Научная статья на тему 'Альтерглобализм как феномен социальной реальности'

Альтерглобализм как феномен социальной реальности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1327
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТЕРГЛОБАЛИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДВИЖЕНИЯ ПРОТЕСТА / НЕОЛИБЕРАЛИЗМ / ALTER-GLOBALIZATION / GLOBALIZATION / SOCIAL REALITY / PROTEST MOVEMENTS / NEOLIBERALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антипов Дмитрий Александрович

В результате исследования содержания понятия «альтерглобализм» в различных сферах его употребления устанавливается, что альтерглобализм является феноменом социальной реальности. Альтерглобализм может выступать актуальным предметом исследования в рамках социальной философии. Исследуя альтерглобализм как социальную реальность методом анализа «суперорганизмов», можно установить степень обоюдно направленного взаимодействия альтерглобализма с различными философскими течениями и идеями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTER-GLOBALIZATION AS A PHENOMENON OF THE SOCIAL REALITY

Research of the notion “alter-globalization” in various fields of its use shows that alter-globalization is a phenomenon of social reality. Alter-globalization is the result of interaction between individuals. This interaction is based on the generally accepted principles, laws, and social representations, that dominant in society at a particular stage. It is a topical subject of researches in social philosophy. One of the possible analysis methods in the philosophy of alter-globalization is investigation of “superorganism”, or social units consisting of a set of collectively manageable agents acting in concert to achieve its goals. The study of alter-globalization as social reality can determine the degree of its interaction with different philosophical currents and ideas.

Текст научной работы на тему «Альтерглобализм как феномен социальной реальности»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ДИНАМИКИ

УДК 316 . 3; 316 . 33

Д. А. Антипов

АЛЬТЕРГЛОБАЛИЗМ КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

В результате исследования содержания понятия «альтерглобализм» в различных сферах его употребления устанавливается, что альтерглобализм является феноменом социальной реальности. Альтерглобализм может выступать актуальным предметом исследования в рамках социальной философии. Исследуя альтерглобализм как социальную реальность методом анализа «суперорганизмов», можно установить степень обоюдно направленного взаимодействия альтерглобализма с различными философскими течениями и идеями.

Ключевые слова: альтерглобализм, глобализация, социальная реальность, движения протеста, неолиберализм.

Понятие «альтерглобализм», или «альтернативный глобализм», относительно недавно вошло в употребление. Сформировалось оно в поле Всемирного социального форума, первый из которых прошел в Порту-Алегри (Бразилия) с 25 по 30 января 2001 г. Одним из организаторов форума выступила французская Ассоциация за налогообложение финансовых сделок во благо граждан (АТТАК). Идеи этой организации положили начало формированию содержания понятия «альтерглобализм».

Идейная платформа АТТАК может быть выражена в следующих положениях [1]:

- ограничение финансовых спекуляций за счет введения налогов на финансовые операции;

- повышение национальных налоговых поступлений за счет отмены транзита капитала через офшорные зоны;

- введение прогрессивной шкалы налогообложения;

- снятие ограничений на доступ к базовым ресурсам и благам (вода, образование, здравоохранение и т. д.);

- регулирование деятельности транснациональных компаний на международном уровне.

Созыв международного форума для обсуждения подобных вопросов говорит о поиске формы организации активистов социальных движений со всего мира и выдвижения ими иных, не общепризнанных, принципов организации глобальных процессов.

Целью данной статьи является анализ содержания понятия «альтерглобализм» в различных сферах его употребления, выявление отличий в понимании этого содержания в зависимости от контекста. Посредством анализа устанавливается, является ли «альтерглобализм» социальной реальностью или же терминологическим феноменом, характеризующим теоретические построения, не имею-

щие реального воплощения в социальной действительности.

Возникает необходимость прояснить, в каком отношении находятся понятия «альтерглобализм» и «глобализация»: будет ли это отношение типа VS или более сложного вида взаимодействия. Для начала проясним, какое содержание имеет понятие «глобализация» и что под ним стоит понимать. В неолиберальной модели глобализация понимается как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции с целью всеобщей унификации [2]. Такая трактовка подразумевает определенное содержание для различных областей общественной жизни:

- для экономики - структурные изменения в мировом хозяйстве (международное разделение труда, создание мирового рынка, транснационализация региональных экономик, возникновение сетевой экономики);

- для политики - глобальная централизация субъектов управления (делегирование государственных полномочий ряду международных организаций и институтов);

- для культуры - американизация (развитие культуры потребления, популяризация американской культуры).

