Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 268-272 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 3, pp. 268-272
https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-3-268-272
Научная статья УДК 101.1:316.423+316.45
Движение альтерглобализма и его преемники: борьба за общечеловеческую идентичность?
В. О. Мельников
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Пермский край, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15
Мельников Виктор Олегович, аспирант философско-социологического факультета, viktor_melnikov_psu@rambler.ru, https://orcid. org/0000-0002-0483-7364
Аннотация. Кризисное состояние современного общества, выражающееся в сломе традиционных институтов, эскалации конфликтов на международной арене, экологических проблемах, отчужденности и т.д., требует своего разрешения. Общественные проблемы нуждаются в том, чтобы их решало все общество, однако здесь появляется сложность: пока нет объединяющей, общечеловеческой платформы, единой идентичности и т.д., общество остается атомизированным, раздробленным. Тем не менее попытки создать такую платформу с формированием общей идентичности имели место. Наиболее яркий пример - альтерглобалистское движение, восставшее против неолиберальной версии глобализации и всех тех проблем, которые она несет. По мнению некоторых ученых, альтерглобалистское движение боролось за подлинно общегуманистическое содержание объединительного для всего человечества процесса. Именно это движение, несмотря на то, что в итоге оно потерпело крах, задало вектор развития для социальных движений на несколько десятилетий вперед. Так, «Окуппай Уолл-стрит», «движения площадей», современные популистские движения и т.д. - все они, несмотря на существующие различия, так или иначе боролись за другое будущее, за альтернативный, неотчужденный мир. При этом за последние годы мы можем видеть, что тенденция объединения людей в борьбе за подобную цель только набирает обороты, что, по-видимому, будет еще долго определять социально-политическую повестку нашего времени. Подобный взгляд на общественно-политические движения как механизмы выработки общечеловеческой идентичности, где «заказчиком» выступает все современное кризисное человечество, составляет новизну данного исследования.
Ключевые слова: общественно-политическое движение, глобализация, альтерглобализм, неолиберализм, отчуждение, идентичность, популизм
Для цитирования: Мельников В. О. Движение альтерглобализма и его преемники: борьба за общечеловеческую идентичность? // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 268-272. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-3-268-272
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article
The alter-globalism movement and its successors: The struggle for common human identity? V. O. Melnikov
Perm State University, 15 Bukireva St., Perm 614990, Russia
Viktor O. Melnikov, viktor_melnikov_psu@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-0483-7364
Abstract. The crisis state of society, expressed in the breakdown of traditional institutions, escalation of conflicts in the international arena, environmental problems, alienation and other issues need to be resolved. It is necessary to solve social problems by the whole society, but a problem arises here: while there is no unifying, universal platform and single identity, the society remains atomized and fragmented. Nevertheless, there have been attempts to create such a platform, with the formation of a common identity. The most striking example was the alter-globalization movement, which rebelled against the neoliberal version of globalization and all the problems it poses. In the opinion of the authors of this article, the alter-globalization movement fought for a truly general humanistic content of a process that would unite all mankind. It was this movement, despite the fact that it eventually collapsed, that set the vector of development for social movements for several decades to come. So, "Occupy Wall Street", "square movements", modern populist movements, etc. - all of them, despite many differences between them, one way or another, fought for another future, for an alternative, inalienable world. At the same time, in recent years, we can see that the tendency to unite people in the struggle for such a goal is only gaining momentum, which, apparently, will determine the socio-political agenda of our time for a long time to come. The novelty of this study is a view on socio-political movements as mechanisms for the development of a common human identity, where the "customer" is the whole modern crisis mankind. Keywords: social and political movement, globalization, alter-globalism, neoliberalism, alienation, identity, populism
© Мельников В. О., 2021
For citation: Melnikov V. O. The alter-globalism movement and its successors: The struggle for common human identity? Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 3, pp. 268-272 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-3-268-272
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
В современной социально-философской литературе довольно популярна тема кризиса современного общества и его отдельных элементов. Одни исследователи пишут о неолиберализме и о тех разрушительных последствиях для общества, которые он несет, другие - об утере политической субъектности человека «массового общества», третьи - об увеличивающейся отчужденности современного человека. В этих работах справедливо указывается на кризисную ситуацию, в которой оказалось человечество в XXI в.: на фоне ухудшающихся социально-экономических, политических, экологических и прочих условий практически нет внятного низового ответа. Тем не менее попытки дать такой ответ предпринимались как в самом начале века, так и сейчас. Одной из наиболее ярких форм низового ответа стало альтерглобалистское движение.
