Научная статья на тему 'ДВИЖЕНИЕ ДУХОБОРЦЕВ И РУССКИЕ МЫСЛИТЕЛИ: Г.С. СКОВОРОДА И Л.Н. ТОЛСТОЙ'

ДВИЖЕНИЕ ДУХОБОРЦЕВ И РУССКИЕ МЫСЛИТЕЛИ: Г.С. СКОВОРОДА И Л.Н. ТОЛСТОЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
111
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОБОРЦЫ / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / СКОВОРОДА / ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Климова С.М.

В статье рассмотрен историко-философский аспект изучения движения духоборцев в контексте интеллектуальной истории. Значимой является задача исследования философии и религиозных убеждений духоборцев с точки зрения философских идей Г.С. Сковороды и Л.Н. Толстого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DOUKHOBORS’ MOVEMENT AND RUSSIAN THINKERS: G.S. SKOVORODA AND L.N. TOLSTOY

The article considers the historical and philosophical aspect of studying the movement of the Doukhobors in the context of intellectual history. The task of studying the philosophy and religious beliefs of the Doukhobors from the point of view of the philosophical ideas of G.S. Skovoroda and L.N. Tolstoy is significant.

Текст научной работы на тему «ДВИЖЕНИЕ ДУХОБОРЦЕВ И РУССКИЕ МЫСЛИТЕЛИ: Г.С. СКОВОРОДА И Л.Н. ТОЛСТОЙ»

УДК 100.1; 130.2

ДВИЖЕНИЕ ДУХОБОРЦЕВ И РУССКИЕ МЫСЛИТЕЛИ: Г.С. СКОВОРОДА И Л.Н. ТОЛСТОЙ*

С.М. Климова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

г. Москва e-mail: sklimova@hse.ru

В статье рассмотрен историко-философский аспект изучения движения духоборцев в контексте интеллектуальной истории. Значимой является задача исследования философии и религиозных убеждений духоборцев с точки зрения философских идей Г.С. Сковороды и Л.Н. Толстого.

Ключевые слова: духоборцы, русская философия, Сковорода, Лев Толстой.

Духоборы и духоборцы - понятия идентичные. Екатеринославский епископ Амвросий (руководил епархией, в географических границах которой данная секта была впервые зафиксирована) в 1785 году назвал эту группу духоборцами, борцами со Святым Духом. Духоборцы не отказались от названия, но изменили ее смысл: борцы не с Духом, а за Дух («духом бодрствуют»). В рукописи Г.С. Сковороды о духоборцах указана другая дата появления названия - 1888 год. Сковорода отмечает, что правительство до этого называло их «иконоборческой ересью» [9, л. 2]1.

Мы будем использовать термин духоборцы - чаще всего встречающийся в аутентичных текстах. Духоборцы изначально называли себя просто христианами, остальных - мирянами; отрицательно относились к названию своего движения «секта». В исследовательской литературе духоборцев зачастую отождествляют с движением «духовных христиан». В 1896 году П.В. Веригин - один из лидеров движения -предложил назвать секту «Христианское объединение всеобщего

* Статья подготовлена в рамках гранта РНФ (проект № 19-18-00100-П).

1 Рукопись книги хранится в РГБ. Ее полное название: Некоторые черты об обществе духоборцев. Исповедание веры духоборцев Екатеринославских (Учение, называемых людьми Божьими простолюдинов), составленное Г.С. Сковородой и поданное в 1791 году духоборцами правителю Екатеринославского наместничества Василию Васильевичу Каховскому (1840-1843, 56 л.). Л. 2. далее: Рукопись.

братства». Это название не прижилось, но в нем явно видно влияние на Веригина учения Л.Н. Толстого о всемирном христовом братстве, описанном в «Царстве Божьем внутри вас» (1893). В. Бонч-Бруевич делает следующее пояснение: «В 1896 году, по предложению духоборческого руководителя Петра Васильевича Веригина, духоборцы большой партии перестали именоваться духоборцами, а присвоили себе название «христиане общины всемирного братства». На этом же основании они во всех псалмах заменили слово «духоборец» - словом «христианин»» [4, с. 20].

