Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ СЕКТАНТОВ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ'

ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ СЕКТАНТОВ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / РЕЛИГИЯ / СЕКТА / ДУХОБОРЦЫ / МОЛОКАНЕ / ТАВРИЧЕСКАЯ ГУБЕРНИЯ / EDUCATION / RELIGION / SECT / THE DOUKHOBORS / THE MOLOKANS / THE TAURIAN PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ивлева Яна Анатольевна

В статье рассмотрены основные принципы и содержание духовного просвещения и образования представителей православных сект духоборцев и молокан, проживавших в XIX в. в Таврической губернии. Особое внимание уделено традициям семейного воспитания, коллективному образу жизни и религиозному содержанию обучения подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF FAMILY PEDAGOGY AND INVOLVEMENT IN EDUCATION OF ORTHODOX SECTARIANS OF TAURIDE PROVINCE

The article considers the main principles and content of spiritual enlightenment and education of representatives of the Orthodox sects of the Doukhobors and Molokans who lived in the XIX century in the Taurian province. Special attention is paid to the traditions of family education, the collective way of life and the religious content of teaching the younger generation.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ СЕКТАНТОВ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ»

активность при прослушивании музыкальных композиций. Помимо этого, анализ результатов контрольного эксперимента позволил выявить, что у дошкольников экспериментальной группы произошли положительные изменения в их собственных эмоциях, исчезла тревога и агрессия.

Выводы. Проведенное исследование позволило выявить динамику развития проявления эмоциональной отзывчивости у дошкольников экспериментальной группы от эмоционального интереса, выразившегося в любопытстве, любознательности к эстетическому сопереживанию и наслаждению, к активному проявлению эстетических оценок и суждений, к свободному и творческому самовыражению своего эмоционального состояния через движения, игру, рисунок.

Рекомендации по применению музыкотерапии в коррекционной работе с детьми:

1) использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;

2) лучше слушать музыкальные пьесы, которые знакомы детям;

3) продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамова, - М.: Академия, 2001. - 149 с.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: 2000. - 123 с.

3. Бочкарев, Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания / Л.Л. Бочкарев. - автореф. Диссертации на соиск. ученой степени докт. психол.наук. - Киев, 1989. - 44 с.

4. Гофман, Э. Мысли о высоком значении музыки / Э. Гофман // Иск-во в школе. - 1992. - N 2. -С. 51-54.

Педагогика

УДК 37

кандидат исторических наук, доцент Ивлева Яна Анатольевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ СЕКТАНТОВ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные принципы и содержание духовного просвещения и образования представителей православных сект духоборцев и молокан, проживавших в XIX в. в Таврической губернии. Особое внимание уделено традициям семейного воспитания, коллективному образу жизни и религиозному содержанию обучения подрастающего поколения.

Ключевые слова: просвещение, воспитание, обучение, религия, секта, духоборцы, молокане, Таврическая губерния.

Annotation. The article considers the main principles and content of spiritual enlightenment and éducation of représentatives of the Orthodox sects of the Doukhobors and Molokans who lived in the XIX century in the Taurian province. Special attention is paid to the traditions of family education, the collective way of life and the religious content of teaching the younger generation.

Keywords: education, religion, sect, the Doukhobors, the Molokans, the Taurian province.

Введение. Как известно, религия является важным фактором развития культуры общества, способствуя передаче накопленного наследия. Она помогает воспитать подрастающее поколение в духе приоритета существующих в обществе ценностей. Представители духоборчества и молоканства создали специфическое представление о человеке и его месте в мире, своеобразную модель общественных отношений и воспитательный идеал молодежи. Это нашло яркое воплощение в социальной практике сектантов, их общинной жизни на территории Таврической губернии. Изучение традиций семейного воспитания и образования таврических духоборов и молокан поможет не только выявить закономерности, которые обусловили особенности формирования воспитательного идеала сектантов, но и позволит использовать положительный опыт, накопленный ими в течение многих лет.

Актуальность данной темы усиливается также тем фактом, что Крым представляет собой регион, который был компактно заселен представителями разных конфессиональных групп. Изучение опыта поддержания традиций и сохранения сектантами своей идентичности, в том числе и через опыт обучения и воспитания подрастающего поколения, позволит комплексно осветить историю Крыма и лучше понять особенности культурного развития народов.

История православного сектантства изучалась на протяжении двух веков и в целом изучена хорошо. Однако следует отметить, что большинство трудов носит необъективный и тенденциозный характер, их авторы идеализируют [8-9] или, наоборот, осуждают сектантов [5]. Только на современном этапе исследователи пытаются подойти к рассмотрению истории православных сектантов объективно и всесторонне. Однако, к сожалению, обучение и воспитание духоборцев и молокан Таврической губернии предметом специального исследования не стали, данные аспекты их жизни авторы рассматривают в контексте общей истории сект либо же при изучении общего состояния образования в губернии [1].