Анализируя это движение, в первую очередь следует сказать, что оно представляет собой конгломерат или блок других социальных движений: экологов, профсоюзных ассоциаций, феминисток, левых политических групп, националистов и т.д. Исходя из этого, в общем движении могут встречаться самые разные, порой противоположные мнения по поводу понимания проблем, методов их решения, форм организации. Однако альтерглобалистское движение вполне допустимо анализировать как общественное движение в силу того, что эти разрозненные группы имеют также и объединяющий компонент - неприятие процессов современной глобализации, стремление избавиться от негативных аспектов ее проявления. В силу этого сами сторонники данного движения не принимают названия «антиглобалистов», предпочитая название «альтерглобализм», так как они определяют себя как «движение за другую глобализацию», прекрасно осознавая, что сами по себе глобализационные процессы -вещь объективная. По мнению А. В. Бузгалина, «ярлык "антиглобализм" был нам приклеен неолиберальными средствами массовой информации. Это было сделано неслучайно: наши противники активно стремятся представить нас некими "луддитами XXI века", разрушителями основ цивилизации. Между тем - и об этом мы твердим постоянно - наши практические и теоретические задачи состоят в развитии позитивной альтернативы господствующей ныне неолиберальной капиталистической модели
глобализации. Мы выступаем за интеграцию в интересах людей, культуры и природы, интеграцию, проводимую снизу и демократически. Вот почему мы - альтерглобалисты» [1, с. 7].
Фактически альтерглобализм возник как ответ на те результаты, к которым на рубеже веков уже успела прийти неолиберальная экономическая и политическая доктрина: масштабные кризисы в Аргентине, Мексике, Юго-Восточной Азии, увеличение разрыва между богатыми и бедными в самих развитых странах, наступление на права трудящихся и т.д. [2]. Лишения или страх перед подобными явлениями привели к массовым протестам, заставляя людей объединяться ради общей цели. Так, Сиэтл стал первой точкой сборки альтерглобалистского движения, где ему удалось не допустить подписания антитрудовых соглашений в рамках ВТО [3]. Жесткий разгон протеста спровоцировал акции солидарности по всему миру, которые потом стали вливаться в единое движение.
Британский ученый А. Каллиникос в своих работах обозначил данное движение как антикапиталистическое, четко уловив, что именно протест против системы был ключевым фактором участия в нем людей. Автор выделял в этом движении ряд групп, которые условно можно назвать правыми: «реакционный антикапитализм», «локалистский антикапитализм» и даже «буржуазный антикапитализм» [4, с. 77-86]. Цель данных групп была весьма эклектична: устранение негативных сторон капитализма при сохранении его как системы. Тем не менее большинство течений в общем движении представляло левый фланг. Их целью (не всегда четко декларируемой) было создание общепланетарной структуры, которая бы на глобальном уровне боролась за интересы «Гло -бального Юга» против эксплуатации со стороны «Глобального Севера». Фактически предполагалось выстраивание подлинной глобализации на основе равенства прав и возможностей всех стран, народов и континентов на совместное общемировое развитие. Таким образом, движение в целом (несмотря на наличие внутри ряда противоположных сил) стремилось преодолеть отчужденность и ограниченность национальной и корпоративной моделей развития, когда одни страны и народы приносятся в жертву для накопления капитала внутри других. В связи с этим можно утверждать, что это движение не-
сло огромное общечеловеческое содержание, боролось за создание единой общечеловеческой идентично сти.
