Научная статья на тему 'ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
194
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / МОТОРИКА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШАГОМЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сосуновский В.С.

Цель исследования - выявить объем двигательной активности детей дошкольного возраста во время их пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Методика и организация исследования. Для сбора информации о количестве двигательных актов детей дошкольного возраста в процессе исследования применялся метод шагометрии. Подсчет количества локомоций осуществлялся при помощи шагометра Yamax DW-200 Ш 25 производство Yamasa Corp., Токио, Япония. Научное исследование проводилось в холодный период года с ноября по март. Всего было протестировано 234 ребенка. Результаты исследования и выводы. С помощью шагометрии были выявлены различия в двигательной активности между мальчиками и девочками 3-4 лет и 5-6 лет при их свободной двигательной деятельности. Определено, что организация двигательной активности на прогулке является важной формой физической активности ребенка, так как она включает наибольшее количество локомоций, выполненных ребенком в течение дня. Поэтому необходима разработка программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, которые будут направлены на эффективную реализацию их двигательной деятельности во время прогулки, а также на создание развивающей предметно-пространственной среды территории прогулки дошкольников с использованием спортивных тренажеров и инвентаря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сосуновский В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTOR ACTIVITY OF CHILDREN DURING STAY IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Objective of the study was to identify the volume of motor activity of preschool children during their stay in a preschool educational institution. Methods and structure of the study. To collect information on the number of motor acts of preschool children during the study, the method of shagometry was used. The number of locomotions was counted using a Yamax DW-200 Sh 25 pedometer manufactured by Yamasa Corp., Tokyo, Japan. The scientific research was carried out during the cold period of the year from November to March. A total of 234 children were tested. Results and conclusions. With the help of shagometry, differences in motor activity were revealed between boys and girls 3-4 years old and 5-6 years old during their free motor activity. It has been determined that the organization of motor activity during a walk is an important form of a child's physical activity, since it includes the largest number of locomotions performed by the child during the day. Therefore, it is necessary to develop programs for the physical education of preschool children, which will be aimed at the effective implementation of their motor activity during a walk, as well as the creation of a developing object-spatial environment for the territory of a walk for preschoolers using sports simulators and equipment.

Текст научной работы на тему «ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

УДК/UDC 373.24 Поступила в редакцию 20.06.2022 г.

Кандидат педагогических наук В.С. Сосуновский1 Национальный исследовательский Томский государственный университет

MOTOR ACTIVITY OF CHILDREN DURING STAY IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

PhD V.S. Sosunovsky1

1National Research Tomsk State University, Tomsk

Информация для связи с автором: vadim14sergeevich@gmail.com

Аннотация

Abstract

Цель исследования - выявить объем двигательной активности детей дошкольного возраста во время их пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Методика и организация исследования. Для сбора информации о количестве двигательных актов детей дошкольного возраста в процессе исследования применялся метод шагометрии. Подсчет количества локомоций осуществлялся при помощи шагометра Yamax DW-200 Ш 25 производство Yamasa Corp., Токио, Япония. Научное исследование проводилось в холодный период года с ноября по март. Всего было протестировано 234 ребенка. Результаты исследования и выводы. С помощью шагометрии были выявлены различия в двигательной активности между мальчиками и девочками 3-4 лет и 5-6 лет при их свободной двигательной деятельности. Определено, что организация двигательной активности на прогулке является важной формой физической активности ребенка, так как она включает наибольшее количество локомоций, выполненных ребенком в течение дня. Поэтому необходима разработка программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, которые будут направлены на эффективную реализацию их двигательной деятельности во время прогулки, а также на создание развивающей предметно-пространственной среды территории прогулки дошкольников с использованием спортивных тренажеров и инвентаря.

Ключевые слова: ребенок, физическая активность, развитие, моторика, двигательная деятельность, шагометрия.