Цель данной статьи - проследить традиции семейного обучения и воспитания в православных сектах духоборцев и молокан Таврической губернии в Х1Х в., выявить степень их вовлеченности в систему образования, в целом их отношение к обучению.

Изложение основного материала статьи. В XVIÏÏ в. в Российской империи стали активно проявлять себя общины православных сектантов. Среди них наиболее многочисленными были представители духоборцев и молокан. Несмотря на общие корни, эти секты имели ряд принципиальных различий в своем учении и образе жизни.

Секты православного происхождения появились на севере Таврической губернии в начале Х1Х в. На территории империи к концу XVIII в. православные секты духоборцев и молокан представляли собой уже

достаточно многочисленные и значимые общины. В результате диалога с императорской властью им удалось добиться изменения вектора государственной религиозной политики и получить разрешение на переселение в отдаленную Таврическую губернию. В начале Х1Х в. в Мелитопольском уезде сформировались компактные поселения духоборцев и молокан, где они получили возможность в условиях относительной свободы воплотить в жизнь основы своего вероучения. Важной частью устойчивости и стабильности существования общин выступало духовное просвещение подрастающего поколения. Следует отметить, что взгляды на обучение и воспитание детей у духоборцев и молокан несколько различались, что было обусловлено особенностями их вероучения и отношения к светской власти.

Свои идеалы развития общины и жизненные принципы духоборцы старались прививать детям с самого рождения. Именно в правильном воспитании детей они видели залог дальнейшего успешного существования общины, организованной на принципах равноправия и стабильности. С рождения ребенок перенимал традиционные для сектантской общины ценности, вовлекался в процесс общежития. Духоборцы жили одним большим коллективом, проблемы одного разделялись всеми, а успехи становились достоянием всего общества. Даже детей они считали общими и называли «нашими», а сами родители не называли их «своими».

Воспитанием детей занималась вся община. Любой из духоборцев считал своим долгом научить чему-либо полезному каждого ребенка и уберечь его от зла. Результатом этого стало строгое почтение и соответствующее отношение детей к родителям и вообще ко взрослым [6, с. 268]. При встрече духоборцы обычно почтительно кланялись всем независимо от их пола и возраста [9, с. 136].

Коллективизм, обусловленный особенностями вероучения, а также поселения и хозяйственной деятельности, обеспечил устойчивость существования духоборческому обществу, которое существовало без чиновничьего аппарата и писаных законов. Однако в семейном быту царила патриархальная обстановка: в каждой семье обязательно главенствовал отец или, в случае его смерти, старший из братьев. В обязанности главы семьи входили, кроме обеспечения семейства, надзор за поступками детей, их воспитание и поучение в вере [6, с. 269-270].

Важнейший аспект просвещения духоборцев составляло приобщение к религиозным идеалам. Для представителей данной секты было очень важным поддержание авторитета источников веры, особенно «Животной книги» - сборника религиозных псалмов, заучивавшихся наизусть. В своей совокупности псалмы отражали учение духоборцев о Боге, окружающем мире и месте человека в нем. Их было огромное множество, и практически все они в неизменном виде передавались из поколения в поколение в устной форме. Сами духоборцы называли совокупность таких псалмов «Животной книгой», или «Книгой жизни». Источниками для создания псалмов служили фрагменты евангельских текстов, духовные стихи и роспевцы, зачастую авторами выступали также лидеры секты. Духоборцы не имели традиции письменной фиксации псалмов «Животной книги», считая, что они «записана в их сердцах». Отчасти это можно пояснить и малой степенью распространения грамотности в их среде. В начале ХХ в. «Животная книга» была издана В.Д. Бонч-Бруевичем, который собрал и записал около 400 псалмов [2]. Интересно, что сам В.Д. Бонч-Бруевич в предисловии к своей публикации отмечал, что ему приходилось видеть у некоторых духоборцев толстые тетради, в которые они записывали различные произведения их литературы. Эти тетради подвергались проверке наиболее просвещенными старейшинами духоборцев, считавшимися знатоками «Животной Книги», что только усиливало их ценность. В сектантской среде такие тетради называли «молитвенниками», «памятными книжками» и др.

