Научная статья на тему 'Двигательная активность студентов в рамках современных видов молодёжной культуры'

Двигательная активность студентов в рамках современных видов молодёжной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / двигательная активность / молодёжная культура / экстремальные виды спорта / молодёжные уличные танцы / students / physical activity / youth culture / extreme sports / youth street dancing

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буланова Элина Витальевна, Данилов Алексей Витальевич

Педагогическая наука подчёркивает необходимость построения образовательного процесса на основе учёта психологических особенностей и мотиваций современных обучаемых. В этой связи важно проверить, совпадают ли те варианты организации двигательной активности, которые предлагаются студентам в рамках учебного процесса по физической культуре в вузе с их реальными устремлениями. В статье представлены результаты опроса студентов медицинского университета по вопросам их вовлечённости и их отношению к различным вариантам организации повседневной двигательной активности. Научная новизна. Впервые проведён анализ особенностей организации двигательной активности студентов нового поколения (поколения Z) в рамках повседневной культуры. Практическая значимость. Анализ полученных результатов необходим при составлении рабочих программ по физической культуре в вузе и при разработке мероприятий по воспитательной работе в рамках программы «Вуз здорового образа жизни». Материалы. В опросе приняли участие 968 студентов ТвГМУ. Методы исследования. Проведено полуформализованное анонимное анкетирование по вопросам организации двигательной активности студентов и их отношению к современным молодёжным танцам и экстремальным видам спорта. Статистическая обработка полученных данных проведена в программе Excel с расчётом критериев Стьюдента и Фишера, за статистическую значимость принято значение при р<0,05. Результаты. Большинство студентов хорошо относятся к двигательной активности в виде физкультурных занятий, спортом занимается не более 10% респондентов, статистически значимо чаще это студенты старших курсов. Заключение. Предпочтение студенты отдают игровым видам спорта; наибольший интерес у студентов вызывает самостоятельно организованная двигательная активность и занятия в оздоровительных центрах вне учебной программы по физической культуре; из вариантов самостоятельно организованных занятий у студентов чаще регистрируется оздоровительная ходьба и занятия современными молодёжными танцами; максимальное восполнение недостатка двигательной активности в течение недели у студентов младших курсов осуществляется за счёт уроков физической культуры, у студентов старших курсов – за счёт самостоятельно организованных занятий и физкультурных занятий в городских оздоровительных центрах; вне вуза студенты чаще выбираю фитнесс тренировки и занятия на тренажёрах; студенты старших курсов чаще занимаются физическими упражнениями в течение недели, чем студенты младших курсов; большинство студентов хорошо относятся к такому направлению, как современные молодёжные танцы, и считаю возможным включить данный вид занятий в учебную программу по физической культуре, экстремальные виды молодёжного спорта остаются мало востребованными студентами-медиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Буланова Элина Витальевна, Данилов Алексей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motor activity of students within the framework of modern types of youth culture

Pedagogical science emphasizes the need to build the educational process based on taking into account the psychological characteristics and motivations of modern students. In this regard, it is important to check whether those options for organizing physical activity that are offered to students as part of the educational process in physical education at a university coincide with their real aspirations. The article presents the results of a survey of medical university students on their involvement and their attitude towards various options for organizing daily physical activity. Scientific novelty. For the first time, an analysis of the characteristics of the organization of motor activity of students of the new generation (Generation Z) within the framework of everyday culture was carried out. Practical significance. Analysis of the results obtained is necessary when drawing up work programs for physical culture at a university and when developing educational activities within the framework of the “University of a Healthy Lifestyle” program. Materials. 968 TvSMU students took part in the survey. Research methods. A semi-formalized anonymous survey was conducted on the organization of physical activity of students and their attitude towards modern youth dances and extreme sports. Statistical processing of the obtained data was carried out in Excel with the calculation of the Student and Fisher tests; the value at p<0.05 was taken as statistical significance. Results. During the study, it was established that the majority of students have a good attitude towards physical activity in the form of physical education, no more than 10% of respondents go in for sports, statistically significantly more often these are senior students. Conclusion. Students give preference to team sports; Students are most interested in self-organized physical activity and classes in health centers outside the physical education curriculum; Among the options for self-organized classes, students most often register recreational walking and modern youth dance classes; maximum replenishment of the lack of physical activity during the week for junior students is carried out through physical education lessons, for senior students through independently organized classes and physical education classes in city health centers; Outside the university, students more often choose fitness training and training on simulators; senior students engage in physical exercise more often during the week than junior students; most students have a good attitude towards such a direction as modern youth dancing, and I think it is possible to include this type of activity in the physical education curriculum; extreme types of youth sports remain in little demand among medical students.

