Научная статья на тему 'СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / БАКАЛАВРЫ / ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛИЧНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трифоненкова Татьяна Анатольевна, Поборончук Татьяна Николаевна, Мартиросова Татьяна Александровна, Кадомцева Екатерина Михайловна

Анализ научной литературы и педагогической практики показал, что существуют противоречие между значительным образовательным потенциалом дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» в технических вузах и ее неполной реализацией в учебнообразовательном процессе вуза. Исследование Агальцова В. Н. показали, что под влиянием физических нагрузок на занятиях спортивным ориентированием происходит повышение физической и умственной работоспособности бакалавров. Для профессионального становления бакалавров лесотехнических специальностей необходимо применять средства физической культуры с элементами спортивного ориентирования, организованное так, чтобы оно стало значимым фактором учебнообразовательного процесса, формирующего личностные и профессиональные качества обучающихся. Для реализации поставленных задач необходимо разработать и внедрить в учебнообразовательный процесс вуза по дисциплине «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» педагогическую модель личностного и профессионального становления бакалавров лесохозяйственных и лесотехнических направлений на основе спортивного ориентирования, как вида спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трифоненкова Татьяна Анатольевна, Поборончук Татьяна Николаевна, Мартиросова Татьяна Александровна, Кадомцева Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTEERING AS A FACTOR OFPERSONAL AND PROFESSIONAL FORMATION OF BACHELORS OFFORESTRY SPECIALTIES

The analysis of scientific literature and pedagogical practice showed that there is contradiction between the significant educational potential of the discipline "Physical culture with a sports and species orientation" in technical universities and its incomplete implementation in the educational process of the university. Agaltsov's study V.N. showed that under the influence of physical activity in orienteering classes, the physical and mental performance of bachelors is increased. For the professional development of bachelors of forestry specialties, it is necessary to use the means of physical culture with elements of orienteering, organized so that it becomes a significant factor in the educational process that forms the personal and professional qualities of students. To achieve the tasks, it is necessary to develop and introduce into the educational process of the university in the discipline "Physical culture with sports and species orientation" the pedagogical model of the personal and professional formation of bachelors in the forestry areas based on orienteering as a sport.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

11. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство / В.С. Шаров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 236-240.

REFERENCES

1. Guba, V.P., Belyutin, R.V. and Achkasov, E. E. (2020), "Coronaviras as a new reality of sports discourse", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 72-75.

2. Zamchevskaya, E.S., Kutergin, N.B. and Korukovets, A.P. (2021), "Motivation of students to engage in physical culture on self-isolation", Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 1, pp. 23-28.

3. Karasev, A.G., Kazakova, O.A., Ivanova, L.A. and Danilova, A.M. (2020), "The role of independent physical culture and sports in the conditions of a pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (183), pp. 195-199.

4. Pokrovskaya, T.Yu., Yusupov, R.A., Titova, E.B. and Zhuravleva Yu. S. (2020), "Distance learning in the discipline "Physical culture and sport" in conditions of self-isolation", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 65-67.

5. Pokrovskaya, T.Yu., Yusupov, Sh.R. and Titova, E.B. (2021), "The experience of introducing elements of distance learning within the framework of mastering the discipline "Physical Culture and sport" at the university", Science and sport: modern trends, Vol. 9. No. 1, pp. 59-65.

6. Polat, E.S. (2005), "On the problem of determining the effectiveness of distance learning", Open education, No. 3, pp. 71-77.

7. Saveliev, D.S., Kuvanov, V.A. and Zherlygina, E.S. (2021), "Implementation of the online format of physical education classes in the conditions of a university", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 15-17.

8. Tatarova, S.Yu., Safonov, A.N. and Tatarov, V.B. (2020), "Principles of using psychological and pedagogical training in work with students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 310-315.

9. Loginov, O.N., Simina, T.E., Chernova, A.S. and Smirnova, N.V. (2021), "Formation of psychological attitudes among students in physical culture lessons in the process of distance learning", Actual problems, modern trends in the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of national projects. Materials of the III All-Russian scientific-practical conference with international participation, Moscow, pp. 675-679.

10. Kholodkova, I.V. (2009), "Organization of distance learning based on the integration of fulltime and distance learning forms", Computer science and education, No. 1, pp. 87-88.