Масштаб движения, казалось бы, вполне соответствовал такой амбициозной цели: еще никогда в истории человечества не было настолько глобального сопротивления элитам по всему миру. Методы для этого использовались самые разные: митинги, шествия, пикеты, столкновения с полицией, погромы витрин, гражданское неповиновение, «сквоттинг» (самозахват земли или помещений), культурно-символические акции, подача петиций и требований к властям и т. д. Данное движение стало пионером в использовании информационных технологий, причем как в легальном, так и нелегальном поле. В качестве примера первого можно привести создание информационной платформы «Indymedia» (т.е. Independent media - Свободное медиа) в 2000 г.; в качестве второго - ставшие регулярными хакерские атаки на представителей мировой элиты. Однако все-таки главной институцией стали так называемые Всемирные социальные форумы, первый из которых состоялся в 2001 г. в г. Порту-Алегри (Бразилия). Данный форум, проводившийся как альтернатива Всемирному экономическому форуму в Давосе, собрал 5000 участников из 117 стран. Именно на данном форуме было вынесено осуждение неолиберальной глобализации, а также высказана необходимость интеграции в единое движение за альтернативную глобализацию. Позднее, помимо всемирных форумов, стали собирать региональные - Европейский социальный форум, Азиатский социальный форум и т.д.
Между тем данное движение потерпело поражение. Существуют разные версии причин этого, но, по-видимому, сказалась изначальная «социальная рыхлость» такой широкой структуры, с которой приходит и «идейная рыхлость». Еще А. Каллиникос писал о различиях в интересах реформистского и революционного крыльев движения [4, с. 152]. По-видимому, усиление влияния первого на единое движение за альтернативную глобализацию и привело к тому, что оно стало терять популярность у широких слоев населения. Возможно, что экономический кризис 2008 г. также стал катализатором упадка, так как оказалось, что движение не готово брать ответственность в свои руки и начать более активно (и конструктивно) влиять на политические процессы [5]. В тот самый момент, когда в полный рост встали конкретные вопросы, касающиеся организации общественных процессов, от былой сплоченности и кооперации не осталось и следа. Таким образом, мы видим, что первая, но далеко
не единственная попытка собрать под единое знамя антинеолиберализма представителей всех идеологических сил провалилась.
Несмотря на неудачу, альтерглобалистское движение задало вектор для развития многих общественно-политических движений XXI в. Ключевые его особенности - широкая коалиция самых разных общественных сил, которая учитывает интересы и требования этих сил, активное использование новых технологий для интеграции и ведения протестной деятельности, наконец, общий посыл (не всегда осознаваемый, но транслируемый содержанием деятельности) к борьбе за самого человека, его возращение к самому себе, за подлинно гуманистическую идентичность, под которой бы объединялось большинство населения планеты, - проявлялись и дальше.
