Научная статья на тему 'Физкультурно-спортивная активность студенческой молодежи и определяющие ее факторы'

Физкультурно-спортивная активность студенческой молодежи и определяющие ее факторы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1562
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПЛАВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СПОРТ / СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МОТИВАЦіЯ / ПЛАВАННЯ / РОЗВИТОК / ФіЗИЧНЕ ВИХОВАННЯ / УЧБОВИЙ ПРОЦЕС / MOTIVATION / SWIMMING / DEVELOPMENT / SPORTS / THE STUDENT / PHYSICAL TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Химич Игорь Юрьевич

Аннотация. Представлены организационно-методических аспекты проведения занятий тренировочной, общеразвивающей и оздоровительной направленности в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся. Рассмотрена методика приоритетного использования физкультурно-оздоровительных занятий оздоровительным плаванием студентов технического вуза. Исследованы мотивы и потребности студентов в различных формах и видах занятий физической культуры. Абсолютное большинство студентов (96%) считает занятия физической культурой и спортом необходимыми. 38% респондентов отмечают необходимость занятий спортом. 58% отдают предпочтение оздоровительной физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical-sports activity of student's youth and factors defining it

Presented organizationally-methodical aspects of lead through of employments of training, general developing and health orientation depending on the individual features of getting's busy. The method of the priority use is considered athletic-health-improvement employments health swimming of students of technical institute of higher. Reasons and necessities of students are investigational in different forms and types of employments of physical culture. Absolute majority of students (96%) considers engaged in a physical culture and sport necessary. 38% students mark the necessity of employments sport. 58% give preference to the health physical culture.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-спортивная активность студенческой молодежи и определяющие ее факторы»

Физкультурно-спортивная активность студенческой молодежи и определяющие ее факторы

Химич И.Ю.

Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт»

Аннотации:

Представлены организационно-

методических аспекты проведениязанятий тренировочной, общеразвивающей и оздоровительной направленности в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся. Рассмотрена методика приоритетного использования физкультурно-оздоровительных занятий оздоровительным плаванием студентов технического вуза. Исследованы мотивы и потребности студентов в различных формах и видах занятий физической культуры. Абсолютное большинство студентов (96%) считает занятия физической культурой и спортом необходимыми. 38% респондентов отмечают необходимость занятий спортом. 58% - отдают предпочтение оздоровительной физической культуре.

Ключевые слова:

мотивация, плавание, развитие,

спорт, студент, физическое воспитание, учебный процесс.

Хіміч І.Ю. Фізкультурно-спортивна активність студентської молоді і визначальні її чинники. Представлені організаційно-методичні аспекти проведення занять тренувальної, за-гальрозвиваючої й оздоровчої спрямованості залежно від індивідуальних особливостей студентів. Розглянуто методику пріоритетного використання фізкультурно-оздоровчих занять оздоровчим плаванням студентів технічного вузу. Досліджено мотиви і потреби студентів у різних формах та видах занять фізичної культури. Абсолютна більшість студентів (96%) уважає заняття фізичною культурою і спортом необхідними. 38% респондентів відзначають необхідність занять спортом. 58% - віддають перевагу оздоровчій фізичній культурі.

мотивація, плавання, розвиток, спорт, студент, фізичне виховання, учбовий процес.

Khimich I.J. Physical-sports activity of student’s youth and factors defining

it. Presented organizationally-methodical aspects of lead through of employments of training, general developing and health orientation depending on the individual features of getting's busy. The method of the priority use is considered athletic-health-improvement employments health swimming of students of technical institute of higher. Reasons and necessities of students are investigational in different forms and types of employments of physical culture. Absolute majority of students (96%) considers engaged in a physical culture and sport necessary. 38% students mark the necessity of employments sport. 58% - give preference to the health physical culture.

motivation, swimming, development, sports, the student, physical training, educational process.

Введение.

Актуальность изучения проблемы физического воспитания в условиях вуза не физкультурного профиля определяется потребностями современного общества в физическом и духовном совершенствовании студентов, необходимостью привлечения вузовской молодежи к различным видам физкультурной деятельности: образовательной, спортивной, рекреационной, реабилитационной.

Рекреативное плавание направлено на улучшение физического и психоэмоционального состояния студентов на основе активного отдыха путем организации развлечений и досуга с использованием средств плавания. Обычно используются самостоятельные занятия нерегулярного характера, которые проходят не чаще двух раз в неделю. На таких занятиях в некоторой степени могут совершенствоваться элементы навыков, необходимых для освоения с водной средой. Улучшения функциональных показателей от рекреативного плавания не следует ожидать, хотя оно способствует поддержанию определенного уровня здоровья и закаливания.