Начиная с середины XVII века, Москву одолевает «мода на все малороссийское» [5, с. 60]. Следствием стали существенные сдвиги в религиозном сознании населения. Затронули они и широкие народные массы. В православный мир стали проникать западные идеи самого разного толка. Старообрядчество, например, пошло на открытый разрыв с церковно-политической идеологией, «утверждая, что государственная власть стала слугой антихриста» [5, с. 61]. По одной из версий, духоборцы возникли из южного старообрядчества (беспоповцев) [2]. По другой версии, их происхождение связано с сектой хлыстов [14, с. 301]. Известен факт, что основатель секты духоборцев - Илларион Побирохин, назвав себя воплощенным Христом со своими «апостолами» торжественно вступил в Тамбов, объявляя, что идет с мессианской целью - судить вселенную, но был арестован и сослан в Сибирь. Зять Побирохина - Семён Уклеин организовал секту молокан, очень близкую, по сути, духоборцам. Сегодня экспедиционный материл по Воронежской и Тамбовской области показывает, что среди местного населения нет понимания отличий секты духоборцев от молокан. По свидетельству Сковороды - фармазоны, молокане и духоборцы - это синонимичные названия, идущие от характеристик «черни» [9, л. 2]. Молоканами сектанты были названы потому, что не соблюдали постов, и пили молоко и ели мясо в любое время [9, л. 2].

В основу их идеологии было положено сравнение мира праведных и неправедных - божьих людей и мира дьявола - по аналогии с библейскими образами Авеля - детей духа и Каина - детей плоти. Выражение «каиновы дети» носит явный анархо-осуждающий характер власти любой конфигурации. Духоборцы противостояли власти церкви и

государства, подобно тому, как новый истинный Израиль противостоял нечестивой Иезавели [14, с. 306].

История движения

История духоборцев тесно связана с решением Александра I в 1802 году собрать их в Таврии для общего поселения1 и освоения земель. «В 1802 году пустопорожние земли по реке Молочной в Мелитопольском уезде стали заселяться, вернувшимися из Сибири, сектантами «духоборами», учение которых было оппозицией не только политической, но и любой формы борьбы и сопротивления» [14, с. 269-270]. Духоборцы не забыли этого жеста гуманизма. Единственная молитва «за Царя» у них была только за Александра I. На вопрос В.Д. Бонч-Бруевича - исследователя и издателя «Живой книги» (главной книги духоборцев) в 1908 году - о «благонравном Царе» был дан ответ: «У нас про Александра Первого, - ответили мне духоборцы, -который дал нам "манифест широких ворот" и разрешил переселиться и собраться вместе отовсюду на Молочные воды, сказано в псалме так: "Он был блаженный, благой, яко душевных благ", - а о других мы не ведаем» [4, с. XXXV].

Духоборцы и молокане были богатыми сектами, хорошо разбиравшимися в сельском хозяйстве и животноводстве. Их кредо выражено в краткой формуле-символе христианского креста: «верю, надеюсь, тружусь и питаюсь» [4, псалом 2]. Их тип хозяйствования был близок к фермерству на замкнутой общинной основе. Косвенно эту мысль подтвердил и советский религиовед Никольский, указывая на особый экономический статус духоборцев, оказавшихся между деревней и городом, земледелием и капиталистическим производством. По сути, он подтверждает коллективистский/фермерский аспект их деятельности. Выражение «тавричане» стало нарицательной характеристикой зажиточности этих сект, живущих по «немецко-американскому образцу», которую в России всегда не сильно жаловали.