Objective of the study was to identify the volume of motor activity of preschool children during their stay in a preschool educational institution. Methods and structure of the study. To collect information on the number of motor acts of preschool children during the study, the method of shagometry was used. The number of locomotions was counted using a Yamax DW-200 Sh 25 pedometer manufactured by Yamasa Corp., Tokyo, Japan. The scientific research was carried out during the cold period of the year from November to March. A total of 234 children were tested.

Results and conclusions. With the help of shagometry, differences in motor activity were revealed between boys and girls 3-4 years old and 5-6 years old during their free motor activity. It has been determined that the organization of motor activity during a walk is an important form of a child's physical activity, since it includes the largest number of locomotions performed by the child during the day. Therefore, it is necessary to develop programs for the physical education of preschool children, which will be aimed at the effective implementation of their motor activity during a walk, as well as the creation of a developing object-spatial environment for the territory of a walk for preschoolers using sports simulators and equipment.

Keywords: child, physical activity, development, motor skills, motor activity, pedometry.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста предполагает сложные процессы биологических, физиологических, психоэмоциональных и социо-гуманитарных изменений ребенка. Систематические занятия по физической культуре и спорту имеют большое значение для физического развития, двигательной и функциональной подготовленности дошкольников, а также влияют на формирование осознанного отношения к двигательной активности [4].

В работах J. МПепко и др. (2021) отмечено, что дети в возрасте 4-5 лет ежедневно проводят 85% своего времени в сидячем положении и всего 15% занимаются умеренной или интенсивной физической активностью [10].

Рекомендации Всемирной организации здравоохранения (2020) утверждают, что дети в возрасте от 5 до 17 лет должны заниматься двигательной деятельностью умеренного и интенсивного характера минимум 60 минут в день. Такая физиче-

ская нагрузка является оптимальной для развития функциональных систем организма ребенка, а также профилактики ожирения [5].

По данным исследований C. Tudor-Locke и др. (2004), для поддержания оптимального состояния здоровья детского организма мальчики 5-7 лет должны выполнять около 15 000 шагов, а девочки этого возраста - около 12 000 шагов [11]. В работах J. S. Duncan, G. Schofield, E.K Duncan (2007) отмечено, что для избегания избыточного веса детям дошкольного возраста необходимо выполнять в течение дня 16 и 13 тыс. шагов для мальчиков и девочек, соответственно [8].

Стоит отметить, что в работах L. A. Kurtz (2006) выявлены отклонения в моторных функциях, которые демонстрируют дети дошкольного возраста, не имеющие интеллектуальных отклонений. Актуальными становятся такие понятия, как «синдром неуклюжего ребенка», диспраксия развития, под-

78

http://www.teoriya.ru

№12 • 2022 Декабрь | December

Таблица 1. Двигательная активность дошкольников во время пребывания в ДОУ

Показатели Девочки 5-6 лет Мальчики 5-6 лет Девочки 3-4 года Мальчики 3-4 года

—± а —± а —± а —± а

Кол-во локомоций, усл. ед. 4482±1036 6090±978 3960±963 4264±952

Пройденное расстояние, км 2,22±0,54 3,18±0,87 2,08±0,57 2,14±0,61

разумевающие проблемы в выполнении координационных действий, при условии, что дети не имеют ярко выраженных нарушений интеллектуальной сферы и мышечного тонуса [9].

Активная мышечная деятельность, по мнению многих исследователей (Н. А. Бернштейн, R. Aston и др.), является одним из основных элементов в развитии функциональных систем организма ребенка, в формировании у него жизненно необходимых двигательных умений и навыков, и в становлении осознанной потребности выполнения физических упражнений [1, 6].

В работах Н. А. Бернштейна (1966) двигательная активность рассматривается как фактор развития нервной системы человека, в частности его психомоторных способностей, к которым относятся простые и сложные сенсомоторные реакции организма. Таким образом, определяется связь между двигательной активностью и развитием нервной системы человека. В связи с этим, процесс физического развития необходимо рассматривать в неразрывной связи с познавательным и умственным развитием начиная с дошкольного возраста. Следует отметить, что в процессе физического развития дошкольников необходимо уделять внимание не только развитию физических качеств, но также развитию психомоторных способностей [1].