Реабилитационное (лечебно-оздоровительное) плавание отличается от оздоровительного, контингентом занимающихся. Если оздоровительным плаванием занимаются здоровые или практически здоровые люди, то лечебным - люди, имеющие ухудшения в состоянии здоровья, которые можно исправить или компенсировать с помощью специально подобранных средств в водной среде. К средствам реабилитационного плавания относят специальные упражнения, нацеленные на восстановление здоровья и физической работоспособности (профессиональной и бытовой), нарушенных в результате заболеваний (в первую очередь сердечно-сосудистой системы), а также после травм или перенесенных операций. Специальные средства реабилитационного плавания дополняются средствами общеукрепляющего

© Химич И.Ю., 2010

характера направленными на оздоровление организма, развитие физических и волевых качеств, закрепление моторных навыков [1].

Под влиянием физических упражнений активизируются физиологические процессы, совершенствуется строение, улучшается деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье. Поэтому занятия физическими упражнениями являются средством не специфической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний человека.

Организация физического воспитания в высших учебных заведениях, согласно рекомендациям, приводимым в научно-методической литературе, происходит с учетом состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности. Однако, наблюдается существенное противоречие между предполагаемыми результатами реализации учебной программы по физической культуре в технических вузах и результатами ее практического применения, что заставляет педагогов искать новые формы и методы организации физического воспитания студентов, изучать потребности молодежи в занятиях различными видами спорта, разрабатывать возможные варианты их внедрения в учебный процесс [2].

Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу. Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учетом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов. На практике же учет индивидуальных особенностей студентов ограничивается распределением их по состоянию здоровья в основную, подготовительную

Педагогіка, психологія та медико-біологічні

и специальные группы [3].

Статья написана в соответствии с планом научноисследовательской работы кафедры физического воспитания Межуниверситетского медико-инженерного факультета НТУУ «КПИ».

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - получить данные о предпочтениях студентов к различным видам спорта; раскрыть причинно-следственные связи формирования мотивации к длительным занятиям физической культурой и спиртом.

Результаты исследования.

Исследование мотивов и потребностей студентов технического вуза в различных формах и видах занятий физической культуры, проводилось на основании анализа результатов анкетирования.

Обработка результатов анкетирования показала, что абсолютное большинство студентов (96%) считает занятия физической культурой и спортом необходимыми, причем 38% респондентов отмечают необходимость занятий спортом, 58% отдают предпочтение оздоровительной физической культуре.

На вопрос по поводу мотивации к занятиям физической культурой и спортом предлагалось выбрать не более двух вариантов ответов из предложенных. Большинство респондентов (51%) считает, что занятия физической культурой и спортом необходимы для укрепления здоровья, для 46% студентов основным мотивом занятий физической культурой оказалось желание быть физически развитыми, 19% называют улучшение самочувствия, 14% полагают, что занятия спортом позволяют увереннее чувствовать себя в обществе, и только 7% планируют добиться высоких результатов в спорте. Однако, несмотря на высокую оценку социальной значимости физической культуры, регулярно занимаются спортом всего 25% студентов, участвующих в исследовании, 44% занимаются иногда и 31% опрошенных вообще не занимаются спортом. Более половины студентов (58%) не занимались спортом до обучения в вузе, 35% посещали различные спортивные секции и кружки, занимались в ДЮСШ 7% участников анкетирования. Практически все студенты технического вуза не имеют спортивных разрядов, только 5% имеют массовые спортивные разряды.

Следует отметить низкую привлекательность учеб-

ных занятий по физическому воспитанию. Такую форму занятий предпочитают 14% респондентов, большинство же выбирает занятия в спортивных секциях (клубах) (45%), и секционные занятия в вузе (36%), 5% отдают предпочтение самостоятельным занятиям. При этом в процессе собеседования по данному вопросу многие студенты отмечали высокую стоимость физкультурно-оздоровительных занятий в спортивных клубах и выражали желание совместить оздоровительную направленность программы спортивных клубов и организационные принципы вузовской секции. Многие студенты отмечали желание заменить обязательные учебные занятия по физическому воспитанию занятиями в студенческом спортивном клубе или секции.

В качестве мотивов при обосновании выбора формы занятий 67% обосновывают свой выбор желанием заниматься избранным видом физкультурнооздоровительной деятельностью, 38% студентов

указывает удобное время и организацию занятий в вузовской секции или спортивном клубе, 14% выбирают сложившийся спортивный коллектив [4].

Наиболее популярным видом физкультурно-

спортивной деятельности среди студентов технического вуза являются оздоровительные виды плавания, их выбирают 40% опрошенных (рис. 1).

На втором месте по популярности находятся спортивные игры, которым отдают предпочтение 24% респондентов, 22% студентов выбрали виды атлетизма, 8% - различные виды борьбы, 3% студентов - легкую атлетику и 3% другой вид спорта (гимнастика, теннис и т.д.).