Текст научной работы на тему «Двигательная активность студентов в рамках современных видов молодёжной культуры»

УДК 796.011.1:378.18

Двигательная активность студентов в рамках современных видов

молодёжной культуры

Буланова Э.В.*, Данилов А.В.

Тверской государственный медицинский университет г. Тверь, Россия elina.bulanova@mail.ru* daniloff.aleksey@yandex.ru

Аннотация: Педагогическая наука подчёркивает необходимость построения образовательного процесса на основе учёта психологических особенностей и мотиваций современных обучаемых. В этой связи важно проверить, совпадают ли те варианты организации двигательной активности, которые предлагаются студентам в рамках учебного процесса по физической культуре в вузе с их реальными устремлениями. В статье представлены результаты опроса студентов медицинского университета по вопросам их вовлечённости и их отношению к различным вариантам организации повседневной двигательной активности. Научная новизна. Впервые проведён анализ особенностей организации двигательной активности студентов нового поколения (поколения Z) в рамках повседневной культуры. Практическая значимость. Анализ полученных результатов необходим при составлении рабочих программ по физической культуре в вузе и при разработке мероприятий по воспитательной работе в рамках программы «Вуз здорового образа жизни». Материалы. В опросе приняли участие 968 студентов ТвГМУ. Методы исследования. Проведено полуформализованное анонимное анкетирование по вопросам организации двигательной активности студентов и их отношению к современным молодёжным танцам и экстремальным видам спорта. Статистическая обработка полученных данных проведена в программе Excel с расчётом критериев Стьюдента и Фишера, за статистическую значимость принято значение при р<0,05. Результаты. Большинство студентов хорошо относятся к двигательной активности в виде физкультурных занятий, спортом занимается не более 10% респондентов, статистически значимо чаще это студенты старших курсов. Заключение. Предпочтение студенты отдают игровым видам спорта; наибольший интерес у студентов вызывает самостоятельно организованная двигательная активность и занятия в оздоровительных центрах вне учебной программы по физической культуре; из вариантов самостоятельно организованных занятий у студентов чаще регистрируется оздоровительная ходьба и занятия современными молодёжными танцами; максимальное восполнение недостатка двигательной активности в течение недели у студентов младших курсов осуществляется за счёт уроков физической культуры, у студентов старших курсов - за счёт самостоятельно организованных занятий и физкультурных занятий в городских оздоровительных центрах; вне вуза студенты чаще выбираю фитнесс тренировки и занятия на тренажёрах; студенты старших курсов чаще занимаются физическими упражнениями в течение недели, чем студенты младших курсов; большинство студентов хорошо относятся к такому направлению, как современные молодёжные танцы, и считаю возможным включить данный вид занятий в учебную программу по физической культуре, экстремальные виды молодёжного спорта остаются мало востребованными студентами-медиками. Ключевые слова: студенты; двигательная активность; молодёжная культура; экстремальные виды спорта; молодёжные уличные танцы.

Для цитирования: Буланова Э.В.*, Данилов А.В. Двигательная активность студентов в рамках современных видов молодёжной культуры. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(3): 113-120.

Motor activity of students within the framework of modern types of youth

culture

Elina V. Bulanova*, Aleksey V. Danilov

Tver State Medical University Tver, Russia elina.bulanova@mail.ru* daniloff.aleksey@yandex.ru