Так называемые «движения площадей» [6] стали преемником альтерглобализма: они также формировались на основе широкой коалиции «всех со всеми», активно использовали информационные технологии (в результате чего даже их акции получили в литературе название «фейс-бучных революций» [7, р. 4-6]) и пытались как то нащупать подлинно объединяющее, гуманистическое начало. В качестве наиболее известного примера такого движения обычно называют акцию « Оккупай Уолл-стрит», которая прокатилась по всему миру в 2011 г. Ключевым стал ее лозунг «нас - 99%», что указывало на противостояние с наиболее обеспеченными и облеченными властью людьми, причем в первую очередь - из финансового сектора, по вине которого и разразился экономический кризис 2008 г. Здесь снова была предпринята попытка осознания общего интереса, оформления объединяющей различные «множества» идентичности [8]. Протесты на площади Таксим в Стамбуле в 2013 г., на Болотной площади в Москве в 2011-2012 гг., Киевском «Майдане» в 2013-2014 гг., в разных городах североафриканских стран в рамках так называемой «Арабской весны» в 2011 г. и т.д. - все это также относят к данному типу движений. Хотя некоторые побочные «продукты» этих протестов продолжают существовать, большинство из них провалилось во многом по той же самой причине социального и идеологического эклектизма: не было объединяющей платформы, лишь набор компромиссов [9, с. 59]. «Движения площадей» оказались также не способны бороться за создание единой социальной общности. Существует мнение, что такие движения в принципе не способны вести «наступательные» действия, направленные на какие то позитивные общественные изменения
(поскольку они осуществляются не через выход на площадь), максимум, на что они способны, -это оборонительная борьба, т.е. борьба за сохранение какого-то закона, льготы, права, в целом - имеющегося статуса-кво [10, с. 177].
Популизм стал еще одним наследником альтерглобализма, перекочевав как понятие из политического оскорбления во вполне уважаемую форму современной политической борьбы. Во многом именно эффективностью данной тактики, обусловленной запросом масс на консолидирующее начало, могут быть объяснены успехи Брекзит в Великобритании, Д. Трампа на выборах в США 2016 г. При этом сегодня мы можем видеть дальнейший прогресс популизма, когда разные движения организуются без явного лидера («Желтые жилеты», «Black lives matter» и т.д.). Этот вариант демонстрирует все большую возможность самоорганизации людей на пути к общей идентичности. Можно сказать, что возможности популизма как формы политической борьбы далеко не исчерпаны.
Разумеется, нужно отметить, что, как и аль-терглобалистское движение, движения-преемники являлись и являются неоднородными образованиями. В этой связи там могут присутствовать и течения, которые четко устанавливают границы своей группы и не стремятся к консолидации с другими общностями в рамках создания некоего «общечеловеческого движения». Содержание такой отграничивающей деятельности, конечно, выражается и в рамках дискурсивных практик. Например, движение «Black lives matter» неоднократно критиковалось (правда, скорее, со стороны консервативно настроенных авторов) за продвижение «черного» национализма, расизма и т. д. В этом отношении все движения, претендующие на статус «коалиции коалиций», внутренне противоречивы. Однако, на наш взгляд, объективное нарастание кризисности современного общества, ухудшение социально-экономического положения большинства населения планеты с неизбежностью будут вовлекать все большее количество людей в политический процесс. Это предполагает необходимость коммуникации между ними, что в свою очередь требует, чтобы разнородные силы смогли найти некую объединяющую платформу, которая стала бы основой их взаимодействия. Поиск данной платформы (например, общечеловеческой идентичности) может быть как осознанным действием, так и стихийным, крайне противоречивым процессом.
Какой будет эта объединяющая идентичность: «рабочий класс», «прекариат», «множество» или «люди планеты Земля», мы не знаем, как не знаем и сроков ее складывания. Пока по-
нятны только несколько вещей: процесс объединения будет лишь в конечном счете поступательным, но с обязательным вкраплением периодов кризиса и фрагментации; субъектом выработки новой идентичности станет (в перспективе) все человечество; в ближайшие годы это должно стать ключевым трендом общественной жизни.
Список литературы
1. Бузгалин А. В. Альтерглобализм : теория и практика «антиглобалистского движения» / под ред. А. В. Бузгалина. М. : Едиториал УРСС, 2003. 256 с.
2. Ясеновская Е. С. Антиглобализм в глобализирующемся мире // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2009. № 4. С. 38-49.
3. Жирнова Е. А. Причины возникновения антиглобалистского движения // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева. 2007. № 2 (15). С. 188-193.
4. Каллиникос А. Антикапиталистический манифест. М. : Праксис, 2005. 192 с.
5. Кагарлицкий Б. Ю. Левые и антиглобализм. URL: http://rabkor.ru/video/2013/04/01/anti-globalization-and-the-left/ (дата обращения: 19.02.2021).