При анализе мотивации выбора вида спорта выяснилось, что 52% указывают на оздоровительноразвивающий эффект выбранного вида физкультурнооздоровительной деятельности, 46% наиболее важным считает формирование гармоничного телосложения, красивой фигуры, 29% привлекает зрелищность и популярность избранного вида спорта, 8% хотят получить соответствующие навыки.

Анализ научно-методической литературы позволил рассмотреть анатомо-физиологические особенности студентов 18-25 лет, уровень двигательной активности студентов не физкультурного института, мотивы и потребности в занятиях физической культурой и спортом. Исследована учебная программа по физическому вос-

24%

Рис. 1. Мотивация студентов к различным видам физической культуры

питанию в технических вузах, рассмотрена литература, описывающая степень воздействия учебных занятий по физическому воспитанию на развитие и совершенствование физических качеств студентов. Однако в вопросах организации физического воспитания, а также влияния учебного процесса выявлены отдельные противоречия: некоторые исследователи наблюдали положительное влияние учебных занятий на физическую подготовленность занимающихся, в отдельных работах отмечена недостаточная эффективность существующей программы. Повышение эффективности физического воспитания в вузах связывают как с учетом мотивов и потребностей студентов в видах физкультурно-спортивной деятельности, так и в материальном оснащении кафедр физического воспитания [5].

Наиболее популярной формой физической культуры и спорта у студентов, как уже было сказано, являются оздоровительные виды плавания.

Плавание - эффективное средство профилактики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Показано оно и при нарушениях обмена веществ, осанки, последствиях травм опорнодвигательного аппарата и тому подобное.

Во время плавания человек преодолевает сопротивление воды, а это предъявляет значительные требования к функциям дыхания, кровообращения, тренирует физиологичные механизмы терморегуляции, развивает силу мышц. Выполнение упражнений в воде в горизонтальном положении (медленное плавание) облегчает работу сердца и периферического кровообращения, снижает частоту сердечных сокращений. Длительное плавание, с дыханием на два цикла, облегчает роботу сердца за счет удлинения диастолической паузы, а также замедляет пульс. Холод влияет умеренной интенсивностью, «разрабатывая» сердце за счет стимуляции периферического кровообращения [6].

Позитивное влияние плавания на организм в большой мере зависит от температуры воды, в которой находится человек, длительности пребывания в ней и способа плавания. Но более важное значение имеет система занятий.

Тренировки в плавании повышают функциональную выносливость вестибулярного аппарата, статикокинетическую выносливость, улучшают ощущение равновесия [7].

Выводы.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что такие виды физической культуры, как оздоровительное плавание, спортивные игры и атлетизм являются наиболее популярными видами физкультурнооздоровительной деятельности среди студентов технического вуза. Желание заниматься в секции или спортивном клубе, выражают не только ранее занимавшиеся студенты, но и те, которые не занимались этим видом физкультурно-оздоровительной деятельности.

Социологическое исследование свидетельствует о том, что повышение физического развития и физической подготовленности студентов не физкультурного вуза возможно путем использования средств различных видов оздоровительного плавания. Однако для наиболее рационального использования учебно-тренировочного времени необходима разработка организационнометодических аспектов проведения занятий тренировочной, общеразвивающей и оздоровительной направленности в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся.

На кафедре физического воспитания НТУУ «КПИ» разработана программа самостоятельных занятий для студентов учебного отделения плавания для І-ІІІ курсов обучения. В соответствии с существующими тенденциями к ухудшению здоровья студентов, необходимо дальнейшее совершенствование программы самостоятельных занятий не только по плаванию, но и по другим видам спорта.

Литература:

1. Булгакова Н.Ж. Плавание: Учебник для вузов. / Н.Ж. Булгакова -М.: Физическая культура и спор, 2001. - 400с.

2. Шульга Л.М. Оздоровче плавання: Навч. посібник. /Л.М. Шульга

- К.: Олімп. л-ра, 2008. - 232с.

3. Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. / И.В. Муравов - К.: Здоров’я, 1989. - 272с.

4. Виленский М.Я. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования. / М.Я. Виленский / Теория и практика физической культуры.-1984. -№10.-С. 39-42.

5. Ганчар И.Л. Методика преподавания плавания: технология обучения и совершенствования: учеб. [для ф-тов физ. Культуры пед. вузов и у-тов Беларуси, Украины, Российской Федерации] / И.Л. Ганчар. - Минск.: Экоперспектива, Четыре четверти, 1989. - 352с.

6. Виру А.А. Физиологические основы оздоровительного эффекта физической тренировки // Теория и практика физической культуры. - 1984. -№9,-С. 16-19.

7. Волков В.К. Современные и традиционные оздоровительные системы. / В.К. Волков / Теория и практика физической культуры.

- 1996.-ІУ ч 12.-С.45-47.

Поступила в редакцию 29.12.2009г.

Химич Игорь Юрьевич [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.