Все перечисленные явления глобализации должны сформировать новый по отношению к индустриальному тип мироустройства. Результат глобализационных процессов был исследован в работах Карла Поппера (концепция открытого общества), Дэниела Белла (теория постиндустриального общества), Иммануила Валлерстайна (теория глобального общества). Эти и другие исследователи сходятся во взгляде на глобализацию как на закономерное эволюционное развитие мира, интеграцию совокупности национальных государств и экономик в общемировую систему соци-

ально-экономических и политических институтов.

Установив, что понимается под термином «глобализация», что соответствует его содержанию, можно перейти к определению понятия «альтер-глобализм». Для начала определим, что послужило основанием для возникновения явления, названного впоследствии альтернативной глобализацией. Таким основанием выступают неразрешенные проблемы и противоречия, возникшие в ходе процесса глобализации. Внимание на них было акцентировано рядом исследователей, которые не просто указали на наличие проблем, а предложили способы их решения. Предложенные ими способы решения проблем глобализации положили начало формированию альтернативного взгляда на форму и содержание глобальных процессов. К числу таких исследователей относятся: Джозеф Стиглиц [3], американский экономист-неокейнсианец, лауреат Нобелевской премии по экономике; Иммануил Валлерстайн [4], американский социолог и философ; Ноам Хомский [5], американский лингвист, политический публицист, философ; Кристоф Аги-тон [6], французский социолог, секретарь международного комитета АТТАК; А. В. Бузгалин [7], российский экономист, директор Института социо-экономики МФЮУ, профессор МГУ и др.

К перечню проблем, обозначенных вышеперечисленными исследователями, относятся:

- деиндустриализация целых регионов мира; как следствие - рост безработицы;

- ограничение доступа к образовательным ресурсам в развивающихся странах;

- нарастающие экологические и демографические проблемы;

- вмешательство международных институтов во внутреннюю политику;

- отмена или снижение стандартов государственного регулирования на рынке труда («гонка на дно»); как следствие - возникновение прекари-зации (трудовых отношений, которые могут быть расторгнуты работодателем в любое время);

- рост спекулятивной экономики;

- социальная незащищенность широких слоев населения и всевозрастающая бедность;

- непрозрачность мировой финансовой системы; как следствие - высокий уровень коррупции;

- зависимость мировой валютной системы от доллара США и т. д.

Выделение подобных проблем через анализ процессов глобализации находит свое подтверждение в данных опроса, проведенного Американским институтом общественного мнения «Gallup». По данным «Gallup» [8], большая часть респондентов по всему миру выделила схожие глобальные проблемы 2014 г. (см. рисунок).

Терроризм

Безработица Бедность

Экономические проблемы

Коррупция

0 5 10 15 20 25

Рейтинг основных глобальных проблем в 2014 г . по данным Gallup .

Данные по миру (%)

Помимо обозначенных проблем существует еще одно серьезное основание для возникновения и распространения явления альтернативной глобализации. Таковым выступает разочарование в итогах неолиберальной глобализации, особенно среди жителей развитых стран. В 2006 г., на фоне проходившей реорганизации ООН и расширения ВТО, «Gallup» провел международное социологическое исследование для выявления степени поддержки процессов глобализации в современном мире. Согласно результатом данного исследования, прогресс глобализации приветствуют в Африке 71 % респондентов, в Азии - 52 %, в Западной Европе -28 %, в Северной Америке - 26 % [9]. Как видно из приведенных данных, регионы с наибольшей включенностью в интеграционные процессы меньше всего эти процессы поддерживают. Такое неприятие глобализации нашло свое отражение в формировании ряда социальных движений, выступивших с позиций критики формы и содержания глобализационных процессов. Эти движения получили поддержку части интеллектуалов, которые приступили к разработке альтернативных путей интеграции. Произошло «рождение» новой социальной реальности. Как социальный факт, данное явление выработало самоназвание - «альтер-глобализм». Таким образом, альтерглобализм можно определить как мировое общественное движение, выступающее за разработку и реализацию альтернативных путей глобализации. Альтерглоба-лизм не отрицает объективности и необходимости процессов всеобщей интеграции, он наполняет понятие глобализации новым содержанием.