Духовное просвещение детей начиналось рано. Еще с младенческого возраста родители начинали читать детям отрывки из Священного Писания. Когда ребенок овладевал речью, его обучали кратким молитвам и псалмам. Обычно религиозным обучением детей занималась мать. Как правило, уже к трем годам дети знали наизусть несколько «детских псалмов» - небольших по объему и легко запоминаемых. К пяти-шести годам духоборцы уже знали, как правило, более полусотни разных псалмов, иногда довольно объемных. По свидетельству В.Д. Бонч-Бруевича, каждый день, утром и вечером, а иногда и посреди дня, все молодое поколение духоборцев читало вслух по несколько различных псалмов или разучивало новые под руководством матери [2, с. 3].

Отбор псалмов для заучивания был очень тщательным. Кроме соответствия возрастным особенностям, важную роль играло и содержание религиозных текстов. Существовал своеобразный «обязательный набор» псалмов. Каждый молодой представитель секты должен был знать о сущности секты и происхождении ее названия, основах устройства мира, Боге и человеке. Кроме того, каждый из духоборцев знал еще довольно много других, «необязательных» псалмов. Благодаря такой практике заучивания основных текстов разные сектанты давали одни и те же ответы на вопросы о сущности их веры, что особенно часто отмечали миссионеры-священники и представители судебной власти, проводившие опросы.

Кроме простого заучивания псалмов и молитв, обучение и воспитание (а вместе с ними и передача духоборческого учения) проводилось также при помощи довольно частых бесед наиболее авторитетных пожилых сектантов с подрастающим поколением.

Выучив наизусть несколько молитв и псалмов, дети получали возможность посещать молитвенные собрания и полноправно участвовать в них [6, с. 268].

Обязательный курс обучения давал сектантам твердое знание основ веры и возможность вести полемические беседы. Такая организация духовного образования создавала достаточное основание для поддержания высокого уровня религиозной культуры духоборцев. Постоянное повторение молитв и псалмов во время богослужений способствовало еще большему объединению общины духоборцев. Следует отметить, что важно было не только выучить наизусть текст, но и перенять особую манеру его пения - с почти закрытым ртом и долгим распеванием слога. Данная мера способствовала непонимания смысла псалма посторонними, особенно православными, создавала атмосферу религиозной отстраненности и таинственности.

Нужно заметить, что далее заучивания псалмов дело не шло: поскольку духоборцы отрицали необходимость всяких книг и придерживались традиции устно передавать основные положения своего вероучения из поколения в поколение, то в их среде очень распространена была неграмотность. Школ или учителей для обучения детей у духоборцев, в отличие от молокан, не было. Общая грамотность их была невысока.

Что касается молоканской секты, то ее представители были менее консервативны в образовании и просвещении подрастающего поколения. Молокане приветствовали открытие школ в своих поселениях и охотно отправляли в них своих детей.

Молоканские представители появились на территории Таврической губернии несколько позднее, чем духоборцы. Обустройство первых поселений молокан пришлось на 1820-е гг. Они также компактно сосредотачивались на севере Таврической губернии. В результате целенаправленной переселенческой политики государства молокане основали в этом регионе три селения: Астраханку, Новоспасское, Нововасильевку. Несмотря на неоднократные просьбы молокан открыть в их селениях школу для обучения детей, этот процесс занял более четверти века.

Первая школа для представителей этой секты была построена в Нововасильевке только в 1851 г. Школа размещалась на ул. Почтовой, здание состояло из двух просторных светлых классов и квартиры для учителя. Школа находилась в ведении Таврической палаты государственных имуществ. Назначенный уездной управой учитель приступил к работе осенью того же года. Тогда же управа стала платить ему постоянное жалованье. Школа была начальной и включала три класса. Занятия с первым и третьим классом учитель проводил одновременно в одной классной комнате. В деле обучения подрастающего поколения учителю помогал местный житель из молокан.

Школа была открыта на тех же основаниях, что и сельские школы для православных государственных крестьян, однако имела некоторые особенности. Наставники в школу назначались только из светских лиц. Закон Божий предполагал изучение только исторической части, без изучения догматики. Имел место и более тщательный отбор литературы, предназначенной для чтения детьми молокан.

Исследователи отмечают, что молокане охотно отдавали своих детей в школу, поддерживали ее в порядке и неоднократно выступали с просьбами о расширении школы и увеличении ее контингента до 200 человек [1, с. 56].

В итоге просьбы молокан были удовлетворены. Кроме указанного учебного заведения, была открыта еще одна школа для молокан в селе Астраханка. Школы подчинялись непосредственно управлению училищного совета при земской управе. Теперь в школах могли получать начальное образование две сотни детей. Для обучения светским наукам назначались учителя православного исповедания, а религиозным просвещением ведали законоучители из молокан. Такой порядок обучения положительно воспринимался молоканами, небезосновательно считавшими школы средством просвещения умов юношества молокан [8, с. 313].