В исследованиях А. С. Денисова, Ю. М. Савельева (2022) отмечается, что центральная нервная система в процессе двигательной активности человека стимулируется импульсами от работающих мышц, что благотворно влияет на ее развитие. Уровень развития ЦНС зависит от сложности выполнения двигательного действия, в частности сложнокоординацион-ных упражнений и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики [2].

В работе В. П. Дудьева (2020) установлена взаимосвязь между уровнем двигательной подготовленности ребенка и развитием его речевого аппарата, в том числе объема словарного запаса [3].

В исследованиях P. Bonifacci, S. Contento (2008) отмечена взаимосвязь между компонентами общей и мелкой моторики ребенка дошкольного возраста. Первично идет овладение двигательными действиями крупной моторики, а овладение элементами мелкой моторики происходит вторично. При этом стоит отметить, что двигательные действия общей моторики положительно влияют на формирование не только мелкой моторики, но и на психомоторное развитие, в частности на простые и сложные сенсомоторные реакции детей [7].

В связи с этим двигательная подготовка дошкольника является важнейшим элементом, который рассматривает развитие ребенка как со стороны физического развития, так и вкладывает в него процесс подготовки к познавательной деятельности. Данный процесс проводит параллели между движениями и когнитивными способностями ребенка.

Цель исследования - выявить объем двигательной активности детей дошкольного возраста во время их пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Методика и организация исследования. Для сбора информации о количестве двигательных актов детей дошкольного возраста в процессе исследования применялся метод шагометрии. Подсчет количества локомоций осуществлялся при помощи шагометра Yamax DW-200 Ш 25, производство Yamasa Corp., Токио, Япония.

В процессе исследования двигательной активности детей во время пребывания их в дошкольном образовательном уч-

2000 1800 1600 . 1400 1200 > 1000 800 600 400 200 0

346 405

||

285 444 426 267

В

I ^ „«Р ^ «Ф Л* ^

//////л1?/

Рис. 1. Количество двигательных актов девочек 5-6 лет во время пребывания их в детском саду

2500

2000

1500

со р 1000

э 500

to

^ 0

1924

1178 Щ ||

521 553 484

,# „.# <£ с? # ,5- «£• <У

#VVу////

Рис. 2. Количество двигательных актов мальчиков 5-6 лет во время пребывания их в детском саду

реждении (ДОУ) анализировались показатели шагомера при организации свободной двигательной деятельности дошкольников (в дни, когда у детей не проводятся занятия по физической культуре, художественно-эстетическому образованию, робототехнике и т.д.). Исследование проводилось с ноября по март с четырехчасовым интервалом в утреннее и вечернее время в соответствии с режимными моментами отдельных возрастных категорий детей (с 9:00 до 13:00 часов, с 15:00 до 19:00 часов). В исследовании были проанализированы данные с шагомера 234 детей (132 ребенка 5-6 лет (70 девочек, 62 мальчика), 102 ребенка 3-4 года (46 девочек, 56 мальчиков).

Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования было выявлено, что количество шагов, выполненное девочками 5-6 лет в процессе свободной двигательной деятельности во время их пребывания в ДОУ, составило в среднем значении 4482 шага, этот показатель меньше среднего значения мальчиков 5-6 лет - 6090 шага. Анализируя средние показатели количества локомоций детей 3-4 лет, также можно сделать вывод о большей активности мальчиков (4264 шага) в сравнении с девочками (3960 шагов) данного возраста (табл. 1).