11. Sharov, V.S. (2009), "Distance learning: form, technology, means", Proceedings of the Herzen Russian State Pedagogical University, No. 94, pp. 236-240.

Контактная информация: alenka.sy@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.10.2021

УДК 796.56

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Татьяна Анатольевна Трифоненкова, доцент, Татьяна Николаевна Поборончук, кандидат технических наук, доцент, Татьяна Александровна Мартиросова, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решетнева, Красноярск, Екатерина Михайловна Кадомцева, кандидат педагогических наук, доцент, Красноярский государственный медицинский университет

им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого

Аннотация

Анализ научной литературы и педагогической практики показал, что существуют противоречие между значительным образовательным потенциалом дисциплины «Физическая культура со

спортивно-видовой направленностью» в технических вузах и ее неполной реализацией в учебно-образовательном процессе вуза. Исследование Агальцова В.Н. показали, что под влиянием физических нагрузок на занятиях спортивным ориентированием происходит повышение физической и умственной работоспособности бакалавров. Для профессионального становления бакалавров лесотехнических специальностей необходимо применять средства физической культуры с элементами спортивного ориентирования, организованное так, чтобы оно стало значимым фактором учебно-образовательного процесса, формирующего личностные и профессиональные качества обучающихся. Для реализации поставленных задач необходимо разработать и внедрить в учебно-образовательный процесс вуза по дисциплине «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» педагогическую модель личностного и профессионального становления бакалавров лесохозяйственных и лесотехнических направлений на основе спортивного ориентирования, как вида спорта.

Ключевые слова: вуз, бакалавры, лесохозяйственная специальность, образовательный процесс, личность, физические качества, спортивное ориентирование, профессиональное становление.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p388-395

ORIENTEERING AS A FACTOR OF PERSONAL AND PROFESSIONAL FORMATION OF BACHELORS OF FORESTRY SPECIALTIES

Tatiana Anatolievna Trifonenkova, the senior lecturer, Tatiana Nikolaevna Poboronchuk, the

candidate of technical sciences, senior lecturer, Tatiana Aleksandrovna Martirosova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk; Ekaterina Mikhailovna Kadomtseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-

Yasenetsky

Abstract

The analysis of scientific literature and pedagogical practice showed that there is contradiction between the significant educational potential of the discipline "Physical culture with a sports and species orientation" in technical universities and its incomplete implementation in the educational process of the university. Agaltsov's study V.N. showed that under the influence of physical activity in orienteering classes, the physical and mental performance of bachelors is increased. For the professional development of bachelors of forestry specialties, it is necessary to use the means of physical culture with elements of orienteering, organized so that it becomes a significant factor in the educational process that forms the personal and professional qualities of students. To achieve the tasks, it is necessary to develop and introduce into the educational process of the university in the discipline "Physical culture with sports and species orientation" the pedagogical model of the personal and professional formation of bachelors in the forestry areas based on orienteering as a sport.

Keywords: university, bachelors, forestry specialty, educational process, personality, physical qualities, orienteering, professional formation.

ВВЕДЕНИЕ

В своей профессиональной деятельности, в условиях кардинального развития экономики и постепенно нарастающего физического, психического и эмоционального утомления работники лесохозяйственных и лесотехнических направлений должны активно поддерживать умственную деятельность в сочетании совершенствованием физических, профессиональных и личностных качеств. Личностное и профессиональное становление бакалавров лесотехнических специальностей в учебно-образовательном процессе вуза состоит в развитии, накоплении и проявлении потенциальных возможностей во взаимосвязи с реализуемыми и актуальными. Развитие, накопление и проявление потенциальных возможностей бакалавров способствует расширению и углублению их связи с окружающим миром, социумом, с окружающими людьми под воздействием педагогических факторов в учебно-образовательном процессе вуза, как движущей силы, в рефлексии с самим собой [4]. Будущая трудовая деятельность бакалавров лесохозяйственных направ-