С одной стороны, в презрении к «тавричанам» была отражена специфическая ресентиментная характеристика русского крестьянина к богатству более удачливых соседей. С другой стороны, экономико-поведенческая модель духоборцев вызывает неприязнь власти. В данном общинном типе есть многое, сближающее эту модель с анархическими

1 По сути, это была царская амнистия, позволившая вернуть из сибирской ссылки тысячи духоборцев.

мечтаниями П. Кропоткина о появлении децентрализованных и автономных крестьянских общин, связывающих сельское хозяйство с местной промышленностью, интеллектуальный и физический труд и т. д. [11]. Об анархо-коммунистической модели сектантских общин неоднократно писали и дореволюционные ученые-сектоведы [20, с. 109]. Духоборческая коммуникативная модель воспринимается властями как потенциальная угроза не только устоям крестьянской общины, подвластной помещикам и государственному управлению, но и даже монархо-крепостнической форме правления. Представления Кропоткина о специфике анархистских сообществ оказались до удивления схожи с намерениями духоборцев вступить в свободные (равноправные) соглашения с властями. Именно такое свободное соглашение Кропоткин [1] и противопоставлял как социальный идеал имперской практике насильственного монархического управления обществом.

Русская православная церковь также боялась близости сектантов к православной среде, но по другим причинам. Образ жизни духоборцев отличался не только экономической эффективностью, политической автономией, но и нравственно-религиозным диссидентством: отказом от обрядоверия, от крестного знамения, от внешнего авторитета Церкви, от всех таинств, от идеи первородного греха, богочеловечества и воскресения Христа. При этом духоборцы искренно верили в Христа как сына Божьего, наполняли свою повседневность этической, и нравственной чистотой поведения во имя Его. Их образ жизни стал не абстрактным, а наглядным примером исполнения Христовых заповедей. Все эти разночтения были потенциально опасны для государственной и церковной пропаганды.

Влияние Г.С. Сковороды на учение духоборцев

Духоборцы сформировали свою религиозную платформу, опираясь на квакерство, протестантские тенденции своего времени, а также, впитав ряд идей гностицизма и масонства. Недаром, в русском народе их называли фармазонами - искажённое наименование масона. Элементы проникновения чуждой высокой культуры в крестьянскую среду Малороссии исследователи правомерно связывают с влиянием Г.С. Сковороды [3, с. 419-445; 13, с. 115-117]. Этому есть весомые основания.

Важнейшим идейным основанием для пересечения мировоззрения духоборцев и Сковороды стал общий обоим процесс «секуляризации внутри церковного сознания» [5, с. 58]. Но если для философа он шел без явного конфликта с Церковью, то для сектантов это была четко выраженная оппозиция. Начало истории духоборцев связано с появлением на Слобожанщине (Харьковская область) некоего Силуана Колесникова, который и организовал первую общину в Екатеринославской губернии. Именно по его просьбе Сковорода систематизировал первый духоборческий текст: «Исповедание веры духоборцев Екатеринославских», записанный, скорее всего, в 18071808 гг.

Данный текст стал результатом непосредственного знакомства Сковороды с жизнью духоборцев. В текст вошли, помимо обзорного описания, псалмы духоборцев, классифицированные, по-видимому, самим Сковородой1. То, что позиции сектантов и философа схожи -объект отдельного разбирательства. Важно отметить, что его оценки дают возможность презентации религиозно-политической картины в истории Малороссии и Новороссии того времени. Появление данного текста отразило и реальные гуманистические тенденции в политике Александра I, отмеченные, в том числе, философом.

