Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРИЧИН СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

АНАЛИЗ ПРИЧИН СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартиросова Т.А., Поборончук Т.Н., Трифоненкова Т.А., Кадомцева Е.М.

Цель исследования - выявить причины снижения уровня физической подготовленности студентов в аспекте социологического анализа. Методика и организация исследования. В ходе научной работы применялись методы анкетирования и социального опроса, тестирование уровня физической подготовленности обучающихся юношей и девушек первого курса Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, педагогическое наблюдение, методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. Исследование показало, что основной фактор, влияющий на снижение уровня физической подготовленности обучающихся, связан с содержанием ФГОС 3++, согласно которому программа практических занятий по физической культуре студентов технических вузов сокращена с 400 до 328 часов. К косвенным факторам были отнесены следующие: уменьшение продолжительности периода занятий физической культурой и спортом в школе в связи с подготовкой к ЕГЭ; низкий уровень здоровья и физического развития абитуриентов; не сформированная мотивация и потребность в двигательной деятельности абитуриентов; частое освобождение первокурсников от занятий физической культурой для другой деятельности в вузе. Авторами предлагается для повышения уровня физической подготовленности студентов включение в образовательный процесс дополнительных мероприятий, таких как самостоятельные занятия, спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия, организованные спортивным клубом вуза, а также снижение объема лекционных занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» предлагается сократить до 10 часов, заменив остальные часы на практические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартиросова Т.А., Поборончук Т.Н., Трифоненкова Т.А., Кадомцева Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE REASONS FOR THE DECREASE IN THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Objective of the study was to identify the reasons for the decrease in the level of physical fitness of students in the aspect of sociological analysis. Methods and structure of the study. In the course of scientific work, methods of questioning and social survey were used, testing the level of physical fitness of first-year boys and girls of the Siberian State University of Science and Technology named after academician M.F. Reshetnev, pedagogical observation, methods of mathematical statistics. Results and conclusions. The study showed that the main factor influencing the decrease in the level of physical fitness of students is associated with the content of the Federal State Educational Standard 3 ++, according to which the program of practical classes in physical culture for students of technical universities has been reduced from 400 to 328 hours. The indirect factors included the following: a decrease in the duration of the period of physical culture and sports at school in connection with the preparation for the unified state exam (USE); low level of health and physical development of applicants; unformed motivation and need for motor activity of applicants; frequent release of first-year students from physical education for other activities at the university. The authors propose to increase the level of physical fitness of students by including additional activities in the educational process, such as self-study, mass sports, health and fitness events organized by the sports club of the university, as well as reducing the volume of lectures in the discipline "Physical Culture and Sports" it is proposed to reduce up to 10 hours, replacing the remaining hours with practical ones.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРИЧИН СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

АНАЛИЗ ПРИЧИН СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

УДК/UDC 796.011.3

Информация для связи с автором: poboronchuk_tn@mail.sibsau.ru

Поступила в редакцию 02.06.2022 г.

Доктор педагогических наук, доцент Т.А. Мартиросова1 Кандидат технических наук, доцент Т.Н. Поборончук1 Доцент Т.А. Трифоненкова1

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Кадомцева2 1Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева, Красноярск

2Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

ANALYSIS OF THE REASONS FOR THE DECREASE IN THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Dr. Hab., Associate Professor T.A. Martirosova1 PhD, Associate Professor T.N. Poboronchuk1 Associate Professor T.A. Trifonenkova1 PhD, Associate Professor E.M. Kadomtceva2

1Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk 2Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk

Аннотация

Цель исследования - выявить причины снижения уровня физической подготовленности студентов в аспекте социологического анализа. Методика и организация исследования. В ходе научной работы применялись методы анкетирования и социального опроса, тестирование уровня физической подготовленности обучающихся юношей и девушек первого курса Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, педагогическое наблюдение, методы математической статистики.

Результаты исследования и выводы. Исследование показало, что основной фактор, влияющий на снижение уровня физической подготовленности обучающихся, связан с содержанием ФГОС 3++, согласно которому программа практических занятий по физической культуре студентов технических вузов сокращена с 400 до 328 часов. К косвенным факторам были отнесены следующие: уменьшение продолжительности периода занятий физической культурой и спортом в школе в связи с подготовкой к ЕГЭ; низкий уровень здоровья и физического развития абитуриентов; не сформированная мотивация и потребность в двигательной деятельности абитуриентов; частое освобождение первокурсников от занятий физической культурой для другой деятельности в вузе. Авторами предлагается для повышения уровня физической подготовленности студентов включение в образовательный процесс дополнительных мероприятий, таких как самостоятельные занятия, спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия, организованные спортивным клубом вуза, а также снижение объема лекционных занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» предлагается сократить до 10 часов, заменив остальные часы на практические.