Содержание самого понятия «альтерглобализм» можно установить лишь через анализ социальных, политических, идеологических и прочих проявлений этого явления. Связано это со спецификой самого альтерглобализма, который зародился в рамках социальных протестных движений и не имел единого «центра» для осмысления самого себя. Можно выделить три сферы социальных явлений, которые и определяют форму альтерглобализма [10, с. 30]:

7

10

12

14

21

- мировые движения протеста;

- практическая деятельность организаций, подписавших Социальную хартию Всемирного социального форума;

- региональные и международные социальные форумы.

Все эти сферы функционируют по принципу сетевой социальной организации, т. е. они а) децентрализованы, б) имеют гибкие организационные структуры, в) открыты для участия в них, г) реализуют равноправие участников, д) деятельностно-ориентированны по отношению к среде.

В своей деятельности они стремятся реализовать следующие задачи:

- передача под общественный контроль природных ресурсов, социальной инфраструктуры, культурных благ;

- минимизация прекаризации на мировом рынке труда;

- ограничение вмешательства над-государст-венных структур в национальную экономику и политику;

- выравнивание уровня социально-экономического развития регионов мира за счет создания новой системы мирового хозяйствования с иными принципами распределения благ между производителями и потребителями.

Перечисленные задачи являются базисными для альтерглобалистских движений и отражены в Хартии II Всемирного социального форума 2002 г.

За пределами альтерглобалистских социальных течений понимание термина «альтерглобализм» разнится. Одной из «сторонних» трактовок альтер-глобализма выступает понимание его как формирующегося седьмого технологического уклада, сформулированное Владимиром Евгеньевичем Лепским [11]. В. Е. Лепский предполагает, что на этапе зарождения шестого технологического уклада можно осуществить качественный скачок для перехода в седьмой технологический уклад. Основой для данного предположения выступает наличие элементов ядра седьмого уклада в ядре шестого: когнитивных наук, социогуманитарных технологий и конвергенции нано, био, инфо, когнитивных технологий (NBIC). По мнению В. Е. Лепского, при наличии соответствующего «субъекта развития» и «полигонов» - среды реализации NBIC - можно добиться перехода от нано-технологий к когнитивным технологиям. Данные технологии позволят сосредоточить внимание и ресурсы на социогуманитарных проблемах и направить способности «субъекта развития» на развитие его самого.

Главной задачей седьмого технологического уклада должны стать поиск и построение новых

форм мироустройства для преодоления проблем, накопленных в ходе процесса глобализации. Возможность быстрого перехода к новому укладу, с точки зрения общей теории технологических укладов [12], обусловлена, во-первых, скачкообразностью развития укладов, во-вторых, направленностью шестого уклада на развитие технологий как таковых, в-третьих, неразрешенностью глобальных экономических проблем, вызывающих перманентный структурный финансово-экономический кризис. В случае быстрого перехода к седьмому укладу произойдет десинхронизация мирового производства и технического уровня, вызванная перенаправлением ресурсов «субъектов развития» на социогуманитарную сферу, а не на технический прогресс, что в условиях неравномерного распространения нанотехнологий может привести к сбою процесса глобализации. Таким образом, теория быстрого перехода к седьмому технологическому укладу выступает в качестве концепции аль-терглобализации, так как практическое воплощение данного перехода приведет к формированию новых форм и содержания глобализационных процессов.

Еще одно понимание альтерглобализма сформулировано Александром Гельевичем Дугиным. Альтерглобализм понимается им как движение за осуществление мировой революции через завершение глобализации и стирание национально-культурных различий [13]. А. Г. Дугин подчеркивает, что альтерглобалисткие движения в массе своей опираются на идеи Иммануила Валлерстай-на, который сформулировал концепцию перехода неолиберальной глобализации в мировую социалистическую революцию. Провал «локальных» социалистических революций доказал неспособность построения социализма в отдельной стране из-за невозможности интегрировать социалистический тип мироустройства в общий неолиберальный процесс глобализации. На основании данного положения возникает необходимость создания «глобального общества» с единым, ненациональным укладом для минимизации региональных различий. Процесс создания такого общества уже запущен и протекает в рамках «западной» глобализации. Лишь после завершения данного процесса можно будет осуществить «глобальную» социалистическую революцию. Встраивая данную концепцию в рамки содержания понятия «альтерглобализм», А. Г. Дугин приходит к выводу о единстве целей неолибералов и аль-терглобалистов, цель эта - демонтаж национальных государств. Различие заключается в том, что для неолиберазизма - это конечная цель, а для альтерглобализма - всего лишь этап на пути к мировой социалистической революции.