лений включает: планирование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, наблюдение и анализ их состояния, инвентаризацию и кадастровый учет в природных, техногенных и урбанизированных ландшафтах, управление лесами для обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, лесосберегающее использование лесов для удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах, государственный лесной контроль и надзор. Для этого в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВО 3++) бакалавров лесохозяйственных и лесотехнических направлений необходимо готовить к производственно-технологической, научно-исследовательской, проектно-конструкторской, организационно-управленческой трудовой деятельности. К такой деятельности бакалавров должны готовить все дисциплины, в том числе и «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью: спортивное ориентирование», предусмотренные ФГОС ВО 3++ для лесохозяйственных и лесотехнических направлений, способные формировать универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, направлять преподавание этой дисциплины на формирование максимально возможного числа универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций во взаимосвязи с развитием личностных и физических качеств бакалавров, наиболее полно использовать её потенциал в соответствии с компетентностным подходом к профессиональному и личностному становлению обучающихся [3]. В будущей трудовой деятельности бакалавров лесохозяйственных и лесотехнических направлений необходимо выполнять определенные действия в полевых условиях, что требует от них умения ориентироваться на местности с помощью зрительного анализатора, карты, компаса и иных приборов. Поэтому на занятиях по спортивному ориентированию у бакалавров формируют компетенцию распределять роли в поиске контрольных пунктов по спортивной карте на местности, организовывать и проводить инструкторскую практику по обучению рабочего персонала [1]. Для бакалавров лесохозяйственных и лесотехнических направлений профессиональным стандартом установлены следующие компетенции:

1) умение в полевых условиях выполнять описание границ и привязку на местности объектов лесного и лесопаркового хозяйства с применением геодезических приборов измерения;

2) умение в полевых условиях применять методы наблюдения, описание, идентификации, классификации объектов лесных и урбоэкосистем различного иерархического уровня;

3) умение в полевых условиях выполнять измерение параметров деревьев и кустарников с использованием лесотаксационных приборов, определять и оценивать количественные и качественные характеристики лесов.

В техническом вузе дисциплина «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» представляет собой неотъемлемую составляющую учебно-образовательного процесса. Включение спортивного ориентирования, как вида спорта, в рабочие программы дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» лесохозяйственных и лесотехнических направлений подготовки будет позитивно воздействовать на развитие потенциальных, личностных возможностей бакалавров, способствовать их личностному и профессиональному становлению. Содержание спортивного ориентирования, как вида спорта, включенного в программы дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» состоит в оптимальном сочетании показателей физической подготовленности, функционального и интеллектуального развития, физической и умственной работоспособности, накоплении и проявлении потенциальных возможностей, профессионального и личностного становления бакалавров. По количеству потребляемого кислорода на 1 кг массы спортсмена, как показывают исследования ученых-медиков, занятия спортивным ориентированием занимают одно из первых мест среди аэробных видов спорта [2]. Этот вид спорта развивает, в первую оче-

редь, физические качества обучающегося, которые могут помочь организовывать профессиональную деятельность, быт в полевых условиях, способствуют профессиональному и личностному становлению бакалавров. В современном мире необходимо развивать личностные качества, такие как самостоятельность, решительность, самодисциплина, ответственность, настойчивость в достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физиологических нагрузок. Личностному становлению обучающихся способствуют и высокие интеллектуальные нагрузки в спортивном ориентировании, уровень которых уступает только шахматному спорту, именно в спортивном ориентировании развитие этих качеств превалирует [1, 4]. В процессе освоения дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью: спортивное ориентирование», составные элементы которого - чтение карт, различные интеллектуальные задания создают возможности профессионального и личностного становления бакалавров. Формирование личностных и профессиональных качеств, совершенствование психических качеств личности: способности к выявлению основных объектов и второстепенных деталей; концентрации, переключения и увеличения объема внимания; управления скоростью мыслительных процессов обеспечивает решение комплекса сложных задач, связанных с усвоением поступающей информации, объективным анализом собственной деятельности, ее адекватной оценкой, пониманием специфического структурного содержания в спортивном ориентировании техники бега, передвижения на лыжах.

Разработанная программа дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью: спортивное ориентирование» включает материалы по формированию знаний по темам «Ускоренное передвижение и легкая атлетика» и «Преодоление препятствий», умений бакалавров рационального сочетания скорости преодоления заданной дистанции с точностью решения задач по ориентированию на местности. Программа направлена на совершенствование управления пространственно-временными и пространственно-силовыми параметрами в сложных условиях двигательной деятельности в зависимости от особенностей грунта, характера пересеченности местности, погодных, температурных условий, характеристик снежного покрова и формирование навыков работы с компасом, картой, применение специальных упражнений спортивного ориентирования таких, как преодоление дистанций «по выбору» и в «заданном направлении» по схеме (аэроснимку) территории вуза или спортивной карте ближайшего лесопарка (лыжная база СибГУ им. М.Ф. Решетнева), преодоление «лабиринта» после стандартной нагрузки на уровне анаэробного порога, преодоление единой полосы препятствий, веерное ориентирование по белой карте, бег по линии.

