Научная статья на тему 'Двигательная терапия в работе с детьми с речевыми расстройствами'

Двигательная терапия в работе с детьми с речевыми расстройствами Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
448
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Двигательная терапия в работе с детьми с речевыми расстройствами»

Е.В. Струнина

учитель-логопед,

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Орехово-Зуевского муниципального района, г. Куровское, Московская область

Двигательная терапия в работе с детьми с речевыми расстройствами

В современном обществе с каждым годом появляется всё больше детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с различной речевой патологией. Родители и специалисты обращают внимание на определённые трудности в воспитании и обучении детей с ОВЗ. С точки зрения нейропсихологического подхода эти трудности обусловлены внутриутробной или возникшей в младенчестве дисфункцией определённых структур мозга. Также стоит отметить социокультурные факторы: замену живого общения компьютером, телевизором, отсутствие игрой деятельности, психологический климат в семье.

Практикующие логопеды отмечают, что с данными проблемами, такими как трудности постановки и автоматизации звуков, общепринятыми, давно известными методиками справиться не удаётся.

Перед логопедом встают задачи по повышению эффективности логопедической работы. Коррекционная работа с включением активной двигательной терапии проводится на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях с детьми с нарушениями речи. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое занятие длится 30-40 минут в зависимости от степени нарушения речи ребёнка.

Предлагаемый автором метод коррекции включает:

- дыхательные упражнения;

- массаж и самомассаж;

- упражнения: на регуляцию тонуса; преодоление мышечных зажимов;

- формирование одновременных и реципрокных взаимодействий.

Упражнения на дыхание способствует выработке произвольной саморегуляции. Для этого используются такие упражнения:

«Цветок». Из положения стоя с опущенными руками поднимать руки через стороны вверх, одновременно делая глубокий вдох носом. Медленно опускать руки через стороны вниз, делая выдох ртом.

Для массажа и самомассажа используются такие приёмы, как: «Мытьё головы» (кончиками пальцев массировать голову в различных направлениях); «Весёлые носики» (потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла) и т. д.

Регуляция тонуса осуществляется с помощью упражнений на напряжение-расслабление мышц плечевого пояса, рук и ног путём выполнения различных игровых заданий.

Одновременно с выполнением упражнений включаются упражнения для мышц артикуляторного аппарата.

189

Для автоматизации и дифференциации звуков используются упражнения с использованием следующих приёмов:

«Слоговые ряды». Перед ребёнком выкладываются в ряд карточки со слогами (с автоматизируемым звуком):

СА СО СУ СЫ

Ребёнку предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданному стереотипу двигать карточки или вниз (вправо), произнося слог вслух, или вверх (влево), читая слог про себя. Если ребёнок не владеет навыками чтения, ему предлагаются карточки со схематичным изображением звуков.

«Шаги». Чтение слогов с одновременным пошаговым движением. Слоги проговариваются вслух, шёпотом и про себя. Если ребёнок не владеет навыками чтения, ему предлагаются карточки со схематичным изображением звуков.

ЗА (шаг правой ногой) - СА (шаг левой ногой)

ЗО (шаг правой ногой) - СО (шаг левой ногой)

ЗУ (шаг правой ногой) - СУ (шаг правой ногой)

ЗЫ (шаг правой ногой) - СЫ (шаг правой ногой)

По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением сочетанных действий: хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой.

ЗА (топнуть) - СА (хлопнуть)

ЗО (топнуть) - СО (хлопнуть)

ЗУ (топнуть) - СУ (хлопнуть)

ЗЫ (топнуть) - СЫ (хлопнуть)

В результате предложенной коррекционной работы можно максимально быстро вызвать, автоматизировать и дифференцировать дефектно произносимые звуки, затем перейти к целенаправленной и планомерной логопедической работе с лексико-грамматическими и синтаксическими структурами.

Т.А. Титова

доцент кафедры логопедии, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Формирование профессиональной компетентности студентов

В последнее время вопрос реформирования всех ступеней образования возникает постоянно. В силу этого происходит смещение представлений о том, какова цель этих реформ. Школьное образование претерпело более пятидесяти вариантов реформирования, что вероятно, должно было способствовать качественно новому уровню подготовки школьников по всем учебным дисциплинам, и, в первую очередь, по русскому языку и литературе. Специалист в области логопедии, а не просто носитель языка не может иметь низкий уровень владения языком. Но поскольку педагогические вузы в последние годы формируются по остаточному принципу, то, очевидно, что приходят в это направление и получают одну из наиболее важных для многих детей дошкольного и школьного

190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.