В его философском учении и их христианской доктрине есть явные точки сближения. Сковорода был одним из создателей идеи космической связи двух миров - малого, человеческого и большого, природного, -соединенных воедино через посредство Библии, как через символический медиатор. Антропология духоборцев также космична и раздвоена, как и у Сковороды. «Они говорят, что тело в человеке от земли, кости от камня, жилы от корени, кровь от воды, волосы от травы, мысль от ветра, благодать от облака. Сие объясняется известным мнением, что человека есть малый мир: рожден во плоти, но от Духа святого. О душе человеческой говорят, что она сила. Сила в боге. А бог в человеке» [9, л. 12]. «Тело наше земляное - не есть человек, а есть человек - душа в теле, ум небесный, божественный»; «Тело наше возьмется в прах, а душа наша обратится в отечество (курсив мой - С.К.) свое, где нет ни смерти, ни беды, ни вины, ни плача, ни глада, ни жажды, там вечный день,

1 Структура классификации очень напоминает структуру текстов самого Сковороды. Помимо текста, записанного Сковородой, предания духоборцев собраны в «Животной книги»: название связано с корнем «жизнь», «живое» - то, что живёт в сердцах и памяти людей.

непрестанный свет», т. е. сольется со всем «видимым и невидимым миром», с космосом [4, с. XVIII]. Большим сходством обладают их представления о добре и зле, рассмотренные сквозь оппозицию духа и плоти. В характеристике плоти, как носительнице зла и тлена и положительной характеристике души/духа, победоносно побеждающей плоть-зло, они весьма схожи с гностиками. Важно, что плоть метафорически отождествляется с алчностью и стяжательством людей, с властолюбием, которое преодолевается отдельными людьми через ненасильственное отстранение от царей, властей и человеческих законов. Позже, однако, пацифистские тенденции в их учении заставят духоборцев пересмотреть представление о теле, развивая учение о целостности человека и неприкосновенности не только его духовного, но и телесного Я.

Сближает Сковороду с духоборцами и аллегорическая трактовка Библии (отказ от буквалистской интерпретации чудес и мифов), и идея пребывания Бога в душах людей; принцип самопознания - ключ к постижению высшей духовной истины. Главным тезисом Сковороды, как потом для духоборцев и для Л.Н. Толстого, станет формула: «Царство божье внутри нас». В конце XIX в. Петр Васильевич Веригин (1859-1924) сформулирует эту мысль предельно остро: «как бы ни была коммунальная жизнь какого-либо кружка людей, но прежде всего, должна быть полная свобода мышления каждого человека» [12, с. 42]. Без этой посылки нельзя достичь «царства божьего». Мировоззрение одного из ведущих вождей духоборчества во многом сформировалось под влиянием Л.Н. Толстого, с которым он познакомился, будучи в ссылке в Коле с 1890-1893 гг. Сначала он узнал о Толстом, благодаря толстовцам, а потом уже в личной переписке. Толстой первым написал ему письмо. Веригин - из курильщика, пьяницы и дебошира, коим он начинал свою ссылку, превратился в смиренного постника, решив отказаться от исполнения воинской повинности, как противоречащей идеалам христианства. Эти новые тенденции жизни он передал и своим единоверцам. После этого, духоборцы встали на путь анархистского христианства, который был характерен и для мировоззрения Толстого.

Духоборчество быстро эволюционировало. Изначально они называли себя христианами, а остальных мирянами, позже, например, в заметке толстовца-анархиста А.М. Бодянского (1900) [21, с. 1],

специалиста по канадским духоборцам, говорится, что они стали называть всех православных русскими, отождествляя национальность и религиозную веру. Себя же они, по-прежнему, считали детьми Христовыми, не желали иметь какую-бы-то ни было национальную или иную спецификацию. Таким образом, духоборцы не только выступают за автономию от государства и официальной церкви, но и за отказ от национальности, от гражданского статуса, как принципов «плотской» идентификации человека с системой. Безусловно, этот факт подрывал незыблемость государственной триады о тождестве имперского, национального и религиозного, и соответствующих славянофильских и почвеннических русско-православных апологий. Русско-православный «симбиоз» был странным идеологическим конструктом в многонациональном и многоконфессиональном мире России, стремившегося сохранить империю, в том числе, идеологическим способом.