Absract: Pedagogical science emphasizes the need to build the educational process based on taking into account the psychological characteristics and motivations of modern students. In this regard, it is important to check whether those options for organizing physical activity that are offered to students as part of the educational process in physical education at a university coincide with their real aspirations. The article presents the results of a survey of medical university students on their involvement and their attitude towards various options for organizing daily physical activity. Scientific novelty. For the first time, an analysis of the characteristics of the organization of motor activity of students of the new generation (Generation Z) within the framework of everyday culture was carried out. Practical significance. Analysis of the results obtained is necessary when drawing up work programs for physical culture at a university and when developing educational activities within the framework of the "University of a Healthy Lifestyle" program. Materials. 968 TvSMU students took part in the survey. Research methods. A semi-formalized anonymous survey was conducted on the organization of physical activity of students and their attitude towards modern youth dances and extreme sports. Statistical processing of the obtained data was carried out in Excel with the calculation of the Student and Fisher tests; the value at p<0.05 was taken as statistical significance. Results. During the study, it was established that the majority of students have a good attitude towards physical activity in the form of physical education, no more than 10% of respondents go in for sports, statistically significantly more often these are senior students. Conclusion. Students give preference to team sports; Students are most interested in self-organized physical activity and classes in health centers outside the physical education curriculum; Among the options for self-organized classes, students most often register recreational walking and modern youth dance classes; maximum replenishment of the lack of physical activity during the week for junior students is carried out through physical education lessons, for senior students - through independently organized classes and physical education classes in city health centers; Outside the university, students more often choose fitness training and training on simulators; senior students engage in physical exercise more often during the week than junior students; most students have a good attitude towards such a direction as modern youth dancing, and I think it is possible to include this type of activity in the physical education curriculum; extreme types of youth sports remain in little demand among medical students.

Keywords: students; physical activity; youth culture; extreme sports; youth street dancing.

Для цитирования: Elina V. Bulanova*, Aleksey V. Danilov. Motor activity of students within the framework of modern types of youth culture. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(3): 113-120.

Введение

Выдвигая проблему здоровья, человеческое сообщество ставит её во главу угла, обозначая это в своих главных документах (ОНН, ВОЗ, Указы Президента РФ) [1-3]. Современный человек старается выстраивать свою повседневную реальность так, чтобы гармонизировать социальные отношения, минимизировать социальную напряженность, создать зону комфорта в обыденном существовании. В настоящий момент происходит осознание человеком своей культу-ротворческой природы, человек открывает для себя мир повседневного как часть культуры, а

культура — это в очень большой мере система интерпретаций наблюдаемой жизни, актуальных здесь и сейчас [4]. Актуальным здесь и сейчас является организация повседневной жизни молодого человека таким образом, чтобы максимально содействовать повышению уровня его здоровья; формирование у него мира само собой разумеющихся, не подлежащих сомнению привычек здорового образа жизни, естественных и самоочевидных, и делать это на основе типовых культурных образцов, предпочтений большинства представителей данной возрастной группы, современных тенденций молодёжной культу-

ры [5-7]. То есть актуальным является создание определённой модели бытия современного молодого человека как повседневной культуры данной социальной группы.

Цель исследования: проанализировать характер организации двигательной активности современной студенческой молодёжи в рамках наиболее популярных видов молодёжной культуры.

Задачи: проанализировать характер двигательной активности современного молодого человека на примере студентов медицинского вуза; определить наиболее часто используемые виды двигательной активности современных студентов-медиков; проанализировать отношение и степень вовлечённости студентов-медиков в такие виды молодёжной культуры, как экстремальные виды спорта и современные молодёжные танцы.

Материалы и методы

Исследование проведено на базе Тверского государственного медицинского университета в 2021-2022 гг. В исследовании приняли участие 968 студентов 1-5-х курсов всех факультетов (средний возраст - 19,0±2,8 лет (М±о)), из них 712 девушек (73,6%), 256 юношей (26,4%). Студенты младших курсов (1-2-й курс) составили первую группу сравнения - 865 человек (девушек - 73,2%, юношей - 26,8%), студенты старших курсов (3-5-й курс) - вторую группу сравнения -103 человека (девушек - 76,7%, юношей - 23,3%;

р>0,05). Всем участникам было предложено пройти полуформализованное анкетирование по вопросам самостоятельной организации двигательной активности (СОДА) в течение недели и физкультурных занятий в виде различных направлений современных молодёжных уличных и клубных танцев, а также гугл-опросник по вовлечённости их в спортивные тренировки, физкультурные занятия и занятия экстремальными видами спорта (ЭВС). Статистическая обработка полученных данных проведена в программе Excel с расчётом параметрического критерия Стьюдента и непараметрического критерия Фишера, за статистическую значимость принято значение при р<0,05.