По результатам пройденного расстояния детьми дошкольного возраста можно сделать вывод, что за время пребывания в ДОУ при свободной двигательной деятельности девочки 5-6 лет преодолели в среднем 2,22 км, тогда как мальчики 5-6 лет преодолели более 3 км. Девочки и мальчики 3-4 лет прошли чуть более 2 км (2,08 км и 2,14 км, соответственно) (рис. 1, 2).

Выводы. В результате исследования определено, что организация двигательной активности на прогулке является важной формой физической активности ребенка, так как она включает наибольшее количество локомоций, выполненных ребенком в течение дня. Поэтому необходима разработка программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, которые будут направлены на эффективную реализацию их двигательной деятельности во время прогулки, а также на создание развивающей предметно-пространственной среды территории прогулки дошкольников с использованием спортивных тренажеров и инвентаря.

Исследование выполнено при поддержке Программы развития Томского государственного университета (Приори-тет-2030).

Литература

1. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1966. - 349 с.

2. Денисова А. С. Сенсорная интеграция - метод терапии в реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями в раз-

№12 • 2022 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

1880

витии / А. С. Денисова, Ю. М. Савельева // E-Scio. - 2022. - № 1 (64). - С. 32-39.

3. Дудьев В. П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья [учебное пособие] / В. П. Дудьев. - Барнаул: АлтГПУ, 2020. - 359 с.

4. СосуновскийВ. С. Кинезиологическая образовательная технология физического воспитания дошкольников / В. С. Сосуновский, А. И. Загревская // Теория и практика физической культуры. -2020. - № 11. - С. 68-70.

5. Яцюнь Ч. Влияние китайской гимнастики Цигун Ба Дуань Цзинь на физическое состояние студентов специальной медицинской группы / Ч. Яцюнь, Т. А. Шилько, А. Б. Шарафеева // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 12. - С. 76-77.

References

1. Bernstein N.A. Ocherki po fiziologii dvizheniy i fiziologii aktivnosti [Essays on the physiology of movements and the physiology of activity]. Moscow: Meditsina publ., 1966. 349 p.

2. Denisova A.S., Savelyeva Yu.M. Sensornaya integratsiya - metod ter-apii v reabilitatsii detey s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami v razvitii [Sensory integration - a method of therapy in the rehabilitation of children with severe multiple developmental disorders]. E-Scio. 2022. No. 1 (64). pp. 32-39.

3. Dudiev V.P. Psikhomotorika detey s ogranichennymi vozmozhnostya-mi zdorovya [Psychomotor skills of children with disabilities]. Barnaul: AltGPU publ., 2020. 359 p.

4. Sosunovsky V.S., Zagrebskaya A.I. Kineziologicheskaya obrazovatel-naya tekhnologiya fizicheskogo vospitaniya doshkolnikov [Kinesiology educational technology of physical education of preschoolers]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 11. pp. 68-70.

5. Yaqun Ch., Shilko T.A., Sharafeeva A.B. Vliyaniye kitayskoy gimnastiki Tsigun Ba Duan' TSzin' na fizicheskoye sostoyaniye studentov spetsi-alnoy meditsinskoy gruppy[ The influence of Chinese gymnastics Qigong Ba Duan Jin on the physical condition of students of a special medical group]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 12. pp. 76-77.

6. Aston R. Physical health and well-being in children and youth: review of the literature. OECD Education Working Papers. 2018. No. 170. pp. 3-39.

7. Bonifacci P., Contento S. Soggetti a rischio di disturbo di sviluppo della coordinazione: aspetti emotivi e cognitive. Psicologia clinica dello svi-luppo. 2008. No. 1. pp. 129-146.

8. Duncan J.S., Schofield G., Duncan E.K. Step count recommendations for children based on body fat. Prev. Med. 2007. No. 44. pp. 42-44.

9. Kurtz L.A. Disturbi della coordinazione motoria. Trento Erickson. 2006. No. 3. pp. 136-154.

10. Milenko J., Maja B., Dusan S., Obradovi'c J., Trajkovi'c N. Physical activity of Serbian children in daycare. Children. 2021. No. 8. pp. 161-185.