Духоборцы, несмотря на свое христианство и этническое сходство с русскими, отстаивают идею равенства всех людей между собой. Потому они не только не приемлют общепринятые типы национальной дифференциации, но и отказываются даже от семейно-бытовой иерархии между людьми. В рассказе духоборца Вани Баёва (1900), приведенного Бодянским, есть любопытное рассуждение о насильственном и грубом воспитании детей в православных (русских) семьях и абсолютной свободе, и уважении в семьях духоборцев. «У нас все дети от Духа Божьего рождаются, а от человеков воплощаются; и у нас... не услышишь этих слов: отец, да мать, да сын, да дочь. Мы признаем эти слова вредными, потому что через эти самые слова дается власть большего над меньшим; эти слова у нас вовсе запрещено употреблять» [21, с. 3-4]. Духоборцы называют друг друга по именам или уменьшительными словами, типа старичок, родительница и т.д. До сего дня в среде канадских духоборцев распространены уменьшительные имена типа Кузя, Петя, Даша и т.д. в отношении взрослых и даже старых людей.

Приверженность данной политике выразилась в том, что, попав в Канаду, духоборцы длительное время выступали за дезинтеграцию с государственной системой и ее институциями. Боязнь ущемить хоть в чем-то человеческую свободу сделала некоторых из них откровенными

анархистскими «фанатиками» [16, с. 136-149] веры1. Кузьма Тарасов показал, что они настолько остро ощущали свою оппозиционность властям и ее институциям, что зачастую осуществляли явно экстремистские выходки, осуждаемые в их собственной среде. Например, на законные требования канадских властей пройти национальную регистрацию в начале второй мировой воны (что еще не означало участия в ней), несколько духоборцев прошли голыми по улицам Оттавы в знак протеста [15].

Аналогичную акцию они провели 29 июня (памятный день сожжения оружия) 1953 году на требования властей дать присягу Канаде. Или в знак протеста против системы образования не просто не пускали в школы своих детей, но даже сжигали школы [10]. Анархистский экстрим привел некоторых членов общины к радикальному отказу не только от военной, но и от любой альтернативной службы, связанной с апологетикой военных действий. «Они провозглашали: "Война исчезнет, когда все мужчины и женщины отвернутся от насилия... откажутся сражаться, независимо от того, что приводит к сражению... Христос сказал: 'Подставь другую щеку'. Кто-то среди людей должен начать, должен подать пример. Наши предки не уступали дороги казакам. Мы пойдем тем же путем, пострадаем за наши принципы - и пусть будет, что будет"» [Цит. по: 16].

Толстой и духоборцы

Идеи духоборцев были чрезвычайно понятны и близки Толстому. Близость Толстого и П. Веригина, толстовцев и духоборцев современная исследовательница С. Иникова рассматривает как результат «толстовской пропаганды» (неоднократно употребляемое словосочетание в ее статьях - С.К.). Указывая на то, что именно толстовцы всколыхнули пацифистский протест духоборцев, чуть ли не подталкивая их к знаменитому символическому акту сожжения оружия 29 июня 1895 года. Она по сути их же обвиняет в дальнейшей трагической судьбе духоборцев. «На долю духоборцев выпали огромные страдания. Духоборцы умирали в штрафных батальонах, тюрьмах и по пути в Сибирь, четвертая часть расселенных по разным аулам (это 1 тысяча человек) погибла от болезней, которые были вызваны не только непривычным климатом, но и голодом, ставшим следствием принятого

1 Так назвал наиболее радикально мыслящих духоборцев один из членов этой общины в Канаде, известный современный исследователь - Тарасов Кузьма.

по совету П.В. Веригина жесткого вегетарианства. Многие из расселенных потеряли зрение в результате белкового голодания» [6]. Исследовательница подозревает толстовцев в сепаратистских желаниях «разложения» русского народа, в высокомерном стремлении к созданию новой религии, отсылая к знаменитой ссылке в Дневнике юного Толстого1 за 1855 год и т. д.