Результаты и обсуждение

По результатам опроса мы распределили всех респондентов на пять подгрупп (таблица 1): студенты, занимающиеся спортом (в городских спортивных секциях и в секциях вуза) - 86 человек (8,9%); студенты, занимающиеся физической культурой в рамках учебной программы в вузе - 778 человек (80,4%, р<0,001); студенты, занимающиеся физической культурой в различных физкультурно-оздоровительных центрах вне вуза - 30 человек (3,1%); студенты, самостоятельно организующие свою двигательную активность в течение недели - 53 человека (5,5%); студенты, у которых отсутствует какой-либо вид двигательной активности в течение недели - 21 человек (2,2%).

Таблица 1

Распределение студентов по основным вариантам организации двигательной активности в течение недели

üoigbicuc и или .ишглге.щлой akticbircilth в ТСЧСНИС шдршв [ timiiclj ерив-немш Вши In-íbül

] ьтреы IHfSI .Vi и к-ь-реы in-Miíl г

3GL. % JjOL. 44 ■бе %

IniisiiiL гмнрюч *v 7Л 17 1зд -Í.II'M m ЯЛ

Спартипнше трениропки |хшьв1 4 5Ji 3 17 jfi 7 H.l

(Ъ.|р1 ми: и.к: iрвцпш 1 фи нуль турий с isiutiih в BVK 10 ]4,5 Q OJO ■ ID LL.ti

Онртпвмыс iрацпш 1 фнжультурмыс isiutiih пне тта 1 u 1 5.9 ■ 2 2J

Cii'.'pi II.hj тренировки i СОДА 3 13 eO.IWI Itfi

С" i ■ р i ми: 11. hj тренировки 1 фи ну ль турий с isiutiih п гл. * '|'i:ihv:i,i vniLi,k члшмн biic avia 4 5J¡ Q OJO ■ 4 4,7

Сшртипми: тремирепкп + фишультурные íaitrriin п ву -к СОДА ■u 02:3 Q QJÜ ■ 43 50,D

С" i ■ р i ми: 11. hj тренировки * фи нуль тур ни с isiutiih п irvir >!>1Г1Ю'.:1-1 vpiiuk :,мш :я biic nvia СОДА 5J¡ Q OJO 4 4,7

fclBBnif фм Lin'JCLrVpHIB В Ihll ч «tí ■a fl.7 -4.H1L 77S HO.-I

rtincy.iLrypi н,il илятня □ nvie 1 i<iiuí:<) 2W 4 4ftjQ "-0.0Б 2¥S 3S,3

1[чпк>--ьг>-р| IIJl- üiijimh J- HVTe 11■ 111 KVlLTyjl 111ХГ uiiiit1u biic Н|г"11 79 10L3 3 30,0 -0.05b ÍI LD,5

Фиащщвис шли ■ жуае (.'OVIA 21Ю 3 ЗП-.С1 300 39.lh

1['|ПКу.~Ыур| IIJl' и||ЯТНЯ 11ГИ фичку-ы1} piEUe UEIRnCI шьг i СОДЛ 45 I2yi Q OJO ■ 95 12,2

1. лишни фм iiriMLih ров пни J,\ ;л 4 iu 16 i?j -í.HL я JJ

i['irihv:i.:vn: ii.il илятня вне avia {тальки 1 I 50LI> t 23.1 *

Фнвщщвкк vliji ::: ::не aviu t í ЦДЛ 2 50.IÍ за 22 713

("■дчме 1 он е l'. 1 lii4i 0|| 1 л| 111iihiiiiiijh 1 lllll jm l'.il-ii ,|я i ис-м не 11,4тальк1»| 13 1Д Щ зил ed.lHiL 53

11 н.шос1ьн»сreyici bu1 i iiummai iikiiiiikil в tfll'uuf kc.iilcii ll и H <9Ml 10 2,1