Еще один взгляд на понятие «альтерглобализм» состоит в смешении понятий «альтерглобализм» и «антиглобализм». Примером может служить работа Наума Михайловича Сироты [14, с. 155]. При таком подходе происходит уравнивание содержания и целей двух разных социальных движений. На первый план выводится неприятие процессов глобализации и их итогов целым рядом общественных движений; при этом игнорируются различия в целях анти- и аль-терглобализма. Смешение понятий объясняется специфической формой альтерглобалистских течений (принцип сетевой социальной организации).

Таким образом, установлены следующие варианты трактовки понятия «альтерглобализм»:

1. Альтерглобализм как мировое общественное движение, теория и практика новых форм и содержания мировой интеграции.

2. Альтерглобализм как теория быстрого перехода к седьмому технологическому укладу.

3. Альтерглобализм как социальное явление, направленное на разрушение национальных государств.

4. Альтерглобализм как антиглобализм.

Такое разнообразие в понимании альтерглоба-лизма объясняется относительной новизной само-

1

2

3. 4 5. 6 . 7 . 8.

9 .

10

11 12

13

14

Антипов Д. А., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

го явления, сущность которого еще формируется и подлежит дальнейшему анализу.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы: во-первых, содержание понятия «альтерглобализм» включает в себя признаки социальной реальности, т. е. итог взаимодействия между индивидами. Это взаимодействие исходит из общепринятых принципов, законов и социальных представлений, доминирующих в обществе на конкретном этапе его развития; во-вторых, оформленность альтерглобализма как феномена социальной реальности делает возможным рассмотрение данного явления в предметной области современной социальной философии. В философии анализ альтерглобализма можно осуществить, опираясь на метод исследования «суперорганизмов», т. е. социальных единиц, состоящих из коллективно управляемой совокупности агентов, действующих согласованно, для реализации поставленных целей. Такой анализ позволит, с одной стороны, установить степень влияния различных философских концепций на идеи альтерглобализма, с другой - проследить влияние альтерглобализма на формирование современных философских доктрин.

Материал поступил в редакцию 10.02.2015.

Список литературы

Сайт ассоциация за налогообложение финансовых сделок во благо граждан . URL: http://www.attac.org/en/we-fight (дата обращения: 09 02 2015)

Малиновский А. С . Культурная глобализация (глокализация) . Локальное и транснациональное // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2013 . Вып . 1 (129) . С . 176-179 .

Joseph E . Stiglitz Globalization and Its Discontents . W. W. Norton & Company, 2002 . 304 p . Валлерстайн И . После либерализма . М .: Едиториал УРСС, 2003. 256 с. Хомский Н . Прибыль важнее людей: Неолиберализм и мировой порядок. М .: Праксис, 2002 . 248 с . Агитон К. Альтернативный глобализм . Новые мировые движения протеста . М .: Гилея, 2004. 208 с. Бузгалин А. В ., Колганов А. И . Глобальный капитал . М . : Едиториал УРСС, 2004. 512 с.

Рейтинг основных глобальных проблем в 2014 году. URL: http://www.gtmarket.ru/news/2014/04/03/6681 (дата обращения: 09 .02 .2015) . Рейтинг поддержки процесса глобализации в мире . URL: http://www kommersant. ru/doc/733236 (дата обращения: 09 .02 .2015) . Бузгалин А. В . Альтерглобализм: к теории феномена // Альтерглобализм: теория и практика «антиглобалистского движения» . М .: Едиториал УРСС, 2003.С .29-64.

Лепский В . Е . Альтернативная глобализация: 7-й технологический уклад / интервью в программе «Будущее где-то рядом» / «Финам FM» от 29 .01.2010 . URL: http://www stolica . fm/archive-view/2069/1/ (дата обращения: 09 .02 .2015) .

Глазьев С . Ю . , Харитонов В . В . Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике . М . : Тровант, 2009 . 304 с

Дугин А . Г . Левые и Запад: Неожиданный альянс . URL: http://www odnako . org/magazine/material/levie-i-zapad-neozhidanniy-alyans/ (дата обращения: 09 .02 .2015) .