С ее точки зрения, толстовцы сделали из духоборцев экспериментальную площадку «против православной церкви и государства» [8, с. 52]. Совершенно очевидно, что исследовательница стремиться превратить толстовцев в агрессивную анархо-революционную секту, которая всеми средствами стремилась найти своих адептов среди религиозных фанатиков и сектантов, в том числе, духоборцев, дабы чужими руками загребать страшный жар грядущего революционного пожара. Следует также заметить, что многие, декларируемые Толстым идеи, например, неприятие внешней церкви и обрядоверия, отказ от таинств, критика власти, рассмотрение смерти не как кончины, а как изменения и т. д. у духоборцев появились задолго до рождения писателя.

В 1898-1899 году прошло знаменитое переселение духоборцев в Канаду. При этом было важно сохранить прежнюю схему взаимоотношения секты с государством. Бонч-Бруевич так описывает мнение канадских духоборцев о власти: «Власти, совершающие беззаконие, - беззаконны сами. Делающие же свое дело справедливо и честно, - пускай делают, «лишь бы не мешали жить людям» . «Какое нам дело, как ведет свое хозяйство купец в соседнем городе? Пускай ведет, - как знает, лишь бы товар отпускал честно, - он сам по себе, мы сами по себе; но если он начинает обманывать, обворовывать, лгать, надувать, тем более чинить людям всякое насилие, - то мы отказываемся от него и не имеем с ним никакого дела», - так объясняли мне духоборцы свое отношение ко всякой правительственной власти, объясняли в Канаде, когда промелькнули первые признаки неудовольства духоборцев с канадским правительством» [4, с. XXXIV].

Абсолютизация идеи духовной свободы противоречила культу вождей общины, характерному для духоборцев. Его суть носит явно языческих оттенок. Духоборцы разделяли понятия начальство (власть) и

1 В этой записи молодой человек наивно мечтает о создании «новой религии».

старшинство (вождизм). Оно было построено на концепции богоизбранности, приписываемой духоборцами своей секте. «Духоборцы не признавали государство, но власть их вождя была для них абсолютной» [8, с. 57]. Идею вождей - воплощенных христов - Толстой в переписке с П.В. Веригиным осуждающе назвал «диким суеверием» [12, с. 50]. Здесь же проходит линия демаркации между Толстым и духоборцами. Скорее всего, в идее вождей отражена ранняя связь духоборцев с сектой хлыстов [22] и историческое влияние на них идей гностицизма. Разделение людей на христиан и нехристиан, так или иначе связано с идеей гностической дифференциации душ (деление людей на гиликов, психиков и пневматиков) и утверждения их скрытой иерархии, ведущей к их богоизбранности. Несмотря на то, что и Толстому не была уж совсем чужда идея переселения душ - он, безусловно, принципиальный противник концепции богоизбранного народа или избранных «тел» и «душ». Для него это также неприемлемо, как для духоборцев называться русскими. В письма к Веригину от 14 октября 1896 года он отмечал: «Для совершения воли Бога, для установления его царства на земле, нужно единение людей между собой, чтобы все были едины, как Христос сознавал себя единым с Отцом» [12, с. 21].

Этот принцип для Толстого незыблем. В единении людей - ключ к достижению главных заповедей - добра, любви друг к другу и непротивлению злу насилием. Богоизбранность - это всегда латентное или явное противопоставление себя другим и, следовательно, потенциальное зло, суть которого - разъединение. Принцип единения Толстой распространяет на все формы не только внутренней связи, но и внешних отношений людей во всех сферах: экономике, религии, искусстве [19, т. 30, с. 157]. Для него в каждом человеке, вне зависимости от веры или нации, находится единое Я. «Каждый из нас особенный от всех других людей человек: мужчина, женщина, старик, мальчик, девочка; и в каждом из нас, особенном человеке, живет во всех одно и то же во всех духовное существо, так что каждый из нас вместе и Иван, и Наталья, и одно и то же во всех духовное существо» [18, т. 45, с. 36]. Плотский человек, названный Толстым личностью, выступает «окошком», обладателем индивидуальной телесной оболочки (ликом), через которую единое Я смотрит на мир. Уважая личность, мы уважаем не его внешность: физическое, социальное или особое статусное

положение, но его внутреннее - духовное начало, абсолютно равно тождественное во всех людях. Люди стремятся друг к другу душами и именно это единение и обеспечивает миру «Царство божие», которое, как говорили духоборцы, «не в бревнах, а в ребрах», за которыми, как известно, расположено сердце человека.