Всего занимаются спортом 86 участников опроса (11,2%) (таблица 1), из них: волейболом -17,4%, лёгкой атлетикой (полиатлоном) - 16,3% (р>0,05), художественной гимнастикой - 16,3% (р>0,05), ЭВС - 14,0% (р>0,05), плаванием -10,5%, баскетболом - 8,1% (р=0,031), боксом - 4,7% (р=0,001), настольным теннисом - 3,5% (р<0,001), единоборствами - 3,5% (р<0,001), футболом - 2,3% (р<0,001), спортивной гимнастикой - 2,3% (р<0,001), спортивными танцами, тяжёлой атлетикой, хоккеем, бодибилдингом, конным спортом - по 1,2% (р<0,001). Установлено, что наиболее часто студенты выбирают игровые виды спорта, ЭВС при этом находятся не на последнем месте. Студенты, занимающиеся спортом, подчеркивают, что при выборе вида спорта они руководствовались следующими критериями: предпочтение техники данного спорта - 39,6% респондентов, польза для здоровья - 8,3% (р<0,001), решение родителей - 6,2% (р<0,001), любовь к командным играм, тренировка реакции и развитие ловкости, получение заряда энергии, формирование уверенности в своих силах - по 4,2% (р<0,001). Как причину выбора занятий ЭВС студенты указали, что это их хобби - 77,8%, 32,2% - отсутствие жёстких правил и широкие возможности для творчества (р=0,021). Большинство студентов занимаются спортом 3 раза в неделю - 30,2%. 22,1% респон-

дентов тренируются 1 раз в неделю (р>0,05), 5 раз - 19,8% (р=0,056), 2 раза - 17,4% (р=0,023), 6 раз - 10,5% (р<0,001). Статистически значимо чаще спортом занимаются старшекурсники.

Из организованных видов двигательной активности студенты указали физкультурные занятия в рамках учебной программы в вузе -посещают занятия 839 человек (86,7%), из них 7,3% активно занимаются спортом (таблица 1); физкультурные занятия вне вуза в городских физкультурно-оздоровительных центрах - посещают занятия 219 человек (22,6%). Чаще выбирают занятия вне вуза студенты старших курсов - 29,1% (студенты младших курсов -21,8% (р=0,053). 129 участников опроса (13,3%, р<0,001) не посещающие физкультурные занятия в рамках учебной программы в вузе, как причину этого они указали: наличие медицинского отвода - 34,1%, занятие в школе олимпийского резерва и спортивных секциях вуза - 14,7% (р<0,001), 51,2% - это студенты старших курсов, у которых в учебном расписании нет предмета «Физическая культура». Вневузовский вариант физкультурных занятий представлен: фитне-сом - 40,6% респондентов, занятиями в тренажёрном зале - 18,3% (р<0,001), йогой - 13,7%, клубными танцами - 11,4%, оздоровительным плаванием - 7,3%, стретчингом - 3,7%, карди-отренировками - 2,3%, скандинавской ходьбой

- 1,8%, лечебной физкультурой (ЛФК) - 1,4%, уличной гимнастикой - 1,4%. Также студенты указали катание на коньках, кроссфит, дыхательные гимнастики, занятия на воздушных полотнах. Большинство студентов занимаются организованной физкультурой вне вуза 2 раза в неделю - 37,2%. 3 раза в неделю занимаются 33,3% респондентов (р>0,05), 1 раз в неделю -12,6% (р<0,001), 10,9% респондентов занимаются 4 раза в неделю (р<0,001), 3,3% - 7 раз, 1,6%

- 5 раз, 1,1% - 6 раз в неделю (р<0,001). Чаще в течение недели занимаются данным видом физкультуры студенты старших курсов (р>0,05) (таблица 2).

Большинство студентов занимаются в течение недели СОДА - 536 человек (55,4%). Те, у кого СОДА отсутствует, составили 44,6% (432 человека, р<0,001). Чаще подобный вид организации двигательной активности регистрируется у студентов старших курсов - 73,8% (студенты младших курсов - 53,2%, р<0,001) (таблицы 1,

2). Один раз в неделю самостоятельно организуют свою двигательную активность 4,3% респондентов, два раза - 21,6%, три раза - 22,8% (р<0,001), четыре раза - 15,9%, пять раз -12,1%, шесть раз - 5,8%, семь - 17,5% (р>0,05). Большинство студентов организуют свою еженедельную двигательную активность в виде регулярной ходьбы - 421 (78,4%, р<0,001). 62,3% из них ежедневно проходят 5 км и более (р<0,001), 20,2% - 4 км, 14,7% - 3км, 2,8% - 2км. 13,6% респондентов занимаются молодёжными уличными танцами (р<0,001), 11,4% - бегом, 8,0% -домашними тренировками, 4,5% регулярно выполняют утреннюю гигиеническую гимнастику, 3,9% занимаются плаванием, 2,0% практикуют физкультпаузы, 1,5% занимаются стретчингом, 0,9% предпочитают силовые тренировки, 0,8% -занятия на турнике и брусьях. Также ряд студентов используют физический труд, упражнения с обручем и со скакалкой, кардиотренировки.