6. GürerE. Q. Prefigurative realism : The politics of spacetime in the square movements (Order No. 13883063). 2019. URL: https://www.proquest.com/dissertations-theses/prefigurative-realism-politics-space-time-square/ docview/2287470709/se-2?accountid=30384 (дата обращения: 19.02.2021).
7. Dyer-WithefordN. Cyber-Proletariat : Global Labour in the Digital Vortex // Warwick.ac.uk, 2014. URL: https:// s3.amazonaws.com/arena-attachments/491344/b7fc16 f65747af9161bd69ea80b9e851.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
8. ХардтМ., Негри А. Множество : война и демократия в эпоху империи / пер. с англ. ; под ред. В. Л. Иноземцева. М. : Культурная революция, 2006. 559 с.
9. Кагарлицкий Б. Ю. Между классом и дискурсом. Левые интеллектуалы на страже капитализма. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. 280 с.
10. Кагарлицкий Б. Ю. Неолиберализм и революция. СПб. : ООО «Полиграф», 2013. 256 с.
References
1. A. V. Buzgalin, ed. Alterglobalizm: teoriya i praktika "antiglobalistskogo dvizeniya [Alterglobalism: Theory and practice of "Anti-globalization movement"]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2003. 256 p. (in Russian).
2. Yasenovskaya E. S. Antiglobalism in the Globalized World. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sociologiya ipolitologia [Moscow State University Bulletin Series 18, Sociology and Political Science], 2009, no. 4, pp. 38-49 (in Russian).
3. Zirnova E. A. The Reasons of Antiglobalist Movement. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta imeni M. F. Reshetneva [Vestnik SibSAU. Aerospace Technologies and Control Systems]. 2007, no. 2 (15), pp. 188-193 (in Russian).
4. Callinicos A. Antikapitalisticheskiy manifest [An Anti-Capitalist Manifesto]. Moscow, Praksis Publ., 2005. 192 p. (in Russian).
5. Kagarlitsky B. Yu. Levie i antiglobalizm (The Left and Antiglobalizm). Available at: http://rabkor.ru/ video/2013/04/01/anti-globalization-and-the-left/ (accessed 19 February 2021) (in Russian).
6. Gurer E. Q. Prefigurative realism: The politics of spacetime in the square movements (Order No. 13883063). 2019. Available at: https://www.proquest.com/disserta-tions-theses/prefigurative-realism-politics-space-time-square/docview/2287470709/se-2?accountid=30384 (accessed 19 February 2021).
7. Dyer-Witheford N. Cyber-Proletariat: Global Labour in the Digital Vortex. Warwick.ac.uk, 2014. Available at: https://s3.amazonaws.com/arena-attachments/491344/ b7fc16f65747af9161bd69ea80b9e851.pdf (accessed 19 February 2021).
8. Hardt M., Negri A. Mnozestvo: voina i demokratiya v epohu imperii [Multitude: War and Democracy in the Age of Empire]. Trans. from Engl., ed. by V. L. Inozemtsev. Moscow, Culturnaya Revolutsiya Publ., 2006. 559 p. (in Russian).
9. Kagarlitsky B. Yu. Mezdu klassom i diskursom: levie intellektuali na straze kapitalizma [Between Class and Discourse. How Left Intellectuals Serve Capitalism]. Moscow, Izdatel'skii dom Vyshei shkoly ekonomiki, 2017. 280 p. (in Russian).
10. Kagarlitsky B. Yu. Neolibaralizm i revolutsiya [Neoliber-alism and Revolution]. St. Petersburg, OOO "Polygraph" Publ., 2013. 256 p. (in Russian).
Поступила в редакцию 25.02.2021, после рецензирования 11.03.2021, принята к публикации 05.07.2021 Received 25.02.2021, revised 11.03.2021, accepted 05.07.2021