Сирота Н М Идеологии и идеологические течения: Классическое наследие и современность: учеб пос-е СПб : ИВЭСЭП: Знание, 2009.167 с .

D. A Antipov

ALTER-GLOBALIZATION AS A PHENOMENON OF THE SOCIAL REALITY

Research of the notion "alter-globalization" in various fields of its use shows that alter-globalization is a phenomenon of social reality. Alter-globalization is the result of interaction between individuals. This interaction is based on the generally accepted principles, laws, and social representations, that dominant in society at a particular stage. It is a topical subject of researches in social philosophy. One of the possible analysis methods in the philosophy of alter-globalization is investigation of "superorganism", or social units consisting of a set of collectively manageable agents acting in concert to achieve its goals. The study of alter-globalization as social reality can determine the degree of its interaction with different philosophical currents and ideas.

Key words: alter-globalization, globalization, social reality, protest movements, neoliberalism.

References

I. Sayt assotsiatsiya za nalogoobljzhenie finansovykh sdelok vo blago grazhdan [Website of Association for the Taxation of financial Transactions and Citizen's Action] . URL: http://www. attac . org/en/we-fight (accessed 09 February 2015) .

2 . Malinovskiy A. S . Kul'turnaya globalizatsiya (glokalizatsiya) . Lokal'noe i transnatsional'noe [Cultural globalization (glocalization) . Local and

transnational] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPUBulletin, 2013, no . 1 (129), pp . 176-179 (in Russian) .

3 . Joseph E . Stiglitz Globalization and Its Discontents. W. W. Norton & Company, 2002 . 304 p .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 . Wallerstayn I . Posle liberalizma [After liberalism] . Moscow, Editorial URSS Publ ., 2003. 256 p . (in Russian) .

5 . Chomskiy N . Pribyl' vazhnee lyudey: Neoliberalizm i mirovoy poryadok [Profit over People: Neoliberalism and Global Order] . Moscow, Praksis

Publ ., 2002 . 248 p . (in Russian) .

6 . Agiton K . Al'ternativnyy globalizm. Novye mirovye dvizheniya protesta [Alternative globalism . New global protest movement] . Moscow, Gileya

Publ , 2004 208 p (in Russian)

7 . Buzgalin A. V. , Kolganov A. I . Global'nyy kapital [The global capital] . Moscow, Editorial URSS Publ ., 2004. 512 p . (in Russian) .

8 . Reyting osnovnikh global'nykh problem [Rating of the major global challenges in 2014] . URL: http://www. gtmarket. ru/news/2014/04/03/6681

(accessed 09 February 2015) .

9 . Reyting podderzhki protsessa globalizatsii v mire [The approval rating of the globalization process in the world] . URL: http://www. kommersant . ru/

doc/733236 (accessed 09 February 2015) .

10 . Buzgalin A. V. Al'terglobalizm: k teorii fenomena [Alter-globalization: the theory of the phenomenon] . Al'terglobalizm: teoriya i praktika

"antiglobalistskogo dvizheniya" - Alter-globalization: theory and practice "anti-globalization movement". Moscow, Editorial URSS Publ ., 2003. pp . 29-64 (in Russian) .

II. Lepskiy V. E . Al'ternativnaya globalizatsiya: 7-y tehnologicheskiy uklad[Alternative globalization: 7th technological way] . Interview on "The future is somewhere near" . "Finam FM" 29 .01.2010 . URL: http://www. stolica . fm/archive-view/2069/1/ (accessed 09 February 2015) .

12 . Glaz'ev S . Yu ., Kharitonov V. V. Nanotehnologii kak klyuchevoy faktor novogo tehnologicheskogo uklada v ekonomike [Nanotechnology as a key

factor in the new technological way in the economy] . Moscow, Trovant Publ . , 2009 . 304 p . (in Russian) .

13 . Dugin A. G . Levye i Zapad: Neozhidanny al'yans [The Left and the Western world: an unexpected alliance] . URL: http://www. odnako . org/

magazine/material/levie-i-zapad-neozhidanniy-alyans/ (accessed 09 February 2015) .

14 . Sirota N . M . Ideologii i ideologicheskie techeniya: Klassicheskoe nasledie i sovremennost' [Ideologists and ideological currents: classical heritage

and modernity] . St . Petersburg, Znanie Publ ., 2009 . 167 p . (in Russian) .

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.