Отличает духоборцев от Толстого и идея оправдания убийства во имя защиты или самозащиты от акта убийства по иным причинам. Толстой отрицает апологию убийству любого рода. Духоборцы более лояльны к актам самозащиты с оружием в руках (яркий пример -кавказский период переселения и «культ оружия» в каждой семье духоборцев в 1870-е годы; именно оно 29 июня 1895 году и подверглось публичному сожжению). Их пацифистское учение о непротивлении злу насилием возникает лишь после веригинского преображения новых элементов в учении, возникших под явным влиянием Толстого. Духоборцы встали в конце XIX века на путь последовательного ненасилия и «неубийства никого».

В отношении к государству Толстой, напротив, скорее сам движется за духоборцами и развивает их идеи. Он встал на защиту всех людей, а не только богоизбранных, доказывая природное/религиозное право каждого человека на автономию от государства, свободу и независимость жизни в Боге, а не в бюрократической системе. По нему, человек священен по факту своего рождения, благодаря наличию божественного ядра, составляющего его природу. Быть человеком, по нему, - это свободно подчиняться Высшему началу, сознательно живя по заповедям Христа и тем самым, реализуя свою божественную природу. Здесь привычнее использовать метафору понятия души, которую невозможно загнать ни в какие рамки, невозможно поработить и уничтожить1.

При этом, русские духоборцы одними из первых в России упорно отстаивали свое право быть хозяевами и тела, и души, определив жизнь как естественное состояние человека, верящего в Бога как в единое духовное начало, присутствующее в каждом и во всех людях, независимо от светской власти и ее законов. В Псалме говорится: «Где Бог

1 В «Войне и мире» Пьер Безухов концентрировано выразил эту мысль в своем знаменитом монологе в французском плену: «Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И всё это мое, и всё это во мне, и всё это я!» - думал Пьер. «И всё это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками» [17, т. 12. С. 106].

пребывает? В душах и сердцах человеческих (курсив мой - С.К.); аще мы друг друга любим, Бог в нас пребывает» [4, с. XXIII].

Закончить наш рассказ можно знаменитым Псалмом из «Животной книги»: «Какого ты племени? Всеязычного. Почему ты племени всеязычного? Потому я племени всеязычного, что народ мой из всех языков составляется, богу по истине служит и поклоняется. Как твой народ именуется? Мой народ именуется Божьим, путешественным называется. Почему твой народ путешественным называется? Потому мой народ путешественным называется, что выходим мы из земли египетской, из страны гонений, из области безумия, а идем мы в землю обетованную, в страну света и добра, в область мирного жития».

Список литературы

1. (K.P.A.), Anarchism. Encyclopedia Britannica. - 1911. - Pp. 914-919. - URL: https://en.wikisource.org/wiki/1911_Encyclop%C3%A6dia_Britannica/Anarchism (дата обращения: 20.10.2022).

2. Бегичев, П. Богоискательство в истории России / П. Бегичев. - Озерск, 2013. - 17 с.

3. Ефименко, А. Я. Личность Г. С. Сковороды как мыслителя / А. Я. Ефименко // Вопросы философии и психологии. - Кн.25. - Ноябрь 1894. - С. 419-445.

4. Животная книга духоборцев / записал и собрал В. Бонч-Бруевич. - Санкт-Петербург, 1909.

5. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. - Москва : Академический проект, Раритет, 2001. - Т. 1. - 880 с.