11. Tudor-Locke C., Pangrazi R.P., Corbin C.B., Rutherford W.J., Vincent S.D., Raustorp A., Tomson L., Cuddihy T.F. BMI-referenced standards for recommended pedometer-determined steps/day in children. Prev. Med. 2004. No. 38. pp. 857-864.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ii

О (U .с Н

ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ СИТУАЦИОННОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОМОТОРОНОГО МЕТОДА

И.В. Голубев1

Кандидат педагогических наук Е.И. Троян1 'Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень

УДМ^С 796.052.244

Ключевые слова: полиция, сотрудники патрульно-постовой службы полиции, физическая подготовка, физическая сила, боевые приемы борьбы, сенсомоторный метод, ситуации.

Введение. Сотрудник патрульно-постовой службы полиции (далее, ППСП) должен уметь применять физическую силу, в том числе и боевые приемы борьбы в различных ситуациях пресечения преступления, преследования и задержания преступников [1]. Однако в рамках начальной физической подготовки сотрудников ППСП применение боевых приемов борьбы рассматриваются вне контекста ситуаций их дальнейшей профессиональной деятельности [2]. Необходима разработка комплекса типовых ситуаций применения физической силы, в том числе и боевых приемов борьбы, а также апробирование использования разработанного ранее сенсомоторного метода для обучения применению физической силы в типовых ситуациях служебной деятельности.

Цель исследования - выявление эффективности использования ситуационного и сенсомоторного методов обучения сотрудников ППСП применению физической силы в ситуациях их служебной деятельности.

Методика и организация исследования. Исследование было проведено в 2022 г. на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД. В исследовании были использованы научные методы: анализ и обобщение традиционных и инновационных методов формирования навыков боевых приемов борьбы и умений их применения, моделирование типовых ситуаций применения физической силы сотрудниками ППСП; педагогический эксперимент, тестирование. Разработанный комплекс ситуаций применения сотрудниками ППСП физической силы. Также использовался сенсомоторный метод, основанный на принципе постепенно-

TRAINING OF POLICE PATROL SERVICE STAFF N THE SITUATIONAL USE OF PHYSICAL FORCE ON THE BASIS OF USING THE SENSO-MOTOR METHOD

I.V. Golubev1 PhD E.I. Troyan1

1Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumen

Поступила в редакцию 04.11.2022 г.

го исключения активности использования сенсорных анализаторов: слуха, осязания, зрения до одного - зрительного в восприятии атакующих действий правонарушителя использовался в экспериментальной группе в рамках освоения дисциплины «Физическая подготовка» программы профессиональной (начальной) подготовки. В конце периода обучения сотрудников ЭГ и КГ проводилось тестирование навыков применения физической силы в типовых ситуациях.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования разработан комплекс ситуаций применения сотрудниками физической силы: «Предотвращение распития спиртных напитков в общественном месте»; «Нападение на сотрудника полиции с целью завладения табельным оружием»; «Проверка документов, удостоверяющих личность». В конце периода обучения было выявлено, что у представителей ЭГ уровень огневой подготовленности вырос на 18,4% больше в ЭГ.

Вывод. Результаты исследования выявили эффективность использования сенсомоторного метода и типовых ситуаций применения физической силы для обучения сотрудников ППСП. Основным условием организации учебных ситуационных занятий и использования сенсомоторного метода является необходимость использования учебных полигонов, моделирующих окружающую обстановку рассматриваемых ситуаций служебной деятельности.

Литература

1. Сафронов А.Ю. К вопросу о физической подготовке сотрудников па-трульно - постовой службы полиции // E-Scio. 2021. №7 (58). С. 222-226.

2. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1.07.2017 г. №450. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.06.2019). - Текст: электронный.

Информация для связи с автором: golybev.igor72@mail.com.

80

http://www.teoriya.ru

№12 • 2022 Декабрь | December

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.