Для реализации личностного и профессионального становления бакалавров лесо-хозяйственных и лесотехнических направлений на основе спортивного ориентирования, как вида спорта нами предложена эффективная педагогическая модель, основу которой составляют научно-практические результаты, включающие изучение основ ориентирования, выполнение упражнений для совершенствования выбора пути движения, чтения карты, развития познавательных способностей (восприятия, наблюдательности, памяти и воображения, внимания и мышления), определения расстояний и направлений. На практических занятиях в спортивном зале включали специальные упражнения (складывание разрезанных карт, определение расстояний и направлений) в комплексную круговую тренировку и эстафеты по схеме зала с выполнением определенных упражнений на каждом КП. В педагогическую модель нами включена спортивно-массовая работа, включающая подготовку спортсменов-разрядников по виду спорта спортивное ориентирование, участие в соревнованиях различного уровня.

В педагогическую модель личностного и профессионального становления бакалавров лесохозяйственных и лесотехнических направлений на основе спортивного ориентирования, как вида спорта включено формирование общественно значимой мотива-

ции, которая способствует оптимизации учебно-тренировочного процесса, обеспечивая понимание содержания дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью: спортивное ориентирование», процесса спортивного совершенствования как закономерного физиологического развития, показателей физической, технико-тактической подготовленности, интеллектуальной, морально-волевой, психологической готовности к продолжительному процессу саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования. Модель учитывает повышении уровня умственной и физической работоспособности в процессе учебно-тренировочных занятий спортивным ориентированием. Нарастающее утомление, созданное физической нагрузкой при преодолении дистанции в спортивном ориентировании в сочетании с выполнением мыслительных операций по мере адаптации создают благоприятные условия для формирования механизма стабилизации функций мышления при воздействии неблагоприятных факторов деятельности специалистов лесохозяйственных и лесотехнических направлений. Результаты внедрения представленной педагогической модели способствуют формированию адаптационного механизма профессионального и личностного становления бакалавров, которое обеспечении эффективности этой профессиональной деятельности. Предложенная педагогическая модель личностного и профессионального становления бакалавров лесохозяйствен-ных и лесотехнических направлений на основе спортивного ориентирования сохраняет их комфортное состояние, определяющее психологический эффект применения элементов этого вида спорта. Результаты реализации модели свидетельствуют о ее высокой эффективности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогическая модель личностного и профессионального становления бакалавров лесохозяйственных и лесотехнических направлений на основе спортивного ориентирования, как вида спорта включает системный процесс, результат которого обеспечивает формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника вуза.

В реализованной педагогической модели обеспечена взаимосвязь формирования универсальных и профессиональных компетенций, личностных качеств, профессионального и личностного становления бакалавров. Результаты этого процесса

N^0(1 Кэо)

р50 вычисляли по формуле: Рво= цк) ' где ^ - множество личностных качеств;

иК - множество универсальных компетенций, формируемых в образовательном процессе вуза;

Ьбо и ИКо - личностные качества и универсальные компетенции, формируемые разработанной и реализованной педагогической моделью формирования профессионального и личностного становления бакалавров на основе спортивного ориентирования.

Рбо - потенциал спортивного ориентирования как фактор личностного и профессионального становления бакалавров лесохозяйственных и лесотехнических направлений, способствующий формированию универсальной компетентности,

и - объединение множеств, N - мощность множества.