Таблица 2

Сравнение частоты занятий физическими нагрузками в течение недели между студентами младших и старших курсов (количество раз, абс.) (М±о)

Бс^^англгс.илон ак-псшс'пьти ■-Със-цуп 1:1:1м мм г. гпени^ ^.х'ш 1п-'Л,Н1

]-2гй курлх ! 5 м сурсц г

(Ъ.'рк-ики.н: тр^инропкн Щ2±Цр >а.05 аьо,?

Ь:ш1!л флчкульт;, р^и & нл1 ^г ].о±о.л и.на.: ■:агю 1

1,1:1ч и: с фичк-ц-.и.п, дом не гли (1.5*1,1 0.711.1 0.5^1.1

(.'ыюгтантслыю аршЕипоимпая лпш ¿1 си имя ■ ■ 1 МММ II 2,1±],1 3.0£],4 ■:0,1В 1

Вес пи.т.ц чЗгМ хгс.1ыкн[ акт^виэдтн 4.0и.ь :'0.05 *7±2,3

Полученные данные позволяют резюмировать следующее: большинство студентов хорошо относятся к двигательной активности в виде физкультурных занятий; предпочтение студенты отдают СОДА; из СОДА наибольший интерес у студентов вызывает ходьба и занятия современными молодёжными уличными и клубными танцами; максимальное восполнение недостатка двигательной активности в течение недели (связанного с особенностями трудовой деятельности) у студентов младших курсов осуществляется за счёт уроков физической культуры, у студентов старших курсов - за счёт самостоятельно организованных занятий и физкультурных занятий в городских оздоровительных центрах; вне вуза студенты чаще выбирают фитнесс-трениров-ки; студенты старших курсов чаще занимаются физическими упражнениями в течение недели, чем студенты младших курсов; спортом занимается не более 10% респондентов, статистически значимо чаще это студенты старших курсов.

Большинство студентов хорошо относятся к спорту и физической культуре (таблица 3). К

такому направлению молодёжной культуры, как современные молодёжные уличные и клубные танцы хорошо относятся больше половины респондентов (р<0,001). Среди студентов младших курсов есть те, кто плохо относится к данному направлению. 25,0% респондентов когда-либо занимались молодёжными танцами, 11,2% хорошо владеют одним из стилей: хип-хоп - 35,2% респондентов (р<0,001), джаз-фанк - 16,7%, вог - 14,8%, модерн - 13,0%, тектоник, локкинг -по 7,5%, хаус, ваккинг, брейк-дэнс, шаффл - по 3,7%. Также студенты указали такие стили, как крип уолк, поппинг, крамп, нью-стайл, джамп-стайл, гоу-гоу, рагга. Студенты отметили, что в процессе занятий молодёжными танцами у них произошли улучшения в физическом развитии (25,0% респондентов, занимавшихся данным видом двигательной активности), в психоэмоциональном состоянии (23,3%), улучшились коммуникативные способности (14,8%), когнитивные показатели (12,7%).

Таблица 3

Распределение студентов по отношению к основным видам повседневной двигательной активности современной молодёжи

Опсашсимс студентов [ глпни повысит Вот»

