и толкование её членами движения. Представители умеренной части считали, что джихад - это личная борьба с собственными страстями и пороками, тогда как радикалы выступали за вооружённый джихад как борьбу против неверных.

Как отмечает Р. Билалов, «радикальные последователи "Джамаат Таблиг" впоследствии образовали свои собственные военизированные организации. Некоторые из них вели вооружённую борьбу на территории Чечни в 1990-е годы. Речь идёт, в частности, о группировке "Харакат ул-Муджахидиин"» .

Проповедники из числа радикальных таблиговцев активно вели свою деятельность на территории Пакистана, особенно посещая лагеря афганских беженцев. Так, участники иностранных миссионерских групп проходят

кратковременные сборы, где им ставятся конкретные задачи по организации проповеднической деятельности. Именно под влиянием миссионеров «Джамаата Таблиг» и деобан-дийских медресе сформировались идеологические установки движения «Талибан».

По данным экспертов, значительная часть исламских экстремистов является в прошлом участниками «Джамаата Таблиг». Многие выходцы из Центральной Азии до выезда в Сирию для участия в боевых действиях в рядах джихадистов занимались ведением миссионерской деятельности в «Джа-маате Таблиг».

Таким образом, движение «Талибан», организация «Джамаат Таблиг» и деобандий-ские медресе связаны, в том числе и через суфиев Накшбандийского тариката.

На сегодняшний день тарикат Накшбан-дийа вместе с тарикатом Кадырийа - два наиболее влиятельных суфийских ордена Ближнего Востока, причём Накшбандийа -самый влиятельный у суннитов Ирака и Сирии. По мнению В. Прохватилова, «накшбан-дия - суфийское братство (тарикат), получившее это название в конце XIV в. по имени Мухаммада Бахауддина Накшбанди аль-Бу-хари. Мировоззрение тариката представляет собой соединение и адаптацию "умеренного" городского мистицизма, отражённого в доктринах Абдул-Халика аль-Гидждувани, и кочевого "тюркского" - Ахмада аль-Ясави. В вопросе отношения к властям, Накшбан-дийский тарикат остаётся единственным братством, которое считает обязательным вступать в контакт с властями для того, чтобы влиять на их политику в отношении на-6

родных масс» .

Активизировались члены тариката На-кшбандийа в 2003 г., когда созданная ими «Армия Накшбанди» стала пополняться выходцами из различных структур управления саддамовского Ирака и партии БААС. Фактически это была военная структура Высшего командования освобождения и джихада под руководством Изаата Ибрагима ад-Дури, одного из заместителей Саддама Хусейна. Поэтому можно утверждать, что группировка «Армия Накшбанди» была создана по решению Саддама Хусейна и с участием его ближайших советников и высших функционеров партии БААС.

В то же время часть бывших офицеров и партийных чинов Саддама Хусейна участвовала в создании «Исламского государства» (в то время - ИГИ), отсюда отсутствие враждебных отношений между суфиями Накш-бандийского тариката и джихадистами из ИГИЛ. Кстати, во время захвата Мосула иги-ловцами «Армия Накшбанди» оказала им содействие и затем сформировала городскую администрацию. Кроме Ирака, группировка «Армия Накшбанди» принимала участие в борьбе против режима Башара аль-Асада в Сирии, но как самостоятельное формирование, отклонив предложение о тесном сотрудничестве как со стороны ИГИЛ, так и более умеренной Свободной Сирийской Армии.

Учитывая наличие различных религиозно-экстремистских структур, заинтересованных в дестабилизации ситуации в Центральной Азии, всё же основным бенефициаром возможных событий следует считать движение «Талибан» как имеющее более многочисленные структуры подготовленных боевиков, некоторые образцы тяжёлого вооружения, налаженные каналы финансирования и помощь спецслужб Пакистана, прямо заинтересованных в обострении обстановки в данном регионе.

Таким образом, на сегодняшний день можно предположить, что движение «Талибан», несмотря на определённые неудачи в Афганистане, всё же не отбросило свой проект объединения центральноазиатского региона под знаменем радикального ислама

Информация о статье

Дата поступления 4 ноября 2020 г.

Дата принятия в печать 10 ноября 2020 г.

Сведения об авторе

Арчаков Михаил Константинович - доктор политических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории, философии и культурологии Благовещенского государственного педагогического университета (Благовещенск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 675000, Россия, Благовещенск, ул. Ленина, 104 E-mail: vostok731@yandex.ru

и приступило к накапливанию ресурсов, поиску союзников перед решительным броском в Центральную Азию. Соответственно, в случае успеха этого плана центральноази-атский регион надолго станет зоной нестабильности, распространения религиозно-политического экстремизма, терроризма, напрямую угрожающей пограничным районам Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Подкопаева М. Необабуризм. Исторические спекуляции, лежащие в основании претензий движения Талибан на Центральную Азию. - URL: http://www.nnre.ru/politika/radikalnyi_islam_vzgliad

_iz_indii_i_rossii/p16.php (дата обращения:

18.10.2020).

2 Прохватилов В. В Мосуле вспыхнул мятеж Армии Накшбанди. - URL: https://argumentiru.com /world/2016/10/441765 (дата обращения: 23.08.2020).

3 Бенси Дж. Откуда взялись талибы? // НГ-ре-лигии. - 19.06.2002.

4 Gaboriau M. Transnational Islamic Movements: Tablighi Jamaat in Politics. - URL: http:// www.isim.nl/newsletter/3/regional/6.html (дата обращения: 24.10.2020).

5 Билалов Р. От проповеди до джихада. - URL: http://islam-today.ru/islam_v_mire/ot-propovedi-do-dzihada/ (дата обращения: 18.10.2020).

6 Прохватилов В. В Мосуле вспыхнул мятеж Армии Накшбанди.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арчаков М. К. Природа и корни идеологических установок движения «Талибан» // Общество: политика, экономика, право. - 2018. -№ 5. - С. 15-19.

2. Красинский В. В., Машко В. В. Кто есть кто в международном терроризме : справ. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 128 с.

Article info

Received

November 4, 2020 Accepted

November 10, 2020 About the author

Mikhail K. Archakov - Doctor of Political Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of General History, Philosophy and Cultural Studies of the Blagoveshchensk State Pedagogical University (Blagoveshchensk, Russia)

Postal address: 104, Lenina ul., Blagoveshchensk,

675000, Russia

E-mail: vostok731@yandex.ru

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 4 (28). С. 111-115.

Для цитирования

Арчаков М. К. Движение «Талибан» и Накшбандийский тарикат: новые угрозы для Центральной Азии // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 4 (28). С. 111-115. й01: 10.24147/2312-1300.2020.7(4).111-115.

For citations

Archakov M.K. The Taliban and the Naqshbandi Tariqa: New Threats to Central Asia. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2020, vol. 7, no. 4 (28), pp. 111-115. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(4).111-115 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.