ТБО

Возможность реализации W вычисляли по формуле: W=-^ , где Тбо -

продолжительность в академических часах, предусмотренная дисциплиной «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью», Т - продолжительность, предусмотренная обучением в вузе в академических часах. Анализ ФГОС ВО 3++ для бакалавров лесохозяйственных и лесотехнических направлений позволил сделать вывод, что в процессе освоения дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой

направленностью: спортивное ориентирование» бакалавры этих направлений могут выполнить требования - находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Эту компетенцию формировали на занятиях спортивным ориентированием выполняя различные задания: поиск контрольных пунктов на местности по спортивной карте, преодоление дистанций в заданном направлении, преодоление дистанций на маркированной трассе, преодоление дистанций по выбору. Личностные качества бакалавров способствуют формированию различных компетенций в процессе освоения дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» с применением спортивного ориентирования. Установлено, что когнитивные способности способствуют формированию универсальной компетенции УК-1: способность к поиску, анализу и синтезу информации, умение применять системный подход для решения намеченных задач. Информационная культура личности бакалавра позволяет сформировать УК-2: способность бакалавра устанавливать задачи, позволяющие достичь поставленную цель, выбирать оптимальные способы решения определенных задач. Коммуникативная культура личности дает возможность сформировать у бакалавра УК-3, позволяющую осуществлять взаимодействие в социуме. Самоорганизация и саморазвитие личности бакалавра способствуют формированию способности управлять личным временем, развиваться и совершенствоваться в течение всей жизни (УК-6). Здоровьесбережение способствует поддержанию высокого уровня физической подготовленности, функционального развития для обеспечения социальной и профессиональной деятельности (УК-7). Обращение внимания бакалавра на самого себя и на своё сознание, на собственную активность и её переосмысление, на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры, мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны, включение бакалавра в учебном процессе в анализ собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности, взаимоконтроль и взаимооценка позволяют формировать способность бакалавра обосновывать, применять, реализовывать современные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-4). Дисциплинированность бакалавра формирует его способность создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности (УК-8).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе исследования, разработки и реализации педагогической модели нами выявлены следующие тенденции развития и совершенствования дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью: спортивное ориентирование» в техническом вузе: внедрение инновационных форм организации занятий, создание новых учебных программ; ориентация на развитие личности бакалавров (гуманизация), создание средствами дисциплины условий для их всестороннего развития; развитие интеллектуального аспекта дисциплины, формирование знаний бакалавров в области физической культуры, освоение ценностей физической культуры (интеллектуализация дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью: спортивное ориентирование»); усиление спортивной направленности дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью: спортивное ориентирование», решение задач физического воспитания средствами спортивной тренировки (спортизация); применение методов и средств получения информации о спортивно-тренировочной деятельности бакалавров, информационное обеспечение дисциплины, интеграция дидактических и информационных технологий (информатизация); валеологизация: усиление оздоровительной направленности учебно-тренировочного процесса; технологизация дисциплины: разработка и внедрение новых педагогических технологий, гарантирующих решение задач и достижение целей физического воспитания; тесная интеграция научно-исследовательской, методической и практикопедагогической деятельности, активное

внедрение результатов научных исследований в учебный процесс посредством методической деятельности.

Установлены факторы и компоненты, влияющие на личностное и профессиональное становление бакалавров лесохозяйственных и лесотехнических направлений на основе спортивного ориентирования. К внешним факторам следует отнести следующие:

1. Социальный заказ и требования работодателей к здоровью, функциональному развитию, физической подготовленности бакалавров.

2. Тенденции развития образования в целом и дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью: спортивное ориентирование» в техническом вузе в частности.

3. Образовательный стандарт и организация учебно-воспитательного процесса в

вузе.

4. Материально-техническая база вуза для занятий физической культурой и спортом.

5. Система медицинского контроля.