1 -2 курги 1-5 курсы £п-1(13| Р

¿■Гн/. % □ ос. абс. %

к спи^ттл" щппс 690 79,К ?3 773 79.9

пиит 10 И 0 а.о 10 1Л

отрлл.имшас щ 19,1 20 19А :'С1.05 1?5 19.1

к фнипсскан ку.илурс ВДЧГШ1СЕ 74.К 75 72Л 722 74.5

■шив 33 зл 2 2.0 35 З.Ь

Бпртиппшн 21.-1 2Ь 25.2 >а.05 211 21.К

■мпцдРжнии таниам 511 59.1 57 55.3 56« 5£.7

■шн 27 3.1 й а.о 17 2.Н

бпроолнчшм 327 37,Н 4« «.7 -СИМУ 373 ЗЙ.5

к 1 ес тр? дальним Г.ИЛПЯ сгюрги иништия 90 10А 5 -0.^21 95 9.Н

ил залают лани чатьсм 657 76,В 95 92.2 752 77.7

ыс ии^мсми.пк:, ПК ил 3 2.9 121 12.5

90,0% студентов, занимающихся ЭВС, считают возможным посоветовать такой вид двигательной активности своим друзьям. 24,4% студентов, высказавшихся за занятия ЭВС, предпочли бы заниматься дайвингом, 21,1% -сноубордингом, 10,0% - смешанными боевыми искусствами, 10,0% - горными лыжами, 5,6% - веломотокроссом, 5,6% - скейтбордингом, 23,3% не определились с выбором. Большинство студентов, указавших, что не желают заниматься ЭВС, объяснили это тем, что данный вид двигательной активности им неинтересен - 61,6%, 11,7% считают данный вид занятий опасным, 10,2% указали на высокий риск подобных занятий. 10,0% как причину отказа указали страх,

3,2% - лень, 2,1% - отсутствие возможностей, 1,1% - проблемы со здоровьем.

Студентам было предложено указать наиболее предпочитаемый вид организации физкультурных занятий (таблица 4). Большинство респондентов на первое место ставят спортивные игры (94,6%), причём чаще такой ответ регистрируется у студентов младших курсов. Среди спортивных игр лидирует волейбол - 38,3% (р<0,001), на втором месте баскетбол - 23,4%, на третьем бадминтон - 22,4%. Также студенты указали пинг-понг, футбол, большой теннис, гандбол, регби.

Таблица 4

Сравнение между студентами младших и старших курсов по варианту выбора вида организации

физкультурных занятий в вузе

Пре^кпнтасчым спвоаб иршЕмпашш фтЕуплурыих naiIRTnii В irç jl! ] p1, liril.l Е[МВ-МеИНЯ Been»

1-2'ii курш Hn-Hfti) 3-5 EVpLbl ln-LU| P

a&r. % jiâc. % ЗОЕ. %

( " 1 =■. ■ p 1 Mil! 11. hJ H~pu KIT 95.6 Mi JO ■ittJCHU 91ft yj.ti

Обиш i|'ii ,imlxy,i:i лсд готовы 7S4 W.6 35 S2.5 -Q.il № Î9.-H

Jluxu rL. ir.MUL П1МВ0ПЕХ 765 HÎ.4 42 Î4.J К 57 Wi.5

ЛпсЬллд фижулиур» 763 HS.2 m 37,4 >U0S К 53 ÎN.1

Заняли m тренажерам 714 X4.9 Kl> 77,7 -O.C137 H14 SJ.l

kll J! IIDC ILL HHEILKHX 717 m.o 85 S2J ВШ 1*2.4

L^.j'jponir 1 e. 111. a тал Lila 714- HJ-.I 7» 75.7 -0.С13Ч 747 Î2_S

JlcTCLI JT.-'J" IIKM f№5 K0.4 71 6Я.9 ЧШН 7Aft 74.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.J-1 ■.■ n 1 - r.: 11 'j. 1-11 ■:■ l [ciasai м: с hi 7 7S.1 «9 BftJ -0.И 7Aft 74.1