Ключевые слова: физическая подготовленность, обучающиеся, здоровье, физическая культура, лекции.

Abstract

Objective of the study was to identify the reasons for the decrease in the level of physical fitness of students in the aspect of sociological analysis. Methods and structure of the study. In the course of scientific work, methods of questioning and social survey were used, testing the level of physical fitness of first-year boys and girls of the Siberian State University of Science and Technology named after academician M.F. Reshetnev, pedagogical observation, methods of mathematical statistics.

Results and conclusions. The study showed that the main factor influencing the decrease in the level of physical fitness of students is associated with the content of the Federal State Educational Standard 3 ++, according to which the program of practical classes in physical culture for students of technical universities has been reduced from 400 to 328 hours. The indirect factors included the following: a decrease in the duration of the period of physical culture and sports at school in connection with the preparation for the unified state exam (USE); low level of health and physical development of applicants; unformed motivation and need for motor activity of applicants; frequent release of first-year students from physical education for other activities at the university.

The authors propose to increase the level of physical fitness of students by including additional activities in the educational process, such as self-study, mass sports, health and fitness events organized by the sports club of the university, as well as reducing the volume of lectures in the discipline "Physical Culture and Sports" it is proposed to reduce up to 10 hours, replacing the remaining hours with practical ones.

Keywords: physical fitness, learners, healthy, physical education, lectures.

Введение. В настоящее время специалисты наблюдают резкое снижение уровня физической подготовленности и работоспособности молодежи, в том числе обучающихся в технических вузах. С одной стороны, согласно государственным и программным документам в вузовской среде обязательно должны быть предусмотрены систематические занятия физической культурой и спортом, направленные на сохранение и повышение уровня здоровья молодого поколения страны. Однако, образовательная практика по-прежнему демонстри-

рует снижение уровня физической подготовленности студентов. Это противоречие актуализировало поиск факторов, вызывающих данную негативную тенденцию.

Цель исследования - выявить причины снижения уровня физической подготовленности студентов в аспекте социологического анализа.

Методика и организация исследования. В ходе исследования применялись методы анкетирования и социального опроса, тестирование уровня физической подготовленности

№1 • 2023 Январь | Januar

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с I—

обучающихся юношей и девушек первого курса Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, педагогическое наблюдение, методы математической статистики. Анкетный опрос был направлен на выявление отношения обучающихся к увеличению теоретических занятий по физической культуре и спорту в соответствии с нормами ФГОС 3++. В опросе приняло участие 200 студентов 1-го курса, лесотехнического и гуманитарного направлений обучения.

Результаты исследования и их обсуждение. Главный фактор, влияющий на снижение уровня физической подготовленности обучающихся, связан с содержанием ФГОС 3++. С 2019 года программа практических занятий по физической культуре студентов технических вузов сокращена с 400 до 328 часов. Лекционный курс дисциплины «Физическая культура и спорт» в 2016 г. составлял всего 12 часов для 1, 2, 3-го курсов. После внедрения ФГОС 3++ он был увеличен до 72 часов для 1-го курса первого семестра. На наш взгляд, это не логично, поскольку физическая культура призвана повышать двигательную активность обучающихся, сохранять и укреплять их здоровье. Кроме того, психофизическое развитие 16-17-летних первокурсников еще не позволяет им быть глубоко заинтересованными в большом объеме теоретических материалов по физической культуре, потому что, по их мнению, они пришли в вуз для того, чтобы получать знания по профильным предметам. Об этом свидетельствуют весьма скромные конспекты лекций студентов, вне зависимости от того, какой специалист читает лекции по дисциплине.

Вызывает интерес отношение обучающихся к курсу лекций. Респондентам, принявшим участие в анкетировании, предоставлялась возможность высказать свои замечания, предложения и отзывы относительно преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт». Приведем некоторые из них.