ВЫВОДЫ

Разработанная и реализованная педагогическая модель позволила выявить компоненты, влияющие на личностное и профессиональное становление бакалавров: цели и задачи дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью: спортивное ориентирование» в техническом вузе - это: формирование физической культуры личности бакалавров, формирование личностных качеств и общепрофессиональных и профессиональных компетенций, формирование готовности к трудовой деятельности. Содержательный компонент, влияющий на личностное и профессиональное становление бакалавров включает: учебные и спортизированные занятия по дисциплине «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью: спортивное ориентирование», самостоятельную работу и научно-исследовательскую деятельность бакалавров. На личностное и профессиональное становление бакалавров влияет процессуально-деятельностный компонент, включающий дидактические принципы, методы и средства физического воспитания на занятиях по дисциплине «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью: спортивное ориентирование», инновационные и традиционные организационные формы обучения, воспитания и тренировки. Организационно-управленческий компонент, представляющий деятельность преподавателя кафедры физической культуры, включающую управление основными и факультативными занятиями по спортивному ориентированию, организационную и научно-методическую работу, тренерскую деятельность на спортизированных занятиях по спортивному ориентированию; учебную и тренировочную деятельность бакалавров на занятиях, участие обучающихся в спортивных мероприятиях, педагогический контроль и мониторинг спортизированных занятий, анализ физического и функционального развития, физической подготовленности бакалавров, информационное, технологическое и научно-методическое обеспечение спортизированных занятий по спортивному ориентированию. Результативно-оценочный компонент, влияющий на личностное и профессиональное становление бакалавров состоит из методов диагностики личности бакалавров, методов диагностики личностных качеств и общекультурных компетенций бакалавров, методов оценки деятельности педагога и эффективности спортизированных занятий по спортивному ориентированию, методов оценки эффективности дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью: спортивное ориентирование». Предложена педагогическая модель личностного и профессионального становления бакалавров лесохозяйственных и лесотехнических направлений на основе спортивного ориентирования, как вида спорта, содействующая всестороннему личностному и профессиональному развитию обучающегося. Экспериментальные исследования показали, что реализация этой модели позволяет преодолеть

противоречие между значительным образовательным потенциалом дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» в технических вузах и ее неполной реализацией в учебно-образовательном процессе вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Снежицкий, П.В. Личностно-деятельностный подход в обучении студентов спортивному ориентированию / П.В. Снежицкий, А.Н. Марчук, Г.К. Томашев // Мат. межд. науч.-практ. конф. Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами. - Тюмень : Тюменский индустриальный университет, 2016. - С. 213-219.

2. Суханова М.Г. Спортивное ориентирование как одно из средств воспитания физических и интеллектуальных способностей студентов дис. ... канд. пед. наук / Суханова Марина Гурьевна. -Москва, 2004. - 170 с.

3. Мартиросова, Т.А. Формирование ключевой двигательной компетенции в физическом воспитании в вузе как основы здоровья студентов / Т.А. Мартиросова, Т.Н. Поборончук, Т.А. Три-фоненкова, [и др.] // Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева. -2019. - № 4. - С. 115-126.

4. Чернова, Н.А. Структурно-функциональная модель формирования рефлексии у студентов с использованием спортивного ориентирования / Н.А. Чернова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 110-114.

REFERENCES

1. Snezhitsky, P.V., Marchuk, A.N., and Tomashev, G.K. (2016), "Personal-activity approach in training students in orienteering", Materials of the international scientific practice conference. Strategy for the development of sports and mass work with students, Industrial University of Tyumen, Tyumen, pp. 213-219.

2. Sukhanova, M.G. (2004), Sports orientation as one of the means of education ofphysical and intellectual abilities of students, dissertation, Moscow.

3. Martirosova, T.A., Poboronchuk, T.N., Trifonenkova, T.A., and Radchenko, D.G. (2019), "Formation of key motor competence in physical education at a university as the basis of student health" Bulletin of Krasnoyarsk Pedagogical University named after V.P. Astafiev, No. 4. pp. 115-126.

4. Chernova, N.A. (2010), "Structural-functional model of reflection formation in students using sports orientation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (68), pp. 110-114.

Контактная информация: trifonenkova2008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.10.2021

УДК 796.015.58

ДИНАМИКА АЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Александр Александрович Федякин, доктор педагогических наук, профессор, Жанна Георгиевна Кортава, кандидат педагогических наук, доцент, Лидия Константиновна Федякина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Юрьевна Заплатина, старший преподаватель, Сочинский государственный университет

Аннотация

В статье рассматривается изменение уровня аэробной выносливости студентов, как объективный показатель эффективности использования, средств физической культуры в процессе прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре. Показаны особенности построения академических занятий по физической культуре, обусловленные целью повышения аэробной выносливости студентов. Отмечено, что уровень аэробной выносливости студентов обусловлен наличием значительного количества гликолитических мышечных волокон в работающих мышцах. Использование локальных силовых упражнений, выполняемых в статодинамическом режиме, оказывает существенное влияние на уровень аэробной выносливости студентов.

Ключевые слова: аэробная выносливость, студенты, локальные силовые упражнения, ча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.