Благодаря такому отношению к обучению в школах, грамотность среди молокан была распространена гораздо больше, чем у духоборцев. Источники отмечают, что молокане также часто покупали книги в надежде найти в них какие-либо подтверждения своего учения [9, с. 161].

Однако, сравнивая молокан с их соседями - сектой меннонитов - можно заметить более высокую требовательность и внимание к образованию детей именно в специальных учреждениях, характерную для немцев. В отличие от русских поселенцев, немцы стремились к открытию школы даже в самом небольшом поселении. Примечательно, что меннонитские школы размещались в их молельных домах, а не в специальных зданиях. Данный факт позволяет судить о религиозной направленности образования.

Таким образом, можно отметить разный уровень вовлеченности православных сектантов в систему образования, на что, несомненно, повлияли особенности вероучения.

Следует отметить также важное значение традиций семейного воспитания в сектантской среде. Наиболее устойчивы они были у духоборцев. Такие традиции крайне редко подвергались изменениям, а ребенок с рождения вовлекался в традиционный жизненный уклад, становясь продолжателем дела предков. Особенно важное внимание уделялось нравственному воспитанию.

В духоборческой семье было принято называть родителей не «матерью» и «отцом», а «стариками», а также по собственным именам, причем часто в их уменьшительно-ласкательных формах: «Ванечка», «Машенька» и др. Такая традиция восходила к толкованию слов Христа о том, что все люди - братья, и отца на земле у них нет, а Отец один - на небесах. На этом же основании мужья называли своих жен сестрами, а жены мужей - братьями [5, с. 19-20]. Кроме того, по именам обращались к посторонним людям. Только маленьким детям разрешалось называть мать «няней» [9, с. 136].

В семейном быту дети сектантов строго повиновались родителям, которых уважали наряду со всеми остальными членами общины. Важнейшей задачей родителей было с рождения привить детям наиболее почитаемые в духоборчестве и молоканстве добродетели. Самой важной из них считалось братолюбие, подразумевавшее взаимопомощь и поддержку в любом деле, даже в совершении преступления. Также важными добродетелями считались смирение, воздержание, милосердие, правдивость, послушание, покаяние [6, с. 265-266]. Дом следовало содержать в чистоте и опрятности, а в быту уклоняться от праздности и пьянства, распространенных, по мнению сектантов, среди православных крестьян. Кроме того, родители старались привить детям способность к состраданию: с проезжающих через их поселения сектанты не брали платы за жилье и пищу, оказывали помощь ближним в несчастье. Часто сектанты укрывали беглых солдат и преступников, поясняя это милосердием к несчастным и неимущим [8, с. 303]. Сострадание, как отмечают исследователи, распространялось даже на домашний скот [6, с. 268].

Члены своей общины подлежали особому попечению - для нуждающихся в одном из духоборческих поселений был устроен специальный сиротский дом («Сион»), где они могли находиться долгое время. Богатство в среде сектантов рассматривалось только как средство быть более полезным своей общине [7, с. 337; 9, с. 159]. Дореволюционные авторы часто называли духоборцев образцом семейной и бытовой жизни [6].

Следует отметить, что такие правила поведения были характерны для основной массы рядовых духоборцев. Верхушка же, выделившаяся с течением времени из равноправной общины, к середине XIX в. отошла от проповедуемых идеалов и добродетелей [5, с. 10].

Что касается молокан, то для них было характерно более демократичное положение женщины, более выраженное гендерное равенство и связанные с этим традиции семейного воспитания [3]. Однако главенствующая роль отца в семье и для них была первоочередной. Отношения в семьях молокан также были основаны на уважении и почитании старших, а дети находились в полном повиновении родителей [4, с. 745].

Выводы. Таким образом, воспитывая детей в полном соответствии со своими религиозными и социально-этическими взглядами, духоборцы и молокане стремились укрепить основы своего учения и

воплотить в жизнь идеал общинной жизни на принципах единоначалия и равноправия. На подрастающее поколение духоборцы и молокане возлагали надежды по укреплению и расцвету сектантского движения, воспитывая их в духе равенства и взаимопомощи, тогда как другие секты православного происхождения, например, скопцы, считали детей, рожденных от брака-скверны, грешниками.

Важную роль в просвещении подрастающего поколения играли религиозные источники, деятельность лидеров-проповедников, личный пример и семейные устои. Сильный коллективизм, характерный для сектантских общин, с одной стороны, оставлял мало свободы для творческого развития личности, но с другой, выполнял одну из главных задач жизни общины - поддержание ее устойчивости и стабильности.