«Хотелось бы хоть иногда совмещать теорию и практику, а не только слушать теорию» из всех опрошенных считают 90% студентов. «Теория по физкультуре? Зачем? Я думал, физкультура здесь для того, чтобы отдохнуть от умственного труда и поддержать тело в тонусе после нескольких часов сидения в одной позе. Зачем мне лекции? Считаю это тратой времени впустую» - так или примерно так полагают 85% респондентов. «Теоретический материал на занятиях преподносится в виде лекций, которые не содержательны, в них огромное количество лишней информации. Как итог, лекции слушать не интересно, из них никакой полезной информации нельзя почерпнуть» - 82% студентов. «Информация, которую я получаю, совместима лишь с дальнейшим получением зачета, но не с теоретической или практической пользой» - ответили 78% обучающихся. «Не вызывает интерес» - считают 84% обучающихся. «Полгода разговариваем с преподавателем на одни и те же темы, при том, что предмет больше практический, а не теоретический» - 90% респондентов. «У обучающихся и так проблемы со здоровьем, из-за большого количества времени, проведенного сидя, так еще и по физкультуре лекции» - полагают 87%. «Физкультура должна развивать человека физически, поэтому она так и называется» - 92% респондентов. «Обладаю всей информацией, которую раскрывают на лекциях. Я ее изучал самостоятельно, и для меня она не является новой, а лишь повторением уже давно известных знаний» - 78% студентов. «В теории по физической культуре нет смысла, т.к. она не влияет на физическое развитие» -89% респондентов. «Теоретические занятия по физкультуре бесполезны. Эти занятия должны проводиться только практически, без лекций» - 95% обучающихся. «Никакой новой информации я не узнала от преподавателя» - 88% респондентов. «Информация, которую я получаю, совместима лишь

с дальнейшим получением зачета, но не с теоретическом или практической пользой» - 81% респондентов.

К косвенным факторам нами были отнесены следующие: уменьшение продолжительности периода занятий физической культурой и спортом в школе в связи с подготовкой к ЕГЭ; низкий уровень здоровья и физического развития абитуриентов; не сформированная мотивация и потребность в двигательной деятельности абитуриентов; частое освобождение первокурсников от занятий физической культурой для другой деятельности в вузе.

Рассмотрим эти причины. Абитуриенты перед поступлением в вуз прекращают занятия по физкультуре в школе примерно в январе (начало подготовки к ЕГЭ), а приступают к практическим занятиям физической культурой в вузе в начале второго семестра - в середине февраля. Практически год обучающиеся не занимаются физической активностью, в то время как лекционный материал по дисциплине «Физическая культура и спорт» направлен на то, чтобы убедить студентов в важности и необходимости в двигательной деятельности для успешной адаптации к вузовской среде, усвоению новых знаний.

Часто студентов освобождают от занятий физической культурой, предусмотренных программой, для другой деятельности в вузе: волонтерской, практикам, художественно-концертной, выполнению некоторых проектов в вузе и т.д.

Таким образом, сложившаяся практика подготовки к сдаче ЕГЭ, поступлению в вуз в ущерб физической активности, мнение о том, что физическая культура и спорт не являются превалирующим видом учебной деятельности, приводит к снижению мотивации на занятия физической активностью и спортом и соответственно, уровня здоровья обучающихся.

Тем не менее, опрос показал, что, по мнению обучающихся, необходимо увеличить практическую часть программы по дисциплине «Физическая культура и спорт» в техническом вузе. Студенты высказались за практикоориентированность дисциплины, выразили пожелание сократить теоретический курс, так как считают, что некоторые разделы курса и других дисциплин дублируют друг друга.

Выводы. Физическую подготовленность студентов необходимо повышать посредством включения в образовательный процесс дополнительных мероприятий, таких как самостоятельные занятия, спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия, организованные спортивным клубом вуза. Объем лекционных занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» предлагается сократить до 10 часов, заменив остальные часы на практические.

Выражаем надежду на широкую заинтересованность, обсуждение и дискуссию специалистов по изложенным материалам.

Литература

1. Поборончук Т. Н. Оценка физического состояния студентов Сиб-ГТУ. Лесной и химический комплексы - проблемы и решения / Т. Н. Поборончук, Т. А. Трифоненкова // Всероссийская научно-практическая конференция. - Красноярск, 2016. - Т. 2. - С. 139-142.

2. Поборончук Т. Н. Оценка физического состояния современной молодежи / Т. Н. Поборончук, Т. А. Трифоненкова // II Международная научно-практическая конференция «Физическая культура и спорт в образовательном пространстве вуза». - ТГУ, 2018. - С. 100-106.

References

1. Poboronchuk T.N., Trifonenkova T.A. Otsenka fizicheskogo sostoya-niya studentov SibGTU. Lesnoy i khimicheskiy kompleksy - problemy i resheniya [Assessment of the physical condition of students of SibGTU. Forest and chemical complexes - problems and solutions]. Proceedings national scientific-practical conference. Krasnoyarsk, 2016. Vol. 2. pp. 139-142.

2. Poboronchuk T.N., Trifonenkova T.A. Otsenka fizicheskogo sostoya-niya sovremennoy molodezhi [Assessment of the physical condition of modern youth]. Fizicheskaya kultura i sport v obrazovatelnom pros-transtve vuza [Physical culture and sport in the educational space of the university]. Proceedings international scientific-practical conference. TSU, 2018. pp. 100-106.

66

http://www.teoriya.ru

№1 • 2023 Январь | Yanuar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.