Фптмис апройии fr64 76.Й 32 79.6 7Jft 77.1

[ I'.viii:i:+:i:ij-: 1:1 pu №4 76.S n 77,7 7J4 7(1.4

(Inv.u: it kar зичьба МП 74.0 7ft 73J >CLl}5 71ft 7-4 JC1

1Ьшк 599 №9.2 Й9 67 J) >Ц(К MK 64j(1

Современные ж'чолс.к: ii.:l y.uriuuc ffj.iiii.cj 573 H6.2 71 61i.9 >U0S M4 6A.5

Зинити воелушых. Ьевьах blevuljb 565 bS.i Aft 6J.I ftîl 65.2

Стрстчзшг 547 ftJ.I 73 70.9 -O.C157 61JQ

J.il nein Li 1 j: ii:lTmi.i!j! h'ii jluctiieji 525 fsO.T H 77,7 1&JCHH MS 62.5

tZiTaEiHC ill лыжах. 51ft fH.O M 62.1 XHIÏ5 MO 62jfl

Ьолангтш 46ft 51.9 57 55 J 523 51JQ

ХвхиьЬоп 441 51.1 57 55 J 4W 51.5

Этапи >ГФО1ШНП мм kin ceilttkl 62 V 12 ]].6 -П.ЙЬК EL 44.4

Студенты младших курсов чаще, чем студенты старших курсов, выбирают общую физическую подготовку, занятия на тренажёрах, оздоровительную ходьбу (терренкур), лёгкую атлетику. Студенты старших курсов чаще выбирают стретчинг и танцевальную пластику. По остальным вариантам организации физкультурных занятий значимых различий между группами не установлено.

Заключение

В процессе исследования установлено, что современные студенты предпочитают самостоятельно организованные виды двигательной активности и физкультурные занятия в оздоровительных центрах вне учебной программы по физической культуре, частота занятий в среднем составляет 2-3 раза в неделю, это не может восполнить недостаток двигательной активности молодого человека; предпочтение студенты отдают игровым видам спорта, фитнес-трени-ровкам, занятиям на тренажёрах и оздоровительной ходьбе; большинство студентов хорошо относятся к такому направлению, как современные молодёжные танцы, и считают возможным включить данный вид занятий в учебную программу по физической культуре, экстремальные виды молодёжного спорта остаются мало востребованными студентами-медиками.

Список литературы

1. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию / Принята Конференци-

ей ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года // документ ООН:А/СООТ/15ф6^.1(Уо1.1).-р.3-7. URL: https: / / www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/riodecl.shtml

2. Глобальные факторы риска для здоровья: смертность и бремя болезней, обусловленные некоторыми основными факторами риска. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/hand le/i0665/44203/9789244563878_rus.pdf?%20 sequence=8sequence

3. Федеральный Закон №323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан», (с изменениями на 24 июля 2023 года). URL: https:// d0cs.cntd.ru/d0cument/902312609

4. Флиер А.Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Flier_ Cultural-Industries/

5. Буланова Э.В., Данилов А.В., Курова Т.В. Экстремальный молодёжный спорт: «за» или «против». Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 148-154. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-148-154

6. Садыкова Д.А. Танец в пространстве современной культуры : автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. С-Петербург. 2014: 22.

7 Gibbs B., Quennerstedt M., Larsson Н. Teaching dance in physical education using exergames. European Physical Education Review. 2017; 23(2):

237-256

References

1. Rio Declaration on Environment and Development / Adopted by the UN Conference on Environment and Development, Rio de Janeiro, June 3-14, 1992 // UN document:a/conf/i5i|26| REV. 1(1): 3-7. URL: https://www.un.org/ru/ documents/ded_conv/dedarations/rioded.shtml

2. Global health risk factors: mortality and disease burden due to some major risk factors. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/hand le/10665/44203/9789244563878_rus.pdf?%20 sequence=8sequence

3. Federal Law No. 323 of 21.11.2011 "On the basics of public health protection", (as amended on July 24, 2023). URL: https://docs.cntd.ru/ document/902312609

4. Flier A.Ya. Cultural industries in history and modernity: types and technologies. URL: http://

zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries/

5. Bulanova E.V., Danilov A.V., Kurova T.V. Extreme youth sports: "for" or"against". Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(1): 148-154. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-148-154 [In Russ., In Engl.]

6. Sadykova D.A. Dance in the space of modern culture. Candidate's thesis. St. Petersburg. 2014: 22.

7 Gibbs B., Kvennerstedt M., Larsson N. Teaching dancing in physical education classes using game exercises. European Review of Physical Education. 2017; 23(2): 237-256

Статья поступила в редакцию: 20.08.2023

Буланова Элина Витальевна - старший преподаватель, Тверской государственный медицинский университет, 170000, Россия, г. Тверь, ул. Советская, дом 4, e-mail: elina.bulanova@ mail.ru

Данилов Алексей Витальевич - старший преподаватель, Тверской государственный медицинский университет, 170000, Россия, г. Тверь, ул. Советская, дом 4, e-mail: daniloff.aleksey@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.