Литература:

1. Громова Н.Ф. Сельские школы Таврической губернии в дореформенный период / Н.Ф. Громова // Гуманитарная парадигма. - № 3 (6). - 2018. - С. 48-62.

2. Животная книга духоборцев / Собр. и запис. В.Д. Бонч-Бруевич // Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола / Под ред. В.Д. Бонч-Бруевича. - СПб.: Типография Б.М. Вольфа, 1909. -Вып. 2. - 327 с.

3. Катунина Е.В. Культурная модель семейных отношений у молокан Таврической губернии XIX в.: исторический контекст / Е.В. Катунина // Культура народов Причерноморья. - 2014. - № 274. - С. 28-32.

4. Корсаков В. Молокане. Из заметок земского врача / В. Корсаков // Русский Вестник. - 1880. - №3. -С. 739-773.

5. Кутепов Н. Краткая история и вероучение русских рационалистических и мистических ересей: духоборцев, молокан, десного братства, штундобаптистов, пашковцев, толстовцев, хлыстов и скопцов / Н. Кутепов. - 4-е изд., испр. и дополн. - Новочеркасск: Частная Донская Типография, 1910. - 94 с.

6. Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники: Очерки и рассказы: в 4 т. / Ф.В. Ливанов. - СПб.: Типографии М. Хана, П. П. Меркулова, 1870-1873. - Т. 2. - 1870. - 818 с.

7. Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники: Очерки и рассказы: в 4 т. / Ф.В. Ливанов. - СПб.: Типографии М. Хана, П.П. Меркулова, 1870-1873. - Т. 4. - 1873. - 624 с.

8. Столлов А.И. Несколько слов о молоканах в Таврических степях / А.И. Столлов // Отечественные записки. - 1870. - Т. СХС. - Отд. II. - С. 295-314.

9. Юзов И. Староверы и духовные христиане. Ч. 2. Русские диссиденты / И. Юзов. - СПб.: Типография А.М. Котомина, 1881. - 180 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Игнатова Ольга Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования познавательного интереса младшего школьника к изобразительной деятельности, поскольку искусство обладает мощным воспитательным потенциалом, ведь открывает чудесный мир чувств школьника, способного поделиться своими чувствами, переживаниями, волнением от увиденного, пережитого в реальном мире через средства изобразительного искусства. Успех любой деятельности зависит не только от способностей и знаний ученика, но и от мотивации, то есть от стремлений самоутверждаться, достигать высоких результатов. Чем выше уровень мотивации, чем больше факторов побуждают ребенка к деятельности, тем больших результатов он может достичь. Рассмотрена учебная мотивация как образование, возникающее прежде всего на основе совокупности сложившихся познавательных интересов ребенка. Установлено, что с самого начала обучения в школе у учащихся происходят значительные изменения в направленности их интересов.

Ключевые слова: интерес, мотивация, младший школьник, изобразительная деятельность, нетрадиционные техники рисования, интерес к изобразительной деятельности.

Annоtation. The article is devoted to the actual problem of forming the cognitive interest of younger students in visual activities, since art has a powerful educational potential, because it opens up a wonderful world of feelings of a student who is able to share his feelings, experiences, excitement from what he saw, experienced in the real world through the means of fine art. The success of any activity depends not only on the abilities and knowledge of the student, but also on motivation, that is, on the desire to assert themselves and achieve high results. The higher the level of motivation, the more factors that encourage the child to work, the more results they can achieve. Educational motivation is considered as an education that arises primarily on the basis of a set of existing cognitive interests of the child. It is established that from the very beginning of school, students experience significant changes in the direction of their interests.

Keywords: interest, motivation, primary school student, visual activities, non-traditional drawing techniques, interest in visual activities.

Введение. Воспитание личности - сложная задача, она состоит из многих компонентов, формирующих чувства. Одним из таких компонентов является искусство. Оно открывает нам чудесный мир чувств человека, который может в красках, линиях, цветах, поделиться своими чувствами, переживаниями, волнением от услышанного, увиденного, пережитого в реальном мире, в реальной жизни. Каким способом достичь высоких результатов в обучении, прописанных в стандартах? Сначала необходимо сформировать интерес ученика к изобразительному искусству.

В научно-педагогической литературе освещались такие аспекты данной проблемы:

- содержание понятия «интерес» рассматривали такие ученые: Б.Г. Ананьев, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Карпов, Н.И. Конюхов, И.В. Метельский, Н.Г. Морозова, Д.И. Писарев,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.