6. Иникова, С. А. Новое учение духоборцев-постников и толстовство / С. А. Иникова. - URL: https://doukhobor.ru/literatura/inikova/Novoe/Novoe.PDF (дата обращения: 12.10.2022).

7. Иникова, С. А. История пацифистского движения в секте духоборцев (XVIII-XX вв.) / С. А. Иникова // Долгий путь русского пацифизма. Идеал международного и внутреннего мира в религиозно-философской и общественно-политической мысли России. - Москва : ИВИ РАН, 1997. - С. 122-137.

8. Иникова, С. А. Роль «толстовства» и толстовцев в движении кавказских духоборцев 1890-х годов / С. А. Иникова // Толстовский сборник : материалы XXVI международных толстовских чтений - 2000. - Тула : Изд-во Тульского университета, 2000.

9. Исповедание веры духоборцев Екатеринославских (Учение, называемых людьми Божьими простолюдимов), составленное Г. С. Сковородой и поданное в 1791 году духоборцами правителю Екатеринославского наместничества Василию Васильевичу Каховскому (1840-1843, 56 л.).

10. Кайданова, О. Духоборцы, их история, жизнь и борьба / О. Кайданова // Novaya zarya. - 1950. - 12 января.

11. Кропоткин, П. Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием и умственный труд с ручным / П. Кропоткин. - Москва : Книга по требованию, 2013. - 288 с.

12. Л. Н. Толстой и П. В. Веригин. Переписка / изд. подготовила Л. Д. Громова-Опульская : отв. ред. А. А. Донсков ; англ. перевод Дж. Вудсворд. - Канада : Оттава, Торонто, 1995. - 108 с.

13. Милюков, П. Н. Очерки истории русской культуры. Ч. 2 / П. Н. Милюков. -4-е изд. - Санкт-Петербург, 1905. - 528 с.

14. Никольский, Н. М. История русской церкви / Н. М. Никольский. - 3-е изд. -Москва : Политиздат, 1985. - 448 с.

15. Симкин, Л. Путешествия духоборов / Л. Симкин // Новый мир. - 2001. - № 1. -URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2011/1/puteshestviya-duhoborov.html (дата обращения: 20.10.2022).

16. Тарасов, К. Канадские духоборы как миротворцы / К. Тарасов // Долгий путь российского пацифизма. - Москва : ИВИ РАН, 1997. - 149 с.

17. Толстой, Л. Н. Война и мир // Толстой Л. Н. Собр. соч. в 90 томах. - Москва : Художественная литература, 1940. - Т. 12.

18. Толстой, Л. Н. Путь жизни // Толстой Л. Н. Собр. соч. в 90 томах. - Москва : Художественная литература, 1956. - Т. 45.

19. Толстой, Л. Н. Что такое искусство // Толстой Л. Н. Собр. соч. в 90 томах. -Москва : Художественная литература, 1951. - Т. 30.

20. Трегубов, И. М. Сектанты-коммунисты / И. М. Трегубов // Коммунисты и сектанты. - Москва, 1919. - 16 с.

21. Экзекуция. Рассказ Вани Баева из села Каменки, записан А. М. Бодянским // Искра (журнал канадских духоборов). - 26 января 2000.

22. Эткинд, А. Хлыст / А. Эткинд. - Москва : НЛО, 1998. - 1110 с.

THE DOUKHOBORS' MOVEMENT AND RUSSIAN THINKERS: G.S. SKOVORODA AND L.N. TOLSTOY

S.M. Klimova

HSE University, Moscow e-mail: sklimova@hse.ru

The article considers the historical and philosophical aspect of studying the movement of the Doukhobors in the context of intellectual history. The task of studying the philosophy and religious beliefs of the Doukhobors from the point of view of the philosophical ideas of G.S. Skovoroda and L.N. Tolstoy is significant.

Keywords: the Doukhobors, Russian philosophy, G.S. Skovoroda, Leo Tolstoy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.